Аннотация: Рецензии на повести участников конкурса Современный детектив-2017 (Сд-6). Тема конкурса - "Листья в лесу"
Рецензия на повесть "Рыжая"
Для удобства - авторов повестей, читателей, если таковые будут, и, конечно же, собственного - постараюсь следовать плану, предложенному в помощь нам, не очень опытным, назовем это так, рецензентам.
1. Сюжет
ГГ, Максим Котов, приходит в себя в больнице после операции, практически вернувшись с того света. Кроме медиков, он видит возле себя Рыжую, но вспомнить, кто эта девушка, ему удается не сразу. Мама рассказывает Максиму о смерти его дяди и исчезновении двоюродного брата Виктора. От следователей ГГ узнает, что дядя не просто умер, а убит, мало того - в убийстве подозревается именно он, Максим Котов. Хороший знакомый дяди Аркадий Сергеевич, психиатр, рассказывает Котову о том, что дядя все нажитое завещал не своему сыну Виктору, а ему, Максиму, - иными словами, "мотив" прикончить дядюшку у него был серьезнейший. По словам Аркадия Сергеевича, Виктор тоже убит, уже найден его труп.
В этот момент, к слову, автор изящно напоминает нам о теме конкурса ("Листья в лесу", если кто забыл): "Но совершенно непонятно, как связаны между собой все эти преступления. И связаны ли вообще?"
Котов понимает, что следствие этим железобетонным мотивом воспользуется, и начинает анализировать недавние события, чтобы понять, как и почему он попал в такую передрягу. В результате он приходит к определенным выводам и, с помощью друзей, изобличает настоящего преступника, коим оказывается один из следователей. То есть главный конфликт - поединок между Котовым и следователем Фоменко, задумавшим хитроумную комбинацию с целью присвоить наследство дядюшки Максима.
Как не сразу, но догадывается читатель (думается, автором именно так и задумано), Рыжую видит только Котов, сама себя она называет его ангелом-хранителем. Рыжая, образ девочки из детства ГГ, которая не дала ему, маленькому, свалиться в колодец, появляется в критические моменты в жизни Максима - предостерегает, намекает, слегка направляет - но, что важно, не решает за него задачки, которые подкидывает ему жизнь. Таким образом рассказ, на мой взгляд, требованиям жанра соответствует, а сюжет его, несмотря на то, что тема как ангелов-хранителей, так и видений ГГ, не нова, можно назвать вполне оригинальным. Тем более что далеко не в каждой повести главная героиня, по сути, невидима ни для кого, кроме главного героя. Ну, и читателя, конечно же.
"Провисающих" линий мною не обнаружено, все связано и увязано. Единственная, как мне показалось, натяжка - фотография, увиденная Максимом на столе у дяди и послужившая уликой против следователя Фоменко. На художественном фото изображена обнимающаяся парочка, причем мужчина загораживается рукой от объектива. В девушке Котов признал жену Виктора Вику, мужчина впоследствии оказался следователем Фоменко. "Лицо старшего показалось Максиму знакомым", - намекает автор читателю, когда Котов и Фоменко встречаются в больнице. (Кстати, фраза "Как же он ошибался!" в том же абзаце, как по мне, лишняя.) Вика, как выяснилось, быстренько окрутила Виктора с целью помочь своему любовнику-злоумышленнику в достижении его целей. Так вот, сомнительно, чтобы на художественном фото, представляющем ценность для коллекционеров, мог быть изображен загораживающийся от фотографа мужик. С другой стороны, современное искусство и не на такое способно.
2. Композиция
Действие повести происходит в настоящем времени, однако ГГ периодически мысленно переносится в прошлое, чтобы разобраться, как он дошел до жизни такой - оказался на больничной койке в посткоматозном состоянии и в статусе подозреваемого в убийстве родственников. Эпизодов из прошлой жизни Максима Котова три (классическое число для стройности структуры - не много и не мало). Первый - он вспоминает о контракте, который принес его партнер по бизнесу Олег: вначале контракт казался очень выгодным, но благодаря предостережению Рыжей Максим избежал неприятностей. Тогдашний заказчик Бойко - первый (по счету) кандидат в ГЗ (главные злодеи), автор так прямо и говорит: "А может, попытка его убить - это ответочка от Бойко?".
Второй - воспоминания ГГ о смерти отца, о доброте дяди, который любил ГГ едва ли не больше, чем собственного сына Виктора. Здесь же читателя знакомят с женой Виктора - молоденькой провинциальной щучкой Викой. В гостях у дяди ГГ видит на столе фото, как ему показалось, Рыжей на фоне золотой осенней листвы, но, вглядевшись, понимает, что на снимке - Вика в обнимку с каким-то мужчиной. То есть Рыжая снова предостерегает ГГ: внимание, опасность!
Третий - ГГ вспоминает, как в их детстве Рыжая спасла ему жизнь - из последних сил держала за руки над колодцем, пока не прибежала его мама.
Перескакивания во времени не затрудняют восприятие, наоборот - увеличивают, если так можно выразиться, "глубину просмотра", то есть "слойность" произведения. Части повести мне показались вполне соразмерными, конструкция в целом гармонична. Хотя стоп! Есть небольшая обида на автора за то, что он(а) как-то слишком быстро "слил" в финале главного злодея: "Фоменко больше не мог сопротивляться соблазну. Он резко выдернул подушку из-под головы больного, накрыл его ненавистную морду и надавил". Нет чтобы еще немного читателя поинтриговать, помучить! Видимо, автору срочно захотелось добавить в конце какого-нить экшена, и это вполне понятное желание. Вообще-то, эпизод хороший - характеризующий ГЗ, которого ГГ и его друзья спровоцировали на открытую агрессию.
Не обошлось и без перевертыша - о нем ниже.
3. Язык, стиль, слог
В процессе написания рецензии некоторые фрагменты перечитывала, но читать с целью разобрать текст по косточкам и просто читать - это два разных способа чтения. Средства выразительности наличествуют: "кровать ощетинилась кучей металлических приспособлений", "его маме было уже за семьдесят, но она была всегда подтянутой и моложавой. Сейчас же в дверь вошла несчастная старуха", "на фоне желтых и коричневых листьев рассыпалась рыжая грива молодой женщины", "желтая ветка клена за окном махнула в ответ. Получив благословение, Котов начал подготовку к боевым действиям" et cetera. Темп повествования (который задается чередованием простых и сложных предложений))) оптимальный. С правописанием у автора почти все в порядке, даже запятые почти все на своих местах (тот, у кого они все на местах, может бросить в нас с автором камень). Тем обиднее было наткнуться на "Ты привЕдение?" А во фразе "Фоменко, казалось, и это не смутило, но тут он уже явно блефовал", думается, автор хотел употребить слово "бравировал", нет?
4. Психологическая достоверность
Персонажи живые, Рыжая обаятельна, Котов вначале немного тугодум, что и понятно в его-то состоянии, но потом начинает соображать гораздо быстрее. Ведут себя все естественно, речевые характеристики у каждого свои, у ГГ самая детализированная, но на то он и ГГ.
5. Качество загадки и расследования
Загадка весьма увлекательна, и разгадка ее мне показалась отнюдь не очевидной. По ходу пьесы (в смысле - повести) автор разбрасывает несколько "маячков". Систему наблюдения в квартире дяди устанавливали сотрудники фирмы Котова, следовательно что-то интересное на видео непременно должно записаться. Фоменко не нравится предположение Максима о том, что дверь в квартиру дяди убийца мог открыть похищенными ключами, - Фоменко нужно, чтобы расследование шло по его сценарию. Однако главная улика, на мой взгляд, - это то самое фото, насчет которого выше выражались сомнения. То есть Котов вычислил преступника скорее даже чисто логическим, нежели дедуктивным способом. Впрочем, возможно, дело в моей недогадливости - пожалуй, не помешает в следующем году поучаствовать в конкурсе "Игра в детектив", чтобы потренироваться разгадывать подобные ребусы.
6. Игра с читателем
Ложные ходы автору, безусловно, удались. Вначале ГГ снится, что он и его жена барахтаются в воде во время крушения круизного судна, и жена его, по сути, топит. Что это как не намек на то, что жена Максима тоже претендент на наследство, кандидат в злодеи (злодейки) и заинтересована в его устранении? Кстати, след не такой уж и ложный - позже выяснится, что жена виновата, но в другом.
Идем дальше. Рыжая "показывает" Максиму через окно, как его жена целуется с его же бизнес-партнером. Естественно, смекалистый читатель тут же начинает подозревать во всем бизнес-партнера. Вот лично я с завидным упорством подозревала, аж пока Фоменко не взялся за подушку...
Наконец - о перевертыше. Главным злодеем, ведущим интеллектуальный поединок с ГГ, оказался следователь, который вначале характеризуется как "не обезображенный интеллектом служака". Теперь-то понятно, что это был отвлекающий маневр: автор хотел нас таким макаром запутать. Не скажу обо всех, но в отношении меня ему (ей) это удалось.
7. Общее впечатление от повести
Некий дискомфорт поначалу вызвало название: как-то оно немного грубовато, нет? Тогда как образ Рыжей - нежный и лиричный, что подчеркивается живописанием ее на фоне осенней природы... С другой стороны, оно цепляет. А не это ли главное требование к названию? Но в целом мне понравилось. Уважаемый автор, пишите еще!
Рецензия на повесть "Болото для бегемота"
1. Сюжет
Дело было в Бресте в середине 2000-х годов. Риту Рысину по прозвищу Рысь фирма "Дзета-экспресс" нанимает перевезти из Бреста в Тбилиси бегемота. В напарники ей дают географа (который глобус еще не пропил?)) Дмитрия Вилк-Берестейского. Рыси звонят из Грузии и сообщают, что Генриха (так зовут бегемота) похитили. Торговец экзотическими животными по фамилии Бинтуронг говорит Рыси, что уже есть объявления о продаже бегемота. Она начинает разыскивать Генриха, с целью определить его местонахождение дает объявление в газету "Заря" о якобы нападении на чей-то огород какого-то хрюкающего чудища. Хотя уже существует интернет, Рысь и Вилк идут в библиотеку и набирают кучу книг о бегемотах. В подтверждение версии о том, что интернет уже существует, кто-то крадет "сервер с Брестским форумом". Из офиса (а в офис позвонили из милиции) Рыси сообщают, что на болоте найдена перевернутая фура со следами пребывания в ней бегемота. Генрих появляется в гребном канале во время его (канала) открытия, на которое приходят как Рысь с Вилком, так и Гарфилд, Цибуля и Камбала, бывшие друзья Вилка, - Рысь уже, похоже, подозревает их в причастности к похищению Генриха. Затем все - и Рысь с Вилком, и троица злоумышленников - ищут бегемота, соперничая друг с другом. Троица вместо Генриха поймала Вилка и чуть было его не прикончила, но наступает долгожданная (хотя кому-то может показаться, что как раз неожиданная) развязка. Рысь стреляет шприцами со снотворным, усыпляет всех похитителей, включая главного злодея Кроля, который буквально до последнего никак не обнаруживал своей заинтересованности в этом деле. Бегемот не найден, но подразумевается, что он где-то поблизости.
Похищение бегемота - не единственное в этой истории преступление. По-видимому, похитители убили водителя фуры Гедымина Ивановича Дудзика - "католика, традиционалиста и патриота Великого Княжества Литовского", как характеризует его автор (не спрашивайте, зачем читателю дается эта и еще множество подобной информации)). Во время открытия гребного канала Камбала зачем-то хладнокровно сносит полголовы человеку с удочкой. Не перенес "трискайдекомию" и несчастный Фриц, которого, по сюжету, бьют все, кому не лень: Рысь, Вилк, какие-то "черные"... Судя по всему, Фриц по фамилии Джохаров вначале был заодно с похитителями Генриха и даже брал в библиотеке на абонемент (все помнят, что это такое?)) книгу о бегемотах, из которой ничтоже сумняшеся выдрал страницу и добросовестно вернул книгу в библиотеку. Эту же книгу сразу после него взяла Рысь: выдранная страница послужила уликой против Фрица. Наверное, в последний момент Фриц Джохаров раскаялся и встал на путь исправления, за что и был злодеями устранен. Впрочем, это лишь моя догадка, поскольку автор свет на участь Фрица, равно как и патриота Великого Княжества Литовского Дудзика, не пролил.
А еще - ближе к концу - "грохнули, чтоб не успел ничего написать" некоего Кротека: автор пояснил в комментах, что это диггер, появлявшийся в начале. Из-за этого убийства Вилка даже вызывали в соответствующие органы. Однако убийство Кротека - возможно, из-за дефицита уделенного ему внимания автора - тоже проходит по краешку сознания читателя.
Итак, преступление и некий мыслительный процесс, который должен увенчаться раскрытием преступления, в наличии. Конфликт между ГГ и ГЗ (главным злодеем), правда, размыт, потому что о том, что ГЗ, то есть вдохновитель и организатор похищения Генриха - местный "авторитет" и претендент в "крестные отцы" Кроль, читатель узнает за несколько абзацев до того, как Рысь пуляет в него (в Кроля, не в читателя. Хотя...) шприцем со снотворным. Шансы догадаться об этом самостоятельно, с моей точки зрения, стремятся к нулю.
Оригинальным сюжет назвать можно, а вот о достоверности происходящего судить трудно: насколько достоверно выглядит подобная история с бегемотом? Впрочем, если допустить, что повесть изначально планировалась в номинацию "Нереалистический детектив", вопрос о достоверности истории снимается.
Со связностью и связанностью, на мой субъективный взгляд, проблемы.
" - Как мне найти Диму?
- ...Он у друзей, скорее всего.
- Гарфилда и Цибули?"
Фамилии исполнителей преступления (похищения бегемота) первый раз звучат в разговоре Рыси с "хмурым, малозаметным чуваком в растянутой майке", оказавшимся отцом Вилка. Их называет Рысь, откуда она их знает? Фриц - будущая жертва преступников - тоже появляется невесть откуда. Благо, нам заранее сообщают его фамилию - Джохаров, которая прозвучит снова ближе к развязке и свяжет линию с вырванной из книги о бегемотах страницей.
Как погиб водитель Дудзик? Рысь вроде бы начинает его искать, но потом эта линия провисает. Почему исчез директор фирмы "Дзета-экспресс" Горчевский? Кто украл сервер "с Брестским форумом", и что было на нем такого, что его нужно было красть? "Старший Вилк-Берестейский поднялся и потопал в дом. Его явно что-то давило. Но улик было слишком мало, чтобы понять, что именно". Что давило "малозаметного чувака"? Читатель так и останется в неведении. Зато нам подробно рассказывают, к примеру, об адвокате Гулбисе - персонаже, который не имеет отношения к преступлению (или имеет?!), о лекции какого-то Дубасевича...
2. Композиция
В комментариях к повести автор пояснил также, что был вынужден ужимать текст и "вырезать пять глав, в которых (перед последней битвой) описывается процесс похищения и потери бегемота". Не сомневаюсь, что кое-что эти пять глав бы прояснили. С другой стороны, можно было бы, думается, придать работе большей стройности, отжав (в хорошем смысле этого слова) как раз необязательную, как мне кажется, информацию. Кроме упомянутой выше, к таковой относятся не очень внятные вставки на гастрономические и политические темы, которые в данном контексте слегка запутывают. Нет, это, безусловно, интересно и познавательно, но хотелось бы все же ближе к делу. И телу. Телам... Словом, жертвам, которых я насчитала в повести четыре, и почти обо всех Рысь как бы вскользь говорит: "Наверное, его уже нет в живых..."
А вот то, что за счет этих вставок хронология получилась скачкообразной, само по себе, мне кажется, вполне приемлемо.
3. Язык, стиль, слог
На тяжеловесность изложения я как бы уже намекнула. Оценить богатство лексикона и выразительность языковых средств мешает невычитанность текста. Есть, однако, выражения, которые на невычитанность списать труднее:
"В конторе слишком душно, и разило подхалимажем.
Рысь подошла поближе и деликатно остановилась слева.
В библиотеке проводили миниатюрную выставку книг.
И не только запрещённые при Сталине. Что-то их этого было запрещено ещё до Перестройки.
А ещё оказалось, что у Рыси в сумки, среди походного набора, есть китайский гранулированный чай. Именно за ним Вилк узнал, что Рысь - будущий биолог
Рысь вынимает тульский Токарев и становится за жёлтым гаражом
когда пухлая, но очень сильная рука схватила автомат за ствол
Тексты, что утекли в интернет, и правда недолго, но сохранялись, даже если потом удалить".
Понравилось, что автор старается давать портретные характеристики персонажей, живописать местность, поскольку самой это удается не всегда.
4. Психологическая достоверность
Персонажи весьма своеобразны и ...загадочны. Взять хотя бы главную героиню. Кто она - Рита Рысина по прозвищу Рысь? Студентка, "уже магистр" (на четвертом курсе? В Украине, к примеру, четвертый - последний курс бакалаврата, на магистра нужно еще два года учиться), владеет приемами рукопашного боя, умеет обращаться с оружием, с парализатором... Агент 007 под прикрытием какой-то! Почему ее нанимают перевезти бегемота? Она сама настойчиво спрашивает об этом Горчевского, но так и не получает ответа. Кто ее порекомендовал? Почему ей в помощники дали именно Вилка? Что мы точно о ней знаем, так это то, что она любит поесть.
Теперь - о главном злодее. "Малозаметный чувак" (и привяжется же!)) упоминает Кроля как одного из тех, кто "держит" город. Ну... в принципе, кандидат в "крестные отцы" города мог задумать украсть животное, не будучи уверенным в том, что рынок уже сформировал спрос на бегемотов, и нанять для этого трех киллеров... Но середина 2000-х - это все-таки не лихие 90-е, начальные капиталы преимущественно сформированы, вчерашние "авторитеты" развивают свой бизнес, идут в политику... Словом, мотивация Кроля не показалась мне убедительной.
Вилк, хотя ему уделено много внимания, не произвел на меня впечатления. Даже дочь Дудзика Яна (к ней неравнодушны Вилк и Фриц, но она не достается никому, уйдя в монастырь) - более выпуклый образ.
5. Качество загадки и расследования
Основная загадка (похищение бегемота) оригинальна и вместе с тем незамысловата. Логические построения, ведущие к раскрытию преступления, строятся, пардон за тавтологию, преимущественно в голове у Рыси и практически не озвучиваются. Ну, или хорошо замаскированы. Почему она стала подозревать Гарфилда, Цибулю и Камбалу и разыскивать их, мне, признаться, не совсем понятно. Не говоря о том, что роль в этом деле ГЗ Кроля, похоже, и для самой Рыси стала неожиданностью. По крайней мере, в обратном автор меня не убедил.
6. Игра с читателем
Читателю, конечно, не возбраняется строить собственные версии: кто и зачем похитил Генриха, какова цена на бегемотов на черном рынке, почему Вилк настолько неразборчив в выборе друзей и т.д. Но автор читателю в этом деле не помощник.
7. Общее впечатление от повести
Понравилось название и концовка, в которой этот название обыгрывается: "Потом, когда всю эту сволочь уберут из леса, а у меня будет препарат и пожрать, вы подгоняйте подъёмный кран с лебёдкой и фуру. Конец свя... Что в путевом листе писать? Да так и напишите! Из болота - тащить бегемота". Понравилось, что в повести есть элементы остросюжетности - к примеру, пожар в доме Дудзика, когда Рысь спасает документы на дом и отдает их потом Яне, "последняя битва"... Еще один плюс - у автора, безусловно, есть чувство юмора, а для меня лично это ценно! Ну, и всем нам не помешает помнить о том, что "тексты, что утекли в интернет, и правда недолго, но сохранялись, даже если потом удалить"...
Рецензия на повесть "Последняя просьба"
1. Сюжет
События происходят в конце 2002 года. ГГ - экспедитор Михаил Уточников - на дороге видит человека, который, умирая от обширного инфаркта на руках у Михаила, просит его помочь "девушке Ирине, из общежития "Плехановки", из филиала Горного института". По словам умирающего, оказавшегося священником, Ирина "в большой опасности". Михаил приезжает в город и начинает искать Ирину. Он знакомится с двумя обитательницами общежития и узнает, что в нем живут разные девушки, а "была еще Катя - она пару дней назад съехала, потом Нина - психованная совсем, сбежала куда-то месяц назад, потом Искра - она вчера домой вернулась..." Новые знакомые упоминают и о семье Искры: "У нее еще и брат - Владлен, а мама - Нинель!"
Михаил идет в местную церковь и там узнает, что умерший у него на руках священник - "это был отец Иоанн их храма Рождества Пресвятой Богродицы".
Михаил, Даша и Нурия (так зовут его словоохотливых новых знакомых) ворошат вещи уехавших девушек. Михаил вспоминает, что по дороге, проезжая мимо необитаемых домов, видел в одном из них свет и следы на крыльце, а чуть позже - следы, ведущие к другому заброшенному дому. Он едет в тот самый дом, который светился, обнаруживает там Нину в компании феминисток и увозит ее обратно в город. Но след оказался ложным, Нина - не Ирина.
Михаил идет к комендантше, сочиняет для нее жалостливую историю, и комендантша звонит по очереди уехавшим девушкам. Выясняется, что Катя вышла замуж, у Варвары заболел отец, и она уехала к нему, а Искру с братом Владленом, по словам ее отца Кима Владимировича, отправили в пансионат. "Что-то было не так в разговоре комендантши с отцом Искры", - начинает подозревать Михаил. Ему кажется подозрительным, что обоих детей отправили в пансионат в декабре, за пару недель до начала зимней сессии, хотя девушки из общежития говорили, что родители Искры требовали от нее - и наверняка от ее брата - отличных оценок. Брат должен был знать о путевке в пансионат, однако Искре сказал, что родители просто зовут ее домой. "И зачем ее брату было делать из этого тайну?"
Михаил догадывается, что Искра и есть Ирина, помочь которой его призывал умирающий священник. Он просит брата Диму "пробить" ее адрес, является к ним домой, знакомится с отцом, видит повесившегося брата Искры Владлена. Михаил вызывает милицию и "скорую", а потом мчится в заброшенный дом, возле которого видел следы. В погребе он находит Ирину и спасает ее.
Требованиям жанра сюжет, на мой взгляд, соответствует, поскольку есть преступление (брат едва не погубил собственную сестру и покончил жизнь самоубийством) и расследование. Правда, сам ГГ ищет Ирину, лишь подозревая, что она может стать или уже стала жертвой преступления. Основной конфликт при этом - крах семьи Искры, мать которой после принятия дочерью крещения перестала есть и попала в больницу, а брат запер девушку в подвале, обрекая ее на смерть, и в ужасе от содеянного повесился.
Кажется ли мне эта история достоверной? Рискуя навлечь на себя гнев ее автора, отвечу, тем не менее, прямо: не кажется. Автор, безусловно, имеет право на свое мнение, но и рецензент имеет право на свое. Она могла бы показаться мне достоверной, если бы речь шла, наоборот, о в высшей степени религиозных родителях и брате, дочь и сестра которых вступила в комсомол, и действие происходило бы году эдак в 1922, а не в 2002. Тогда такое бывало - по крайней мере, так утверждается в некоторых книгах и фильмах. Возможно ли в наше время обратное? В жизни, конечно, случается то, что ни один писатель не в состоянии выдумать. Но эту коллизию автор именно придумал, в чем честно сознался в комментариях.
Незаконченные линии не обнаружены: обе линии спасения главным героем девушек - Нины от феминисток и Искры-Ирины из подвала - вполне себе закончены.
2. Композиция
Композиция одноплановая ("камера" ни на минуту "не переключается" с главного героя, каких-либо отступлений нет), хронология линейная. Конструкция в целом гармонична, хотя некоторые диалоги Даши и Нурии (девушек, снабжающих Михаила информацией) кажутся слегка затянутыми.
3. Язык, стиль, слог
Написано гладко, метафор немного, но они есть, преимущественно в начале - "черные силуэты домов", "змеились темные следы шин". С грамотностью порядок.
4. Психологическая достоверность
Поскольку трагедия семьи Искры-Ирины, как я уже отмечала, не кажется мне достоверной, немотивированным, с моей точки зрения, выглядит и само преступление. Однако действия главного героя, который считает своим долгом попытаться исполнить последнюю просьбу умирающего, на мой взгляд, логичны.
5. Качество загадки и расследования
Загадка - просьба умирающего священника помочь девушке, которой угрожает опасность - интересная, хоть и не очень сложная, напряжение вокруг нее автором нагнетается умело. Михаил ищет Ирину единственно возможным, пожалуй, способом - вначале расспрашивает ее соседок по общежитию. Девушки, на его счастье, болтливы, и в ворохе вываленных на Михаила сведений обнаруживаются крупицы ценных. Потом ГГ пытается разузнать что-либо по интересующему его делу в церкви - ведь умерший у него на руках был священником! Однако сначала Михаил идет по ложному следу, отыскивая уехавшую из города с феминистками Нину. (К слову, согласно расшифровке темы нашего конкурса, в повести должно быть несколько преступлений - а здесь у нас одно преступление и одно, скажем так, происшествие...) И только во время обзвона комендантшей родителей покинувших общежитие девушек ГГ догадывается, что Ириной может оказаться Искра, которая сменила имя при крещении.
6. Игра с читателем
Первый намек автора - о том, что у Искры брат Владлен и мама Нинель - читатель может и не понять. Во время второго разговора Михаила с девушками они рассказали ему также, что:
а) "Искра не могла дружить со священником - она ж сказала, что из антирелигиозной семьи!"
б) Искра "из-за чего-то со своей семьей поругалась - потому и переехала в общагу"
в) "разговоров со священником ей бы в жизни не простили"
г) "брат за ней приехал, он сказал, что ее дома ждут, и что больше на нее никто не сердится"
То есть автор уже практически указывает читателю на Искру. Однако задуманный автором финал по причинам, о которых уже говорилось, может стать неожиданностью даже для самого проницательного читателя.
7. Общее впечатление от повести.
Не знаю, сознательно ли автор создавал в своей повести сумрачную атмосферу, или это получилось помимо его воли, но это получилось. Не покидает ощущение, что в сумраке - утреннем, дневном, вечернем - происходят все события. Собственно, ощущение основывается, если так можно выразиться, на тексте. Первая фраза - "Черные силуэты деревенских домов по обеим сторонам шоссе в утреннем сумраке..." Ниже - "Когда он проснулся, за окном опять начинали сгущаться сумерки..." Перечитывать "Последнюю просьбу" просто так, "в удовольствие", я не стала бы, слишком уж тягостно. Но это, разумеется, мое субъективное мнение.
Рецензия на повесть "Голод"
1. Сюжет и композиция
ГГ, частный сыщик Элия Барнаба, приезжает в курортный город Трилон на Жемчужном побережье искать Роба Маркони-младшего - "пропавшую звезду Ваэллийской оперы, лучшего тенора современности, а также весьма скандально известную в светском обществе столицы персону". Незадолго до того, как пропасть, Роб Маркони-младший приобрел в турагентстве "Путешествия Люкс" двухнедельный тур в Трилон. Турагентство Барнабу и наняло.
В разговоре с управляющим отеля ГГ выясняет, что пропал также портье Рудольфо Нери, у которого, как и у Роба Маркони, тоже есть своя самоходка. На открытии выставки природных диковинок Элия знакомится с журналисткой Альбой Чероне, она становится его напарницей.
Барнаба в газете, подложенной ему горничной Марией Бруни, читает заметку о самоубийстве ее брата, трудившегося в лаборатории "Трилмед". Альба обещает помочь Марии, которая не верит в самоубийство брата, в обмен Мария рассказывает напарникам, что Маркони-младший угнал самоходку Рудольфо, ее жениха. Оставленная тенором записка гласила: господин Маркони-младший решил "поменяться" с доплатой, единственное условие сделки - портье должен на неделю спрятать самоходку тенора. Рудольфо поехал прятать самоходку господина Маркони и не вернулся. В брошенной на стоянке самоходке Нери обнаруживается труп Маркони без признаков насильственной смерти.
Альба и Элия решают заняться самоубийствами в Трилоне, которых "многовато в последнее время", и компанией "Трилмед", проводящей эксперименты на животных. Барнабу снова нанимают - теперь уже антрепенер и любовник Маркони Винценцо Герра для расследования смерти Маркони. Вернулся Рудольфо, - он заблудился в лесу, потому что на него "накатило". Рудольфо рассказывает, что лабораторию "Трилмеда", в которой работали брат горничной Бруни и еще один самоубийца, профессор Пелагатти, хотели закрыть, хотя "господин Пелагатти говорил Марко, что он на пороге великого открытия".
Альба поговорила с родственниками самоубийц. На Элию все больше "накатывает", он чуть не прокусил Альбе шею, но в этот момент коллега Альбы Альберто пришиб крысу, за которой охотился уже шестой день. Крыса кусает Элию, напарники запихивают зверька в алюминиевую кастрюльку, оказавшуюся бачком для проявки пленки, отчего воздействие грызуна на Элию исчезает. Он признается Альбе, что ощущает голод этой крысы. Элия и Альба анализируют все факты и... до всего додумываются, сплетают, так сказать, все ниточки в один узелок макраме. К слову, в нашем мире бачок для проявки пленки выглядит несколько иначе - черный пластиковый, без резьбы и мало похожий на кастрюльку. Но ведь автор рисует не совсем наш мир - в том мире всего шесть морей, на Жемчужном побережье одного из них расположен город Трилон, автомобили называют самоходками, недавно начали выходить газеты, уже изобрели радио, но на женщин в брюках все еще смотрят косо... Поэтому не стану спорить, что там бачок для проявки пленки выглядит именно так.
Для нагнетания обстановки применен интересный прием: первая глава предварена Прологом, такие же вставки (курсивом) - перед каждой главой. Читатель как бы слышит кого-то, но это не главный герой, от имени которого ведется повествование. Это какое-то, мягко говоря, жутковатое существо, пару раз даже мурашки по коже побежали! Позже выяснится, что это тот самый "мыслящий" крысеныш - виновник всех бед. Он все время хочет есть и "транслирует" Главному герою свое чувство голода, а у других персонажей, которые случайно "ловят" ту же "волну", усиливает их тайные или явные желания - да так, что потом они помнят только, как "накатило"... Ой, пардон, крысеныш виноват не во всем. В самом конце, уже сидя в купе поезда, который увезет их в столицу, главные герои спохватываются, что "господин Пелагатти... умер до того, как этот малыш добрался до радиостанции и заставил наших слушателей испытать свои чувства". Получай, дорогой читатель. Ты думал, что все разгадал? Так вот тебе, чтоб не расслаблялся!..
Едва ли не с первых абзацев автор начинает щедро и не без юмора разбрасывать пазлы, из которых в конце повести соберется цельная картинка. Из газеты ГГ узнает об открытии выставки природных диковинок, хитом которой должна стать кровавая жемчужина Звезда Семи Морей (хотя морей всего шесть), о том, что "ответственность за погром пятидневной давности в "Трилмед" возлагают на воинствующих "Пушистиков", якобы они разгромили лабораторию, спасая зверушек, на которых испытывали дамскую косметику", а также о том, что покончил с собой владелец сети ресторанов "Алая Трило", и "самоубийство связывают с тем, что "Прибрежная Алая Трило" недавно лишилась одной из трех своих Машеновских звезд: на кухне нашли грызуна, неведомо как туда забравшегося". Ночью ГГ снится сыр. Лабораторные зверушки, они же грызуны, сыр. Многие грызуны любят сыр, сыр - это еда, еда утоляет Голод, лабораторию разгромили, спасая зверушек... спасли? В мозгу читателя зарождается догадка: грызуны играют в этой истории не последнюю роль! (К слову, игру с читателем автор тоже ведет явно с удовольствием, однако об этом чуть ниже.) Ну, и сыр, разумеется, - к примеру, именно в кладовке с сырами Альба и Элия обнаруживают графа Пьяццо, укравшего с выставки Звезду Семи Морей. Похититель вначале неадекватен, но постепенно приходит в себя и рассказывает: на выставке стоял возле радиолы, потом "накатило", что было дальше - не помнит. Ключевые слова - "радиола" и "накатило"! Итак, лабораторные грызуны - Голод - радиола - накатило... Однако прежде, чем читатель поймет, что автор уже, по сути, вложил ему в руки нить к разгадке, в повести произойдет еще несколько событий.
2. Язык, стиль, слог
Написано хорошо - диалоги динамичные, описания вкусные (в прямом и переносном смысле слова), читается легко (несмотря на объем, прочла за вечер без малейшего напряжения, затягивает), видишь все очень живо. Единственное место, о которое немножко споткнулась, - признание коллеги Альбы Альберто:
"Я тут намутил немного... Чтобы можно было не сидеть тут все время, а отойти куда-нибудь, а передача не прерывалась.
Альберто продемонстрировал чемоданчик проигрывателя для пластинок.
- Вот тут, я встроил передатчик, а на пульте поставил приемник. Радиус небольшой, но до ближайшего кафе добивает. Можно выйти кофе попить, прихватив проигрыватель и сменные пластинки с собой, и не думать о том, чтобы не прозевать время, когда пора сменить пластинку".
Споткнулась потому, что попыталась представить, как Альберто тащит проигрыватель с пластинками в кафе, а тем временем приемник на пульте "ловит сигнал от той штуковины, что у крысы в голове". С другой стороны, что остается делать, если картонные стаканчики с крышками, в которых кофе можно взять с собой, еще не изобрели?
3. Психологическая достоверность
Персонажи живые, мотивация убедительна. Пожалуй, хотелось бы большей определенности, что ли, в отношениях Элии и Альбы. Он, когда "накатывает", борется с желанием впиться ей зубами в шею, - а еще какие-нибудь желания по отношению к ней испытывает? А она? Вначале надеется, что он поможет ей найти украденную жемчужину, сделать хороший репортаж и продвинуться в профессии. А потом? Она уезжает с ним в столицу - возможно, не только потому, что хочет стать его "Ватсоном". Но видит ли он в ней больше, чем помощницу и "авантюристку"?
4. Качество загадки и расследования
Загадка забавная и увлекательная. Перед сыщиками (Элия Барнаба почему-то очень не любит слово "расследователи")) ставятся все новые и новые задачи - одна пропажа, вторая, череда загадочных самоубийств, обнаружение трупа в багажнике... Однако Элия и Альба с ними справляются (и еще неизвестно, чья в этом заслуга больше), с каждым шагом приближаясь к развязке. Или все-таки завязке - долгосрочного сотрудничества новоиспеченных Холмса и Ватсона в юбке? Ах, простите, "Ватсон", она же Альба Чероне, отдает ведь предпочтение брюкам...
5. Игра с читателем
Автор у нас не жадный, он позволяет читателю не только соучаствовать в расследовании, но и раньше сыщиков смекнуть, что же объединяет все самоубийства, которые произошли при разных, казалось бы, обстоятельствах. После того, как Альба поговорила с родственниками самоубийц, читатель уже догадывается, что все смерти объединяли работающие в момент самоубийства радиолы. А вот Барнаба это понял гораздо позже!
6. Общее впечатление от повести
Понравилось. Понравился ненавязчивый микс фэнтези с ужастиком (ГГ просыпается с привкусом крови во рту - прокусил щеку, "Зло в Трилоне поселилось, - говорит горничная Мария Бруни. - Не иначе как демон какой, с пути истинного людей сбивает"), приправленный добрым юмором: автор как бы немножко подсмеивается над своими героями и в то же время, безусловно, им симпатизирует. Понравилась концовка, намекающая на то, что продолжение следует. И знаете что? С удовольствием встречусь с Элией и Альбой снова!