Воскрешение лиственницы Сценарий 3 часть
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Заключительная часть сценария "Воскрешение лиственницы"
|
Над сценой увеличенный фотопортрет Варлама Шаламова,
взятый с обложки "Новой книги". На нем писатель сидит за
письменным столом, задумчиво смотрит в окно. Изможденное,
исчерченное глубокими морщинами лицо писателя, прошедшего
ад колымских лагерей, травлю, предательство и полуголодное
нищенское существование в Москве. Но лицо светится теплом и
восторгом перед красотой мира - врывающимся в окно, летним
солнцем и шумящей яркой зеленью листвы.
Председательствующая, Ирина Сиротина, представляет
докладчиков. Короткими отрывками звучат их доклады.
елена волкова
"Когда эта боль уже не может
вместиться в человеческую душу, в
сердце, в сознание, писатель
использует внешние отстраненные
интонации, как бы безоценочную
позицию, спокойно -
повествовательную тональность,
через которую лишь изредка
просвечивает, а то и вспыхивает
рванувшимся огнем костра к небу
тайна страшного знания"....
симона вейль
"Люди, наделенные неограниченной
властью - убивать других людей,
превращая их в вещи, в предметы,
сами становятся вещами, предметами
с абсолютной духовной
опустошенностью - ходячие мертвецы.
Обесценивая жизнь других, они
абсолютно обесценивают и свою
жизнь"...
елена михайлик
"Короткие фразы и преобладание
глагола действительного залога (два
- три небольших предложения) задают
высокий темп, повторы дают
ритмический рисунок. Возникает
стремительная кинематографичность
рассказов"....
валерий есипов
"Писательство, как самоотчет перед
совестью, становится для него
единственной формой протеста. Камю
удостоился прозвания совести
либерального Запада. Шаламов не
удостоился такой чести в своей
стране. Он был слишком одинок и
безвестен. Но пример его
мужественного противостояния
судьбе, открывшийся нам сегодня
составляет гордость России".
Но вот Ирина Сиротина представляет нового докладчика:
ирина сиротина
- Владимир Крист - наш
соплеменник из Франции, молодой,
талантливый литератор. Интересно,
что основная тема его работ -
золотой век русской литературы и к
творчеству Шаламова он пришел
совсем недавно. -
Крист несколько секунд молчит, всматривается в зал. Перед
его глазами стоят - выжженная солнцем степь Казахстана с
гигантскими черными терриконами, бескрайняя тайга с
огромными незаживающими шрамами вырубок, и он явно слышит
голос Эрнста: "Здесь все лагеря и все братские могилы". -
Крист начинает говорить:
крист
- Знаете, перед поездкой сюда, в
Москву, ко мне обратилась женщина.
Она умоляла меня найти здесь хоть
какие - то сведения о своем отце,
Александре Валевском, бесследно
исчезнувшем в годы репрессий в одном
из сталинских концлагерей. За время
поиска с моим бесстрашным
помощником и другом - Андреем, мы,
в короткое время, проехали тысячи
километров дорогами, которыми когда
- то проследовали миллионы
обреченных рабов. Мы увидели
города, домны, заводы, шахты,
рудники, выросшие на костях
заключенных. Мы побывали в
нескольких гигантских гулаговских
архивах, чудом избежавших
уничтожения, забитых миллионами
папок с личными делами заключенных.
Сколько в них спрятано боли,
отчаяния, безысходности! Сколько
искалеченных, растоптанных жизней!
Сколько стоит за ними сытых
ухмыляющихся палачей, так никогда и
не осужденных за свои преступления!
Забытая, замершая в мегатонных
пластах архивов, трагедия! По своим
масштабам и последствиям равная
глобальной общечеловеческой
катастрофе - и по количеству жертв
террора, и по тому опустошению в
душах, которое оставил сталинизм,
по отравляющему воздействию страха
и рабства... -
Крист замолчал, затем продолжает доклад:
- Я мечтал прочитать здесь научный
доклад о творчестве Шаламова. Я
готовил его там, в благополучной
демократической Европе, в комфорте,
в тиши библиотек. Чтобы понять
магическую силу притяжения
рассказов Шаламова, я изучал теории
эстетики, я строго исследовал жанр,
стиль, ритм. Я познакомился с
новеллами А. Белого и Ремизова,
которых Шаламов называл своими
учителями. И, кажется, я почти
постиг тайну великого таланта
Варлама Шаламова. Но вот, после
того, что я увидел и узнал, все
рассыпалось, как карточный дом. Я
понял, что Шаламова нельзя вместить
в рамки теорий, запаковать в
научные термины, сделать из него
очередного припудренного классика.
Это и будет его смертью. Шаламов -
боль и крик миллионов, превращенных
в лагерную пыль людей. Он их душа,
их надежда на воскрешение...
Вчера мой случайный собеседник, уже
старый человек, и, видимо, не из
книг познавший лагерь, назвал
творчество Шаламова духовным
Нюрнбергом - приговором, вынесенным
гениальным писателем тупой и
злобной машине, готовой уничтожить
все живое. Назвал его творчество
прологом к истинному международному
суду над злодеяниями сталинизма.....
В его словах было столько силы!
Столько веры в грядущее
возмездие!....
С этого момента, с озвучивания возможности Нюрнберга над
сталинизмом, все резко меняется. Монстр, почувствовав,
приближение к нему "кощеевой иглы", просыпается. Монстр
взбесился.
Смешавшись с участниками симпозиума, Крист и Андрей выходят
из зала. Крист оживленно разговаривает с кем - то из
участников симпозиума. Андрей идет рядом с ним. Внезапно
Андрей резко оборачивается, почувствовав чей - то взгляд.
Андрей увидел того человека, который был вчера с Бородиным.
Андрей вспомнил и этот взгляд, и этого человека...
В Чечне отряд спецназовцев, возглавляемый Андреем,
преследует группу наемников. Наконец, наемники окружены и
блокированы в большом каменном доме на окраине села.
Завязывается ожесточенная перестрелка. Уже тяжело ранены
два бойца. Видимо, со стороны противника "работает" снайпер.
Дом обстреляли из гранатометов, затем забросали гранатами.
Наступила тишина. Ворвавшиеся в дом, спецназовцы через
некоторое время вывели из дымящихся развалин пленного
наемника, единственного оставшегося в живых. Он стоял перед
Андреем в грязной изорванной камуфляжной форме, избитый в
кровь спецназовцами. Один из них сказал тогда, обращаясь к
Андрею:
- Гад! Ни одной царапины! Видать
в рубашке родился. Остальные все
трупы. -
Андрей подошел к пленному, показал на грудь, на
разорванную одежду и, видневшийся под ней бронежилет,
сказал:
- Не в рубашке, а в бронежилете,
и в дорогом - кажется,
американском. -
И, уже обращаясь к пленному, продолжил:
- Снимай "броню". Сергеев,
заберешь себе. Ведите его к
комбату.
Тогда - то Андрей и встретился глазами с врагом, и сейчас
вспомнил этот взгляд - ненавидящий взгляд хладнокровного
убийцы. Вспомнил он и его лицо - узкий лоб, близко
расположенные, немного на выкате, темные, с желтоватым
оттенком глаза, хищный с горбинкой нос, окладистую черную
бородку. Бородки сейчас не было, но не узнать того, бывшего
наемника, Андрей не мог.
Андрей снова обернулся, но Свирский уже растворился в
толпе. Андрей остро осознал, что именно этот человек, стоял
за всеми попытками их уничтожения - его и Криста. И, что
противостояние не закончилось - оно подошло к своему
апогею. Где произойдет последняя схватка? Этого Андрей пока
не знал, но то, что это будет последняя схватка, сейчас,
после встречи с врагом , лицом к лицу, Андрей не сомневался.
Крист и Андрей выходят из здания. Их окликает Мария. Она
стоит возле своей машины:
мария
- Крист! Андрей! Идите сюда. -
Андрей и Крист садятся в машину. Далее события сценария
показаны короткими блоками параллельных событий. Здесь
Свирский выходит из тени. Он ненавидит проигрывать. Кроме
того, он чувствует запах больших денег. Свирский
разговаривает по телефону с некоторыми высокопоставленными
чинами или известными лицами. Короткий разговор с каждым из
них - с чиновником из правительства, ярым сталинистом:
свирский
- Да, говорил именно о
возможности нового Нюрнберга,
международного суда над
сталинизмом.... Да вы совершенно
правы. Это вмешательство во
внутренние дела.... -
Следующий разговор - с чиновником , выросшим из родственных
связей сталинской элиты:
- Вы понимаете, что это значит?
Преступниками станут все
высокопоставленные в то время лица.
В том числе и ваш отец. Да, да,
пляска на гробах. Да, любой ценой
заткнуть ему рот... Да, встретимся в
ближайшее время -
Последний разговор с Овчаренко:
- Теперь он вне закона. Разжигает
взаимную ненависть, сеет
клевету....Нет сейчас трогать нельзя.
Он нарасхват - телевидение,
пресса... Я полагаю, что наш
контракт опять в силе?.... О сумме