Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.57.Время

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


   Время
  
  
   Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде "не на своем месте". С точки зрения личностного ощущения времени одиночество создает обрывочные, преходящие связи, выражая этим как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в будущем. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более неопределенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу и страх.
   Сандлер
  
  
   Время (философское представление) -- анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности.
  
   Окружающее воздействие на внутреннее ощущение времени сугубо индивидуально.
   Существует синдром Корсакова -- разновидность амнестического синдрома, назван в честь открывшего его русского психиатра Сергея Корсакова. Основой его является невозможность запоминать текущие события (''фиксационная амнезия'') при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориентировки (так называемая ''амнестическая дезориентировка''). В первую очередь это касается времени. Кроме того, имеется дезориентировка в месте и окружающей действительности.
  
   * Психиатрия: Учебник / Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: МЕДпресс-информ, 2002
   БОЛЬ ЖИЗНЬ ПРОШЛЫМ
   http://nounivers.narod.ru/bibl/mnp.htm#st А. Грюнбаум, "Философские проблемы пространства и времени"
  
   Пассеизм ( fr. passe -- прошлое) -- пристрастие к прошлому, любование прошлым при равнодушном или враждебном отношении к настоящему и неверии в будущее. Ярко проявился в творчестве Марселя Пруста (романы "В поисках утраченного времени"), Грегуара Леруа (поэтический сборник "Моё сердце плачет о прошлом") и других. Реакцией на пассеизм выступает футуризм (от латинского futurum -- будущее).
  
   "Прошлое не теряется, но продолжает существовать в некоторой форме, доступной для человеческого восприятия. Общепринятая теория вселенной не допускает такого положения вещей, другое дело - голографическая модель. Из идеи Бома о том, что поток времени - это продукт постоянного свертывания и развертывания вселенной, вытекает, что настоящее свертывается и становится частью прошлого, оно не перестает существовать, а просто возвращается в космическое хранилище импликативного порядка. Или, как говорит Бом: "Прошлое действует в настоящем в виде импликативного порядка"
   Лой считает, что реальность на самом деле есть не что иное, как колоссальная голограмма, в которой прошлое, настоящее и будущее фиксированы - по крайней мере частично. Но дело все в том, что эта голограмма не единственная. Существует много подобных голографических объектов (entities), которые плавают в безвременных и безразмерных водах импликативного порядка, толкаясь наподобие амеб. "Такие голографические объекты играют роль параллельных миров, или параллельных вселенных", - говорит Лой.
   Это значит, что будущее любой заданной голографической вселенной действительно детерминировано, и когда у кого-то возникает предвидение будущего, он настраивается на будущее конкретной голограммы. Но, как и амебы, эти голограммы часто проглатывают друг друга, сливаются и разветвляются, словно энергетические сгустки протоплазмы. Иногда эти столкновения задевают нас, вызывая предчувствия. Когда же мы действуем согласно предчувствию и стремимся изменить будущее, мы мгновенно, так сказать, перепрыгиваем из одной голограммы в другую. Лой называет эти интраголографические прыжки "голопрыжками", полагая, что именно благодаря им мы способны одновременно прозревать ход событий и оставаться от него свободными.
   David Loye, The Sphinx and the Rainbow (Boulder, Colo.: Shambhala Publications, 1983), p. 156.
  
   Одиночество рождает свободу восприятия времени. Одиночества - машина времени.
  
   В тибетских тантрических текстах можно найти описание множества техник визуализации, или "садханы", разработанных для этих целей; монахи из некоторых сект, таких, например, как секта кагъюпа, проводили не менее семи лет в полном одиночестве, в пещере или изолированном помещении, совершенствуя искусство визуализации. Думающий человек подобен пауку, постоянно ткущему свою паутину. "Каждую секунду нашей жизни мы создаем образы и паттерны, придающие энергию и форму нашему будущему", - говорил Кейси.
   "Мы - то, о чем думаем, - говорил Будда. - Все, чем мы становимся, - результат наших мыслей. Нашими же мыслями мы творим мир".
   Талбот Майкл. Голографическая Вселенная / Перев. с англ. - М.: Издательский дом "София", 2004.
  
   Одиночество разрывает пространственно- временной континуум, разделяет пространства и время. Время принадлежит индивидууму, пространство - социуму.
  
   Праздный человек есть животное, поедающее время.
   Адриан Декурсель
  
   В настоящей бомбе с часовым механизмом взрывчатым веществом является время.
   Станислав Ежи Лец
  
   Время -- лучший врач и всегда патологоанатом.
   Геннадий Малкин
  
   Выдающийся русский мыслитель Александр Зиновьев дает социальную характеристику времени: "Социальный индивид (то есть отдельный человек, группа людей, общество, страна, объединение стран, человечество) -- не физик и не философ, размышляющий над абстрактными понятиями времени и способами его измерения, а практически действующее существо. Для него настоящее не есть лишь миг, не имеющий протяженности, не есть лишь граница между прошлым и будущим. Для него настоящее есть протяженный временной интервал, в котором он рассчитывает и совершает свои действия так, как будто время вообще не уходит в прошлое, как будто оно есть нечто застывшее. Эту свою жизнь он считает настоящим по отношению к тем событиям в физическом прошлом, о котором он помнит или узнает от других, но которые он не принимает во внимание в своих расчетах в настоящем, а также по отношению к тем событиям, которые он считает возможными в физическом будущем, но с которыми он может не считаться сейчас. Хотя множество таких событий исчезнувшего прошлого и еще не наступившего будущего довольно неопределенно, все же складывается некоторое суммарное и интуитивное представление о том, что относится к прошлому, настоящему и будущему...
  
   По мере прохождения физического времени настоящее того или иного социального существа (то, что оно переживает как настоящее) сдвигается в физическое будущее. Интервал физического будущего, включаемого в настоящее, может увеличиваться. Это означает, что люди все дальше и дальше заглядывают в физическое будущее, все больше в своей жизнедеятельности ориентируются на предполагаемые в физическом будущем события. Они как бы устремляются в будущее. Для них ход исторического процесса как бы ускоряется. Но возможен и другой вариант. Граница физического прошлого, включаемого в социальное настоящее, по мере перемещения социального настоящего в физическом времени в будущее остается той же или сдвигается настолько медленно, что расширение настоящего в социологическом смысле происходит в основном или вообще за счет физического прошлого. При этом ход исторического времени как бы замедляется. Возможно даже такое, что в настоящее начинают включаться факторы еще более отдаленного прошлого, и тогда социальное настоящее как бы устремляется в физическое прошлое. Возможно также такое, что у людей вообще исчезает (или не появляется) отношение к своему бытию как к бытию во времени. Их жизнь при этом есть бытие в бесконечно длящемся настоящем. В этом случае возникает ситуация, которую можно считать остановкой исторического времени для данной человеческой общности. Физическое время при этом проходит, но люди не переживают свою жизнь как ориентированную во времени в будущее. Подавляющее большинство народов, живших и живущих на планете, является именно таким. Устремленность в будущее есть довольно редкое явление".
   Александр Зиновьев
   Запад. Феномен западнизма
   http://royallib.ru/author/zinovev_aleksandr.html
  
  
   Карл Голдберг в своей статье "Одиночество как нарушение восприятия времени" [Голдберг К. Одиночество как нарушение восприятия времени // Journal of Contemporary Psychotherapy. Vol. 31 , 2001 .] исходит из того, что основными составляющими нашего осознания времени являются стремление к заботе, воспитанию кого-либо другого. По его мнению, одиночество - это нарушенное восприятие времени: потребность в заботе, не удовлетворённая в течение долгого времени. Голдберг отмечает: "...одиночество - это, своего рода, отказ от момента настоящего, от его возможностей и требований. Потеря этого настоящего и приводит к нарушенному взгляду на время: ощущение того, что настоящее замерло, оно бесконечно и не имеет будущего. Это нарушенное восприятие времени ослабляет способность субъекта к межличностному общению, что еще более усугубляет чувство одиночества". В своей работе К. Голдберг апеллирует, в частности, к работам французского философа и естествоиспытателя Генри Бергсона (Bergson,1998), описавшего время как "сердце бытия". Соглашаясь с ним, этот ученый отмечает: "...самые глубокие человеческие переживания в большей степени связаны со временем, чем, например, с пространством. Они находятся где-то в континууме от "Хочу, чтобы это никогда не заканчивалось!" до "Я больше этого не выдержу!" К. Голдберг выделяет три временных характеристики онтологического нарушения: вина (прошлое); стыд (настоящее); предвосхищающее опасение (будущее). Вина воспринимается как поведение, бывшее, совершенное. Стыд, в его понимании - чувство неуверенности и "...бесцеремонности... время застывает, становится бесконечным и спрятаться от этого негде" . Он использует также категорию [предвосхищающее опасениеk как "...преследование субъекта чувством предопределенности в будущем"
   П. Хартоколис (Hartocolis, 2001 , 2003) также отмечает, что одиночество есть нарушенное осознание времени, рассматривая, однако, этот факт в рамках экзистенциальных представлений. С его точки зрения: "...одиночество - это отказ от настоящего, от его возможностей и требований..." и именно поэтому "..одиночество является экзистенциональной проблемой. В течение жизни мы понимаем, что наше существование быстро проскальзывает мимо. Когда мы довольны, нам хочется приостановить время, уважать каждое его проявление, но большинство из нас понимает, что не знает, как это сделать. И наоборот, когда мы в заключении, одиноки, страдаем или болеем, время течет слишком медленно, его ограничение тяжело давит на нас". Мы поглощены перспективой на будущее, отмечает он, которое "..пронизано всепоглощающим чувством вины и беспомощности, которое, как кажется, будет длиться вечно. Чувство постыдной беспомощности в одиночестве является мерой одиночества..."
   Современные исследования переживания одиночества Слободчиков И.М. , Профессор кафедры проектирующей психологии института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, il-grant@mail.ru, engr@yandex.ru( http:// www.psychology.ru).
  
  
  
   В классической физике, время -- непрерывная величина, априорная характеристика мира, ничем не определяемая. В качестве основы измерения просто берётся некая последовательность событий, про которую считается несомненно верным, что она происходит через равные промежутки времени, то есть периодична.
   В релятивистской физике ситуация кардинально меняется. Время рассматривается как часть единого пространства-времени, и, значит, может меняться при его преобразованиях.Можно сказать, что время становится четвёртой координатой, правда, в отличие от пространственных координат, она обладает противоположной сигнатурой. "Скорость течения времени" становится понятием "субъективным", зависящим от системы отсчёта. Ситуация усложняется в общей теории относительности, где "скорость течения времени" зависит также и от близости к гравитирующим телам.
   Поскольку состояния всего нашего мира зависят от времени, то и состояние какой-либо системы тоже может зависеть от времени, как обычно и происходит. Однако в некоторых исключительных случаях зависимость какой-либо величины от времени может оказаться пренебрежимо слабой, так что с высокой точностью можно считать эту характеристику независящей от времени. Если такие величины описывают динамику какой-либо системы, то они называются сохраняющимися величинами, или интегралами движения. Например, в классической механике полная энергия, полный импульс и полный момент импульса изолированной системы являются интегралами движения.
  
   Истинное Одиночество есть инвариант самоактуализации личности, интеграл социального движения индивидуальности.
  
   Современная наука допускает несколько возможных способов путешествия в будущее (строго говоря, любой человек путешествует в будущее, даже когда он просто лежит на диване, так что речь идет об ''ускоренном'' путешествии):
   #* Нахождение в области сверхвысокой гравитации, например, вблизи горизонта событий чёрной дыры.
   Черная дыра- коллапс индивидуальности в космическое одиночество.
   Одиночество - машина времени.
  
   Есть несколько гипотетически возможных способов попасть в прошлое:
   # Общая теория относительности допускает возможность существования "кротовых нор" (английский термин wormhole -- червоточина). Это нечто вроде туннелей (возможно, очень коротких), соединяющих удалённые области в пространстве. Разрабатывая теорию кротовых нор, К. Торн и М. Моррис заметили, что, если перемещать один конец (А) короткой норы с большой скоростью, а потом приблизить его к другому концу (Б), то -- в силу парадокса близнецов -- объект, попавший в момент времени T во вход А, может (см. ниже) выйти из Б в момент, предшествующий T (таким способом, однако, невозможно попасть во время, предшествующее ''созданию'' машины времени).
  
   http://arxiv.org/abs/gr-qc/0305070 Time machine (1988--2001)
  
  
   Некоторые системы познания полагают, что взаимосвязанность вещей (в некотором отношении их относительность) показывает их нереальность как отдельных сущностей. Они исследуют с динамические взаимозависимости, оставляя нас тем не менее жить в том же самом мире отдельных "вещей".
   "Временное" качество может продемонстрировать глубокое единство и невещьность. Благодаря пониманию "овременивания" факт, что нет независимого "я" или личности как "субъекта", вдохновляет на правильное понимание открытости. "Я" демонстрируется как открытое, "не-я".
   Время выражает мир, в котором объекты и сущности обладают тождественностями, независимы, воздействуют как часть своей независимости, и отличны от своих просто лингвистических характеристик (значений и определений в пределах обычного времени). Но оно совершает это строго особым "характеризированием" (т.е. "овремениванием"). Оно выдает (times out) свой собственный исчерпывающий вид "смыслов", которые есть "вещи" в том отношении, что оставляет их как "ничто" - как целиком открытые.
  
   Все мы снова и снова рождаемся внутри Пространства и Времени, секунда за секундой, и связь между нами весьма фундаментальна, постоянно подтверждающаяся. Все мы несем одну и ту же "ценность". Чтобы визуализировать это, мы могли бы увидеть себя в виде (горных) пиков, которые состоят из одного и того же вещества. Обычно мы только смотрим наружу на индивидуальные пики, через находящиеся между ними "долины", но мы можем начать осознавать наше фундаментальное родство, обращая внимание на самую материю.
   Наша сущностная связность свойственна факту, что все мы - внутри одного и того же цикла времени.
  
   Помимо этих рассмотрений есть даже еще более фундаментальное значение нашего братства. Мы не просто отдельные точки, несущие одну и ту же ценность, рожденные одними и теми же родителями, живущие в одно и то же время. Большое Знание показывает, что:
  
   Одна точка есть все точки.
   Это простая иллюстрация временем того, что кажущиеся дисперсными точки соединены. При более полном восприятии (понимании) Большого Времени Знанием каждая точка есть прямо все другие точки. Благодаря такой интуиции у нас - по-настоящему прочная база для мотивации альтруизма и для обоснования идеи "равенства", обоснования, которого не удалось полно достигнуть в прошлом.
   Но если мы видим, что каждая точка, каждое место, каждая личность воистину есть все другие, мы оказываемся способны действовать на более просветленной основе.
  
   Равная и конструктивная справедливость, этический, эффективный и сострадающий человек - объединенное человечество - все зависит от полноты приложения интуиции Большого Знания: "одна точка есть все точки". Но на протяжении тысячелетий модель "личная территория" оставалась "целью" личной полноты свершения, хотя эта модель и работает чаще против, а не в пользу нашего счастья и нашей межличностной и социальной гармонии.
   Поэтому теперь - время все построить на совершенно другом принципе. Модель "личной территории" следует признать в существе своем разрушительной фикцией - мы должны узреть, что концепция "собственничества" - легально усиливаемые связи между "свидетелями" и "внешними наблюдателями" - связывает и изолирует нас...
   С этой свободой от всех лихорадочных хватаний и изолированных тенденций мы обнаруживаем возможность достигнуть человеческого поведения, хорошего проводника ценности нашего Бытия. Мы приобретем иммунитет к давлению других и тем не менее останемся чувствительными к их нуждам и точкам зрения, поскольку "их" есть также и "наши".
  
  
   Каждый уровень и грань нашей реальности в совершенстве интегрированы как Бытие. Пространство, Время, Знание, микрокосм, макрокосм, субъект, объект, тело, ум, чувства, "я" и другое - все это чудесным образом пребывает во взаимообмене и равновесии внутри Бытия.
   Даже, если мы не в состоянии пробудиться до этого универсального синтеза немедленно, мы можем начать признавать такую интеграцию и жить с ней на личностном уровне. Эта выразительная игра-как-Бытие всегда вдохновляет, потому что она суть бесконечно разнообразная игра. Мы не закоснеем, воспринимая эту безграничную драму. Не можем и продолжать сохранять ориентацию на достижение, потому что находим полноту свершения в том, что мы есть сами, в том, что у нас под рукой. Мы перестаем быть воплощением Бытия. Как таковые мы больше не нуждаемся в несущей тревогу направленности вовне. Есть тонкое "настоящее" полноты свершения и непрерывное продолжение.
  
   Польза нашего индивидуального исполнения роли в Бытии распространяется за наши пределы, охватывая все человечество. Но даже за его пределами, на универсальном уровне она становится вкладом в само Бытие, усиливая и празднуя его изначальную ценность. От беспокойного эгоизма обычного существа до энергичного и ответственного вхождения в сферу человечества и затем далее ко входу в само Бытие - путь Пространства-Времени-Знания разворачивается... и разворачивается
   Тартанг Тулку
   Время, пространство и знание
   Новое видение реальности
  

...Море терпения. Берег Забвения. Бухта Отчаяния.

Последней Надежды туманные острова.

И снова подводные рифы и скалы опасные.

И снова к глазам подступает белая мгла.

Ну что ж, ваше дело... Плывите, парусники!

Может, Земля и вправду еще кругла.

И снова вас треплет качка осатанелая,

и оста, и веста безумная прыть

...

Левитанский

  
  
   Бардо ( bo. bar do), также Антарабхава ( sa.antarabhava) -- промежуточное состояние, буквально, "между двумя". Вообще, любой интервал, "между". В учениях Алмазного Пути обычно говорится о четырех (без последних двух) или шести бардо:
   * Бардо Процесса Умирания. Интервал между моментом, когда некто начинает серьезно болеть приводящей к смерти болезнью или умирать, и моментом, когда имеет место разделение ума и тела.
   * Бардо Дхарматы. Интервал вневременной природы явлений (Дхарматы), когда ум переходит в изначальное состояние своей природы. Первая фаза посмертного опыта.
   * Бардо Рождения. Интервал, в котором ум устремляется к перерождению. Период от возникновения запутанности и прихода в сознание после Бардо Дхарматы до момента зачатия.
   * Бардо Между Рождением и Смертью или Бардо Жизни. Обычное бодрствующее сознание в настоящей жизни. От зачатия до умирания или фатальной болезни.
   * Бардо Сна. Состояние сна.
   * Бардо Медитативной Концентрации. Состояние медитативного сосредоточнения.
  
  
   Время- мера экзистенции, а следовательно и мера одиночества.
  
   "Еще на рубеже ХХ столетия психоаналитик Шандор Ференци заметил, что его пациенты чаще испытывают припадки истерии и депрессии по воскресеньям, чем в другие дни недели; он назвал этот синдром "воскресным неврозом". С тех пор установлено, что периоды праздников и отпусков являются периодами повышенного душевного беспокойства. В выходные дни, в одиночестве и когда людям нечего делать, они чаще чувствуют симптомы недомогания.
   Все эти факты свидетельствуют о том, что среднестатистический человек плохо подготовлен к свободному времяпрепровождению. Большинство людей теряют мотивацию и концентрацию внимания, когда перед ними нет цели или им не с кем общаться. Наши мысли начинают блуждать, и мы чаще, чем обычно фокусируемся на неразрешимых проблемах, которые вызывают у нас беспокойство. Чтобы избежать этого нежелательного состояния, люди прибегают к способам, которые помогают им отразить негативные проявления психической энтропии. Не всегда сознавая это, мы ищем стимуляторы, которые уберут из нашего сознания источники беспокойства. Это может быть просмотр телевизора или чтение длинных повествований, например, любовных романов или детективов, или чрезмерное увлечение азартными играми или беспорядочными сексуальными связями, или алкоголь и наркотики. Это быстрые способы сократить хаос в сознании, но они действуют короткое время, и обычно единственный осадок, который после них остается, это чувство апатии и неудовлетворенности.
   ... Мало людей умеет структурировать свою психическую энергию автономно, изнутри. В тех счастливых обществах, где у взрослых людей было свободное время, придумывались специальные культурные мероприятия, которые должны были занимать умы людей. К ним относились обряды и ритуалы, состоящие из нескольких циклов, танцы и спортивные соревнования, которые иногда длились несколько дней и недель - например, Олимпийские Игры, которые появились на заре европейской истории. Даже если религиозные и культурные мероприятия не проводились в какой-то местности, то, по крайней мере, каждая деревня предоставляла бесконечные возможности посплетничать и все обсудить. На площади под самым большим деревом сидели мужчины, куря трубки или жуя листья и орехи, оказывающие мягкое наркотическое воздействие, и вели обстоятельную беседу, которая упорядочивала их сознание. Мужчины до сих пор проводят подобным образом свободное время в Средиземноморском регионе, где они собираются в кофейнях, и на севере Европы, где они сидят в пивных барах.
   ...
   В нашем обществе среднестатистический человек проводит около трети своего времени, в которое он не спит, в одиночестве. У людей, которые проводят в одиночестве значительно больше или значительно меньше времени, обычно есть проблемы. Подростки, которые постоянно проводят свое время в компании своих ровесников, имеют неприятности в школе и, вряд ли, научатся думать самостоятельно, в то время как те, кто всегда находятся в одиночестве, более склонны к депрессиям и отчуждению. Самоубийства более часты среди людей, чья работа изолирует их физически, как например, лесорубов на Севере, или эмоционально, как например, психотерапевтов. Исключения представляют собой такие ситуации, когда день настолько четко расписан, что у психической энтропии нет шанса овладеть сознанием человека. Картезианские монахи могут провести всю жизнь в уединенных кельях без каких-либо вредных последствий для своего здоровья, или, пример противоположной степени общительности - моряки-подводники, которые в течение многих месяцев не имеют возможности для уединения.
   Во многих обществах, не имеющих письменности, оптимальная мера одиночества равнялась нулю. Типичный пример - племя добуанов в Меланезии, описанное антропологом Рео Форчуном, члены которого старались избежать одиночества как чумы. Когда кому-нибудь нужно было сходить в кусты, чтобы облегчиться, он всегда шел в сопровождении друга или родственника, поскольку боялся, что злые силы навредят ему, если он пойдет один. Когда мы разговариваем с другим человеком, даже о самых банальных вещах, таких как погода или вчерашний бейсбольный матч, наше сознание воспринимает одну и ту же реальность на двоих. Даже такое приветствие, как "Удачного дня!", заверяет нас, что мы существуем, поскольку другие люди замечают нас и заботятся о нашем самочувствии. Таким образом, основная функция даже самых повседневных встреч с людьми заключается в поддержании реальности происходящего. Это необходимо, иначе наше сознание превратится в хаос.
   В соответствии с этими причинами люди в основном утверждают, что в одиночестве их настроение намного хуже, чем при общении с другими людьми. Они чувствуют себя менее счастливыми, менее жизнерадостными, менее уверенными в себе и более пассивными, скучающими и одинокими. Единственное измерение опыта, которое обычно бывает выше в одиночестве, это концентрация внимания.
   Если человек является художником, ученым или писателем или у него есть любимое дело или богатая внутренняя жизнь, тогда одиночество для него не только удовольствие, но и необходимость. Хотя относительно немногие люди владеют умственными и психическими навыками, которые позволяют достичь этого.
   Многие люди также переоценивают свою способность переносить одиночество. Исследование, проведенное в Германии Элизабетой Ноэлль-Ньюманн, показывает, до какой степени забавно мы заблуждаемся в этом отношении. Элизабет Ноэлль Ньюманн показывала тысячам респондентов две картинки с изображением горного ландшафта. На первой картине был нарисован луг, на котором находилось множество туристов. На другой был изображен тот же самый пейзаж, но всего несколько человек. Затем она задавала два вопроса. Первый вопрос был такой: "В каком из этих двух мест Вы бы хотели провести свой отпуск?" Около 60% опрошенных выбрало пустынный луг и только 34% - луг с толпой туристов. Второй вопрос был следующий: "В каком из этих мест, по Вашему мнению, хотели бы провести свой отпуск большинство немцев?" На этот вопрос 61% респондентов ответили, что их соотечественники выберут пейзаж с множеством людей, и 23% ответили, что это будет пустынный пейзаж.
   Однако не зависимо от того, любим мы одиночество или нет, в современном мире мы должны найти в себе способности примириться с каким-то количеством одиночества в жизни. Трудно учить математику, заниматься игрой на пианино, программировать компьютер или размышлять о цели жизни, когда вокруг нас находятся другие люди. Постороннее слово, необходимость обращать внимание на другого человека легко могут помешать концентрации внимания, необходимой для того, чтобы упорядочить мысли в сознании. Именно по этой причине мы видим, что подросткам, которые чувствуют необходимость всегда быть с друзьями - в основном это дети, которые получают мало эмоциональной поддержки от своих семей - обычно не хватает психической энергии, необходимой для изучения сложных предметов. Даже обладая высокими умственными способностями, боязнь одиночества мешает им развить свои таланты".
   МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ
   В ПОИСКАХ ПОТОКА
   Психология увлеченности повседневной жизнью
  
   Великий человек идет впереди своего времени, умный идет рядом с ним, хитрый старается использовать его, глупый становится ему поперек дороги.
   Э. Бауэрнфельд
  
  

КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

   Ферратер, Габриэль Gabriel Ferrater ( 1922-1972 ) Испанский поэт, писавший на каталанском языке. Профессор филологии в Барселонском университете. Переводчик произведений Ф.Кафки и Э.Хемингуэя. Автор "самой безрадостной любовной лирики, когда-либо написанной по- каталански". Ферратер говорил, что жить имеет смысл только до 50 лет. Накануне своего пятидесятилетия принял сильную дозу снотворного и, чтобы действовать наверняка, надел на голову пластиковый пакет. Совсем как персонаж Г.Гессе из "Степного волка": "Он решил, что его пятидесятый день рожденья будет тем днем, когда он позволит себе покончить с собой".
  
   Аврелий Августин ( la. Aurelius Augustinus; 354--430) -- епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный -- Блаженный Августин. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории.
   В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения "Hortensius" Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние;
   B "Исповеди" Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на "шелуху" манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. -- в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам. После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей.
   На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящён в епископы в Гиппоне.
   Размышляя о времени, Августин пришел к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют рельного существования -- действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее -- нашей надежде.
   Настоящее -- это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден ''вспомнить'' о прошлом, если он в этот момент не ''уповает'' на будущее.
   Таким образом, прошлое -- это воспоминание, настоящее -- созерцание, будущее -- ожидание или надежда.
   Разум -- это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное.
   "Град земной" и "Град Небесный" -- символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических ("любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу") и моральных ("любовь к Богу вплоть до забвения себя") мотивов.
  
   Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.
  
   http://christianity.shu.ru/Authors/augustine.htm Блаженный Августин и его произведения на сайте "Античное христианство"
   Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. М., 2003.
  
   Тимоти Лири ( en. Timothy Leary; 22 октября 1920 -- 31 мая 1996) -- выдающийся американский писатель, психолог, участник кампании по исследованиям психоделических наркотиков, разработчик программного обеспечения для одних из первых индексируемых ЭВМ психологических тестов.
   Свою скандальную известность Лири получил за исследование влияния психоделиков на психику и нервную систему человека. Его исследования были в самом разгаре, когда психоделики (и прежде всего ЛСД) объявили вне закона. Эксперименты пришлось прекратить, но отказываться от психоделиков Лири не собирался и пожертвовал ради исследований профессиональной карьерой и репутацией академического ученого.
   Лири получил огромную популярность в разгар движения "хиппи". Со временем в прессе его стали называть "ЛСД-гуру". Собственный психоделический опыт произвел на Лири неизгладимое впечатление.
  
   "Я вдруг ощутил, -- писал он, -- что красота и ужас, прошлое и будущее, бог и дьявол находятся за пределами моего сознания, но внутри меня. За четыре часа я больше узнал о работе человеческого разума, чем за пятнадцать лет профессиональной практики".
  
   В 1970 году его арестовали по обвинению в хранении и употреблении наркотиков, осудив на 38 лет тюремного заключения. Он бежал из тюрьмы, укрылся в Швейцарии, но не получив там убежища, Тимоти вынужден бежать в Афганистан. Прямо в аэропорту Лири был арестован и снова посажен в тюрьму (1972), откуда вышел лишь в 1976 -- уже на законных основаниях.
   Скончался Тимоти Лири 31 мая 1996 года от рака простаты. Процесс умирания был записан на видео по просьбе умирающего. Последняя фраза, которую произнес Лири перед смертью была "''почему бы и нет?''"
   http://www.leary.ru/
  
  
   12 августа 1949 -- В Лондоне из-за скворцов, разместившихся на минутной стрелке часов, Биг-Бен стал отбивать время с опозданием на четыре с половиной минуты.
  

А что же будет дальше, что же дальше?

Уже за той чертой, за тем порогом?

А дальше будет фабула иная

и новым завершится эпилогом.

И, не чураясь фабулы вчерашней,

пока другая наново творится,

неповторимость этого мгновенья

в каком-то новом лике отразится.

И станет совершенно очевидным,

пока торится новая дорога,

что в эпилоге были зерна

и нового начала и пролога.

И снова будет дождь бродить по саду,

и будет пахнуть сад светло и важно.

А будет это с нами иль не с нами -

по существу, не так уж это важно.

И кто-то вскрикнет: - Нет, не уезжайте!

Я пропаду, пущусь за Вами следом!..

А будет это с нами иль с другими -

в конечном счете, суть уже не в этом.

И кто-то от обиды задохнется,

и кто-то от восторга онемеет...

А будет это с нами или с кем-то -

в конце концов, значенья не имеет.

Левитанский

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"