Аннотация: ...поэт - существо особого рода, способное проникать внутренним взором сквозь толщу реальности - в таинственное запредельное...
Предисловие:
взгляд на Взгляд
ЧИТАЯ СТИХОТВОРЕНИЕ СЕВЕРЯНИНА
Поэтический взгляд...
Притягивающий. Завлекающий.
Словно бездонное небо звёзд...
Взгляд, не просто отражающий однажды увиденное мгновение, но активно преображающий его, наделяя своеобразными чертами (единственными и неповторимыми), благодаря которым появляется на свет открытая заново привычная вещь. Тысячи людей могут наблюдать из года в год одну и ту же картину окружающей реальности, но не оставит она в их душах ни малейшего следа, не разбудит воображения, не воспламенит сердце - всё оттого, что духовного прозрения в них нету, умения видеть "мир над миром". В этой связи поэт - существо особого рода, способное проникать внутренним взором сквозь толщу реальности - в таинственное запредельное. Недаром почти во всех мифах и легендах волшба и колдовство тесным образом связаны с поэтической силой и вдохновением (многие боги, например, славянский Велес - удачно сочетали в себе разные ипостаси, в числе которых поэтический дар по значимости занимал не самое последнее место).
Поэтический взгляд выхватывает нечто важное среди обычного - то, что впоследствии облечётся в стихотворную форму - это как глина, лежащая под ногами: для несведущего человека - всего лишь комок прилипчивой грязи, и только в глазах мастера-гончара она бесценна...
...Такие мысли пробуждает во мне стихотворение Игоря Северянина "Осенние листья".
12 строчек... - и ощущение полного присутствия в нарисованной поэтом реальности. Е г о р е а л ь н о с т и.
"Осеню себя осенью - в дальний лес уйду.
В день туманный и серенький подойду к пруду".
"Осеню себя осенью". Поэт словно бы совершает некий обряд, прежде чем уйти в лес. Теперь сама Осень направляет его мысли и чувства.
"Листья, точно кораблики, на пруде застыв,
Ветерка ждут попутного, но молчат кусты.
Листья мокрые, лёгкие и сухие столь,
Что возьмёшь их - ломаются поперёк и вдоль.
Не исчезнуть скоробленным никуда с пруда:
Ведь она ограничена, в том пруде вода".
Кораблики без попутного ветра становятся "скоробленниками". В слове можно уловить и скрытую "скорбь" мокрых листьев, и будущий "скорый" тлен - лёгких (едва касающихся воды) новоупавших листочков, и хруст "сломленных" сухих старцев. Исход невозможен...
"Берега всюду топкие с четырёх сторон.
И кусты низкорослые стерегут их сон.
Листья лёгкие-лёгкие, да тяжёл удел:
У пруда они выросли и умрут в пруде...".
Лёгкость жизни сменяется неизбежностью смерти - такова судьба всего живого.
Соглашаешься умом, но отчего-то ложится камнем это понимание на сердце... осенённое осенью.