Аннотация: Угольная промышленность Северного Сахалина в годы Великой Отечественной войны
ї3Вгоды суровых испытаний
22 июня 1941 г. без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Как и все сахалинские труженики, коллективы угледобывающих предприятий восприняли весть о начале войны с германским фашизмом как задачу сделать всё для победы над ненавистным врагом. Ведь под землей тоже был своего рода фронт. Здесь раздавались взрывы зарядов, звучала пулеметная очередь отбойных молотков...
В грозные тяжелые дни шахтеры Сахалина удвоили трудовые усилия. Уже 24 июня 1941 г. коллектив шахты "Агнево" выполнил суточное задание по добыче угля на 111,7 процента и по подготовительным работам - на 300 процентов. Высокой производительности добились забойщики Мингулов и Гайнуддинов, откатчик Никифоров и многие другие, давшие от полутора до двух норм в смену.
Потеря в начале войны Донбасса, в мирное время дававшего 60,5 процента всего угля, крайне осложнило положение СССР. Газета "Правда" писала: "Во время войны уголь - не просто топливо. Это танки, это самолеты, это оружие, это снаряды. Производство вооружения и боеприпасов лишь завершается на сборочных конвейерах военных заводов, а начинается оно в угольных лавах, в забоях шахт". Таким образом, уголь был нужен стране, как воздух, и от подъема угольного производства в восточных районах страны напрямую зависело развитие всей военной экономики. В результате удельный вес угольной промышленности в капиталовложениях промышленных наркоматов существенно возрос. Так, в 1940 г. он составлял 5,5%, в 1943 - 7,1%, в 1944 г. - 9,1 процента. В результате в годы войны в северных и восточных районах СССР было построено и введено в эксплуатацию 180 угледобывающих предприятий с суммарной производственной мощностью 37,3 млн. т. Уже в 1942 г. восточные районы страны поставили 82 процента всего угля.
С началом войны роль островной угольной промышленности в экономике Дальневосточного края значительно возросла. В годы войны сахалинский уголь широко использовался на предприятиях не только области, но и всего Дальнего Востока, в частности железнодорожным и морским транспортом. Им заправлялись корабли, уходившие в дальние рейсы - на Камчатку, Чукотку и в США.
План добычи угля в 1941 г. был выполнен трестом на 119,2 процента в основном за счёт того, что все работы на непроизводственных участках в условиях военного времени были остановлены. При этом был значительно снижен расход основных материалов против утвержденных норм; на всех шахтах, кроме "Мгачи" было улучшено качество угля, снижена зольность против установленного стандарта.
О том, насколько улучшили свою работу угольщики после начала войны, говорит тот факт, что если в январе - июне 1941 г. среднесуточная добыча по тресту составляла 1714 тонн, то в июле - ноябре -1910 тонн (причём при наличии рабочих лишь 91,5 процента к плану).
Производительность труда рабочего забоя составила 160,3 процента, а в среднем на трудящегося - 136,8 процентов. Себестоимость угля была снижена на 21,5 процентов против плановой.
Однако план транспортировки угля на береговые склады треста в 1941 г. был выполнен на 62,2 процента (393340 тонн). Транспортировка угля на берег в 1942 г. составила 267381 тонну, в 1943 г. из намечавшихся к транспортировке 610000 тонн угля фактически было вывезено 285295 тонн. В 1944 г. вместо запланированных к транспортировке 427 тысяч тонн на угольные склады было доставлено лишь 346310 тонн угля. Одна из причин крылись в крайне малом количестве перевозочных средств. К 1942 г. трест располагал 10 паровозами и 151 вагоном. В 1943 г. в распоряжении треста имелось 13 паровозов и 117 вагонов. Но подвижной состав шахт находился в крайне изношенном состоянии: практически все паровозы требовали капитального ремонта, а присланные с материка вагоны оказались бракованными и подлежали ремонту. В июне 1944 года была сдана в эксплуатацию первая очередь железнодорожной узкоколейки Арково- Дербенское. Полное завершение строительства узкоколейки продолжалось во время ее эксплуатации. На участке узкоколейки от поселка Арково-Рудник и до пристани в поселке Арково-Берег производилась доставка угля со складов шахты "Арково". Поэтому нагрузка на узкоколейку на этом участке временами, когда приходили пароходы, была очень большая.
Основной причиной срыва транспортировки угля на береговые склады была неподача пароходов под нагрузку. Так, план отгрузки на пароходы в 1941 г. был выполнен на 52,5 процента (332 тысячи тонн). В результате транспортные склады были забиты углём. На 1 января 1942 г. на складах треста скопилось 493 тысячи тонн угля, в то время как максимальная ёмкость складов на 1 июля 1941 г. составила всего 470 тысяч тонн. Для отгрузки такого количества угля в навигацию 1942 г. потребовалось бы не менее 250 пароходов, получить которые в условиях военных действий не представлялось возможным. Надо отметить, что в навигацию 1942 г. при плане вывоза 800 тысяч тонн на пароходы было отгружено всего 255292 тонны угля и к 1943 г. на складах треста скопилось 651116 тонн угля. В 1943 г. на пароходы было отгружено 283660 тонн угля, а в 1944 г. - 317720 тонн. Почему же отсутствовали суда для вывоза с острова столь ценного в условиях войны твердого углеродистого топлива? Это было связано с действиями японских милитаристов. Они закрыли проливы, осматривали и задерживали советские суда, нарушая нормы международного права, обстреливали и топили советские корабли. С августа 1941 по август 1944 гг. было задержано 178 советских торговых транспортов с важнейшими стратегическими грузами. За 1941-1945 гг. 18 судов погибли от торпед японских субмарин.
Кроме отсутствия тоннажа, перевозке угля на материк мешали и погодные условия. Так, из 210 навигационных дней в 1943 г. в портопункте Агнево погрузка производилась всего 23 дня, в портопункте Октябрьский - 128 дней, в Макарьевском портопункте - 67, Арковском - 75, Мгачинском - 123 дня. Для перевозки угля со складов на пароходы трест располагал всего лишь 4 катерами и 7 кунгасами емкостью 295 тонн каждый.
Надо отметить, что в связи с призывом в армию грузчиков Александровского порта, на угольных портопунктах наблюдался значительный недостаток рабочей силы. К примеру, в 1944 г. штат грузчиков был укомплектован всего на 66 процентов, причём грузчиками работали в основном домохозяйки и 14-15 летние подростки, производительность труда которых была очень низкая, что, конечно же, сказалось на эффективности погрузочных работ.
В связи с невозможностью вывозки добытого угля было решено увеличить площади стационарных и береговых угольных складов. К концу 1941 г. были построены склады на шахте Мгачи с общей мощностью 80 тысяч тонн, на шахте Арково ёмкость склада была увеличена с 10 до 20 тысяч тонн, на шахте Макарьевская был оборудован угольный склад емкостью до 40 тысяч тонн. Склад шахты Октябрьская был расширен до 35 тысяч тонн, а на шахте Агнево - до 45 тысяч. В 1942 г. было решено расширить береговые угольные склады шахты Октябрьская до 35 тысяч тонн, а на шахте Мгачи переоборудовать под угольный склад футбольное поле.
Нельзя не отметить то обстоятельство, что почти все угли треста являлись самовозгорающимися и из-за несоблюдения правил их хранения (высота штабеля угля порой доходила до 20 метров при норме 10 метров) практически на всех шахтах имело место самовозгорание углей. Расходы же по тушению пожаров только в 1941 г. составили 261 тысячу рублей.
Из-за плохой отгрузки угля в 1942 г. произошло резкое снижение угледобычи. 1 июля 1942 г. была законсервирована шахта Агнево. На остальных шахтах были законсервированы отдельные участки, дававшие убыток в работе. Был произведён переход на прерывную рабочую неделю, а также сокращено количество добычных смен. Так, шахты Октябрьская, Мгачи и Арково перешли на 2-х сменный график работы, а шахты Макарьевская и Медвежка стали работать одну смену в сутки.
Надо сказать, что сокращение добычи имело для треста отрицательные последствия. В первую очередь трест резко сократил численность штата по эксплуатации. Большинство из освобожденных рабочих были призваны в армию. Однако в 1943 г. трест ощутил резкий недостаток рабочей силы по подготовительным и отгрузочным работам. Если на 1 января 1942 г. в тресте числилось 1147 рабочих, то в июле 1942 г. их количество сократилось до 442 человек, а в июле 1943 г. трест имел всего 328 рабочих. Причём освобождались от работы прежде всего поверхностные рабочие. Поэтому в период навигации руководство треста вынуждено было снимать рабочих с эксплуатации и направлять их на погрузочные работы.
Для пополнения выбывшей в годы войны рабочей силы, трест вербовал рабочих на материке. В 1941 г. было завербовано 529 человек, из них 35 процентов составляли женщины. Руководством треста был отмечен исключительно плохой набор рабочей силы. Двадцать процентов прибывших составили женщины, не имевшие никакой профессии, многие мужчины имели слабое здоровье и не могли быть использованы на подземных работах. Среди приехавших имелись даже инвалиды. Многие из завербованных отказывались идти в шахту, заявляя, что при вербовке им обещали предоставление работы по специальности ветфельдшеров, зоотехников, агрономов и пр. В результате в шахтах работало не более 35 процентов от прибывших.
В годы Великой Отечественной войны на шахтах "Сахалинугля" широко использовался женский труд. Отметим, что в мирное время в тресте работало не более 200 женщин, а на подземных работах женский труд практически отсутствовал. В июле-августе 1941 г. на работу в шахтах было привлечено 185 женщин, членов семей шахтёров. Многие женщины сперва работали на поверхности, потом наиболее смелые стали спускаться в лавы. Так, на шахте Мгачи девушки Максимцева, Тимирпалеева, Рафикова и др. лопатами бросали уголь на конвейер, перевыполняя сменные нормы в 1,5-2 раза. К 1943 г. на шахтах "Сахалинугля" работало уже 740 женщин или 40,5 процентов от среднесписочного состава работающих, причём на подземных работах трудилось 109 женщин или 24 процента от общего числа подземных рабочих. Многие женщины не только выполняли, но и перевыполняли план. Навалоотбойщицы шахты "Мгачи" Патутина, М. Крюкова систематически выполняли нормы на 130-150 процентов, не отставали от них и арковские навалоотбойщицы Цимбалист и Казакович. Навальщицы Батурина, Щербакова, Батракова выполняли 140 процентов нормы. С гордостью отзывались кадровые горняки об отгребщицах шахты "Октябрьской" - Соколовой, Вафиной, Крупеня, которые выполняли нормы на 150 процентов.
Одной из этих женщин была Н.К. Хлебородова. Свою сахалинскую "карьеру" она начала в поселке Октябрьском. Вместе с мужем пошла трудиться на шахту. Неустроенный быт - бараки с ситцевыми занавесками, общая кухня, тяжелая работа - все это не смогло сломить молодых. Вскоре чета Хлебородовых переселились в Арково. После начала войны мужа забрали в армию, а через несколько месяцев Наталье пришла "похоронка"... Но не опустились руки у женщины, продолжила она свой нелегкий шахтерский труд.
Проходчик - так называлась профессия Натальи Кузьминичны. До сих пор проходка горных выработок считается одной из самых тяжелых работ, а что уж говорить о тех временах... Арковская бригада Валентины Казакович, в состав которой входила Хлебородова, гремела на весь район своими успехами. Кто бы знал, что скрывалось за ними. Рубили уголь по колено в воде, техники никакой, всё вручную, даже спецовки не давали - роскошь во время войны. Рабочий день в забое длился по 12-14 часов в сутки. Но никто не жаловался.
Стоит особо подчеркнуть, что после начала войны резко сократилось число нарушений труддисциплины. Так, если в 1941 г. на шахтах треста было зарегистрировано 430 прогулов, то в 1944 г. лишь 77.
Количество аварий, с 68-ми в 1941 г., в 1942 г. уменьшилось до 25-ти. Снизилось и количество несчастных случаев. Так, в 1941 г. на шахтах треста произошло 532 несчастных случая, а в 1943 г. - 204. Причиной тому послужило резкое снижение угледобычи. Однако через некоторое время, не взирая на продолжающееся сокращение угледобычи, общее число аварий и производственных травм на шахтах треста возросло. Так, в 1943 г. в тресте произошло 95 аварий, а в 1944 г. - 258 несчастных случаев. Столь резкий рост аварийности и травматизма объясняется тем, что многие квалифицированные рабочие были призваны в армию, а на их место пришли малоквалифицированные и неквалифицированные работники, плохо знакомые с правилами техники безопасности. На шахтах Мгачи и Октябрьская имелись грубые нарушения газового режима. Были зарегистрированы массовые случаи курения в шахте. Лампы "Вольф",* с которыми работали горняки, имели только по одной (в большинстве случаев неисправной) предохранительной сетке, что не отвечало даже минимальным требованиям техники безопасности.
О том, в каких трудных условиях работали горняки, рассказал на XIV пленуме обкома ВКП(б) 6 июня 1944 г. директор Октябрьской шахты Малючков: "Мы имеем запас крепежного леса только на одни сутки. Лесной отдел укомплектован на 48 процентов, лошадей имеем 60 процентов от потребности. В шахте сыро, забойщики лежат в воде, спецовкой обеспечены только наполовину. С питанием очень плохо, с 1 числа ввиду истощения не выходят на работу 12 забойщиков. Я вынужден отдать приказ об ограничении рабочего дня 10-ю часами. Рабочей силой на шахте обеспечены на 79 процентов".
Одной из основных задач, поставленных войной была строжайшая экономия во всем. Шахтеры Сахалина неуклонно следовали этому принципу. Так, на шахте Октябрьская в первом полугодии 1943 г. за счет повторного использования леса на каждую 1000 тонн добычи было сэкономлено 11,6 кубометра рудостойки. Более широкое внедрение отбойных молотков, дополнительный ввод в работу ранее неиспользованных врубовых машин дали возможность в целом по тресту на 50% сократить расход взрывчатых материалов. Ранее отработанные масла не использовались. В годы войны на каждой шахте имелись перегонные аппараты, которые дали возможность по несколько раз использовать отработанные масла.
В 1944 г. после ликвидации на острове японской угольной концессии, разрабатывавшиеся японцами рудники были переданы на баланс треста "Сахалинуголь". В целях оказания помощи тресту в освоении принятых от концессионера шахт пленум обкома ВКП(б) своим постановлением обязал обком ВЛКСМ взять шефство над шахтой N 6 рудника Дуэ и направить на постоянную работу на эту шахту 60 комсомольцев.
Невзирая на сокращение численности рабочих кадров, отсутствие крепежных материалов, плохое снабжение и сложные условия работы труженики Сахалинугля перевыполняли плановые задания. Так, годовой план 1942 г. был выполнен на 117,5 процента, план 1943 г. - на 106,7 процента, план 1944 г. - на 110,3 процента. Таким образом, в течение почти всех 4-х военных лет работники угольной промышленности досрочно выполняли план угледобычи, давая десятки тысяч тонн угля сверх плана.
Советское правительство сумело по достоинству оценить героический труд сахалинских шахтёров. 21 апреля 1942 г. 11 горняков Сахалина были награждены правительственными наградами, четверо - орденами, семь - медалями. В их числе ордена Ленина были вручены забойщику шахты "Арково" Ф.Т. Рожненко и бригадиру навалоотбойщиков шахты "Мгачи" М.Т. Щербаку, орден Трудового Красного Знамени - начальнику этой шахты Л.Д. Мизину, Орден "Знак Почёта" вручён управляющему трестом "Сахалинуголь" Ю.А. Панкратову. Семь горняков были награждены медалями "За трудовую доблесть" и "Трудовое отличие".
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны угольная промышленность Сахалина переживала один из самых сложных этапов своей истории. Призыв шахтеров в действующую армию мог бы подорвать работу сахалинских шахт, однако места мужей в забоях заняли их жены и сыновья, которые, не взирая на ухудшение условий труда, ежегодно перевыполняли плановые задания. К сожалению, приходится констатировать, что огромный энтузиазм и трудовое горение людей в годы войны до конца не были востребованы, ибо из-за отсутствия морского тоннажа сотни тысяч тонн угля оставались на береговых складах.