Зачитываясь работами обзористов СИ, частенько замечаю, что многие подробно, а то и дотошно, оценивают своих подопытных с хирургической кропотливостью: где запятую пропустили, где слово не то вставили, где логика захромала. Где-то хвалят, но чаще - ругают. Признаюсь, я ругать не люблю. Умею, поскольку довелось мне несколько лет потрудиться руководителем пресс-службы, а заодно и матерью-одиночкой штата начинающих журналистов, пребывавших в чудном возрасте 14-17 лет. Вы когда-нибудь пробовали объяснить подростку, что он в чем-то ошибается? То-то и оно. Так что ругать - это не мое, у меня на это дело аллергия. Да и работы, выставленные на 9-ой Шпильке, требуют совсем другого подхода. Так что устраивайтесь поудобнее и слушайте приятности.
По моему скромному мнению, любое произведение нужно оценивать только с точки зрения его воздействия на зрителя/слушателя/читателя. Как оно влияет на человека? Какие струнки задевает в его душе? Над чем заставляет задуматься? Так что, составляя этот обзор, я буду опираться только на свое эмоциональное, чувственное восприятие, уж не обессудьте. А грамотность, построение текста и все тонкости литературного искусства оставим профессионалам пера.
Салатовый полдень (Пылинка)
Небольшой рассказ, который умудрился вместить в себя три поколения влюбленных. Что мы найдем в нем, на каких струнках сыграет автор? На самых замечательных, между прочим. Сегодня со всех сторон на нас сыпятся сообщения о том, что совместный быт губит любовь. Модные журналы советуют нам вскакивать с утра пораньше и наводить красоту, дефилировать по дому в изящных нарядах или прозрачных пеньюарах, иначе страсть наша неминуемо погибнет, цветы завянут, часы всегда будут показывать 17:30 и прочие, прочие ужасы. Автор крутит у советчиков перед носом внушительную фигу, и демонстрирует нам во всей красе настоящих женщин, их истинный эротизм. Никаких вам худосочных барышень на каблуках и в кружевных трусиках. Только налитые, восхитительные красавицы, босые, иногда растрепанные, но манящие и соблазнительные. Тут вам и просвечивающиеся платья, и блузки, натянутые на тугой груди, и изгибы бедер, и умопомрачительной длины ноги. И все это - в уютном антураже кухни, с персиками, помидорами, пирожками и даже с запотевшим графинчиком.
Автор показывает нам женщин, которые хлопочут по дому, но при этом остаются необыкновенно сексуальными и желанными. Мы видим хозяюшку "
в легкой сорочке, с растрепанной косой, босую, пританцовывающую у плиты и жарящую оладьи", но при этом "
розовые крупные вишни сосков и вовсе бесстыдно выпирали из-под ткани". И любовь творится прямо здесь, на диванчике. И не требует она ни прикрас, ни изысканных интерьеров. Простая, понятная, житейская - и тем изумительная и прекрасная. Такая близкая, такая родная для каждого. Эх, пойду я оладушки пожарю... или пирожков напеку. Ну-ка, где моя сорочка?
Конечно же, отдельно браво автору за выбор рассказчика. И за "
Чмокнула поцелуйчиком дверца холодильника - вот ведь... охальник!". Это замечательно!
Быть человеку (Дар)
От прекрасной и естественной близости "Салатового полдня" мы отправляемся дальше и глубже - к природной, первобытной магии любви в рассказе Дара "Быть человеку". Нас встречает жар костра и чарующая красота славянского праздника. На наших глазах творится истинное чудо - сближение людей, о которых говорят "они созданы друг для друга".
Автор показывает нам близость мужчины и женщины - как самое естественное и прекрасное явление, напоенное красотой и восторгом. Мы видим что-то гораздо более глубокое и древнее, чем привыкли думать - "
два могучих родовых древа сблизились". Рассказ наполняет читателя трепетом, завораживает, позволяет нам взглянуть на близость совершенно иначе. Мы видим, как приходит истинная любовь: "
Всё переменилось. Теперь Дар чувствовал всегда и везде только её одну.", как "
Покровы спадают один за другим, объятия всё ближе, всё крепче, и обоим уже невмоготу". Чистая, непорочная, прекрасная и, несомненно, самая естественная близость открывается перед нами.
И здесь мы найдем не только любовь и первую близость, но и гораздо большее: создание семьи, рождение новой жизни. Невероятный чувственный уровень у рассказа. Ощущаешь себя частью чего-то огромного, вечного, исконного. И не хочется об этом забывать. Спасибо вам, автор! Дайте я вас расцелую!
Синяя магия (Vox)
От простого, прекрасного и природного мы переходим к... непростому. О чем рассказ "Синяя магия"? Тут, знаете ли, смысл Шрёдингера. Только вот зависит он не только от того, смотрите вы на него или нет, но и от того, кто смотрит и зачем. Мы можем увидеть лаконичный и простой сюжет: пара встречается, женится, отправляется в свадебное путешествие... и тут нашего героя начинает мучить и захлестывать ревность. Буквально сводить с ума. И окончание рассказа мы проведем в его воспаленном сознании, в причудливом и жутковатом сне.
Не так просто уловить, где заканчивается реальность и начинается воображение. Может, после звездочек, а, может, и вовсе после фразы "
и с тех пор моя жизнь окрасилась в потустороннее". Вместе с героем мы погружаемся в муки ревности, которые терзают его и выжигают изнутри. Ревность... Рождается ли она из любви? И не умирает ли любовь в тот миг, когда появляется ревность? Каждый из нас найдет свой ответ. Кто-то скажет, что ревность - неизменный спутник настоящей любви, признак неравнодушия. А кто-то отметит, что ревность происходит из страха, недоверия и эгоизма, и тем самым к любви не имеет никакого отношения. Решать вам. Автор не говорит об этом напрямую, позволяя читателю сделать свой выбор. Он лишь показывает нам, как рождается это чувство. Как вспыхивает страсть и сгорает в пламени безумия.
А можно подойти и с другой меркой. Не искать глубинный смысл, не теребить наболевшее в душе, а просто совершить путешествие в мир затейливых образов. Вас встретят "
гуттаперчевая грудь", "
ладность сочлений", "
романтические прелиминации". И, конечно же, сравнения. Ох уж эти сравнения! "
Зрачки сверкнули и задымились, как стволы пистолетов" или "
пастор в черной, словно обуглившейся от страсти, сутане" - игра воображения, замысловатое искусство. Текст, несомненно, придется по душе тем, кто всячески отрицает и порицает простой и ясный язык. Только витиеватость, только хардкор! Главное, не утонуть во всех хитросплетениях и иллюзиях, в которые безжалостно швыряет автор неподготовленного зрителя.
И, если вы думаете, что вам удастся дрейфовать на поверхности этого сумеречного рассказа и позволить красотам языка унести вас от размышлений, то вас ждет разочарование - автор стащит вас за ногу со спасительного плота. И придется вам искать новые ответы. "
Но самый главный секрет любовь приберегла напоследок. Да, теперь я мог с безжалостной ясностью выразить это чувство единственно верным словом. " И придется каждому из нас произнести это слово самостоятельно. Какое будет верным? "Иллюзия"? "Страдание"? "Тюрьма"? Я, пожалуй, остановлюсь на первом - не видится мне здесь любовь. Только страсть и бескрайнее синебородство. А можно еще - исключительно из природной вредности - улыбнуться с неубиваемым оптимизмом и все равно выбрать слово "счастье".
Сняла бы перед автором шляпу, но, увы, я не ношу шляп...
Первый и единственный урок (Js)
Муки ревности остались позади, и мы отправляемся дальше. В мир, охваченный весной, наполненный ароматом книг, древесины, моря и красок. Автор преподносит нам ясный и в этом не менее прекрасный смысл - нам не придется гоняться за ним или выискивать его среди хитросплетений сюжета.
Перед нами история начинающей художницы, которую берет в ученицы именитая мастерица, гений, настоящий творец. А что отличает творца от обычного человека? Конечно же, его взгляд на мир. Мы видим, как юной девушке преподносят самый главный урок - умение видеть истинную красоту человека, проникаться им, отдаваться своему делу без остатка. Эротизм близости уступает здесь эротизму самого акта творения. Погружение в творческий процесс, обостренное восприятие, страсть к собственному делу. Только так и рождаются шедевры. И это рождение ничуть не уступает рождению новой жизни.
На наших глазах рождается не только творение, рождается сам творец. "
Запомни раз и навсегда: ты больше не семнадцатилетняя Чарли, дочь книжника. Ты художница. "
Очень эмоциональный, живой рассказ, написанный чувственно и ярко. Внимание к деталям, прорисовка окружения, образов - все это заслуживает внимания и восхищения. И, конечно же, тема окажется близка почти всем местным жителям. "
Художники - воры. " - говорит автор. И не только они. Все, кто ищет или уже нашел свой путь в литературе, знают это. Каждый из нас смотрит на людей немного иначе - мы подмечаем их черты, жесты и фразы, собираем типажи и лепим из них собственных героев. И заставляем наших милых франкенштейнов плясать под свою дудку, чем переплевываем в цинизме даже художников. Как сказал когда-то мой отец, узнав, что я начала писать и вне работы: "Это в тебе комплекс бога заговорил".
Спасибо автору за путешествие. Как хорошо, что меня, в отличие от героини, не терзает морская болезнь.
Во поле березка стояла... (Березка)
Ну, как говорится, с корабля - на бал. Точнее, на манящее гульбище. Правда, нам, в компании березки и Пелагеи, придется посидеть в сторонке и посмотреть за печальным развитием событий. Мы видим ясный и прямолинейный сюжет, разворачивающийся на родных просторах. Видим девушку, с которой судьба сыграла злую шутку. Причем, не одну. Невезучая Палашка, ой, невезучая. Мы можем остаться на пригорке, сочувствовать героине и переживать вместе с ней ее несчастье. А можем отправиться дальше и поискать тот самый смысл, ради которого и пришли.
Мы найдем многое. Что-то вечное: "
На чужом несчастье счастья не построишь" и что-то свое, глубоко личное. Не так уж много женщин, довольных своей внешностью. Даже признанные красавицы порой ненавидят в себе некоторые черты. А что уж говорить о толстушках, которых так порицает современное общество, или о тех, кто обладает неисправимыми изъянами? И ведь страшно не то, что в человеке есть что-то некрасивое по мнению общества, страшно то, куда он сам себя загоняет. Комплексы и переживания сковывают, толкают на необдуманные поступки. Я и сама когда-то побывала во многих конфузных ситуациях из-за того, что страшно стеснялась своего роста, который признан в нашей стране средним... но для мужчин. А уж сколько девочек, которые из-за страхов и комплексов рушат отношения, ломают жизни? Не счесть. И каждой из них в качестве настольного пособия прекрасно подошел бы рассказ Березки.
И можем найти еще что-то, весьма житейское. То, как отзывчив и ласков бывает одинокий человек. Сколько в нем нерастраченной любви, сколько старания, сколько ласки таится в нем. Одиночество, ровно как и комплексы, часто становится причиной совершенных глупостей. Отсюда и берутся "дети для себя", и ведь никто не задумывается, что ребенок - это не кошечка и не собачка, а личность, которую нельзя завести, как домашнего питомца.
Что же мы видим в итоге? Ладно написанный рассказ, который целиком погружает нас в жизнь героини. Погрустим, подумаем о своем и пообещаем никогда не отчаиваться.
Подглядывающий (Некто)
Нагрустившись вдоволь, мы отправляемся дальше. И встречает нас 'Подглядывающий'. Само название уже настраивает нас на пикантный лад отсылкой к творчеству Тинто Брасса. Правда, нас ждет отнюдь не тот мотив, который пронизывает одноименный фильм. Мы не увидим в рассказе откровенной эротики - лишь намеки на нее. Самым неприкрытым здесь будет
'Еще ничего не было, но воображение уже заставило напрячься соски. Они прорисованы на картине острыми горными вершинками.'. И на этой высоте мы покинем воздвигнутый автором Эльбрус. Все остальное скрыто от любопытных глаз - Некто скорее обещает нам близость, чем действительно ее показывает.
Не будем же долго задерживаться на поисках 'клубнички'. Гораздо интереснее взглянуть, над чем нам предлагают поразмыслить. Начнем хотя бы с самого акта подглядывания. Что я могу сказать о нем? Человек, которому доводилось проводить в метро по 14 суток в году только по дороге на работу и обратно, немного знает толк в... подглядывании. Почему-то в обществе оно считается не то чтобы совсем неприличным, но, как минимум, зазорным. И очень зря. Ведь все этим занимаются, только редко кто признается. Я всегда находила это смешным, как и прочие подобные устои. Хорошо, что наш герой совсем другой.
'Да, он любил подглядывать и совершенно этого не стеснялся.' Но что мы ищем, подглядывая за другими? Конечно, я не говорю сейчас о подростках, которые вооружаются биноклями и разглядывают окна противоположного дома - уж их предмет поиска понятен. А мы? Вероятнее всего, мы ищем самих себя. Все, за чем мы наблюдаем, проходит через призму нашего восприятия, и мы смотримся в прохожих, как в зеркало.
Так что же показывает призма нашего героя? Первую встречу, зарождение новых отношений, преображение. Влюбленность, влечение, симпатия - выбирайте, что ближе - преображает. Того, кто смотрит влюбленными глазами и того, на кого направлен этот взгляд. И даже подглядывающего.
'Девушка меняется прямо на глазах. На белом холсте обыденности появляется настоящая красавица.'. Ничто так не красит женщину, как ее самоощущение, настройщиком которого, несомненно, является мужчина. Мы начинаем соблазнять в тот момент, когда чувствуем предназначенное нам желание и становимся невероятно красивыми, когда нас считают таковыми. Женщина безошибочно отражает отношение мужчины, и тот образ, который он видит, находится в его власти.
Что приятно, автор не навязывает нам свою точку зрения, в тексте вы не найдете постулатов - все на ваш выбор. Даже брошенное впопыхах
'Жизнь - это всего одно мгновение в бесконечности' оставляется на ваше усмотрение: осмысливать или нет.
Есть, конечно, спорные моменты в рассказе, но они ничуть не портят общей картины. Легкий и ненавязчивый, он читается на одном дыхании, оставляя за собой приятное послевкусие. А в качестве какого блюда его подать - как главное, на закуску или на десерт - решать, опять же, вам.
Портрет (Актриса)
Чтобы целиком раскрыть тему художников, нам стоит совершить еще одно путешествие. Перед нами - компактный рассказ, эдакая зарисовка-воспоминание. Наши главные герои - художник и актриса. Точнее, те, кем они были прежде - тринадцатилетними подростками, которые только познавали творчество и первое влечение. Дух захватывает: перед ними целый мир, поразительный и неизведанный. Пикантности добавляет то, что повествование ведется от лица уже взрослой актрисы. И та нежность, с которой она вспоминает мгновения своей первой влюбленности, пронизывает весь текст.
'История женщины - это история её отношений с мужчинами.' - говорит она. Когда девочка уступает место женщине? Когда она впервые чувствует влечение? Когда простые дружеские объятия становится чем-то совершенно иным? Нам выпало удовольствие наблюдать этот момент, прочувствовать его и вместе с героиней превратиться из куколки в бабочку. И полное погружение нам гарантируют емкие, но такие прочувственные, описания действий:
'сияли глазами навстречу друг другу', 'попросил, мучительно выдыхая каждый слог', 'дрожащими пальцами ласково провёл по бровям' . Автор не то, что не показывает нам близость, а даже не обещает ее.
'Встречаю в его работах один и тот же сюжет - девушка в ожидании поцелуя' . Был ли он, тот поцелуй? Пожалуй, все опять зависит от вас. Актриса демонстрирует нам только один момент, который, несомненно, напомнит нам 'Первый и единственный урок'. Юный художник, который никак не может передать линии на портрете, решается повторить их на лице натурщицы. И этот трепетный, влекущий момент, в котором так много обещаний, волнует и трогает до глубины души.
Позволю себе ремарку для тех, кто не понимает эротизма прикосновений кисти. Это надо хоть раз ощутить, пропустить через себя. Провести линию на другом человеке или почувствовать бег кисти на собственной коже. Наверное, я так прониклась 'Портретом' именно потому, что у меня схожие воспоминания. В школьные годы я все свободное время пропадала в театральной студии при нашей гимназии и немного рисовала (да-да, во мне уже умерли художник и актриса, писатель с критиком на очереди). Так вот, довелось мне гримировать одного юношу перед спектаклем - наносить на его торс камуфляжную раскраску. И позже, годы спустя, повезло ощутить касания кисти на своем теле во время подготовки к съемке. Я даже не берусь описывать это- мой лексикон все равно задохнется в попытках. Так что, если вы не переживали подобный опыт, смело берите кисть и краски. Или отдавайте их в руки второй половины. Хорошая новость для сладкоежек: сейчас не стоит труда найти шоколадные краски для бодиарта - и чувственно, и вкусно.
Впрочем, я отвлеклась. Вернемся к нашей миниатюре. Подводя итог, хочу сказать, что ее можно считать самой тонкой эротикой, представленной среди работ. И одновременно с этим, одной из самых пронзительных. Как минимум, потому, что предвкушение близости волнует нас порой даже больше, чем сама близость. Легкий, несколько напевный слог, читается с удовольствием, и если даже есть в нем некоторые шероховатости - вы не обратите на них внимания. Спасибо вам, Актриса, за подаренные прекрасные мгновения и навеянные воспоминания.
Невинная игра в фанты (КукурбитасЭ)
Оставляем нежные воспоминания позади и отправляемся в мир, который создал для нас КукурбитасЭ. Повествование ведется от первого лица, так что вместе с героем мы беремся за ручку двери в форме мантикоры, получаем от нее укол и попадаем в загадочный дом. И хорошо, что попадаем - спасибо тебе, герой, за верные расчеты и за то, что ты так тщательно считал шаги, а то так бы и слонялись по улице, накаченные неизвестным катализатором. Не самый приятный вышел бы променад. И все же, мы в доме, где проходит вечер под вымышленными именами. Опускаем хронометр в мешок и вступаем в игру. Невинная игра в фанты, как обещает нам автор, окажется далеко не так невинна.
Готовьтесь к вывиху сознания, дорогие путешественники, автор с легкой руки швыряет нас барахтаться среди бесконечных вопросов. Что за транквилизатор принимает герой? Кто эти существа, на которых он пытается стать похожим? Почему книги на полке кажутся ему слишком современными? Что искал биолог на этом вечер? Продолжать можно долго. Замысловатый сюжет, фант в фанте и прочие чудеса не дают расслабиться ни на секунду. И все это творится на фоне детально прописанного окружения, которое придает рассказу особый реализм: мы видим
'Обитые бархатом стены альковов, задрапированные шелком стены будуаров, увешанные картинами стены салонов' , автор не забывает про цвет
'Нежно-зеленые тона разлиты по всей спальне' .
Где же эротика? Долго искать не придется. От первых соблазнов
'обтянутое шелковистым чулком соблазнительное колено, изумительные очертания миниатюрной ступни в открытой туфельке' герой быстро переходит к действию
'Сползшее платье обнажает узкую спину, такую уязвимую, что спешу ее прикрыть своей грудью', 'но все равно целую шею', 'Губы расслаблены, но неманящи, они не спешат прильнуть к моим - приходится проделать весь путь к ним самому.' . И, опять же, несбывшееся. Барышня сбегает. Тот же прием, призванный распалить читателя: пообещать, подвесить на крючок наживку и оставить близость за кадром. И все же, эротизм в рассказе хорош. Думаю, каждый разделит с героем его чувства.
'Невинная игра в фанты' должна быть прочитана как минимум дважды. Со второго раза, когда суть уже ясна, рассказ открывается с иной стороны. Не забудем включить песню с замечательным призывом, которую предлагает нам автор в аннотации. Перестав искать ответы на многочисленные вопросы, мы сможем задуматься о других вещах. Например, о том, как обостряет наше желание риск, как притягивает нас все опасное и неизведанное, как сладок недозволенный плод. Или можем и вовсе уйти в глубокие размышления о любви, страсти и смерти, о том, как на фоне смерти любая страсть обретает невиданную остроту, как наполняется она истинной жизнью... Остановите меня, пока я не надела пенсне и под бокал шардоне не ушла в бесконечное философствование.
Что же мы имеем в сухом остатке? Проработано все: сюжет, окружение, чувства, язык. Работа напомнила мне 'Синюю магию' Vox-а, мне они кажутся созвучными. Есть в них страсть, мрачность и неизведанные тропинки воображения. И обе оставляют за собой не только желание перечитать, но и схожее ощущение.
Автор, вам удалось меня зацепить за живое. Со второго раза, но все же удалось. Хотела придраться к чрезмерному даже для литературного приема количеству мыслей в скобках, но имела неосторожность сама использовать их в предыдущем обзоре, так что не буду.
Отдельный комплимент за выбранное имя, которое я никак не могу выговорить, а глаза так и норовят прочесть его наоборот: Эсатиб Рукук или, того хуже, Эсат Иб Рукук Признаться, про себя называю вас Куку, вы уж не обессудьте.
Ее последний поцелуй (Irishman)
Раз уж я начала проводить параллель между полюбившимися авторами, доведу линию до конца и рассмотрю еще одну работу со схожим настроением. Давайте окунемся в немного мрачноватый, даже нуарный, мир рассказа 'Ее последний поцелуй'. Наше путешествие начинается в баре. Герой, от лица которого ведется повествование, сразу обращает наше внимание на девушку:
'Она куталась в душный прокуренный сумрак паршивого маленького бара на окраине города'. Автор мастерски создает атмосферу, описывает настроение и чувства. Герой, между прочим, вышел очень фактурный, живой. Мы ни на секунду не усомнимся в его подлинности.
Сюжет рассказа не оттолкнет нас сложностью и не будет отвлекать внимание от смысла. И здесь есть, над чем поразмыслить. Начнем хотя бы с того, что вместе с героями выпьем
'За последних романтиков - поэтов смерти'. Мы снова возвращаемся к теме, которая пронизывала предыдущий рассказ, вечный треугольник любовь-страсть-смерть. Не буду повторяться, хотя об остроте страсти в близости от смерти можно говорить вечно. Недаром так часто рядом с нуарными барышнями мелькают образы Черной вдовы. Да и мы, с виду милые девушки, порой завидуем самочкам богомола - но это уже совсем другая история.
От вечной темы смерти лучше перейдем к эротизму рассказа. Вот он, вот он - автор, который нас не обманет! Спасибо вам, Irishman, что хоть вы не стали дразнить и бросать нас, распаленных и печальных. Близость, несомненно, будет. И она, без преувеличения, шикарна. Мы и сами, вместе с героем, отчетливо ощущаем
'Жар ее кожи, тихий звук ее дыхания, запах ее волос - цитрусовый с горчащими нотками дыма, - мягкое податливое тепло ее губ.' и перед нами
'сейчас есть лишь двое - мужчина и женщина, познающие друг друга, знакомящиеся с телами друг друга'. Только не думайте, что автор будет просто демонстрировать эротику, в которой не останется места для размышлений. Нам и здесь есть что осмыслить и прочувствовать:
'Вся поэзия и красота женского тела раскрывается только тогда, когда падают все преграды, когда ничто больше не сдерживает, когда нечего бояться и стыдиться' или, например,
'Эта женщина кажется мне богиней, бесконечно желанной и недостижимой, властной и вместе с тем покорной, жестокой и удивительно нежной - в ней гармонично все.'. Сложно прекратить цитировать, потому что автор создает настолько живую, настолько волнительную картину, что ее не могут передать никакие другие слова. Посмотрите хотя бы на кульминацию:
'судорога одновременно сводит наши тела, буквально вплавливая нас друг в друга, превращая мгновение в вечность свободного полета'. Думаю, каждый из нас узнает эту вечность, которую нельзя описать лучше.
Несмотря на гладкий и прямолинейный сюжет, несколько моментов показались мне странными. Во-первых, не совсем понятна цель встречи героев. Мне кажется, стоило придать ей хоть какой-то смысл: например, предварительное обсуждение фотосъемки, что часто практикуется фотографами. Буквально пара предложений - и этот пробел бы исчез. Во-вторых, странным кажется вот этот диалог:
'- Знаешь, в некотором роде я тоже убийца, - наблюдаю за ее реакцией. - В том же роде, что и художник?'. Странно, что Джеки использует эту фразу, ведь она появлялась только в монологе героя, который предназначался читателям. Конечно, можно предположить, что он прежде ее произносил, но зачем тогда эта параллель в тексте?
И добавлю еще кое-что, но это уже будет IMHO. Мне кажется, что на месте звездочек могла бы органично вписаться сцена с предварительной съемкой в квартире героя. Так можно было сделать появление там героев чуть менее тривиальным, а близость - более элегантной, плавно перетекающей из съемки. На мой взгляд, это некоторое расточительство - вводить героя-фотографа и не воспользоваться случаем передать совершенно особенную магию фотографии. Ведь в ней преображается и сам фотограф, который становится генералом и богом - командует и одновременно лепит из модели новый образ, который потом станет настоящим произведением искусства. И модель, которая за объективом перестает видеть фотографа - она смотрит в кадр, и видит там неизвестных, которые в будущем будут рассматривать фотографии. Это сродни ощущению игры на сцене - ты знаешь, что зал полон людей, но не смотришь на них, и даже не представляешь, кто они. Ну и, конечно, эротизм у фотосъемок абсолютно другой, ни с чем не сравнимый.
Это, конечно, никому не навязываемое мнение. Рассказ и так весьма хорош, и любой читатель получит от него массу удовольствия.
Серёжка ольховая (Первоцвет)
Завершив путешествие по нуарным красотам и мрачноватым окружениям, мы продолжаем свой путь и оказываемся в понятном и близком мире рассказа 'Серёжка ольховая'. Пожалуй, это еще одна работа, которую стоит прочитать дважды. Признаться, с первого раза начало рассказа показалось мне несколько затянутым и избыточным, но ближе к середине - то ли автор расписался, то ли рассказ подошел к пику - повествование стало захватывающим и душевным. Особенно меня тронуло описание природы, о которой Первоцвет говорит с удивительной нежностью и искренней любовью. И, если сцена в самолете была мне понятной на уровне 'сферического коня в вакууме' из-за пробелов в образовании, то тут все становится настолько видимым и ясным, что полноценно погружаешься в этот прекрасный мир тайги. Мы с первой секунды чувствуем ее силу:
'А тайга шумела ровно и мощно. ... Величава енисейская тайга'. Путешествуя вместе с героями, мы видим перемены в природе:
'Тайга потихоньку редела, стали появляться меж кедрами осинки, мох на земле приподнялся и перехватывал ногу по щиколотку' , автор не забывает и о звуках:
'Заухала над головой сова, полёвка завозилась под самым боком' . Полное погружение и бесконечный восторг от увиденного.
Конечно, природа - это прекрасно. Но в чем же уникальный смысл рассказа, какую тему предлагает нам автор? Во-первых, это, конечно же, тема красоты, которая сквозит через повествование. Что такое красота? В чем она заключается? Мы видим разные точки зрения от двух героев. Первая:
'То я считаю, что красота бывает только абсолютной. Любая красота и в большей степени женская. Всякое отклонение от идеала в стиле вашего "симпатичная" или "хорошенькая" уже не есть красота' . Вторая:
'Женщина прекрасна в другом. Даже Афродита выходит из пены, и только вместе с морем, с волною и пеной она божественна.' . С кем соглашаться - решать только вам. Мне же видится, что красота для каждого своя. Мы можем искать годами, но если найдем свою красоту, то взгляды наши изменятся раз и навсегда. И мы станем видеть красоту в затейливом узоре родинок, в тонких пальцах или в ямочке у ключицы - и для нас это будет абсолютная, непревзойденная красота.
И еще одна мысль, которую стоит отдельно отметить в рассказе:
'Человек - это, в первую очередь облако, которое его окутывает. Облако из того что он делает или способен сделать. Из того, насколько он созвучен с окружающим миром' .
Но и на этом глубина рассказа не заканчивается.
'Женщина может быть сильной. Женщина должна быть сильной, но если оказывается, что мужчина, на которого она надеялась, вдруг стал слабым, беспомощным - в такие моменты женщина теряется.' . Невероятно жизненно и правдиво.
Где же эротика? Все там же, где и у многих других авторов - на задворках вашего воображения. Все сами, дорогие читатели, все сами.
Что же у нас в итоге? Глубокий рассказ с прекрасной описательной частью, но, как мне кажется, немного недоработанный. Глаз вопреки желанию цепляется за огрехи пунктуации и спорные фразы. Но это не стоит ставить в упрек автору - времени на написание работы было не так уж много, а 'Серёжка ольховая' превосходит по объему все представленные рассказы и, как следствие, требует больше времени и сил.
Заключительное слово.
Вот и завершилась Шпилька-9. От всей души поздравляю победителей и прочих неравнодушных, кто болел и сопереживал! Что можно сказать напоследок? Пожалуй, оставить благодарность организаторам и участникам за чудесную атмосферу, царившую на конкурсе. Теплые обсуждения, веселые компании, прекрасные, тонкие работы. Я получила море удовольствия от прочтения и комментирования работ, встретила удивительных людей... Одно жалко: Шпильки, как и всего хорошего, было понемножку. Хотелось рассмотреть больше рассказов, пообщаться со всеми авторами - к сожалению, не все успелось. Ладно, не будем унывать - переизбыток хорошего тоже до добра не доводит. Надеюсь увидеть всю эту теплую компанию на следующих Шпильках и принять в их жизни активное участие.