Елена Петровна, учитель русского языка и литературы на замене
Ирина Романовна, классный руководитель
2 охранника
Школа. 10 класс гимназии. Между 1 и 9 мая. В классе всего 5 человек. Звенит звонок. Входит Елена Петровна.
Елена Петровна. Добрый день. Как нас много! Что остальные?
Никита. Остальные - умные. Отдыхают.
Вика. В других школах каникулы. А мы тут...
Артем. Печальна жизнь наша.
Елена Петровна. Что ж, не будем о грустном. Позвольте представиться, Елена Петровна. Русский язык и литература.
Никита. А Наталья Егоровна где?
Елена Петровна. Уволилась.
Никита. А-а-а-а! Вот оно счастье!!! Йес, йес, йес!
Елена Петровна. Ну-ну. Рано радоваться. Русский и литература от этого не отменяются. Я, правда, у вас временно, пока не найдут замену. Прошу любить и жаловать.
Никита. Любить и жаловать? Это завсегда пожалуйста. Если взаимно. А то вот Наталья Егоровна...
Вика. Оч-чень нас не любила.
Елена Петровна. Правда? В чем это выражалось?
Никита. "Прочитайте то, прочитайте се. И перескажите вслух мое мнение. А если у вас другое мнение, то выше тройки вам не светит"
Елена Петровна. Так прямо и говорила?
Вика. Другими словами, но смысл...
Елена Петровна. А вы, значит, все прочитали, составили свое мнение и очень хотели его высказать.
Кирилл. Прочитали, составили свое мнение и очень хотели его высказать.
Елена Петровна. О! Значит, я пришла, куда надо. Есть с кем поговорить.
Никита. Да, только разговаривайте, пожалуйста, с теми, кто хочет поговорить. У меня лично тоже есть свое мнение - нафиг надо все это читать. Морально устаревшее ПО.
Елена Петровна. ПО?
Никита. Ну, софтинка.
Елена Петровна. Софтинка?
Никита. Программное обеспечение. Оно со временем устаревает. И его сносят. Заменяют на новое.
Артем. Или просто комп выбрасывают, покупают новый. А в литературе почему-то, чем древнее текст, тем сильнее его в тебя пытаются втюхнуть. И вот давай болтать про этого князя под деревом с его смыслом жизни. Наш смысл жизни совершенно другой!
Вика. Или про эту тетку, что в реку прыгнула из-за всего-то пары раз с посторонним мужиком. Тоже мне трагедия.
Никита. И, главное, она-то и ест луч света, а те, что не прыгнули, хотя не пару, а гораздо больше, почему-то темное царство.
Артем. А, еще главнее, мы-то тут при чем? Для нас это вообще не актуально.
Елена Петровна. О!
Никита. Понимаете, Елена Петровна, в век медиатехнологий как-то глупо читать буковки, чтобы понять суть устаревших явлений. Их нет. Мир другой.
Елена Петровна. Угу.
Никита. Угу - значит, вы будете нас любить и жаловать?
Елена Петровна. Вне всяких сомнений.
Вика. Тогда, может, отпустите нас, а? Мы потихо-о-онечьку. Если что, скажем, что у нас было 5 уроков.
Елена Петровна. Этого я не могу.
Никита. Ну вот, а как все хорошо начиналось!
Вика. Тогда мы просто тихо посидим?
Елена Петровна. Да, посидим, поговорим.
Артем. О чем?
Елена Петровна. О литературе, разумеется.
Никита. Я вот про вампиров люблю. Литература, что надо.
Елена Петровна. А я не люблю.
Кирилл. Вот и поговорили. Ваше мнение, конечно же, важнее.
Елена Петровна. Мое мнение- мнение специалиста. Всего лишь. Но... в случае с вампирами, это личное.
Кирилл. Тем не менее, вы произнесли: "А я не люблю", - тоном, не допускающим возражений. Прямо как Наталья Егоровна. Я лично тоже про вампиров не читаю, считаю это второсортной литературой...
Никита. Ну да! Куда там! Все, что читает Кирюха, - первосортная литература, остальное - дерьмо.
Кирилл (выслушав тираду Никиты, не обращая на него внимания, отвечает только Елене Петровне). ...не смотря на то, что считаю это второсортной литературой, тем не менее, ваш тон был крайне не толерантен, что недопустимо для преподавателя гуманитарного предмета, ибо основное назначение преподавателей гуманитарных предметов - подталкивать юное поколение к самостоятельному мышлению. А, значит, нужно давать право на ошибку. И сама ошибка не должна вызывать столь яростного осуждения.
Елена Петровна. Ты прав, учить мыслить самостоятельно - наша основная функция. Однако же, гуманитарная среда настолько относительна и субъективна, что надо таки давать некоторые направления полученным свободам.
Кирилл. Вот она демагогия в чистом виде. "Вы свободны, но только с трех до пяти по пятницам и только в пределах вашей личной квартиры".
Елена Петровна. А как иначе? Каждому возрасту своя свобода. Дайте полную свободу годовалому ребенку, и он вряд ли выживет. Освободите подростка от культурного наследия, и последствия будут самыми мрачными.
Никита. Может, светлыми наоборот? Откуда знаете, что мрачными?
Елена Петровна. Знаю. Мир создан скучно и однообразно. Каждое юное поколение земли думает, что именно ему окрылись какие-то иные культурные перспективы, хочет все сломать и перевернуть мир, не догадываясь, что именно такими же были в их возрасте отцы и деды. Не вы первые, не вы последние.
Никита. Все, сдаемся! Мы не оригинальны, и общество, так или иначе, осчастливит нас культурой. Насильно.
Елена Петровна. Ну, уж! Ну, уж. Есть и другие методы.
Кирилл. Но я вообще-то не об этом говорил, а о том, что вы слишком безапелляционно сказали: "А я не люблю". Для преподавателя гуманитарного предмета это недопустимо.
Елена Петровна. А я услышала, что твоя речь о вампирской литературе, показалась эм-м...
Кирилл. Никите.
Елена Петровна. Да, Никите. Показалась Никите менее (как ты сказал?), менее толерантной, чем моя.
Никита. Так его, Елена Петровна. Если мы с вами объединимся, то точно заборем Кирюху по гуманитарности. Но если вы не полюбите моих вампиров, не уверен все-таки, что заключу с вами гуманитарный союз.
Вика. Я бы лично пошла гулять. Природа шепчет, а мы тут о вампирах. Это, в конце концов, непедагогично так много времени уделять разного рода нечисти.
Елена Петровна (вздыхает). Я поняла. Ребята вы непростые.
Никита. А то!
Елена Петровна. Работать с вами будет легко и интересно.
Никита. Но я от темы вампиров все-таки не уходил бы. Вот чем ваша "Война и мир" лучше вампирской саги?
Елена Петровна. Извини, есть у меня такой пробел в образовании, не читала вампирскую сагу.
Никита. Во-о-от. А беретесь судить. Так же как этот "индивидуум". (Кивает на Кирилла).
Катя. Не волнуйтесь, Елена Петровна, он эту сагу тоже не читал. Фильм только посмотрел. И то, думаю, с целью рассмотреть спецэффекты.
Никита. О! Голос прорезался. А то мы все время с Темой и Викой думаем: немая, не немая?
Катя. А о чем с вами разговаривать?
Никита. Нам с вами, дэвишка, точно не о чем. Это Кирюха тебе что-то бормочет, бормочет, а в ответ - тишина, вот он соскучится и глазами-то в другую сторону зырь-зырь. Окосеет скоро, однако.
Катя. Ты!
Артем. Не окосеет, так мы его окосеем!
Кирилл. Да что ты?!
Елена Петровна. Тихо! Ребята! Я не призываю вас жить дружно. Ваш нежный возраст к этому не располагает. Но на уроке литературы, все-таки, давайте ближе к теме. А то я только 15 минут в классе, а уже как будто мексиканский сериал посмотрела.
Никита. Во-о-от!
Елена Петровна. Что вот?
Никита. Мексиканские сериалы смотрите, а ведь вампирская сага намного интеллектуальнее.
Елена Петровна. Вампирская сага ни о чем. Пустота необыкновенная. Комикс для детей с неразвитыми чувствами.
Вика. Это уж вы загнули! Там как раз чувства обостренные, сверхъестественные, настоящие. (Кириллу, который ест ее глазами.) Что?!
Артем. Сверхъестественно в глаз захотел.
Катя напрягается.
Никита. Ты что, он с охраной. Я боюся!
Елена Петровна. Внимание. Еще такое услышу, посажу писать тест по пройденной теме.
Вика. Только не тест!
Артем. А по какой пройденной? Мы никаких тем не проходили.
Никита. Вы не волнуйтесь, Елена Петровна. Мы не деремся никогда. У нас нейтралитет вследствие двустороннего наличия ядерного оружия. У нас Тема, у них Катя, борцы сумо, с умом, то есть, борцы. Спортсмены. А вообще мы все дружим. У нас дружный класс.
Елена Петровна. Я вижу. Что ж, поговорим о любви и дружбе, и о том, как эти человеческие чувства отражаются в классической и посредственной литературе.
Вика. А зачем нам о человеческих чувствах? Мы ж, по-вашему, киборги!
Кирилл. Именно.
Елена Петровна. Именно затем и нужно беседовать с молодым поколением о классической литературе, чтобы не выросли киборгами.
Вика. О-о! Я в шутку сказала, а вы что, всерьез нас киборгами считаете?
Елена Петровна. Я так сказала?
Вика. А что это было? "Чтобы не выросли киборгами"? То есть вы вполне реально считаете, что мы можем?
Никита. Да, это вы нас как-то даже как будто бы пнули. Прямо как Наталья Егоровна. Только мы к вам было прониклись...
Елена Петровна. Ничего такого я не имела в виду... В свое время и нас, основываясь на примерах классической литературы, учили, что такое дружба, любовь...
Артем. А мы знаем, что такое дружба, любовь...
Елена Петровна. Уверены?
Артем. Абсолютно. У нас есть друзья и любимые. И мы все об этом знаем.
Кирилл. А у вас есть друзья и любимые?
Елена Петровна. Я не хотела бы обсуждать...
Кирилл. Именно! Наши чувства и мозг можно есть, а ваше не трожь. А почему?
Елена Петровна. Я собиралась обсуждать, основываясь на общеизвестных примерах, а вовсе не копаясь в вашем личном нижнем белье.
Кирилл. Общие слова и есть общие слова, если уж на то пошло. Почему некоторые тексты становятся классикой? Потому что писатель с болью и трепетом копается в своем личном, как вы выражаетесь, белье и с надеждой на доверие показывает это людям. А есть другие писатели, их имя "пустота", без Чапаева, которые ловко складывают общеизвестные истины, пользуясь красивыми словами. Да, такая литература тоже иногда воспринимается, как высокая какое-то время, но, обычно, это быстро проходит, потому что она не настоящая. И вот нас на уроке литературы пытаются с помощью общезатасканных фраз и ничего не значащих оборотов приобщить к тому, что называют классикой и большой ценностью. Но, поскольку учитель не вкладывает во всю эту бадягу никакого личного, по вашему выражению, белья, то и нас это ни капельки не трогает, и даже, напротив, бесит, и вызывает невольное раздражение по отношению к классике. И мое личное мнение - руки прочь от классики в школах! Уж лучше про вампиров. Куда честнее.
Никита. О-оу!
Елена Петровна. Может, ты и прав. Может быть. Но ведь нужно что-то менять.
Кирилл. Нужно. Даже знаю, что. Я бы включил все мои любимые книги русской и зарубежной классической литературы в список запрещенной до 18 лет. Уверяю вас, это куда более действенное средство для гуманизации общества, нежели уроки литературы. Потому что многие ее бы тогда прочитали просто из принципа противоречия.
Елена Петровна. Я думала об этом.
Никита. Да ну?
Елена Петровна. Ну да. К сожалению, некоторые, как раз те, кто сейчас не читает классику, и в случае запрета не будет ее читать. Им некогда заниматься ерундой. Правда, Никита?
Никита. Правда. Только вы это как-то с подковыркой, что обидно.
Елена Петровна. Неужто?
Никита. Ужто.
Елена Петровна. Вы, люди, не читающие классики, возможно, более совершенные люди, не берусь судить. Это выяснится через 20-30 лет...
Вика. Вот! Давайте тогда и встретимся. А сейчас гулять! Отпустите нас, а?
Елена Петровна. Не могу. Моя миссия не завершена. Я должна поговорить с вами о классике. И показать, что классика и современность в сущности мало чем отличаются друг от друга.
Никита. Миссия невыполнима!
Елена Петровна. Еще как выполнима!
Никита. Ладно-ладно. Мы поняли: бузить бесполезно. Давайте расслабимся и получим удовольствие.
Елена Петровна. И это правильный ответ!
Никита. Пять?.. Пять?
Елена Петровна. Все будет. Итак. Поговорим о любви и дружбе в классической литературе.
Вика. Мы же сказали, что все про это знаем.
Елена Петровна. Вот и выясним, знаете или нет.
Артем. Ага. Ребят, сосредоточились! Вот прямо сейчас, на наших глазах произойдет чудо. Разобрав такие незнакомые нам чувства, как любовь и дружба в классическом произведении, мы поймем, что на самом деле ничего про это не знали! Что какие-то левые движения мы принимали в реале за любовь и дружбу, типо, дорогой, мы-то думали..., а это была астма.
Школьники смеются.
Вика. Готовы ли мы осознать нашу убогость?
Все. Да!
Вика. Мы слушаем, Елена Петровна.
Никита. Да! Ждем! Чу-да! Чу-да!
Елена Петровна. Зря иронизируете.
Никита. Что вы, как мы можем? Иронизировать над незнанием... давайте уже начнем.
Артем. Стоп-стоп. Я передумал. У меня особое мнение!
Елена Петровна. Слушаю.
Артем. Лишние знания тормозят развитие человека в нужном, выбранном им направлении...
Елена Петровна. Та-ак.
Артем. Мы - поколение юное, нестабильное, и на нас легко воздействовать...
Елена Петровна. Та-ак.
Артем. Комплексы и рефлексы людей прошлого, не актуальные в современном мире, повиснут на нас лишним грузом, будут тормозить наше развитие вперед в требуемом направлении. Так стоит ли? Я, конечно, могу плеер в уши воткнуть и защититься. Но раз уж мы сегодня на чистоту, а, вернее, потому как нас мало и вы все равно заметите, то и говорю вам прямо. Я не желаю. Мало того, считаю насилием ваше желание приобщить меня к вредоносному...
Никита. ПО! Программному обеспечению! А что, верная мысль! Вирусная атака классической литературы на моСК юного поколения.
Кирилл. Я слышал, и министры согласны.
Никита. Долой спам!
Вика. И гулять!
Елена Петровна. Хорошо. Потратим время. Выслушаем, почему классика - лишний груз.
Кирилл. Да для него все лишний груз.
Елена Петровна. Дадим ему слово, хорошо, Кирилл? Вдруг я услышу что-то новое и оригинальное.
Кирилл. Из его уст? Да что вы, Елена Петровна.
Елена Петровна. И тем не менее. Слушаем, Артем.
Артем. Да... все ж просто. Современный мир устроен рационально.
Елена Петровна. Та-ак.
Артем. Рациональное соревнование - или ты или тебя.
Елена Петровна. Так это и в каменном веке так было.
Артем. Было. А потом люди изобрели мораль. Чтоб не все локтями толкались. А только самые родовитые или хитрые. Уж если так, по большому счету, православие стало бедой для России. Христианство убило воинственный дух народа и сделало всех слабаками. Но я сейчас не о том, потому что вы начнете мне про отечественную вторую и первую. И как мы всех победили. Это долго разговаривать. Я о современном мире.
Елена Петровна. Та-ак.
Артем. Сейчас мораль потихоньку меняется в нужном направлении. Потому что истинная демократия наступает, в общем. Теперь любой может потолкаться и достичь. И зачем мне слушать и читать этот бред - классические заморочки. Подборка литературы для чтения в школе создавалась во времена коммунизма или чего там было тогда у нас? Тогда положительные герои были те, что не вписывались в драчку за имущество в силу тех или иных болезней или комплексов. Базаров там или как его? Встречались и те, у которых все было, и им лезть не надо было, вот они и не лезли, как Онегин, кажется. Или другие еще псевдоположительные, которые хотели всего и всем. Но жизнь-то показала, что все они, перечисленные мною, были не правы.
Елена Петровна. Ого! Ну и?
Артем. В общем-то, все.
Елена Петровна. Немногословно.
Артем. Словом, я не хочу слушать про то, что чуждая мне мораль - хорошая, а не чуждая - плохая.
Елена Петровна. Но сейчас изучается разная классика.
Артем. Да вот не разная. Даже антисоветская литература - она про то, что все и всем, только другими способами. А мне на это наплевать. Я думаю только о себе и это верная стратегия развития в современном мире. Я про это читал в инете. Когда каждый со своими целями, то система устойчивее. И мне эти комплексы литературных героев, плохо или хорошо они поступают, совершенно пофиг. Я хочу взять то, что я заслуживаю. И если найдется более достойный, чтобы взять то, что я хочу, я буду бороться, и если проиграю, то смирюсь, и буду искать в другом месте. И все силы мне нужны только для того, чтобы достичь того, что я могу. А думать о человечестве или о других мне просто некогда. И это правильно.
Елена Петровна. Значит, любовь и дружба по боку?
Артем. Вот только не надо про любовь и дружбу. Не надо передергивать! С этим мы как-нибудь разберемся. Я о бизнесе говорю, о работе. Мои друзья думают так же, как я. А с любовью и дружбой у нас все в порядке. Одно другому совершенно не мешает. Все гармонично, я бы сказал. Это только вам кажется, что одно с другим не состыковывается. Потому что вы - человек прошлого века.
Елена Петровна. Вот здорово! Тут я должна расплакаться и отступить.
Артем. Это совсем не обязательно.
Елена Петровна. Предлагаю вернуться и обсудить слова Артема после литературного эксперимента. Я все же настаиваю провести его. Один раз. Это не больно. И если ваше мнение изменится, то я не зря живу.
Артем. А если не изменится, то не только вы зря живете, но и мы зря время тратим.
Елена Петровна. Один раз можно.
Кирилл. Ничего не изменится. Люди не меняются. Тут я с Артемом согласен.
Никита. А давайте на что-нибудь поспорим. Если ничего не изменится в наших представлениях о жизни, то вы нам по пятерке. В аттестат.
Елена Петровна. А если изменится?
Никита. О! Тогда вы сами придумаете себе приз. Но раз вероятность ничтожно мала, то все, что хотите.
Елена Петровна. Значит, все согласны?
Все кроме Кати. Да.
Елена Петровна. Катя?
Катя. Мое мнение кого-то интересует?
Елена Петровна. Меня.
Катя. Валяйте.
Елена Петровна. Вообще-то изначально я не хотела переходить к крайним мерам и резко менять ваши представления...
Никита. Ага! Уже испугались!
Елена Петровна. Но раз тут прозвучали такие тексты.... Что ж. Нас мало. Давайте сядем поближе. Я не кусаюсь.
Елена Петровна достает баранки, термос и пластмассовые стаканчики.
Елена Петровна. В начале - чай.
Артем. О! Вот это дело.
Пьют чай.
Елена Петровна. Поговорим о Гамлете.
Никита. Это который "и ходит Гамлет с пистолетом и хочет когой-то убить, и стоит вопрос перед ГамлЕтом быть или не быть"?
Елена Петровна. Ага. Знаем классику по блатным песням. Тоже дело.
Затемнение.
На сцене Артем и Катя
Катя. "Принц, были ль вы здоровы это время?"
Артем. "Благодарю: вполне, вполне, вполне".
Катя. "Принц, у меня от вас есть подношенья. Я вам давно хотела их вернуть. Возьмите их".
Артем. "Да полно, вы ошиблись. Я в жизни ничего вам не дарил..." Кать, что происходит вообще? Что я говорю?
Катя. Я, в общем, тоже не в курсах.
Артем. Тексты какие-то дебильные.
Катя. Да нет, тексты нормальные.... Это "Гамлет, принц датский". Ты - Гамлет.
Артем. Я? Который "и ходит Гамлет с пистолетом и хочет когой-то убить"?
Катя. Ага.
Артем. Ничего не понимаю. Гамлет, не Гамлет. При чем тут я?
Катя. Да я почем знаю?! Я вообще Офелия, значит, скоро утоплюсь.
Артем. Фигасе!
Катя. Извини, задам тебе интимный вопрос. Не удивляйся только. Ладно? В качестве эксперимента. Ты ко мне что-нибудь чувствуешь, в смысле, ну, сам понимаешь?
Артем. Я?! К тебе?! С ума сошла, что ли? (Присматривается.) Постой. (В образе Гамлета.) Офелия! "Я вас любил когда-то".
Катя. "Действительно, принц, мне верилось".
Артем. "А не надо было верить. Сколько ни прививай нам добродетели, грешного духа из нас не выкурить. Я не любил вас".
Катя. "Тем больней я обманулась!"
Артем. Стой! Сейчас все объясню. Я любил тебя, Офелия. Но это было в другой жизни. Пока не умер отец, а мать не вышла замуж за его брата, редкостного урода и подлеца. Он захватил мой трон. И она, она пошла на это! Моя мать! Оказывается, я не знал свою мать! Как не считать после этого всех женщин продажными. Даже тебя, Офелия. Я не знаю, чего от вас ждать. Черт! Что происходит, Кать? Ты не представляешь, каково на меня накатило! Это вообще! Так не бывает!
Катя. Тш-ш-ш!
Артем. Какое там тш-ш-ш?!
Катя. Тихо, говорю! Я думаю. Мне тоже, знаешь, не сильно хорошо. Чувак дарил, дарил подарки, я уже и губы раскатала, а потом говорит "иди в монастырь или замуж за дурака".
Артем. Я не говорил.
Катя. Ну эта реплика еще впереди. А мне заранее фигово.
Артем. Ну, ты сравнила! Тебя просто парень бросил, а у меня мир рушится, жить не хочется!
Катя. Держись! Ты - принц.
Артем. Да, принц!... Я один, все тонет в фарисействе!
Катя. Это из другой оперы!
Артем. Плохо все.
Катя. Стоп-стоп-стоп. Ты не один. Я с тобой.
Артем. Так ты утопишься.
Катя. Не буду я. Еще чего! И, слушай, я тебя не предам, обещаю. Я все время буду с тобой и за тебя. Ты же знаешь, я - кремень.
Артем. Знаю, Кать. Ты - кремень. Когда ты - друг, на тебя можно положиться. Но ты ж мне не друг.
Катя. Друг. Мы ж из одного класса. Иди ко мне, принц Гамлет.
Артем приближается к Кате. Обнимаются и тут же отскакивают друг от друга.
Артем. Нет, это...!
Катя. Спокойно! Без истерик! Мы попали в необычную ситуацию. Не надо орать при каждом неожиданном явлении. Ты мужчина, блин. Сдерживайся.
Артем. Хорошо, Кать. Просто когда я тебя обнял, я почувствовал...
Катя. Да! Сейчас в каждом из нас две сущности. Давай разделять, где мухи, где котлеты. И искать в этом выгоду, а не наоборот.
Артем. Но что случилось-то вообще?
Катя. Ты хочешь, чтобы я тебе все по полочкам разложила? Я ж не гугл, у меня нет ответов на все вопросы. Что последнее мы помним?
Артем. Русичка налила нам чай.
Катя. Да. И сказала, что мы будем говорить о Гамлете.
Артем. Ага.
Катя. Вот мы и говорим о Гамлете. Но оч-чень странно.
Артем. Но так же не бывает?
Катя. Знаю.
Артем. Тогда давай орать. Может, все рассеется?
Катя. Да блин, есть другие варианты, кроме орать?
Артем. Пока нет.
Катя. Спокойно! Все будет хорошо. Но надо чуть сосредоточиться. Я читала Гамлета. Давно, года два назад. Мало что помню. Помню, что все кончилось очень оч-чень нехорошо. И если нам отсюда быстро не выбраться, то, по крайней мере, надо делать все как бы по пьесе, но не совсем по пьесе, чтоб не сдохнуть. Понял?