Во времена Древней Руси люди, наделённые неимоверной физической силой (богатыри), пользовались повсеместно почётом и особенным уважением.
Благодаря силе и храбрости они часто предрешали исход битвы, добывая князьям желанную победу, а себе - заслуженную славу.
"Люди Божии", так почтительно отзывались о прославленных силачах - и князья, и духовенство, и простой народ, полагая, что сила богатырей имеет внеземную (божественную) природу.
Имя одного из них донесла до наших дней старинная летопись, датируемая 1148 годом.
Богатырь Демьян Куденевич жил в Переяславле Южном, что находился во владении князя Мстислава Изяславича.
Однажды сын Юрия Долгорукого, Глеб, замыслил напасть на Переяславль.
Князь Мстислав, прознав о приближении врага, тотчас отправился к Демьяну искать защиты.
"Человек Божий, - обратился он к богатырю, - теперь время Божией помощи и Пречистой Богородицы и твоего мужества и крепости".
Демьян, не раздумывая, отправился в путь, взяв с собой верного слугу Тараса и нескольких молодых отроков (больше сражаться было некому, потому как зрелые мужи разбежались кто куда).
Встретив князя Глеба в поле, богатырь с яростью напал на его войско, многих убив нещадно, всех прочих обратив в бегство, включая и самого князя. Последний, через посланников, просил передать Демьяну следующие слова: "Я приходил на любовь и на мир, а не на рать".
Побуждение князя Глеба к любви и миру было столь велико, что через какое-то время он снова подступил к Переяславлю, на этот раз с ещё большим войском.
Демьян выехал к неприятелю один.
И снова ему удалось отвратить от родного города беду, однако победа досталась богатырю очень тяжёлой ценой: смертельно раненный он возвратился в Переяславль.
Князь Мстислав встретил богатыря с почётом, суля в награду всевозможные богатства.
"Кто, будучи мёртв, желает даров тленных", - произнёс Демьян свои последние слова.
Первый учитель
Смерть супруга заставила царицу Наталью взять на себя все заботы по воспитанию сына.
Когда пришла пора обучать Петра грамоте*, царица-мать обратилась к пасынку (царю Фёдору) с просьбой подыскать для малолетнего царевича учителя - "мужа кроткого и смиренного, всяких добродетелей исполненного, в грамоте и писании искусного".
В скором времени, при активном пособничестве боярина Соковнина, "кроткий муж" был найден: Никита Зотов, подьячий из приказа Большого Прихода, по мнению Соковнина, как нельзя кстати подходил на роль придворного учителя.
Известие о царской милости всполошило Зотова не на шутку: чуть живого от страха, избранника повели к царю на аттестацию.
Царь Фёдор лично проэкзаменовал будущего придворного учителя. Несмотря на сильное волнение, Зотов с честью выдержал все испытания.
Чуть позже учитель предстал перед царицей Натальей.
"Знаю, что ты доброй жизни и в божественном писании искусен, - обратилась к нему августейшая мать. - Вручаю тебе моего единственного сына".
Зотов повалился к ногам царицы со слезами: "Недостоин я, матушка государыня, принять такое сокровище".
Царица пожаловала его к руке и приказала на следующий день приступать к занятиям.
Первый урок прошёл в торжественной обстановке. Помимо Петра и учителя, на уроке присутствовали царь, патриарх, царица Наталья...
Новоявленного ученика окропили святой водой и благословили на учение.
По окончании занятия Никиту Зотова обласкали щедрыми дарами: государь произвёл его в дворяне, царица-мать пожаловала богатое платье, патриарх вручил сто рублей.
Примечание:
*Полный курс словесной премудрости основывался на изучении следующих книг:
20 января 1714 года Пётр I установил закон, согласно которому, каждый дворянин, прежде чем поступить на государственную службу, обязывался пройти курс обучения в элементарной школе: дворянин-подросток не имел права жениться, пока не получал свидетельства об окончании учёбы.
Чтобы проследить ход исполнения закона, Пётр время от времени призывал на смотр в столицу дворян (и взрослых, и подростков), - то-то суматоха поднималась среди мамушек и нянюшек, провожающих своих чадушек! - и, если находил в том надобность, перераспределял их по службам. И горе тем, кто по малодушию, либо по глупости не являлся на смотр или, того хуже, сознательно уклонялся от службы - таких "уклонистов" строго наказывали, вплоть до конфискации имущества.
От всех этих петровских преобразований родовитое дворянство приходило в ужас.
Люди, привыкшие к установленному с давних времён порядку, ровному и неторопливому ходу жизни в своих поместьях, с трудом приноравливались к изменчивому веку.
Куда только не посылали русских дворян и чему только не учили...
Париж, Лондон, Венеция, Амстердам - толпами прибывали ученики из далёкой России для изучения: мореходства, философии, математики, "дохтурского искусства" и т.д.
Сохранился любопытный документ - письмо князя М. Голицына к шурину - живо изображающий те трудности, с которыми пришлось столкнуться новоявленному студиозусу в Амстердаме:
"О житии моем возвещаю: житие пришло мне самое бедственное и трудное. Наука определена самая премудрая; хотя мне все дни живота своего на той науке себя трудить, не принять будет для того - не знамо учиться языкам, не знамо науки; кроме природного языка никакого не могу знать, да и лета мои уже ушли от науки. Натура моя не может снесть мореходства и от того пришёл в великую печаль и сомнение и не знаю, как и быть, взять бы к Москве и быть хотя бы последним рядовым солдатом, а ежели чего не возможно, то хотя бы в тех же вражеских краях быть да обучаться какой-нибудь науке сухопутской, а только чтобы не мореходству".
Учебная повинность дворян получила послабление только после смерти Петра I.
Братец служивый
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен
И самой смертью предпочтусь.
Не заключит меня гробница,
Средь звёзд не превращусь я в прах;
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах...
В 1762 году молодой Державин был вызван из Казани в Петербург для прохождения службы в Преображенском полку.
Двенадцать лет, отданные военной службе, остались в памяти "любимца муз", как самые мрачные в его жизни.
Ни один человек, среди его тогдашнего окружения, не разглядел в солдате Преображенского полка будущего знаменитого поэта. И следующий случай наглядным образом подтверждает это.
Однажды Державин был вызван по делам службы к некоему князю Козловскому.
Князь, как раз принимавший у себя известного в то время писателя В. И. Майкова, читал громко какую-то трагедию.
Отдав принесённый приказ, Державин, вместо того чтобы развернуться и уйти, напротив, весь обратился в слух, приостановившись в дверях.
"Поди, братец служивый, с Богом, - мягко заметил ему Козловский, - что тебе здесь попусту зевать? Ведь ты ничего не смыслишь".
Пристыженный Гаврила Романович вынужден был смиренно удалиться.
Да, были люди в наше время...
В царствование Александра I служил в русской армии генерал Костенецкий, снискавший известность среди современников своей эксцентричностью и невероятной физической силой: он с лёгкостью разгибал подковы и сгибал серебряные рубли.
Рассказывают, как однажды в качестве шутки ему преподнесли на блюде каменную грушу, расписанную столь искусно, что нельзя было отличить её от настоящей. Разгадав хитрость, Костенецкий без всяких усилий смял "фрукт", воскликнув при этом: "Какая мягкая груша!"
Однако настоящую славу он обрёл, сражаясь с неприятелем в 1812 году.
На батарею, которой командовал Костенецкий, неожиданно напали польские уланы. Силы были не равны. Ещё немного, и враг непременно захватил бы батарею, не вмешайся вовремя генерал, взявший (буквальным образом) инициативу в свои руки.
Вооружившись банником*, он (словно оживший богатырь из былин) начал размахивать им направо и налево, перебив многих вражеских солдат, а оставшихся - обратив в позорное бегство.
Некоторое время спустя, император Александр Павлович лично поблагодарил генерала-силача за подвиг. Костенецкий, не растерявшись, тут же предложил царю ввести в артиллерию вместо деревянных железные банники.
На что Александр I мудро заметил: "Мне не трудно это сделать, но где найти таких Костенецких, которые могли бы владеть ими?"
Примечание:
*банник - деревянная колодка со щёткой на древке для очистки канала артиллерийского орудия от порохового нагара после выстрела.
________________________
Список используемой литературы:
1. С. Соловьёв. История России с древнейших времён. 1054-1462.Кн.II. Тома 3-4. - М.:АСТ, 2009.
2. В. Ключевский "Исторические портреты. Деятели исторической мысли".- М.:Правда, 1991.-624 с.
3. "Русская поэзия: Собр. произведений рус. поэтов, частью в полн. составе, частью в извлеч., с важнейшими крит.-биогр. ст., библиогр. примеч. и портр.". / Изд. под ред. С. А. Венгерова. Вып. 1-7. 1894. - текст. РГБ
4. М. Пыляев "Замечательные чудаки и оригиналы". - М.: Эксмо, 2008.