Буфетчица, волшебница, на полставки работающая в школьном буфете
Клубочек, гид.
Рыцарь первый.
Рыцарь второй.
Апчих, мудрец.
Железный паук, детектор.
Учительница начальной школы.
Школьный буфет. Буфетчица, сказочной внешности женщина, лет 45-50, настоящая "Волшебница", с усмешкой ждет, когда заикающийся мальчик, Саша, выговорит, что ему надо купить. Вбегают взмыленные Миша и Рома. Миша отталкивает Сашу. Пока Миша разговаривает с буфетчицей, Рома всячески дразнит Сашу.
МИША. Воды. Кока-колу.
БУФЕТЧИЦА. Он не расплатился еще.
МИША. Пока он расплатится, перемена пройдет.
БУФЕТЧИЦА. Обижаешь слабых?
МИША. При чем тут...? Он просто урод. Из нашего класса. Не такой, как все. Все бекает, мекает. И пятерки получает. Ну, справедливо ли? У него и друзей-то нет.
БУФЕТЧИЦА. А у тебя?
МИША. У меня полно.
БУФЕТЧИЦА. А не боишься, что и тебя кто-нибудь будет бить за то, что ты не как все?
МИША. Я? Не боюсь. Я - нормальный.
БУФЕТЧИЦА. А учишься как?
МИША. Как хочу, так учусь.
БУФЕТЧИЦА. Значит, плохо.
МИША. Задают много. Времени мало. У меня не три головы.
БУФЕТЧИЦА. На что время тратишь?
МИША. В компьютер играю. Я лучше всех в классе играю. Бабушка говорит, я буду компьютерщиком.
БУФЕТЧИЦА. А папа что говорит?
МИША. Папа говорит, что компьютер надо сломать. Чтоб я учился.
БУФЕТЧИЦА. А бабушка на это что?
МИША. Бабушка говорит, что много задают. И у меня не три головы. А компьютер - это профессия. Давайте воду.
БУФЕТЧИЦА. Возьми "Богатырь". Новая русская вода. Вкусная. Полезная. Как раз для тебя. И лотерея проводится. Когда выпьешь, оторви наклейку и прочитай с другой стороны. Может, выиграешь приз: путешествие или мопед.
МИША. Я лучше сразу оторву, а потом уже выпью.
БУФЕТЧИЦА. Нет, надо выпить сначала, тогда оторвать. А то не подействует.
МИША. Хорошо, дайте две. Мне и Ромке.
БУФЕТЧИЦА. Роме - эту, а эту - тебе. Настойчиво рекомендую.
МИША. Что вы обо мне так заботитесь?
БУФЕТЧИЦА. Ты - мой герой. Мне такие нужны. Учишься мало, много играешь, обижаешь тех, что не как все. Бросаешь мусор, куда попало, я видела. Ты - человек будущего, Миша, настоящий компьютерщик. Пей.
Миша с Ромой выходят на авансцену.
РОМА. Что ты взял? Где Кока?
МИША. Я взял "Богатырь" с лотереей. Можно выиграть приз, путешествие или мопед. Пей. (Пьют воду.) Теперь надо оторвать наклейку. Отрывай.
РОМА. Давай ты.
МИША. (командует). Рви, давай! Быстро!
РОМА. Ну ладно. (Отрывает.) Ничего.
МИША. Обманула тетка.
РОМА. Ты рви.
МИША (Отрывает, читает по слогам.) Приз. Сегодня исполнится одно твое неожиданное пожелание. Ха-ха. Вот надули. Давай, посмотрим, загадаем желание. Хочу, чтобы здесь и сейчас у меня появился мопед. (Ждут.)Ладно. Проехали. Хочу, чтобы кто-нибудь заложил бомбу, и нас всех срочно, вот прямо сейчас, эвакуировали, и чтоб контроши по письму не было. (Ждут.) Да, такие призы я сам, сколько хочешь, нарисую. (Бросает оторванную наклейку и бутылку прямо на пол. Рома повторяет за ним. )
Входит Учительница.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Миша, подбери, что бросил.
МИША. Что я-то сразу? Это не я.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Я видела. Подбери.
МИША. Тут уборщица есть. Это ее работа. Каждый должен выполнять свою работу. И выполнять хорошо.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Правда? Кто тебе такое сказал?
МИША. Бабушка всегда говорит, что все плохо, из-за того, что кто-то плохо выполняет свою работу.
УЧИТЕЛЬНИЦА. А твоя работа какая?
МИША. Моя работа? Я - маленький еще.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Твоя работа - учиться. И ты ее делаешь плохо.
МИША. Я буду компьютерщиком. Я компьютер знаю хорошо.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Ты знаешь 5 кнопок - вправо влево вверх вниз и по спэйсу стрелять? Это все?
МИША (гордо). Я знаю еще альт, шифт и искейп. И много еще чего знаю. Чего Вы даже не знаете.
УЧИТЕЛЬНИЦА. А читать, писать, считать, учить историю не обязательно?
МИША. На все времени не хватает. У меня не три головы! Вот было бы у меня три головы...
Грохот. Затемнение.
После того, как зажигается свет, мы видим, что Миша теперь - змей Горыныч или дракон с тремя головами. (2 головы можно сделать из рук.) Он недоуменно смотрит в зал несколько секунд. Но тут мимо него пролетают стрелы. Крики: "Дракон! Еще один! Вот он, стреляй". Миша растерян, не знает, что делать. Тут его хватает за одну из голов девочка с огромной, в половину тела, головой и тащит за собой.
ДЕВОЧКА. Бежим! Быстрее! Что ты встал, как вкопанный? Сюда.
Дети бегут. За ними гонятся два рыцаря. Наконец, рыцари отстают.
МИША. Что это было?
ДЕВОЧКА. Рыцари. Они охотятся за драконами.
МИША. А мы тут при чем? (Тут он видит свою правую голову.) Ой, мама. Чудовище!
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Конечно, чудовище! Кто бы сомневался.
МИША. Это я?
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Да, это я.
МИША (поворачивается налево). И это... тоже я?
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Да, это я. Относись ко всему философски.
МИША. Как это, философски?
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Короче, забей. Умничать любит наша левая голова.
ЛЕВАЯ. Ум свой применять не любит наша правая голова.
МИША. Мама?! За что? Где я?
ДЕВОЧКА. В стране Турфирмбомбом.
МИША. Какое-то странное название.
ДЕВОЧКА. Мне тоже не нравится.
МИША. Круто. У меня три головы. Три головы. Так это ж... А у тебя что с головой?
ДЕВОЧКА. Не знаю. Я только сказала: у меня не такая огромная голова, чтобы все запомнить. И попала сюда. И у меня она выросла, такая вот большая голова. (Плачет.)
МИША. Давно?
ДЕВОЧКА. Вчера. Целый день я убегаю от рыцарей. Они охотятся на тех, кто не похож на других. Спасают от них людей. Что делать? Что делать? Не знаю.
МИША. Ты пила напиток "Богатырь"?
ДЕВОЧКА. Нет.
МИША. И не читала на наклейке, что исполнится одно твое неожиданное желание?
ДЕВОЧКА. Нет.
МИША. А что было такого перед тем, как ты попала сюда?
ДЕВОЧКА. Не знаю.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Да что я с ней разговариваю? Сразу видно, дура.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Она, между прочим, спасла нашу жизнь.
МИША. Кому это нам!!?
ГОЛОВЫ. Нам.
МИША. Я - один.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Думаешь?
МИША. Я - главный, по крайней мере.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Кто спорит?
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Ну, это мы еще посмотрим, кто главный. Иди отсюда, плакса. Это за тобой охотятся рыцари, а не за нами. Я буду называть тебя "Чучело".
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Как ты разговариваешь с дамой? Кажется, я больше похож на дракона, чем она. Не плачьте. Я буду называть вас "Принцессой".
МИША. Тихо! Дайте выяснить правду! Как тебя зовут на самом деле?
ДЕВОЧКА. Лиза.
МИША. Лиза, вспомни, что было перед тем, как ты попала сюда?
ЛИЗА. Мне купили куклу "Принцесса". Я с ней все время играла, и представляла, что это - я. Что я - принцесса. Я не хотела учить уроки. Принцессам это не нужно. Принцессам нужно наряжаться и ходить на балы. Мама стала ругать меня за оценки, и я сказала: "У меня не такая огромная голова, чтобы запомнить всю эту чушь, которую надо выучить в школе. Если б голова у меня была в десять раз больше...". Вот потом ничего не помню. Как-то сразу я оказалась здесь. Я пошла к людям, в деревню, чтобы мне помогли. А они испугались, убежали. И почти сразу же появился рыцарь. Сначала один. Потом другой. (Плачет.)
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Я бы тоже испугался. Чучело!
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Не плачьте, Принцесса. Вы - не чучело. На себя посмотри, дракон!
ПРАВАЯ ГОЛОВА. И смотреть нечего. Моя полная копия. Внешне. И полная противоположность внутри.
ЛЕВАЯ. Тогда молчи и думай, как выбраться отсюда.
ПРАВАЯ. А зачем выбираться? Только здесь у меня три головы, так? А в том, домашнем, мире одна. И где там я и я? (Показывает на себя и на левую голову.) Или лучше уж назвать вещи своими именами - мы с тобой. Теперь мы уже - не я и я.
ЛЕВАЯ. В том мире мы с тобой внутри него. Мы -помощники.
ПРАВАЯ. А мне это надо? Помогать? Жить с тобой под одной крышей? С таким правильным, интеллигентным?
ЛЕВАЯ. Это плохо?
ПРАВАЯ. Это скучно. Я б тебя съел вообще. Но есть ли тут йод, чтобы рану замазать? А то еще кровью истеку.
ЛЕВАЯ. Я с тобой не буду разговаривать вообще.
ПРАВАЯ. Очень надо.
МИША. Лиза, тебе еще повезло. У тебя просто большая голова. А у меня тут война между мною и мною.
ЛИЗА. Большая голова тоже плохо. Она какая-то пустая совсем. И все время думает о том, что я - принцесса. И что я ничего никому не должна, а мне все должны. Она мешает сосредоточиться, мешает понять, что происходит на самом деле. Ведь, если б я так не думала, может, и не оказалась бы здесь. (Плачет.)
МИША. Да погоди ты плакать. Расскажи все, что связано с куклой. Там разыгрывалась какая-нибудь лотерея? И ты выиграла исполняющееся желание?
ЛИЗА. Нет.
МИША. А где ты взяла эту куклу?
ЛИЗА. Купили с мамой на улице, у перехода. Какая-то женщина торговала шариками. Такими смешными, как клоуны. И куклами. Мама не хотела покупать, но я так плакала и топала ногами, что женщина сказала, что уступит куклу за полцены. Что ей такие принцессы, как я, очень нравятся, что такие ей очень нужны. Мне ее слова почему-то не понравились, и я уже не хотела куклу, но мама за полцены взяла и купила.
МИША. А как выглядела женщина?
ЛИЗА. Толстая такая, нос крючком, глаза злые-презлые, губы красные-прекрасные, и голос скрипучий.
МИША. Буфетчица! Это она! Злая волшебница! Точно!
ЛИЗА. Злая?! Волшебница?! Ма-мааааа.
МИША. Ее надо найти. Она здесь! Я знаю! Найти и потребовать, чтобы она нас вернула назад.
ЛИЗА. Найдиии. Быстреееее.
МИША. А ты?
ЛИЗА. Я - принцесса. Я здесь подождуууу.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Ах-ха-ха, что, Михась, получил? Сейчас! Мы все трое разбежались по первому требованию прынцессы. Сама иди и ищи. Нам и здесь хорошо.
ЛИЗА. Ой, Миша, моя пустая голова что-то не то сказала сейчас?
МИША. У тебя тоже раздвоение головы?
ЛИЗА. Внешне нет. Она одна. Но она меня не слушается совсем. То есть, слушается, но не всегда. Куда пойдем?
МИША. Думаю, вон к тому замку. Там нарисован герб, что был у буфетчицы на кармане. Я заметил. Три креста и кружок.
ЛИЗА. Какой ты внимательный. Я б ни за что не заметила. И умный.
МИША. Я?
ЛИЗА. Идем.
На сцене появляется Клубочек. Он ни минуты не стоит на месте все время крутится-вертится.
КЛУБОЧЕК. Здравствуйте, (Обращаясь к Лизе и Мише) принцесса и дракон. (Смотрит на них внимательно.) Или два дракона? В записке было сказано: принцесса и дракон. Ничего не понимаю, ничего не понимаю. Обычно в записках точно указано, к кому обращаться. А кто из вас принцесса, кто дракон? Что-то напутали, что-то напутали. Ай-яй-яй. Ай-яй-яй. Какая же это принцесса? Ой-ой-ой. Ой-ой-ой. Трудная задача на сегодня.
ЛИЗА. Да замолчи ты, чудище-юдище!
МИША. Не нравится ему принцесса?! Надо же?! На себя-то сбоку посмотри!
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Стой на месте не крутись, а то я тебя съем!
КЛУБОЧЕК. Меня зовут Клубочек! Здравствуйте! Вы выполнили первое задание. Догадались, куда надо идти. Поэтому я здесь. Я - гид. Проводник по стране Турфирмбумбум. Когда я узнал о вас, тут же собрал свои вещи и примчался. Но если вы обойдетесь без меня, если вам не нужен гид, Клубочек, то есть я, то, пожалуйста, пожалуйста, уйду. До свиданья. До свиданья. До свиданья. (Укатывется.)
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Ну вот, упустили помощника.
ЛИЗА. И что меня тянуло за язык?
МИША. Надо скорее бежать, догнать и спросить.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Бежать, догнать и съесть. Он так похож на колобка. Очень уж хочется кушать.
Дети гонятся за Клубочком. Выбегают на поляну и прямо налетают на Клубочка, который стоит, замерев.
ЛИЗА. Клубочек! Наконец-то. Догнали. Может, теперь извиниться?
ЛИЗА. Извиниться? Мне? Перед кем?
МИША. Извини, Клубочек, мы были не правы.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Помоги нам, пожалуйста, Клубочек.
ЛИЗА. А он, между прочим, - гид. Знаете, что такое гид? Человек, который за деньги сопровождает группы туристов. Это - его работа.
ПРАВАЯ ГОЛОВА А вы ему: "Пожалуйста, помоги". Вы что, просите водителя автобуса довезти вас до школы? Или говорите дворнику: "Пожалуйста, подмети, сегодня вокруг дома?" Еще пойдите и скажите дворнику спасибо.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. А что, это было бы не плохо.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Убираться - работа дворника! Сопровождать нас по стране - работа гида.
ЛИЗА. Ну да! Точно! Это его работа. Он сам сказал, что он - гид. И должен нас сопровождать. Возмутительно! Убегать от нас во время работы?!
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Надо написать на него жалобу.
ЛИЗА. И пусть его уволят из гидов.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Миша, а ты что скажешь?
МИША. Не знаю. Бабушка всегда говорит, что все плохо из-за того, что кто-то плохо выполняет свою работу. Она говорит, что я плохо учусь, потому что учительница плохо меня учит. Что я много болею, потому что врачи плохо лечат. Что кругом столько мусора, потому что дворники плохо работают.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. А сам-то ты что думаешь?
МИША. А что я? Разве это не правда?
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Молодец, Михась! Давай съедим колобка, и дело с концом. И незачем нам искать волшебницу. Нам и здесь хорошо.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Ты плохо учишься, потому что не слушаешь учителя, не делаешь уроки и все время играешь. Я пытаюсь, пытаюсь учиться, а ты все время слушаешься его. (Кивает на правую голову).
ПРАВАЯ ГОЛОВА. И правильно! Со мной веселее!
ЛЕВАЯ ГОЛОВА Ты болеешь, потому что не хочешь закаляться и заниматься спортом. Впрочем, я это тоже не люблю.
МИША. Зачем мне заниматься спортом? Я и так самый сильный в классе.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Ага. Мы с тобой самые сильные в классе.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Ты сильный пока, но так будет не всегда. И про мусор. Кругом много мусора, потому что такие, как ты, бросают мусор не в урну, а где попало. Вас много, и скоро мы утонем в мусоре.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Не надоело говорить чепуху? После того, как я съем колобка, я точно тебя откушу.
ЛИЗА. Клубочек, ну что ты молчишь?
КЛУБОЧЕК. У меня инструкции.
ЛИЗА. Какие инструкции?
КЛУБОЧЕК. Не мешать вам спорить. Чем больше вы ссоритесь и не соглашаетесь друг с другом, тем больше энергии достанется злой волшебнице.
МИША. Так ты пришел, не для того, чтобы нас спасти?
КЛУБОЧЕК. Спасти?! Кончено! И для этого тоже. У меня есть те инструкции, а есть и другие. От доброй волшебницы. Но я о них пока помолчу.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Молодец, колобок! Молчи, как партизан! Служишь сразу двум господам?
КЛУБОЧЕК. Здесь все так. Служат двум господам. Другие в страну Турфирмбомбом не попадают.
МИША. Ну, все, я решил. Пойдем без Клубочка. Прямо к замку волшебницы.
ЛИЗА. Я пыталась вчера. Ничего не получается. Идешь, идешь, и вдруг снова оказываешься на том же месте.
КЛУБОЧЕК. Эта страна так устроена. Без гида не можешь попасть никуда.
МИША. Так что мы стоим?
КЛУБОЧЕК. Ждем, пока вся энергия ссоры достанется злой волшебнице.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Вот здорово! Обожаю ссориться. Но с ней же, с другой головой, даже поссориться нормально не удается. Вежливая такая, противная. Как будто не с нами вместе в школу ходит. Как будто не с нами сидит за одной партой. Как будто не с нами носится по коридору. Как будто не с нами дерется с одноклассниками.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Ходить-то хожу. Куда мне деваться? Только я знаю, что рано или поздно ты изменишься, станешь такой же, как я.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Или ты - такой же, как я!
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Нет ты!
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Нет ты!
Слышен смех и чавканье злой волшебницы.
ЛИЗА. Возмутительно просто! Он нас должен спасать, и что?!
ЛИЗА. Опять ты за старое! Никто ничего нам не должен. Клубочек, пожалуйста, миленький, хорошенький, кругленький, проводи нас к замку поскорее.
ЛИЗА. Пожалуйста?! Унижаться?! Перед кем?! Перед гидом?! Мне, принцессе?
МИША. Все тихо! Хватит! Я - главный. Мы будем все заодно. А иначе погибнем
Все сидят тихо несколько секунд.
КЛУБОЧЕК. Что ж, второе задание кое-как вы выполнили. Вперед.
Они начинают движение вперед, но оттуда долетают стрелы.
КЛУБОЧЕК. Рыцари. Что ж, придется бежать назад. (Бежит задом наперед. Все остальные двигаются за ним обычно.) Я сказал: бежим назад.
МИША. А мы и бежим назад.
КЛУБОЧЕК. Ты увидел, как я бегу?
МИША. Увидел и что?
КЛУБОЧЕК. Думаешь, я не умею бегать иначе?
МИША. Ничего я не думаю. Мне что, подумать больше не о чем?
КЛУБОЧЕК. Я - ваш гид в стране Турфирмбомбом. Это почти то же, что учитель в школе. А учителя надо слушать. Если я говорю - надо делать так, значит, надо так.
МИША. Зачем?
ЛИЗА. Но так ведь бежать труднее. Мы лучше побежим, как нам удобно. Вот еще, бежать задом наперед.
КЛУБОЧЕК. Как хотите. Но если мы побежим так, как вы, то никогда не вернемся в нужное место. Или вернемся, но очень не скоро.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Давайте побежим задом наперед. Уж очень хочется домой.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. А у меня есть план.
ЛИЗА. Какой?
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Стратегический.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Ты ж в стратегии играть не любишь. Только в стрелялки.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Это я к слову. Конечно, лучше в стрелялки. Спрячемся тут.
КЛУБОЧЕК. Рисковать жизнью?! Моей? Единственного гида страны Турфирмбомбом?!
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Никто твоей жизнью не рискует. Тебя не тронут.
КЛУБОЧЕК. Рыцари? Когда увидят, что я вожусь с драконами?! Тронут! Еще как!
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Спрячься тогда вон там. Как только я расправлюсь с рыцарями, бежим вперед, и только вперед. Вот еще, буду я бегать задом наперед.
КЛУБОЧЕК. Я не позволю тебе расправиться с драконами!
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Это еще почему?
КЛУБОЧЕК. Они - единственная надежда страны. Они убивают драконов!
ПРАВАЯ ГОЛОВА. А зачем они убивают драконов?!
КЛУБОЧЕК. Глупый вопрос. Потому что драконы - не такие, как все. Если разрешить кому-то быть не таким, как все, тогда все захотят быть не такими, как все. И что же это будет за страна?
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Ты тоже не такой, как все. Тебя ж не убивают.
КЛУБОЧЕК. Я - гид ее величества злой волшебницы. Мне можно. Все знают, что мне можно.
ЛЕВАЯ ГОЛОВА. Не важно! Позвольте предложить вам мою голову, принцесса.
ПРАВАЯ ГОЛОВА. Какой идиот! Еще хочет, чтобы я со временем стал таким, как он! (Кричит очень громко и повелительно, так, что все не осмеливаются его ослушаться.) Все! Слушаться меня! Всем стоять! Прятаться за дерево.
Все спрятались. Выбегают рыцари. Правая голова высовывается из-за дерева. Пугает рыцарей. Они пугаются, падают в обморок от страха. Дети и Клубочек убегают в ту сторону, в которую им надо. Один из рыцарей приходит в себя раньше, чем другой. Вскакивает, толкает другого.