Аннотация: Обзор очерков конкурса "В поисках русской души"
Зинаида Палиева
Ох, уж эта русская душа!
Обзор очерков, представленных на конкурс "В поисках русской души" (2020-21гг.)
Будучи во второй раз участницей конкурса очеркистов, беру на себя смелость высказаться по поводу некоторых конкурсных работ. Я уже писала в предыдущем обзоре , что очень рада этой номинации - очерку. Это поистине универсальный жанр (портретный, проблемный, путевой), стоящий на грани литературы и публицистики, а потому позволяющий расширить круг авторов и читателей журнала САМИЗДАТ. Но при этом призываю участников (у меня есть для этого достаточные основания) непременно изучать историю и теорию очерка. Тогда наше творчество будет интереснее, глубже, профессиональнее.
Дмитрий Тюлин. Трасса.
Объёмный путевой очерк, написанный, без сомнения, опытным автором. Достоверно, с чувством юмора описан длинный маршрут автостопом. Живо и лаконично нарисованы портреты персонажей. Словом, очерк в целом удался. Но досадные недоработки в тексте тоже есть. Прежде всего, это - избыток случайного, не отобранного, согласно требованиям жанра, материала. Автор словно задался целью написать добросовестный отчёт о поездке, не пропуская ни единого эпизода. Это создало нежелательный "информационный шум", снизило общее впечатление от работы. Есть и языковые небрежности: "довелось испытать трассу под предлогом необходимости бесплатно вернуться в город из студенческого лагеря" , " ради утверждения веры в человека и доказательства возможности существования общества, не нуждающегося в деньгах" - и другие конструкции канцелярита, но не публицистического, очеркового стиля, призванного быть живым, близким к разговорному. Есть и орфографические и смысловые ошибки, такие, как "в кОмпании" вместо " кАмпании", поскольку речь идёт не об учреждении, а о круге друзей; "пришлось поиметь дело" - с неприличной коннотацией, и т.д.. И, наконец, не дело, на мой взгляд, отправлять на конкурс неотформатированный текст (разные межстрочные интервалы и тому подобные примеры небрежности оформления). Несмотря на эти недочёты, повторюсь, очерк удался, с чем я и поздравляю Дмитрия!
Владимир Гезира. Лолита под расстрелом - семья мамы
Вызывает вопрос уже заголовок. Неуместно поставлен знак тире. Получается: Лолита - это семья мамы. Лучше было вторую часть заголовка взять в скобки. В целом же текст очень хорош как черновой материал для очерка: множество интересных фактов, увы, слабо связанных между собой. Не вполне получился образ-портрет главного героя. По всему тексту -только отдельные детали портретов персонажей. Нет и глубоких личностных размышлений автора, что было бы уместно в очерке. Последний абзац слабо выполняет эту функцию, являясь сплошным канцеляритом: " Семья Черненко слилась с русским этносом. Трудный опыт национальных бедствий, войны, мирного строительства этому способствовал, поэтому, рассказывая о членах этой семьи, можно говорить о русской душе. На мой взгляд, для неё характерны трудолюбие, жизненная отвага, способность переносить немыслимые испытания".
Елена Григорьева . Маленькое грустное чудо.
Сюжет текста трогателен,сентиментален, но не дописан, не додуман, чтобы соответствовать жанру очерка.
Роман Винокур. Поэт Михаил Ильевич (Ленц).
Материал сам по себе интересный, достойный осмысления. Но в данном случае, на мой взгляд , не выполнено основное условие очерка - личный контакт автора с героем, личное впечатление о герое. Иначе это не очерк, а отзыв о творчестве, рецензия, то есть один из жанров литературоведения.
Евгения Шумова. Юнона и Авось.
Полагаю, что в целом текст написан живым языком, Портрет героини вполне очерчен. Однако описанного в тексте эпизода - поход в театр на гастрольный спектакль - явно недостаточно для очерка, даже с учётом описанного влияния этого эпизода на последующую жизнь героини. Это скорее небезынтересная зарисовка, в которой проявились очевидные потенциальные писательские способности автора. Желаю Евгении дальнейших писательских успехов и советую познакомиться с теорией очерка.
Вера Бачерникова. Ода другу. Интересный портретный очерк. Немного архаичный (начало соцсетей - явление 20-летней давности) сюжет. Однако написан очерк в трогательно-доверительной манере, близкой к эпистолярному жанру ( письма) - с воспоминаниями. Портрет героя мог быть интереснее, если бы автор наряду с восторженными характеристиками показала и какую-то проблемную сторону жизни портретируемого. Тогда его судьба и характер приобрели бы гораздо более объёмный и правдивый вид.
Сергей Кудряшов. Восхождение на Маркоу. Интересный путевой очерк! Написано достоверно, с чувством юмора, с яркими психологическими чёрточками персонажей. Но! Грамотность оставляет желать лучшего. До обидного много синтаксических и орфографических ошибок.
Желаю всем нам, конкурсантам и просто пишущим людям, неугомонности, доброжелательности, но и требовательности друг к другу и к себе!