Аннотация: Добрые комментарии к рассказам, принятым на конкурс Cosa Nostra.
Впечатлившись благожелательным обзором Алекса Гарридо, я коренным образом пересмотрела свои представления о комментировании текстов. Я тоже хочу быть доброй! То есть не столько быть, сколько побыть. Немножко. Для разнообразия. К тому же многолетний, не побоюсь этого слова, опыт жюрения показал, что хвалить намного труднее, чем ругать. А доброе слово и ежу приятно. К тому же, хотя всем известно, что для нормальной творческой самооценки автору необходимы похвалы и критика в пропорции 4:1, на самом деле чаще бывает наоборот. Однако я считаю, что автор должен знать свои сильные стороны точно так же, как и слабые, потому что невозможно объять необъятное, и каждый из нас рано или поздно вырабатывает собственный конёк? на котором порой можно с большим успехов выехать, и оттачивать который - сущее удовольствие.
Поэтому объявляю запись на положительные комментарии. Касается это всех участников конкурса Cosa Nostra - как прошедших в основную номинацию, так и отвергнутых на отборочном этапе. Подчёркиваю: я не буду льстить, захваливать и обливать елеем. Я буду хвалить. В любом тексте при желании можно найти, за что - точно так же как верно и обратное. Но ругать вас на этом конкурсе буду не я.
У меня нет возможности перебирать все рассказы, поэтому хвалить я буду по заявке. Заявку оставлять здесь, с указанием, приняли ваш рассказ на КН или нет. Отзывы будут добавляться в этот файл.
Объективности, как обычно, не обещаю. Хотя здесь перманентное ИМХО вряд ли будет уместно, верно? ;)
В этом файле будут размещаться добрые комментарии к рассказам, принятым на конкурс Cosa Nostra. Добрые комментарии к не принятым рассказам лежат здесь.
Если вы обнаружили в этом файле рассказ, не принятый на конкурс - пожалуйста, сообщите в комментариях.
Что мне понравилось:
В рассказе очень хорошая, интересная, вполне оригинальная идея. Очень приятный, мягкий, тёплый тон изложения. Мысль относительно слепоты портрета просто потрясающая: не могу припомнить, чтобы в описаниях одушевлённых произведений искусства рассматривались особенности их восприятия. Хороши также склоки среди остальных портретов, хотя отсюда и повеяло Булгаковым - впрочем, это просто литературный приём, здесь использованный вполне удачно.
Сильная сторона этого текста: оригинальность в сочетании с человечностью - это огромная редкость. Обычно оригинальные текст гораздо более холодны.
Я знаю, Алекс не любит, когда его хвалят за стиль. Я и не буду - мне этот стиль не нравится, переслащено, как на мой вкус. Не буду хвалить и за оригинальность: на мой взгляд, нет ничего супер-новаторского в том, чтобы вывернуть наизнанку феодальный патриархат, заменить пастушку на пастуха и принца на принцессу, назвать коров "буу", а куриную слепоту - "мурму". Но вот чего не отнять - так это абсолютной гармонии формы и содержания. Текст очень романтичный, но это как бы изломанная, искажённая романтичность, если присмотреться внимательно - то надрывная и нервная. Небанальная. И совершенно иная. Мне лично - чуждая, я себе иначе романтику представляю. Но это в данном случае не важно, потому что передаётся этот, не побоюсь этого слова, авторский романтизм через опять же авторские стилистические и атмосферные построения. Гарридо уже в который раз создаёт абсолютно самобытный мир, при этом ничем не отличающийся от нашего - и люди в нём такие же, как мы, только смотрит на них Алекс всегда с ракурса, для нас не то чтобы нового, но непривычного. Как будто сквозь искажающее цветное стелко. Мне неуютно в таком ракурсе, но я не могу отрицать его чёткости, как и своеобразной красоты, которая с него открывается.
Сильная сторона этого текста: упомянутая гармония, удивительный баланс "что" и "как".
Просто безумно понравилась "игра с огнём". Я вообще очень люблю обыгрывания устоявшихся идиом и даже штампов - когда целый текст посвящён раскрытию всех граней смысла одной-единственной, уже почти безликой из-за частого потребления фразы. И автор вытягивает из этой фразы едва ли не всё, что только можно. Во всяком случае для текста такого размера. Правда, пока я читала, у меня оставалось стойкое ощущение, что это всё опять метафоры, метафоры... И что в данном случае "игра с огнём" - банальная гомосексуальная любовь (всё ещё запрещённая у нас моралью, как известно, так что всё сходится...) И даже бесполость сорвейн ничего не меняет - ведь и автор, и герои называют его в мужском роде, соответственно он и воспринимается. Если я права - это очень удачная. хотя и бесхитростная история о гомосексуализме как проблеме не человека, а общества, неспособного такого человека принять.
Запомнился момент: "Я хочу, чтобы он признал меня равным себе. То есть - прекраснейшим". Много хочет... Прекраснейшее - единственно в своём роде, а равность предполагает одинаковость.
Сильная сторона этого текста: умение выжать многое из малого.
Великолепный антураж. Выписанный чётко, плавно, тщательно, с прекрасным вкусом. Форма подачи Ледяной Рощи как антуражного пласта: непрямым текстом. как бы между строк, почт полностью в диалогах - но так. что при этом место оживает перед мысленным взглядом читателя. При этом сам этот мир остаётся призрачным, проходит тенью, не напрягает, не вызывает к себе излишнего читательского внимания, которое, в общем-то, всё же не должно переключаться с содержания на форму. А форма прекрасная: в общем-то обычная история как бы матрёшкой спрятана в разговоре братьев, в бытовой сценке. предшествовавшей появлению в рассказе Гая. Текст написан исключительно профессионально.
Сильная сторона этого текста: оптимальная (и по количеству, и по качеству) детализация, оживляющая мир.
Это вещь, которую безумно интересно читать. Это вещь, над которой хочется думать. Хочется понять, верит ли автор своему герою, или же беззлобно и грустно насмехается над ним - и заодно над шмыгающими носами читателями (есть такие? думаю, есть). Это рассказ о Любви С Большой Буквы, способной видеть главное сердцем - той. о которой писал Сент-Экзюпери... или, может быть, про влюблённость в собственную влюблённость, подростковую, отчаянную, не имеющую никакого отношения к своему объекту. Смотря с какой стороны посмотреть - и как настроени читатель. Кроме того, здесь не одна лав стори, а целых три: к звёздной царице, к Икси, к жене (ага, и это есть - прочувствовалось), и все три такие разные. То, что начиналось как захватывающий фантатсический детектив, перешло в грустную сказку о поиске совершенства... И что будет дальше с героем, бросившем семью, разбившим сердце другой женщины... и - ради чего бросившем и забывшем? Знает ли это сам автор? Человек, воспринимающий умом, поймёт так, человек, воспринимающий сердцем - этак, и каждый будет прав. Автору удалось написать, по сути, универсальную вещь, в которой и романтики, и скептики найдут для себя нечто интересное. И даже не знаю, к какой из категорий читателей в данном случае отношусь я... Но мне очень понравилось - на самом деле.
Да, и кроме всего прочего - вещь просто отлично сделана. Будь дело на Грелке, я (по ряду признаков) была бы процентов на 70 уверена. что это Лукьяненко.
Сильная сторона этого текста: гибкое сочетание нескольких сюжетных и смысловых пластов.
Не столько даже сами истории (хотя первая, про Лабиринт, зацепила основательно), сколько форма их подачи. Они очень удачно вплетены в речь от первого лица, подвижную, живую, действительно очень похожую на "исповедь" клиента на приёме у психолога (говорю со знанием дела :), и - в историю героя. По сути, историй здесь две: история "чужого", иносказательно передаваемая через притчи-легенды, и главного героя, и эти история разные, хоть и похожи - их трагедия в том, что, при всём своём сходстве. они пересекаются лишь затем, чтобы понять и сострадать друг другу. но не скрасить одиночество. Красивая и горькая идея - не приторная, что большой плюс. Кроме того, опять же, любимый мною приём - обыгрывание рассказом смысла одной-единственной известной фразы.
Сильная сторона этого текста: эмоционально глубокая идея, столь же эмоциональное (но без надрыва) содержание.
Всё. Почти всё. Диалоги - блеск, баталия - великолепна по зримости и ёмкости, антураж - превосходный и ненапряжно поданный быт, а главное - поведение героев. Очень здорово показано, что это действительно бывшие бандиты с большой дороги - но при этом вроде бы и вправду пытающиеся жить обычной жизнью, хотя прежние замашки нисколько их самих не смущают. Вообще поразительная неспособность героев задумываться о своих действиях, рефлекторность этих действий - и при этом их естественность, достоверность. Мои искренние аплодисменты! В то же время - умение чётко расставлять акценты. создавтаь ударные, сильные сцены, не просто красивые, но и значимые в сюжете - как эпизод с прорастающей из тел травой. Кстати, интересно, фетча - персонаж из реальной мифологии или авторская придумка? Если второе - то дополнительные респекты. Читалось с большим удовольствием. Наравне с "Чужой зимой" этот рассказ теперь - в моих фаворитах.
Сильная сторона этого текста: умение расставлять акценты. создавать ударные сцены.