В иудаизме Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно -- для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства.
Моисей ''Моше'', "взятый (спасённый) из воды"; la. Moyses) (2-я пол. XIII в. до н. э.), в Пятикнижии -- пророк и законодатель, основоположник иудаизма, сплотивший израильские колена в единый народ, говорит :
"Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он". (Числа. 12,6-8).
Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там в уединении по 40 дней, и "видел" Бога лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.
В землю обетованную Моисей не вошёл из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе (не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию). Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную и был похоронен на горе Нево. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.
http://ulenspiegel.od.ua/?ID=3813 З.Фрейд: Этот человек Моисей
В религии евреев монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э. после возвращения евреев из Вавилонского пленения , углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию (еврейская концепция "Богочеловека") -- следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Искажение этого закона, происходит только в ощущениях человека. Исправляя себя, человек может добиться ощущения истинной реальности.
Содержание иудаизма основано на:
* Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, -- ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне "всего человечества как единого целого".
* Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) -- как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании. Согласно представлению иудаизма, всякий человек рождается невинным и сам делает свой моральный выбор -- грешить или не грешить.
"Не может быть, чтобы то, что всему предшествует, было бы не абсолютным добром. Потому что предшествовавший всему -- это Абсолют. То есть у него нет никакого недостатка. И поэтому все Его действия являются исключительно добрыми по отношению к тем, кого Он создал".
* Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения -- свободная воля и божественная помощь.
* При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
http://www.kabbalah.info/nightkab/uroki/Kabbalah_for_Dummies/rus_TRANS_MahutHaDatVeMatrata_25-07-05.html Раскройте для себя высший мир
Бог -- безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.
Согласно учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека Адам Кадмон ("первоначальный человек").
По представлениям Науки Каббала, Адам Ришон ("первый человек") -- это общее, совокупное творение, созданное Творцом. Оно представляет собой конструкцию, состоящую из великого множества отдельных желаний, связанных между собой подобно органам и клеткам человеческого тела. Человек в нашем мире является проекцией духовных сил на материальный мир. Всё человечество представляет собой единые мысль и желание и должно достичь состояния абсолютного совершенства, когда все будут слиты друг с другом в одну душу, в одно большое желание.
Адам -- это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.
В каждом отдельном желании изначально существует стремление поддерживать друг друга, поэтому в конструкции Адама все желания находятся в абсолютно полном интегральном сочетании и гармонии. Адам -- это абсолютно здоровое духовное тело, подобное Творцу в его свойстве отдачи (альтруизма).
= Разбиение =
В процессе своего развития Адам претерпевает искажение, огрубление и разрыв связей между частями. К примеру, два желания в нём начинают противоборствовать друг с другом, разделяются, пытаются существовать одно за счёт другого. Возникновение взаимной ненависти между творениями называется грехопадением. Происходит падение с уровня стопроцентного взаимодействия до уровня стопроцентного отторжения, эгоизма. Разбиение связей между частями души в нашем мире выразилось в том, что сегодня на земном шаре существует несколько миллиардов человек, каждый из которых находится в абсолютно эгоистическом состоянии.
Всего имеется 620 основных частей, разбиение происходит таким образом, что какая-то из них становится у отдельного человека особенной.
В каждом человеке существует то же количество частей, что и в любом другом, однако есть нечто, принадлежащее лично ему, то, чем человек отличается от всех прочих. Отличающая его частичка присутствует и во всех остальных людях, только у них она не является доминирующей. Разнообразие сочетаний создают индивидуальность каждого человека. Каждый человек подобен конструкции Адам в целом, однако выявляет при этом какую-то определённую особенность Адама на фоне всей конструкции.
= Исправление =
Система Адам Ришон во многом подобна человеческому телу, имеющему более важные и менее важные органы и клетки. Клетка, относящаяся к органу зрения, важнее миллиардов клеток пальца -- настолько один орган значительнее другого. Подобным же образом проявляется и различие между людьми. С момента выхода из общей конструкции они не равны друг другу. Однако в процессе самоисправления каждый человек в состоянии восполнить себя до высоты Творца.
Возвращаясь в первоначальное состояние, все люди достигают одного уровня, на котором нет важных и менее важных -- все равны.
Человек в нашем мире является проекцией духовных сил на материальный мир. Всё человечество представляет собой единые мысль и намерение и должно прийти к состоянию абсолютного совершенства, где все будут слиты друг с другом в одну душу, в одно большое стремление. Постепенно все люди пробуждаются к единству, подобному тому, которое изначально было в общей душе, но теперь уже в результате самостоятельного стремления и усилий, с нашей индивидуальностью и возросшими желаниями. Этот процесс начался в 3760 году до н. э. (по другим расчётам, в 3765) с человека, в котором впервые пробудилась точка в сердце и которого поэтому тоже называют Адамом.
http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/45628?/rus/content/view/full/45628&main Духовная конструкция Адам Ришон
http://adamrishon.boom.ru/ Адам Ришон
В иудаизме отвергается христианская концепция первородного греха. Человек, как существо, созданное по образу и подобию Божьему, являясь венцом творения, был наделён волей. Во власти человека было решать что есть хорошо, а что плохо, выбирать между добром и злом (Библия|Втор|30:15|-18). Именно совершение греха непослушания Богу, как волевой акт человека послужило причиной грехопадения. Непослушание Богу, в соответствии с иудейской традицией является самым тяжким грехом. Согласно Книге юбилеев, Адам провёл 40 дней в стране, где был сотворён, после чего был приведён в Эдем. 7 лет Адам и Ева провели в Эдеме, соблазнение же произошло на 17 день второго месяца.
В Мишне [Мишна, Санхедрин IV:5] и Талмуде [Талмуд, Санхедрин 37аб] неоднократно подчёркивается идея равенства всех людей: "Адам был создан единственным ради того, чтобы знал ты, что тот, кто губит хотя бы одну душу -- словно бы погубил целый мир, а тот, кто спасает хотя бы одну душу -- словно спас целый мир. А также ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: "Мой отец больше твоего"; и чтобы не говорили нечестивцы. "Много разных сил на небесах". И чтобы выразить величие Пресвятого: ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга, а Царь над царями царей отчеканил каждого человека чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: "Ради меня создан мир"".
История сотворения и жизни Адама подробно освещается в аггадическом мидраше на книгу Бытие "Берешит Раба" (около III в.), а также в различных трактатах Талмуда.
По словам законоучителей ТалмудаТалмуд, Брахот 61а; Эрувин 18а] , Адам Ришон (первозданный человек) был создан Богом как андрогин -- с двумя обьединёнными между собой телами. Позже, создавая Еву, Господь разделил тело Адама на мужчину и женщину.
Мидраш Коэлет (Экклезиаст) Раба [Мидраш Коэлет (Экклезиаст) Раба, 7:1] приводит следущее напутствие Бога Адаму: "Когда Бог сотворил человека, Он подвёл его ко всем деревьям Эдемского Сада и сказал: Взгляни на мои творения, как красивы и изысканы они. Всё, что я создал -- я создал для тебя. Смотри не разрушь и не уничтожь мой мир, ибо если ты разрушишь его, некому будет его восстановить".
Маймонид понимает Дерево познания добра и зла как дерево познания хорошего и плохого. По его мнению, до грехопадения Адам находился на столь высоком уровне, что знал разницу между истиной и ложью, после же вкушения от дерева, скатился на уровень на котором воспринимают лишь хорошее и плохое. " Разум, который Бог излил на человека и в котором состоит последнее совершенство оного, и есть то, что было у Адама до того, как он взбунтовался, и именно из-за этого сказано о нём, что он [создан] по образу Бога и по подобию Его; именно благодаря этому он стал тем, к кому обращался [Бог] и кому повелевал, как сказано: "И повелел Господь Бог человеку...", ибо не дается повеление ... тем, у кого нет разума...Когда же он взбунтовался ... был он наказан тем, что отнято у него было интеллектуальное постижение. ... и погряз в суждениях о плохом и хорошем".
http://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref_2.htm "Путеводитель растерянных", гл. 2
Согласно Маймониду, этот стих говорит не об уподоблении человека Богу, а о свободе выбора между добром и злом, которая появилась у Адама после грехопадения
[Шемона пераким, гл. 8; Мишнэ Тора I, 5, 5:1. См. Клайн-Бреслави, Адам [на ивр.] , стр. 244--247; Харви "Толкование Маймонида на Быт. 3:22" [на ивр.] , стр. 15-22] .
В книге Мишна сказано: "Аколь цафуй, веарешут нетуна, убетов аолам нидон" -- "Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости". Условность такой параллели -- вот в этом акценте на свободе воли, которая для еврея возведена в норму жизни.
Каббала говорит, что источником души является Всевышний, что она бессмертна и перерождается до тех пор, пока не поднимется через все духовные ступени к самому источнику "света", Всевышнему.
Каббала -- это индивидуальное ощущение Творца каждым человеком лично. Каббала - мистическо-философское течение в иудаизме. Наука Каббалы содержит много терминов и понятий, большая часть которых используется в книге Зоара (Lang-he|??? ????? -- "Книга сияния") и в Сефер Йецира (Lang-he2| ??? ?????? -- "Книга Созидания"), некоторые из них образовались позже. Слово "каббала" (ивр. "получение") выражает стремление получить высшее осознание, ощутить истинную картину мира. Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не "выучит свой урок" и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда -- посредством обучения Каббале -- эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Такое состояние называется "Гмар Тикун"-- конечное (окончание) исправление (я). Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.
Некогда это учение было тайным. Оно зародилось на территории Междуречья около четырёх тысяч лет назад в Вавилонский период. Основатель Каббалы, житель древнего города Ур Халдейский, Авраам, открыл возможность постичь ту область мироздания, которая недоступна человеку в восприятии пяти естественных органов чувств. Он сумел овладеть этой методикой и, собрав группу приверженцев, передал ученикам свой способ постижения скрытой от нас части мира. Каббалисты считают, что Авраам первый в истории человечества осознал единство всех индивидуумов и процессов, овладев духовной технологией Каббалы.
С тех пор это тайное знание переходило из поколения в поколение посредством очень небольшого, ограниченного числа последователей. Передавалось оно всегда из уст в уста, от учителя к ученику. Во все времена, вплоть до нашего века, существовал очень узкий круг каббалистов. Оберегая тех, чьи души ещё не достигли соответствующего уровня развития, каббалисты принимали в ученики только прошедших строгий отбор.
Основные книги и учебники научного подхода к Каббале
"Введение в Каббалу (Птиха)" -- излагает причинно-следственный порядок нисхождения духовных корней и его закономерности. Это "введение" написано как одно из предисловий к книге "Зоар", совершенно необходимое как для её понимания так и для понимания Каббалы в целом.
Книга "Зоар" была основным учебником Каббалы до публикации сочинений Ари. С точки зрения каббалистов Зогар имеет огромную духовную силу. Каббалисты рассматривают изучение Зогара как наиболее высокое духовное постижения человека. Даже чтение текстов Зоара без комментариев и нахождение книг Зоара в доме, по мнению каббалистов даёт духовную силу и защиту.
"Талмуд десяти сфирот" (здесь http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/3030 частичный перевод] с комментариями) -- в наше время главное учебное пособие по Каббале, написанное Бааль Суламом и основанное на сочинениях Ари
* "Шлавей Сулам" -- необходимое пособие для внутреннего созерцания
Все Каббалисты сходятся на том, что никакое религиозное познание Бога, даже самое возвышенное, невозможно достичь иначе как посредством рассуждения об отношении Бога к созданию (Цимцум). Самое ясное определение Цимцум можно найти в трудах раби Ицхака Лурии (1534-1572), известного как Арии (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, возглавившего закрытую школу каббалы. "
Каббала Лурии -- это собственное истолкование Зогара, мудрость которого он постигал в уединении на берегах Нила. Среди евреев распространились легенды о сверхъестественной мудрости Лурии и его учеников. В этих рассказах Лурия предстает как великий пророк.
Согласно учению Лурии, процесс божественной эманации состоял в следующем: Бог наполнил Божественным Светом сосуды , таким образом удерживая Свет бытия посреди новообразованной пустоты в Своем центре. Однако этот процесс завершился неудачей. Сосуды разрушились, и большая часть Света вернулась к Богу. Лишь некоторые искры Света остались в обломках сосудов. Таким образом, Бог в каком-то смысле пребывает "в изгнании из Самого Себя".
В основе Лурианской каббалы лежат четыре идеи: "Эйн-соф" (бесконечность) сжался, образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершенен, разрушились ("разбиение сосудов"); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды -- сфирот, часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами -- клипот, или Другой стороной ("ситра ахара"); задача человечества состоит в том, чтобы совершить тиккун -- возвращение божественных искр Божеству, -- для чего необходимо установить в мире божественный порядок и царство закона.
Мужчина и женщина были созданы как сосуд, творец желал наполнить его светом. Вместе со светом сосуд перенял свойство творца наполнять, но поскольку сосуд не мог этого сделать, он отказался от света Творца. Тогда и были созданы 10 сефирот, чтобы скрыть совершенство творца.
В мере индивидуального ощущения Творца, каждый человек обучается тому, как обходиться в мире без контроля с Его стороны, как обрести свободу воли и управлять миром вместо Него. По сути, именно к этому направлено давление на нас высшей управляющей силы -- Творца.
Раскрытие всему человечеству общих законов мироздания, причины и смысла своей жизни приведёт мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой, прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф.
Методика Каббалы -- это методика индивидуального совершенствования каждого. Она стремится к тому, чтобы любой человек относился ко всему обществу, как к единому целому, потому что в этом единстве он достигает слияния с Творцом.
Основными элементами методики выступают:
* Изучение структуры духовных миров по основным каббалистическим источникам, с обязательным намерением постичь это самому, приведя свои свойства в соответствие с духовными. Каббалист читает книгу не ради получения и упорядочивания знаний, а ради совершенствования себя и всего мира. Каббала не опирается на надежду, что Высшая сила смилостивится и как-то изменится по отношению к человеку. В этом отношении к Творцу состоит кардинальное отличие Каббалы от религии. Это отличие человека, который понимает, что ему нужно работать над изменением себя, от человека, который ждет, когда Творец изменит своё отношение к нему.
* Увеличение своего стремления к духовному за счёт объединения людей с соответствующим желанием в совместной учёбе. Именно в объединении может быть испытана и проведена оценка соответствия человека свойству альтруизма. Этот принцип методики Каббалы сформулирован ещё в Торе и звучит:
" Возлюби ближнего, как самого себя!".
= Составные части Каббалы =
Каббала состоит, в основном, из двух частей:
* внутреннее созерцание
* структура мироздания
Внутреннее созерцание направлено на создание и развитие у человека так называемого экрана -- инструмента духовного постижения. Экран -- это способность не находиться под властью наслаждения, смотреть со стороны на свой эгоизм, осознавая его во все большем объёме, и использовать его ради отдачи. Не подавление эгоизма, а его использование ради отдачи, совершенно не ради себя -- является отличительной особенностью каббалистической методики.
При помощи внутреннего созерцания, он создаёт в себе экран, шестой орган чувств, и тогда теория становится для него практикой. Тогда человек приходит к тому, что изучает структуру мироздания уже своим постижением, своим ощущением.
Выясняя структуру мироздания, человек изучает то, как высшие корни нисходят и постепенно раскрываются сверху вниз, то есть от альтруистических (верхних) свойств к эгоистическим (нижним). Этот путь называется в Каббале "порядком нисхождения миров, парцуфим и сфирот". Путь внутреннего созерцания называется также "постижением Высшей силы".
Человек, постигающий Высшую силу, обязан идти снизу вверх, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении Высшей силы сверху вниз. Полное постижение Высшей управляющей силы происходит постепенно и проявляется в ощущениях человека в течение определённого времени, в зависимости от скорости очищения от эгоизма, пока он не постигнет все свойства всего множества ступеней, нисходящих сверху вниз. Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает лестницу со ступенями.
Каббала говорит, что человек не может принять духовный "свет" таким какой он есть, и поэтому до того, как он дойдёт до человека, он должен "сократиться", проходя через пласты Сефирот. У каждой Сефиры своё имя и значение:
''Три верхние Сефирот называются "Сефирот разума"
# Кетер -- корона, венец
# Хохма -- мудрость
# Бина -- понимание''
Семь нижних сефирот называются "Сефирот чувства" ''
# Хесед -- милосердие, милость
# Гвура -- доблесть, героизм, могущество
# Тиферет -- великолепие
# Нецах -- вечность
# Ход -- слава, величие
# Йесод -- основа
# Малхут -- царство
http://astrolingua.spb.ru/KNIGI/frag_kab.htm "Cемира и В.Веташ. МИРОВОЕ ДРЕВО КАББАЛЫ".
"Религия считает, что Творец меняет своё отношение к человеку в зависимости от действий человека. А наука каббала считает, что высшая сила неизменна и действия человека её не меняют, но действия человека меняют его самого, и поэтому он уже по-иному воспринимает высшее управление: если изменения в нём ведут к большему подобию Творцу, -- ощущает Его как более благосклонно расположенного к нему, если же человек изменился в сторону больших отличий своих свойств (получения) от свойств Творца (отдачи), то ощущает, будто Творец стал относиться к нему более негативно".
Профессор и телеведущий Сергей Петрович Капица во время круглого стола в 2004 году в Московском Доме Учёных высказался в том смысле, что духовное развитие должно быть плодом коллективного усилия всех жителей планеты, а не только физиков или лириков: "Я не исключаю, что настанет время, когда рядом будут стоять десять томов теоретической физики Ландау и шесть классических томов каббалы".
Евреи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида Машиах (Мессия, слово происходит от he. "помазанник", то есть царь), будет послан Богом, чтобы осуществить "избавление" (духовное и/или физическое) народа Израиля и спасение человечества. Согласно представлениям иудаизма, при Машиахе весь еврейский народ будет жить согласно законам Торы. Сплав духовных ценностей, справедливости, цельности и любви создаст идеальное общество, которое будет служить примером для подражания всему человечеству. Когда это будет достигнуто, Машиах сможет перейти к завершающей стадии мессианского процесса, то есть привлечь все народы мира к выполнению духовных задач, стоящих перед человечеством.
Сам Иисус и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. Апостол Павел, которого часто считают фактическим основателем христианства в ''Послании к Римлянам'' обращается к верующим из язычников со словами:
"Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал..." |Рим|11:1|,2
Иисус утверждал, что люди могут прийти к Богу только через него -- Иисуса. "Все передано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11:27). Это в корне отличается от иудаизма, где каждый человек имеет прямой доступ к Богу, ибо "Бог с теми, кто взывает к Нему" (Пс. 145:18).
С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения и признание его мессианской роли (и, соответственно, использование титула "Христос" по отношению к нему) абсолютно неприемлемо
Надежды многих евреев были связаны с Бар-Кохбой, который объявил себя Мессией и в 131--135 годах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима. Многие мудрецы, в том числе и Рабби Акива, поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить Иерусалим, однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором Адрианом.
http://kodesh.snunit.k12.il/i/e511.htm#6 Маймонид, Законы о Царях 11:2]
Шимон Бар-Кохба -- предводитель иудеев в восстании против римлян при императоре Адриане, в 131--135 гг. н. э.
В течение 115--118 годов иудеи три раза безуспешно пытались свергнуть ненавистное им римское иго; наконец, в 130 г., немедленно после отъезда Адриана из Сирии, в тиши приготовленное восстание началось снова -- и во главе движения стал Бар-Кохба.
Его прозвали Бар-Кохба, то есть "сын звезды", поскольку древнее мессианское пророчество (Библия|Чис|24:17) о восходящей от Иакова звезде должно было, по убеждению его сторонников, исполниться на нём. Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски `сын лжи`), данным ему, очевидно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания. Сначала Бар-Кохба боролся с большим успехом против римлян, которые принуждены были даже оставить Иерусалим, так что он был объявлен царём и стал чеканить монету.
Война перешла за пределы собственно Палестины; 50 городов и много деревень перешли во власть восставших, которых поддерживал также знаменитый раби Акива со своими учениками. Когда явился полководец Адриана Юлий Север, повстанцы перешли в защиту и Иерусалим пал. После этого Бар-Кохба удалился в крепость Бейтар -- и в августе 135 года осаждённые были голодом вынуждены к сдаче, при которой Бар-Кохба погиб от укуса змеи.
Сотни тысяч (около 580000 ч.) иудеев погибли в этой борьбе, многие, среди которых был Акива, были казнены, и жестокие кары последовали за этой последней попыткой иудеев возвратить себе политическую независимость.
Вавилонский Талмуд, трактат Гитин 52
* В XII веке явились под тем же самым названием не менее восьми или десяти обманщиков, которых поддерживали громадные массы иудеев. Некоторые из них были преданы публичной казни за обман.
* В 1137 году явился во Франции один из подобных обманщиков и с многими своими сообщниками был предан смерти.
* Являлись также лжемессии в 1138 году в Персии,
* В 1157 году в Кордове, в Испании. При сем последнем случае почти все евреи в Испании были перебиты.
* В 1167 году явился лжемессия в стране Фец; в том же самом году один Аравитянин выдавал себя за мессию, и творил ложные чудеса -- он был обезглавлен.
* Вскоре после сего один иудей, живший по ту сторону р. Евфрата, назвал себя мессией и привлек на свою сторону громадное число сообщников; но погиб также, как и его предшественники, в своем безумном предприятии.
* В 1174 году явился один лжемессия и маг в Персии, по имени Давид Алмуссер. Он говорил о себе, что внезапно может сделаться невидимым, -- но был схвачен и предан смертной казни, между тем как иудеи были обложены тяжёлым налогом.
* В 1176 году явился другой подобный же обманщик в Моравии, но его обман был изобличен и сам он казнён.
В " [http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=413 Послании в Йемен] " Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в Йемене, Ираке, Франции, Марокко, Испании и др.
Мессией ложно объявил себя Шабтай Цви.
Шабтай Цви, также известный как Амира, или Мехмет Эфенди (Мессией ложно объявил себя Шабтай Цви, по другой транскрипции ''Саббатей Цеви'', ''Саббатай Цви''; 1626--1676) -- каббалист, один из самых известных еврейских лжемессий; лидер массового движения XVII века, охватившего почти все еврейские общины; мессианское движение почти прекратилось, когда он неожиданно принял ислам; считается, что родился и умер в один день 9 ава -- день скорби по поводу разрушения Храма.
Семья Шабтая не относилась ни к сефардским, ни к ашкеназийским евреям, а принадлежала к небольшой группе византийских евреев, живущих в Греции со времён вавилонского изгнания. Отец Мордехай был торговцем птицей и обладал обширными связями по всей Европе. Два брата избрали карьеру коммерсантов. Шабтай Цви получил хорошее религиозное образование у крупнейших раввинов Измира. В 16 лет начал вести аскетический образ жизни и изучать книгу Зоар и традицию лурианской Каббалы.
В юности он собрал вокруг себя кружок молодёжи, они вместе изучали Талмуд и каббалу, занимались молитвами и медитациями, ходили купаться в море.
Этот период истории был тяжёлым для еврейского народа в связи с погромами Богдана Хмельницкого на Украине. Некоторые христиане тогда ожидали с волнением наступления апокалиптического (по версиям отдельных трактовщиков) 1666 , который, должен был ознаменовать наступление "пятой монархии" и переход власти Христовой в руки святых: евреи должны быть возвращены из изгнания и слиться с христианами в одной вере.
У юного Шабтая эти события вызывали всплеск самоизбранности и видения себя спасителем Израиля. В 1648 он объявил об этом в кругу своих приближённых, но не встретил особой поддержки. Тогда же у него стали появлятся маниакально-депрессивные состояния, которые выражались в неординарных выходках -- он совершал странные поступки, упоминал табуированные Имена, пробовал некошерную пищу .
В результате скандала Шабтая изгнали из местной общины.
Отправившись в Константинополь, Шабтай сблизился с проповедником Авраамом Яхини, который начал пророчествовать о близком пришествии Мессии.
Расстройство, которое переживал Шабтай Цви, напоминало маниакально-депрессивный психоз -- у него практически в течение всей жизни чередовались состояния глубокой депрессии с возвышенно-экзальтированным состоянием. Он тяжело переживал депрессивные периоды и искал лечения. Однако во время экзальтации он оказывал очень большое воздействие на окружающих, которым частично передавалось "пророческое" видение реальности. Последователи Шабтая Цви называли периоды воодушевления "великим озарением", а депрессивные настроения "падением" или "сокрытием Божественного Лика".
Затем Шабтай Цви попал в Газу, где встретил Натана из Газы, молодого раввина, прославившегося исцелением душевных недугов. Натана тоже посещали видения и после встречи с Шабтаем Цви он неожиданно уверовал в мессианское предназначение Шабтая Цви и заявил, что тот не нуждается в лечении. Натан стал идеологом саббатиан и много сделал для распространения учения и влияния их движения. Натан поддержал Шабтая Цви, усомнившегося в своей избранности, убеждал его принять великую роль, уготованную судьбой. Натан разослал послания всем еврейским общинам о своём откровении и призвал всех встать под знамя новоявленного мессии.
31 мая 1665 (17 сивана 5425) в Газе Шабтай Цви публично провозгласил себя Мессией.
Весть о появлении мессии, распространившаяся благодаря деятельности Натана, вызвала волнения в еврейских общинах по всему тогдашнему миру. Были распространены десятки тысяч воззваний с восхвалением Шабтая, где заявлялось, что Мессия готовится к возвращению в Сион.
Шабтай, взяв в сопровождение двенадцать учеников, с триумфом въехал в Иерусалим, где был с восторгом встречен еврейским населением. Однако иерусалимские раввины отнеслись к Шабтаю Цви с недоверием. Помимо всего прочего они пожаловались османским властям, что Шабтай агитировал против султана и ислама, и добились изгнания его из города.
Шабтай Цви направился в Константинополь на встречу с султаном через Цфат, Дамаск, Алеппо и Смирну. По дороге еврейские общины с восторгом встречали самозванного мессию. В день Еврейского нового года публично провозгласил себя в синагоге, при звуке рогов, ожидаемым мессией; толпа молящихся с ликованием приветствовала его.
Хроникёры сообщают, что евреями Смирны овладело какое-то мистическое беснование. Каждое действие Шабтая рассматривалось как чудо; деловые люди бросали свои занятия и готовились к наступлению царства Мессии; многие подвергали себя телесным истязаниям, постились, не спали ночей, купались в сильные холода и т. д.; другие предавались безграничному ликованию и устраивали празднества в честь Мессии.
Вести о событиях в Смирне произвели чрезвычайное впечатление и на живших в Европе евреев. Повсеместно повторялись сцены, подобные смирнским: появлялись люди, возвещавшие о появлении Мессии; настроение умов было повсюду иступлённое. Люди готовились к приходу мессии, бичевали плоть, раздавали имущество на милостыню. Особенно сильно распространилось вера в явившегося Мессию среди евреев Венеции, Ливорно и др. итальянских городов, в Амстердаме, где письма из Смирны читали в сефардских синагогах, и Гамбурге. Депутации приветствовали Шабтая Цви царём евреев, осыпали его подарками. Шабтай провозгласил себя наместником Бога и даже самим Богом; так, он подписывался: "Я Господь ваш Бог Шабтай-Цеви".
Параллельно распространились слухи об огромной еврейской армии десяти колен, которая якобы движется освобождать Константинополь.
В 1666 году Шабтай в сопровождении четырёх раввинов продолжил путь в Константинополь. Султан вместо того, чтобы дать Шабтаю аудиенцию, издал приказ арестовать Шабтая. В начале февраля 1666 корабль Шабтая был остановлен в Мраморном море близ Константинополя; Шабтая препроводили с корабля на берег, где его приветствовала толпа евреев и любопытствующих мусульман. Султана в это время не было в городе, и суд провёл великий визирь Ахмед Кёпрюлю, который не решился казнить арестованного и заточил его в крепости Абидос на галиполийском полуострове. Там ему была предоставлена частичная свобода. Он принимал у себя делегации от еврейских общин, распространял постановления, помогал людям советом. К нему приходили тысячи паломников, и по многочисленным свидетельствам он жил в достаточной роскоши под охраной турецкиих солдат, даже не стремясь покинуть место своего заточения.
Султан послал за Шабтаем Цви, и в сентябре он предстал в Адрианополе перед судом. Ему предъявили обвинение в посягательстве на роль царя и предложили выбрать между смертной казнью и обращением в ислам. Он, не колеблясь, принимает второй вариант. Он принял ислам 16 сентября 1666 года.
Султан пожаловал Шабтаю дополнительных жён для гарема, личного охранника, должность капиджи-баши (камергер) и большое жалование. В письме в Смирну Шабтай писал: "Бог сделал меня мусульманином, он приказал, а я выполнил. Девятый день моего восставления".
Принятие ислама привело к отмежеванию от него большинства последователей. Весть об отпадении Шабтая от еврейства чрезвычайно поразила евреев. В более отдалённых странах евреи вовсе не хотели верить в измену Шабтая; почти повсюду продолжало существовать саббатианское движение, с которым не прекращали борьбу противники Шабтая с раввинами-талмудистами во главе.
После своего обращения в ислам Шабтай жил в Адрианополе (Эдирне). В 1672 по доносу о тайном соблюдении еврейских обрядов заключён в крепость в Дульциньо (в Албании), где 9 ава скончался в день своего 50-летия (по другим сведениям -- умер в Йом Кипур, 30 сентября).
События в Османской империи имели огромный резонанс в европейских еврейских общинах.
Баал Шем говорил о Саббатае Цви, : "Искра Божия была в нём, но Сатана поймал его в ловушку гордыни".
Мартин Бубер. Хасидские предания". М. Республика 1997.
Karen Armstrong, The Battle for God: A History of Fundamentalism, Random House, 2001, p26.
Рабби Исраэль Баал Шем Тов , настоящее имя -- Исраэль бен Элиэзер, 1698, Окуп -- 1760, Меджибож в еврейской транскрипции -- Межбуж) -- основатель хасидского движения в иудаизме.
Когда Рабби Исраэлю было около 29 лет он уединился в Карпатских горах на семь лет, зарабатывая на жизнь тяжёлым физическим трудом. В этот период Баал Шем Тов много времени посвящал уединённой медитации (''hитбодедут''), и за этот период он постиг многие тайны Торы. После окончания 7-летнего периода Баал Шем Тов раскрылся и стал быстро широко известен как цадик и целитель.
http://chassidus.com/publications.html ?эйхаль ?аБаал Шем Тов , р. Шлойме Абиш,