Аннотация: Рецензия на дуэльный рассказ Груши "Жирафа" (дуэль с Татьяной Павловой за единоличное первенство на конкурсе "Мафия-2")
Прежде всего хочу выразить восхищение отвагой обеих дуэлянток, - ввязаться в подобную авантюру способен далеко не каждый. Написать детективный рассказ на заданную тему за три дня! "Безумству храбрых поем мы песню!" Однако требования Дуэльного кодекса вынуждают переходить к более пристальному рассмотрению, что же у автора "Жирафы" в итоге получилось.
Теме и одному из обязательных условий рассказ, конечно же, соответствует. Он буквально вписан в требуемые временные рамки - с 21 февраля по 10 марта - и начинается с эпизода похорон ученицы 10 "Б" класса средней школы имени А. С. Пушкина, поселка Кузьмолово Ленинградской области Ани Крыловой. Напомню, тема звучит как "Цветы и слезы: не на нашей улице праздник". Что же касается второго обязательного условия - "в разгадке криминальной загадки так или иначе помогают школьные знания", то попытка выполнить его есть. Однако капитан Иванов, расследующий в "Жирафе" обстоятельства гибели десятиклассницы, химию, видимо, основательно подзабыл. Самостоятельно разобраться в записях талантливого школьника по прозвищу Профессор, которые, по словам мальчика, могут помочь следствию, капитан не сумел и обратился за помощью к эксперту. Впрочем, моим любимым школьным предметом тоже была не химия, и в этом плане я к капитану Иванову претензий не имею. Имею другие, но об этом ниже.
"Грамотность Выстрела" - на должном уровне, опечаток, ошибок немного. В 10- "Б" что-то лишнее, либо дефис, либо кавычки. С запятыми автор явно не очень дружен, иногда не ставит их перед "что", "кто" (выбор кто кому дарит подарок на 23 февраля) и, напротив, ставит между подлежащим и сказуемым (А вот Гриша Семенов, пересказал ваш разговор). В оформлении диалогов встречаются лишние знаки пунктуации, зачастую отсутствует пробел между запятой и тире (Кто не успел, тот опоздал,- лениво растягивая слова произнесла Пыжикова,-). В этом же предложении не отделен запятой деепричастный оборот.
"Не видать мне Ванечки Варравы" - правильно "Вараввы". Насмешила фраза "...отодвинув горшок с декабристом, усыпанном цветами, поставили перевернутую вверх дном заячью шапку-ушанку". Понятно, что декабрист - название цветка, только "усыпаннЫм", а вот о том, что у шапки тоже есть дно, я раньше как-то не задумывалась...
Некоторую неряшливость можно, разумеется, списать на спешку, к тому же, она на восприятие текста если и влияет, то меньше, чем другие факторы.
Читается рассказ, на первый взгляд, легко. Атмосфера влюбленностей и возникшего на этой почве соперничества старшеклассников передана хорошо. Почему, к слову, девочки тянули жребий, кого кому поздравлять, на глазах у мальчиков? Как правило, это делалось от мальчишек втайне. Таскать с собой таблицу Менделеева у учителей обычно не было нужды, как и прочий "реквизит": уроки химии проходили в кабинете химии, специально оборудованном, при котором имелась и упомянутая лаборантская. Не уверена, что десятиклассницы, даже такие, как Вера Пыжикова, в то время сильно красились, и что школьники употребляли слово "ботан", - скорее тогда еще говорили "ботаник".
На мой взгляд, автор несколько запутался в стилях. Читаем: "Из протокола допроса Зимовой Полины". А несколькими строчками ниже: "Она подарила Сергею Волкову картину, сделанную из засушенных цветов. Нежные лепестки были причудливо наклеены на лист ватмана, сплетаясь в японский иероглиф. Серебряная рамка оттеняла стальной отлив листьев серебристого тополя, из которого был выложен меч, рассекающий картинку по диагонали". Как-то не очень похоже на сухой язык протоколов. Или: "Из протокола допроса Семёнова Григория. ; (?) На улице было очень холодно, да еще и ветер, который гулял по всему пространству широкого школьного двора, поднимая маленькие смерчи снега". "Вечером 6 марта в спортивном зале школы, украшенном воздушными шариками, из динамика гремела музыка,- рассказывал мальчик". Именно так, причастными оборотами, и рассказывал? Не стоит, мне кажется, пытаться подменить речь персонажей, а уж тем более - протокольный язык речью автора, не на пользу это тексту.
Фраза "Допрос несовершеннолетней/го... проходит в присутствии родителей и педагога" повторяется минимум трижды - многовато для сравнительно небольшого объема рассказа.
"Дело ?1245. Гибель гражданки Крыловой А.И...". На папках с уголовными делами точно так писали?
В начале текста резанул штамп: "Гроб с глухим стуком опустили в могилу. Стая ворон... с громким карканьем взметнулась с дерева". Где только ни попадался мне этот глухой стук и взметнувшаяся стая ворон... Автор, с его образным мышлением, наверняка мог подобрать для описания скорбной минуты менее затертые выражения.
Надеюсь, девушка, погибшая под колесами поезда, случайно названа Аней?
Я специально до сих пор ничего не говорила о фабуле рассказа, которая, как и его композиция, непосредственно связана с детективной составляющей. Капитан Иванов Петр Кузьмич, выясняя обстоятельства смерти Ани Крыловой, опрашивает ее одноклассников. В рассказах школьников проскакивает слово "самоубийство", - в определенный момент я даже подумала, что девочка покончила с собой, наглотавшись каких-то реактивов. Допрашиваемые сообщают капитану массу подробностей о своих взаимоотношениях и событиях, предшествовавших гибели Ани. А в итоге оказывается, что есть очевидец - машинист электрички, который видел, кто толкнул Аню, мало того - опознал преступника! По хорошему, капитан Иванов не мог не допросить машиниста электропоезда, под колесами которого погибла девушка, он обязан был это сделать сразу же. И искать парня "в темной куртке и меховой шапке-ушанке". Искать, возможно, и в окружении Ани, то есть опрашивать ее одноклассников, задавая им при этом совершенно конкретные вопросы. Информация о жеребьевке, подарках, песнях Пугачевой и Леонтьева et cetera капитану Иванову тогда не понадобилась бы. Зато она была нужна автору, который, по-видимому, специально скомпоновал рассказ таким образом, чтобы держать нас в неведении о способе "самоубийства" девочки, попутно рассказывая трагическую историю, призванную растрогать читателя. Еще и сделал капитана Иванова раздолбаем, который долго разбирается - "не знаю, похоже самоубийство (после похоже нужна запятая) или несчастный случай", а потом, не иначе, как чудом, находит истину...
Зайдем с другой стороны. Что, по мнению автора, является загадкой, которую пытается разгадать капитан Иванов? В чем интрига? Как погибла Аня? Так Иванов не мог этого не знать. Не в курсе читатели, потому что от них, как мы только что выяснили, эту информацию утаивают. Допустим, как капитан Иванов, так и мы, не знаем, кто именно виноват в гибели девушки. Могут ли читатели на основании того, что им сообщает автор, строить собственные версии? В принципе, могут: в подозреваемые автоматически попадает вороватый двоечник Петька Хомяков, который еще и Вере Пыжиковой предлагает "повыдергать косы" Крыловой. Это предложение - едва ли не единственный "ключик", который я обнаружила в рассказе. Неприятна также Вера Пыжикова, но улик против нее, кроме антипатии к Ане Крыловой, что само по себе не улика, нет.
Второй ключик, к слову, более удачный... был бы, если б не оказался, пардон за каламбур, холостым выстрелом. Это набор "Юный химик", подаренный Профессору родителями. Увлекается химией, что-то там все время "химичит", значит, может быть в чем-то замешан... Но кто ж в здравом уме станет подозревать в причастности к гибели Ани влюбленного в нее по уши Профессора! А причастность его к краже из школьной лаборатории "обратных холодильников" опровергает сама Аня - с помощью того же набора "Юный химик".
Истинный виновник - брат Хомяка Николай - появляется, на мой взгляд, как чертик из табакерки. Ну, или как рояль из кустов. Кстати, как капитан Иванов узнал, что Николай Хомяков просил брата Петьку украсть в школе химическое оборудование и реактивы? А главное - действительно, зачем? Технологу Химкомбината больше негде было их взять?
Не совсем понятно, откуда в школе взялись "пакетики с белым порошком". "Порошок" изготавливал Николай Хомяков, а распространял его брат? Почему дневник Профессора, который Гриша дал почитать капитану Иванову, содержал схему производства наркотиков? Или я что-то неправильно поняла? Как в результате записи Гриши помогли следствию, какую смысловую нагрузку они несут в рассказе?
Наверняка повторюсь, но повторение, как известно всем школьникам, - мать учения. Детектив - это, по большому счету, загадка - улики - выводы, разгадка. Загадка должна иметь единственное, но неочевидное, решение, "ключики" необходимо разложить так, чтобы вдумчивый читатель мог их собрать - до оглашения автором разгадки. Если эти условия выполнены, - перед нами детектив или хотя бы "попыткадетектива". Если же нет...
Признаться, не поняла также, в чем остросюжетность "Жирафы". Разговоры, воспоминания... По сути, нет ни динамики, ни неожиданных сюжетных поворотов, ни захватывающих дух сцен.
Вывод. Остросюжетным детективом я бы "Жирафу" не назвала, скорее мелодрамой. Еще одно подтверждение тому - смещенность, если так можно выразиться, главного героя. В детективе таковым, как правило, является персонаж, ведущий расследование. Здесь же главная героиня, скорее, Аня Крылова. А капитан с чрезвычайно оригинальным именем Иванов Петр Кузьмич запомнится лишь, пожалуй, туповатостью и завистью к шубкам и фирменным курточкам чужих детей.
Напоследок снова о хорошем. Понравился персонаж, о котором в рассказе всего несколько строк. Бабушка Ани, - очевидно, внучка была на нее похожа. Несмотря на скупое описание, так и видишь эту женщину.
Ну, и понравилась хокку в финале. На что автор, похоже, и рассчитывал...