Ребенка с первого класса школы надо учить одиночеству
Ф.Раневская
Л. Н. Толстой назвал время развития ребенка в детстве "пустыней одиночества".
Постольку ребенок приходит в этот мир, он сознает, что одинок, что представляет собой сущность, отдельную от всех других. Эта отъединенность от мира, подавляюще сильного и могущественного и часто угрожающего и опасного по сравнению с индивидуальным существованием, рождает чувство бессилия и тревоги.
Фромм Э.
Маленькие обезьянки, привезенные из Африки, удивительным образом похожи на человека. У них почти нет шерсти и бледная кожа. По мере того как они взрослеют, они обрастают шерстью, а на их коже появляются темные пятна, которые постепенно заполняют собой все тело. Эти маленькие беззащитные детки, лишившись матери в столь раннем возрасте, могут докричаться до полусмерти, если, не найдется сердобольный человек, который возьмет их на руки. Обхватив шею человека, обезьянка успокаивается и затихает. Однако если человек попытается разжать тонкие ручонки, то опять раздается душераздирающий крик. Если попытки на время избавиться от обезьянки не прекращаются, она даже может укусить, того, у кого сидит на шее. Оказавшись все-таки в одиночестве, она впадает в ярость. Начинает рвать на себе скудную шерсть, лупит по полу ручками, падает на спину и брыкается во все стороны ногами, так же как это делают капризные дети. Даже став старше, обезьянки в случае опасности, ищут спасение не на дереве или в укромном месте, а в объятиях человека. Однако такое поведение обезьянок не должно обманывать их хозяев. Повзрослевшие крошки, перевернув весь дом кверху ногами, встречают уставших людей, явившихся с работы, распростертыми объятиями и радостными улыбками. Не только частные лица,-но и зоопарки предпочитают держать веселых и хорошеньких детенышей шимпанзе. Но, когда те, вырастают и превращаются в агрессивных бестий, они не знают, что с ними делать. Кроме того, взрослые животные медленно умирают в своих клетках, мучаясь от тоски, безделья и тесноты.
Белов, Александр Иванович.
ТАЙНАЯ РОДОСЛОВНАЯ ЧЕЛОВЕКА: загадка превращения людей в животных / Александр Белов. -2-е изд. - М.: Белые альвы: Амрита-Русь, 2005. - 368 с
Практически с момента рождения в сердце ребенка дремлет агрессивность, направленная на объекты внешнего мира. Эксперименты психологов- бихевиористов и наблюдения детских психоаналитиков. "Психология глазами бихевиориста", Дж. Б. Уотсон, Липпинг котт, 1924.. "Детский психоанализ", Мелани Кляйн, Нортон, 1932. убедительно доказывают, что любое ограничение вызывает у самых маленьких детей неприятие и протест. Первым ущемлением комфорта новорожденного является сам акт рождения, когда ребенок покидает благоприятную среду материнской утробы. первый стрессовый опыт новорожденного автоматически переносится на другие кризисные ситуации, например, на отлучение от груди или на смерть родителей.
Меннингер Война с самим собой
Несмотря на то, что на сегодняшний день в рамках научной литературы существует достаточное многообразие представлений об одиночестве и особенностях его проживания в различные возрастные периоды, до сих пор нет единого, целостного представления об этом феномене, так же как нет и связного представления о возрастных закономерностях проживания и переживания одиночества.
Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М., 1987
Возраст 0-1 год;
Аномальная линия развития.
Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
Траур младенца.
В возрасте девяти месяцев младенец проходит период особой тревоги, которую педиатры называют "тревогой девятого месяца". Каждый раз, когда мать покидает его, он считает, что она уже больше никогда не вернется. Этот страх провоцирует порой слезы и симптомы тревоги. В этом возрасте младенец понимает, что в мире происходят вещи, над которыми он не властен. "Траур младенца" объясняется осознанием им своей автономии относительно матери. Он объявляет траур по симбиозу, он смиряется с сепаратностью. Младенец и мать не связаны нерасторжимо, он может остаться один, он может быть брошен на "незнакомцев, которые не являются матерью" (все, кто не являются матерью, расцениваются как незнакомцы, в том числе, естественно, и отец).
Только в возрасте восемнадцати месяцев младенец начинает принимать временные исчезновения матери. Все остальные тревоги, которые познает человек в течение своей жизни до самой старости: страх одиночества, страх потери любимого существа, страх перед незнакомыми и так далее, произойдут из этой, самой первой скорби.
1-3 года;
Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.
Возраст 3-6 лет;
Инициатива, уверенность в себе вытеснены чувством вины. Активности: живому воображению, активному изучению окружающего мира, подражанию взрослым, включению в полоролевое поведение противостоит
пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
В этом возрасте у части детей проявляется Синдром дефицита внимания и гиперактивности ( en. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), сокр. СДВГ) -- неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. http://www.loni.ucla.edu/Research/Projects/ADHD.shtml#CurrentResearch LONI: Laboratory of Neuro Imaging
Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. По данным для населения Соединенных Штатов, это расстройство присутствует у 3-5 % людей, включая как детское, так и взрослое население. http://www.webmd.com/diseases_and_conditions/add_adhd.htm ADD/ADHD Health Center.
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза.
По некоторым данным, распространенность синдрома среди младших школьников составляет порядка 10-15 %, у мальчиков он встречался в 2,8-3 раза чаще, чем у девочек.
Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность -- недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически, эти дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.
Оказывается, более половины детей, страдающих этим расстройством, продолжают страдать им и в зрелости. В 30-70 % случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст. Многие взрослые, у которых данная проблема не была выявлена в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях.
Из-за этого возможны вторичные психические расстройства -- депрессии с подавленностью и замкнутостью, заниженная самооценка и избегание контактов с людьми.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М.: Издательство института Психотерапии, 2002
* Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика-М, 2002
Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.
Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
13-18 лет;
Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы -- планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения.
Одной из наиболее важных областей социального поведения подростков является среда сверстников.
Около 80% подростков входят в группы сверстников, и только 20% являются одиночками.
Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им. Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения.
"Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой -- охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом". (Фрейд А., 1993).
Очень часто движущей силой подростковой сексуальности является также не удовлетворение биологической нужды, а эмоциональные потребности подростков . Эти эмоциональные потребности включают в себя желание ощутить чью-то нежность, избавиться от чувства одиночества, получить признание, подтвердить свою мужественность или женственность, повысить самооценку, выразить гнев или избежать скуки, то есть секс становится средством выражения и удовлетворения несексуальных потребностей.
Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.
"Салливан усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству. Фромм-Рейхман прослеживает происхождение одиночества вплоть до личностного опыта, приобретенного в детстве. В особенности она подчеркивает вредные последствия "преждевременного отлучения от материнской ласки".
Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Зилбургу, "квинтэссенция того, что позже становится нарциссистической ориентацией... Это и есть также зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности одинокого". Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы "изобличить" других. "Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность" , направленную как вовнутрь, так и вовне".
Лабиринты одиночества: //Сб. статей. Пер. с англ. Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Пpoгpecc, 1989 . (с 14 по 40 , с 43 по 46 , 49 , 53 , 67 , 70)
Сеймур Левин из государственного Университета штата Огайо предпринял попытку выявить роль травм и боли, испытанных в младенчестве, создав для трех групп крыс различные условия. Первую группу каждый день в одно и то же время вынимали из гнезда и помещали в клетку, где они получали электрический шок. Вторая группа также помещалась в клетку, но уже без шока, крыс третьей группы из гнезда не вынимали и вообще не трогали. Исследователь ожидал, что опыт боли повлияет на поведение крыс, подвергавшихся шоку, и искал у взрослых особей следы эмоциональных нарушений. К своему удивлению, он обнаружил, что "странно вели себя" как раз воспитанники третьей группы, которых никогда не трогали. Поведение крыс, подвергшихся шоковому воздействию, никак не отличалось от поведения крыс из второй группы, которых сажали в клетку, но не причиняли боли. С некоторым испугом Левин сообщает, что те крысы, которых не трогали, повзрослев, стали совершенно неуправляемыми. "Эти крысы, - говорит он, - были самыми возбудимыми и злобными из всех, когда-либо попадавших в нашу лабораторию; им ничего не стоило гоняться за нами по комнате, визжать и хватать нас за штанины и обувь".
Этот эксперимент почти полностью дублируется долговременным исследованием человеческого поведения, проведенным в Массачусетсе. В 1935 г. была обследована большая группа семилетних мальчиков из бедных, часто неблагополучных городских семей. Детей обследовали физически, проверили психологически и расспросили. Священники, учителя, родители и соседи сообщили дополнительную информацию, неоднократно обследовались домашние условия жизни мальчиков. Спустя двадцать лет Джоан и Вильям Маккорды проследили судьбу 253 из них и выяснили их нынешнее положение в свете раннего детского опыта. Многие, теперь уже взрослые мужчины, были осуждены хотя бы однажды за преступления, связанные с жестокостью, воровством, пьянством, изнасилованием. Сравнение нынешней ситуации с отчетом двадцатилетней давности показало, что образ жизни в семье играл существенную роль в дальнейшей судьбе ребенка, способствуя или препятствуя проявлению антиобщественных и преступных склонностей. Тридцать два процента мальчиков из группы, где семья поддерживала жесткую дисциплину зачастую с помощью физических наказаний, впоследствии были судимы за преступления. Из группы мальчиков, родители которых полагались скорее на словесное неодобрение и дисциплину, основанную на "привязанности", преступниками стали тридцать три процента. Третья группа состояла из детей, полностью отторгнутых родителями и не знавших вообще никакой дисциплины. Она дала впоследствии шестьдесят девять процентов взрослых мужчин, вставших на путь преступления. Точно так же как и в опыте с крысами, не наблюдалось никакого различия между группами, с которыми велась какая-то работа, независимо от ее направленности; зато дети, которых не замечали и которыми не интересовались, резко отличались впоследствии от всех остальных.
"Чудовищный эксперимент" (1939 год) В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят. Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в "негативной" группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни. Эксперимент, позже названный "чудовищным", долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии.
Люди часто становятся жертвами одиночества. Первая причина-отвержение человека в его семье. Это: нежеланный ребенок проклятия, произнесенные в жизнь детей жестокие наказания измена непринятие непрощение отсутствие любви. Все эти действия создают скорлупу вокруг ребенка, он не может нормально расти, развиваться, общаться с другими детьми. Куда бы он ни пошел, и с кем бы ни находился, он чувствует дискомфорт, он непринят, не понят, отвержен.
Ж. Руссо писал: "Любовь к воображаемым предметам и легкость, с которой я заполнял ими свой внутренний мир, окончательно отвратили меня от всего окружающего и определили мою склонность к одиночеству, оставшуюся у меня с этих пор навсегда".
"Я боялся наступающей зрелости, боялся, что у меня когда-нибудь появятся признаки взрослого мужчины, вырастет борода.
Когда меня осаждали эти грустные мысли, я целый день бродил в одиночестве, а к вечеру разражался слезами, как будто меня побили или умер кто-нибудь из родных.
Через приоткрытую дверь я смотрел в темную большую гостиную. Никого. Только зеркало висит себе, одинокое, холодное, да таинственно поблескивает.
Я редко смотрелся в него. Вдруг кто-нибудь увидит, как я любуюсь сам собой.
Длинный нос с ох какими широченными ноздрями, торчащие скулы, грубый профиль. Но иногда я задумывался, созерцая себя. Я молод, но зачем мне это? Зачем я расту? В зеркале отражается бесполезная и недолговечная красота.
Раз мне уже тринадцать, конец детской беззаботности, отныне за все свои грехи я отвечаю сам. Так, может, не грешить?"
Марк Шагал.
Почему человек выбирает свободу и одиночество, являясь молодым и полным сил? Что мотивирует подобный выбор? По мнению Карен Хорни (Ногпеу, 1942), корни такого поведения кроются в детских взаимоотношениях с родителями, когда родительская семья не удовлетворяла потребности ребенка в любви, не обеспечивала ощущения достаточной безопасности, формируя установку базальной тревоги и недоверия по отношению к окружающему миру. В свою очередь, ощущение недостаточной безопасности и беспомощности приводит к формированию различных защитных стратегий; некоторые из них в последующем человек пытается неутомимо воплотить в жизнь. Карен Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей. В целом эти потребности присутствуют у всех людей, но в случае их невротического характера человек может превратить удовлетворение какой-либо потребности в способ жизни. Так, при испытывании избыточной потребности в независимости и самодостаточности возможно избегание любых отношений (в том числе и семейных), предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств.
Базальная тревога -- интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.
Невротические потребности -- различные защитные стратегии, формирующиеся в качестве адаптационных механизмов к окружающему враждебному миру.
Десять невротических потребностей (по К. Хорни)
Избыточная потребность Проявление в поведении
1. В самодостаточности и независимости. Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств.
2. В любви и одобрении. Стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию и недружелюбию.
3. В руководящем партнере. Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви -- убежденность в том, что любовь может решить все.
4. В четких ограничениях. Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность и довольствование малым.
5. Во власти. Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости.
6. В эксплуатировании других. Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь, чтобы изменить ситуацию.
7. В общественном признании. Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса.
8. В восхищении собой. Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений, потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих.
9. В честолюбии. Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия, страх и неудачи.
10. В безупречности и неопровержимости. Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели.
"прайм-ЕВРОЗНАК" Издательский Дом "НЕВА". МОСКВА ОЛМА-ПРЕСС" 2002
Быть взрослым - значит быть одиноким Ростан Ж
Пример нарушения невротических потребностей в детстве и рождение монстра из Ключевского.
"ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРЯ ИВАНА ГРОЗНОГО.
ДЕТСТВО. Царь Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел - на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем
подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. В торжественные, церемониальные случаи - при выходе или приеме послов - его окружали царственной пышностью, становились вокруг него с раболепным смирением, а в будни те же люди не церемонились с ним, порой баловали, порой дразнили.
Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а первенствующий боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя, их отца, и ногу на нее положит, не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Горечь, с какою Иван вспоминал об этом 25 лет спустя, дает почувствовать, как часто и сильно его сердили в детстве. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка. Но в обстановке, в какой шло его детство, он не всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости, сорвать сердце. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами. К тому же он был испуган в детстве. В 1542 г., когда правила партия князей Бельских, сторонники князя И. Шуйского ночью врасплох напали на стоявшего за их противников митрополита Иоасафа. Владыка скрылся во дворце великого князя. Мятежники разбили окна у митрополита, бросились за ним во дворец и на рассвете вломились с шумом в спальню маленького государя, разбудили и напугали его.
.... Нервный и одинокий Иван потерял нравственное равновесие, всегда
шаткое у нервных людей, когда они остаются одинокими".
КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Джордж Гордон Байрон, с 1798 6-й барон, широко известный как лорд Байрон ( en. George Gordon Byron, 6th Baron, en. Lord Byron; 22 января 1788, Лондон -- 19 апреля 1824, Миссолунги, Греция) -- английский поэт-романтик.
Отец поэта, капитан Джон Байрон (1755--1791), первый раз женился на разведённой женщине, с которой бежал во Францию, а второй раз женился только из-за денег, чтобы уплатить свои долги, и, растратив состояние жены, бросил её. Его двоюродный дед, то есть дядя его отца, после которого Байрон наследовал титул лорда, убил в пьяном виде своего соседа и родственника Чаворта, судился за это, хотя был оправдан, но, преследуемый общественным мнением и угрызениями совести, заперся в своем замке Ньюстед, который уже стал приходить в ветхость, и вёл в уединении такую непозволительную жизнь, что был прозван "дурным лордом Байроном".
Бедность, в которой родился Байрон, и от которой не избавил его титул лорда, дала направление его будущей карьере.
Его мать всегда выходила из себя от его непослушания и бросала в мальчика чем попало. На вспышки матери он нередко отвечал насмешками, но, однажды, как он сам рассказывает, у него отняли нож, которым он хотел заколоть себя.
В Кембриджском университете Байрон больше всего отличался искусством плавать, ездить верхом, боксировать, пить, играть в карты и т. п., поэтому он постоянно нуждался в деньгах и, как следствие, "влезал в долги".
В июне 1809 года Байрон отправился путешествовать. Байрон уехал в страшно подавленном состоянии духа, и, побывав в Испании, Албании, Греции, Турции и Малой Азии, вернулся в ещё более угнетенном состоянии. Байрона, очевидно, тревожили его финансовые неудачи. В это же время он лишился матери, и хотя жил с ней далеко не в ладах, но тем не менее очень жалел о ней.
1816 г. Байрон окончательно простился с Англией, где общественное мнение было сильно возбуждено против него.Уехав за границу, он распорядился продажей своего имения Ньюстид, и это дало ему возможность жить, не тревожась постоянным безденежьем. Кроме того, он мог предаться уединению, которого так жаждал. В ноябре 1816 г. Байрон переехал в Венецию, где, по утверждению своих недоброжелателей, вёл самую развратную жизнь.
Байрон решился отправиться в Грецию, где в это время вспыхнуло восстание, и со страстным нетерпением стал готовиться к отъезду. Он собрал деньги, купил английский бриг, и, забрав припасы, оружие и людей, 14 июля 1823 г. отплыл в Грецию. Байрон распорядился о продаже всего своего имущества в Англии, и деньги отдал на дело Греции. Каждый успех греков радовал его.
В Миссолонги Байрон простудился, но, несмотря на болезнь, продолжал деятельно заниматься делом освобождения Греции.
Во время прогулки с графом Гамба пошёл страшный дождь, и Байрон окончательно захворал. Последними его словами были отрывочные фразы: "Сестра моя! дитя моё!.. бедная Греция!.. я отдал ей время, состояние, здоровье!.. теперь отдаю ей и жизнь!". 19 апреля 1824 г. поэт скончался. Тело его было отвезено в Англию и погребено в родовом склепе Байронов.
А. Моруа "Байрон" .Сочинения в 5-ти т., т. I. Байрон, редак. О. Федорова, техн. редак. Е. Полякова, изд. "LEXICA" Москва
Томас Алва Эдисон ( en. Thomas Alva Edison; 11 февраля 1847, Милан, штат Огайо -- 18 октября 1931, Вест Оранж, штат Нью-Джерси) -- всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1908 патентов и около 3 тысяч в других -- странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово "алло".
Маленький Аль, как называли Томаса в семье, был подвижным, но очень болезненным ребенком. С раннего детства он страдал от прогрессирующей глухоты. В учёбе не показывал особых дарований. После того, как учитель обозвал его "безмозглым тупицей", мать вообще забрала юного Эдисона из школы. Позже Эдисон говорил, что именно занятия под руководством матери пробудили в нем страсть к изобретательству. С 12 лет он начал работать -- сперва разносчиком в поездах, потом станционным телеграфистом, где применил свое первое изобретение -- телеграфный автоответчик, позволяющий юному Томасу спать по ночам.
В 22 года основал собственную фирму по продаже бытовой электротехники. В работе пользовался девизом: "Никогда не изобретай то, на что нет спроса".
Эдисон отличался удивительной целеустремлённостью и работоспособностью. Когда он вёл поиски подходящего материала для нити накаливания электрической лампы он перебрал около 6 тысяч образцов материалов, пока не остановился на бамбуке. Проверяя характеристики угольной цепи лампы он провёл в лаборатории около 45 часов без отдыха. Вплоть до самого преклонного возраста он работал по 16-19 часов в сутки.
Афоризмы Эдисона
Беспокойство -- это неудовлетворённость, а неудовлетворённость -- первейшее условие прогресса. Покажите мне совершенно удовлетворённого человека, и я вам открою в нём неудачника.
Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают.
На 85 году жизни, умирая, Эдисон сказал своей жене: "''Если есть что-нибудь после смерти, это хорошо. Если нет, тоже хорошо. Я прожил жизнь и сделал лучшее, что мог...''".
Клара Боу ( en. Clara Bow, 29 июля 1906 -- 27 сентября 1965), урождённая Клара Гордон Боу -- американская актриса, звезда немого кино и секс-символ 1920-х годов. Наибольшую известность получила благодаря фильмам "Пластмассовый век" (1925), "Капкан на мужчину" (1926), "Это" (1927), "Крылья" (1927), "Называй её дикой" (1932).
Клара была третьим ребёнком Сары и Роберта, но обе её старшие сёстры умерли во младенчестве -- первая умерла через два часа после рождения, вторая прожила всего два дня. Мать не смогла перенести потери и повредилась в уме. Вынашивая Клару, она была уверена, что этот ребёнок тоже протянет недолго и потому, когда девочка появилась на свет, даже не стала оформлять свидетельство о её рождении. Семья Клары жила в ужасающей бедности в маленькой съёмной квартире. Её отец, который скорее всего был умственно отсталым, никогда не работал, перебивался случайными заработками и редко появлялся дома, а когда всё же приходил в семью, третировал жену и дочь -- и морально, и физически. Когда Кларе было пятнадцать лет, отец изнасиловал её. В отсутствие Роберта Сара зарабатывала на жизнь проституцией. Она водила клиентов домой и, пока обслуживала их в спальне, запирала маленькую Клару в платяном шкафу. Помимо психического расстройства, которое с каждым годом усугублялось, мать Клары страдала эпилепсией -- приступы настигали её иногда по три раза в день. Так как в семье не было денег на доктора, который мог бы облегчить её страдания, Клара часто становилась свидетельницей припадков матери.
Некоторое время она была очень дружна с соседским мальчиком по имени Джонни. Он был на несколько лет младше Клары, и она относилась к нему покровительственно, всюду водила с собой и защищала от уличных хулиганов -- дело порой доходило даже до драки. Когда Кларе было десять лет, произошла трагедия. В квартире Джонни вспыхнул пожар, во время которого мальчик сильно обгорел и умер у Клары на руках. Она тяжело пережила смерть друга.
Когда мать Боу узнала, что дочь собирается стать актрисой, она устроила скандал, заявив, что актёрство сродни проституции и что она предпочитает увидеть дочь в гробу нежели на экране.
Позже, уже после второго фильма Клары, Сара едва не убила её -- однажды ночью Клара проснулась и увидела, что мать стоит возле её кровати с ножом для рубки мяса. В результате этого инцидента Боу до конца жизни страдала от бессонницы.
В середине 1920-х актриса -- рыжеволосая, с накрашенными бантиком губами -- была признанным секс-символом Голливуда. Пребывая на пике популярности, Клара получала от поклонников по 45 тысяч писем в неделю.
Она скандально прославилась своими свободными нравами и многочисленными романами с коллегами по цеху. Так, известно, что в числе её любовников были актёры Гэри Купер, Гилберт Роланд, Бела Лугоши, режиссёр Виктор Флеминг. Она не скрывала своих похождений, что было довольно рискованно для тех лет, и могла прилюдно и не стесняясь в выражениях обсуждать своих любовников .В 1949 году у Боу диагностировали шизофрению. Лечение -- в том числе c помощью шоковой терапии -- не принесло результатов, и вскоре актрису положили в психиатрическую лечебницу. В последующие тридцать лет, поселившись отдельно от мужа, она вела очень уединённый образ жизни и редко выходила из своего дома в Лос-Анджелесе.
Клара скончалась от сердечного приступа 27 сентября 1965 года в возрасте пятидесяти девяти лет.
http://www.gadflyonline.com/archive/MarchApril01/archive-clarabow.html Статья об актрисе на Gadflyonline.com
Блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова)-- святая русской православной церкви.
Матрёша родилась в 1864 году в деревне Анемняево Рязанской губернии. Семья её считалась самой бедной в деревне, отец имел репутацию горького пьяницы. После 7 лет Матрёша внезапно заболела оспой. Но родители не лечили девочку, и после болезни девочка ослепла.
Её обязанностью стало нянчить младших сестрёнок и братишек. Однажды, оставшись с младшей сестрёнкой, слепая Матрёша уронила девочку с крыльца. Матрёша очень испугалась, заплакала и бросилась за сестрой. В это время проходила мать девочек, которая, увидев что случилось стала бить слепую девочку. Мать била её очень сильно и долго, и, теряя сознание, девочка увидела Царицу Небесную. Она сообщила об этом своей матери, но та стала её бить ещё сильнее. Трижды за время избиения Матрёша увидела Царицу, которая сказала ей какие-то слова, но тайну этих слов Матрёна не открыла никому до конца своей жизни. После сильного избиения родной матерью слепая изувеченная девочка потеряла возможность ходить. Она стала совершенно беспомощной, могла только лежать и до самой смерти так и не вставала с кровати.
В родительском доме Матрёша пролежала 17 лет, находя утешение только в молитве. Как то раз к ней обратился больной крестьянин с просьбой вылечить ему спину. Матрёша подержала свою руку у него на спине и боли прекратились. С тех пор к ней стали ходить люди со своими нуждами и болезнями. Вскоре Матрёша вместе со своей сестрой Дарьей переселилась в небольшой домик, выстроенный специально для Матрёши добрыми людьми. Но её сестра относилась к блаженной только как к источнику дохода, требуя, чтобы она брала как можно больше приношений. Матрёша опять была вынуждена переселиться, теперь она переехала к своему племяннику, человеку очень религиозному и доброму.
Уже взрослая, Матрёша выглядела как ребёнок. Очевидно с того времени, как она получила страшные увечья, а ей тогда было 10 лет, Матрёша не росла. Блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16 июля 1936 года в Доме хронических больных в Москве.
''Нестерова А. Нестеров Д.'' Тайны православных святых. - ИД РИПОЛ КЛАССИК, 2002. С. 336, 337, 338.
Детская индивидуализация через культурную интеграцию
Райх, Вильгельм. Его отец, Леон Райх -- еврейский крестьянин среднего достатка -- был властным (как и отец Фрейда, отца психоанализа), ревнивым и вспыльчивым мужчиной. Его красивая жена, Цецилия Ронигер, была полностью подчинена ему, хотя и страдала от его характера.
Вильгельм рос в изоляции от местных еврейских и украинских детей. Несмотря на еврейские корни, его отец считал себя немцем по культуре, поэтому в доме разрешалось говорить только по-немецки, а не на идише. К матери Вильгельм испытывал сильные сыновние чувства и боготворил ее. Несмотря на ревнивый характер мужа, она имела связь с домашним учителем, о которой Вильгельм рассказал отцу; в результате, когда Вильгельму было 14 лет, его мать покончила жизнь самоубийством. Смерть жены сломала отца, он вскоре подхватил воспаление легких, перешедшее в туберкулёз, и умер, пережив жену всего на три года, так что в 17 лет Вильгельм стал полным сиротой. От туберкулёза, этой "болезни бедности" умер в возрасте 26 лет и брат Вильгельма.
После смерти отца Вильгельм Райх, продолжая учиться, взял управление фермой в свои руки, но в 1916 году Первая мировая война разрушила эту семейную собственность. Вильгельм принял решение оставить дом и поступить на службу в австрийскую армию. Став офицером, он сражался в Италии.
В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета. Психоанализ и марксизм были популярными в студенческой среде учениями, и Райх был одним из тех, кто стремился соединить учения и Фрейда и Маркса.В 1922 году Райх получил медицинскую степень и стал первым клиническим ассистентом доктора Фрейда, в том же 1922 году основавшего клинику в Вене.
В последующие годы Райх стал ещё более активно проявлять себя в политике, а также вступил в Коммунистическую партию. В 1929 году он вместе с другими создает клиники сексуальной гигиены для рабочих.Подвергаясь порицанию психоаналитиков за свою политическую деятельность, он переезжает из Вены в Берлин. В Берлине, чувствуя себя куда более свободно, чем в Вене, Райх стал уделять больше внимания коммунистически-ориентированному движению психического здоровья -- здоровья трудящихся.
Он читает лекции и организует гигиенические центры по всей Германии.
ни психоаналитики, ни марксисты её не одобряют, и почти одновременно, в течение всего полугода, его исключают и из психоаналитической ассоциации, по иронии судьбы носившей название Интернациональной, и из Коммунистической партии Германии.
Кризис карьеры Райха совпал с политическим кризисом в стране -- в 1933 году, устраняя своих противников, пришёл к власти Гитлер.
Райх уезжает в Данию. Но его теории не признают ни в Дании, ни в Швеции, и из обеих стран его быстро (в течение шести месяцев) изгоняют. Переехав в Норвегию, он, начиная с 1935 года, ведёт свои биологические и психологические исследования в течение 5 лет в Осло.
Новое для Райха увлечение биоэнергетикой не проходит для него даром -- в газетах его начинают травить, оспаривая даже сексуальную основу неврозов -- основу фрейдизма. Как бы подтверждая положение его программы об отказе от значимости брака, от него в самый тяжёлый для него момент жизни уходит вторая жена.
В 1939 году руководство Новой школы социальных исследований приглашает Райха в Нью-Йорк, куда он перезжает вместе со своей лабораторией. В Нью-Йорке Райх вводит третий компонент в свое интегративное учение и основывает Институт оргона, который является базой его исследований по биоэнергии, энергии жизни, иначе называемой им оргонической энергией.Её он якобы наблюдает в своих лабораторных экспериментах как фундаментальную жизненную энергию, присущую всем живым организмам. Эта энергия, по Райху, лежит в основе фрейдовской концепции либидо, являясь биологической силой. Эти воззрения оказали влияние на доктрины современного экологизма и космизма; естественно-научное сообщество воспринимает концепцию оргона как маргинальную теорию.
В 1950 году он пытается создать аккумулятор этой энергии и лечить при его помощи различные болезни, такие как рак, стенокардию, астму, переутомление, эпилепсию.
В 1954 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, не признавая его практику, добивается запрета всей его деятельности, несмотря на успешное лечение.
Райх продолжает свою деятельность, утверждая, что Управление не может быть компетентным в этих новых методах. В конце концов его сажают в тюрьму на два года за неуважение к суду (пренебрежение запретом на производство оргонных аккумуляторов), а Управление добивается решения о сожжении его книг и публикаций, имеющих отношение к производству оргонных аккумуляторов.
В 1957 году Вильгельм Райх умер в федеральной тюрьме от сердечного приступа.
Посмотри на себя, маленький человек. М., 1997. -- 111 с
Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. СПб. -- М., 1997. -- 303 с
http://orgonomic.narod.ru/w/aboutr/balag.htm Райх (Reich) Вильгельм, сайт Института философии РАН]
http://kuasar.narod.ru/library/phoenix/index.htm Вильгельм Райх и проект "Феникс"]
http://www.darshi.ru/raih/
http://www.pseudology.org/Psyhology/Reich_Wilhelm.htm В.Райх:Хронология. Биография. Библиография
Альфред Чарлз Кинси ( en. Alfred Charles Kinsey, 23 июня 1894 -- 25 августа 1956) -- американский биолог, профессор энтомологии и зоологии, основатель института по изучению секса, пола и воспроизводства (1947) при Индианском университете в Блумингтоне, носящего сейчас имя Кинси. Исследования Кинси в области человеческой сексуальности глубоко затронули социальные и культурные ценности в Соединённых Штатах и многих других странах в 60-х годах XX века, с наступлением сексуальной революции.
Кинси рос в довольно бедной семье, его родители часто даже не могли себе позволить оплатить услуги врачей, что возможно привело к тому, что юный Кинси в детстве переболел рахитом, брюшным тифом, а также ревматизмом. Это было вызвано тем, что Кинси недостаточно времени проводил на солнце (обычная причина рахита в те дни: молоко и другие продукты ещё не были обогащены витамином D) и, по крайней мере, часть детства провел в антисанитарных условиях. Результатом рахита, приведшего к искривлению позвоночника, стала лёгкая сутулость, которая воспрепятствовала призыву на военную службу в 1917 году для участия в Первой мировой войне.
Родители Кинси были предельно консервативными христианами, что наложило отпечаток на всю его последующую жизнь. Его отец был известен как один из наиболее набожных членов местной Методистской церкви и, в результате, большую часть времени Кинси общался с прихожанами церкви. Часто он просто молча присутствовал при обсуждении религиозных вопросов, которым предавались его родители и другие, столь же набожные, взрослые. Отец Кинси установил в своём доме строгие правила. Воскресенье было отведено под молитвы, кроме того, общение с девочками, как и знание обо всех вещах, хотя бы отдалённо касающихся темы секса, включая мастурбацию находилось под запретом.В юные годы Кинси было запрещено узнавать что-либо о предмете, который позже принёс ему столько славы. В конце концов, Кинси отрекся от Методистской веры своих родителей и стал агностиком.
В молодые годы Кинси проявлял большой интерес к природе и походам. Он часто участвовал в работе и походах местной молодежной организации .Он вступил в организацию бойскаутов, как только в их общине появился отряд. Несмотря на то, что ранее перенесенные заболевания ослабили его сердце, в юности Кинси принял участие во множестве трудных походов.
В старших классах средней школы Кинси был тихим, но исключительно трудолюбивым учеником. Он не интересовался спортом, направляя свою неисчерпаемую энергию на учебу и занятия фортепиано. Одно время Кинси хотел стать пианистом, но решил вместо этого сосредоточиться на научных изысканиях. Развитая с детства способность Кинси проводить огромное количество времени, будучи глубоко погруженным в изучение какого-либо предмета, сослужила ему хорошую службу в колледже и в дальнейшей профессиональной деятельности. Учась в старших классах, Кинси, по-видимому, ни с кем не поддерживал близких отношений, но заслужил уважение своими успехами в учёбе.
В качестве темы для своей докторской [Имеется в виду степень, соответствующая Ph. D. и российской степени кандидата наук.] диссертации Кинси избрал исследование орехотворок. Кинси начал собирать орехотворок с маниакальным рвением. Он много путешествовал. На каждом из сотен тысяч собранных экземпляров производилась серия из 26 измерений. Его методы позволили внести существенный вклад в энтомологию. Гарвардский университет присудил Кинси степень Sc. D. (доктора естественных наук) в 1919 г.
Кинси обычно считают отцом сексологии, систематического, научного изучения человеческой сексуальности.
"Отчеты Кинси" (''Kinsey Reports''), начиная с публикации ''Sexual Behavior in the Human Male'' ("Половое поведение самца человека") в 1948 г., а затем ''Sexual Behavior in the Human Female'' ("Половое поведение самки человека") 1953, поднялись на вершину списка бестселлеров и мгновенно сделали Кинси знаменитостью. Они по прежнему остаются в списке наиболее продаваемых естественнонаучных книг всех времён. Отчеты Кинси, которые привели к бурным дискуссиям, рассматриваются многими как пусковой механизм для сексуальной революции 1960-х.
Самый известный из современных очернителей Кинси -- д-р Джудит Рейсман, глава организации RSVPAmerica. Рейсман приписывает Кинси и его сотрудникам сексуальные отношения с детьми, которые практиковались ради получения некоторых данных, изложенных в Отчётах Кинси. Помимо критики результатов исследований Кинси, ходили слухи о его необычных сексуальных практиках. В его биографии, написанной Джеймсом Джонсом (''Alfred C. Kinsey: A Public/Private Life''), Кинси описывается как бисексуальный мазохист. О нём писали, что он поощрял групповой секс с участием своих аспирантов, сотрудников и своей жены. Известно также, что Кинси снимал на камеру половые акты на чердаке своего дома, и эти съемки стали частью материалов его исследований. Джонс утверждает, что жена Кинси имела сексуальные контакты с другими мужчинами, но они с Кинси оставались женаты в течение 35 лет, и в их отношениях присутствовал секс до тех пор, пока Кинси не заболел в конце жизни.
Кинси скончался 25 августа 1956 г. в возрасте 62 лет. В качестве причины смерти были указаны болезнь сердца и пневмония.
James H. Jones, ''Alfred C. Kinsey: A Public/Private Life'', Norton, 1997
Антонио Грамши, философ, сторонник гуманистического социализма, который оказал сильное влияние на европейскую философию ХХ века и постепенное развенчание философии ленинизма-сталинизма. Он родился в бедной семье на небогатом острове Сардиния. С рождения у него была искривлена спина, и все детство он болел. Их бедность стала практически невыносимой, когда отца посадили в тюрьму по ложному обвинению, и он не мог больше поддерживать свою большую семью. Безуспешно пытаясь вылечить горб на спине Антонио, его дядя подвешивал мальчика за лодыжки к балкам лачуги, в которой они жили. Мать Антонио была так уверена, что когда-нибудь он умрет во сне, что каждую ночь она доставала его единственный хороший костюм и ставила на кухонный шкаф две свечи, чтобы быстрее подготовиться к похоронам. Учитывая все эти факты, было бы неудивительным, если бы Грамши вырос человеком, полным ненависти и злости. Вместо этого он посвятил свою жизнь помощи угнетенным людям, став тонким писателем и блестящим теоретиком. Хотя он был одним из основателей Итальянской Коммунистической Партии, он никогда не компрометировал свои гуманистические ценности в угоду партийной догме или политической целесообразности. Даже после того как Муссолини посадил его в средневековую тюремную камеру, чтобы он умер в одиночном заточении, он продолжал писать письма и эссе, полные света, надежды и сострадания. Все внешние факторы, как будто, сговорились, чтобы сломать жизнь Грамши; ему понадобилась вся его вера, чтобы достичь интеллектуальной и эмоциональной гармонии, которую он оставил нам в наследство.
МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ
В ПОИСКАХ ПОТОКА
Психология увлеченности повседневной жизнью
Кавабата Ясунари Kawabata Yasunari ( 1899-1972 ) Японский писатель, лауреат Нобелевской премии. Родился в Осаке. В раннем возрасте лишился одного за другим всех ближайших родственников. Эта травма наложила особый меланхолический отпечаток на творчество К. Отец писателя был высокообразованным человеком, увлекавшимся литературой и искусством.
* 1901 - От туберкулёза умирает отец писателя.
* 1902 - От туберкулёза умирает мать. Вместе с бабушкой переезжает в Ибараки.
* 1906 - Умирает бабушка.
* 1914 - Умирает дедушка. Жившие в Осаке родственники по материнской линии забирают ребёнка к себе, однако для продолжения занятий в школе Кавабата вновь возвращается в Ибараки, где поселяется в школьном общежитии. Мотивы сиротства в дальнейшем не раз найдут своё отражение в его произведениях.
Закончил Токийский университет. Был одним из самых ярких литераторов движения неосенсуалистов. Повесть "Танцовщица из Идзу" (1926) сделала молодого писателя знаменитым. Кавабата - очень японский прозаик, довольно далеко отстоящий от западной новеллистической традиции, поэтому его произведения стали известны в мире сравнительно поздно и никогда не были особенно популярны за пределами Японии. Писатель активно участвовал в литературной жизни страны, одно время даже был президентом ПЕН-клуба, однако всегда держался в стороне от политики, разительно отличаясь от большинства современников. Шумиха, поднятая прессой после присуждения Кавабата Нобелевской премии (1968), замкнутому, интровертному писателю была в тягость. В конце жизни Кавабата писал мало, страдал от мучительной бессонницы, часто впадал в депрессию. Страшным потрясением для него стало самоубийство Ю.Мисимы, его давнего друга и ученика. Кавабата отравился газом в небольшой квартире, служившей ему рабочим кабинетом. Вопреки японской традиции никаких предсмертных посланий он не оставил.
Кавабата был кротким человеком, жил уединенно. Всемирная известность принесла с собой и нежелательное для него назойливое внимание прессы. Писатель очень тяготился этим.
В автобиографии Кавабата писал: "С ранних лет я рос сиротой, но люди окружали меня заботой, и я стал одним из тех, кто не способен обижать или ненавидеть других". В произведении с искренним волнением и непосредственностью выраженагоречь и боль сироты, чувство одинокого ребенка, на глазах которого угасала жизнь единственного близкого ему человека.
Любовь иногда бывает так же гибельна, как ненависть.
В национальных парках Европы и Северной Америки посетители встречают иногда оленят. Звереныши кажутся одинокими и всеми покинутыми, даже если мать находится недалеко. Поддавшись чувству нежности, радуясь возможности приблизиться к неопасному животному, похожему на плюшевую игрушку, люди часто хотят погладить оленят. Этот жест не таит в себе никакой агрессии, наоборот, беззащитность детеныша вызывает желание проявить ласку.
Но контакт этот оказывается гибельным. В течение первых недель жизни мать узнает своего детеныша только по запаху. Прикосновение человека, даже самое нежное, оставляет на детеныше новый запах. Это чужой запах, пусть самый слабый, разрушает обонятельную идентификационную карту олененка, и его покидает все семейство. Ни одна лань больше не подпустит его к себе, и олененка ждет голодная смерть. Смертельную ласку называют "синдром Бэмби" или "синдром Уолта Диснея".
Бернард Вербер. Энциклопедия относительного и абсолютного знания. Гелеос, Рипол Классик; Москва; 2007
Добровольная бездетность, чайлдфри ( en. child-free -- свободные от детей Английское слово child-free шире, чем русское "чайлдфри": оно может включать в себя любую бездетность, хотя чаще употребляется по отношению к добровольной -- отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их.
Чайлдфри ссылаются на множество различных причин, в частности: