Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.66.Природа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ПРИРОДА

Над темною правдой

могильного сна,

как серая роза,

растет тишина.

Для крови - обитель,

для веры - исход;

вошла она светом

в молчание вод.

И вечно-живое

притихло в волне

с людским одиночеством

наедине.

Хименес

  
   Слово "природа" часто употребляется в значении ''естественная среда обитания человека'' (всё, что нас окружает, за исключением созданного человеком).
   Природа выступает в качестве неразумного, инстинктивного начала, противостоящего человеческому духу. Природа также трактуется как исток, первобытное состояние мира, поэтому иногда считается, что ей свойственна девственность и чистота.
   Примерно с VIII по II в. произошел важнейший переворот в духовной жизни человечества. Разрушение мифологического восприятия мира, с его спокойной устойчивостью и ощущением извечной повторяемости в жизни природы и людей, заставило человека решать новые сложные вопросы. Перестав чувствовать себя частью природы, он стал иначе смотреть на себя, ощутил себя как личность, но одновременно осознал и свое одиночество, ужас окружающего мира и свою беспомощность. Перед ним открылась дисгармония жизни, и человек пытался понять ее законы, выработать новое к ней отношение. И главное, начал создаваться образ идеального мира, в котором человечество стремилось осознать, какими должны быть мир, люди и отношения между ними.
  
   История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10--11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений. / Под ред. В. И. Уко-ловой. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: Дрофа, 1999. -- 512с.: карт.
  
   Пантеизм ( el. ???,"всё, всякий" и el. ????, "бог, божество") -- учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу .
  
   Панпсихизм- учение о всеобщей одушевлённости природы,учение о душе и психической реальности как подлинной сущности мира (концепция монады у Г. В. Лейбница, философские идеи Г. Т. Фехнера, К. Г. Юнга и др.).
   Пан ( el. ???) -- древнегреческий бог, культ которого имеет аркадийское происхождение.
   По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа .
   Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем ( el. ???, "весь") великую радость. Пан был богом-покровителем стад (слово ??? связывают с el. ???, "пасти?").
   Изобрел игру на свирели у горы Номия (Аркадия), где было место Мельпея .
   За помощь богам Пан стал созвездием Козерога .
   Пан -бог, любивший уединение и свободную природу
   Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.279-280,
   Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.15-16
  
   Пятая зримая поэма
  
   Я живу в бесчисленных образах вереницы сезонов
   И лет
   Я в бесчисленных образах жизни живу
   В причудливом кружеве
   Очертаний и красок и жестов и слов
   В красоте неожиданной
   И в привычном уродстве
   В свежей ясности мыслей желаний
   Я живу в нищете и тоске им я не поддаюсь
   Я живу невзирая на смерть
  
   Я живу в пламенеющей и приглушенной реке
   Прозрачной и хмурой
   В реке зрачков и ресниц
   В душном лесу на беззаботном лугу
   Устремленном к далекому морю а оно сливается
   с небом
   Я в пустыне живу заселенной застывшей толпой
   В муравейнике одинокого человека
   И в братьях своих обретенных
   Одновременно живу в голоде и в изобилье
   В сумятице дней и в черном порядке ночей...
   Элюар
  
  
   В 1865 г. папа Пий IX, автор "Силлабуса" -- "Списка важнейших заблуждений нашего времени", предал анафеме пантеизм.
  
  
   В XX веке появляется тема природы, мстящей человеку в виде стихийных бедствий. Многообразие и сложность природных явлений и структур позволяют говорить о её мудрости и способности быть учителем для людей.
   Уставший от цивилизации человек ищет успокоение на лоне природы. Понятие экологического отчуждения возникает, когда между человеком и природным окружением нарушен гомеостаз, когда разрушенная биосфера перестает благоприятствовать существованию и развитию человеческой жизни и несет в себе возможность ее уничтожения.
  
   http://www.about-nature.ru Все о природе
  
  
   Натурализм (философия) ( fr. naturalisme; от la. naturalis -- природный, естественный) -- философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего.
   По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике -- это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше).
   Социальный натурализм, исходя из идеи природной целостности мира, формулирует основной вопрос современного мировоззрения следующим образом: "Является ли социальное природным?" и предлагает рассматривать социальное как "третью природу", генетически возникшую в результате развития первой - "физической природы" и второй - "биологической природы".
   "Основной вопрос философии" в свете социального натурализма приобретает следующее выражение: "Какова роль воли и сознания людей в мире, существующем по законам природы?". Решается этот вопрос так: воля и сознание - это средства приспособления людей к законам природы (а не средства противодействия законам природы).
   http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_1/Kanarsh/13.pdf Канарш Г. Ю. Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма
  
   Мне кажется, что было бы лучше, если бы мы были в космосе одиноки. Это потому, как я считаю, что худшее состояние, чем человеческое поведение, уже недостижимо.
   С.Лем
  

Я видел сынов грядущего мира, и их очень мало.

Раби Шимон бар Йохай -- Талмуд,

Сукка, 45б

  
  
  
   Глобальные проблемы человечества являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура -- по принципу положительной обратной связи.
  
   Спесиеци?зм ( en. speciesism, en. specieism, син.: видовой шовинизм, специецизм, видовое превосходство http://rus.proz.com/kudoz/english_to_russian/philosophy/428730-specieism.html, видоцентризм, видизм) -- ущемление человеком интересов или прав остальных живых существ, под которыми обычно подразумеваются животные.
   Термин был введен в оборот и изначально использовался философами-идеологами движения за права животных с 1970-ых годов http://www.ecoethics.ru/b40/3.html
   Он основан на убеждении в том, что человек стоит выше остальных живых существ и что эксплуатация животных в пользу человека оправдана.
   Ежегодно в мясной промышленности разводятся десятки миллиардов животных с целью производства продуктов питания и одежды.
   По разным данным, в мире используются до 300 миллионов животных для вивисекции и других опытов с использованием животных. Такие эксперименты осуществляются для медицинских, военных, образовательных и иных целей.
   По данным начала 2000 г.г. в России 2 миллиона диких животных отлавливались капканами. В тоже время более 80 стран мира запретили использование ногозахватывающих капканов. До 50 миллионов животных в мире выращивается на зверофермах. В России таких ферм от 20 до 50. Отлов в природе и выращивание пушных животных на зверофермах происходит с целью выделки их шкур и производства одежды и аксессуаров. Животные содержатся в тесных клетках всю жизнь, как правило скрытых только навесом, из-за чего они вынуждены страдать от тесноты и тяжелых погодных условий. Часто из-за болезней и травм они не доживают до забоя. Забой происходит разными средствами. В России обычно используется укол ядом, но в то же время, также используется умерщвление током, газом или удушением. Эти методы применяются во многих странах мира, где звероводство не запрещено.
   http://www.vita.org.ru/fur.htm "Мех, кожа и шерсть" , ''ВИТА Центр защиты прав животных''
  
   Самой значительной экологической проблемой является угроза стабильности целых экосистем, при условии, что ключевые виды исчезают на каком-нибудь уровне цепи питания.
   Всемирный союз охраны природы (ВСОП) определяет процент вымирающих видов как 40 процентов всех организмов, основанных на разнообразии видов, известных до 2006. http://www.iucnredlist.org/info/tables/table1 IUCN статистика Красного списка (2006)
   Большое количество видов, вымерших в течение прошлых 150 лет, является причиной для беспокойства. Текущие темпы вымирания в 10-100 раз выше, чем в любой из предыдущих периодов массового вымирания в истории Земли. Если эти темпы вымирания сохранятся или ускорятся, то число вымирающих видов в следующее десятилетие можно будет исчислить в миллионах
   S.L. Pimm, G.J. Russell, J.L. Gittleman и T.M. Ручьи, "Будущее Биологической вариативности", Наука 269: 347--350 (1915) .
  
   Пример:экологическая война США против Вьетнама -- применение армией США в ходе войны во Вьетнаме химического оружия, повлекшее многочисленные жертвы среди мирного населения и тяжёлые экологические последствия.
   За время войны армия США распылила на территории Южного Вьетнама 72 млн литров дефолиантов "Agent Orange" для уничтожения лесов, в том числе 44 млн литров, содержащих диоксин. Диоксин является стойким веществом, попадая в организм человека с водой и пищей, он вызывает различные заболевания печени и крови, массовые врождённые уродства новорожденных и нарушения нормального протекания беременности. После применения американскими военными дефолиантов уже после войны погибло несколько десятков тысяч человек. Всего во Вьетнаме насчитывается около 4,8 миллиона жертв распыления дефолиантов, в том числе, три миллиона непосредственно пострадавших.
   http://www.vietnamnews.ru/chemical.html Напалм и диоксин во вьетнамской войне // vietnamnews.ru .
   Американские военные также применяли газы; вызывали искусственное облакообразование и кислотные дожди, применяя обработку облаков химикатами и закисление атмосферы; распыляли химикаты, вызывающие сильные пожары в джунглях.
   Хозин Г. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5554/ Необъявленная война природе // Вокруг света, N 10 (2625), 1977
   Коваль В. http://www.ruspred.ru/arh/18/21.php Катастрофа по заказу // Русский предприниматель, N 1-2 (19), февраль 2004 .
   В августе 1961 года президент Кеннеди санкционировал применение химикатов для уничтожения растительности в Южном Вьетнаме. Первоначально в экспериментальных целях южновьетнамская авиация под руководством американских военных применила распыление дефолиантов над небольшими лесными массивами в районе Сайгона (ныне Хошимин). В 1963 году обработке дефолиантами подверглась более обширная площадь на полуострове Камау. Получив успешные результаты, американское командование начало массированное применение дефолиантов.
   В рамках операции "Ranch Hand" химическому воздействию подверглись все районы Южного Вьетнама, многие районы Лаоса и Камбоджи. Кроме лесных массивов обрабатывались поля, сады и каучуковые плантации. С 1965 года дефолианты распылялись над полями Лаоса (особенно в его южной и восточной частях), с 1967 года -- в северной части демилитаризованной зоны. В декабре 1971 года президент Никсон отдал приказ о прекращении массового применения гербицидов, однако их применение разрешалось вдали от американских военных объектов и крупных населённых пунктов.
   Американские войска преимущественно использовали четыре гербицидные рецептуры: пурпурную, оранжевую, белую и голубую. Их основными компонентами являлись: 2,4-дихлорфено-ксиуксусная кислота, 2,4,5-трихлорфеноксиуксусная кислота, пиклорам и какодиловая (диметиларсиновая) кислота. Наиболее активно применялась оранжевая рецептура (против лесов) и голубая (против посевов риса и других сельскохозяйственных культур). Для лучшего распыления химикатов к ним добавлялся керосин либо дизельное топливо.
   Шишлова А. htm http://nauka.relis.ru/08/9910/08910022.htm "Куриный кризис" в Бельгии и проблема диоксина // Наука и жизнь .
   Американские военные для уничтожения растительности использовали также массированные бомбардировки джунглей. В 1965--1973 годах на Южный Вьетнам было сброшено 17 миллионов авиационных бомб, было взорвано 217 миллионов артиллерийских снарядов.
   Армия США применяла тяжёлую гусеничную технику -- "связки" 33-тонных бульдозеров для снятия поверхностного слоя, после чего почва становится непригодной для земледелия (технология "римских плугов"). Кроме того, практиковалось разрушение дамб и ирригационных сооружений
   Берков А. http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/N09_99/9_19.HTM. Международные следственные комиссии в зеркале современности // Обозреватель -- Observer, N 9 (116), 1999 .
   По данным министерства обороны США, с 1962 по 1971 годы американцы распылили на 10 % территории Южного Вьетнама 77 миллионов литров дефолианта "Эйджент орандж", в том числе 44 миллиона литров, содержащих диоксин.
   http://www.vn-agentorange.org/edmaterials/giaodiem_book.html
   По данным вьетнамского Общества пострадавших от диоксина, из трёх миллионов вьетнамцев -- жертв химиката к настоящему времени свыше миллиона человек в возрасте до 18 лет стали инвалидами, страдающими наследственными заболеваниями. Вьетнамским жертвам в выплатах компенсации за ущерб, причинённый жизни и здоровью воздействием дефолианта, было отказано. http://rus.newsru.ua/world/23feb2008/vietnamisk.html Вьетнам возмутился решением суда США по иску пострадавших от диоксина] // NEWSru, 23 февраля 2008 .
   = Экологические последствия =
   Масштабное применение американскими войсками химикатов привело к тяжёлым последствиям. Практически полностью были уничтожены мангровые леса (500 тыс. га), поражено 60 % (около 1 млн га) джунглей и 30 % (более 100 тыс. га) равнинных лесов. С 1960 года урожайность каучуковых плантаций снизилась на 75 %. Американские войска уничтожили от 40 до 100 % посевов бананов, риса, сладкого картофеля, папайи, помидоров, 70 % кокосовых плантаций, 60 % гевеи, 110 тыс. га плантаций казуарины.
   В результате применения химикатов серьёзно изменился экологический баланс Вьетнама. В поражённых районах из 150 видов птиц осталось 18, произошло почти полное исчезновение земноводных и насекомых, сократилось число рыб в реках и произвошло изменение их состава. Был нарушен микробиологический состав почв, отравлены растения. Резко сократилось число видов древесно-кустарниковых пород влажного тропического леса: в поражённых районах остались единичные виды деревьев и несколько видов колючих трав, не пригодных в корм скоту.
   Изменения в фауне Вьетнама повлекли вытеснение одного вида чёрных крыс другими видами, являющимися разносчиками чумы в Южной и Юго-Восточной Азии. В видовом составе клещей появились клещи-разносчики опасных болезней. Аналогичные изменения произошли в видовом составе комаров: вместо безвредных комаров-эндеминов появились комары-разносчики малярии.
   * Кунцевич А. Д., Назаркин Ю. К. http://www.himvoiska.narod.ru/vietnam.html Химическая война США в Индокитае , 1987.
   * Хозин Г. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5554/ Необъявленная война природе. // Вокруг света, N 10 (2625), 1977
  
  
   Некоторые исследователи будущего предполагают, что цивилизация погибнет под натиском мусора, который она производит.
   http://nkj.ru/archive/articles/1680/ Кризис мировой цивилизации на весах научного подхода. Наука и жизнь, номер 9. 2005
   Большое тихоокеанское мусорное пятно, в англоязычных странах также известное как en. Eastern Garbage Patch ("восточный мусорный континент") и en. Pacific Trash Vortex ("тихоокеанский "мусороворот"") -- это водоворот антропогенного мусора в северной части Тихого океана. Он расположен между 135®--155® западной долготы и 35®--42® северной широты. На этом участке сконцентрированы чрезвычайно плотные залежи пластика и других отходов, принесенных водами Северо-Тихоокеанской системы течений.
   Водоворот системы собирает мусор со всей северной части Тихого океана, в том числе из прибрежных вод Северной Америки и Японии. Отходы подхватываются поверхностными течениями и постепенно перемещаются к центру водоворота, который не выпускает мусор за свои пределы.
   Точный размер области неизвестен. Приблизительная площадь варьирует от 700 тыс. до 15 млн км« и более, (от 0,41 % до 8,1 % общей площади Тихого Океана). Вероятно, на этом участке находится более ста миллионов тонн мусора. http://www.independent.co.uk/environment/the-worlds-rubbish-dump-a-garbage-tip-that-stretches-from-hawaii-to-japan-778016.html
   По оценке Чарльза Мура, 80 % мусора происходит из наземных источников, 20 % выбрасывается с палуб кораблей, находящихся в открытом море. Мур утверждает, что отходы с Восточного побережья Азии перемещаются к центру водоворота примерно за пять лет, а с Западного побережья Северной Америки -- за год или менее. http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=89099470
   В отличие от отходов, подверженных биоразложению, пластик под действием света лишь распадается на мелкие частицы, при этом сохраняя полимерную структуру. Распад идет вплоть до молекулярного уровня.
   Всё более и более мелкие частицы концентрируются в поверхностном слое океана, и в итоге морские организмы, обитающие здесь же, начинают употреблять их в пищу, путая с планктоном. Таким образом, из-за высокой концентрации в нейстоне пластиковые отходы включаются в пищевую цепь.
   В 2001 году учёные (включая Мура) выяснили, что в определённых областях мусорного пятна концентрация пластика уже тогда достигала миллиона частиц на квадратную милю. На квадратный метр приходилось 3,34 куска пластика средним весом 5,1 миллиграмм. Во многих местах зараженного региона общая концентрация пластика превышала концентрацию зоопланктона в семь раз.
  
   Мир без нас -- нехудожественная книга о том, что произойдет с естественной и искусственной средой, если люди вдруг исчезнут, написанная американским журналистом Аланом Вайсманом и опубликованная издательством "Сант Мартинз Томас Данн Букз". Книга является расширенной версией его статьи в "Дискавери" за февраль 2005 года "Земля без людей". Написанная в основном как мысленный эксперимент, она описывает как будут разрушаться города и здания, как долго просуществуют созданные человеком вещи, и как будут эволюционировать оставшиеся формы жизни. Вайсман приходит к выводу, что жилые кварталы покроются лесами в течение 500 лет, а радиоактивные отходы, бронзовые статуи, пластмасса, и гора Рашмор будут дольше всего свидетельствовать о присутствии человека на Земле.
   Мысленный эксперимент Вейсмана исследует две темы: как природа будет реагировать на исчезновение людей и то, какое наследие оставит человечество.
   Вейсман использовал в качестве модели современный Нью-Йорк, чтобы рассмотреть как может разрушаться неподдерживаемый человеком современный город. По его мнению, канализация засорится, подземные потоки воды наполнят тоннели метро, почвы под дорогами подвергнутся эрозии, образуются подземные пустоты. Используя интервью с членами Общества охраны дикой природы и представителями Нью-Йоркского Ботанического сада Вайсман прогнозирует, что местная растительность будет возвращаться, распространясь из парков и окружающих зелёных поясов. Крысы и тараканы, не обеспеченные пищей и теплом, вымрут.
   Вейсман объясняет, как обычный для США жилой дом будет разрушаться: сначала вода проникнет через крышу внутрь, начнёт разъедать древесину и гвозди, что приведёт к наклону стен и обрушению всего здания. По истечению пятисот лет все, что останется это алюминиевые части посудомоечной машины, посуда из нержавеющей стали и пластиковые ручки. Гораздо дольше могут просуществовать радиоактивные материалы, керамика, бронзовые статуи, гора Рашмор, а в космическом пространстве также золотые таблички на аппарате "Вояджер" и радиоволны.
   http://www.worldwithoutus.com/index2.html ''The World Without Us''  -- Официальный сайт
  
   21 мая 1902 г. вулкан Мон-Пеле на острове Мартиника в Карибском море выдохнул страшную тучу горячего пепла, которая накрыла город Сен-Пьер . Погибло 30 тысяч человек -- все население города и всего две или три кошки. Животные заблаговременно почувствовали опасность и покинули обреченный город.
  
   Убийца пяти человек в Москве выложил в интернет "манифест".
   Дмитрий Виноградов, задержанный в Москве 7 ноября по подозрению в убийстве пяти человек, перед преступлением опубликовал в социальной сети "манифест" с объяснением своей позиции. Документ был выложен в пять часов утра 7 ноября.
   "Я уверен, что у меня есть достаточные основания считать все человечество макро аналогом раковой опухоли живого организма; в роли последнего в данном случае выступает наша планета", - говорится в документе. Виноградов в записке отмечает, что в течение всего своего существования человечество бросало вызовы законам природы. "Уже в 2011 году численность человечества достигла семи миллиардов, и это при том, что даже при текущих темпах потребления запас прочности Земли уже исчерпан", - пишет он.
   Далее Виноградов посетовал, что в мире сейчас почти не ведется войн, многие болезни побеждены, а естественный отбор почти перестал функционировать. Он также отметил, что считает вредной толерантность и стирание индивидуальности людей.
   Виноградов заключил, что единственный способ оправдать человеческую жизнь - "уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста".
   По информации следствия, после публикации "манифеста" 30-летний Виноградов взял карабины "Сайга" и Benelli и отправился на склад аптечной сети "Ригла", где работал юристом. Там он открыл огонь по коллегам, сидевшим за столами. Погибли Елена Лапшина, Наталья Плеханова, Александр Бирюк, Андрей Тертьяков, а также соискатель вакансии по фамилии Моисеев. Преступника задержали на месте преступления, он не пытался сопротивляться.
   Lenta.ru
  
   Новое отношение к жизни можно выразить конкретнее в следующих принципах: развитие человека требует от него способности вырваться за пределы ограниченной замкнутости собственного Эго, алчности, своекорыстия, оторванности от близких, а значит, за пределы базисного одиночества. Такое превосходство является условием для того, чтобы открыться миру и соотнести себя с ним, стать уязвимым и вместе с тем испытывать идентичность и целостность; условием человеческой способности наслаждаться всем, что живо, изливать свои способности на окружающий его мир, быть "заинтересованным"; короче говоря, скорее "быть", чем "иметь и использовать" - вот следствие шага на пути к преодолению алчности и эгоизма.
   Эрих Фромм.
  
   Доктрина биоцентризма, как часть философии глубинной экологии, впервые была изложена в начале 1970-х годов норвежским философом и зоозащитником Арне Нэссом в статье "Поверхностная и глубинная экология в экологическом движении". Данная концепция имеет антииндустриальную и антикапиталистическую направленность.
   http://www.proza.ru/2008/10/18/491 Д. Ортон. Основные положения левого биоцентризма
   В экологической этике биоцентризм ассоциируется с работами Поля Тейлора, в частности с его книгой "Уважение природы" (1986).
   Родиной биоцентризма считается США, где в 60-е годы XX века появилось движение поэтов-битников, созданное американскими студентами и преподавателями, которые не разделяли ценности, присущие американскому истеблишменту. Они в знак протеста уходили в горы. Из этой интеллектуальной среды вышла Рейчел Карсон, написавшая книгу "Молчаливая весна".
   Книга стала бестселлером, а её появление, как считается, положило начало широкому экологическому движению.
   http://www.washprofile.org/en/node/7010
   http://www.dcnit.com.ua/NewsLetter/catr5.html
  
   Философия биоцентризма, согласно которой "дикость природы" является абсолютным добром, все действия против неё безоговорочно осуждаются, а действия любого человека должны быть пронизаны "экологическим сознанием", которое взывает к глубокой "деиндустриализации" цивилизации и восстановлению утраченного в прошлом экологического баланса, исповедуется членами "Фронта освобождения Земли" (Earth Liberation Front)
   http://www.aeliberation.net/
  
   Сайт группы поддержки Фронта освобождения животных, который ФБР называет "одной из наиболее опасных и тщательно законспирированных террористических организаций, действующих на территории Соединенных Штатов".
  
  
   "Экотопия" -- это крупнейший международный социальный и экологический лагерь в Европе, который проводится начиная с 1989 года в разных странах. Его организуют входящие в "EYFA network" местные экологические организации http://www.seu.ru/news_ru/npb.php?kissue=7&katcl=1330&qrecords=10
  
   Экотопия -- экологическая утопия, пропагандирующая создание экообщин, исчезновение иерархии в обществе, объединение городов и деревень в экополисы Считается, что экологическое общество предусматривает фундаментальный поворот всего развития человечества и отказ от пути, пройденного историей современной технологии и общества: специализации машин и труда, концентрации людей и ресурсов в гигантских индустриальных предприятиях и городах, однообразности жизни и бюрократического контроля за гражданами, разделения города и деревни и овеществления природы и людей.
   Экополис - новый полис, который, если угодно, скроен по человеческой мерке и - по знаменитому выражению Аристотеля - каждым может быть охвачен одним взглядом.
   Конечной целью такого пути развития объявляется устранение антагонистического разрыва полов и возрастных групп, города и деревни, управления и общества, тела и духа с переплавлением в гармоничное, человечное и экологическое целое. Из этого преодоления прошлого должно вырасти новое отношение между человеком и природой, в котором само общество, основываясь на принципах единства в многообразии, спонтанности и неиерархических связей, постигнет само себя как экосистему.
   http://www.ksma.ru/pub/ecod/index.php?id=385 Русско-французский социально-экологический словарь .
  
   Дауншифтинг ( en. downshifting, замедление или ослабление какого-то процесса) -- сленговый термин, обозначающий жизненную философию "жизни ради себя", "отказа от чужих целей" (также применяется синоним Simple living).
   Причисляющие себя к ''дауншифтерам'' склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т. д., взамен ориентируясь на жизнь ради себя и/или семьи.
   В классическом понимании дауншифтинг -- это всегда выбор между доходами и стрессами и душевным комфортом за меньшее вознаграждение. Обычно, уходя из бизнеса или со стрессовой работы, люди преследуют такие цели, как получение большего количества времени на увлечения или на семью. Дауншифтинг представляется его последователям протестом против идеалов общества потребления, и приверженность к нему оправдывается рядом серьёзных недостатков, присущих последнему -- главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности (по Марксу -- 3-я степень отчуждения -- "отчуждения человека от его человеческой сущности").
   Таких людей еще называют эскапистами, от английского escape -- "бегство". Впервые термин "дауншифтинг" возник в 1994 году, в статье нью-йоркского Trends Research Institute в Gerald Celente. Он стал распространенным явлением в Британии, Австралии и США.
  
   Идеология и термин распространились на рубеже XX-XXI веков в странах Запада, позже явление проникло и в Россию.
   http://www.e-xecutive.ru/without/rubricator/newfolder6021/newfolder6263/article_4238/ Александр Соколов: Дауншифтинг -- страшный сон HR-менеджера. Заметки бывалого дауншифтера -- E-xecutive.ru, 02.06.2006
   http://www.downshifting.ru Сообщество дауншифтеров России
   http://ekat.erabota.ru/info/articles/5368/ Непридуманные истории или дауншифтинг по-сибирски
   http://www.psychology.su/2009/04/30/daunshifting-begstvo-ot-ili-k/ Дауншифтинг - бегство "от" или "к"
  
  

Контекстная галерея

   Хаттори Тацу Hattori Tatsu ( 1922- 1956 ) Японский литературный критик. Заметная фигура "Послевоенного течения" японской литературы. Был призван в армию из университета. В 40 -е и 50-е годы печатал статьи в литературных журналах. Причины самоубийства - творческий кризис, бедность, личная драма. Оставил "Последний дневник" и девять писем, в которых подробно изложил мотивации своего поступка, а также способ, которым решил уйти из жизни. Давний поклонник немецких романтиков, X. умер в горах, среди дикой природы. Зимним днем он принял большую дозу снотворного и скрылся среди снегов горного массива. "Буду подниматься вверх, сколько хватит сил, а потом замерзну", - написано в дневнике. Тело писателя нашли лишь полгода спустя.
  
   Борель, Петрюс Petrus Borel ( 1809- 1859 ) Французский поэт и прозаик. Настоящее имя Пьер Борель д"Отрив, прозвище - Ликантроп (Человек-Волк). Обличитель нравов Июльской монархии и преступлений буржуазной цивилизации. Убежденный апологет суицида, предлагал учредить фабрики самоубийства. Разочаровавшись в литературе, прекратил писать и уехал в Алжир. Борель избрал оригинальный способ самоубийства: подставил лучам летнего африканского солнца непокрытую голову, отказался уйти в тень и рухнул от солнечного удара.
   Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. Т. II. Энциклопедия литературицида. М.: Захаров, 2006
  
   Генри Дэвид Торо ( en. Henry David Thoreau, 12 июля 1817, Конкорд, штат Массачусетс, США -- 6 мая 1862, там же) -- американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист.
   Весной 1845 года 27-летний автор, проникнувшись трансценденталистскими идеями Эмерсона, решил поставить эксперимент по изоляции от общества и сосредоточении на самом себе и своих нуждах. Он поселился на окраине Конкорда (штат Массачусетс) в построенной им самим хижине на берегу Уолденского пруда.
   Всё необходимое для жизни он обеспечивал самостоятельно, проводя большую часть времени за огородничеством, рыбалкой, чтением классиков, плаванием и греблей. В общей сложности в уединении Торо провёл два года, два месяца и два дня. При этом он не прятался от людей и регулярно общался с жителями Конкорда, включая самого владельца пруда -- Эмерсона.
   Своим экспериментом Торо стремился дать понять современникам с их культом материального преуспеяния, что хорошо и счастливо жить можно и вне общества, удовлетворяя все естественные потребности собственным трудом. Промышленной революции и зарождающемуся обществу потребления он противопоставил свободу от материальных забот, уединение, самодостаточность, созерцательность и близость к природе.
   Книга Торо стала культовой в XX веке, в связи с обострением экологической проблематики и возникновением движения за сохранение окружающей среды. Современники же Торо приняли её холодно: Роберт Луис Стивенсон назвал побег автора от общества трусостью, и за 5 лет было продано всего 2 тысячи экземпляров "Уолдена".
  
   http://www.lib.ru/INPROZ/TORO/walden.txt В библиотеке Максима Мошкова.
  
   В книге о своем опыте одиночества он, в частности, писал: "Иногда, сравнивая себя с другими, я вижу, что боги щедрее оделили меня, по-видимому, больше, чем я заслуживаю. Я нахожусь под особым их покровительством, и мне обеспечено многое, чего не имеют другие люди. Я не льщу себе, - это они, если можно так сказать, мне льстят. Никогда еще я не чувствовал себя одиноким, никогда не бывал подавлен чувством одиночества, и только однажды, через неделю-другую после моего переселения в лес, я на какой-нибудь час усомнился в том, возможна ли безмятежная и здоровая жизнь без тесного общения с людьми. Мне было неприятно оказаться одному. Но я чувствовал, что это было болезненное состояние, и уже предвидел, что оно пройдет. Среди этих мыслей, под шум тихого дождя, я внезапно ощутил - в падении дождевых капель, в каждом звуке и каждом предмете вокруг дома - нечто бесконечно дружественное, и это меня поддержало; воображаемые преимущества человеческого общества показались мне незначащими, и с тех пор я больше о них не думал. Каждая сосновая игла наливалась симпатией и предлагала мне свою дружбу. Я так явственно ощутил нечто родственное даже в тех аспектах природы, которые принято называть мрачными и дикими, так ясно понял, что ближайшим кровным моим родичем не обязательно должен быть человек и сосед, что отныне не буду чувствовать себя чужим ни в какой глуши...
   Мне часто говорят: "Вы, вероятно, чувствовали себя там одиноким и вам хотелось быть поближе к людям, особенно в дождливые и снежные дни или по ночам". Мне хочется в таких случаях ответить, что вся обитаемая нами земля - всего лишь точка в мировом пространстве. Как вы думаете, разве не далеки друг от друга двое самых отдаленных жителей вон той звезды, диаметр которой мы даже не можем измерить нашими приборами? Отчего бы мне чувствовать себя одиноким? Разве наша планета не находится на Млечном пути? Ваш вопрос представляется мне не самым существенным. Как далеко должен быть человек от своих ближних, чтобы чувствовать себя одиноким? Я выяснил, что иногда, сколько ни шагай, это не помогает сближению двух душ. Чья близость более всего необходима нам? Уж конечно не близость самой большой толпы или станции, почты, трактира, молитвенного дома, школы, бакалейной лавки, Бикон Хилла или Файв Пойнтс, где скопляется больше всего людей, - но близость к вечному источнику жизни, найденному нами на опыте; так, ива растет у воды и именно к ней тянется своими корнями. Для разных натур это будут разные места, но тут-то и должен копать свой погреб истинный мудрец... .
   Мы являемся объектами опыта, который весьма интересует меня. Не могли бы мы, при подобных обстоятельствах, обходиться некоторое время без общества наших приятелей и находить отраду в собственных мыслях? Конфуций справедливо замечает: "Добродетель не остается покинутой сиротой, у нее непременно найдутся соседи".
   Мышление помогает нам "выйти из себя", но не в обычном смысле этих слов. Сознательным умственным усилием мы можем отстраниться от действий и их последствий, и тогда все, хорошее и плохое, пойдет мимо нас, как поток. Мы не целиком связаны с Природой. Я могу быть бревном, плывущим по течению, но могу быть и Индрой, созерцающим его с небес. Я могу быть взволнован театральным представлением, и, с другой стороны, остаться равнодушным к действительному событию, которое, по-видимому, касается меня гораздо ближе. Я знаю себя лишь как человеческое существо, вместилище мыслей и чувств, и ощущаю известное раздвоение, которое позволяет мне так же взглянуть со стороны на себя, как и на любого другого...
   Я нахожу полезным проводить большую часть времени в одиночестве. Общество, даже самое лучшее, скоро утомляет и отвлекает от серьезных дум. Я люблю оставаться один. Ни с кем так не приятно общаться, как с одиночеством. Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат. Когда человек думает или работает, он всегда наедине с собой, где бы он ни находился. Одиночество не измеряется милями, которые отделяют человека от его ближних. Истинно прилежный студент так же одинок в шумном улье Кембридж-колледжа, как дервиш в пустыне. Фермер может весь день проработать один в поле или в лесу мотыгой или топором и не почувствовать одиночества, потому что он занят делом, а вернувшись вечером домой, он не может оставаться наедине со своими мыслями, и ему хочется побыть "на людях", развлечься и вознаградить себя, как он считает, за дневное одиночество; вот почему он удивляется ученому, который способен просидеть один в доме всю ночь и большую часть дня, не боясь скуки и хандры; он не понимает, что ученый, запершись в доме, обрабатывает в это время свое поле или валит деревья в своем лесу, как фермер - в своем, а потом так же ищет развлечений и общества, как и тот, хотя, может быть, и в более концентрированной форме.
   ...Я никогда не бываю одинок у себя в хижине, особенно по утрам, когда посетителей не бывает. Попытаюсь передать свои ощущения некоторыми сравнениями. Яне более одинок, чем гагара, громко хохочущая на пруду, или сам Уолденский пруд. Кто разделяет одиночество этого водоема? А между тем его лазурные воды отражают не демонов тоски, а небесных ангелов. Одиноко и солнце, кроме тех случаев, когда мм в тумане видим их как бы два, но ведь одно из них - ложное. И бог тоже одинок, а вот дьявол, тот отнюдь не одинок, он постоянно вращается в обществе, и имя ему легион. Я не более одинок, чем одиноко растущий коровяк, или луговой одуванчик, или листок гороха, или щавеля, или слепень, или шмель. Я не более одинок, чем мельничный ручей, или флюгер, или Полярная звезда, или южный ветер, или апрельский дождь, или январская капель, или первый паук в новом доме".
  
  
   ГЕНРИ ДЭВИД ТОРО. УОЛДЕН ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ. Издательство "Наука". Москва, 1980
  
   Теодор Джон Качинский (родился 22 мая, 1942) также известный, как Унабомбер, -- американский математик, нео-луддит и социальный критик, отправлял бомбы по почте. Он родился в Чикаго, Иллинойсе, выделился в среде академиков в раннем возрасте, так как был вундеркиндом. Качинский получил студенческую степень в гарвардском университете и стал доктором философии в математике в мичиганском университете. Он стал старшим преподавателем в калифорнийском университете в Беркли в 25 лет, но уволилися двумя годами позже.
   В 1971 г. он ушёл жить в хижину без электричества и проточной воды в Линкольне (Монтана). Там он начал получать навыки выживания, чтобы стать самодостаточным. Он решился на массовые бомбардировки после того, как увидел, что вокруг его дома начали разрушение дикой природы (строительство дороги). С 1978 по 1995 Качинский отправил 16 бомб почтой, целями были университеты и авиалинии. В итоге погибло 3 человека и 23 было ранено. Качинский отправил письмо в Нью Йорк таймс 24 апреля 1995 г., и пообещал "воздержаться от терроризма", если Таймс или Вашингтон пост опубликует его манифест. В его работе "Индустриальное Общество и Его Будущее" (также называемой "Манифест Унабомбера"), он объяснял, что его бомбёжки были крайней мерой, но всё-таки необходимой для того, чтобы привлечь внимание к процессу уменьшению человеческой свободы в обществе из-за современных технологий требующих крупномасштабной организации. Идеологию Теодора, как правило, считают близкой к анархо-примитивизму.
   Унабомбер был одной из самых дорогостоящих целей при расследовании ФБР. До того, как личность Качинского была установлена, ФБР использовала кличку УНАБОМ ( en. "UNABOM" (UNiversity and Airline BOMber) -- "УНиверситетов и Авиакомпаний БОМбардировщик"). Позднее, благодаря прессе, он стал известен, как Унабомбер ( en. Unabomber). Несмотря на усилия ФБР, он не был пойман в результате этого расследования. Вместо этого, его брат узнал стиль Теодора в письме и убеждений из манифеста, и информировал об этом ФБР.
   Теодор Качинский был арестован 3 Апреля 1996 года. Приговорён к пожизненному заключению в тюрьме ADX Florence.
   http://www.nork.ru/creation/plastic_world.html "Пластмассовый мир победил" (предисловие к "Индустриальному обществу и его будущему" Теодора Качинского) .
   http://en.wikisource.org/wiki/ Author:Theodore_Kaczynski Работы Теодора Качинского на wikisource
   http://www.redaktora.net/?p=1502 ""Унабомбер" Теодор Качинский" на сайте Редактора.нет, 30 июня 2007
  
  
  

Когда в бескрайности природы,

Где, повторяясь, все течет,

И каждый свод вращает свод,

Тогда звезда и червь убого

Равны пред мощью бытия,

И мнится нам покоем в Боге

Вся мировая толчея.

Гете

  
  
  
  
  

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   3
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"