Муравейник. - история о том, что свобода определяет количество сознания.
в силу того, что идея не кажется новой, а потому нет смысла рассусоливать одну идею, как раньше это делали, в целый роман, и нынешний читатель не любит большого количества букв, попытаюсь уместить роман в рассказ.
- Простите?
Джордж Финкл, главный герой текущего повествования, всё ещё не понял, что вообще происходит.
- Простите? - повторяет попытку он.
- Хощет, - сказал один человек другому, - Язык. - Второй скорым шагом удалился.
- Кто-нибудь вообще ответит мне?! - начал терять терпение Финкл. Он проверил, открыл ли он забрало скафандра - вдруг его не слышат только потому, что он настолько кретин, что забыл это сделать - нет, всё же открыл.
Первый человек тоже ушёл куда-то. Финкл так и остался лежать в скафандре на полу какого-то здания, куда его втащило какое-то чудо техники.
Вообще, он был готов, что то, что его ожидает, не будет ему казаться нормальным. Его готовили к этому. Его готовили даже к тому, что он прилетит, а от Земли остался пояс астероидов. Пока сложно было сделать прогноз по поводу того, что сейчас творится на Земле, а потому он принялся считать бронтозавров, ибо овечек - это слишком мейнстрим.
- Привет, - наконец, появился человечек в такой же зелёной футболке и таких же джинсах, как двое предыдущих. - Мы выгуглили, ты есть астронавт от экспедиции вне Солнечной Системы, - человечек говорил спокойно, было видно, что он не допускает даже мысли, что говорит с некоторыми ошибками. Его взгляд был направлен чётко на Финкла, однако казалось, что человек думает о чём-то другом. Возможно, это просто робот. - Результаты?
- Отчёт находится на этой флешке, - Джордж протянул человечку флешку. - Если коротко, то мы не нашли ничего особенного. Всё идёт по плану, я - второй из отправившихся на Землю, остальные полетели исследовать другие звёздные системы.
- Второй, первый был год две тысячи триста двадцать шесть назад.
- Как и рассчитывалось.
Человечек слегка удивлённо посмотрел на Джорджа, будто он ляпнул что-то неприличное.
- Э... что не так?
- Бессмысленно нести общую информацию.
- Чего?
- Бессмысленно передавать информацию, известную нам обоим.
- А, ну так-то да.
Человечек бросил сердитый взгляд, Джордж сразу понял, где оплошал, и уже молча замотал руками - мол, я всё понял, понял, понял.
Человечек был так же не слишком рад излишним жестам, но не стал акцентировать на них внимание. Он молча протянул Джорджу какой-то электронный экранчик, развернулся и ушёл.
Экранчик минималистично указал стрелочкой в сторону выхода.
- Понятно, - сам себе сказал Джордж. Возможно, на эту его фразу зажглась красная лампочка в верхнем противоположном углу комнаты, и тут же погасла. - Интересно, - продолжил Джордж, на что лампочка не преминула моргнуть. Он больше не стал пока экспериментировать.
Стрелочка вывела Финкла из здания, которое находилось где-то в поле. Затем путь шёл в какой-то миниатюрный транспорт на рельсах, управление которым было похоже на лифт. Экранчик сказал "8", и Джордж ткнул в цифру 8 этого горизонтального лифта. Без малейших перегрузок за пару секунд лифт доставил Финкла, куда следовало - гигантский вокзал подобных лифтов.
***
В гостинице Джорджа ждал чей-то спокойный голос, заявивший, что он готов ответить на любые вопросы.
- Ты кто?
- Гугл-ответчик.
Гугл... ничего себе. Вряд ли корпорация оставалась мощнейшей в течение стольких лет, видимо это слово стало нарицательным.
Финкл: Э...
Гугл: Тридцать первая буква русского кирилического алфавита.
Финкл: Да погоди.
Гугл: Фильм режиссёра Аллена Шахматова.
Финкл: ... Политическая карта мира.
Гугл: Не понимать.
Финкл: Карта государств мира.
Гугл: Какой период истории?
Финкл: Сейчас.
В углу моргнула красная лампочка.
Гугл: Не понимать.
Мгм. Видимо, единое государство. Скучные футурологи были правы.
Финкл: Правитель единого государства.
Гугл: Синь Ци Дзянь.
Финкл: Политическая система единого государства.
Гугл: Не понимать.
Финкл: Выборы.
Гугл: Демократическая тышня, придуманная дабы впимзить хомячков по высоким шленям.
Судя по интонации, это что-то сленговое. Драматика победила википедию?
Финкл: Выборы - это плохо?
Гугл: Конечно.
Финкл: Почему выборы - это плохо?
В углу зажглась красная лампочка и не выключилась.
Гугл: Нет доступа.
Финкл: Как это - нет доступа?
Гугл: Нет доступа.
Финкл вспомнил, что футурологи советовали иногда на всякий случай помалкивать.
Дверь открылась, и вошёл человек в таких же джинсах, но в чёрной футболке.
- Госбезопасность, - назвался человек. Красная лампочка погасла.
Допрыгался.
ГБшник смотрел прямо в глаза и не казался роботом. Напротив, казалось, что он безмерно несчастлив.
- Объясните мне, - попросил Финкл, как его учили футурологи.
- Я здесь не столько из-за Ваших нарушений, мистер Финкл. Сколько для того, чтоб прочитать Вам лекцию. Для меня несколько тяжело говорить на древнеамериканском, потому прошу извинить меня.
С тех пор, как вы улетели произошло много всего. Суть - мы, наконец, объединились - такие разные, такие похожие. Численность стабилизировалась на двенадцати миллиардах.
Важно отметить некоторый прорыв в психологии и вообще гуманитарных науках. Как и любой прорыв, это оказалось чем-то общеизвестным, но теперь это опиралось на факты, было выстроено в стройную теорию и было хорошо распиарено. Я несколько расскажу вам основы.
Тезис первый. Несчастье всегда в сравнении. Если кто-то живёт лучше или я мог бы в прошлом сделать что-то, что изменило бы мою жизнь так, что я жил бы лучше, то это делает мне несчастья.
Тезис второй. Несчастье проявляет себя в моменты простоя. Когда человек ничем не занят или пытается сделать мучительный выбор. В эти моменты и появляется встреча с различными плодами, которые несёт в себе несовершенство человеческой логики: экзистенциальный кризис, уныние, лень, кризис среднего возраста и прочие. Практически все неврозы проявляются именно тогда, когда человек не занят. Например, в транспорте.
С развитием Глобальной Сети удалось достичь заветной мечты: теперь транспорт практически не нужен: люди работают и развлекаются дома, в виртуальной реальности, ничем не уступающей реальной.
Так вот. Один из выводов этой теории таков: всё, что человек делает, должно ему казаться игрой. Должно казаться нереальным, интересным и неважным.
Были потрачены триллионы средств, чтоб разработать такие игры, чтоб человек выполнял общественно полезную работу добровольно и бесплатно в качестве игры. Люди с детства получают какую-то из игр и играют в неё всю жизнь, причём эта игра - и работа, и хобби, и личная жизнь. Этим они приносят пользу обществу, а общество их обеспечивает всем необходимым.
Однако, это принесло некоторый неожиданный эффект. Общество настолько стало настолько органичным, единым и саморегулирующимся, что люди стали очень предсказуемыми. Да, есть какие-то флуктуации в каждом из действий людей, но они не сильны. Каждый день стал похож на предыдущий, однако, в силу преобразований всех действий в игру, в силу того, что мы почти отказались от транспорта (лишь роботы обильно им пользуются, ну и мы, госбезопасность) люди перестали чувствовать себя из-за этого несчастными и не стремятся к разнообразию. Более того, люди, наконец, прекратили верить во всю эту чепуху со свободой выбора.
Финкл: Эй, что значит чепуху?
ГБшник: Да, я знаю, что ты верен этим демократическим либеральным идеалам и за одну лекцию мне тебя не переубедить. Я могу процитировать тебе Антуана Де Сент-Экзюпери, хочешь?
Финкл не успел и ухом пошевелить, как ГБшник принялся цитировать:
- <<Я не вижу, в чем противоречит принуждение свободе. Чем больше проторил я дорог, тем свободнее ты в выборе. Хотя каждая из дорог - принуждение, потому что я оградил ее дорожными столбами. И что ты имеешь в виду, говоря "свобода" и не видя перед собой ни одной дороги? Или ты называешь свободой блуждание наугад в пустоте? Поверь, принуждение новой дороги увеличит твою свободу. Без пианино, гитары сможешь ли ты свободно отдаться музыке? Твоей статуе необходимы уши и нос, вот тогда ты свободно ищешь улыбку. Запреты, ограничения, правила шлифуют, оттачивают культуру, благодаря им так утонченно изысканны ее плоды. За толстыми стенами моего замка душевная жизнь богаче, чем у подонков на пустыре. Добровольные и недобровольные обязательства - вот отличие свободы от принуждения, с любовью или без любви, но мы обязаны поклониться королю. Желающий подняться повыше или собрать духовное сокровище согласен на принуждения. Ты следуешь обряду, он стеснил тебя и устремил вверх. Глядя со стороны, как самозабвенно играют другие дети, огорченный ребенок требует, чтобы и его научили правилам игры, он тоже хочет играть, а значит, жить. Грустно тому, кого не зовет в храм вечерний благовест. Поет рожок, но не для тебя побудка, а твой счастливый приятель кричит: "Слышишь, меня зовут!" Глухое раздражение и скука - спутники тех, для кого нет ни благовеста, ни пения рожка. Они свободны, они вне жизни.>>
- Нет! - только и выкрикнул раздражённо Финкл.
- Что - нет? Чем больше человечество продвигалось по пути технологий, тем более оно сковывало собственную свободу.
- Неправда! Человек всегда мог выбрать! Всегда мог послать все эти технологии к чертям и уехать в Сибирь.
- И лишился бы технологий. Однако 95% людей всегда выбирали технологии, а не свободу. 95% всегда выбирали ещё больше ограничений, чтоб жить проще и счастливее. 95% поддаются на пропаганду на все 100%! Они практически добровольно идут на то, что навязывают себе цели и идеалы общества. Они с удовольствием смотрят голливудские фильмы, и глазеют на рекламу, хотя вполне себе в курсе, для чего их делают - для навязывания, для сужения свободы. Люди, стремившиеся к свободе всегда порицались обществом - волюнтаристы, анархисты, панки, луддиты, openSource... да весь этот сброд! Со временем, наконец, были выработаны институты организованного протеста, чтоб люди могли протестовать, но не расширять свою свободу, ведь свобода пугает. Ты думаешь, почему монополизация рынка происходит всегда и никто не может её остановить? Именно поэтому. Покупатели выбирают то, что работает лучше, им плевать на то, что своим выбором они выкидывают за борт остальных конкурентов монополиста, они рады, что отныне у них не будет выбора, у кого покупать.
Им нужна не свобода. Им нужен ассортимент.
Финкл: 95%? Но кто будет двигать науку, искусство?
ГБшник: Искусство? Не смеши меня, что это? Кому это нужно? Это идиотская игра "тех-кто-в-теме"? Искусство должно быть массовым, поэт должен служить народу, иначе какой в нём вообще смысл? Зачем писать стихи, если их никто не прочтёт - ведь это то же самое, что и не писать стихи вовсе.
Финкл: Я не согласен, но...
ГБшник: У тебя нет аргументов. Ты просто "несогласен", это твоё убеждение, но сменить его ты не в силах в силу косности мышления.
Финкл: Хорошо, я не про то. Науку. Кто будет двигать науку.
ГБшник: Ты думаешь, те 95%, о которых я говорил, это обладатели не самого высокого интеллекта? Нет, я говорил о других 95%. Я говорил о 95%, которые предпочитают комфорт, уют и традиции свободе и так называемой "духовности", которая берётся только от того, что у несчастных людей, занятых тем, что они ненавидят, должна быть какая-то отдушина. Если же люди делают то, что им нравится, они не критикуют правительство и не отрицают общественные нормы. Они играются, и они счастливы.
Науку двигают те, кто входит в 95%.
А вообще - это я говорил терминологией вашего века. Сейчас это не 95%, это, считай, 100%. Им даже некогда это осознавать.
Более того, учёные недавно выявили забавный факт. Что люди сейчас не осознают себя. То есть... не задаются вопросом "что есть я?", "зачем я?", и прочими, то есть такой отвратительный продукт дефектной логики как философия отжил себя. И... знаешь, люди стали несколько странными, ты это наверняка замечаешь, как и я. Они смотрят отстранённо, взгляд их пуст. Католики сказали бы, что у этих людей нет души, как славно, что религия вымерла. А я... Я скажу, что у людей нет сознания. Они действуют как муравьи - на благо муравейника, по определённым алгоритмам, и никогда от них не отступают.
Финкл: Но как же вы? Вы не кажетесь отстранённым.
ГБшник: У любой системы случаются внештатные ситуации. Например, муравейник может разрушить озорной мальчишка. Мы продвинутее муравейника тем, что мы оставляем некоторое количество детей не в виртуальной реальности, а в реальной. Мы читаем книги, размышляем о жизни, и потому мы обладаем сознанием. Это позволяет нам поддерживать жизнь человечества так, чтоб большинство людей было счастливо. Увы, за это мы платимся тем, что несчастливы сами. Мы ненавидим свою работу, терпеть не можем рутину и не можем найти хобби. Но мы понимаем, что из-за одной своей скуки нельзя разрушать уклад жизни миллиардов.
Собственно, к чему я веду. Твой предыдущий товарищ был нами непредусмотрительно пущен в коллектив. Он натворил делов, отвлёк людей от их игр и заставил их осознать себя. Они устроили целый бунт. Знаешь, я не хотел бы, чтоб с тобой повторилось то же самое. Потому я предлагаю тебе работу в органах.
Финкл: У меня есть выбор? Я могу отказаться.
ГБшник: Конечно.
Финкл: Я... Я не могу, я не поддерживаю. - Красная лампочка загорелась. - Я считаю, что свобода человека - это его неотъемлемое право. Без свободы нет творчества, нет искусства, люди ограничены, всё есть лишь симулякры того, что...
Его голос прервал луч красного света из лампочки, поразивший его точно в глаз. Финкл свалился замертво. Красная лампочка погасла.
ГБшник посмотрел на дисплей какого-то своего устройства. Там висел вопрос:
"Результат?".
ГБшник мысленно выбрал "Нет", что не замедлило отправиться к его начальству.
"Я и не думал, что будет иначе" - подумал ГБшник.