Давным-давно, во времена, ставшие теперь легендарными, на этой планете до нас жили еще другие существа. Внешне они мало отличались от людей, но...
Нет, лучше не так:
Давным-давно, во времена, ставшие теперь легендарными, на этой планете до существ, подобных нам, жили люди. Внешне они мало отличались от нас, но зато существенно отличались в других отношениях. В первую очередь тем, что им, как и подавляющему большинству существ, населяющих нашу Вселенную со всеми ее измерениями, было присуще органическое, врожденное осознавание смысла и цели своего существования. В отличие от современных существ, которых мы называем тем же словом "люди", у них было ощущение (неподходящее, впрочем, слово) своей жизни как целого. Причем, не как чего-то отдельного, а как части бОльшей жизни, жизни Земли, Космоса. Образно можно сказать, что они слышали "мелодию" своей жизни не как нечно отдельное, а как часть общей симфонии.
Соответственно, их цели были нераздельно слиты с целями других существ, с целью Всего. Говоря нашим языком, цели их можно выразить как стремление к познанию, расширению восприятия, всестороннему совершенствованию, помощи другим существам в их совершенствовании, одухотворению материи, способствованию органическгоо развития Космоса.
Благодаря тому, что они находились в гармонии со своим окружением, они были в состоянии воспринимать как живыt существf не только, к примеру, растения, реки, стихии, но также и Землю, и весь Космос. Со многими существами они были в состоянии общаться. Могли и многое другое.
Красивая сказка, правда? Может быть, это и был Золотой Век...
В настоящее время на нашей планете имеется еще достаточное количество существ, способных в той или иной мере воспринимать гармонию целого. Это растения, животные (да и не только они). Имеено благодаря этому внутреннему свойству птица знает, в какой момент и с какой нотой вступить в хор Природы для поддержания гармонии созвучий. Имеено потому, что у них, в отличие от нас, есть понимание смысла жизни, животные иногда предпочитают добровольно умереть, нередко целыми группами, чем жить, не выполняя своего предназначения. [СНОСКА: У животных кроме индивидуального сознания сохранилось и групповое. У людей оно почти утратилось, уже давно]. Такие поступки животных озадачивают изучающих их так называемых "ученых", не имеющих представления о том, что именно они, "люди", являются прямыми виновниками гибели других существ. Впрочем, благодаря нашим самоотверженным усилиям, другие существа, живущие на нашей планете, также деградируют и теряют органическое чувство гармонии...
Эти Люди, в полном смысле слова, созданные, говоря религиозным языком, по образу и подобию Божию, и предназначенные Им в помощники Себе, обладали определенными функциями, сходными с нашими, такие как мышление, чувствование, и др. Разница, правда, в том, что их мысли и чувства так же похожи на наши, как мысли философа и чувства поэта похожи на мысли и чувства спившегося рабочего, ворочающего ящики в подсобке винного магазина.
Кроме органов и их функций [Можно еще сказать: "способностей"], аналогичных нашим, у Людей были и другие, у нас практически отсутствующие. Одним из них был орган, который позволял им "делать". За неимением лучшего слова я буду называть этог орган (точнее, его функцию) словом "воля". Результат проявления этой функции я буду называть "магией".
Как известно (?!), каждое существо связано со своим "окружением" множеством разнообразных связей и представляет с ним некое органическое целое. Эта идея, сравнительно недавно приобретшая некоторую популярность в т.н. "науке", известна, разумеется, с глубокой древности. Можно говорить о единой симфонии мироздания и ее мелодиях или нотах, о единой "ткани мира" (сравнение, нередкое для индийской философии) и отдельных нитях. Можно вспомнить Кастанеду и нити, соединяющие "человеческое существо" с другими манифестациями космической энергии. И так далее.
Но разница между нами и теми Людьми состоит в том, что последние, воспринимая и осознавая эти связи, находясь в гармонии с миром, могли использовать свою волю для того, чтобы взаимодействовать с окружением, влиять на него, изменять его, преобразовывать. Они могли ТВОРИТЬ, но не на бумаге или экране, как мы, а непосредственно в жизни. Само собой разумеется, для блага всего сущего. В этом смысле этих Людей можно назвать Магами.
Поскольку Люди почти (но не полностью) исчезли с поверхности земли, я для удобства в дальнейшем буду называть "людьми" существ, подобных нам. Редких представителей исчезнувшей "расы" Людей в полном смысле слова, я буду условно называть "магами", но в определенном смысле, так как и это понятие будет уточнено.
ВСТАВКА - СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "О магии"
В результате причин космического характера, как учит нас древняя Наука, условия жизни на нашей планете становились более неблагоприятными. В соответствии с эти, деградировали и проявления жизни. Перемены эти не могли не коснуться и магов древности (той, легендарной древности!)
Проявлением этой деградации стало ослабление ощущения своей связи во Всем Сущим, ослабление гармонии с ним. Внимание этих существ не могло уже столь полно удерживаться на всей симфонии, а все больше концентрировалось на своей, отдельной мелодии. Стало проявляться и расти чувство обособления, уединения. Начало эгоцентризма, можно сказать. То, что индийская философия называет словам ахамкара (буквально: "я - делающий"). В дальнейшем это привело к тему, что центром тяжести осознания себя для людей стало их физическое тело, "кожаные одежды". Начало Identity, скажем.
ОТСТУПЛЕНИЕ. Причиной иллюзорной идентификации человеком "себя" с чем-то постоянным, в частности. с телом, как учит индийская философия, является то, что они называют нама-рупа ("имя-форма"). В человеке все постоянно меняется: мысли, чувства, ощущения. Тело человека не постоянно: все клетки обновляются. Но мы считаем себя ТЕМИ ЖЕ САМЫМИ, потому что а) называем себя тем же именем на протяжении жизни, б) потому что тело наше меняется медленно, незаметно.
В соответствии с общим изменением мироощущения изменялось и направление, приложение деятельности. Появились личные цели и целые группы видов деятельности приобрели, так сказать, центростремительный характер. Эти процессы шли рука об руку и сформировали, в конце концов, человека, такого, какого мы знаем [СНОСКА: Конечно, деградировал не каждый отдельный индивидуум. Ухудшалось "человечество", подобно тому, как порода может содержать больше или меньше золота, и пр.]
Подобно камню, катящемуся под гору, изменения происходили все быстрее. Если пролистать быстро страницы жизни человечества, то можно увидеть, как все большее значение начинают приобретать в людях тенденции сделать так, чтобы ему САМОМУ, в первую очередь, было лучше, затем это могло происходить уже ЗА СЧЕТ ДРУГИХ. Ну и, конечно, появление желания личного блага, для достижение которого необходимо было уже удовлетворение жажды влияния, власти, материальных благ, и пр. Появилсь власть предержащие. Рознь, распри, вражда, и, в конце концов, войны.
Конечно, оставались не только отдельные "нормальные" индивидуумы, но и целые их группы, иногда довольно значительные. Но время сделало свое: часть погибла, часть "ассимилировалась" и, в конце концов, их осталось немного. Но они оставались...
В процессе общей деградации людей перемены происходили и с имеющимися у них функцииями. Эти перемены происходили двояко: путем ухудшения качества самих функций и путем постановки их на службу "эгоизму" - своему и чужому. Мысли, чувства, действия направлялись все больше на цели, не имеющие отношения к первоначальным целям. При этом слабели и сами способности людей. Исчез общий язык - телепатический, появились языки ("смешение языков").
Те же перемены не могли не коснуться способности людей "делать", магии. Более того, магия первой и стала использоваться для эгоистических целей. Соблазн был слишком велик. Сперва просто привлечение к себе различных "благ", затем - в ущерб другим, за счет других. Потом эта способность стала использоваться и во вред другим, а то и для прямого причинения вреда. Так прежде "прозрачная" магия стала приобретать "цвета": белый, серый, а потом и черный.
Что касается не целей, а самой способности "делать", то она также деградировала. Во-первых, она стала ослабевать. Многие люди имели ее все меньше от рождения. Поэтому практиковать успешно могли ее лишь те, кто рождался с соответствующими способностями. Во-вторых, она стала забываться. Она стала превращаться в науку, которой нужно было обучать. Ее необходимо было сохранять, передавать. Ее стали так или иначе записывать. В-третьих, вместо прямого действия "воли" приходилось использовать вспомогательные средства. Ими могли быть предметы силы (включая талисманы и пр.), снадобья, знаки соответствующей конфигурации или определенные звуки - те, которые находились в определенной гармонии с окружающим и воздействие через которые было более эффективным. [СНОСКА: В общем, извращение аналогичное научно-техническому прогрессу. Чем меньше можем, тем больше полагаемся на разного рода "подпорки". И наоборот]. В-четвертых, из-за ослабления личной силы магов они все больше стали прибегать к помощи других существ, населяющих наш мир, для современных людей как правило невоспринимаемых. [СНОСКА: "Ты выходишь из человеческого мира, и, если бы ты понимал, сколько невидимых глаз смотрит на тебя в этот момент, ты бы никогда этого не делал. А если бы ты увидел хоть малую часть тех, кто на тебя при этом смотрит, ты бы умер со страху." Виктор Пелевин. "Generation "П"". Последнее было опасным. Для того, чтобы использовать силу делания других, более могущественных существ, приходилось подчинять их своей воле, "заклинать". Поскольку всякое насилие над волей другого существа противоестественно с точки зрения более высоких законов, такой маг в случае малейшей оплошности мог стать, и нередко становился жертвой того, кого он пытался заставить себе служить. Открывая коридор для своей силы в неведомое, всегда можно было ожидать неприятного, а то и смертельного подарка взамен... [См. любопытную книгу Эдварда Бульвер-Литтона. "Странная история"].
Таким образом, магия стала профессией, поставленной на службу "низким", мирским целям. Эта профессия была опасной с самых разных точек зрения. Но ... на нее был спрос!
Таким образом, магию можно классифицировать, хотя и очень условно. Существует различные классификации,у каждого свои. Что до меня, то я предпочитаю деление по целям:
1. Магия в смысле воспитания способности "делать" для расширения сознания и всестороннего развития в гармонии с Космосом;
2. "Бытовая магия". Это магия, применяемая для "приземленных" целей, но без причинения ущерба другим существам. Сюда можно отнести медицинскую магию, защиту от злых воздействий других людей или существ, привлечение удачи и пр.;
3. "Черная" магия - связанная с причинением вреда или прямо имеющая это своей целью, с подчинением своей воле других (включая любовную магию), и пр.
Естественно, это классификация условна. Ряд областей магии может относиться ко всем трем категориям. Например, медицинскую магию могут использовать (и используют) маги первой категории. В давние времена не было такоего количества (и качества!) болезней, а "мелкий ремонт" нередко делался самолечением. Теперь же без этого не обойтись...
Или, например, практика предсказания событий, "заглядывания за завесу", хотя прямо и не относится к магии, но может быть использована магами всех трех категорий, и т. д.
Примерно в таком виде магия дошла до "нашего" времени. Даже самые ранние дошедшие до нас тексты центрируюся в основном на второй и третьей категориях, как пользующихся наибольшим спросом..
ВСТАВКА - СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 "Сатанизм и магия"
Можно классифицировать магов и по несколько иному принципу.
На одном полюсе - те, которые занимаются черной магией не для денег, а ради своих "черных" целей. (Сатанисты). Они мало известны широкой публике, держатся в тени и себя, как правило, не рекламируют (разве что для набора новых членов в свои ряды). Они тоже охотники за силой.
В середине - те, кто выполняют определенную социальную функцию. Люди их знают. К неи приходят за помощью. Они берут деньги за свои услуги и их деятельность является для них законной статьей дохода. При этом они могут так или иначе совершенствовать себя, "повышая квалификацию". Занимаются они в основном "бытовой" магией, в первую очередь лечением. Они нередко религиозны. Впрочем, некоторые из них могут и не брезговать и "черными" делами: приворот, порча и др. У них свои "законы" и им виднее, что они могут делать и что нет по их "кодексу".
Хорошим примером такого мага является Мерседес Перальта из "Сна ведьмы" Флоринды Доннер.
На другом полюсе - маги первой категории. Их мало и они предпочитают держаться в тени. Привлечение к себе нежелательного любопытства мешало бы им в достижении ими целей, которые остались неизменными с самых древних времен. [СНОСКА: Смешно было бы подумать, чтобы Дон Хуан согласился, чтобы какой-ниубдь мудак-профессор исследовал его для своих "научных" целей. Он или притворился бы идиотом или отшил бы его как-нибудь иначе.]. Они скрыты от посторонних взоров не тем, что обитают в труднодоступных местах, а тем, что не выдают посторонним, кем они являются. Можно жить рядом с таким человеком всю жизнь и не догадываться, кем он является. Они не набирают в ученики, а отбирают тех, кто подходит ("Сила выбирает"). Отбираются только те, у кого есть способности, да и то не все.
Примером таких магов являются Дон Хуан и члены его группы.
Это, собственно, и есть ответ на вопрос, что я понимаю под магией.
ВСТАВКА - СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 "Магия и религия"
Как ни ужасна ситуация человечества на этой планете, предания гласят, что, хотя число подлинных магов продолжает уменьшаться, тайная Традиция не исчезла. Что живы, живы еще преемники Великих Древних! Они живут и работают, сохраняя первичную цель - совершенствование себя для блага Всего Сущего. Их Учение передается в чистоте по цепи преемственности. Корабли продолжают тайно поднимать паруса...
Как маги использовали свою волю для "делания", магии? Очень трудно передать это словами. Можно сказать, что существует некое усилие специального рода, которое человек может применить. Тому, хоть раз испытал это усилие, наяву или во сне, знаком его вкус, его нельзя ни с чем спутать. Это усилие почти физическое, но совершается чем-то... неизвестно чем. Иногда в литературе встречаются описания, которые вызывают похожие ассоциации. Возможно (хотя и не обязательно), что писавшие знали это из опыта. Или писательская интуиция срабатывала. Например, у Майринка есть место, в какой-то мере вызывающее аналогичное ощущение: "... я увидел руку, которая из глубины колодца протягивала мне какой-то предмет, мерцающий подобно тусклому серебру; но, как я ни старался, мои земные руки никак не могли его ухватить, тогда дочь Исаис, высунув из меня свою цепкую кошачью лапку, взяла его и передала мне..." [Густав Майринк. "Ангел Западного окна" с. 85]. Или следующее место из Пелевина: "...он [сарай]сделал единственное, что мог - изо всех сил надавил на эти провода, использовав какую-то новую возможность, появивщуюся у него от отчаяния." ["Жизнь и приключения сарая номер XII"].
Конечно, о воле и ее действии довольно много у Кастанеды. Иногда она описывается как некое "щупальце" (Например эпизод, как Дон Хуан погладил своей волей соски рыси). Все равно, все описания такого рода могут найти отклик скорее всего только у читателя, которое это "ощущение" знакомо. Какому-то числу людей это переживание знакомо по сновидениям. Но тема сновидения обсуждалась многими авторами и затрагивать ее я не намерен.
Я предпочитаю говорить о магии, действии воли в терминах "намерения". Маг призывает некую силу, НАМЕРЕНИЕ. Хотя, разумеется, это ни в коей мере не является объяснением. (Как говорил Дон Хуан, объяснения ничего не объясняют).
Понятно, что призвать намерение может не каждый и не всегда. Для того, чтобы человек мог призвать намерение, в его общем присутствии должны быть актуализированы (в той или иной мере) ряд факторов, в частности, такие, по выражению Гюрджиева, "бытие-импульсы", как "Я могу", "Я хочу" и "Я есмь". То есть маг должен твердо верить в успех, иметь сильное желание и осознавать себя.
Вот что пишет об этих импульсах Гюрджиев (ввиду важности приведу отрывок подробно):
"Для примерного определения первого их этих трех человеческих импульсов, которые должны возникать и проявляться в реальном человеке, можно было бы использовать английское слово "can", но не в том смысле, в котором это слово употребляется в современном английском языке, а в смысле, в котором англичане употребляли его до так называемой "Шекспировской эпохи".
Хотя для точного определения второго из этих человеческих импульсов в современном английском языке есть одно слово, а именно "wish", оно тем не менее используется вами, американцами, так же как и самими англичанами, только чтобы различать, конечно несознательно, степени выражения того, так сказать, "рабского импульса", для которого существует, особенно в этом языке, множество слов, таких как, например, "like", "want", "need", "desire", и так далее.
А что касается слова для выражения и понимания третьего определенного вышеупомянутого человеческого импульса, то во всем словаре английского языка нельзя найти ни одного даже приблизительно соответствующего.
Этот импульс, присущий исключительно человеку, можно определить на английском языке только описательно, то есть с помощью многих слов. Я бы определил его сейчас следующими словами: "полное ощущение всего целого самого себя"....
Только в человеке с таким Я эти три импульса, два из которых приблизительно определяются по-английски словами "I can" (Я могу) и "I wish" (Я хочу), получают, в свою очередь, то значение, которое я подразумеваю; то значение и соответствующую силу действия из их проявления, которое приобретается только человеком, который своими намеренными усилиями добивается появления в себе данных для порождения этих импульсов, священных для человека.
Только такой человек, когда он сознательно говорит "Я есмь" - он на самом деле есть, "Я могу" - он на самом деле может, "Я хочу" - он на самом деле хочет.
Когда "Я хочу" - я чувствую всем моим существом, что я хочу и могу хотеть. Это не значит, что мне хочется, что я нуждаюсь, что мне нравится или, наконец, что я желаю. Нет. "Я хочу". Мне никогда ничего не хочется, мне ничего не нравится, я не желаю ничего и я не нуждаюсь ни в чем - все это рабство; если "Я хочу" что-то, мне должно это нравится, даже если мне это не нравится. Я могу хотеть, чтобы это нравилось мне, потому что "Я могу".
Я хочу - я чувствую всем своим телом, что я хочу. Я хочу -потому что я могу хотеть. .." [Георгий Гюрджиев. "Жизнь реальна только тогда, когда "Я есмь"].
Идея о том, что маг должен твердо верить и сильно хотеть известна издавна. Классическая формула (по мнению некоторых авторов, олицетворяемая египетским Сфинксом) звучит так: "Знать, сметь, хотеть, молчать". Здесь акцент более явно сделан на первом и втором импульсах.
У Кастанеды Дон Хуан говорит: "Человек идет к знанию так же, как он идет на войну, полностью проснувшись, со страхом, с уважением и с абсолютной уверенностью. Идти к знанию или идти на войну как бы то ни было иначе - является ошибкой. И тот, кто совершает ее, доживет до того, чтобы сожалеть о содеянных шагах" [Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана]. Здесь акцент более явно сделан на первом и третьем импульсах. А то, что Дон Хуан называет "страхом и уважением" являются предпосылками для формирования второго импульса. Это не тот страх, который парализует волю, он несовместим с "абсолютной уверенностью". Это, скорее, страх в библейском смысле. [СНОСКА: "... и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум."(Иов 28,28). А также: "Страх Господень чист, пребывает вовек." (Пс 18,10)].
Как и любая другая способность, "делание" может быть развита в разной степени - от слабой и грубой до сильной и тонкой. Одно дело доставать монетку из водосточного люка палкой или даже двумя, а другое - быть способным сделать это рукой. Магам требуется немало времени и сил для совершенствования этой функции. [СНОСКА: У Кастанеды представлен весь спектр: от первых робких проявлений этого у Карлоса до виртуозного владения дублем Хенаро].
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Сатанизм и магия.
Сатанизм часто ассоциируют с магией (что закономерно), или смешивают с ней (что неверно).
Сатанизм - не магия. Это мировоззрение. Такое же, как коммунизм, фашизм, и пр. Он дошел до нас с давних времен (по нашим понятиям, конечно).
Как уже было указано, когда психика людей начала деградировать, люди в значительной степени потеряли гармонию с мирозданием. Их цели перестали соответствовать целям Космоса.
Сатанизм представляет собой пример дальнейшей дегенерации рода человеческого. Цели сатанистов направлены ПРОТИВ гармонии, к хаосу. К разрушению вместо созидания. Ко злу вместо добра.
Естественно, что черная магия является любимым и законным орудием сатанистов и многие из них ее изучают и используют.
Но с таким же успехом магию (черную или бытовую) может использовать и любая другая идеология. Мы знаем про оккультные интересы Гитлера. КГБ собирала оккультные архивы, приглашала лекторов и вообще не выпускала эти "штучки" из поля внимания.
При этом у различных течений сатанизма может быть своя философия, эстетика и пр. [СНОСКА: Т. н. "культура", образованность, эстетизм у людей вполне могут совмещаться со всякого рода извращениями. Маркиз де Сад был большим эстетом. А в Китае утонченная культура императорского двора уживалась и с изысканными пытками, и с блюдом из соловьиных языков...]. Они вполне могут использовать достижения НТП для привлечения людей. Деньги, конечно.
Число последователей сатанизма (как и других извращений) растет, что вполне отражает ход деградации людей. В конце концов, кто знает, может быть именно это приведет к концу род человеческий? А может быть одна из других стремительно прогрессирующих язв: сексуальные извращения (гомосексуализм, в первую очередь), или наркомания? Или такое проявление религиозного извращения как исламский фундаментализм? Или что-нибудь еще - какая разница? Был библейский потоп, когда "всякая плоть извратила путь свой на земле" [" И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо ВСЯКАЯ ПЛОТЬ ИЗВРАТИЛА ПУТЬ СВОЙ НА ЗЕМЛЕ. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли." (Быт. 6,12-13)]. Был потоп до потопа, описанный в Гильгамеше. А, говорят, был и потоп до того потопа... Вообще, с некоторой точки зрения мы, человечество, представляем собой некую биопсихомассу, которая разлагается (без обид, земляки!). Тела полны всевозможных болезней и отклонений, психика извращена, вырождение передается генетически... К тому же, масса эта не только увеличивается в объеме, но и разъедает и отравляет все: воздух, воду, землю, все живое. [В фильме "Матрица" Агент очень удачно сравнивает людей с вирусами]. Пытается и до космоса добраться, мечтая в своем тупом идиотизме, как "и на Марсе будут яблоки цвести". Ну а сатанизм - просто наиболее смердящий ее компонент. Поэтому при принятии Св. Крещения недостаточно прибегнуть к помощи Христа, а необходимо вслух произнести "магическую" формулу: "Отрекаюсь от дьявола и дел его".
Естественно, магия занимает большое место в религиозном мировоззрении. Можно найти бесчисленное количество описаний всевозможных чудес, совершенных иудейскими пророками, христианскими святыми, суфийскими шейхами, буддийскими и индуистскими святыми, даосскими мудрецами, шаманами и пр.
Что такое чудо? Это магия, проявление воли. Тем или иным способом чудотворец вызывает намерение, которое, скажем словами Кастанеды, изменяет описание мира. Конечно, для вызывания намерения необходимы те же импульсы. Разница состоит в том, что если для Дона Хуана маг должен верить в самого себя, то религиозный человек заменяет это верой в Бога. Механизм тот же, никакой разницы! Вот почему вере придается такое громадное значение в религиозном мировоззрении. Примеров можно набрать сколько угодно.
Скажем так: не так важно во что верить, важно как сильно верить. Например, в индуизме существует культ учителей. Во многих случаях от ученика (чела) требуется непоколебимая вера в своего учителя (гуру), вплоть до приписывания ему божественных атрибутов. Для чего это нужно? Чтобы создать веру, основу импульса "я могу". Шаман так же сильно будет верить в помощь духа. Достаточно вспомнить Евангелия, как Господь упрекает учеников за маловерие ["И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина". (Мф. 8,26)]. Пифагор, опять же...
Позже, когда ученики стали Апостолами, они могли совершать чудеса ИМЕНЕМ ХРИСТА. Они поместили в Него центр своей веры. Всегда считалось, что имя учителя (наставника) настолько могущественно, что им можно совершать чудеса. Примеров много в индуизме, суфизме и др.
Интересно следующее известное место из Евангелия:
"Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его [беса]? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" [Мф. 17,19-20].
С одной стороны, Господь солгать не мог. С другой, поверить трудно - навряд ли кто видел перемещающиеся горы. Поэтому обычно это место (как и многие другие) трактуют как некую гиперболизацию. Но если рассмотреть этот эпизод в аспекте призывания намерения, то можно сказать, что "истинно верующий" в состоянии изменять описание мира. Новое описание может быть и таким, в котором гора окажется на другом месте. Магия как магия...
Одним из основных инструментов "настройки" для делания в религии является МОЛИТВА. Вот почему молитве предается такое громадное значение в частности, в христианстве еще начиная с Евангелий. Господь говорит: "и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите." (Мф. 21, 22). Сильное желание и твердая вера во всемогущество Божие - необходимые составляющие. О молитве написаны бесчисленные тома... Интересно описание действия молитвы в "Белой гвардии" Булгакова, где Елена молилась за брата. Ей удалось повернуть "колесо судьбы". Ее желание было так велико, что смогла "купить" успех - путем принесения в жертву своего "личного счастья". [СНОСКА: Идея "жертвы" всегда имела большое значение в преданиях, литературе. Это отдельная, очень интересная тема. Идея жертвы в Ведах, Упанишадах и Бхагавад Гите, жертвы в Библии, связь жертвы с пищей, со "Ступенчатой Диаграммой" Гюрджиева и т. д. Эта идея нашла свое воплощение в замечательном последнем фильме Андрея Тарковского "Жертвоприношение". Ценой отказа от "личного" герою удается вызвать намерение и повернуть "колесо судьбы"...].
Говоря о магии в религии, можно упомянуть еще и другой метод. Это сложение многих "маленьких намерений". На этом основаны групповые действа - общие моления и др. Делаться это может для разных целей: бывает "истинная магия", стремление к совершенствованию (моление об оставлении грехов), бытовая магия (молитва за здравие, в частности, церковных и светских властей, экзорцизм), черная магия (анафема).
Ритуалы коллективных действ тщательно рассчитаны. На литургии можно буквально ощущать, как повышается "потенциал", за малой ектеньей следует сугубая, за литургией оглашенных - литургия верных, накал растет и кульминирует к возглашению "Святая Святых!". Эта энергия направляется претворяется в действие, МАГИЮ молитвой иерея о снисхождении Духа в причастие. И по молитве верующих происходит подлинное чудо: пресуществление хлеба и вина в "плоть и кровь Христа". Кастанеда назвал бы это действим Силы. Гюрджиев сказал бы, что причастие насыщается "высшими водородами", высшей энергией, для того, чтобы верующие могли получить их внуть своего организма причащаясь. Магия ...
Сказанное выше можно условно классифицировать как "магия для религии". Но справедливо и обратное: "религия для магии". Нередко вызывает удивление, что колдуны и целители, при использовании всякого рода традиционных "языческих" магических приемов, также еще и религиозны. Например, латиноамериканские колдуньи - ревностные католички. Но ничего удивительного в этом нет, так как религиозная вера "цементирует" их намерение. Их вера в то, что Святая Дева им помогает во многом и определяет успех предприятия. Тот, кто присутствовал при выполнении ими процедур, особенно таких опасных как, например, экзорцизм (я видел), понимает, что сильная вера им при этом ох как нужна!
Наличие врожденных способностей является решающим (хотя и не единственным) фактором для дальнейшего пути будущего мага. Иногда можно встретить высказывания вроде: "Христианская религия дала миру такого чудотворца, как, скажем, Святой Франциск". По-моему, скорее Св. Франциск дал христианству. Воплотись он в мире Ислама, он был бы великим суфием. В Тибете - великим ламой. Но воплощение происходит по законам вселенской гармонии, частным приложением которого является, так сказать, "принцип оптимизации" - то есть оно происходит в таком месте, в такое время и при таких условия, чтобы в целом это было наиболее благоприятным и для индивидуума, и, что важнее, для блага Целого. Вот и появляются великие Учителя в разное время, в разных местах и в разных религиозных традициях. Чтобы пламя не погасло совсем...
==============================================================================================
Примечания
*01 У животных кроме индивидуального сознания сохранилось и групповое. У людей оно почти утратилось, уже давно.
*02 Можно еще сказать: «способностей»
*03 Густав Майринк. «Ангел Западного окна» с. 85.
*04 Пелевин 15
*05 Георгий Гюрджиев. «Жизнь реальна только тогда, когда «Я есмь»
*06 Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана
*07 «... и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла -
разум.»(Иов 28,28). А также: «Страх Господень чист, пребывает вовек.» (Пс 18,10).
*08 У Кастанеды представлен весь спектр: от первых робких проявлений этого у Карлоса до виртуозного владения дублем Хенаро.
*09 Конечно, деградировал не каждый отдельный индивидуум. Ухудшалось «человечество», подобно тому, как порода может содержать больше или меньше золота, и пр.
*10 В общем, извращение аналогичное научно-техническому прогрессу. Чем меньше можем, тем больше полагаемся на разного рода «подпорки». И наоборот.
*11 «Ты выходишь из человеческого мира, и, если бы ты понимал, сколько невидимых глаз
смотрит на тебя в этот момент, ты бы никогда этого не делал. А если бы ты увидел хоть малую
часть тех, кто на тебя при этом смотрит, ты бы умер со страху.» Пелевин 16
*12 См. любопытную книгу: Э. Бульвер-Литтон. «Странная история»
*13 Т. н. «культура», образованность, эстетизм у людей вполне могут совмещаться со всякого рода извращениями. Маркиз де Сад был большим эстетом. А в Китае утонченная культура императорского двора уживалась и с изысканными пытками, и с блюдом из соловьиных языков...
*14 « И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь
свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля
наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.» (Быт. 6,12-13)
*15 В фильме «Матрица» Агент очень удачно сравнивает людей с вирусами.
*16 Смешно было бы подумать, чтобы Дон Хуан согласился, чтобы какой-ниубдь мудак-профессор исследовал его для своих «научных» целей. Он или притворился бы идиотом или отшил бы его как-нибудь иначе.
*17 «И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина». (Мф. 8,26)
*18 Мф. 17,19-20
*19 Идея «жертвы» всегда имела большое значение в преданиях, литературе. Это отдельная, очень интересная тема. Идея жертвы в индийской традиции (Веды, Упанишады, Бхагавад Гита), идеи жертвы в Библии, связь жертвы с пищей, со «Ступенчатой Диаграммой» Гюрджиева и т. д. Эта идея нашла свое воплощение в замечательном последнем фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Ценой отказа от «личного» герою удается вызвать намерение и повернуть «колесо судьбы»...