Сегодняшний день начался с перестановки в комнате. Я решила несколько обновить облик своего летнего жилища. И получилось очень необычно! Можно с уверенностью сказать, что я была на подъеме творческого настроения, додумавшись откатить свою просторную кровать на центр комнаты. Два моих шкафа, - книжный и вещевой (тот, что поменьше), - в ширину оказались под стать стенкам изголовья и изножья. Поэтому я решила сделать нечто, вроде "спальни внутри спальни". Освободив шкафы, я подсунула картонку под днище и, - вуаля! - в одиночку передвинула мебель. Теперь моя кровать с обеих сторон закрыта стеллажами. Чтобы взять книгу достаточно протянуть руку над головой; а светильник прицепила к краю полки. Вещевой шкаф я приставила задней стенкой, и на нее повесила красивый плакат с закатом на песчаном берегу моря. Задумка с кроватью оказалась выше всяких похвал.
Письменный стол придвинула вплотную к подоконнику. Тумбочку для канцелярских принадлежностей я опустошила, чтобы битком набить полки мамиными модными журналами. Благо, их навалом; она зачем-то постоянно покупает их, хотя у самой нет времени читать даже желтую прессу. Поэтому они просто множатся в гостиной. Теперь от них польза большая, чем от чтения - они превратили тумбочку в маленькую лестницу. По ней я поднимаюсь на стол, а там распахиваю фрамугу, чтобы сесть на подоконнике и с высоты второго этажа любоваться лесом и небом. Немного сказочно получилось, правда? (улыбка).
На подоконнике, солнечным светом тешит листочки моя Роза в горшочке, привезенная из Москвы на лето. На удивление легко она стерпела переезд, бутончики враз налились сочным цветом, поднялись, вот-вот готовые распуститься. По моим представлениям, цветение должно было начаться не раньше следующего месяца, но в поселке с Розой будто начали происходить чудеса. Может, так сильно сказывается чистый воздух? Я зря сомневалась, когда думала оставить цветок дома. В любом случае, в Москве ей было бы хуже; уверена - мама не всегда бы вспоминала поливать растение. Да и мне с Розой здесь не так одиноко.
Весь день я занималась убранством комнаты, танцуя под дебютные песни группы Evanescence и подпевая Эмми Ли. Их альбом - подарок судьбы. Мое сердце зачаровано группой, назвавшей себя "Исчезновение". Стихи и музыка порывами эмоций били в колокол моей души, рассылая чувственные вибрации по внутреннему миру.
А вечером я снова повстречалась со Степаном. На том же месте, что и тогда (на этот раз не спал (улыбка)). Расходясь по домам в день знакомства, мы не договаривались о том, чтобы встретиться вновь; но это случилось как само собой разумеющееся. Более того, я даже подготовилась к новой встречи. Как? Взяла диктофон на прогулку. Зачем? В дальнейшем, я возьму наше общение за основу для написания очередной курсовой по психоанализу. Скажем, "Транзакционный анализ Эрика Берна". Точно пока не знаю. Я решила записать нашу беседу, чтобы по возвращении домой разобрать то, что возможно ускользает от меня. При нашем первом общении Степан часто прибегал к двусмысленным выражениям, а поняла я это только вчера, хорошенько обдумав некоторые его фразы. Может, мне только кажется; и его реплики не осознанны в той степени, которую я им приписываю.
Сегодня мы допоздна общались возле поваленного клена, а еще поднимались на пятак смотреть закат. Степа пребывал в хорошем настроении, был весел и смешлив. Сегодня он рассказал мне историю из своей жизни, в которой я, - как будущий психолог, - нашла много удивительных подробностей. Повествование истории больше походило на театральную постановку; будто он рассказывал что-то, не имеющее к нему отношения - происшествие какого-нибудь приятеля. За все то время он не слезал с дерева, расхаживал по нему, как по сцене, активно жестикулируя (порой мне казалось, что он свалится). Подробности хранятся в звукозаписи, названной по сегодняшней дате.
03.06.mp3
(щелчок диктофона)
- Привет, Лена!
- Привет. Вот мы снова повстречались.
- Рад встрече!
- И ничуть не удивлен?
- М-м... Нет. А ты удивлена?
- Даже не знаю. Ты давно здесь?
- Как видишь, даже задремать не успел.
- А по ночам ты не спишь?
- Но ведь это совсем другое. Здесь от сна совсем другие ощущения. Тебе тоже стоит попробовать.
- Я не настолько безрассудна, чтобы спать в лесу. Не боишься, что кто-нибудь причинит тебе вред, пока спишь?
- Мой сон чуток, как у караульного!
- Караульные вообще-то не должны спать.
- Никто не сможет даже подкрасться ко мне!
- Это ты мне говоришь?
- Ты подкралась без враждебных намерений. Их я бы почувствовал, хе-хе.
- И все же, без шуток - ты не дорожишь своей жизнью?
- Боже! Что ты говоришь?! Жизнь это самое ценное, что есть у человека!
- Прозвучало как заученная фраза.
- Потому что это очень простая истина. В ней нет никакой хитрости. Я люблю жизнь. Она прекрасна! Вот, посмотри на лес! Его зелень увядает по весне. Но в этом заключается неотложное составляющее великого. Увядание тоже имеет свои краски, завораживающие по-особому. Все краски мира прекрасны. Ты не согласна?
- Увядание не делает цветок прекраснее.
- Разве?
- А разве прекрасен увядший цветок?
- Но сейчас-то цветы живы! Несмотря на будущее, где их поджидает гибель, они расцветают.
- А люди? Какими их делают мысли о смерти?
- Живыми!
- Потому что они знают о неминуемом конце всего. Пфф! Это нонсенс. Как можно скрашивать жизнь болью? Я не из тех людей, кто утешает себя, что не будь низости - мы не поняли бы, что такое благородство.
- Но почему утешение? Это логичная закономерность! Если бы не было пасмурных дней, ты бы не осознала красоту солнечного дня полностью.
- Я не смогу осознать красоты солнца, если ослепну во тьме пасмурных дней.
- Это крайности...
- Нет, не крайности. Пасмурный день дает нам горький опыт для сопоставления, а получение опыта - это изучение неизвестного. Как рассчитать, чтобы познаваемое не ослепили нас, если предварительно нам неизвестно то, что беремся изучать? Что если психика человека не сможет ужиться с полученными знаниями?
- В таком случае человеку предстоит обратиться к квалифицированному специалисту по лечению душевных травм. Это же твоя будущая целевая аудитория!
- Не смейся. Мне, правда, интересен твой ответ. Как мысли о смерти скрашивают твою жизнь? Или ты все-таки предпочитаешь держаться в стороне от этого знания?
- Пощади! Мне не устоять перед напором профессионала! Твои речи чересчур премудры для меня. Давай лучше отойдем от темы смерти, и я расскажу тебе забавную историю:
Однажды, я гулял по улице с девушкой, с которой встречался когда-то. По пути я увидел написанное краской на асфальте признание в любви. Тогда я прокомментировал: "Как глупо! Идиотизм!". А моя девушка сказала: "А вот я всегда мечтала, чтобы кто-нибудь сделал для меня нечто-то подобное". Обрадовался я тогда, иду, мысленно руки потираю и думаю: "Отлично! Запомним". А что думаешь ты о посланиях на асфальте?
- Поступок больше социальный, чем романтичный.
- Как строго... Я же расценил это как возможность сделать приятный сюрприз. Не знал я тогда, в какое приключение это превратится...
В назначенный день начались приготовления. План был таков: ночью приехать на велосипеде к ее дому, и краской написать два послания: у подъезда - "Доброе утро, Викуля", а под окном - "Люблю тебя...". Перво-наперво, следовало перегнать велосипед из поселка в Москву. В этом не было никакой проблемы, я часто катаюсь этим маршрутом. Километров двадцать пять проезжаю. А ты любишь кататься на велосипеде?
- У меня его нет.
- Это ужасно! Так вот...
Выехал я на трассу и на полпути, - бах! - камера лопнула. Измучился, пока пешком добрался до дома, и только тогда сообразил, какой я дурак: чтобы починить велосипед, его нужно снова везти в поселок. Там все инструменты, там и дедушка - мастер на все руки.
- Ты не можешь сам поменять камеру?
- Мой железный конь не любит, когда я подхожу к нему с инструментами. Почти лягается. Мы лишь недавно смогли договориться.
В тот же день, я стал обзванивать всех, кто мог бы помочь транспортировать моего хромого друга на машине. Как назло - всем было некогда. Переругался с каждым. Но отказаться от задумки не мог, иначе бы пропал кураж. Долго ломал голову: как бы договориться, чтобы пустили в общественный транспорт с велосипедом. В маршрутку он не влезет, а в экспресс не пустят ни под каким предлогом. Только через час мама подсказала мне, что если нужно починить колесо, то его следует снять и ехать с ним одним. В тот момент я понял, что волнуюсь так сильно, что не могу соображать конструктивно. Но это только подстегнуло к действию.
По дороге на автобусную станцию я зашел на строительный рынок за краской и кистями. Честно говоря, я не сильно доверяю этим открытым рынкам, где перемешаны палатки торговцев стройматериалами и одеждой. А мне нужно было найти такую краску, которая продержится на асфальте как можно дольше и не сойдет от первого же дождика. Я мало, что смыслил в этом. Тогда я придумал хитрость: в первой же палатке я спросил, какая краска подойдет для моих целей, запомнил банку и пошел к следующему продавцу. Там я спросил, указывая на похожую банку, подходит ли она. Мне сказали, что подходит. Сделав покупки, только в экспрессе до меня дошло, что меня запросто могли обмануть. Они же все там как одна стая, из одного края! Кстати, краска была нежно-розовая. Ты какой цвет любишь?
- Белый.
- А я - зеленый. Белый?.. хм... удивительно.
Пропущу то, как я снова вернулся в Москву, уже с отлаженным колесом и краской. Там вроде было без происшествий, если не считать, что я собрал все автомобильные пробки на обоих направлениях.
Настала полночь. В определенный час я выехал из дома с картой Москвы, которая заканчивалась, где начинался новостроящийся район моей девушки. Это я понял только уже в пути. По моим примерным подсчетам, дорога до ее дома должна была занять не более получаса; еще полчаса я заложил на случай, если буду сбиваться с маршрута. Я был у нее в гостях раза два и дорогу запомнил смутно, лишь отрывочные пейзажи из окна маршрутки. В итоге, дорога заняла... четыре часа... Это было так забавно, плутать ночью по незнакомому району. Никого на улице, автомобили не ездят, и только к утру повстречался дворник, у которого я узнал дорогу. Мне тогда казалось, что я герой из песни: "Я спросил у тополя: где моя любимая?", хех. В конце концов, приехал я к ее подъезду, но только не в час ночи, как рассчитывал, а в пятом часу. На горизонте начало растекаться утро; я поспешил. Быстро разыскал ее окно на девятом этаже, стою, думаю: "Сначала под ним напишу - "Люблю тебя", с многоточием, а потом - к подъезду". Руки трясутся, ноги дрожат, но когда монеткой откупорил банку с краской, то понял - отступать некуда, всецело отдался процессу и наконец-то расслабился. Я стал водить кистью по асфальту, вырисовывая букву за буквой, любуясь закорючками: "Л" - очень хороший крючок; "Ю" - красивый кружок, но палочку надо подправить вооот здесь; "Б" - петелька кривовата, зато хвостик получился отлично; "Ю" - вообще непл...
- Хи-хи!
- Я встал вот с таким безумным выражением на лице и онемел... Глаза ошалевшие, трясусь лихорадочно - что ж я наделал! "ЛЮБЮ"!!! Что же теперь делать-то?! Краску-то стереть нечем! Может фразу поменять: ЛЮБЮмая, ЛЮБЮщая, поЛЮБЮл... Нет таких слов! Ой, дурак!.. Смеюсь и плачу. Ладно, думаю, времени нет, надо закончить хоть как-то, а потом придумаю, что это, мол, какой-то символ, какой-нибудь глубокий контекст. И в этот самый момент случается самое худшее.
Я малевал надпись на тротуаре, укрывшись за припаркованными автомобилями. К тому времени, мимо меня стали изредка проезжать машины, нагоняя беспокойство. Пока я писал свой шедевр, - "ЛЮБЮ", - проехало примерно две машины, и вот, когда я остановился на второй "Ю" проехала еще одна. Поначалу, я не придал ей значения, только присел на корточки, прячась за внедорожником у бордюра. Свернув от меня за поворот, водитель вдруг остановился.
"Мужик! Только тебя мне сейчас не хватало!", - думал я про себя, а он начал сдавать назад. "Езжай! Езжай отсюда!", - негодовал я, пока не разглядел, что это - милицейская машина...
На ватных ногах я поднялся с корточек - как только в обморок не хлопнулся? Из машины вышли трое дядек в форме, здоровые, матерые, без "трудовых мозолей" - то бишь, без пуза. Наверное, они поняли, что меня заклинило, потому что шли не спеша. Даже не шли, а сурово надвигались. Втроем они обошли внедорожник, остановились и разом склонили головы на мой "шедевр".
Наступила тишина. Наверное, я был совсем невменяемый; стыдливо потупив взгляд, я спросил у милиционеров: "Извините, вы не подскажите, как можно исправить "Ю" на "Л"?"
- Хи-хи-хи!
- Они посмотрели на меня, как на идиота, при этом как-то сочувственно. "Ты бы сначала мелом написал, что ли", - сказал один. "Или трафарет бы сделал", - сказал другой. "Что ж ты такой безграмотный?" - с досадой спросил третий и махнул рукой. "Ладно, мужики, поехали".
- Ха-ха-ха!
- Я помню, что долгое время в моей голове было очень тихо, будто по затылку стукнули кирпичом. Я закончил свое "ЛЮБЮЛЮ ТЕБЯ", сделав из лишней "Ю" подобия яблока с веточкой.
- И что же это должно было символизировать, хи-хи?
- Я так и не придумал. Потом я отправился к подъезду, писать "Доброе утро, Викуля". Краски хватило только на всеобщее "Доброе утро".
- Ха-ха!
- Я понял, что следующей ночью мне предстоит вернуться, с краской и растворителем. Вот как-то так. Понравилась история?
- Все? А дальше?
- На следующий день я снова приехал, замазал ошибку, нанес еще слой и дописал имя. На этот раз я знал дорогу, поэтому все прошло по плану. Со мной даже поздоровался владелец внедорожника, за которым я прятался; не тая добродушной усмешки, крепко пожал руку, садясь ранним утром в машину. Днем, перед этой последней вылазкой, пришлось рассказать матери, где был прошлой ночью и чем занимался. Я не захотел врать и с восторгом поведал о своем путешествии и о том, что сегодня его повторю. Она сказала: "Ну и дурак же ты!", - и дала банку дорогущей краски цвета слоновой кости, которую купила для дачи.
- Удивительная женщина - твоя мать.
- Безусловно. А брат, когда я рассказывал ему это происшествие, хохотал надо мной так заливисто, что даже мне стало смешно до боли в животе, хи-хи.
- У тебя есть брат?
- Старший. Одиннадцать лет разницы. Он уже стал отцом, а я - крестным его сына.
- Мм... Гордишься за него?
- А-то!
- Мм... Так почему же ты расстался со своей девушкой? Разве ей не понравился твой подарок?
- Да нет, вроде понравился...
- Тогда почему?
- Так получилось.
- Не хочешь рассказывать?
- Не особо. Я бы предпочел рассказать тебе стихотворение.
- С удовольствием послушаю.
- Отлично. Только давай потихоньку выдвигаться в путь - я тебя провожу до коттеджей. Мне еще к подруге надо заскочить.
- Не поздновато?
- Нет, что ты. Ее квартира находится над моей. К тому же, мы с детства дружим, и семьи наши дружат. Ничего такого...
- Ясно. Так что за стих?
- Кхм...
Свежо весеннее деревьев одеянье.
В зеленых кронах - ветерка шуршанье,
И солнышка задорное мерцанье,
Над головой,бредущего тропой.
А под ногами - мечутся букашки.
Несут соломинки могучие мурашки.
И паучок, остерегаясь пташки,
Закончить скор затейливый узор.
Крикливым птицам некогда резвиться -
Гнездо с зимы должно восстановиться!
Чтоб птенчику на Божий свет явиться,
Для люльки прут, торопятся, несут.
Сие торжественное солнцем омовенье
Сопровождает ликованье, песнопенье.
Согретых трав душистое цветенье.
Лучей стрельцы. Витание пыльцы.
Спешат полакомиться зеленью зверушки,
Из нор топорщатся пушистые макушки.
И чутко вертят востренькие ушки -
Всем нужно стать сзимовки наверстать.
А ведь зима была морозна и сурова.
Весной сугробы растопились снова.
Испив водицы талого покрова.
Взошел росток на жизненный виток.
Из года в год сбывается удел:
Чтоб лес не опустел, не поредел,
Свершается Великий круговерть -
Новорожденный отгоняет смерть.
- ... Жизнеутверждающее. Твое?
- Именно так!
- Хорошее. Еще какое-нибудь расскажешь?
- Мм... нет. Не помню больше.
- Это было из недавних?
- Ээ... Нет. Одно из тех, которые я писал раньше в огромном количестве.
- А сейчас не пишешь?
- Пока перестал.
- Почему?
- Ну... Можно сказать... Музу жду...
- Мм... И давно?
- Лена! Что ты, в самом деле, как психолог?
- Прости, ты неправильно меня понял. Просто стихотворение мне, правда, очень понравилось, тронуло за душу. А пока рассказывал - красиво менял тональность, четко распределял ритм. У тебя есть талант, и талант твой хорошо отесан. Жаль нельзя услышать еще что-нибудь.
- Да, действительно... жаль. Но давай не будем о грустном. Скажи, когда ты в последний раз посещала кинотеатр вместе с молодым человеком?
- Пытаешься разведать есть ли у меня ухажер?
- Ну, что ты. Я приглашаю тебя как друг. Или ты не любишь кино.
- Люблю.
- Тогда почему бы не сходить нам вместе, развеяться... Ну в смысле, устроить прогулку в городе.
- Идея мне нравится. На какой фильм пойдем?
- Как насчет "КОРН"а?
- Слышала. Снят по книге. Книга, кстати хорошая.
- Подойдет?
- Вполне.
- Здорово! Тогда я возьму билеты. В какой день тебе удобнее?
- Может послезавтра?
- Замечательно. Тогда встретимся на остановке часика в два и вместе поедем на экспрессе. Хорошо?
- Договорились.
- Тогда до послезавтра!
- До встречи.
(щелчок диктофона)
03.06(ночь).doc
Что интересного я нашла в Степане, решив сделать его объектом исследований?
Почему-то первое, что приходит на ум - это его глаза. Иногда его лицо становится похоже на маску скомороха, очень умелую, но все же ощущается ее поблескивающий пластик. В такие моменты хочется прикоснуться к его щеке, убедиться, что она теплая.
А порой, глаза, будто углубляются в глазницы. Их покрывает тень и оттуда, как из пещер, видна неосознанная и тяжкая скорбь. Длится такой взгляд лишь мгновение, потом вновь расцветает заразительной улыбкой. А иногда он смотрит на меня, как наставник...
Я не могу лучше объяснить свои ощущения. Просто я чувствую, что у него есть мысли обо мне, которые он утаивает. У Антона был похожий взгляд, таящий вожделение, но в глазах Степана, все же, прячется что-то другое... Словно желание не поиметь, а помочь...
Минуточку! А что если он тоже ходок озабоченный? ... Что ж, тогда я выведу его на чистую воду.
Благодаря университетским знаниям, я наблюдаю у него обостренный механизм психологической защиты "Отрицание". Хорошо заметно, как он обходит болезненные темы. Прослушав диктофонную запись, я точно могу заключить, что разрыв с девушкой оставил на психике нездоровый отпечаток, который локализировался вне зоны внимания. На этой почве развилась подавленность, переросшая в творческий кризис. Едва коснувшись нежелательных тем, он резко меняет направление разговора. Хотя, если вдуматься, его стихотворение можно считать косвенным ответом на мой вопрос об отношении к жизни. Тогда, я не задумалась об этом... Хм... Все равно, я чувствую показную эмоциональную индифферентность к вопросу о смерти.
Итак. Раннее творчество обладает оптимистическим настроем, который наблюдаемый... то есть Степан, пытается поддерживать. Так же, в форме общения наблюдаются эгоцентризм, общительность, хвастовство, самонадеянность, легкая переносимость критики и самокритики, готовность услужить, дружелюбие... умение внушать доверие.
Все же я оставляю шанс на то, что Степан может оказаться хорошим человеком. Почему он обязательно должен оказаться коварным лицемером? Что, если на самом деле он добр и честен, несмотря на свои страдания? Вот это - я и собираюсь выяснить.
Для начала нужно сравнить версии рассказанной истории. Спросить у его друзей о том, как все происходило с их точки зрения. Как это сделать?
Я хорошо запомнила адрес, который он сказал мне в день нашего знакомства; мне достаточно было название поселка, а он зачем-то (!) дал подробный. Пускай - это случайность, благодаря которой, я могу без труда вычислить место, где искать Марию, его соседку квартирой выше.
Интересно, не окажется ли она, - совершенно случайно, - его нынешней девушкой?..