Нет более ничтожного, глупого, презренного, жалкого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодарного животного, чем Толпа.
У. Хэзлитт
Рыдая, веселясь, кумирам глядя в рот,
К бездонной пропасти прет бесшабашный сброт.
Не знающий родства и возраста прохожий,
Сброд, рыхлостью своей на облако похожий, -
Не выслушан нигде, не ведом никому,
Желанья и слова роняет он во тьму,
И мрак сопутствует его бесцветным будням,
И тьму кромешную считает он полуднем -
Ведь, мельтеша, крича, шумя всю жизнь свою,
Вслепую бродит сброд у ночи на краю.
В. Гюго
Велика Россия, а позвонить некому.
Геннадий Шпаликов, поэт, киносценарист. Повесился в 37 лет.
Купцы, отправляясь за море, имеют все основания приглядываться к своим попутчикам на корабле, не развратники ли они, не богохульники ли, не злодеи ли, считая, что подобная компания приносит несчастье. Вот почему Биант, обратившись к тем, которые, будучи с ним на море во время разыгравшейся бури, молили богов об избавлении от опасности, шутливо сказал: "Помолчите, чтобы боги не заметили, что и вы здесь вместе со мной!"
Монтень
Стадо -- системная целостность, которую образует группа животных с какими-либо определенными целями. Процесс образования стада получил название стадения. В состав стада входят по большей части животные одного вида, но могут быть стада и из особей разных видов. Для формирования стада принципиально необходимо наличие стадного инстинкта, именуемого еще стадным чувством, у особей, его составляющих.
Дикие лошади образуют табуны, которые обладают большей сплоченностью. Единство табуна поддерживается главным образом волей самцов, отстаивающих своё обладание самками от притязаний других самцов. В табунах наблюдается явление покровительства и управления одного индивидуума по отношению к другим. Каждый табун обычно придерживается определённой местности. Лошади, принадлежащие одному табуну, не смешиваются с другими и быстро узнают друг друга. Замечено, что лошади одинаковой величины или одной масти легче привыкают друг к другу. Будучи испуган, весь табун бросается в паническом страхе в бегство, не останавливаясь ни перед какими препятствиями.
Осенью молодые (3-4-летние) жеребцы отделяются от табуна, убегая поодиночке в нагорные степи, а затем составляют себе новый табун, набирая до 20 кобыл и более.
В отношении промышленного крупного рогатого скота табун заменяется словам "гурт", молочного и свиней -- "стадо", по отношению овец и коз -- "отара". В узком смысле слово "табун" применяется к значительной партии лошадей, включающей несколько косяков, то есть отдельных семей, не менее 10--15 голов в каждом косяке.
Стая радикально отличается от стада по признаку структурированности и многократного усложнения системных связей. Для человека как биологического вида аналогом стаи является социум, аналогом стада -- толпа.
http://ec-dejavu.ru/c/Crowd.html Ковельман А. Б. Рождение толпы: от Ветхого к Новому Завету] // Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ "другого" в культуре. М., 1994, с. 123--137
Во время длительных перелетов птицы предпочитают летать не поодиночке, а стаей. То, что стая летит косяком, позволяет экономить каждой птице примерно 23% энергии.
Птичья стая оказалась критической системой membrana , 21 июня 2010
Летящие по небу тысячи пернатых движутся как сложная сеть связанных между собой объектов. Этот очевидный факт специалисты из Римского университета ( Universita di Roma ) исследовали со всей тщательностью и пришли к удивительным выводам. Материалом для наблюдения послужили скворцы обыкновенные (Sturnus vulgaris), постоянно летающие над окраинами Рима перед заходом солнца. Днём эти птицы кормятся за городом, а затем возвращаются и, прежде чем выбрать место для ночёвки, некоторое время кружат над улицами, приглядываясь. Cтаи были сфотографированы со скоростью 10 кадров в секунду. Затем на основе этих снимков специалисты создали трёхмерную модель поведения птиц и определили как направление их движения, так и скорость в отдельные моменты времени. Было выяснено, что полёт каждого члена стаи находится в сложной зависимости от движения всех остальных. Если даже один скворец изменял направление или скорость, другие птицы практически немедленно поступали так же. Учёные рассматривали стаи разного размера - от 122 до 4268 птиц - и во всех случаях пернатые двигались по одинаковым законам, то есть модель поведения не зависела от масштаба такого [коллективаk, а внимание каждой птицы простиралось намного дальше непосредственных соседей. Авторы опубликованной в PNAS работы считают, что подобная тактика перемещения даёт птицам возможность максимально быстро и интенсивно реагировать на внешние раздражители. Однако на данный момент не ясно, как у скворцов получается мгновенно отвечать на изменение движения всего одной птицы. Заметим, что подобное поведение, если рассматривать его в сугубо математическом ключе, весьма схоже не только со сходом лавины или движением косяка рыб, но и с поведением суперорганизмов - классические примеры которых демонстрируют пчёлы и муравьи
* Стадо бизонов при нападении волков становится в круг, надежно защищаясь таким образом от нападения хищников
* Одиночные косули собираются во множество стад с огромной территории для того, чтобы всем вместе переплыть реку в самом узком ее месте
* Общественные насекомые: муравьи, пчёлы, термиты и пр.
* Грифы и орлы-белохвосты гнездятся поблизости друг от друга, а о находках падали, которой они питаются, сообщают друг другу и собираются вокруг трупа огромными стаями
* У журавлей стая кормится всегда под охраной часовых, а если бывает нужно, высылается несколько разведчиков, выясняющих, сохранилась ли опасность там, где она была недавно.
* Гнездование птиц и совместная защита потомства, взаимопомощь у птиц в период их перелетов
* Олени, антилопы, буйволы, горные бараны, мускусные быки, песцы, тюлени, моржи, киты, дельфины, -- все эти животные ведут стадный образ жизни, что помогает им противостоять неблагоприятным условиям природы и окружающим их хищникам.
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_383.htm Взаимопомощь как фактор эволюции. П. Кропоткин
"Инвесторы, как и определенные виды животных, имеют основания для передвижений стадами. Только на точках перегиба тренда курсов не думающие инвесторы, следующие за тенденцией рынка, понесут настоящие убытки, но если они будут проявлять бдительность, то у них есть возможность выжить. Однако инвесторы-одиночки, привязывающие свои состояния к основным показателям рынка, могут быть затоптаны стадом".
Сорос
Переходим из века сего, как саранча, жизнь наша проходит в страхе и ужасе, и мы
сделались недостойными милосердия.
(3 кн. Ездры 4:24)
Странствующая саранча! Насколько одна саранча прелестное насекомое, очень грациозное, гладкое, блестящее и чудесное на вкус, настолько во множестве они представляют собой худшее из бедствий.
Когда саранча одинока, она сероватого цвета и ведет себя очень скромно. Но едва встречается с сородичами, меняет цвет на красный, потом на розовый, потом на оранжевый и, наконец, на желтый. Шафранный цвет означает пик фазы сексуального возбуждения. Саранча пожирает все, что видит, и совокупляется со всеми самками, которых встречает. Ее половое исступление так же поражает, как и неистовый аппетит. Чтобы удовлетворить и то и другое, она готова разрушить все на своем пути.
Одинокая саранча бодрствует по ночам и прыгает. Полчища саранчи бодрствуют днем и летают. Одинокая саранча, приспособленная к жаре и засухе, странствует по пустыням. Орда саранчи отлично переносит влажность и бесстрашно атакует поля, кустарники и леса.
Может быть, это и есть то, что телевизор Пальцев называет "властью толпы"? Количество сметает запреты, уничтожает условности, забывает об уважении к чужим жизням.
Бернард Вербер Революция муравьев .
www.webbl.ru
"Саранча, периодический бич природы, в основном живет изолированно, мирно, пощипывая спокойно травку. Но иногда она неожиданно, руководимая таинственными ферогормональными сигналами, аналогичными непреодолимому коллективному впечатлению, объединяется с миллионами других себе подобных. От "одиночной" фазы насекомое переходит в "стадную". Рой становится колоссальным и
поляризуется; он принимает определенное направление, хотя бы и случайное (гигантская миграция не имеет цели, проекта), движется, закрывая небо, и пожирает все растительное, что находит на своем пути, превращая землю в пустыню; затем, так же необъяснимо, как собралась в рой, она рассыпается. Рассеивается.
Лошадка снова превращается в прежнее одинокое и безвредное насекомое. То же самое с нашей антропологической группой. Десятилетиями индивидуумы, ее составляющие, могут жить в одиночной форме в социальной маргинальности.
Изучающий зооантропологию сможет узнать их, порочных, снедаемых мелкими дурными
привычками, бесплодных, потому что живут уловками, часто теряют работу из-за низкой квалификации, недостатка пунктуальности, надежности, дисциплины, или мелких краж; различные типы неспособных, из-за незначительных расстройств личности, получить достойную социальную роль: часто эти люди попадают в ряды мелких, но постыдных уголовников. Исследователь также узнает, в полутьме социальной маргинальности, индивидуумов, которые живут в своем мире тихого помешательства. Быть может, объединенные в маленькие группы, которые проповедуют анархию, ненасилие, мечтают о социалистическом возрождении или практикуют антиинституционные религии, или же смягченные формы псевдомистицизма: сексуального и нудистского, оздоровительного и экологического, пацифистского,
"восточного" и магического, феминистского, вегетарианского.
Они живут безвредными, следуют мелким маниям социального обновления, прежде всего с экологическим задником ("возврат к Природе" в версии постмодерна), или же с пророками неминуемого конца мира, тревожимыми парниковым эффектом или перенаселением, окруженными тощими кружками верующих. Немного смешные в своем аномальном поведении (порой маленькие группы уединяются на горе в ожидании даты назначенного ее гуру апокалипсиса, или чтобы "войти в контакт с инопланетянами",
или следуют причудливым диетам), но в основном не агрессивные.
Но приходит день, когда они переходят в стадную фазу. Индивидуумы, движимые лозунгами, которые "носятся в воздухе", словно пахучие гормоны, которые зовут саранчу, группируются; и сам рост их количества заканчивается поляризацией этой многообразной массы. В этой массе каждый продолжает испытывать свою одержимость- частную или мелкой группы; но разнообразные одержимости собираются в стадо, где уже доминирует масса.
Крик был "Уничтожить империи", "разрушить Вавилон" - для Фра Дольчино; "бить тиранию и обскурантизм" - для Революции 1789, или "мир сейчас", "земля крестьянам", как подстрекали русский плебс против царя, или "установить власть, основанную на не ограниченном никаким законом насилии", как провозглашал Ленин, или "хотим невозможного", как в 1968. ..
Эти люди не нуждаются в рассуждениях: им достаточно предлога, чтобы электризоваться. Это люди, которые хотят не жить сами по себе, а быть охваченными коллективной силой, которая воодушевляет толпы.
Они "одержимые", которые жаждут отдать свою текучую и недостаточную личность "хозяевам": такими будут их вожди, которые говорят в толпе не-личностей, потому что быть, как можно полнее, во власти единственной идеи-фикс дает видимость "сильной" личности, параноически рациональной, аргументированной, готовой "идти до дна".
Маурицио Блонде. Молодые как саранча главы из книги "НЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ. Потрясающий подъем анархического а антагонизма". Издательство АРЕС, Милан, 2002
Авария энергосети в Нью-Йорке -- произошла 13 июля 1977 года. Сопровождалась резким ростом числа преступлений и массовыми беспорядками.
13 июля 1977 года в результате попадания молнии в ЛЭП в 20:47 в Нью-Йорке было отключено электричество. Вскоре в городе начались беспорядки: банды грабителей нападали на магазины и поджигали их. При этом мародёры дополнительно поджигали случайные здания, чтобы отвлечь полицейских. В городе было зарегистрировано более тысячи пожаров.
Мэр города объявил чрезвычайное положение, всем полицейским было приказано вернуться из отпусков. За ночь полиции удалось арестовать более 3700 человек.
Общий ущерб от беспорядков оценивается в 300 миллионов долларов, было разграблено более 1500 магазинов.
Мартенситное превращение, полиморфное превращение, при котором изменение взаимного расположения составляющих кристалл атомов (или молекул) происходит путём их упорядоченного перемещения, причем относительные смещения соседних атомов малы по сравнению с междуатомным расстоянием. Перестройка кристаллической решётки в микрообластях обычно сводится к деформации ее ячейки, и конечная фаза мартенситного превращения может рассматриваться как однородно деформированная исходная фаза. Величина деформации мала (порядка 1--10 %) и соответственно мал, по сравнению с энергией связи в кристалле, энергетический барьер, препятствующий однородному переходу исходной фазы в конечную. Необходимое условие мартенситного превращения, которое развивается путем образования и роста областей более стабильной фазы в метастабильной, -- сохранение упорядоченного контакта между фазами. Упорядоченное строение межфазных границ при малости барьера для однородного фазового перехода обеспечивает их малую энергию и высокую подвижность. Как следствие, избыточная энергия, необходимая для зарождения кристаллов новой фазы (мартенситных кристаллов), мала и при некотором отклонении от равновесия фаз становится сопоставимой с энергией дефектов, присутствующих в исходной фазе. Поэтому зарождение мартенситных кристаллов происходит с большой скоростью и может не требовать тепловых флюктуаций. Вследствие воздействия образовавшейся фазы на исходную фазу энергетический барьер для перемещения границы фаз существенно меньше, чем для однородного перехода; при небольших отклонениях от равновесия он исчезает -- кристалл растет со скоростью порядка звуковой и без тепловой активации (превращение возможно при температурах, близких к абсолютному нулю).
Советская энциклопедия в 30 тт http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/073/961.htm
"За последние тридцать лет ученые изучили систему взаимоотношений "Хищник-Добыча" на множестве видов животных - от львов и гиен до боевых муравьев. Эти исследования позволили гораздо лучше понять, как добыча защищается от хищников. Такие животные, как зебры и олени карибу, живут большими стадами не потому, что они очень общительные. Они собираются в стада для того, чтобы защититься от хищников. Чем больше количество животных в стаде, тем большую угрозу они собой представляют. Кроме того, нападающий хищник нередко теряется, когда стадо животных бросается врассыпную, разбегается в разные стороны. Иногда хищники в такой ситуации буквально застывают на месте. Когда хищник видит слишком много движущихся объектов охоты, он зачастую не может выбрать, кого преследовать, - и не преследует никого.
То же самое справедливо и для птичьих стай, и для косяков рыб. Когда большая группа птиц или рыб действует скоординированно, хищнику трудно различить в группе отдельное животное. Как правило, хищники нападают на животных, которые чем-то отличаются от основной группы. Именно поэтому чаще всего добычей становятся детеныши - не только потому, что их легче поймать, но, главное, потому, что они выглядят не так, как все остальные в стаде. По той же причине хищники убивают больше самцов, чем самок, поскольку недоминантные самцы обычно держатся чуть поодаль от стада, что делает их более приметными.
Еще тридцать лет назад, когда Ханс Круук изучал гиен в Серенгети, он обнаружил, что достаточно выкрасить какое-нибудь животное краской - и оно станет добычей хищника при первом же нападении на стадо. Вот насколько значима непохожесть на всех остальных.
Вывод из всего этого прост. Держаться вместе. Быть одинаковыми.
В этом заключалась наша выигрышная стратегия".
Крайтон М. Рой: Эксмо; Москва; 2004 ISBN 5-699-06259-9
Страшно жить на этом свете,
В нем отсутствует уют, --
Ветер воет на рассвете,
Волки зайчика грызут.
Н. Олейников
Уместно привести некоторые наблюдения за поведением волков, описанные натуралистом Уильямом Лонгом:
"В зимнее время, когда волки, как правило, живут небольшими стаями, возникает впечатление, что одинокий или отделенный от стаи волк всегда точно знает, где охотятся, бродят по лесу или отдыхают в своем дневном логове самцы его стаи. Стая состоит из родственников - более молодых или более взрослых, причем все волки в стае происходят от одной волчицы. Либо между ними существует какая-то связь, нечто вроде взаимного притяжения, либо речь идет о какой-то особой системе общения, но волк может направиться прямо к сородичам в любое время дня и ночи, даже если он неделями с ними не встречался. Стая в это время может рыскать за много миль от того места, где находится волк".
Долгое время наблюдая поведение волков, Лонг пришел к выводу, что эту способность нельзя объяснить тем, что волки ходят привычными тропами, что они оставляют особые пахучие метки либо слышат вой или какие-то другие звуки. Например, однажды Лонг видел раненого волка, который отделился от стаи, залег в своем логове и отлеживался там в течение нескольких дней, а остальные волки из стаи разбежались в разные стороны. Пока волки охотились, Лонг шел за стаей по следам на снегу и был почти рядом, когда они загрызли оленя.
"Они преследовали добычу, убили ее и поедали в молчании, как это им свойственно, -- волки не воют на охоте. Раненый волк в это время находился очень далеко, между ним и его стаей простирались мили непроходимых лесов на холмах и в долинах... Когда я повернулся к оленю, чтобы понять, как именно волки загнали его и убили, я заметил свежий след одинокого волка, идущий под прямым углом к направлению движения стаи. Это опять был тот же самый хромой волк... Я прошел по его следам и дошел до самого логова. Оказалось, что волк двигался почти по прямой, как будто точно знал, где находится добыча стаи. Он пришел с востока. В тот день дул слабый южный ветер, поэтому невозможно предположить, что он почуял запах мяса. При этом волк находился от места охоты настолько далеко, что в принципе не мог уловить запаха. Следы на снегу были такими же отчетливыми, как и любые другие. По следам можно было сделать вывод, что охотившиеся волки испускали какие-то беззвучные сигналы, сообщая, что нашли пищу, или же раненый волк находился в постоянном и тесном контакте с охотниками из своей стаи, благодаря чему мог не только определять, где они находятся, но и точно знать, что именно они делают в тот или иной момент" .
Во время телевизионного интервью у знаменитого циркового дрессировщика Филатова спросили: "С кем из хищных зверей опаснее всего работать?" Ответ артиста был неожиданным. Оказалось, что с "кровожадными" львами иметь дело гораздо безопаснее, чем с "добродушными мишками".
Весь секрет в том, что львы в африканских саваннах живут группами (прайдами), поэтому их мимика хорошо развита, ведь она во многом помогает поддерживать взаимопонимание в львиной группе и регулировать поведение. А медведи -- одиночки. Им попросту некому показывать свои чувства -- их мимика маловыразительна.
Природа экономна, она не тратится на "излишества"...
Дикие кошки ведут независимый образ жизни. Охотятся они в одиночку на рассвете или в сумерках и встречаются со своими товарищами только на 5-6 дней в период свадеб. Как правило, дикие кошки имеют свой участок охоты и бдительно охраняют его от посягательств соседей. На границе своей территории кошки оставляют фекалии на видном месте, там же где постоянно живут, закапывают в землю. На приметных поваленных деревьях и камнях кошки оставляют метки от своих когтей, которые сразу бросаются в глаза их сородичам.
Основное отличие диких кошек от домашних состоит в том, что первые ведут уединенный образ жизни, а вторые могут без проблем жить группами. Бродячие кошки, чьи предки - домашние кошки, более терпимо, нежели дикие, относятся к нарушению границы своего участка соплеменниками. При нехватке естественной еды они охотно всем скопом кормятся остатками с человеческого стола. Многие из них живут только благодаря отбросам, объедкам и подачкам. Основное отличие одичавших кошек от диких состоит в том, что первые, вернувшись к полудикому существованию, не уходят далеко от человеческого жилья, а вторые стремятся убраться подальше от человека и не ждут от соседства с ним ничего хорошего. У одичавших кошек устанавливается социальная иерархия. Часто возникают стабильные группы, состоящие из самок, которые совместно выкармливают и охраняют своих котят, а также совместно добывают пищу. Когда котята подрастают, молодые коты уходят из группы, а самки остаются в ней. Такая ситуация аналогична положению дел в львиных прайдах, в которых подросшие самцы также изгоняются из родного сообщества".
Белов, Александр Иванович.
ТАЙНАЯ РОДОСЛОВНАЯ ЧЕЛОВЕКА: загадка превращения людей в животных / Александр Белов. -2-е изд. - М.: Белые альвы: Амрита-Русь, 2005. - 368 с
Конец жизни могучего льва всегда печален. Гиены обступают дряхлого и одинокого старика кольцом и терпеливо ждут, когда он измученный старостью и голодом сделает свой последний шаг. Как только он пошатнется, они набрасываются на него и еще живого раздирают на части.
Мастерства. Научно-популярное издание. 5-е издание. М.: Смысл; СПб.: Питер,
2004.-- 192 с
Социальная психология -- это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.
Общество, считает Лебон, вступило в век массы как толпы. Толпа представляет собой психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социальных и иных качеств. Образуется "душа толпы", под воздействием которой гаснет индивидуальность, утрачивается чувство личной ответственности и индивиды превращаются в слепую разрушительную силу.
Толпа косна, верит лидеру, рабски покоряется сильному. Все достижения цивилизации - результат деятельности выдающихся личностей, поскольку главный закон социальной жизни, по Тарду, подражание последователей (массы) герою. Михайловский различал понятия "герой" и "великая личность". Если великие люди выделяются в зависимости от ценности вклада в общество, то герой - это человек, который делает первый шаг и увлекает своим примером массу. Этого шага толпа ждет, она готова к нему, и здесь сама по себе личность героя (она может быть очень мелкой) не имеет значения. Толпа же - та масса, которая пересекает некий таинственный психологический порог (часто неосознаваемо) и увлекается примером, вне зависимости от его нравственных характеристик. В основе взаимодействия героев и толпы, по Михайловскому, лежит особый социально-психологический механизм - гипнотизм, который активно проявляет себя в условиях скудости и однообразия социальных впечатлений массы. Индивид децентрализуется, сознание опустошается и тогда являются харизматические герои, которые увлекают толпу куда угодно.
С помощью понятия "масса" дается качественная характеристика толпы: масса - это множество людей без особых достоинств. Ортега выделяет черты "массового человека": это усредненный человек, совершенно удовлетворенный самим собой, не признающий никакого авторитета, вмешивающийся во все дела на основе принципа прямого действия. Масса, созданная либеральной демократией и техникой, характеризуется безудержным ростом жизненных вожделений, но это стремление в итоге становится источником разрушения жизни.
Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. -- СПб.: ООО "Издательство ДНК", 2003. -- С. 537.
Русский философ Франк писал о социализме: "социализм в своем основном социально-философском замысле -- заменить целиком индивидуальную волю волей коллективной... поставив на его место бытие "коллектива", как бы слепить или склеить монады в одно сплошное тесто "массы", есть бессмысленная идея, нарушающая основной неустранимый принцип общественности и могущая привести только к параличу и разложению общества. Он основан на безумной и кощунственной мечте, что человек ради планомерности и упорядоченности своего хозяйства и справедливого распределения хозяйственных благ способен отказаться от своей свободы, от своего "я" и стать целиком и без остатка винтиком общественной машины, безличной средой действия общих сил. Фактически он не может привести ни к чему иному, кроме разнузданного самодурства деспотической власти и отупелой пассивности или звериного бунта подданных".
http://vehi.net/frank/smysl_zhi.html С. Л. Франк, Смысл жизни
Массовое сознание- форма миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии.
Подавляющее большинство членов общества обречено жить в идеологической клетке. Лишь немногим одиночкам удается вырваться из нее в какой-то мере. Но они рассматриваются обычно как отклонения от нормы, каковыми они и являются на самом деле.
Зиновьев
Себя и мыслей собственных бегу,
Что крыльями бывали для полета,
И в страхе одиночества бросаюсь
К толпе презренной, давнему врагу,
За помощью - чтоб рядом был хоть кто-то.
Петрарка
Концептуальная власть - это власть идей, господствующих в человеческом обществе на протяжении тысячелетий и власть людей, способных генерировать подобные идеи. Она является высшим внутриобщественным видом власти из 5 существующих: концептуальной, идеологической, законодательной, исполнительной, судебной.
Концептуальная власть:
- распознаёт факторы воздействующие на общество
- вносит их в свою систему стереотипов
- формирует векторы целей в отношении каждого общества
- формирует концепции управления достижения целей развития
Она автократична по своей природе и игнорирует "демократические" процедуры общества, не видящие и не желающие признать её автократию.
Хлеба и зрелищ! ( la. Panem et circenses) -- возглас римской черни в римской империи (Ювенал, сат. X). Существует удачный перевод этой фразы (с точки зрения ее эмоционально-культурной составляющей), принадлежащий Александру Голенкову - "Жрать и ржать".
Идиотия (en. idioteia) в переводе с греческого означает -- невежество.
Массовая культура- механизм концептуальной власти, специфической разновидности духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта.
Массовая культура
стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. Массовая культура оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.
Массовая культура традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа.
Поэтому значимость конкретного продукта Массовая культура определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.
"Они ухаживают за гусеницами, как если бы те были самыми святыми из святых, вершиной власти, королевой муравьев", - говорит энтомолог Джереми Томас ( Jeremy Thomas ) из Оксфорда, раскрывший удивительный секрет бабочек. Они обманом заставляют муравьёв кормить и обхаживать своё потомство. Некоторые виды бабочек выбрали необычную стратегию размножения - их личинки попадают в муравейники, где трудолюбивые насекомые усердно выкармливают будущих бабочек. Порою ценой своей жизни и разорения колонии. Только год назад биологи сумели детально разобраться с тем, как обманывают муравьёв бабочки Maculinea alcon, подделывая запах гусениц под "аромат" муравьиного потомства. При этом между двумя видами давно идёт война: мураши оперативно меняют состав своих пахучих выделений, гусеницы разгадывают этот химический пароль и начинают опять копировать его. А ведь подделать правильный запах не так-то просто даже самим муравьям, прибегающим в определённых ситуациях к аналогичному обману. И вот теперь учёные обнаружили: другая бабочка (что примечательно - родственница Maculinea alcon) нашла свой способ обхитрить бдительных насекомых. Сначала, чтобы попасть в колонию, гусеницы бабочек вида Maculinea rebeli подделывают запах обычных муравьёв. Но это не главное. Внутри муравейника гусеницы эти поют мурашам песни, да такие, что шестиногие рабочие впадают в священный трепет. Дело в том, что личинки хорошо копируют звуки муравьиной царицы (а они отличны от звуков, издаваемых рабочими муравьями). Томас и его коллеги открыли это, записав "песни" рабочих муравьёв, муравьиной королевы, а также - личинки и куколки Maculinea rebeli. Спектральный анализ показал сходство последних трёх. Далее исследователи провели опыт: они помещали в муравейник крошечные динамики и проигрывали записанные ранее звуки. На песни рабочих другие рабочие муравьи реагировали или нейтрально, или агрессивно, но песня личинки бабочки приводила к потрясающему эффекту - мураши окружали динамик и застывали в трансе. Похожая реакция у них наблюдалась и на сами личинки непосредственно, из чего биологи сделали вывод о том, что именно звук, а не запах (у динамика ведь его не было), является главным способом обмана, в результате которого гусеницы Maculinea rebeli получают в муравейнике королевский приём. Детали этого исследования можно найти в пресс-релизе университета и статье в Science, а записи песенок прослушать в материале ScienceNews.
Кета мечет икру один раз в жизни, а после нереста погибает. Входящие в устья рек рыбы имеют блестящую, серебристую окраску без пятен ("серебрянка"), мясо у них жирное, розового цвета. Вверх по рекам кета проходит путь длиной до 3500 км (Юкон, Амур), проходя за сутки до 70-85 км. По мере приближения к нерестилищам меняется цвет и облик рыбы, а также и качество ее мяса. На боках появляются лиловые или малиновые полосы ("пестрая" или "полузубатка"). Спина у самца становится несколько более горбатой. Цвет мяса бледнеет. Ко времени нереста тело кеты сплющивается, у самца сильно увеличиваются зубы. Рыба становится совершенно черной, с беловатым, не пригодным в пищу мясом ("зубатка"). Содержание жира в мышцах при следовании кеты от моря до нерестилища понижается с 9,2-11,3% при входе в реки до 0,2-0,5% на местах нереста... ...Приступая к икрометанию, рыба расчищает ударами хвоста дно на месте нереста от ила или травы. Икра выпускается в выбиваемые рыбой в песке или гальке ямки (гнезда), после чего засыпается слоем гравия. Глубина заложения икры колеблется от 20 до 30-35 см и даже (редко) до 40 см. Таких гнезд самка закладывает, обычно, три, после чего насыпает над ними гравиевый бугор длиной до 2-3 м и шириной 1,5-2 м. Все это длится от двух до четырех, реже до семи дней. Закончив нерест, самка в течение нескольких дней караулит гнездо, после чего погибает от истощения; самцы тоже погибают. ("Промысловые рыбы СССР", 1949)
19 мая 1910 -- Возвращение кометы Галлея: Земля пересекла хвост кометы. По этому случаю в США прошла бойкая распродажа таблеток "Комета", которые предлагались в качестве противоядия: распространились слухи, что в хвосте кометы содержатся ядовитые вещества
Промывание мозгов из китайского (''xi nao'') -- метафора, означающая применение принудительных методов при попытке изменить верования и поведение человека для политических или религиозных целей. Ранние стихийные формы принудительного подсознательного убеждения существовали ещё во времена инквизиции и применялись во время показательных судов против "врагов народа" в СССР. Это понятие тесно связано с развитием и распространением государственной пропаганды. Однако определенного термина не было до того момента, как эти более ранние методики не были упорядочены в Китайской Народной Республике (КНР) для их использования в борьбе против внутренних классовых врагов и иностранных захватчиков. Коммунистическая Партия Китая (КПК) использовала фразу ''"xi nao"'' ("промыть мозг"), чтобы описать методы убеждения, обеспечивавшие приведение в ортодоксальность тех членов партии, которые не вполне соответствовали наставлениям партии. Эта фраза была игрой слов с '''"xi xin"'' (, "вымойте сердце"), предупреждением, висящим на многих даосских храмах и призывающим последователям чистить их сердца от нечистых желаний перед входом вовнутрь.
Промыватели мозгов стремились, как к конечной цели, к тому, чтобы получить методы, которые разрушили бы индивидуальность человека и его способность в отношении обработки и запоминания информации и в отношении сохранения нравственных ценностей. Выбранные методы включали: доведение людей до животного состояния путём содержания их в грязи, путём лишения сна, частичного сенсорного лишения, психологического преследования, внушения вины, группового социального давления и т. д. Окончательная цель этих мер состояла в преобразовании индивидуума с "феодальным" или "капиталистическим" складом мышления в "правильно мыслящего" члена нового общественного устройства.
http://vapp.ru/docs/psygosp/ Психология господства и подчинения
Массовая культура развивает одиночество.
Иногда, чтобы сбиться с пути, достаточно идти в ногу со всеми.
Генин М.М. Невечные мысли: Юмористические миниатюры Москва : 1996
"К 1970- м гг. в разобщенной во всех остальных смыслах культуре телевидение заменило родителей детям, которые оставались дома в одиночестве, а радио -- компаньона на ночь одиноким и разведенным.
В 1980-х гг. появились порнографические видеофильмы -- вуайеристический суррогат секса для лиц, не склонных к завязыванию социальных контактов, а к 1990-м гг. звонки по телефонам, начинающимся на 976, стали предпочтительной формой безопасного секса для тех, кто боялся заразиться. Рыночные производители осознали, насколько сильно люди стали вовлечены во взаимодействие с медиа, и начали "раскручивать" сами медиа как свой важнейший товар. Новейшими и лучшими товарами были телевизоры и другие средства информатики. ... Рыночные производители начали соблазнять зрителей, изготавливая рекламные ролики, в которых люди смотрят по телевизору рекламные ролики и комментируют их".
Дуглас Рашкофф. Медиавирус.
Одномерный человек -- книга, написанная Гербертом Маркузе, в 1964 году, отобразившая результат его длительного исследования современного ему общества. Взгляды, изложенные в книге :
* В современном обществе все люди по сути одинаковы, т.к. подчиняются одним и тем же желаниям.
* Общество называется свободным ''(имеется в виду либеральное общество)'', в то время как на самом деле в обществе царит завуалированный неототалитаризм - общество массового потребления создало свои ценности, повлияло на культуру и контролирует каждого индивида.
* Потребности современного человека - ложны и навязаны ему извне, что делает его рабом собственных потребностей.
* Для позитивного изменения общества человек должен совершить "Великий Отказ" - изменить направление своих потребностей от эксплуатации природы в сторону гармонии с ней, возвыситься в чувствах и т.д. и т.п.
Когда животное одиноко и все четыре стороны ему открыты, то часто через его череп проходит безумная дрожь, и оно мчится куда глаза глядят, бросается в страшную свободу, которая в любом направлении так же пуста, как в другом, и наконец останавливается в растерянности, и его можно приманить
миской овса.
Музиль.
Посмотрите, что происходит. Людей-миллионы. Их жизнь-- океан или болота порока и греха. Люди страдают от этого. Ищут какой-то наилучший для себя вариант жизни. На какое-то время
находят что-то такое, что вроде бы устраивает их. Но лишь отчасти и лишь на короткое время. И иногда. Но в общем и целом люди такого наилучшего варианта жизни не находят, хотя ищут миллионы, хотя опыт поисков необъятен. Почему не находят? Объяснение очень простое. Каждый человек по отдельности имеет ограниченную жизнь и ограниченный опыт поисков. Результат этих поисков -
опустошение, разочарование, отчаяние. Люди находят искомую систему жизни лишь в массе, а не для каждого представителя массы по отдельности. Образ жизни массы людей не есть образ жизни отдельного человека. Отдельному человеку достается лишь определенная доля, за которую он платит в силу общего закона эквивалентности обмена. И в массе же людей складывается общепринятое
оправдание этой ситуации. Мол, все так живут, никуда не денешься, Люди берут пример друг с друга, стремятся наверстать упущенное. Живут по принципу: как бы не упустить, я не хуже других, надо и мне попробовать. И пробуют. И наверстывают. И спешат урвать кусок жизни. И получают в качестве расплаты
страдание. И все это суета сует, и всяческая суета, и томление духа...Вокруг суетились люди- десятки, сотни, тысячи людей.
Одиночки, пары, толпы. Но они не видели меня. Я для них не существовал. На меня накатился ужас безнадежного и бесконечного одиночества. Мне некуда было идти. Мне негде и не с кем было остановиться.
- Боже,-- шептал я в отчаянии,-- что происходит со мной? Научи меня тому, от чего хотят избавиться и что хотят одолеть эти люди! Дай мне хотя бы самую малость человеческого счастья, дай мне хотя бы крупицу пошлости, подлости, злобы, зависти, корысти, лжи, предательства, скуки... Дай мне все
то, чем живы люди! Верни меня в этот ужасный, но прекрасный человеческий мир.
Александр Зиновьев. Иди на Голгофу
Пастухи, "те, кого в Беарне называют l'aulhes, в Комминже - lе mountagnol, умеют разговаривать с дикими зверями, собаками и овцами, [они] умеют определять погоду, глядя на небо. и лечить травами". Они месяцами живут в горных хижинах в полном одиночестве, в окружении собак и стада. Жителям долин они внушают страх, зависть и презрение разом - что лишний раз подтверждает общее правило, почти не знающее исключений. Во всей Европе пастух всегда был человеком особенным. Часто его считают "вестником душ", посредником между мертвыми и живыми, способным общаться с потусторонним миром, иногда обладающим вторым зрением (на юге Франции говорят un armier). Не то, чтобы пастух был колдуном, владел искусством черной магии,- хотя при случае его могут обвинить и в "сношениях с дьяволом", но он несомненно обладает необыкновенной силой, таинственной, пугающей властью. Еще немного, и его бы прокляли.
Бродель Ф. "Что такое Франция?" Книга первая. Пространство и история. пер. с фр. М., 1994.
Лучше пасти овец, чем быть вожаком человеческого стада.