Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.33.Современность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


СОВРЕМЕННОСТЬ

  
  
  
   В тоске и в раздумье сижу, одинокий,
   И в эту минуту мне чудится, что в других странах есть такие
   же люди, объятые тоской и раздумьем,
   Мне чудится, что стоит мне всмотреться, и я увижу их
   в Германии, в Италии, в Испании, во Франции
   Или далеко-далеко - в Китае, в России, в Японии, они говорят
   на других языках,
   Но мне чудится, что если б я мог познакомиться с ними, я бы
   полюбил их не меньше, чем своих земляков,
   О я знаю, мы были бы братьями, мы бы влюбились друг
   в друга,
   Я знаю, с ними я был бы счастлив.
  
   Уитмен
  
   Если два человека встречаются и беседуют, то цель этой беседы - не обменяться информацией или вызвать эмоции, а скрыть за словами ту пустоту, то молчание и одиночество, в которых человек существует.
   20 век/Великобритания/Уистен Хью Оден
  
  
  
   Кали-юга ( sa. ) -- в индуизме последняя эра, после которой начинается обновление времени. Характеризуется падением нравственности.
   индийской литературе приводятся разные датировки Кали-юги. Согласно пуранам, Кали-юга началась в полночь 23 января 3102 года до н. э. по григорианскому календарю после ухода Шри Кришны. То есть мы живём в Кали-югу. Она началась 5 000 лет назад и продлится ещё 427 000 лет. (Шримад-Бхагаватам)
   "Это самый плохой век. От первоначальной добродетели остается лишь 1/4 часть, к тому же быстро убывающая". (''М. Альбедиль, ИнДжаСи'')
   "Знай, о Пандава, с каждою югой уменьшается продолжительностьжизни людей, (слабеют) их мужество, ум, сила, духовная мощь". ''(Махабхарата, глава 188)''
   На самом исходе юги, последней из тысячи юг, все люди становятся лживыми. В то время, о Партха, соблюдается лишь видимость жертв, даров и обетов. Во время Калиюги брахманы отступают от принесения жертв и чтения Вед, забывают о поминальных жертвах и едят что придётся. Брахманы не творят молитв, в молитвы погружены шудры. "Эй!" -- обращаются (к брахманам) шудры, а брахманы отвечают (им): "О почтенный!" ''(Махабхарата, глава 188)''
   http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=3880&sait=4 Шримад Бхагвадам. Признаки Кали -- Юги]
   http://markandeya.narod.ru/mbh_kaliyuga.htm Махабхарата. Главы 186--189]
  
   Вавилонская башня -- башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке.
   1 На всей земле был один язык и одно наречие.
   2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
   3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
   4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.Втор 1:28
   5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
   6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
   7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
   8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].Втор 32:8
   9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
   http://www.interlit2001.com/bible/vavilonskaya.htm Вавилонская башня в Путеводителе по Библии
  
   ХХ век оставил в наследство человечеству множество нерешенных проблем. Сегодня на планете каждый шестой человек голодает, каждый пятый не получает должного медицинского обслуживания, каждый четвертый не имеет достаточного образования, каждый третий пребывает в опасных экологических и техногенных условиях, каждый второй крайне пассивен к происходящим вокруг него трансформационным процессам, особенно политическим.
   Психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса порождают шок будущего (футуршок). Термин введён социологом и футурологом Элвином Тоффлером в одноимённом труде, вышедшем в 1970 году.
   Шок настоящего вызывется несоответствием между реальностью и картиной реальности в сознании (человек не успел адаптироваться). Подобное несоответствие порождается изменениями, особенно, быстрыми, усиливающимся давлением событий, потоком знаний, науки, техники, различного рода информации
   http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0klass--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&cl=CL2.7&d=HASH47cab2aba7e23d4e0c50b7&x=1 Элвин Тоффлер. Футурошок
  
   "Мы создали цивилизацию, обрекающую людей на одиночество, - цивилизацию одиноких ... Болезнь эта неизлечима, от нее нет лекарств. Она вошла в нашу натуру. Весь наш образ жизни способствует ей. Возьми условия работы! Все наши деловые клеточки суть деловые машины, ты сам это знаешь. Все неделовое из них исключено. Большинство людей работают в одиночку, сколько бы людей ни работало в данном учреждении или на предприятии. Люди работают с компьютерами, приборами, машинами, инструментами и т.д. Рядом, но изолированно друг от друга. Собрания людей на рабоче-деловые совещания, отчеты, инструкции. Вне работы люди стремятся к изоляции от себе подобных, дабы избежать излишних тревог и раздражений. Общение с себе подобными опасно. Дома - телевидение, оборудование, не требующее других сожителей. В случае массовых сборищ люди все равно имеют объединяющее их явление вне своей внутренней жизни, принимают в них участие как одиночки. А сколько людей не могут позволить себе даже поверхностные контакты с другими людьми?! Болезнь одиночества начинается с рождения и кончается со смертью. Большинство с ужасом ждет смерти, представляя ее как вечное одиночество. Неужели ты сам не замечаешь в себе симптомы этой болезни?!",- замечает А.Зиновьев
   Александр Александрович Зиновьев
   Глобальный человейник RoyalLib.ru
  
  
   Город - единство непохожих. - Аристотель
   Уединение нужно искать в больших городах. Рене Декарт
  
   Современный мегаполис- линза футурошока.
  
   Вспомним о Вавилонской башне, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли в землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы "сделать себе имя". Строительство башни было прервано Богом, который "смешал" язык людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. В Библии Вавилон выступает олицетворением греха. Так в Откровении Иоанна Богослова появляется образ "вавилонской блудницы": НЗ2|Я покажу тебе суд над великою блудницею... Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным|Откр|17:1|-5.
  
   Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. -- М.: "Б. С. Г.-ПРЕСС", 2002.
   * Косидовский З. Библейские сказания. -- М.: Политиздат, 1991.
   http://www.interlit2001.com/bible/vavilonskaya.htm Вавилонская башня в Путеводителе по Библии.
  
   Захватывающий все крупные города мира процесс урбанизации (от la. urbanus -- городской) -- рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).
   Процесс урбанизации идёт за счёт:
   * естественного прироста городского населения;
   * преобразования сельских населённых пунктов в городские;
   * формирования широких пригородных зон;
   * миграции из сельской местности в городскую.
  
   Каждое утро они идут на работу,
   раствор мешают и камни таскают,
   но, возводя город, возводят не город,
   а собственному одиночеству памятник воздвигают.
   Бродский
  
   Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе, что часто приводит к росту безработицы, обострению социально-экономических проблем. Следующий этап урбанизации -- субурбанизация. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома "сельского типа" в пригородах, избегая таких "прелестей" больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д.
   В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, возникло понятие ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.
   http://192021.org Проект посвященный проблемам роста городского населения
  

   Урбанизация порождает городскую агломерацию (от la. agglomero -- присоединяю) -- компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.
   Наиболее значительные агломерации сформировались в Европе -- Рурская в ФРГ (11,5 млн жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн), в Японии -- так называемый мегалополис Токайдо (около 60 млн) и некоторых других странах.
   http://www.citypopulation.de/World.html The Principal Agglomerations of the World
  
   Токио
   Площадь = 2 187,08
   Население = 12 570 000
   Агломерация = 31 820 000
   Плотность = 5 796
   Дата переписи = 1 июня 2006
   В дневное время, волны население бывают более 2,5 млн работников.
   Токио был оценен журналом "Экономист" как самый дорогой (самая высокая стоимость жизни) город в мире на протяжении 14 лет подряд, до 2006 года.
  
  
   Мехико ( es. Ciudad de Mexico) -- столица Мексики, вторая по населённости агломерация после Токио (Большой Токио), по данным отчёта ООН WUP2003 на её территории проживает 18,66 млн. жителей; столица Мексики -- политический, экономический, промышленный и культурный центр государства. Площадь городской агломерации составляет около 1500 км«.
   плотность = 5817
   агломерация = 19 311 365
   По причине высокого уровня загрязнённости воздуха
   выхлопными газами в черте города над ним постоянно нависает густое облако смога.
   На территории города нередки пыльные бури.
   На весь мир город знаменит своим метрополитеном, в котором ежедневно перемещается 4 млн. человек, больше только в Токио 5,9 млн. и Москве 7,5 млн. человек.
   http://www.travelonline.ru/country/meksika/mehiko.html
  
   Рио-де-Жанейро
   Население -- 6 млн 150 тыс. человек (2004), в Большом Рио -- около 13 млн человек.  Город занимает площадь 1260 кв.км.
   Рио-де-Жанейро -- город контрастов. На склонах окрестных гор ютятся убогие жилища. Это беднейшие районы города -- ''фавелы'', в которых проживает несколько миллионов человек.
   В городе насчитывается несколько сотен фавел. По сути это мини-государства в государстве. Федеральные власти в дела фавел практически не вмешиваются. В большинстве фавел уровень жизни очень низкий, часто здесь нет элементарных удобств, школ, больниц и т. п. и, как следствие всего этого, крайне неблагоприятная криминогенная обстановка и ужасное санитарное состояние.
   http://wikitravel.org/en/Rio_de_Janeiro_(city)
  
   Сан-Паулу
   Площадь города составляет 1 523,0 квадратных километров (по данным IBGE на 2006),что делает его наиболее населённым городом в южном полушарии (с пригородами около 19 миллионов).
   Приблизительно 55,4 % населения Сан-Паулу живут бедно, с показателем индекса развития человеческого потенциала ниже 0.5 (по данным IBGE, Бразильского Института Географии и Статистики http://www2.uol.com.br/aprendiz/n_noticias/cbn/id150802.htm Веб-сайт Aprendiz] ] ).
   * Как результат такой бедности, в городе чрезвычайно высок уровень преступности, особенно в многочисленных трущобах и районах, удалённых от центра.
   * Высокий уровень загрязнения воздуха.
   Две главные реки города, Тьете и Пиньейрос, тоже очень сильно загрязнены.
   http://maplink.uol.com.br Maplink -- Путеводитель по улицам Сан-Паулу
  
   Каир
   столица Египта и самый большой город Африки. Население 7 734 602 в самом городе и 17 099 364 в агломерации (1 января 2005).
   На окраине есть необычный квартал известный как "Город мусорщиков" (Garbage City). Он населён египетскими христианами - коптами, которые занимаются сбором мусора со всего города и сортировкой его для вторичного использования. Отходы находятся повсюду среди домов, на крышах и во дворах, распространяя по кварталу неприятный запах. Это семейный бизнес, который приносит его участникам довольно приличные, по местным меркам, доходы.
   http://wikimapia.org/#y=30059586&x=31266918&z=12&l=0&m=a&v=2
  
   Шанхай
   Согласно переписи 2000 г., население всей территории Шанхая (включая негородскую зону) составляет 16,738 млн чел., в этот показатель также входят временно проживающие в Шанхае, число которых составляет 3,871 млн чел. ещё более 5 млн чел. живут и работают в Шанхае неофициально, из которых около 4 млн -- сезонные рабочие, в основном, из провинций Цзянсу и Чжэцзян.
   http://www.shanghai.gov.cn
  
   Пекин
   население = 17 000 000
   площадь = 1680
   плотность = 10119
   Население всей административной территории Пекина, определяемое как общее число людей, проживающих на ней более 6 месяцев в году, в 2005 году составило 15,38 млн человек. Из них 11,870 млн были обладателями пекинской прописки, остальные проживали по временным разрешениям. Кроме того, в Пекине живёт и работает большое число трудовых мигрантов, главным образом, из сельских районов, называемых ''миньгунами'' ( zh. mingong -- буквально "рабочие из крестьян"), которые живут в городе незаконно, из-за чего их также называют ''хэйжэнь'' ( zh. heiren -- буквально "чёрные люди"). Это самая незащищённая и дискриминируемая часть общества, одновременно источник дешёвой рабочей силы и преступности http://www.commonlanguageproject.net/flash/Fang_Beijing/ флэш-фильм о миньгунах -- трудовых мигрантах в Пекине.
   Серьёзной проблемой в Пекине является сильное загрязнение воздуха и его низкое качество вследствие выбросов промышленных предприятий и транспорта. Песок, образующийся вследствие эрозии пустынь в северном и северовосточном Китае, приводит к сезонным песчаным бурям, которые способны парализовать жизнь в городе. В последние годы Пекин стал частым свидетелем смога, а также программ по энергосбережению, инициируемых властями. Пекинцы и гости города часто жалуются на плохое качество воды и высокую стоимость коммунальных услуг, таких как электричество и бытовой газ.
  
   Лондон
   площадь = 1579
   население = 8 326 842
   год переписи = 2005
   плотность = 4697
   По населению город занимает 21-е место в мире, 2-е в Европе, и первое в Евросоюзе и Великобритании.
   В 1952 Великий смог, крайне вредная смесь тумана и дыма промышленного происхождения, на пять дней спустился на Лондон. Вскоре концентрация в воздухе продуктов горения стала такой высокой, что за последующие недели в городе от смога погибло около 4 000 человек, а ещё 8 000 стали жертвами катастрофы в последующие несколько месяцев.
   http://www.bbc.co.uk/london/ Домашняя страница Лондона на сайте Би-Би-Си
  
   Нью-Йорк
   площадь = 1214
   население = 8 500 000
   год переписи = 2006
   плотность = 10 194,2
   агломерация = 18 498 000
   21,2 % населения и 18,5 % семей находятся ниже границы бедности. Из всех людей живущих в бедности, 30.0 % моложе 18 лет, и 17.8 % в возрасте 65 лет и старше.
   37,2 % состоят из супружеских пар, живущих вместе; в 19,1 % глава домохозяйства -- женщина без мужа; 38,7 % домохозяйств -- не семьи. 31,9 % всех домохозяйств состоят из самостоятельных личностей, и в 9,9 % живет один человек возрастом 65 лет или старше. Средний размер домохозяйства 2,59, а средний размер семьи 3,32.
   http://www.census.gov/Press-Release/www/2007/cb07-91table1.pdf Population Estimates for the 25 Largest U.S. Cities based on July 1, 2006 Population Estimates] (PDF). US Census Bureau. (Бюро переписи США) ref-en Опубликовано 28 июня 2007
  
   Лагос
   население = 7 937 932
   год переписи = 2006
   плотность = 7941
   агломерация = ~10 000 000
   http://www.strannik.de/travel/nigeria.htm Заколдованная Нигерия
  
   Дакка столица и крупнейший город Бангладеш.
   площадь = 81,585
   население = 9 724 976 с пригородами -- 12 560 тыс. человек (2005).
   http://www.world-capitals.ru/?Dakka Столицы мира - Дакка
  
  
   Бомбей -- самый населённый город Индии: в 2008 году население города составило 13 662 885 человек.
   Площадь, занимаемая Большим Мумбаи, составляет 603,4 кв. км.
   представляет собой город больших контрастов, где роскошь и богатство соседствует с нищетой. Современные кварталы соседствуют с трущобами -- северными районами города, которые считаются рассадниками различных болезней.
   Возможности трудоустройства привлекают в город рабочую силу из всей Южной Азии, не считая самой Индии.
   Соотношение женщин к мужчинам как 811 к 1000. Большее количество мужчин объясняется притоком в город на заработки мужского населения из сельской местности.
   Около 10 % всех рабочих страны работает в этом городе.
   Муниципалитет снабжает город питьевой водой из озёр национального парка, занимается сбором мусора (78 000 метрических тонн в год).
   http://www.mumbainet.com Мумбаи в сети
  
   Дели
   площадь = 1483
   население = 11 904 217
   год переписи = 2007
   плотность = 10340
   второй по величине после Мумбаи мегаполис Индии, имеющий статус союзной территории (Национальный столичный округ Дели).
   Санитарное состояние города зависит от районов. Наихудшее состояние -- в трущобах, где отсутствуют элементарные удобства и канализация, проходы и дома крайне загажены. Во многих районах и особенно в Старом Дели санитарное состояние улиц крайне неудовлетворительное, хотя власти города постепенно стремятся улучшить инфраструктуру и гигиену.
   http://www.indostan.ru/indiya/44_2102_0.html
  
   Калькутта
   площадь = 185
   население = 4 580 544
   год переписи = 2001
   плотность = 24 760
   агломерация = 14 681 589
   город в дельте Ганга на востоке Индии, столица штата Западная Бенгалия, второй по площади город в Индии после Мумбаи.
   в городе имеют место такие проблемы, как бедность, загрязнение воздуха и пробки на дорогах.
   http://news.bbc.co.uk/2/hi/programmes/from_our_own_correspondent/881148.stm BBC story about Calcutta's revival
  
   Джакарта-столица и крупнейший город Индонезии
   Площадь 664 км« (включая группу островов Пулау-Серибу). Население 8,8 млн человек (2004, перепись). Плотность населения 12 628 человек на кв. км.
   В р-не Сенен (Центральная Джакарта)плотность населения составляет 50 тыс. жителей на 1 км«, Танах-Абанг (Центральная Джакарта) -- 25-30 тыс. жителей на 1 км«, р-нах Гамбир (Центральная Джакарта) и Гроголь (Западная Джакарта) -- 10-15 тыс. жителей на 1 км«.
   Ныне в городской агломерации Джакарты проживает 17 миллионов человек.
   Крупнейший промышленный центр страны (свыше 27 тыс. предприятий, в том числе более 8 тыс. кустарных).
  
   "Наш мир есть мир величин, причем - величин огромных. Отдельный человек с его индивидуальной судьбой исчезает в этих величинах как безликая единичка не просто в нашем субъективном восприятии и описании реальности, а фактически, в самой объективной реальности. Тут не индивидуальные личности складываются в большие величины - в тысячи, миллионы и миллиарды, а безликие величины распадаются на столь же безликие единички. Личностей тут вообще нет. Даже те, чьи имена не сходят со страниц прессы и чьи лица ежеминутно смотрят на нас с экранов телевизоров, суть не личности в собственном смысле слова, а лишь олицетворения безликости больших величин, - как олицетворения различных категорий людей, исчисляемых большими величинами или процентами, скрывающими те же величины.
   Но дело не только и даже не столько в том, что ты есть единичка в каких-то безликих величинах, сколько в том, что тебе противостоят безликие величины, причем величины огромные. Это - тысячи, миллионы и миллиарды людей, предприятий, учреждений, групп, организаций, соглашений. Это - мощности энергий и массы вещей, но сравнению с которыми ты есть исчезающе ничтожная величина. Это - миллиарды поступков и событий, в которых твои поступки и события твоей жизни не имеют размеров даже минимальной капли. Ты абсолютно бессилен перед этими космическими массами и силами. Знание о них растаптывает тебя и превращает в полное ничтожество. А мощный аппарат пропаганды неутомимо вбивает тебе в голову информацию об этих величинах. Все прочие средства пропаганды просто бледнеют перед этой информацией, которая даже не воспринимается как идеологический молот, бьющий тебя по голове",- пишет выдающийся русский мыслитель Александр Зиновьев.
   Александр Александрович Зиновьев
   Глобальный человейник. RoyalLib.ru
  
  
   О, Одиночество! Как ты переселено!
   Лец
  
   Самая низкая плотность населения в мире в Нунавуте -- 0,01 чел/км«; в Российской Федерации -- в Эвенкийском районе Красноярского края -- 0,03 чел/км«.
   В Российской Федерации плотность населения  -- 8,7 чел. на км«.
  
  
   "Существует еще одна ситуация, связанная с отсутствием других людей, т.е. одиночеством. Живя в техногенном обществе, мы проводим около трети своего дня одни. Это намного больше, чем во многих родовых сообществах, в которых нахождение в одиночестве часто считалось опасным. Даже сейчас мы не любим быть одни; большинство людей стремятся избежать одиночества во что бы то ни стало. Хотя можно научиться наслаждаться одиночеством, это редко кому нравится. Но хотим мы этого или нет, часто нам приходится быть одним: дети учат уроки и занимаются в одиночестве, домохозяйки ведут хозяйство в одиночестве, и многие виды работ хотя бы отчасти выполняются в одиночестве. Поэтому даже если нам не нравится одиночество, нам необходимо научиться его переносить, иначе качество нашей жизни может пострадать от этого.
   МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ
   В ПОИСКАХ ПОТОКА
   Психология увлеченности повседневной жизнью
  
   "Одиночество дают большие города. У Парижа, столицы моды и центра любовных интриг и фривольных настроений, репутация города одиноких сердец, места, где обитает одиночество. С семи утра люди выползают в кафе выпить кофе, как будто едва дождались рассвета, чтобы примкнуть к армии горожан. Сонные собаки лениво лежат на тротуарах у ног своих хозяев, не давая пройти, не обращая внимания на пешеходов. Город, настроенный на феерический успех, весь пропитанный маниакальным стремлением к позе и шику, принимает только успешных и занятых. Все остальные - за бортом. Есть целая культура камуфлирования временной, затянувшейся или хронической невостребованности. Во-первых, эти бесконечные и навязчивые указания на свою исключительность, которую спешат подтвердить фактами своей биографии или именитыми знакомствами.
   Во-вторых, долгие и манерные раздумья в ответ на приглашение в гости. Никогда приглашение не будет принято сразу. Потом, жизнь строго по часам- завтрак, второй завтрак, чай, обед, ужин. Одежда, жаргон, дистанция в общении. Но самая искусная черта у французов - это умение выстраивать интригу в отношениях или в разговоре. Кстати, собаки, кошки, но главным образом собаки - это тоже следствие одиночества больших городов. Я была на кладбище собак в Париже, огромном и ухоженном, с трогательными надписями на надгробиях. Памятник самым интимным привязанностям к домашним животным - все понимающим и все принимающим, каким и должен быть, по идее, близкий человек. Собаке преданность ставится в заслугу. Человеку это предъявляется как упрек в слабости и зависимости".
   Ольга МАХОВСКАЯ, Эрик ШИРАЕВ. Одинокий - необязательно один. http://editor.inauka.ru/
  
   Франция начинает год борьбы с одиночеством Татьяна Гоник для bbcrussian.com, Париж. Во Франции борьба с одиночеством вышла на государственный уровень. Премьер-министр Франсуа Фийон заявил, что "не может быть одиночества в стране, девизом которой являются слова "свобода, равенство, братство". По данным социологического опроса, проведенного во Франции в канун Рождества, более 30 процентов французов страдают от одиночества. При этом в больших городах, например, в Париже, Лионе или Марселе, число людей, остро переживающих одиночество, достигает 45 процентов. "Пришло время признать, насколько высока степень такого социального зла, как одиночество, против которого мы пока бессильны", - заявил Фийон, приветствуя в своей резиденции представителей 24 благотворительных ассоциаций. С Нового года эти ассоциации запускают специальную программу помощи одиноким: каждый месяц будет посвящен какой-либо группе одиноких, и в разных городах пройдут акции в поддержку людей из той или иной группы риска - будь то бездомные, матери- одиночки или обитатели домов для престарелых. Как заявил Франсуа Фийон, задуманная акция настолько важна, что правительство намерено придать ей статус дела государственной важности. Одиночество большого города "В большом городе, несмотря на огромное число жителей, все способствует тому, чтобы обострить изолированность человека", - говорит житель Лиона Жан-Поль Монар. "Вы живете в бешеном ритме, у вас нет времени, чтобы повидаться с друзьями, ваше общение с ними сводится к смс-сообщениям, которые уже стали символом современного общества. Вечером вы возвращаетесь домой и проводите вечер в обществе телевизора и компьютера, и это тоже не от хорошей жизни", - полагает Жан- Поль. По его словам, особо остро одиночество ощущается в праздники, когда человек предоставлен сам себе и склонен анализировать свою жизнь, подводя промежуточные итоги.
   "Праздничный день - это настоящее испытание для одинокого человека, - говорит Жан-Поль Монар. - В голову лезут вопросы о смысле жизни, о том, куда ты идешь, что хочешь построить, зачем и для кого. С тех пор, как мне пришлось уйти из дома, где остались жена и трое детей, у меня нет ответов на эти вопросы". Предстоящее Рождество Жан-Поль проведет в обществе своей сестры, которая приедет к нему из Парижа. Анн-Мари, которая всю жизнь живет одна, уверяет, что ничуть не страдает от одиночества. "Для меня настолько естественно проводить время в компании с самой собой, книгами, музыкой и двумя моими кошками, что одиночество меня совершенно не тяготит, скорее напротив: именно уединение для меня наиболее комфортное состояние", - говорит Анн-Мари. "Возможно, это происходит потому, что мне не с чем сравнивать. Конечно, когда видишь семейную пару с кучей детей, то думаешь, что и у тебя жизнь могла бы сложиться иначе. Но отношения ведь могут доставлять и много страданий. Сколько людей живут семейной жизнью и все равно чувствуют себя одинокими? Так что есть и немало плюсов в том, чтобы быть одной", - считает Анн-Мари.
   Эрик А. вот Эрик довольно быстро отказался от тех отношений, которые его не устраивали. Семь лет назад, после очередной ссоры со своей подругой, он просто вышел за сигаретами и не вернулся домой. Сегодня он живет в приюте для бездомных города Лурда, ни о чем не жалеет и говорит, что премьер- министру Фийону никогда не удастся решить во Франции проблему одиноких людей. "Для многих из тех, кто живет в таких вот приютах, это совершенно осознанный выбор", - говорит Эрик, которого собратья-бездомные называют Коко."Мы прекрасно себя чувствуем, нам никто не компостирует мозги, мы ощущаем себя свободными и молодыми. Я могу поиграть в карты со своими приятелями, выпить с ними кофе, выкурить сигарету, а потом, ничего ни объясняя, остаться наедине с моей собакой, которая не достает меня глупыми вопросами и не требует того, чего я не могу ей дать", - поясняет Эрик свою жизненную позицию. "Лучше уж быть одному, чем рядом с человеком, который тебя напрягает, - подключается к разговору Давид. - Да, у меня сегодня не так много денег, но у меня есть жилье и минимальное пособие по безработице в 500 евро. Если ты один, и у тебя нет особых закидонов, то этих денег во Франции вполне достаточно, чтобы не умереть с голоду".
   Как говорят эксперты, одиночество - это болезнь, более всего поражающая население развитых стран. По мнению французского социолога Мишеля Арни, причина еще и в том, что в современном обществе люди утратили потребность общения, а символом времени стала нестабильность чувств. "Сегодня мы гораздо проще относимся к человеческим отношениям, легко сходимся и так же безболезненно расстаемся, - говорит социолог. - Безусловно, с материальной точки зрения сегодняшняя жизнь многим кажется более привлекательной, поскольку человека оценивают с точки зрения его потребительских способностей, и эти способности у многих на высоте. Но психологически люди стали более уязвимы, чем 20-30 лет назад". По мнению Мишеля Арни, своим отказом от традиционных ценностей люди западной цивилизации себя обрекают на одиночество. Вопрос в том, в какой именно момент жизни это одиночество начнет тяготить. bbc.co.uk

   Теперь в Париже ты бредешь в толпе один сам-друг
   Стада автобусов мычат и мчат вокруг
   Тоска тебя кольцом сжимает ледяным
   Как будто никогда не будешь ты любим
   Ты б в прошлом веке мог в монастыре укрыться
   Теперь неловко нам и совестно молиться
   Смеешься над собой и смех твой адский пламень
   И жизнь твоя в огне как в золоченой раме
   Висит картина в сумрачном музее
   И ты стоишь и на нее глазеешь
   АПОЛИНЕР

   Париж - это населенное одиночество.
   20 век/Франция/Франсуа Мориак
  
  
   Нью-Йорк
  
   "И игра, все игры становятся более напряженными. Так бывает всегда, когда приближаешься к центру мира. Но люди улыбаются, они улыбаются все больше и больше, никогда друг другу, всегда самим себе.
   Ужасающее разнообразие лиц, их странность, на всех застыло непостижимое выражение. Маски, которые в архаичных культурах изображают старость или смерть, здесь - у молодых, в двадцать, в двенадцать лет. Но в этом есть что-то общее с самим городом. Красота, которую другие города достигают в течение столетий, здесь сформировалась за пятьдесят лет.
   ...
   Поражает количество людей, которые думают в одиночестве, которые поют одни, едят одни или разговаривают сами с собой на улицах. Они, тем не менее, никак не пытаются объединиться. Напротив, они избегают друг друга, и сходство между ними неопределенно.
   Но каждое отдельно взятое одиночество не похоже на другое. Одиночество человека, который, примостившись у стены, на капоте машины, около решетки, готовит у всех на виду себе пищу - единственное в своем роде. Здесь это встречается повсюду: самая печальная сцена в мире, она печальнее, чем нищета; тот, кто на людях ест в одиночестве, еще печальнее, чем тот, кто собирает милостыню. Ничто так не противоречит законам человеческим и животным: животные всегда с гордостью делят добычу или сражаются за нее. Тот, кто ест в одиночестве, - мертв (но не тот, который пьет один, почему?).
   Почему люди живут в Нью-Йорке? Они никак не связаны между собой. Их объединяет разве что внутренняя наэлектризованность, происходящая от их скученности. Магическое ощущение смежности и притяжения во имя искусственной централизованности. Вот, что создает самопритягивающийся универсум, покинуть который никто не имеет достаточных оснований. Кроме этого экстаза скученности нет никаких человеческих оснований находиться там.
  
   В Нью-Йорке коловращение жизни настолько сильно, центробежная сила так велика, что кажется чем-то сверхъестественным думать о жизни вдвоем, о том, чтобы разделить еще чью-то жизнь. Способны выжить только различные сборища, банды, мафия, общества посвященных или извращенцев, но не семейные пары. Это своего рода анти-ковчег, полная противоположность тому, в котором было собрано каждой твари по паре, чтобы спасти животные виды от потопа. Здесь, в этом волшебном ковчеге, всех по одному и каждый вечер этим одиночкам надо искать последних уцелевших для последнего пати.
  
   Улыбка, которую каждый прохожий тебе адресует - дружелюбное движение челюсти, свидетельствующее о человеческой теплоте. Эта вечная улыбка, сопровожающая общение, улыбка, которой ребенок впервые отзывается на присутствие других, или которой он с отчаянием вопрошает об их присутствии, эта улыбка подобна первому крику человека, который одинок в мире. Как бы там ни было, здесь вам улыбаются, и вовсе не из любезности или желания нравиться. Эта улыбка означает лишь необходимость улыбаться. Что-то вроде улыбки Чеширского Кота: она -еще долго держится на лице, после того как все эмоции исчезли. Каждое мгновение вас одаривают улыбкой, но она остается неизменной и ничего не выражает. Вам улыбаются без задней мысли, но именно это держит вас на расстоянии. Улыбка охлаждает страсти и вдобавок афиширует смерть в ее funeral home, поддерживая веру в то, что контакт сохранится даже в ином мире. Улыбка иммунитетная, улыбка рекламная. "Эта страна хороша, сам я тоже хорош, и все мы самые лучшие". Это и улыбка Рейгана, в которой самоудовлетворение всей американской нации достигает своей высшей точки, и которая станет скоро единственным принципом правления. Улыбка самопророчествующая, как и все рекламные знаки: улыбайтесь, и вам будут улыбаться, Улыбайтесь, для того чтобы показать вашу открытость, ваше чистосердечие. Улыбайтесь, если вам нечего сказать, не скрывайте того, что вам нечего сказать, или что вам нет дела до других. Пусть эта пустота, это глубокое равнодушие непроизвольно просвечивает в вашей улыбке, сделайте подарок другим из этой пустоты и безразличия, осветите ваше лицо нулевой степенью радости и удовольствия, улыбайтесь, улыбайтесь. За недостатком индивидуальной самобытности у американцев чудесный прикус.
  
   Тинейджер, катающийся со своим плеером на роликовой доске, интеллектуал, работающий со своим word-processor, рэппер из Бронкса, который бешено крутится в Рокси или в других подобных заведениях, джоггер или бодибилдер - повсюду все то же полное одиночество, и все тот же нарциссизм, будь он обращен на тела или на интеллектуальные способности.
   Повсеместно мираж тела необычаен. Это единственный объект, на котором можно сосредоточиться, - не как на источнике наслаждения, а как на объекте иступленной заботы, поскольку мысль о физическом или нервном истощении не дает покоя, и смысл смерти для всех заключается в ее постоянном предупреждении. Тело лелеется в перверсивной убежденности, что оно ни для чего не пригодно, в полной уверенности, что его невозможно воскресить. Ибо наслаждение является следствием воскрешения тела, благодаря которому оно перерастает то навязчивое представление о гормональном, сосудистом балансе и маниакальной диететике, в которые его хотят заключить, эту панацею формы и гигиены. Поэтому необходимо забыть о телесных удовольствиях как о настоящем благе, забыть о возможных метаморфозах тела и обречь его на сохранение утопической и все равно утраченной молодости. Ибо тело, которое спрашивает себя о собственном существовании, уже наполовину мертво, и его подлинный культ, полумедитативный, полуэкстатический, представляет собой погребальные приготовления. ...
   То, что столпник III века искал в лишениях и гордой неподвижности одиночества, он находит в изнурении мускулатуры. В умерщвлении плоти он собрат тем, кто сознательно изнуряет себя в тренажерных залах, в сложной механике хромированных блоков и ужасающих медицинских протезов...
   Воистину, джоггеры - это святые конца света и протагонисты медленно наступающего Апокалипсиса. Ничто так не похоже на конец света, как одинокий человек, который бежит по пляжу, завороженный звучанием своего плеера, погруженный в уединенное жертвоприношение своей энергии, безразличный к любой катастрофе, поскольку не ожидает ничего, кроме саморазрушения, истощения энергии бесполезного тела, которое произойдет на его собственных глазах. ...
   Это тоска человека, который, стоя, в одиночестве ест посреди города. В Нью-Йорке часто можно видеть эти жалкие отбросы человечьего общежитья: они больше не прячутся и поглощают объедки прямо на людях. Но все-таки это городские, индустриальные нищие. Множество людей бегают одни, каждый сам для себя, не обращая внимания на других, со стереофонической аурой над головой, которая просачивается в их взгляд и это - вселенная Blade Runner,( "Бегущий по лезвию бритвы". Фильм с Харрисоном Фордом) это вселенная после катастрофы. ЖАН БОДРИЙАР .АМЕРИКА. Перевод с французского Д. Калугин. Санкт-Петербург, Владимир Даль, 2000
  
   Один американец -- индивидуалист; двое американцев -- фирма; трое американцев -- монополия.
   Джером Лоуренс
  
   Современная болезнь жителя мегаполиса- синдром хронической усталости
   (СХУ) -- весьма распространённая патология точно не установленной природы, которая связана, возможно, с особенностями жизни населения крупных поселений, типом жизни в развитых странах и плохой санитарно-экологической обстановкой, вирусной инфекцией, а также большой эмоционально-психической нагрузкой на человека, которые приводят к периодической апатии, депрессии, беспричинным приступам гнева, агрессии с частичной амнезией и др.
   В США СХУ страдают около 10 больных на 100 тысяч населения. В Австралии в 1990 году заболеваемость была выше: 37 человек на 100 тысяч населения. Более подвержены СХУ женщины в возрасте от 25 до 45 лет.
   http://www.psychology-online.net/articles/doc-1015.html Синдром хронической усталости
  
   Tired.com: Вы устали? Скажите нам, почему. На этом сайте нет ничего, кроме шести слов по- английски и почтового адреса. Вопрос и предложение - всё. Тем не менее, этот минималистический ресурс за шесть с лишним лет стал настоящим хитом. До сего дня об этом знал лишь его создатель, получивший от пользователей, как выяснилось, десятки тысяч откровенных писем. Когда Майк Канявский ( Mike Kuniavsky ) в ноябре 1997 года купил у друга домен tired.com , он не собирался открывать онлайновую исповедальню. Он вообще ничего не планировал. В то время Майк и его приятель Пол Боутин (Paul Boutin) делали сайты для компании, владеющей журналом Wired , поэтому игра слов "Wired" и "Tired" (усталый, утомлённый) была для друзей обычным делом. Так что tired.com Канявский приобрёл исключительно ради смеха. Но не пропадать же добру, и Майк написал на сайте несколько слов: "Вы устали? Скажите нам, почему". Со слова "нам" имелась гиперссылка на почтовый адрес tired@tired.com. "Это была шутка, - говорит теперь Канявский, но эта "шутка" сработала практически мгновенно, пришло письмо: "Я скажу прямо: у вас тут что, сайт об уставших людях? Хм, как-то общо звучит... Или у вас, парни, слишком много времени или... не знаю. Во всяком случае, я что-то для вас сделал". На тот момент Майк ещё не знал, что в некоторых браузерах набор слова "Tired" приводит к автоматическому открытию его "сайта об уставших людях". Никакой рекламы ресурсу естественно никто не делал. Вслед за первым сообщением в течение суток дошли ещё 20 писем, за неделю пришло почти 100 . И эта сотня в неделю стала нормой на протяжении всех (без малого) семи лет. Несмотря на рост Сети - 100, ни больше, ни меньше. Как уже говорилось, на сегодняшний день Канявский принял больше 32 тысяч писем - личных, публичных, всяких. "Вы устали? Скажите нам, почему". "Потому что я работаю на двух работах, у меня двое детей. Моя сестра живёт с нами и не работает, думает только о себе. Дети растут, а я разрываюсь между двумя работами и домом, сил нет никаких". "Потому что не могу переносить повсеместную ненависть к гомосексуалистам. Когда мы будем вести себя по-человечески? Когда? Ещё я устаю из-за постоянного недосыпа. Я пьян. Пока". "Потому что мне до смерти надоело служить на флоте, на этой грёбаной посудине посереди Богом проклятого океана в 400 милях от моих друзей. Я устал от своего уродливого маленького пальца ноги, от пупка, который пахнет сыром, устал от всех васk".
   В сообщениях нет никаких острых ощущений, шокирующих признаний или покаяния перед общественностью. Получив неожиданное приглашение, люди спокойно плачутся в жилетку, обращаются как к старому знакомому, к человеку, который готов их выслушать. Потому что эти люди действительно устали. MEMBRANA
  
   Урбанизация и агломерация непосредственно связаны с аномией ( el. a -- отрицательная частица, ''nomos'' -- закон) -- понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия и разочарование). Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.
   По определению российских исследователей, аномия -- "отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам". [Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. -- СПб.: ООО "Издательство ДНК", 2003. -- С. 531]
  
   Обнаружено, что низкий социально-экономический статус, падение мобильности, возраст и низкий уровень социального участия являются важными социальными составляющими аномии.
  
   Открытый несколько дней назад интернет-сервис Google Trends показал
   <http://www.google.com/trends?q=lonely>, что слово "одиночество" чаще
   всего используется ирландскими интернет-пользователями, сообщает
   агентство Reuters.
   Google Trends позволяет просматривать статистику поисковых запросов занесколько лет, ранжируя результаты по региону, городу и языку. По данным
   статистики Google Trends, в десятку самых одиноких в мире интернет-пользователей попали жители Ирландии, Сингапура, Новой Зеландии, Австралии, Малайзии, Великобритании, Канады, Таиланда, Индии и Дании. Пик одиночества в мире пришелся вторую половину 2004 года, включая рождественскую неделю, затем постепенно снизился до среднего показателя.
   <http://www.lenta.ru> Google: самые одинокие интернет-пользователи живут в Ирландии
  
   "Так как американцы отождествляют успех с общим признанием, социальное одиночество увязывается со стыдом человека: одиночество является индикатором неудачников, которые попали в разряд "руководимых другими", "руководимых извне".
   Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. Феноменологический подход к познанию одиночества.
  
   У американцев стало меньше близких друзей. Граждане Америки в настоящее время имеют меньше близких друзей, чем два десятилетия назад. Если в 1985 году каждый американец, в среднем, сообщил о почти трёх (2 ,94 ) близких друзьях, то в 2004 -м таковых оказалось всего 2 ,08 . А число людей, которые признаются, что им не с кем обсудить личные дела, за 19 лет более чем удвоилось, достигнув почти 25%. Такие данные, основанные на опросах 1400 взрослых американцев, привела Линн Смит-Ловин ( Lynn Smith-Lovin ), профессор социологии университете Дюка ( Duke University ) в июньском номере журнала American Sociological Review . Исследование также показало, что количество людей, которые говорят о важных делах только с членами своей семьи, увеличилось с 57 % до 80 %, в то время как число американцев, полностью зависящих от супруга (или супруги), выросло с 5 % до 9%.
   Membrana
  
   В американских домах телевизоров больше, чем людей. membrana , 25 сентября 2006.
   1958 год. Американская семья смотрит один телевизор. В наши времена - всё наоборот: несколько телевизоров смотрят на американскую семью . Лишь 19 % американских семей имеют один-единственный телевизор, а у 50% их три или больше. То есть в доме среднестатистического американца телевизоров сегодня больше, чем людей - таковы результаты исследования, проведённого компанией Nielsen Media Research . Оказывается, в США в типичном доме на 2 ,55 человека нынче приходится 2 ,73 телевизора. Этот "порог равенства" был преодолён в течение последних двух лет. Например, по сравнению с 1975 годом абсолютное большинство - 57 % - американцев владели одним "ящиком", и лишь у 11% их было три или больше. В среднем телевизор в американских домах работает 8 часов 14 минут в сутки - больше трети дня. Это на час дольше, чем было десятилетие назад.
  
   <http://www.lenta.ru>
   В Калифорнии появилось радио для собак и кошек
   В Лос-Анджелесе вещает радиостанция для домашних животных. 17 часов в день DogCatRadio.com <http://dogcatradio.com> вещает в радиоэфире, а
   через Интернет станция работает круглосуточно. Программа рассчитана на
   собак, кошек, хомяков и попугаев, сообщает The New York Times.
   Идея станции возникла у владельца независимой студии звукозаписи в Лос-Анджелесе Адриана Мартинеса. Он считает, что музыка помогает домашним животным легче переносить одиночество в отсутствие хозяев. В плей-лист станции входят популярные шлягеры, в которых упоминаются животные. Большим успехом пользуются песня Элвиса Пресли "Hound Dog" и хит группы Baha Men "Who let the dogs out (woof, woof, woof, woof)."
   Адриан Мартинес предположил, что многие животные в Калифорнии и юго-западных штатах США живут в семьях, где говорят на двух языках, поэтому в расписании станции появился специальный "Испанский час".
   Недавно слушатели из Австралии попросили владельцев DogCatRadio выделить
   эфир для лошадиных передач.
   Интернет-аудитория DogCatRadio пока невелика: около 8 тысяч посетителей
   в неделю, но традиционных слушателей у станции около 20 миллионов.
   Возможно, что в скором времени в эфире зазвучит и реклама для целевой аудитории. И это не шутка: по экспертным оценкам, в 2005 году американцы потратят 39,5 миллиардов долларов на товары и услуги для домашних любимцев: от электрических зубных щеток для собак до педикюра для попугаев и кошачьих лотков со смывным устройством.
   - Jumpy Enough to Chew a Chair? Try DogCatRadio
   <http://www.nytimes.com/2005/11/02/arts/02pet.html> - The New York
   Times, 02.11.2005
  
   MEMBRANA:
   Информация влияет на интеллект хуже марихуаны membrana , 22 апреля 2005 Результаты исследования ни в коем случае не означают, что нужно бросать работу и курить марихуану (изображение с сайта vpul.upenn.edu). Психиатры из университета Лондона ( IoP ) под руководством Гленна Уилсона (Glenn Wilson) пришли к выводу, что информационный поток, обрушивающийся на современных служащих в виде электронной почты, телефонных звонков и сообщений с интернет- пейджеров, наносит их интеллекту больше вреда, чем марихуана. 80 добровольцев попросили выполнять определённые задачи. Половина волонтёров занималась этим в тишине и спокойствии, остальные были засыпаны письмами, сообщениями и звонками. Хотя участники эксперимента не обязаны были отвечать на все эти запросы, в результате информационного "наводнения" их внимание и способность сосредоточиться серьёзно пострадали. Причём мужчинам был нанесён вдвое больший, чем женщинам, ущерб. Также выяснилось, что средний показатель интеллекта (IQ) у "затопленных" снизился на 10 пунктов - у курящих марихуаны он "падает" всего на 5.
  
   "Внутренняя пустота, чудовищная смесь проницательности в частностях и равнодушия в целом, невероятное одиночество человека в пустыне мелочей, его беспокойство, злость, беспримерная бессердечность, корыстолюбие, холод и жестокость, характерны для нашего времени, представляют собой, по этим свидетельствам, лишь следствие потерь, наносимых душе логически острым мышлением!"
   Музиль. Человек без свойств
  
   Культурное одиночество проявляется в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Такой тип одиночества объединяет беды, неприятности людей, причиняя страдания культурным отчуждением и кризисом попыток идентификации. Данный тип одиночества существует в обществах, где происходят бурные социальные изменения, например в современной Японии. Это важный элемент в жизни молодежи, которая не может найти пристанища в культуре своей страны.
   Отаку- изначально слово использовалось в Японии для обозначения себе подобных среди фотографов-любителей -- фотографы в глазах других людей были социофобами, затворниками, фанатиками своего хобби, и постепенно слово "отаку" получило негативное значение: затворник, фанатик. Обычно отаку -- это молодой человек, который живёт дома, на работу не ходит, общается всего с 2--3 людьми не из своей "тусовки".
   Слово "отаку" в Японии имеет сильно негативную окраску; называть так собеседника невежливо, если только он сам себя так не называет.
   Хикикомори-- японский термин, обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Слово "хикикомори" относится как к социальному явлению вообще, так и к индивидуумам, принадлежащим к этой социальной группе.
   Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом и изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате в течение более шести месяцев.
   Некоторые хикикомори пребывают в изоляции несколько лет подряд, а в редких случаях -- десятки лет.
   http://www.echo.msk.ru/inopress/433404-echo.html Одинокие души: внешне, но не в мыслях
   http://vitaextensa.narod.ru/hikikomori.htm Хикикомори
  
   Цуто?му Миядза?ки ( ja. ?? ?), (21 августа 1962 -- 17 июня 2008), также известный, как Отаку-убийца и Убийца маленьких девочек -- японский серийный убийца. Один из самых острых и дискуссионных вопросов, который встал перед японским обществом после ареста Миядзаки это то, как повлияла массовая культура на формирование его личности и способствовала ли она превращению тихого, замкнутого мальчика в серийного убийцу. Речь в данном случае идет о манге, аниме и жестоких хоррор-фильмах, которыми Миядзаки очень увлекался, и даже можно сказать больше -- он полностью погрузился в мир жестокой массовой культуры, забыв о реальной жизни. Этот феномен распространен в Японии, людей, которые фанатично увлекаются некоторыми разновидностями массовой культуры (в основном это упомянутые выше аниме и манга) называют "отаку". Также есть понятие "хикикомори", это люди, которые нигде не работают, живут на содержании родителей и не выходят из дома, как правило, проводя все время перед телевизором или за компьютером. Существуют полярные взгляды на феномен "отаку" -- с позиции людей консервативных взглядов, отаку и хикикомори это ненормальные люди, чуть ли не сумасшедшие, и соответственно потенциальные убийцы.
   В школе одноклассники сторонились Цутому. Дело в том, что мальчик родился с деформированными руками, и как это часто бывает в школах, несчастный ребенок стал изгоем среди других детей. На семейных фотографиях видно, что Цутому всегда старается спрятать свои руки. Его погруженность в себя и отчуждение от других людей со временем все усиливалась. Цутому не смог поступить в университет, и вместо того чтобы изучать английский язык и готовиться к карьере учителя, он был вынужден поступить в колледж для обучения по специальности фототехника. Родители Миядзаки все время посвящали работе, и практически не общались с сыном. Две младшие сестры не любили своего брата, только дедушка проявлял интерес к жизни и проблемам Цутому. Возможно именно смерть дедушки в мае 1988 года способствовала началу серии жестоких убийств -- Цутому лишился последней ниточки, связывавшей его с внешним миром, последнего человека, который понимал его. Через три месяца после смерти дедушки Цутому совершит свое первое убийство.
   В 1988 и 1989 Миядзаки убил и изуродовал четырех девочек в возрасте от четырех до семи лет, обычно он заманивал жертв к себе в машину и душил, после чего совершал сексуальные манипуляции с трупом убитой. Японское общество было шокировано чудовищной жестокостью убийств.
   Миядзаки отправлял родителям убитых девочек различные сообщения, так, например, семья его первой жертвы, Мари Конно, получила посылку с размолотыми костями и зубами девочки, кроме того в посылке были фотографии одежды Мари. Родителям Эрики Намба пришла открытка за авторством Миядзаки -- в ней были вырезанные из журналов слова: "Эрика. Холод. Кашель. Горло. Отдых. Смерть".
  
   Обыск в квартире Миядзаки подтвердил выявил среди прочего 5763 видеокассет, (на которых были записи хентай-аниме, хоррор и слэшер-фильмы) были найдены фотографии убитых жертв. Отец Миядазки отказался оплатить услуги адвоката для своего сына. В дальнейшем, отец так и не смог смириться с мыслью, что его сын -- серийный убийца, спустя некоторое время он покончил жизнь самоубийством.
   Суд приговорил Миядзаки к смертной казни через повешение.
   Приговор приведен в исполнение 17 июня 2008 года. http://www.newsru.com/world/17jun2008/hanging.html .
  
  
  
   "Существует много очевидных примеров социального одиночества людей, которые вследствие каких- то социальных изменений оказались отторгнутыми обществом или определенной группой. На таких людей наклеиваются унизительные ярлыки преступников, неудачников, гомосексуалистов, предателей, неудобных чужаков. Однако острое социальное одиночество переживают и люди, живущие не в "стороне", а на грани общества. Эти люди нуждаются в социально значимой включенности. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди, те, чьи занятия имеют сомнительное достоинство, как принято считать, и в некоторых случаях подростки и женщины. Отчасти социальное одиночество переживают люди, которые ощущают политическое и экономическое бессилие, которые чувствуют, что и в расцвете лет они удалены от процесса принятия важных решений. Но такие люди не столько одиноки, сколько просто пассивны в общественной и политической жизни...
   Этот тип одиночества становится все более преобладающим. Так как социальные институты все более расширяются, а роли личностей в них становятся все более нечеткими и размытыми, увеличивается возможность испытать одиночество в социальном измерении для всех типов индивидов. Это огромная проблема, которая должна привлечь внимание - гораздо больше внимания, чем она привлекала до сих пор".
   Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. Феноменологический подход к познанию одиночества.
  
   "Современный опыт эмиграции, кстати, интересен, чтобы понять, как развивается состояние одиночества как реакция на разлуку с родными, друзьями. Дети и подростки переживают адаптацию бурно, интенсивно. Кризис наступает к 4-6-му месяцу. К этому времени они или решают остаться, адаптируются, или начинают требовать от родителей, чтобы их вернули домой, жалуются, что их в Америке (или любой другой стране выезда) никто не любит. У взрослых кривая переживаний более растянута. Вначале, пока воспоминания живы, а вокруг столько всего нового, они могут переживать так называемый "медовый месяц" в эмиграции, потом восприятие становится более спокойным, и, наконец, возникает ощущение выключенности из жизни, как будто "мимо проплывают поезда", а тебя навсегда оставили на перроне, тебе не дано что-то главное. Жизнь за стеклом, чужая жизнь. Это состояние нарастает, и ко второму году возникает ощущение проигрыша, тотального одиночества, страстной потребности в другом человеке, опоре, желание разделить свою жизнь с кем-то. Тяжелые алкоголизации, психические расстройства в виде депрессии или откровенного сумасшествия - типичная эмигрантская проблема. Подлость эмиграции в том, что эти последствия не так очевидны и отсрочены во времени.
   ... Именно среди иммигрантов наибольшее число суицидов,
   соматических и психологических заболеваний, жалоб на ностальгию, тоску по родным, одиночество. Именно среди иммигрантов наибольшее число разводов, а значит, опять поводов повыть на луну. А по данным психологов Гарвардского университета, около 70 процентов детей иммигрантов живут в продолжительном отрыве от взрослых, которые уезжают, чтобы обустроиться, и забирают детей через год-два".
   Ольга МАХОВСКАЯ, Эрик ШИРАЕВ. Одинокий - необязательно один. http://editor.inauka.ru/
  
   Наша культура сделала нас всех одинаковыми. Никто уже на самом деле ни белый, ни чёрный, ни богатый. Мы все хотим одного и того же. По одиночке мы --никто. Чак Паланик .Бойцовский клуб.
  
   Бегством от одиночества становится ониомания (от греческих ''onios'' -- для продажи, ''mania'' -- безумие) -- непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. В просторечии эту манию часто называют ''шопинголизм'' или ''шопоголизм''.
   Симптомы =
   * Поход в магазин без четкого желания найти что-то конкретное;
   * Осмотр большинства выставленного на продажу товара;
   * Человек увлекается модными журналами;
   * Желание купить продукт без объективной причины;
   * Постоянное обсуждение купленного товара;
   * Апатия без регулярного посещения торговых заведений.
   По мнению врачей из Технической больничной кассы Нижней Саксонии, чаще всего ониомания развивается у женщин на почве недостатка внимания, чувства одиночества и внутренней пустоты, потребности в признании и любви, а также в период депрессии из-за потери партнера. Встречаются и другие причины:
   * Иллюзия власти. Покупаются не столько вещи для личного потребления, сколько некие атрибуты власти, в том числе в форме отношения продавцов к покупателю: уважение, услужливое обращение, льстивые похвалы, фирменные пакеты для покупок.
   * Иллюзия свободы и контроля над своей жизнью. Шоппинг снимает у шопоголика депрессию и тревогу, повышает самоуважение и уверенность в себе - он может себе позволить купить то, что сейчас захотелось, а не то, что рекомендовали или что просто необходимо. И человек получает ощущение свободы от покупок, даже если вещи ему не нужны.
   Есть множество случаев, когда "шоппингомания" приводила к разрушению семей, их финансового благополучия из-за непомерной задолженности больного члена семьи, утратившего чувство меры.
   В случае невозможности удовлетворить эту самую "манию" у "шопингомана" развивается синдром абстиненции, выражающийся в психологических расстройствах, агрессии или депрессии, болезнях сердечно-сосудистой системы, головных болях.
  
   В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза -- с 4,8 млрд долларов в 1960 году до 20 млрд в 2000 году
   http://www.aglob.ru/events/?id=684
  
   Одиночество стало двигателем торговли.
  
   "Мы вступаем в эпоху безнравственности и вседозволенности, где самоудовлетворение вследствие роста заработной платы и расширения
   ассортимента доступных потребительских товаров в атмосфере ежеминутно ожидаемого апокалипсиса станет уделом если не всех и каждого, то подавляющего большинства. Характерный тип личности в подобную эпоху - это неизбежно личность аутоэротическая, а в плане патологии - аутопсихотическая.
   Как личностные особенности обеспечили изоляцию объекта, так экономические условия изолируют упомянутую личность от непосредственного соприкосновения с общественными недугами, такими как голод, нищета, низкий уровень жизни и прочее. Западный homo sapiens превратится в homo solitarius {Человек разумный... в человека одинокого (лат.)}".
   Фаулз. Волхв
  
   Миллионы англичан поражены туалетной фобией membrana , 10 ноября 2006
   В Великобритании начинается кампания, призванная привлечь внимание к так называемой туалетной фобии (toilet phobia), которая в той или иной степени затрагивает, по меньшей мере, 4 миллиона англичан. Организующее кампанию британское Национальное общество фобий ( National Phobics Society - NPS) характеризует эту боязнь как "отвращение к общественным туалетам", которое в некоторых случаях развивается в навязчивую идею: люди боятся выходить из дома и посещать врачей, чтобы не рисковать своим здоровьем. Страдальцы также могут отказываться от еды и питья, принимать лекарственные препараты, чтобы "избежать несчастных случаев", или из "соображений безопасности" не сдавать мочу на анализ. Эксперты NPS подчёркивают, что очень многие люди всячески отрицают наличие связанной с туалетом фобии, боясь быть осмеянными. "Хотя в этом, конечно, нет ничего смешного, - говорит менеджер сообщества Ники Лидбеттер (Nicky Lidbetter). - Мы должны всерьёз заняться этой проблемой". По мнению специалистов, за туалетной фобией стоят страх любых загрязнений, агорафобия, а также неспособность "очищаться" в общественных туалетах из-за присутствия других людей. MEMBRANA
  
   Возьмемся за руки.
   Без паники.
   И, вспомнив Окуджавы строчки,
   Все соберемся на "Титанике",
   Чтоб не пропасть поодиночке.
   Георгий Фрумкер
  
   "Агорафобия --это болезненный страх перед открытыми пространствами и общественными местами.
   Из всех фобий это самая распространенная. Женщины страдают ею вдвое чаще, чем мужчины. Многие мужчины топят свою агорафобию в спиртном. Они предпочитают быть алкоголиками, чем проявлять свой сильный, неконтролируемый СТРАХ. Агорафоб часто жалуется, что постоянно живет в БЕСПОКОЙСТВЕ, ТРЕВОГЕ, на грани паники. Тревожная ситуация вызывает у него целую серию физических реакций (учащенное сердцебиение, головокружение, напряжение или слабость мышц, потение, одышку, тошноту, недержание мочи и т. п.), которые могут переходить в настоящую ПАНИКУ; наблюдаются когнитивные реакции (ощущение необычности происходящего, боязнь потерять контроль над собой, сойти с ума, быть высмеянным публично, потерять сознание или умереть и т. п.), а также поведенческие реакции (агорафоб старается избегать тревожных и беспокойных ситуаций, а также не удаляться от мест или людей, которые дают ему ощущение безопасности). Большинство агорафобов страдают также гипогликемией.
   Страх и другие чувства, которые испытывает агорафоб, настолько сильны, что заставляют его избегать тех мест, откуда ему некуда бежать. По этой причине агорафоб старается найти близкого надежного человека, с которым не страшно появляться на людях и ходить по улицам, а также безопасное место, где можно прятаться. Некоторые агорафобы вообще перестают выходить из дому и всегда находят для этого убедительное оправдание. Конечно, их страхи нереальны, и катастрофы, которых они боятся, так и не происходят. Большинство агорафобов в молодости испытывают сильную ЗАВИСИМОСТЬ от матери и чувствуют себя ответственными за ее счастье и обязанными помогать ей в ее материнских заботах. Таких людей еще называют ФУЗИОННЫМИ.
   Два главных страха агорафоба -- страх СМЕРТИ и страх сумасшествия. Эти страхи возникают в раннем детстве и переживаются в одиночестве. Особенно тревожится он о судьбе близких в случае его смерти или безумия. В силу своей фузионной природы он уверен, что не сможет пережить потерю кого-то из родных ему людей.
   Страх смерти на психическом уровне проявляется в отвращении агорафоба к ПЕРЕМЕНАМ в любой сфере, поскольку они воспринимаются как символическая смерть. Именно поэтому всякая перемена вызывает у него сильнейшую тревогу и острые приступы агорафобии".
   Бурбо, Лю. Твое тело говорит: люби себя! "София", Киев, 2001.
  
   "Уверяют, что мир чем далее, тем более единится, слагается в братское общение, тем что сокращает расстояния, передает по воздуху мысли. Увы, не верьте таковому единению людей. Понимая свободу, как приумножение и скорое утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства. Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов-прислужников считается уже такою необходимостью, для которой жертвуют даже жизнью, честью и человеколюбием, чтоб утолить эту необходимость, и даже убивают себя, если не могут утолить ее. У тех, которые не богаты, то же самое видим, а у бедных неутоление потребностей, зависть пока заглушаются пьянством. Но вскоре вместо вина упьются и кровью, к тому их ведут.... И не дивно, что вместо свободы впали в рабство, а вместо служения братолюбию и человеческому единению впали напротив в отъединение и уединение, как говорил мне в юности моей таинственный гость и учитель мой. А потому в мире все более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности людей и воистину встречается мысль сия даже уже с насмешкой, ибо как отстать от привычек своих, куда пойдет сей невольник, если столь привык утолять бесчисленные потребности свои, которые сам же навыдумал? В уединении он, и какое ему дело до целого. И достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше... Наступает и в народе уединение...".
   Достоевский Федор Михайлович. Братья Карамазовы. III. ИЗ БЕСЕД И ПОУЧЕНИЙ СТАРЦА ЗОСИМЫ.
  
  
   "Нынче, когда в Европе одно лишь стадное животное достигает почёта и раздаёт почести, когда "равенство прав" легко может обернуться равенством в бесправии, т. е. всеобщим враждебным отношением ко всему редкому, властному, привилегированному, к высшему человеку, к высшей душе, к высшей обязанности, к высшей ответственности, к творческому избытку мощи и властности, - нынче в состав понятия "величия" входят знатность, желание жить для себя, способность быть отличным от прочих, самостоятельность, необходимость жить на свой страх и риск; и философ выдаст кое-что из собственного идеала, если выставит правило: "самый великий тот, кто может быть самым одиноким, самым скрытным, самым непохожим на всех, - человек, стоящий по ту сторону добра и зла, господин своих добродетелей, обладатель огромного запаса воли; вот что должно называться величием: способность отличаться такой же разносторонностью, как и цельностью, такой же широтой, как и полнотой". Ho спрошу еще раз: возможно ли нынче - величие?".
   Фридрих Ницше
  
   Самая уединённая телефонная будка в мире соединяла одиночек в пустыне Представьте работоспособную телефонную будку, стоящую... посреди пустыни. Изрешечённая пулями, расписанная граффити, с разбитыми стёклами, она появилась тут неведомо когда и неведомо зачем. Но именно она помогала найти чуткого собеседника людям, испытывающим тяжёлый период в своей жизни. Красивая легенда? А вот и нет. "Это история четырёх людей, жизни которых случайно пересеклись на этой мистической "заставе". История поиска человека, способного услышать. История мужчин и женщин, стоящих перед выбором между жизнью и смертью, между бедностью и потерей самоуважения... История, исследующая загадки любви, Вселенной и человеческого общения". Примерно так звучит описание художественного фильма "Телефонная будка в Мохаве" ( Mojave Phone Booth ). Американский режиссёр Джон Патч ( John Putch ) снял эту драму в 2006 году. И в том же году она завоевала несколько призов .
   И хотя герои кино Джона Патча вымышлены - работающая телефонная будка в Мохаве существовала в реальности. И её история не менее удивительна, чем сюжет фильма Mojave Phone Booth. Окна выбиты много лет назад, лампа освещения давно пропала, но телефон работает... Не каждая телефонная будка удостоится чести стать главной героиней документального фильма и ключевым местом действия игрового кино, обзаведётся несколькими сайтами и армией поклонников по всей планете. Но нашей героине это удалось. Самой уединённой телефонной будке в мире. Итак - реальная Mojave Phone Booth была установлена посредине пустыни примерно в 1960 году. Сделали это некие геологи/шахтёры, проводившие какие-то работы поблизости. Число людей, желающих поговорить из этой будки, постоянно росло, так что в последние годы её жизни тут даже стали вырастать палаточные городки . После того как трудолюбивые искатели руд удалились, будка с действующим телефоном внутри (к ней шли провода, поддерживаемые поистине бесконечной вереницей столбов) осталась в песках. Одинокая и забытая. Настоящая слава к ней пришла куда позже. В 1997 году некий парень по прозвищу Дьюс (Deuce) узнал об экзотической будке и принялся набирать её номер +1-760-733-9969 . Каждое утро, когда Дьюс брился, он видел на зеркале наклейку Post-It, на которой написал самому себе: "Ты не забыл позвонить сегодня в телефонную будку посредине Мохаве?" Он делал это в течение целого месяца, пока некто по имени Лорин (Lorene) не ответила на звонок. Удивительно! Ведь эта телефонная будка стояла за много миль от любого жилья и на расстоянии 24 километров от ближайшего хайвея! en.wikipedia.org). Запись того памятного разговора вы можете прочитать здесь . Чудеса, впрочем, начались позже. Дьюс рассказал о своём "звонке в никуда" на собственном сайте, естественно, опубликовав и номер телефона. История быстро разошлась по Сети, и в самую уединённую будку на планете начали звонить люди не только из США, но и из других стран и континентов. Одновременно в Мохаве к знаменитой будке потянулись вереницы искателей приключений, готовых ждать многими днями, чтобы ответить на звонок случайного человека, которого они, вероятно, никогда не увидят и с которым, скорее всего, больше никогда в жизни не поговорят. Джон Глионна (John Glionna), автор Los Angeles Times , документально зафиксировал и подтвердил историю 51 -летнего Рика Карра (Rick Karr), который прожил около телефонной будки "посреди ничего" 32 дня, ответив за это время более чем на 500 звонков. Сделать это Карру (по его словам) посоветовал Святой Дух. В числе прочего немало бесед Карр провёл с неким "сержантом Зино (Zeno) из Пентагона". Так он представился. Но кто был этот человек в действительности - бог весть. Стоящая близ перекрёстка грунтовых дорог будка вскоре стала местом паломничества людей, жаждущих общения с такими же "одинокими сердцами" со всей планеты. Здесь даже стали проводить слёты. Звонки в саму будку не прекращались. Людей завораживала сама возможность позвонить в "Великую Пустоту" и получить ответ из пустыни просто от случайного человека, оказавшегося "посреди ничего". Закончилась история будки 17 мая 2000 года, когда Pacific Bell - компания-оператор, обслуживающая эту линию - демонтировала Mojave Phone Booth, не оставив не только телефонного аппарата, но даже собственно будки. Официально это было сделано по настоянию управления национальных парков США ( National Park Service ), на балансе которого состоит заповедник Мохаве ( Mojave National Preserve ), где и "обитала" будка. Чиновники утверждали, что увеличившийся поток "паломников" к Mojave Phone Booth (понятно, передвигавшихся на автомобилях), которых к тому моменту насчитывалось от 20 до 30 человек в день, начал оказывать негативное воздействие на хрупкую экосистему пустыни. Позднее люди, которые благодаря чудо-будке обрели новых друзей, поставили на месте снесённого телефона надгробие. Но и его удалила администрация заповедника. Всё, что осталось от телефона, соединявшего некогда одинокие души из США, Австралии, Новой Зеландии или Франции - это фотографии и официальный сайт знаменитой будки, созданный её фанатами. Почти всё. А ещё - остался художественный фильм, да документальная короткометражка Mojave Mirage . Будка посреди ничего в ничто и превратилась.
   www.deuceofclubs.com
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   16
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"