"Ваш бог совершил две ошибки, - сказало оно. - Первую - когда решил создать мир. В тот миг он перестал быть всемогущим. А вторую он совершил, когда солгал своим созданиям."
"Он солгал?!" - вскричал айнур.
"Разве не понял ты, что бог солгал, приняв имя Единого?"
Отшатнулся айнур.
"Почему?!"
"Потому что ты мыслишь. А следовательно, ты - существуешь. Ваш бог перестал быть Единым, создав мыслящих существ".
Глубоко задумался айнур.
Локхард Драко
"Восход черного солнца".
Эта статья только предварительное исследование, поиск общих точек. Сам не являясь специалистом в области текстов Торы, я могу использовать в своей работе только анализ этих текстов людьми, которые действительно разбираются в данном вопросе. Несколько дней назад я обнаружил на СИ как раз такой анализ.
Анализируя тексты Торы Рина Светлова отмечает, что бог выступает в этих текстах под разными именами и каждое из этих имен означает то качество, в котором бог выступает в данном эпизоде, например, бог осознавший себя или бог творец:
Каждое новое имя - это очередная трансформация Всевышнего, и это новая реальность в мире. В результате миротворчества создается множество всевозможных реальностей. А ведь мы с вами знаем из этого множества всего одну - трехмерную пространственную реальность с однонаправленным текущим временем. Поэтому и разговор о различных реальностях будет продолжаться на протяжении всего рассказа о творении мира.
Проведя анализ этих имен с точки зрения шкалы аффинити, я обнаружил достаточно хорошее совпадение и в последовательности и по смысловому содержанию. Исходя из этого, я могу сделать предположение, что в Торе в именах бога была, кроме всего прочего, зашифрована последовательность шаг за шагом при самосовершенствовании, начиная от имени бога с большим номером. Возникает вопрос о трактовке еще четырех имен и о том, как они лягут в данную схему.
В своей работе "Циклическая теория эмоций" я показываю, что исследования психологов, и древние мистические практики имеют много общего. Любая методика самосовершенствования, будь то тантра, каббала, какое-либо из направлений йоги, саентлогия, психоанализ Фрейда, психосинтез Асаджоли или глубинный психоанализ Юнга, проводит человека через ряд состояний сознания. Какие бы методики не использовались, они имеют дело с одним и тем же объектом - сознанием разумных существ. Эти и другие методики используют различную терминологию, различную философию, имеют собственные предрассудки и различным образом трактуют происходящее, что сильно затрудняет взаимопонимание. Кроме этого, все эти методики имеют различную эффективность для различных уровней. Методики, используемые психологами, более эффективно работают с нижними уровнями сознания, а методики тантры, йоги и каббалы обращаются, прежде всего, к верхним уровням сознания.
На базе работ целого ряда исследователей, я показал, что многие процессы в сознании человека имеют циклический характер. Так, например, при работе с сознанием, человек циклически проходит через состояния, которые условно могут быть названы состояниями существования, это цикл быть - иметь - делать - создавать - быть. Пройдя через эту последовательность состояний, человек получает принципиально иную бытийность, иное восприятие окружающего его мира, иное восприятие своего собственного "Я", иные интересы и иное положение в социуме. Так, что выше, говоря "уровень", я имел в виду уровень бытийности, уровень мировосприятия
Работа "Циклическая теория эмоций" посвящена связям между эмоциями человека и рядом спиралевидных последовательностей внутри самого цикла бытийности. Вопросы законов чередования уровней бытийности, вопросы изменения мотивации человека при его подъеме по уровням бытийности, выходят за рамки работы "Циклическая теория эмоций" и предполагается, что будут подробно освещены в другой работе. Тем не менее, для этой области так же характерны выраженные циклические зависимости. Здесь я привожу отрывок ранее написанного текста.
В самой середине шкалы расположена особая точка. Выше этой точки расположены состояния сознания соответствующие осознанию существом себя и формированию ядра личности, а ниже этой точки начинается активная экспансия существа во внешний мир, его внимание переключается на внешнюю реальность. По сути, именно с нее начинается формирование отношений между человеком и окружающим миром. В этом состоянии сознания человек относится к окружающей действительностью так, как будто вся она полностью и безоговорочно подчинена ему. В его субъективной реальности просто нет места для того, чтобы представить себе, что внешний мир может не подчиняться его желаниям. Осмысливая это состояние, человек, который в него попадает, очень часто приходят к выводу, что он и есть бог. Очень многое зависит от философских и религиозных убеждений человека. Для примера привожу одно из многочисленных описаний осознаний, связанных с этим состоянием. Это цитата из книги Ошо "Вигьяна бхайрава тантра: Книга тайн":
Суфийский мистик Мансур был убит только из-за переживаний, связанных с третьим глазом. Когда он впервые осознал это внутрен-нее пространство, он стал кричать: "Я - Бог!" В Индии ему бы покло-нялись, потому что Индия знала очень многих, кто пришел к познанию внутреннего пространства в третьем глазе. Но в мусуль-манской стране понять его было трудно. Поэтому утверждение Мансура: "Я есть Бог - Анал хак!" было воспринято как нечто антирелигиозное, поскольку мусульмане не могут представить себе, что человек и Бог могут стать единым. Человек есть человек - он создан - и создателем является Бог, так как же созданное становится создателем? Так что утверждение Мансура о том, что он Бог, не могло быть понято - он был убит. Но когда его убивали, он смеялся. И кто-то спросил: "Почему ты смеешься, Мансур?"
Говорят, что Мансур сказал: "Я смеюсь, потому что вы не убива-ете меня, вы не можете убить меня. Вы обмануты этим телом, но я не являюсь этим телом. Я - создатель этой вселенной и именно мой палец приводит в движение всю эту вселенную с самого начала".
Я не собираюсь обсуждать здесь вопрос о том, действительно в этом состоянии человек является богом или ему это только так кажется. Просто существует состояние сознания, в котором человек абсолютно уверен в том, что его любое желание исполнится. Хаббард называл это состояние "Полная безмятежность" или "тон 40" и приписывал ему практически магические свойства. Так, он считал, что если человек вызовет у себя это состояние, то любое его желание исполнится в действительности. Если вы помните фильм по сценарию братьев Стругатских "Чародеи", там есть сцена, в которой главного героя, которого играет Абдулов, учат ходить сквозь стены. В инструкциях, которые ему дают, очень точно описывается "тон 40".
В лексиконе саентологов есть выражение: "тон 40 и вперед!" И если вдруг действие заканчивается неудачей, считается, что "тон 40" не был достигнут, что человек в чем-то сомневался, в чем-то не был уверен или у него были осознанные или неосознанные противоположные желания. Подобные утверждения проверить очень трудно. Кто может утверждать, что ему известны его неосознанные желания? И кто может утверждать, что у него был тон 40, а действие все равно закончилось неудачей? Тем более что, хотя саентологии тренируют способность к "тону 40", и, несомненно, их способность испытывать уверенность значительно возрастает, в абсолютном большинстве случаев достигаемое ими состояние лишь слабое отражение действительного "тона 40".
Непосредственно ниже "тона 40" лежит область, которую Хаббард назвал "динамикой бога" или "динамикой бесконечности". Используются оба названия, а так же название по ее номеру в списке Хаббарда - "восьмая динамика". Слово динамика в данном случае используется в значении "движущая сила", то есть, по сути, в значении основа мотивации. Мне встречались статьи западных психологов, в которых это слово тоже использовалось подобным образом.
По моему убеждению, область ниже "тона 40", достаточно точное отображение цикла, описанного в моей статье. Отличие этой области в мотивации человека на полное и безоговорочное подчинение его желаниям всего, что находится вокруг него. Следует лишь отметить, что у человека в таком состоянии нет злых намерений. Хаббард пишет, что человек в высоком тоне хороший, добрый. Это не совсем точно. Человек в этом тоне именно "не злой", но добрым его называть не вполне корректно. Он не совершает зла намеренно, но может наделать много бед, просто стремясь к своим целям и не замечая никаких препятствий. В этом состоянии сознания мотивация может строиться либо на признании, либо на отрицании, реальности окружающего мира.
Когда человек терпит поражение, в деле такого обращения с окружающим миром, он приходит к заключению, что реальность состоит из двух типов объектов, тех, которые ему подчиняются и тех, которые ему не подчиняются. Те, которые подчиняются, он считает рациональными, разумными, понятными. А те объекты, которые не подчиняются, он считает не рациональными, неразумными, непонятными, хаосом, злом, темной стороной силы.
Этот список можно долго продолжать, потому, что разбиение всей реальности на две группы, можно производить по разным критериям, но любой из них будет сводиться к одной двухмерной схеме, на которой одой из координат будет признание или отрицание реальности, а на другой рациональность или нерациональность.
Хаббард назвал эту область "динамикой разума" или "седьмой динамикой". Но при этом следует понимать, что концепция разума и рациональности может возникнуть только тогда, когда есть нечто, что разумным и рациональным не является.
По этому поводу можно привести цитату из трактата "Дао дэ цзин", в котором Лао-Цзы объясняет сущность дао:
"Когда все в поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое определяются, звуки приходят в гармонию".
Мотивация по отношению к внешнему миру в этом состоянии сознания может строиться четырьмя способами, по критериям рациональности и реальности. Вначале человек выбирает мотивацию по критерию реально и рационально и только если такое сочетание себя не оправдывает, выбирает другие варианты.
Когда человек терпит поражение по седьмой динамике, он включает в число принимаемых во внимание критериев стабильность и нестабильность. И таким образом получается трехмерная система мотивации. И область того, что реально, и область того, что не реально, делится еще на четыре части. Эти части таковы: рационально и стабильно, рационально и нестабильно, нерационально и стабильно, нерационально и нестабильно.
Хаббард эту область назвал "динамикой материальной вселенной". В этом есть смысл, поскольку можно ассоциировать четыре части мотивации с четырьмя составляющими материального мира, пространством, временем, материей и энергией. Пространство и время нерациональны и непонятны, изменить их нельзя. А материя и энергия поддаются управлению и представляются рациональными. Пространство и материя стабильны, а время и энергия изменчивы. Речь идет только о концептуальном понимании различий между этими компонентами, об их первичном восприятии, а не о детальном анализе.
После поражения по шестой динамике, человек вводит в систему мотивации еще один критерий - организованные и не организованные. Таким образом, система мотивации по отношению к внешнему миру становится четырехмерной и всю эту систему можно условно разбить на шестнадцать частей. Эту область Хаббард назвал "динамикой жизни". Смысл такого названия в том, что живые объекты как раз и являются более организованными, стабильными и рациональными, то есть именно теми объектами, которым уделяется наибольшее внимание в этом состоянии.
Далее система еще усложняется. В четвертой динамике человек вводит еще одно ограничение в систему мотивации, ведь введение каждого из этих критериев это не только более глубокий анализ ситуации, но и еще одна степень ограничения свободы и сокращение области, в которой человек мотивирован действовать. На этом уровне человек начинает разделять объекты на свои и чужие. Это уже пятимерная система мотивации.
Хаббард обозначил эту область как "динамику человечества". В данном случае человечество выступает как "свой вид жизни", это основное, но не единственное возможное направление в мотивации на этом уровне. Однако любая из возможных мотиваций на этом уровне будет столь же глобальна, как вопросы выживания всего человечества.
На этом уровне, вместе с концепцией свои - чужие, человек получает представление о борьбе противоположностей, об игровых ситуациях, о возможности выигрыша и проигрыша. Человек может вообще ничего не знать о работах Гегеля и диалектике, просто таково его восприятие мира. На этом уровне человек склонен всю окружающую его действительность рассматривать как большое игровое поле, на котором идет множество разнообразных глобальных и мелких игр. Утверждение "вся жизнь игра", на данном уровне не просто красивая фраза, а основа мировосприятия и мотивации, смысл жизни.
Если на четвертом уровне человек мотивирован на стратегические цели, то на третьем, его внимание направляется на тактические задачи, на то, как достичь желаемого. Человек начинает выделять в окружающей его реальности структуры объектов, отдельные потоки информации и связывает свои интересы с отдельными группами людей.
Хаббард назвал эту область "динамикой группы" и ассоциировал с этим состоянием любую группу людей, например, коллектив на работе. Такое понимание этого вопроса и привело его к созданию жесткой полувоенной организации, которую он часто называл третьей динамикой, но которая никак не связанна с состоянием сознания на этом уровне.
Люди, которые мотивированы на третьем уровне, создают группы по интересам, как свободные художники. Эти группы очень изменчивы и существуют только до тех пор, пока у людей есть общие интересы. Когда поставленные цели достигнуты, такие группы легко распадаются и так же легко создаются вновь, когда появляются новые интересы. На этом уровне жесткая дисциплина, навязанная сверху, существовать не может. Все что люди делают, они делают только по собственному убеждению и, если не согласны с другими членами группы, свободно уходят. Люди свободно высказывают свое мнение, и изменить его могут, получив информацию, которой у них раньше не было.
На втором уровне человек начинает выделять в структурах наиболее значимые места, ключевые точки, и стремятся их контролировать. В мотивации человека появляется критерий значимости объекта. В жизни человек обращает особое внимание на людей, которых он считает близкими - особо значимых для него людей. Это наиболее распространенное направление мотивации на этом уровне, но, как и на других уровнях, далеко не единственное. Контроль финансовых и энергетических потоков, это примеры альтернативной мотивации.
Эту область Хаббард назвал "динамикой семьи и секса". Это неполное описание данного уровня и, кроме того, не всякая семья и не всякий секс имеют отношение к этому уровню сознания. Для человека приобретают значение именно "близкие люди" и в их число совсем не обязательно входят люди, связанные близкими родственными отношениями. А, кроме того, близким может быть совершенно чужой, с точки зрения генетики и семейного права человек, который является другом и имеет статус члена семьи, явно или не явно.
Когда человек терпит поражение по второй динамике, у него остается только он сам, как личность, и лично для него значимые вещи. В этом состоянии человек может проявлять себя как незаурядная личность, совсем не обязательно приобретая при этом широкую известность. Особое значение для человека приобретают его личные убеждения и привычки, его взгляды на мир и на других людей и в этом его переубедить очень сложно.
Несмотря на то, что данная область была названа "первой динамикой", это далеко не самое низкое состояние сознания. Шкала продолжается гораздо ниже, и в каждом последующем состоянии, человек постепенно теряет определенные личностные свойства, постепенно растворяясь в окружающих его группах, формах жизни и материальной вселенной, начинает все больше считать себя маленьким винтиком в большом механизме.
В своей работе я рассматриваю уровни сознания человека, а не бога. Но можно рассмотреть и бога, как разумное существо, для которого действуют те же самые законы формирования сознания. В иудаизме и христианстве считается, что бог создал человека по своему образу и подобию, я рассматриваю подобие. Согласно представлениям, принятым в иудаизме, Моисей написал Пятикнижие, пользуясь божественными откровениями. Практика, которой, несомненно, пользовался Моисей, тоже была связанна с прохождением уровней сознания, с определенными уровнями мировосприятия, понимания себя и понимания, что такое бог. Была ли эта практика получена Моисеем от древнеегипетских жрецов или это наследие еще более древних иудейских культов, я не знаю.
В своей работе я стремился вывести общую логическую формулу, которая бы объединяла характеристики всех уровней сознания, описанных выше и тех, которые здесь не описаны.
В результате, для интересующего нас диапазона я получил следующую последовательность:
Самоопределенное существование
Отказ от самоопределеного существования
Самоопределенное создание
Отказ от самоопределеного создания
Самоопределенное действие
Отказ от самоопределеного действия
Самоопределеное значение
Отказ от самоопределеного значения
Отказ от иноопределенного значения
Иноопределенное значение
Отказ от иноопределенного действия
Иноопределенное действие
Отказ от иноопределенного создания
Иноопределенное создание
Отказ от иноопределенного существования
Иноопределенное существование
Расшифровку и описание источников, которыми я пользовался при составлении этой последовательности я здесь не привожу, по объему это будет отдельная большая статья.
Теперь сам анализ.
Первое имя Эхейх, в переводе означает - Я есть или Я существую. Нужно сказать, что по поводу первого имени нередко возникают всевозможные недоразумения. Почему одного из древнейших богов Земли, наделенного абсолютной властью, единого и всемогущего Творца, духовидцы ветхозаветной Иудеи называли "Тот, кто есть", "Сущий". Первейшим атрибутом безраздельно правящего Божества оказывается не творчество и не право карать или миловать собственное творение, не Любовь и не Справедливость, а категоричное утверждение Его Реальности, абсолютного Существования.
Это уровень, который я обозначил как самоопределенное существование.
Второе имя Всевышнего - Ях. В соответствии со вторым принципом самоорганизации Сущий определяет второй (!) признак, который, по сути, является противоположностью первому. Новое имя Ях - это новый акт миротворчества, а именно определение в мире двух начал: активного и пассивного. Если первый активный признак определяет "бытие", то второй, пассивный - "небытие". В реальном мире появляется понятие "небытия", но оно совсем не то "Небытие", в котором Сущий пребывал изначально. Новое "небытие" - это полное разрушение мира, превращение его в хаос и тьму, это обратная, некрасивая и страшная, сторона бытия.
Это отказ от самоопределенного существования, признание существования оппозиции.
Третье имя Всевышнего- Яхве или, как его ещё иногда произносят, Иегова (1). И третье имя - это тоже уникальный акт миротворчества, это порождение новой реальности, состоящей из двух начал (активной и пассивной). Она как бы вбирает в себя качества активного и пассивного начала, бытия и небытия одновременно.
Самоопределенное создание. То есть бог здесь выступает как творец.
В следующей реальности Всевышний может существовать тоже только в ином качестве, которое олицетворяет имя Эл - четвертое имя. Буква ламед, входящая в состав этого имени, показывает, что в новой реальности Он воплощается в действительность, только пожертвовав собой, отделив от себя часть, и создавая новый творческий принцип или женское начало
Отказ от самоопределенного создания. Состояние, в котором творение продолжается уже отчасти независимо от первоисточника, само по себе. Можно трактовать и как воплощение в уже созданную реальность.
Элоху - пятое имя Всевышнего
Отдельный анализ этого имени не приведен, но отчасти можно применить для его анализа комментарии к следующему имени. Первая буква - алеф представляет собой некую уравновешенную трёхуровневую сущность, которая сама по себе первична, едина, но обладает тремя внутренними подуровнями. Следующая буква ламед. Сущность буквы - мессия, жертва, милосердие. Это динамический цикл, отражающий способ нарушения внутреннего равновесия. Можно даже сказать, что основной принцип его динамики состоит в том, что невозможно нарушить равновесие, не принеся себя в жертву, т.е. ничего не давая, нельзя ничего получить. Хеи в языке - специфически женская буква. Она означает дыхание. Однако это не просто дыхание, а дыхание жизни, или сущность бытия.
У меня данный уровень называется самоопределенное действие. Равновесное состояние между тем, что существо дает окружающему миру и тем, что получает взамен.
Но и это еще не все. Окончательная форма, способная к дальнейшему миротворчеству, состоит в единстве множества Эла и Элохи т.е. Элохима - шестое имя Всевышнего.
К описанию, данному для прошлого имени, здесь добавляется еще одна буква:
Йод в качестве динамического цикла представляет собой полностью законченное творение, или, выражаясь современным языком, замкнутую, способную к самоорганизации систему, а в качестве символа - указующий перст. Последней буквой в имени является мем. Она отражает в себе сущность "бессмертия и смерти", по сути, неизменности. Динамический принцип заключается в том, что ничто никуда не исчезает, и чтобы родиться на одном уровне, надо умереть на другом. Можно сказать, что это всё тот же закон сохранения энергии, которая никуда не исчезает, а переходит из одного вида в другой. Символ её несёт в себе диалектическое единство понятий "смерть и бессмертие", отвечает за плодотворящие и губительные силы, и способность к перерождению.
И вот каким получился новый смысл слова Элохим: некая трёхуровневая сущность, принеся себя в жертву, вдыхает жизнь в новую "замкнутую" систему. Но следует сразу оговорить, что Элохим - это не просто сущность, это всеобщий принцип создания полностью законченных творений, способных создавать себе подобных, способных умирать и возрождаться, это план реализации мироздания, это принцип, устанавливающий закон и порядок в сотворённом мире.
У меня этот уровень обозначен как отказ от самоопределенного действия. Уровень, на котором существо начинает входить в социум как один из его членов. Это уровень создания или осознания социума.
Здесь стоит привести еще такую трактовку:
Однако слово Элохим все же можно рассматривать в значении "множество высших сил".
В таком контексте можно рассматривать этот уровень как множественность взаимодействующих существ.