Утро. Выгорожена не очень большая комната, заставленная четырьмя кроватями. Они образуют какой-то невероятный рисунок.
На кроватях спят Вася, Маша и Митя.
Появляются Полтер и Кики. Похоже, что у них только что была веселая вечеринка, или ночеринка до утра. Они видят детей, и на цыпочках подбираются сначала к Мите. Смотрят несколько секунд, как-будто изучают, что ему снится, переглядываются и начинают пародировать его сон. Полтер становится в позу Гамлета и беззвучно говорит: "Быть или не быть, вот в чем вопрос". Кики аплодирует. Митя переворачивается с бока на бок. Кики и Полтер отскакивают, ждут несколько мгновений. Нет, все тихо. Они подбираются к Васе, пародируют его сон. Полтер, изображающий Васю, пишет научный труд, хмуря брови, и грызя ручку. Кики чешет голову, потом берет яблоко и роняет его на голову Полтера. Полтер: "Эврика!" Митя во сне поднимается и говорит: "Нобелевская премия!". Кики и Полтер отскакивают, выжидают время, подбираются к Маше. Смотрят, и ничего этакого умного в ее сне не видят. В ее сне то же самое, что изображали они, когда вошли в комнату, то есть танцы, танцы и танцы. Полтер и Кики танцуют.
Маша просыпается. Кики и Полтер убегают. Маша, не открывая глаз, пытается пробраться к выходу. Это не так уж просто. Маша таки падает на Васю. Вася недовольно бурчит.
ВАСЯ. Не трогай мои ноги. Их сохранность гарантирована конституцией Российской федерации.
МАША. Нужны мне твои ноги. Умник!
Их препирательства будят Митю.
МИТЯ. Ну, можно хоть в воскресение поспать!
МАША. Ты нам даешь поспать, когда приходишь в два часа ночи после своих любовных похождений?
МИТЯ. Уж кто бы молчал насчет любовных похождений?!
ВАСЯ. Она их производит в строго определенное семейным режимом время.
МИТЯ. Еще скажи, что я должен ложиться спать вместе с недоразвитыми младенцами.
ВАСЯ. Я - не младенец. А насчет развития умственных способностей, то в семье есть однозначное мнение, ху есть ху.
МИТЯ. Слушай, развивай свои способности на кухне, а мне дай поспать.
В дверях появляется бабушка.
БАБУШКА. Что за шум?
МИТЯ. Машка упала на вундеркинда, а тот, еще не открыв глаза, стал хвалить свои умственные способности. Господи, когда же я высплюсь? Кажется, я готов спать в подвале.
БАБУШКА. В подвале не надо. (Показывает распечатанный конверт и бумагу.) Кажется, нашим проблемам приходит конец.
МИТЯ (поднимает голову от подушки). Неужто префект расщедрился и дает нам квартиру?
МАША. Если это в другом районе, я не поеду.
ВАСЯ. А умные люди вообще не обращают внимания на бытовые условия.
Торжественная пауза.
МАША. Ну, бабушка, читай уже.
БАБУШКА (читает).На ваш запрос по поводу предоставления квартиры многодетной семье Андреевых, стоящей на очереди в течение 12 лет, отвечаем: (Пауза.) к сожалению, ваша семья уже не считается многодетной из-за достижения вашим старшим сыном 16 летнего возраста. И на данный момент префектура не располагает свободной жилплощадью...
МИТЯ. У-у-у...
БАБУШКА. Тихо! (Читает дальше.) Зато, учитывая то, что ваша квартира расположена на последнем этаже, разрешаем вам бесплатно приватизировать часть чердака и располагать им по своему усмотрению.
МИТЯ (с иронией). Чердак!?
МАША (уныло). По крайней мере, не надо переезжать в другой район.
ВАСЯ (вскакивает). Необходимо произвести осмотр помещения.
Чердак. Многолетняя паутина свисает, образуя причудливые формы. Дети осматриваются, их лица не светятся счастьем.
Кики и Полтер радостно потирают руки - будет повод похулиганить. Дети их не видят, т.к. они невидимы. В дальнейшем они либо комментируют своими действиями поступки детей, либо пытаются что-то сделать, чтобы привлечь их внимание.
МИТЯ. Да, на номер люкс не похоже.
ВАСЯ. Чердак - это хорошо проветриваемое помещение, находящееся между последним этажом и крышей и не являющееся жилым.
МАША. Вы что, больные? Не нравится, можете катиться. Я лично сегодня же приглашу всех наших. Ну, мы тут оттянемся немерено. У Ксюхи, кажется, была ненужная мебель. Думаю, ее предки согласятся нам отдать эту рухлядь. Класс! Наконец-то! Наконец-то можно потусоваться у меня. А то все у Ленки или у Катьки.
МИТЯ. Надеюсь, вы не каждый день здесь будете тусоваться?
МАША. А почему бы и нет?
МИТЯ. Деточка, нужно учиться, учиться и учиться. А ты бездельничаешь эври дэй. Никакого смысла в жизни. Как тебя из школы еще не намылили?
МАША. А зачем учиться?
МИТЯ. Как это зачем?
МАША. Чтоб, как ты: поступить в институт, от которого тошнит?
МИТЯ. Если бы не угроза угодить во всеми нами любимые вооруженные силы, я бы не стал тратить время на институт. У меня есть цель в жизни! И если даже я не поступлю официально, то просто создам свой театр. И не хуже, чем у папенькиных сынков из артистических династий. Наконец-то у меня есть возможность репетировать каждый день. Мы поставим "Гамлета", "Ромэо и Джульетту"...
МАША. Ты хочешь сказать: это будет происходить здесь!?
МИТЯ. А где же еще?
МАША. Я первая заняла помещение.
МИТЯ. А я старше.
МАША. Да ты!!...
Вася кашляет. Митя и Маша оборачиваются к нему.
ВАСЯ. Дамы и господа. Кажется, вы забыли, что у вас есть младший, но наиболее разумный из вас, брат, которому, может быть, уготовано перевернуть мир своими научными открытиями, и которому крайне необходима лаборатория.
МИТЯ. Уж ты-то, Михайла, можешь спокойно обойтись без лаборатории. Сиди себе где угодно и думай. Может, до чего и додумаешься.
ВАСЯ. Прошу не называть меня Михайлой. Мне эта кличка крайне оскорбительна.
МИТЯ. Чем же это может быть оскорбительна кличка Ломоносов?
ВАСЯ. Ломоносов был неучем до 15 лет!
МИТЯ. Зато потом резко поумнел. С тобой, наверное, произойдет обратный процесс.
ВАСЯ. Зато с тобой этот обратный процесс зашёл уже слишком далеко!
МИТЯ. Да я тебе!
Митя бросается на Васю. Маша их пытается разнять. Тут-то и раздается странный для них стук. Это Полтер и Кики решили, наконец, дать о себе знать вполне отчетливо. Дети прислушиваются.
МИТЯ. Что это?
ВАСЯ. Ремонт отопления.
МАША. Не похоже. Может, бабушка стучит?
Стук идет из глубины чердака и приближается к ним, а потом удаляется. Полтер и Кики шутят. Иногда стучат в разных концах чердака. Маша придвигается к Мите.
МИТЯ. Не нравится мне все это.
МАША. Что это может быть?
ВАСЯ. Нужно выяснить. Необъяснимых вещей не существует. (Хочет пойти туда, куда стук удалился.)
МАША. Васька, не ходи!
ВАСЯ. Как же я тогда во всем разберусь?
Он идет в одну сторону, стук же вдруг появляется с другой.
МАША. А-а!
Митя берет палку.
МИТЯ. Что бы это ни было, его надо устранить. Теперь этот чердак наш. Эй, ты, покажись.
Грозный стук.
ВАСЯ. Зачем его устранять? Если это нечто, неизвестное науке, я смогу это изучить, и, может, даже получить нобелевскую премию.
Вопросительный стук.
МИТЯ. Оставь ты свою нобелевскую премию! Я собираюсь здесь репетировать, а не изучать привидения.
Стук.
МАША. Постойте, а, может, с ним можно договориться? А что? Классно. Тусовка с привидениями. А? Эй ты, полтергейст, ты вменяемый?
Одобрительный стук.
МАША. Слышали? По-моему, вменяемый. А знаешь, давай, если да, то стучи два раза медленно, если нет - три раза быстро. Хорошо?
Стучит два раза.
МАША. Здорово! А не мог бы ты показаться?
К Маше в руки летит паутина. Это Кики кидает. Она уже видит, что Полтер к Маше слегка неравнодушен.
МАША. Фу. Надеюсь, это не ты?
Стук три раза.
МАША. Ну, покажись.
Молчание.
МАША. И пожалуйста, очень надо. Иди тогда отсюда.
Непрерывный стук удаляется.
МАША. Нет, постой. Я пошутила. А как тебя зовут?... О, извини. Может, ты азбукой Морзе сможешь? Точка, тире, это... Честно, не помню. Михайла, научи его.
ВАСЯ. Я не знаю.
МАША. Я думала, ты всё знаешь.
МИТЯ. Может, пригласить из какой-нибудь организации? Пусть обследуют?
ВАСЯ. Я сам обследую.
Недовольный стук.
МАША. Ну, вы, тихо! Я только наладила контакт. А они - организации, изучение. Видите же: он - разумный. Никому ничего плохого не делает.
МИТЯ. Все равно! Это же что-то ненормальное.
Три раза быстро.
МАША. Перевожу. "Сам ты ненормальный".
Два раза медленно.
МАША. Надо только имя ему дать, этому полтергейсту. Полтер гейсту. А что? Мы назовем его Полтер, по фамилии Гейст. Ты согласен, Полтер?
Два стука.
МИТЯ. Что ты его спрашиваешь? Когда хозяин дает собаке кличку, он что, ее спрашивает, нравится ей имя или нет?
МАША. Слушайте, помолчите. Не умеете оба разговаривать с разумными существами. А ты, Полтер, не обижайся, это мои братья. Не думай, они не такие уж плохие, и я их даже в каком-то смысле люблю. Просто мужчины всегда все усложняют и выпендриваются. Вот Михайла, то есть Вася, он все подряд читает, особенно любит энциклопедический словарь. Представляешь?! Читать такое занудство! Но что поделаешь? Хочет стать умнее всех.
ВАСЯ. Почему хочу? Я и есть.
МАША. Но мы-то с тобой, Полтер, понимаем, что это все ерунда. В книгах всего не прочитаешь.
ГОЛОС. Это точно.
Дети не обращают внимания.
МАША. А это - Митя. Он учится в энергетическом. Хотя зачем ему эта чубайсятина? Его интересует совсем другое. Он хочет стать театральным режиссером. Думает, что крупный талант.
МИТЯ. А разве нет?
МАША. Но мы-то с тобой, Полтер, знаем, что нужно человеку для счастья. Ему нужна только хорошая...
ГОЛОС. Тусовка.
Дети пугаются. Оглядываются.
МАША. Кто сказал "тусовка"?
ГОЛОС. Я сказал.
МИТЯ. Нет, это нечто. Первый раз зашли на собственный чердак, а тут полно привидений.
ГОЛОС. Я - не привидение. Я - дух.
МАША. Это ты, Полтер?
ПОЛТЕР. Как сказать. Раньше меня звали Кузей.
МАША. Извини. Кузя, так Кузя. Мне все равно.
ПОЛТЕР. Но в свете новых веяний, я согласен, можно называть меня - Полтер по фамилии Гейст. Это солидно. Полтер Гейст дает сегодня вечером тусовку у себя под крышей. Приглашаются все желающие.
МАША. Полтер, гениально.
ПОЛТЕР. Я знаю. Все, что я делаю, гениально.
МАША. Полтер! И ты туда же! У меня два брата. И оба с манией величия.
ПОЛТЕР. Ну, они-то с манией. А я на самом деле (пытается подобрать слово)... крутой.
ВАСЯ. Скажи, пожалуйста, зачем ты стучал, когда можешь говорить?
ПОЛТЕР. Говорить умеют все. А ты пойди, постучи, чтобы тебя поняли, Михайла.
ВАСЯ. Я - не Михайла!
ПОЛТЕР. А я - не Полтер. Но раз Маша сказала, значит так и будет. Слово женщины - закон. Понял, Михайла?
ВАСЯ. Для тебя закон. А мне нет. Я женщин вообще не слушаю.
МАША. Даже бабушку!?
ВАСЯ. Она - не женщина.
МАША. Еще скажи, что она - самец. Полтер, а ты давно тут тусуешься?
ПОЛТЕР (вздыхает). Я тут не тусуюсь. Я тут страдаю от одиночества много-много лет. (Этого Кики уже вынести не может. Она крайне возмущена. Бьет Полтера.) Я так рад, что вы пришли, ребята. (Кики в возмущении убегает.)
МИТЯ. Не можем ответить взаимностью.
МАША. Митя!
МИТЯ. А что? Представляешь, мы репетируем, а тут опилки всякие летают.
МАША. Ну и хорошо. Он может сыграть тень отца Гамлета.
МИТЯ. У нас есть кому сыграть тень отца Гамлета.
МАША. Он не будет вам мешать, правда, Полтер?
ПОЛТЕР. Очень нужно.
МАША. Полтер, а может тебе сделать тело? Раз ты в силах поднять всякий мусор, ты же сможешь управлять чем-нибудь приличным.
ПОЛТЕР. Я все могу.
МАША. Стой-ка, у меня тут есть.
Маша достает из кармана куклу Петрушки, которую надевают на руку.
МАША. Вот, Полтер, вселяйся.
Кукла оживает. Осматривает себя.
ПОЛТЕР. Это я!?
МАША. А что такое?
ПОЛТЕР. Маша! Я думал мы - друзья, что ты представляешь меня этаким великаном, этаким красавцем, этаким силачом. А это что? Урод какой-то. Задохлик какой-то. Обидно, ей богу.
МАША. Но это же временно. Только на сегодня. Зато сейчас мы с тобой можем поздороваться. (Дает ему руку.) Привет, Полтер.
ПОЛТЕР. Привет, Маша. Привет, Михайла.
ВАСЯ. Я - Вася.
ПОЛТЕР. Ладно. Привет, Вася.
ВАСЯ (радостно трясет руку Полтеру, в нем просыпается ребенок). Здорово, Полти. Ты такой смешной.
ПОЛТЕР (вырывает у Васи руку). Ну, нет, Маша, я так не согласен. Лучше я буду никакой. Я - гигант. Я - огромный. Я - сильный, а тут... Даже малявка со мной фамильярничает. Что это еще за Полти?
ВАСЯ (опять надувается). Я - не малявка! Я - будущий лауреат нобелевской премии.
МАША. Полти, не обижайся и Ваську не обижай. Полти - классное имя. Полтер - слишком официально. Не для друзей, понимаешь? Конечно, на больших тусовках мы будем представлять тебя полным именем, но для своих гораздо лучше Полти. И не волнуйся, скоро ты станешь гигантом. Не все сразу.
Входят Боря и Анатолий Маштаевич. Они совершенно не обращают на детей никакого внимания.
БОРЯ. Вот тут мы можем сделать что-то типа душа. Ну, что-то типа отдохнуть после бильярда покера. Тогда клиентура пойдет побогаче. И я точно все верну вовремя.
Анатолий Маштаевич морщится, осматривая помещение.
БОРЯ. Это ничего. Евроремонт и никаких проблем. Там ведь так же было до того, как я типа въехал.
АНАТОЛИЙ МАШТАЕВИЧ. Так тебе еще потребуются вложения?!
БОРЯ. А я о чем? Ведь окупится быстро. Точно говорю. Девушек красивых наберем. Клиент повалит. А то, что чердак, так отделаем под романтику. Типа там пальмы или Ева со змеями. Ну, это я к слову. Как вы скажете, так и отделаем.
ВАСЯ. Вообще-то, уважаемые новые россиянские, этот чердак уже типа как занят.
МИТЯ. А новым, им все типа как мимо уха.
МАША. Ничего, мы им тут устроим типа как Ева со змеями.
АНАТОЛИЙ МАШТАЕВИЧ. Это еще что?
БОРЯ. Дети. Бомжи типа. Их-то мы быстро отсюда выведем. Ну-ка кыш отсюда.
ВАСЯ. С юридической точки зрения это мы имеем право сказать вам: "кыш", но как воспитанные и интеллигентные дети говорим: "Пройдите, пожалуйста, к выходу".
АНАТОЛИЙ МАШТАЕВИЧ. Боря, либо я что-то не понял, либо ты не врубился. Ты мне сказал, что уже отстегнул за чердак кому надо.
БОРЯ. Я отстегнул за половину чердака. Думал, никто не догадается отстегнуть за вторую. Думал - кому он нужен, этот чердак?
АНАТОЛИЙ МАШТАЕВИЧ. Учу тебя, учу, а у тебя не откладывается. Не экономь на спичках, на табачок не хватит.
БОРЯ. Да я... Я исправлюсь. Ну-ка дети, поиграли, и хватит. Идите домой. Дядя во всем разберется.
ВАСЯ. Мы имеем на руках официальный документ о том, что чердак этот - наш. Подписан замом префекта. Так что шел бы ты, Боря.
БОРЯ. Замом префекта? Вот, козел. Я ему -бабки, а он мне в ответ - нищих под бок! Главное, что этот чердак еще 20 лет пустовал бы, если б я ему не напомнил.
АНАТОЛИЙ МАШТАЕВИЧ. В общем, Боря, выгонишь их отсюда, тогда приходи, поговорим.
БОРЯ. Анатолий Маштаевич!
Анатолий Маштаевич поворачивается, чтобы уйти, и тут ему на голову падает куча мусора.