И в эту минуту мне чудится, что в других странах есть такие
же люди, объятые тоской и раздумьем,
Мне чудится, что стоит мне всмотреться, и я увижу их
в Германии, в Италии, в Испании, во Франции
Или далеко-далеко - в Китае, в России, в Японии, они говорят
на других языках,
Но мне чудится, что если б я мог познакомиться с ними, я бы
полюбил их не меньше, чем своих земляков,
О я знаю, мы были бы братьями, мы бы влюбились друг
в друга,
Я знаю, с ними я был бы счастлив.
Уитмен
Если два человека встречаются и беседуют, то цель этой беседы - не обменяться информацией или вызвать эмоции, а скрыть за словами ту пустоту, то молчание и одиночество, в которых человек существует.
20 век/Великобритания/Уистен Хью Оден
Кали-юга ( sa. ) -- в индуизме последняя эра, после которой начинается обновление времени. Характеризуется падением нравственности.
индийской литературе приводятся разные датировки Кали-юги. Согласно пуранам, Кали-юга началась в полночь 23 января 3102 года до н. э. по григорианскому календарю после ухода Шри Кришны. То есть мы живём в Кали-югу. Она началась 5 000 лет назад и продлится ещё 427 000 лет. (Шримад-Бхагаватам)
"Это самый плохой век. От первоначальной добродетели остается лишь 1/4 часть, к тому же быстро убывающая". (''М. Альбедиль, ИнДжаСи'')
"Знай, о Пандава, с каждою югой уменьшается продолжительностьжизни людей, (слабеют) их мужество, ум, сила, духовная мощь". ''(Махабхарата, глава 188)''
На самом исходе юги, последней из тысячи юг, все люди становятся лживыми. В то время, о Партха, соблюдается лишь видимость жертв, даров и обетов. Во время Калиюги брахманы отступают от принесения жертв и чтения Вед, забывают о поминальных жертвах и едят что придётся. Брахманы не творят молитв, в молитвы погружены шудры. "Эй!" -- обращаются (к брахманам) шудры, а брахманы отвечают (им): "О почтенный!" ''(Махабхарата, глава 188)''
Вавилонская башня -- башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке.
1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.Втор 1:28
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].Втор 32:8
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
http://www.interlit2001.com/bible/vavilonskaya.htm Вавилонская башня в Путеводителе по Библии
ХХ век оставил в наследство человечеству множество нерешенных проблем. Сегодня на планете каждый шестой человек голодает, каждый пятый не получает должного медицинского обслуживания, каждый четвертый не имеет достаточного образования, каждый третий пребывает в опасных экологических и техногенных условиях, каждый второй крайне пассивен к происходящим вокруг него трансформационным процессам, особенно политическим.
Психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса порождают шок будущего (футуршок). Термин введён социологом и футурологом Элвином Тоффлером в одноимённом труде, вышедшем в 1970 году.
Шок настоящего вызывется несоответствием между реальностью и картиной реальности в сознании (человек не успел адаптироваться). Подобное несоответствие порождается изменениями, особенно, быстрыми, усиливающимся давлением событий, потоком знаний, науки, техники, различного рода информации
"Мы создали цивилизацию, обрекающую людей на одиночество, - цивилизацию одиноких ... Болезнь эта неизлечима, от нее нет лекарств. Она вошла в нашу натуру. Весь наш образ жизни способствует ей. Возьми условия работы! Все наши деловые клеточки суть деловые машины, ты сам это знаешь. Все неделовое из них исключено. Большинство людей работают в одиночку, сколько бы людей ни работало в данном учреждении или на предприятии. Люди работают с компьютерами, приборами, машинами, инструментами и т.д. Рядом, но изолированно друг от друга. Собрания людей на рабоче-деловые совещания, отчеты, инструкции. Вне работы люди стремятся к изоляции от себе подобных, дабы избежать излишних тревог и раздражений. Общение с себе подобными опасно. Дома - телевидение, оборудование, не требующее других сожителей. В случае массовых сборищ люди все равно имеют объединяющее их явление вне своей внутренней жизни, принимают в них участие как одиночки. А сколько людей не могут позволить себе даже поверхностные контакты с другими людьми?! Болезнь одиночества начинается с рождения и кончается со смертью. Большинство с ужасом ждет смерти, представляя ее как вечное одиночество. Неужели ты сам не замечаешь в себе симптомы этой болезни?!",- замечает А.Зиновьев
Александр Александрович Зиновьев
Глобальный человейник RoyalLib.ru
Город - единство непохожих. - Аристотель
Уединение нужно искать в больших городах. Рене Декарт
Современный мегаполис- линза футурошока.
Вспомним о Вавилонской башне, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли в землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы "сделать себе имя". Строительство башни было прервано Богом, который "смешал" язык людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. В Библии Вавилон выступает олицетворением греха. Так в Откровении Иоанна Богослова появляется образ "вавилонской блудницы": НЗ2|Я покажу тебе суд над великою блудницею... Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным|Откр|17:1|-5.
Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. -- М.: "Б. С. Г.-ПРЕСС", 2002.
* Косидовский З. Библейские сказания. -- М.: Политиздат, 1991.
http://www.interlit2001.com/bible/vavilonskaya.htm Вавилонская башня в Путеводителе по Библии.
Захватывающий все крупные города мира процесс урбанизации (от la. urbanus -- городской) -- рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).
Процесс урбанизации идёт за счёт:
* естественного прироста городского населения;
* преобразования сельских населённых пунктов в городские;
* формирования широких пригородных зон;
* миграции из сельской местности в городскую.
Каждое утро они идут на работу,
раствор мешают и камни таскают,
но, возводя город, возводят не город,
а собственному одиночеству памятник воздвигают.
Бродский
Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе, что часто приводит к росту безработицы, обострению социально-экономических проблем. Следующий этап урбанизации -- субурбанизация. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома "сельского типа" в пригородах, избегая таких "прелестей" больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д.
В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, возникло понятие ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.
http://192021.org Проект посвященный проблемам роста городского населения
Урбанизация порождает городскую агломерацию (от la. agglomero -- присоединяю) -- компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.
Наиболее значительные агломерации сформировались в Европе -- Рурская в ФРГ (11,5 млн жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн), в Японии -- так называемый мегалополис Токайдо (около 60 млн) и некоторых других странах.
http://www.citypopulation.de/World.html The Principal Agglomerations of the World
Токио
Площадь = 2 187,08
Население = 12 570 000
Агломерация = 31 820 000
Плотность = 5 796
Дата переписи = 1 июня 2006
В дневное время, волны население бывают более 2,5 млн работников.
Токио был оценен журналом "Экономист" как самый дорогой (самая высокая стоимость жизни) город в мире на протяжении 14 лет подряд, до 2006 года.
Мехико ( es. Ciudad de Mexico) -- столица Мексики, вторая по населённости агломерация после Токио (Большой Токио), по данным отчёта ООН WUP2003 на её территории проживает 18,66 млн. жителей; столица Мексики -- политический, экономический, промышленный и культурный центр государства. Площадь городской агломерации составляет около 1500 км«.
плотность = 5817
агломерация = 19 311 365
По причине высокого уровня загрязнённости воздуха
выхлопными газами в черте города над ним постоянно нависает густое облако смога.
На территории города нередки пыльные бури.
На весь мир город знаменит своим метрополитеном, в котором ежедневно перемещается 4 млн. человек, больше только в Токио 5,9 млн. и Москве 7,5 млн. человек.
Население -- 6 млн 150 тыс. человек (2004), в Большом Рио -- около 13 млн человек. Город занимает площадь 1260 кв.км.
Рио-де-Жанейро -- город контрастов. На склонах окрестных гор ютятся убогие жилища. Это беднейшие районы города -- ''фавелы'', в которых проживает несколько миллионов человек.
В городе насчитывается несколько сотен фавел. По сути это мини-государства в государстве. Федеральные власти в дела фавел практически не вмешиваются. В большинстве фавел уровень жизни очень низкий, часто здесь нет элементарных удобств, школ, больниц и т. п. и, как следствие всего этого, крайне неблагоприятная криминогенная обстановка и ужасное санитарное состояние.
http://wikitravel.org/en/Rio_de_Janeiro_(city)
Сан-Паулу
Площадь города составляет 1 523,0 квадратных километров (по данным IBGE на 2006),что делает его наиболее населённым городом в южном полушарии (с пригородами около 19 миллионов).
Приблизительно 55,4 % населения Сан-Паулу живут бедно, с показателем индекса развития человеческого потенциала ниже 0.5 (по данным IBGE, Бразильского Института Географии и Статистики http://www2.uol.com.br/aprendiz/n_noticias/cbn/id150802.htm Веб-сайт Aprendiz] ] ).
* Как результат такой бедности, в городе чрезвычайно высок уровень преступности, особенно в многочисленных трущобах и районах, удалённых от центра.
* Высокий уровень загрязнения воздуха.
Две главные реки города, Тьете и Пиньейрос, тоже очень сильно загрязнены.
http://maplink.uol.com.br Maplink -- Путеводитель по улицам Сан-Паулу
Каир
столица Египта и самый большой город Африки. Население 7 734 602 в самом городе и 17 099 364 в агломерации (1 января 2005).
На окраине есть необычный квартал известный как "Город мусорщиков" (Garbage City). Он населён египетскими христианами - коптами, которые занимаются сбором мусора со всего города и сортировкой его для вторичного использования. Отходы находятся повсюду среди домов, на крышах и во дворах, распространяя по кварталу неприятный запах. Это семейный бизнес, который приносит его участникам довольно приличные, по местным меркам, доходы.
Согласно переписи 2000 г., население всей территории Шанхая (включая негородскую зону) составляет 16,738 млн чел., в этот показатель также входят временно проживающие в Шанхае, число которых составляет 3,871 млн чел. ещё более 5 млн чел. живут и работают в Шанхае неофициально, из которых около 4 млн -- сезонные рабочие, в основном, из провинций Цзянсу и Чжэцзян.
http://www.shanghai.gov.cn
Пекин
население = 17 000 000
площадь = 1680
плотность = 10119
Население всей административной территории Пекина, определяемое как общее число людей, проживающих на ней более 6 месяцев в году, в 2005 году составило 15,38 млн человек. Из них 11,870 млн были обладателями пекинской прописки, остальные проживали по временным разрешениям. Кроме того, в Пекине живёт и работает большое число трудовых мигрантов, главным образом, из сельских районов, называемых ''миньгунами'' ( zh. mingong -- буквально "рабочие из крестьян"), которые живут в городе незаконно, из-за чего их также называют ''хэйжэнь'' ( zh. heiren -- буквально "чёрные люди"). Это самая незащищённая и дискриминируемая часть общества, одновременно источник дешёвой рабочей силы и преступности http://www.commonlanguageproject.net/flash/Fang_Beijing/ флэш-фильм о миньгунах -- трудовых мигрантах в Пекине.
Серьёзной проблемой в Пекине является сильное загрязнение воздуха и его низкое качество вследствие выбросов промышленных предприятий и транспорта. Песок, образующийся вследствие эрозии пустынь в северном и северовосточном Китае, приводит к сезонным песчаным бурям, которые способны парализовать жизнь в городе. В последние годы Пекин стал частым свидетелем смога, а также программ по энергосбережению, инициируемых властями. Пекинцы и гости города часто жалуются на плохое качество воды и высокую стоимость коммунальных услуг, таких как электричество и бытовой газ.
Лондон
площадь = 1579
население = 8 326 842
год переписи = 2005
плотность = 4697
По населению город занимает 21-е место в мире, 2-е в Европе, и первое в Евросоюзе и Великобритании.
В 1952 Великий смог, крайне вредная смесь тумана и дыма промышленного происхождения, на пять дней спустился на Лондон. Вскоре концентрация в воздухе продуктов горения стала такой высокой, что за последующие недели в городе от смога погибло около 4 000 человек, а ещё 8 000 стали жертвами катастрофы в последующие несколько месяцев.
http://www.bbc.co.uk/london/ Домашняя страница Лондона на сайте Би-Би-Си
Нью-Йорк
площадь = 1214
население = 8 500 000
год переписи = 2006
плотность = 10 194,2
агломерация = 18 498 000
21,2 % населения и 18,5 % семей находятся ниже границы бедности. Из всех людей живущих в бедности, 30.0 % моложе 18 лет, и 17.8 % в возрасте 65 лет и старше.
37,2 % состоят из супружеских пар, живущих вместе; в 19,1 % глава домохозяйства -- женщина без мужа; 38,7 % домохозяйств -- не семьи. 31,9 % всех домохозяйств состоят из самостоятельных личностей, и в 9,9 % живет один человек возрастом 65 лет или старше. Средний размер домохозяйства 2,59, а средний размер семьи 3,32.
http://www.census.gov/Press-Release/www/2007/cb07-91table1.pdf Population Estimates for the 25 Largest U.S. Cities based on July 1, 2006 Population Estimates] (PDF). US Census Bureau. (Бюро переписи США) ref-en Опубликовано 28 июня 2007
население = 9 724 976 с пригородами -- 12 560 тыс. человек (2005).
http://www.world-capitals.ru/?Dakka Столицы мира - Дакка
Бомбей -- самый населённый город Индии: в 2008 году население города составило 13 662 885 человек.
Площадь, занимаемая Большим Мумбаи, составляет 603,4 кв. км.
представляет собой город больших контрастов, где роскошь и богатство соседствует с нищетой. Современные кварталы соседствуют с трущобами -- северными районами города, которые считаются рассадниками различных болезней.
Возможности трудоустройства привлекают в город рабочую силу из всей Южной Азии, не считая самой Индии.
Соотношение женщин к мужчинам как 811 к 1000. Большее количество мужчин объясняется притоком в город на заработки мужского населения из сельской местности.
Около 10 % всех рабочих страны работает в этом городе.
Муниципалитет снабжает город питьевой водой из озёр национального парка, занимается сбором мусора (78 000 метрических тонн в год).
http://www.mumbainet.com Мумбаи в сети
Дели
площадь = 1483
население = 11 904 217
год переписи = 2007
плотность = 10340
второй по величине после Мумбаи мегаполис Индии, имеющий статус союзной территории (Национальный столичный округ Дели).
Санитарное состояние города зависит от районов. Наихудшее состояние -- в трущобах, где отсутствуют элементарные удобства и канализация, проходы и дома крайне загажены. Во многих районах и особенно в Старом Дели санитарное состояние улиц крайне неудовлетворительное, хотя власти города постепенно стремятся улучшить инфраструктуру и гигиену.
http://www.indostan.ru/indiya/44_2102_0.html
Калькутта
площадь = 185
население = 4 580 544
год переписи = 2001
плотность = 24 760
агломерация = 14 681 589
город в дельте Ганга на востоке Индии, столица штата Западная Бенгалия, второй по площади город в Индии после Мумбаи.
в городе имеют место такие проблемы, как бедность, загрязнение воздуха и пробки на дорогах.
http://news.bbc.co.uk/2/hi/programmes/from_our_own_correspondent/881148.stm BBC story about Calcutta's revival
Джакарта-столица и крупнейший город Индонезии
Площадь 664 км« (включая группу островов Пулау-Серибу). Население 8,8 млн человек (2004, перепись). Плотность населения 12 628 человек на кв. км.
В р-не Сенен (Центральная Джакарта)плотность населения составляет 50 тыс. жителей на 1 км«, Танах-Абанг (Центральная Джакарта) -- 25-30 тыс. жителей на 1 км«, р-нах Гамбир (Центральная Джакарта) и Гроголь (Западная Джакарта) -- 10-15 тыс. жителей на 1 км«.
Ныне в городской агломерации Джакарты проживает 17 миллионов человек.
Крупнейший промышленный центр страны (свыше 27 тыс. предприятий, в том числе более 8 тыс. кустарных).
"Наш мир есть мир величин, причем - величин огромных. Отдельный человек с его индивидуальной судьбой исчезает в этих величинах как безликая единичка не просто в нашем субъективном восприятии и описании реальности, а фактически, в самой объективной реальности. Тут не индивидуальные личности складываются в большие величины - в тысячи, миллионы и миллиарды, а безликие величины распадаются на столь же безликие единички. Личностей тут вообще нет. Даже те, чьи имена не сходят со страниц прессы и чьи лица ежеминутно смотрят на нас с экранов телевизоров, суть не личности в собственном смысле слова, а лишь олицетворения безликости больших величин, - как олицетворения различных категорий людей, исчисляемых большими величинами или процентами, скрывающими те же величины.
Но дело не только и даже не столько в том, что ты есть единичка в каких-то безликих величинах, сколько в том, что тебе противостоят безликие величины, причем величины огромные. Это - тысячи, миллионы и миллиарды людей, предприятий, учреждений, групп, организаций, соглашений. Это - мощности энергий и массы вещей, но сравнению с которыми ты есть исчезающе ничтожная величина. Это - миллиарды поступков и событий, в которых твои поступки и события твоей жизни не имеют размеров даже минимальной капли. Ты абсолютно бессилен перед этими космическими массами и силами. Знание о них растаптывает тебя и превращает в полное ничтожество. А мощный аппарат пропаганды неутомимо вбивает тебе в голову информацию об этих величинах. Все прочие средства пропаганды просто бледнеют перед этой информацией, которая даже не воспринимается как идеологический молот, бьющий тебя по голове",- пишет выдающийся русский мыслитель Александр Зиновьев.
Александр Александрович Зиновьев
Глобальный человейник. RoyalLib.ru
О, Одиночество! Как ты переселено!
Лец
Самая низкая плотность населения в мире в Нунавуте -- 0,01 чел/км«; в Российской Федерации -- в Эвенкийском районе Красноярского края -- 0,03 чел/км«.
В Российской Федерации плотность населения -- 8,7 чел. на км«.
"Существует еще одна ситуация, связанная с отсутствием других людей, т.е. одиночеством. Живя в техногенном обществе, мы проводим около трети своего дня одни. Это намного больше, чем во многих родовых сообществах, в которых нахождение в одиночестве часто считалось опасным. Даже сейчас мы не любим быть одни; большинство людей стремятся избежать одиночества во что бы то ни стало. Хотя можно научиться наслаждаться одиночеством, это редко кому нравится. Но хотим мы этого или нет, часто нам приходится быть одним: дети учат уроки и занимаются в одиночестве, домохозяйки ведут хозяйство в одиночестве, и многие виды работ хотя бы отчасти выполняются в одиночестве. Поэтому даже если нам не нравится одиночество, нам необходимо научиться его переносить, иначе качество нашей жизни может пострадать от этого.
МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ
В ПОИСКАХ ПОТОКА
Психология увлеченности повседневной жизнью
"Одиночество дают большие города. У Парижа, столицы моды и центра любовных интриг и фривольных настроений, репутация города одиноких сердец, места, где обитает одиночество. С семи утра люди выползают в кафе выпить кофе, как будто едва дождались рассвета, чтобы примкнуть к армии горожан. Сонные собаки лениво лежат на тротуарах у ног своих хозяев, не давая пройти, не обращая внимания на пешеходов. Город, настроенный на феерический успех, весь пропитанный маниакальным стремлением к позе и шику, принимает только успешных и занятых. Все остальные - за бортом. Есть целая культура камуфлирования временной, затянувшейся или хронической невостребованности. Во-первых, эти бесконечные и навязчивые указания на свою исключительность, которую спешат подтвердить фактами своей биографии или именитыми знакомствами.
Во-вторых, долгие и манерные раздумья в ответ на приглашение в гости. Никогда приглашение не будет принято сразу. Потом, жизнь строго по часам- завтрак, второй завтрак, чай, обед, ужин. Одежда, жаргон, дистанция в общении. Но самая искусная черта у французов - это умение выстраивать интригу в отношениях или в разговоре. Кстати, собаки, кошки, но главным образом собаки - это тоже следствие одиночества больших городов. Я была на кладбище собак в Париже, огромном и ухоженном, с трогательными надписями на надгробиях. Памятник самым интимным привязанностям к домашним животным - все понимающим и все принимающим, каким и должен быть, по идее, близкий человек. Собаке преданность ставится в заслугу. Человеку это предъявляется как упрек в слабости и зависимости".
Ольга МАХОВСКАЯ, Эрик ШИРАЕВ. Одинокий - необязательно один. http://editor.inauka.ru/
Франция начинает год борьбы с одиночеством Татьяна Гоник для bbcrussian.com, Париж. Во Франции борьба с одиночеством вышла на государственный уровень. Премьер-министр Франсуа Фийон заявил, что "не может быть одиночества в стране, девизом которой являются слова "свобода, равенство, братство". По данным социологического опроса, проведенного во Франции в канун Рождества, более 30 процентов французов страдают от одиночества. При этом в больших городах, например, в Париже, Лионе или Марселе, число людей, остро переживающих одиночество, достигает 45 процентов. "Пришло время признать, насколько высока степень такого социального зла, как одиночество, против которого мы пока бессильны", - заявил Фийон, приветствуя в своей резиденции представителей 24 благотворительных ассоциаций. С Нового года эти ассоциации запускают специальную программу помощи одиноким: каждый месяц будет посвящен какой-либо группе одиноких, и в разных городах пройдут акции в поддержку людей из той или иной группы риска - будь то бездомные, матери- одиночки или обитатели домов для престарелых. Как заявил Франсуа Фийон, задуманная акция настолько важна, что правительство намерено придать ей статус дела государственной важности. Одиночество большого города "В большом городе, несмотря на огромное число жителей, все способствует тому, чтобы обострить изолированность человека", - говорит житель Лиона Жан-Поль Монар. "Вы живете в бешеном ритме, у вас нет времени, чтобы повидаться с друзьями, ваше общение с ними сводится к смс-сообщениям, которые уже стали символом современного общества. Вечером вы возвращаетесь домой и проводите вечер в обществе телевизора и компьютера, и это тоже не от хорошей жизни", - полагает Жан- Поль. По его словам, особо остро одиночество ощущается в праздники, когда человек предоставлен сам себе и склонен анализировать свою жизнь, подводя промежуточные итоги.
"Праздничный день - это настоящее испытание для одинокого человека, - говорит Жан-Поль Монар. - В голову лезут вопросы о смысле жизни, о том, куда ты идешь, что хочешь построить, зачем и для кого. С тех пор, как мне пришлось уйти из дома, где остались жена и трое детей, у меня нет ответов на эти вопросы". Предстоящее Рождество Жан-Поль проведет в обществе своей сестры, которая приедет к нему из Парижа. Анн-Мари, которая всю жизнь живет одна, уверяет, что ничуть не страдает от одиночества. "Для меня настолько естественно проводить время в компании с самой собой, книгами, музыкой и двумя моими кошками, что одиночество меня совершенно не тяготит, скорее напротив: именно уединение для меня наиболее комфортное состояние", - говорит Анн-Мари. "Возможно, это происходит потому, что мне не с чем сравнивать. Конечно, когда видишь семейную пару с кучей детей, то думаешь, что и у тебя жизнь могла бы сложиться иначе. Но отношения ведь могут доставлять и много страданий. Сколько людей живут семейной жизнью и все равно чувствуют себя одинокими? Так что есть и немало плюсов в том, чтобы быть одной", - считает Анн-Мари.
Эрик А. вот Эрик довольно быстро отказался от тех отношений, которые его не устраивали. Семь лет назад, после очередной ссоры со своей подругой, он просто вышел за сигаретами и не вернулся домой. Сегодня он живет в приюте для бездомных города Лурда, ни о чем не жалеет и говорит, что премьер- министру Фийону никогда не удастся решить во Франции проблему одиноких людей. "Для многих из тех, кто живет в таких вот приютах, это совершенно осознанный выбор", - говорит Эрик, которого собратья-бездомные называют Коко."Мы прекрасно себя чувствуем, нам никто не компостирует мозги, мы ощущаем себя свободными и молодыми. Я могу поиграть в карты со своими приятелями, выпить с ними кофе, выкурить сигарету, а потом, ничего ни объясняя, остаться наедине с моей собакой, которая не достает меня глупыми вопросами и не требует того, чего я не могу ей дать", - поясняет Эрик свою жизненную позицию. "Лучше уж быть одному, чем рядом с человеком, который тебя напрягает, - подключается к разговору Давид. - Да, у меня сегодня не так много денег, но у меня есть жилье и минимальное пособие по безработице в 500 евро. Если ты один, и у тебя нет особых закидонов, то этих денег во Франции вполне достаточно, чтобы не умереть с голоду".
Как говорят эксперты, одиночество - это болезнь, более всего поражающая население развитых стран. По мнению французского социолога Мишеля Арни, причина еще и в том, что в современном обществе люди утратили потребность общения, а символом времени стала нестабильность чувств. "Сегодня мы гораздо проще относимся к человеческим отношениям, легко сходимся и так же безболезненно расстаемся, - говорит социолог. - Безусловно, с материальной точки зрения сегодняшняя жизнь многим кажется более привлекательной, поскольку человека оценивают с точки зрения его потребительских способностей, и эти способности у многих на высоте. Но психологически люди стали более уязвимы, чем 20-30 лет назад". По мнению Мишеля Арни, своим отказом от традиционных ценностей люди западной цивилизации себя обрекают на одиночество. Вопрос в том, в какой именно момент жизни это одиночество начнет тяготить. bbc.co.uk
Теперь в Париже ты бредешь в толпе один сам-друг
Стада автобусов мычат и мчат вокруг
Тоска тебя кольцом сжимает ледяным
Как будто никогда не будешь ты любим
Ты б в прошлом веке мог в монастыре укрыться
Теперь неловко нам и совестно молиться
Смеешься над собой и смех твой адский пламень
И жизнь твоя в огне как в золоченой раме
Висит картина в сумрачном музее
И ты стоишь и на нее глазеешь
АПОЛИНЕР
Париж - это населенное одиночество.
20 век/Франция/Франсуа Мориак
Нью-Йорк
"И игра, все игры становятся более напряженными. Так бывает всегда, когда приближаешься к центру мира. Но люди улыбаются, они улыбаются все больше и больше, никогда друг другу, всегда самим себе.
Ужасающее разнообразие лиц, их странность, на всех застыло непостижимое выражение. Маски, которые в архаичных культурах изображают старость или смерть, здесь - у молодых, в двадцать, в двенадцать лет. Но в этом есть что-то общее с самим городом. Красота, которую другие города достигают в течение столетий, здесь сформировалась за пятьдесят лет.
...
Поражает количество людей, которые думают в одиночестве, которые поют одни, едят одни или разговаривают сами с собой на улицах. Они, тем не менее, никак не пытаются объединиться. Напротив, они избегают друг друга, и сходство между ними неопределенно.
Но каждое отдельно взятое одиночество не похоже на другое. Одиночество человека, который, примостившись у стены, на капоте машины, около решетки, готовит у всех на виду себе пищу - единственное в своем роде. Здесь это встречается повсюду: самая печальная сцена в мире, она печальнее, чем нищета; тот, кто на людях ест в одиночестве, еще печальнее, чем тот, кто собирает милостыню. Ничто так не противоречит законам человеческим и животным: животные всегда с гордостью делят добычу или сражаются за нее. Тот, кто ест в одиночестве, - мертв (но не тот, который пьет один, почему?).
Почему люди живут в Нью-Йорке? Они никак не связаны между собой. Их объединяет разве что внутренняя наэлектризованность, происходящая от их скученности. Магическое ощущение смежности и притяжения во имя искусственной централизованности. Вот, что создает самопритягивающийся универсум, покинуть который никто не имеет достаточных оснований. Кроме этого экстаза скученности нет никаких человеческих оснований находиться там.
В Нью-Йорке коловращение жизни настолько сильно, центробежная сила так велика, что кажется чем-то сверхъестественным думать о жизни вдвоем, о том, чтобы разделить еще чью-то жизнь. Способны выжить только различные сборища, банды, мафия, общества посвященных или извращенцев, но не семейные пары. Это своего рода анти-ковчег, полная противоположность тому, в котором было собрано каждой твари по паре, чтобы спасти животные виды от потопа. Здесь, в этом волшебном ковчеге, всех по одному и каждый вечер этим одиночкам надо искать последних уцелевших для последнего пати.