Пауллер Олег : другие произведения.

История Тонга с древних времён до получения независимости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Политическая история небольшого архипелага Тонга малоизвестна для большинства неспециалистов.


   Первые относительно достоверные сведения из тонган­ской истории относятся к рубежу I--II тысячелетия на­шей эры. По-видимому, именно тогда началась центра­лизация власти на архипелаге, объединение мелких тер­риториальных образований, возглавлявшихся местными вождями в единое государство. Традиция относит нача­ла объединения островов к середине X в. Династия вож­дей-объединителей получила титул туи-Тонга (прави­тель Тонга).

По преданию, первый туи-Тонга Ахо-Эиту был сыном земной женщины и бога Тангалоа. Э. Гиффорд, иссле­дователь тонганской истории и мифологии, считает его потомком какого-то вождя-иммигранта. Власть туи-Тон­га постепенно, в результате внешней экспансии тонган­цев, распространилась на всю территорию современного государства. В разное время им подчинялись острова Уоллис, Футуна и Ротума на северо-западе, фиджий­ские острова Лау на западе, Ниуэ на востоке. При Мо-мо, десятом туи-Тонга (примерно конец XII в.), тонганцы захватили острова Самоа. В царствование Талакаи-фаики, пятнадцатого туи-Тонга, самоанские вожди Туна и Фата начали войну с захватчиками и в решающей битве при Нуусунгале на западе острова Уполу одер­жали верх. Туи-Тонга был восхищен храбростью самоанцев и в прощальной речи поклялся, что тонганцы ни­когда не нападут более на Самоа. "Малиэ тау, малиэ тоа" ("Славная битва, славные воины"), -- похвалил он противников. Именно с этого времени ведет свое происхождение род знатнейших самоанских вождей Ма-диэтоа, который, по самоанским преданиям, получил свое название после этой битвы.

Особенно сильным и продолжительным было тонганское господство на островах Уоллис. Местный язык увеа, первоначально близкий самоанскому, вобрал та­кое количество тонганских заимствований, что, по су­ществу, превратился в тонганский диалект. Тот же про­цесс шел па островах Ниуа, где исконный язык в конце концов был вытеснен тонганским. (Древний язык, близ­кий к самоанскому, частично сохранялся на Ниуатопу-тапу по крайней мере до начала XVII в.)

Периоды социального и политического процветания чередовались на Тонга с временами нестабильности и междоусобиц. Наиболее серьезные события происходила, в конце XV в., при двадцать третьем туи-лауа. Большим влиянием в это время пользовался Лоау -- вождь местности Хаамеа на Тонгатапу, отважней воин, мореплаватель, реформатор. По-видимому, он занимал высокое положение при дворе туи-Тонга; именно ему приписывается разработка принятой до сих пор торжественной церемонии питья кавы. Счи­тается, что Лоау был в курсе всего, что происходит в стране, его мудрость вошла в поговорку. До сих пор про всеведающего человека тонганцы говорят: "Он об­ладает знанием из Маананга" (так называлась рези­денция Лоау). Сам Лоау и все его потомки загадочно исчезли с политической сцены Тонга. По одной из легенд, он не вернулся из дальнего плавания. Вполне ве­роятно, что исчезновение его не было случайным: та­кая сильная личность составляла очевидную конкурен­цию правящей династии. Сам туи-Тонга Така-лауа погиб насильственной смертью; его убийцы сразу же скрылись с Тонгатапу, но Кау-улу-фонуа-фекаи, наслед­ник титула, отправился в погоню. По преданию, он гнался за ними на север до Ниуафооу, ловил их на Футуне и Фиджи, пока не настиг на островах Уоллис. Злодеи были доставлены на Тонгатапу и казнены. Лишь после этого набальзамированное тело туи-Тонга похо­ронили.

Став туи-Тонга, Кау-улу-фонуа-фекаи произвел важ­ную административную реформу: оставив за собой ду­ховную власть н жреческие функции, он ввел наслед­ственную должность светского правителя государства -- хау. Первым хау стал младший брат тун-Тонга, Моунга-мотуа. В честь отца он получил титул туи-Хаата-калауа {"правитель наследник Така-лауа"). Считает­ся, что эти события происходили около 1500 г.

В начале XVII в. Моунга-тонга (шестой туи-Хаата-калауа) решил отойти от государственных дел и пе­редал должность хау одному из своих сыновей, Нгата. По названию местности на юго-востоке Тонгатапу Нга­та получил титул туи-Канокуполу и стал основателем новой династии. Наследники титула Хаатакалауа счита­лись более знатными. Формально этот род продолжая удерживать в своих руках часть светской власти (в ча­стности, руководство сбором податей в пользу туи-Тонга) до начала XIX в., но, по существу, верховная власть в государстве навсегда перешла к обладателям титула туи-Канокуполу.

Наследники титула туи-Тонга по-прежнему были духовными владыками страны; божественные почести воздавались им до принятия христианства в середине XIX в. Во времена расцвета традиционной тонгавской культуры авторитет туи-Тонга подкреплялся также династическими браками. По обычаю, старшая дочь хау становилась главной женой туи-Тонга.

Что же представляло собой тонганское общество до его контактов с европейцами, по каким законам оно жило? Многие сведения о нем можно почерпнуть из преданий тонганцев, кое-какие секреты хранят археоло­гические памятники эпохи расцвета традиционного об­щества, но повседневная жизнь тонганцев известна нам во многом благодаря первым свидетелям-европейцам.

У тонганцев было сильно развито сословное деление. Простые общинники (туа) были основной производи­тельной силой общества: она обрабатывала землю, ло­вили рыбу, занимались ремеслом. Жизнь рядового чело­века была окружена массой религиозных запретов, наг рушение которых каралось порой, смертью.

Аристократы не занимались производительным тру­дом. Их прерогативой было распределение земель меж­ду общинниками (собственником всей земли считался туи-Тонга), руководство общественными работами, перераспределение продуктов труда простых людей, суд над нарушителями законов. Только вожди могли при­нимать участие в торжественной церемонии употребле­ния кавы -- священного пьянящего напитка из корня перечного растения. Упоминание кем-нибудь в своей ре­чи имени вождя, а тем более верховного владыки, тре­бовало употребления особо высокопарных слов. Это от­носилось не только к употреблению пышных титулов, заменять приходилось самые обычные слова.

Власть аристократии над простыми людьми не име­ла границ. Простолюдины почитали за великое счастье целовать след от ноги вождя, отец с радостью приносил в жертву своего ребенка1, чтобы продлилась жизнь пре­старелого аристократа. Лишь благородных тонганцев после смерти ожидала жизнь в загробном мире, Наиболее одаренные в каком-то роде деятельности общинники имели возможность стать тофунга -- масте­рами-ремесленниками, но в целом положение тофунга было скорее наследственным: каждая семья хранила свои секреты. Пожалуй, наибольшим почетом пользо­вались строители лодок (огромные тонганские двухкорпусные катамараны вмещали до 200 человек) и мастера навигации. К числу тофунга относились также талант­ливые сказители, артисты, атлеты и пунаке -- лица, сов­мещавшие роль поэта, композитора и хореографа. По преданию, знание тайн мастерства часто исходило из заморских стран, из подземного царства Пулоту, а то и от самих богов. Наиболее известные кланы тофунга существовали столетиями и имели длинные генеало­гии.

Своеобразным "служилым дворянством" были мата-пуле. Их положение было наследственным, но благода­ря личным качествам достигнуть его мог и не знатный человек. Многие семьи матапуле вели свое происхож­дение от иностранцев (самоанцев, фиджийцев). Основ­ная обязанность матапуле -- личная служба высоким вождям, произнесение речей от их имени, присмотр за работами в пользу аристократии, сбор податей и т. д. Положение и слава каждой семьи матапуле определя­лись рангом того рода, при котором они состояли. Наи­более высокое положение занимало семейство Фалефа, служившее тонганским владыкам, начиная с первого туи-Тонга. Естественно, и авторитет, и власть этой семьи были очень высоки.

Аристократические семейства (хоуэики) значительно рознились по знатности, хотя все так или иначе нахо­дились в родстве с туи-Тонга. Внешним выражением знатности служили длина генеалогии и положение ос­новавшего ее предка, а материальным подтверждени­ем-- поместья, которые туи-Тонга выделял в наследст­венное пользование обладателям титулов. Те же, в свою очередь, распределяли землю между своими родствен­никами, матапуле, тофунга и туа.

Для понимания механизма функционирования тонганского общества центральными оказываются два по­нятия: тапу и мана.

Мана -- это таинственная сила, сверхъестественные способности, которыми боги от рождения наделяют знатных людей. Мана дает аристократии власть над людьми. Благодаря своей мане матапуле и тофунга до­стигают успехов в присущих им занятиях. Тапу (или, по-европейски, табу) -- это священные запреты, исхо­дящие от богов или же от их представителя на земле -- туи-Тонга. Нарушения тапу грозило страшными карами и утратой маны. Особенно велика была мана верхов­ных владык Тонга: все, к чему они прикасались, стано­вилось тапу для простых людей. Если туи-Тонга посещал жилище своего подданного, то хозяин больше не мог им пользоваться, оно становилось тапу. Эта система социальной организации восходит к глубокой древности, к общеполинезийской эпохе. В Восточной Полинезии она получила предельное развитие. Там наставления богов делали жизнь монарха подчас просто невыносимой. На острове Таити, например, государь вынужден был передвигаться верхом на своих подданных, по­скольку он не должен был касаться земли, чтобы не ли­шить остальных людей права пользоваться ею.

Нарушитель тапу непременно получал заслуженную кару. Считалось, что праведного человека не может по­стигнуть ранняя смерть. Если болезнь могла быть про­сто результатом коварных козней зловредных духов, то смерть (тем более раннюю) всегда посылали боги.

Социальная организация традиционного тонганского общества изучена достаточно хорошо, а о естественно­научных и религиозных воззрениях его известно гораздо меньше -- они быстро исчезли под натиском европей­ской культуры.

Бесспорно, значительны были тонганские знания в области прикладной астрономии, иначе дальние плава­ния были бы невозможны. Отправляясь на север, к ост­ровам Ниуа, навигаторы ориентировались на созвездие Капакау-о-Гафахи (вероятно, Волосы Вероники), сле­дуя указаниям Ао-а-Увеа, можно было смело плыть да­лее на северо-запад до островов Уоллис. Еще севернее, к островам Тувалу, вели три звезды, называвшиеся Тупа-а-Ваитупу. Другие звезды безошибочно приводили мореплавателей на родину.

Своеобразная каменная обсерватория была соору­жена на Тонгатапу еще при туи-Татуи, одиннадцатом тун-Тонга (около 1200 г.). Это арка, состоящая из двух блоков-оснований трехметровой высоты, вес каждого оценивается в 30--40 т. В верхней части их имеются пазы, в которых закреплена восьмитонная перекладина длиной почти 6 м. Этот полинезийский Стоунхендж1 назы­вается Хаамонга-а-Мауи ("Ноша Мауи"). Долгое вре­мя считалось, что сооружение имеет чисто мемориальный характер, но недавно ученым удалось установить, что зарубки на перекладине помогают определить день ве­сеннего равноденствия н другие календарные даты. Год у тонганцев делился на тринадцать лунных месяцев, сутки начинались с заходом солнца. Вероятно, это связано с полинезийским мифом о творении все­ленной: всему сущему предшествовали Ночь и Абсолют­ная Тьма. Далее следовала длинная вереница перехо­дящих друг в друга абстрактных сущностей: Ничто, Пустота, Бесконечность, Протяженность, Пространство, Даль, Мысль, Дума и т. п. Затем появляется верховное божество Тангалоа. Оно создает Океан, затем отдель­ные острова; часть их оно с грохотом сбрасывает с не­ба, часть выуживает с морского дна. Интересно, что именно этим отличаются вулканические острова от ко­ралловых. Затем Тангалоа создает человека. Тангалоа многолик: существует Тангалоа-творец, Тангалоа-прори-цатель, Тангалоа-мастер, Тангалоа-посланец, Тангалоа-воин, Тангалоа-мудрец, Тангалоа-правитель и т. д. Со­отношение этих ипостасей Тангалоа не вполне ясно.

Мир, созданный Тангалоа, был несовершенен. Ис­правлением его занимается Мауи, пришедший из под­земного царства. Мауи отодвигает на должную высоту землю, вылавливает новые земли, доставляет людям огонь и ряд растений. Мауи и сейчас живет в Подзем­ном мире. Если он особенно старательно начинает обра­батывать свой подземный огород, то на Тонга проис­ходит землетрясение. Подвиги Мауи хорошо известны на многих островах Океании. Другие герои древних времен приносят на Тонга полезные растения из даль­них земель или похищают их у божества Хикулео, вла­дыки страны мертвых.

Тонганский пантеон населен огромным множеством божественных существ: одни покровительствуют строи­телям, другие рыбакам, третьи земледельцам. Каждое явление природы -- особое божество.

К числу сверхъестественных существ, почитавшихся тонганцами, относятся небесные божества, их духи, вселившиеся в животных, рыб, деревья, Скалы, а также духи предков. Все они следили за точным исполнением разнообразных предписаний-тапу. Менее могуществен­ны, но более вредны в повседневной жизни были духи недавно умерших людей.

Значительных храмов на Тонга не было. Богам по­свящались малаэ -- небольшие открытые площадки посреди поселков, па которых воздвигались небольшие культовые сооружения. Совершать кровопролитие на малаэ было непростительным грехом для всех, не ис­ключая и высшую знать. Поэтому малаэ служили убе­жищем для всех опасавшихся мести и гнева властей. Малаэ своеобразно совмещали в себе роль церкви и клуба: здесь не только происходили моления и совер­шались жертвоприношения, но проводились также со­стязания борцов, певцов, сказителей, выступали орато­ры. Разумеется, все святилища языческих богов были уничтожены первыми миссионерами.

Единственные немые свидетели древней тонганекой истории, сохранившиеся до наших дней, это развалины оборонительных сооружетгий и гробницы аристократов. Наиболее внушительны ланги -- усыпальницы тун-Тонга, прямоугольные, террасой поднимающиеся вверх мо­гильники, сложенные из огромных, плотно пригнанных друг к другу каменных блоков. Еще не так давно, до 1966 г., на Тонга жил последний живой свидетель про­шлого -- к сожалению, безгласный -- гигантская гала­пагосская черепаха, подаренная тонганским правителям Джеймсом Куком.

Об островах Тонга европейцы впервые узнали в XVII в. 9 мая 1616 г. в северные воды архипелага во­шло голландское судно "Эпдрахт", ведомое опытным шкипером Виллемом Схаутеном и начальником экспе­диции Якобом Ле-Мером. Были открыты два небольших острова Тафахи и Ниуатопутапу. Местное населе­ние гостеприимно встретило моряков. Их угощали ко­косовыми орехами, бананами, ямсом, снабдили пресной водой. Голландцы пробыли па островах всего пять дней, до 14 мая. Но их пребывание было омрачено стычкой с островитянами па о. Ниуатопутапу. Вину за нее голландцы возложили па местного вождя и, покидая ост­ров, дали ему название Веррадерс Эйландт (Остров Предателей).

Значительно более важные открытия совершил в здешних водах Абель Тасман, известнейший голландский мореплаватель. В ходе экспедиции 1642--1643 гг., снаряженной Ост-Индской компанией для поиска юж­ного континента, А. Тасман открыл главные острова архипелага Тонга -- Тонгатапу, Эуа и Номуку, назвав их соответственно: Амстердам, Миддлебург и Роттер­дам. Корабли экспедиции "Хемскерк" и "Зсхайн" с командой в 100 человек пробыли в водах Тонга один­надцать дней с 19 января по 1 февраля 1643 г., в те­чение которых они познакомились с островами Тонгата­пу и Номука и жизнью населяющих их тонганцев.
   На голландцев большое впечатление произвели двой­ные парусные каноэ тонганцев, которыми они искусно управляли. А. Тасман отметил, что земля на островах превосходно обработана. Экспедиция пополнила запа­сы продовольствия, выменивая мелкие гвозди на коко­совые орехи. Местные вожди преподнесли гостям в по­дарок свиней и различные плоды. Впоследствии остро­витяне, снабжая иностранных моряков свежей прови­зией и водой, спасли от голода и болезней не одну жизнь европейских мореплавателей и этим (косвенно) содействовали успеху исследовательских экспедиций в Тихом океане.

В XVIII в. контакты между тонганцами и европей­цами стали более частыми. Вслед за португальцами, ис­панцами и голландцами на просторы Тихого океана вышли корабли англичан, французов и американцев. В 1767 г. английский капитан Сэмуэль Уоллис, просла­вившийся открытием о. Таити, совершил вторичное от­крытие северных островов тонганского архипелага -- Тафахи и Ниуатопутапу, которые он назвал соответст­венно Босковен и Кеппел (под этими названиями остро­ва более столетия значились на всех европейских кар­тах).

Наибольший вклад в изучение Тонга внес прослав­ленный английский мореплаватель Джеймс Кук. Он трижды побывал на Тонга. В ходе второй экспедиции Дж. Кука в Тихом океане (1772--1775 гг.) ведомые им корабли "Резолюшн" и "Адвепчер" 1 октября 1773 г. подошли к острову Миддлебург (Эуа). На следующий день, найдя удобную бухту, корабли стали на якорь. "Нас немедленно окружили десятки каное, переполнен­ные туземцами, которые тут же принялись менять на гвозди куски ткани и фрукты", -- записал первые впе­чатления в своем дневнике Дж. Кук. Англичане выса­дились на берег, где их "приветствовала громкими воз­гласами несметная толпа туземцев. Все островитяне бы­ли без оружия -- верный признак их мирных намере­ний".

Дж. Кук указал па бескорыстие и честность тонган­цев при обмене товарами с моряками: "Они склонны были больше давать, чем получать. Нередко они бро­сали нам куски материи и удалялись, не требуя ничего взамен". Английские моряки были приняты вождем ост­рова Туини. "К вечеру все возвратились на судно, вос­хищаясь красотой острова и исключительным радушием его обитателей, которые, казалось, соревновались друг с другом в желании сделать наше пребывание на их земле приятным и памятным", -- отмечал капитан.

На следующий день, 3 октября, простившись с вож­дем острова, англичане подняли паруса и отплыли к со­седнему более крупному острову Амстердам (Тонгата­пу), где Дж. Кук намеревался пополнить запасы ово­щей, фруктов и особенно мяса. Экспедиция оставалась здесь до 7 октября, и как сообщает Дж. Кук: "За крат­кое пребывание на острове Амстердам мы приобрели 150 свиней, 300 птиц и большое количество бананов, кокосовых орехов и плодов хлебного дерева".

Дж. Куку принадлежит первое подробное описание жизни тонганцев. Он пришел к заключению, "что вся земля на Тонгатапу находится в частной собственности, и на земле этой, как и на Таити, сидят зависимые от вождей люди -- слуги и рабы, не имеющие собствен­ных наделов". В подтверждение своего вывода Дж. Кук приводит следующее рассуждение, актуальное и для на­ших дней: "Неразумно было бы предположить, что здесь в стране, где так хорошо обработаны земли, имеется общность имущества. Ведь личный интерес воодушев­ляет людей и способствует предприимчивости, и мало кто согласился бы обрабатывать и возделывать землю, если бы заранее знал, что не воспользуется плодами своей работы и что трудолюбивый человек может ока­заться в худшем положении, чем лентяй и бездель­ник".

Чувство восхищения не покидало англичан. "Мне казалось, -- записал Дж. Кук, -- я очутился на самых плодородных полях Европы. Тут не было ни дюйма пу­стующей земли. Дороги занимали не больше места, чем это было необходимо. Изгороди отставали всего лишь на 4 дюйма от обочин, н даже пространство между ни­ми и полотном дороги не терялось даром: полезные рас­тения и деревья насаждались и здесь. Такую картину можно было наблюдать повсеместно. Нигде природа с помощью небольшой доли человеческого знания не яв­лялась с большим блеском, чем на этом острове".

По предположениям Дж. Кука, "бразды правления островом находятся в руках одного человека... Имеется король или великий вождь с титулом "арике", ниже его следуют другие вожди -- властители отдельных окру­гов и, может быть, землевладельцы, которым подчиня­ются прочие туземцы, Есть особы третьего ранга, так­же наделенные властью..."

В следующем, 1774 г., экспедиция продолжила изу­чение архипелага Тонга. С 25 по 30 июня Дж. Кук об­следовал острова в центральной части архипелага и останавливался для пополнения запасов пресной воды и фруктов на о. Номука. Отношения англичан с остро­витянами были не столь дружественными, как годом ранее на о. Тонгатапу. Во время высадки на берег у корабельного лекаря, а затем и лейтенанта Клерка бы­ли похищены ружья. В ответ Дж. Кук распорядился стрелять из пушек, высадил отряд вооруженных матро­сов и захватил несколько островитян и каноэ как за­ложников. "Один из островитян пытался оказать со­противление, -- отметил Дж. Кук, -- но я избавился от этого туземца, разрядив в него заряженный дробью мушкет". К счастью, раны оказались не глубокими, ружья были возвращены и "дело таким образом было улажено к обоюдному удовольствию".

Самым продолжительным пребыванием Дж. Кука на островах Тонга стал третий (и последний) визит в 1777 г., в ходе третьей экспедиции Дж. Кука в Тихом океане (1776--1780 гг.), С 28 апреля по 17. июля, то есть два с половиной месяца, гостили на островах Но­мука, Лифука, Тонгатапу и Эуа английские моряки с двух кораблей "Резолюшн" и "Дискавери". За это вре­мя было собрано много исключительно ценных сведений о повседневном быте тонганцев, их общественном устройстве, обычаях и обрядах. Значительная часть знаний о порядках на Тонга в XVIII в. основана на дневниках такого любознательного и внимательного наблюдателя, каким показал себя Дж. Кук,

Уже в ходе этих ранних контактов тонганцев с ев­ропейцами происходил взаимополезный обмен. Остро­витяне, как уже отмечалось выше, снабжали моряков продовольствием и водой, получая взамен железные орудия труда (топоры, мотыги, пилы, ножи, рашпили, гвозди), а также ткани, украшения. Дж. Кук привез на Тонга коз, овец, крупный рогатый скот, индюков и со­бак, семена и саженцы различных плодовых культур. Островитяне, в свою очередь, сообщали мореплавателя" сведения о новых островах, неизвестных европейцам. Возможно, что эти ранние контакты способствовали еще большему возвышению местных вождей, накапливавших в своих руках предметы, полученные у европейцев, ибо, как указывал Дж. Кук, вожди часто выступали посред­никами в меновой торговле.

Завершить открытие архипелага Тонга довелось ис­панскому мореплавателю Франсиско Антонио Маурелю. В 1781 г. на пути с Филиппин в Мексику он обнаружил островную группу Вавау, о которой тонганцы рассказы­вали Дж. Куку. Маурель положил на карту острова Фонуалеи, Лате и Вавау, где он провел две недели, по­полняя запасы провизии для дальнего пути.

Блистательные рекомендации, выданные Дж, Куком тонганцам, очевидно, сыграли роль своеобразной рекла­мы, пользуясь которой европейские экспедиции стреми­лись на острова Тонга для пополнения припасов и от­дыха команд, В 1787 г. на островах Ниуатопутапу, Ва­вау и Тонгатапу побывал Жан Франсуа Лаперуз -- выдающийся французский исследователь, чья жизнь трагически оборвалась у острова Ваникоро из группы островов Санта-Крус в 1788 г.

Драматические события разыгрались в водах Тонга в апреле 1789 г. Главным их участником явился лейте­нант Уильям Блай, командир британского судна "Баунти". История мятежа на "Баунти" изложена во мно­гих книгах, экранизирована в ряде кинокартин. Здесь лишь кратко изложим сюжет этой истории.

У. Блай, участник третьей экспедиции Дж. Кука в Тихом океане, в сентябре 1787 г. был направлен на Таи­ти за саженцами хлебного дерева, которые он должен был перевезти в английские колонии на острова Вест-Индии. В октябре 1788 г. "Баунти" прибыл на Таити, где задержался на пять месяцев. В апреле 1789 г. ко­рабль зашел на острова Тонга, где У. Блай уже бы­вал вместе с Дж. Куком. В 30 милях от острова Тофуа вспыхнул мятеж. Команда восстала против жестокого капитана, свирепо наказывавшего матросов за мелкие провинности. Расправа со штурманом корабля Флетчером явилась искрой, приведшей к взрыву недовольства. 28 апреля 1789 г., ночью, заговорщики схватили У. Блая, посадили его и 18 членов команды, отказавшихся при­соединиться к мятежу, на баркас. После расправы с ка­питаном "Бауити" направился обратно на Таити. Часть мятежников высадилась здесь в надежде, что британ­ский морской трибунал проявит к ним милосердие. Л остальные во главе с Флетчером, взяв на борт шесть таитян и двенадцать таитянок, отбыли в неизвестном направлении в поисках необитаемого острова. Лишь в 1808 г. они были найдены американским судном "То­паз" на острове Питкерн. К этому времени в жестоких усобицах погибли все таитяне и большинство англичан. К 1808 г. в живых остались лишь один матрос Алек­сандр Смит, принявший имя Джона Адамса, и несколь­ко таитянок. Потомки мятежников и таитянок до сего времени проживают на острове Питкерн -- последнем британском владении в Океании.

Что же касается судьбы У. Блая и его восемнадца­ти спутников, то им пришлось перенести немало лише­ний. У них не было ни карты, ни огнестрельного ору­жия. Крайне ограничен был запас пресной воды и про­довольствия. У. Блай попытался высадиться на остро­ве Тофуа, однако тонганцы встретили их крайне враж­дебно и даже убили одного из матросов. Блай не ре­шился искать убежища на других известных ему тонганских островах. Путь баркаса пролегал мимо остро­вов Фиджи и группы островов Банкс, однако, опасаясь островитян, У. Блай нигде не разрешил подойти к бе­регу. Только на тридцать второй день изнурительного плавания команда баркаса достигла Торресова проли­ва. Здесь, на одном из маленьких островов, была сде­лана первая остановка. Впервые моряки смогли полу­чить воду и свежие плоды, но на следующий день ост­ровитяне изгнали пришельцев. В конце концов У. Блай и его спутники добрались до острова Тимор и в 1790 г. возвратились в Англию.

В 1791 г. в водах Тонга появилось британское судно "Пандора" под командованием капитана Эдварда Эдвардса, посланного для поисков и захвата мятежников "Баупти". А двумя годами позднее, в 1793 г., архипе­лаг Тонга посетила другая поисковая экспедиция под командованием известного французского мореплавателя Д'Антркасто, посланного на поиски Лаперуза, следы которого затерялись в Южных морях после того, как он покинул место последней стоянки в январе 1788 г. в Ботани-Бей на австралийском берегу.

Последнее посещение Тонга европейцами (до того как первые из них поселились на архипелаге) связано с экспедицией двух испанских судов "Дескубиерта" и "Артевида" под командованием капитана Алессандро Маласпина. В 1793 г. на два месяца позже, чем Д'Антркасто, А. Маласпина высадился па острове Вавау. Основываясь на испанском приоритете в открытии этой группы северных тонганских островов, А. Маласпина объявил их владением испанской короны. Соответству­ющий документ был запечатан в бутылку, зарытую на острове. Однако испанское правительство не приняло этого подарка от ретивого капитана.

Европейцы уже, вероятно, считали, что маленький островной мир Тонга стал частью того большого мира, в котором жили они сами, но для тонганцев проблемы и заботы внешнего мира пока оставались совершенно чуждыми. Местное общество жило по собственным за­конам. XVIII век оказался для Тонга периодом всевозраставших по своему драматизму событий: к концу ве­ка кровавые междоусобицы на островах переросли в гражданскую войну, затянувшуюся на всю первую чет­верть XIX столетия. Первопричины кризиса тонганского общества находились, видимо, в сфере экономики, по­скольку традиционные экстенсивные методы хозяйство­вания по-прежнему кормили выросшее население, но уже с трудом удовлетворяли возраставшие аппетиты тонганской знати.

В этот период усиливаются тонганско-фиджийские контакты. Тонганцы всегда высоко ценили оружие, по­суду и лодки фиджийского происхождения. Лучшим ук­рашением считались алые перья фиджийских попугаев. О XVIII в, среди тонганской молодежи, не находившей должного применения своим талантам на родине, стало модно отправляться на военную службу к фиджийским вождям. После нескольких лет, проведенных в боях на чужбине, аристократическая молодежь силой пыталась утверждать свои права у себя на родине. Возвращение каждой новой крупной военной партии тонганцев на родину знаменовало обострение междоусобиц. У фид­жийцев был заимствован обычай поедания побежден­ных противников, и борьба за власть приняла исклю­чительно жестокий и кровавый характер.

Прежде столетиями функции верховного правителя, несмотря на имевшую иногда место смену династий, обычно переходили от отца к сыну. В конце же XVIII столетия началась настоящая чехарда. Чтобы не утом­лять читателя длинным рядом имен и запутанных собы­тий, перечислим лишь, в какой степени родства после­довательно находились в это время наследники титула туи-Канокуполу к своим предшественникам: брат, пле­мянник, сын, двоюродная сестра, двоюродный брат, дя­дя, сын, четвероюродный брат, племянник.

Наиболее кровопролитные события начались в 1797 г., когда титул туи-Канокуполу получил Тукуахо, прославившийся в юности на Фиджи своей беспощад­ностью. Современники рассказывали, что это был са­мый жестокий правитель. Его нрав характеризует, на­пример, отданный им как-то приказ отрубить левые ру­ки своим двенадцати поварам с единственной целью иметь возможность лучше их отличать в толпе осталь­ных подданных.

Именно в это время на островах появились миссио­неры. До этого европейцев на Тонга не было. Лишь в 1796 г. здесь обосновалось шестеро матросов, дезерти­ровавших с американского судна "Оттер".

Лондонское миссионерское общество вынашивало ве­личественные планы по обращению язычников Океании ь христианскую веру. Им было снаряжено специальное судно "Дафф", на котором миссионеры отправились в Южные моря. В 1797 г. "Дафф" прибыл на Тонга, где высадились десять проповедников, а основной центр был открыт на Таити, Вскоре миссионеры разъехались по нескольким островам архипелага. Однако обстанов­ка на Тонга мало способствовала христианской дея­тельности: здесь как раз начиналась гражданская вой­на. Поначалу взаимоотношения миссионеров и европейцев складывались хорошо. Но вскоре беглый каторж­ник, появившийся здесь из британской колонии в Авст­ралии, распустил слух, что миссионеры молятся своим богам, чтобы те наслали болезни на тонганскнх вождей. К несчастью, за первые три месяца пребывания мис­сионеров действительно умерло четыре высокопостав­ленных вождя, и недовольство миссионерами все воз­растало. Трое из них погибли на Тонгатапу, шестеро по­спешили покинуть архипелаг и переселились в австра­лийский город Сидней подальше от опасностей и ярости тонганцев. Лишь один англичанин, из этой группы, Джордж Вейсон, забросив миссионерскую деятельность, остался на Тонга и прожил здесь до 1804 г. Впоследст­вии он опубликовал книгу о своих приключениях.

Между тем среди аристократии зрел заговор против Тукуахо, к заговорщикам присоединились туи Тонга и туи Хаатакалауа. В 1799 г, во время важной религиоз­ной церемонии подношения даров туи-Тонга Тукуахо был убит. Во главе заговора был Финау-Улукалала, не имевший особенно высоких титулов, но претендовавший на роль правителя островов Хаапаи. Сторонники уби­того Тукуахо терпели одно поражение за другим и на­конец укрылись в святилище, справедливо полагая, что Финау не решится нарушить табу и не тронет их. Но Финау приказал англичанину Вейсону поджечь святи­лище, полагая, что на чужеземца гнев тонганских богов не мог обрушиться. Те немногие, кому удалось вырвать­ся из пламени, были съедены победителями.

Не желая сам принимать высокий титул, Финау определил на должность туи-Канокуполу свинью, а ее представителем на Тонгатапу назначил одного из под­чиненных ему вождей. Сам Финау отправился на ост­рова Хаапаи, сокрушил оппозицию, а всех непокорных, связав, погрузил в дырявые лодки и отправил в откры­тое море. Затем он захватил острова Вавау. Местные вожди вынуждены были спасаться бегством на Самоа. Команды немногих европейских и американских ко­раблей, появлявшихся в эти годы у берегов Тонга, под­вергались смертельной опасности. В 1802 г. на Тонгата­пу было захвачено американское судно "Дьюк-оф-Портланд". Команда корабля была перебита, и находившаяся на нем Элиза Мосей досталась местному вождю в качестве одной из жен. Через два года ей удалось спа­стись: она вплавь добралась до бросившего здесь якорь судна "Юнион". Благодаря Элизе, сообщившей о гибели капитана и сошедших с ним на берег матросов, осталь­ные матросы на "Юнионе" смогли избежать мучитель­ной смерти.

Вожди Тонгатапу подняли восстание против Финау. Его сторонники потерпели поражение, сотни из них бы­ли съедены, В течение нескольких лет Финау ограничи­вался редкими диверсионными набегами на Тонгатапу, по в 1807 г. он, воспользовавшись пушками с захвачен­ного им ранее у берегов Хаапаи английского китобоя "Порт-о-Пренс", устроил здесь очередную резню. Не­когда процветающий богатый остров быстро превращал­ся в пустыню. Вскоре Финау умер, но кровавые междо­усобицы в стране не прекращались.

Со смертью в 1820 г. Тупоутоа, семнадцатого туи-Канокуполу, в течение семи лет титул оставался ва­кантным. Еще ранее  1810 г.) надолго освободился титул туи-Тонга, а последний туи Хаатакалауа был убит в 1799 г. В 1820-е годы постепенно утверждается авторитет вождя Тауфаахау, сына Тупоутоа, получив­шего по наследству власть над островами Хаапаи. В 1826 г. он побеждает войска Лауфилитонга, наслед­ника титула туи-Топга, решившего было включиться в борьбу за светскую власть. Когда в 1833 г. Улука-лала III -- правитель островов Вавау -- завещает свои владения в пользу Тауфаахау, на пего начинают делать основную ставку и миссионеры-методисты.

Методисты впервые появляются на Тонга в 1822 г., когда Веслеянское миссионерское общество, организо­ванное в Австралии методистской церковью, послало сюда преподобного Уильяма Лоури с группой миссио­неров. Однако островитяне встретили их враждебно. "Эти белые люди -- шпионы, за ними придут другие и захватят остров", -- утверждал один из тонганских вождей. Веслеянцы пробыли на архипелаге с 16 августа 1822 г. по 3 октября 1823 г., а затем Тонга покинули все миссионеры, кроме Ч. Тиндала. В 1826 г. на Тонга была предпринята неудачная попытка поселить двух миссионеров из миссионерского центра, созданного на Таити. За ними прибыли два веслеянских проповедника Джои Томас и Джон Хатчисон.

Весленнская миссия была основана на юге острова Тонгатапу (в местечке Хихифо), но вождь этого района Ата был крайне враждебно настроен к миссионерам.

Когда в 1827 г. Хихифо посетил французский морепла­ватель Дюмон-Дюрвиль, миссия была заброшена, а про­поведники нашли себе пристанище у соседнего вождя Тубо. На протяжении трех лет Томас и Хатчисон безус­пешно стремились обратить тонганцев в христианство. Они действовали грубо, попирая местные обычаи, унич­тожая символы старой веры, запрещая церемонии и об­ряды. Не удивительно, что тонганцы отворачивались от новой религии, и миссионеры направляли в Сидней весь­ма пессимистические отчеты.

В 1828 г. Веслеянское миссионерское общество при­слало на помощь своим проповедникам дополнительную группу миссионеров во главе с энергичным и опытным Натаниэлем Тернером, уже показавшим свои способно­сти к распространению христианства в Новой Зеландии и на других островах Полинезии.

Н. Тернер разработал план постепенного внедрения христианства в тонганское общество, сделав упор на привнесение отдельных норм христианской морали и нравственности. Он искал союзников среди тонганскик вождей и уже в 1829 г. обратил в христианство Алеа-мотуа, за два года до этого избранного верховным вож­дем архипелага. Вслед за ним обряд крещения приняли остальные вожди островов Хаапаи и Вавау, а также и простые общинники, обязанные подчиняться распоря­жениям вождей.

Н. Тернер (что, несомненно, следует поставить ему в заслугу) впервые создал тонганскуго письменность, использовав латинскую графику. Он перевел на тонганский язык Библию, открыл несколько десятков воскрес­ных школ и учебное заведение по подготовке учителей из тонганцев.

Алеа-мотуа, принявший христианское имя Джозиа Тупоу, заключил союз с веслеянскими миссионерами в расчете па поддержку европейцев в борьбе за власть на Тонга. Особенно ему досаждали вожди острова Тонга­тапу, отказывавшие признать верховенство Алеа-мотуа. Со своей стороны веслеянцы поддерживали Алеа-мо­туа, справедливо полагая, что расширение его власти будет способствовать распространению их учения и па южных островах Тонга.

По отзывам современников, Алеа-мотуа был доволь­но слабым и безвольным человеком. Гораздо более властным и честолюбивым являлся Тауфаахау, унаследовавший в свои двадцать три года от умершего отца ти­тул вождя островов Хаапан (в 1820 г.). В 1834 г. Тауфаахау принял христианство. Несколько ранее была обращена в новую религию его жена. Они взяли хри­стианские имена -- Георг и Салоте (так тонганцы произносят имя Шарлотта), в честь британского короля Георга III и его супруги. В своей политике на Тонга веслеянские миссионеры в дальнейшем сделали ставку на Тауфаахау-Георга, всячески поддерживая его в борь­бе за власть над архипелагом.

Знаменательно, что вскоре борьба христиан и языч­ников на Тонга переросла в борьбу последователей двух христианских учений: протестантизма, представленного последователями веслеянства, и католицизма. Предста­вители римско-католической церкви пытались пропове­довать свое вероучение на островах Тонга уже в начале XIX в., но открыть свою миссию на острове Тонгатапу они смогли только в 1842 г. Фактически же за борьбой двух религий на Тонга скрывалось соперничество Анг­лии и Франции за влияние на архипелаге.

Как протестанты, так и католики пытались исполь­зовать визиты европейских кораблей для помощи "сво­им" вождям. В 1840 г. веслеянская миссия предложила американской экспедиции под командованием Уилкса оказать помощь в борьбе с мятежными вождями юж­ных островов, на что последовал твердый отказ. Более сговорчивым оказался английский капитан Крокер, ко­мандовавший бригом "Фаворит". Он согласился поддер­жать отряды Тауфаахау-Георга против вождей Тонгатапу для того, чтобы заставить последних признать власть Алеа-мотуа. Крокер высадил половину экипажа на остров и лично повел их против мятежников. Итог был плачевен. В завязавшемся сражении у местечка Пеа на острове Тонгатапу Крокер и два других офице­ра были убиты, девятнадцать матросов ранены.

Со своей стороны миссионеры-католики призывали на помощь корабли Франции. После одного из таких визитов, когда в 1844 г. в тонганских водах появился корабль "Адольф", верховный вождь Алеа-мотуа обра­тился с посланием к королеве Англии, в котором про­сил защитить Тонга от домогательств Франции.

Упорно и последовательно веслеянские миссионеры вели дело к тому, чтобы создать теократическое госу­дарство на Тонга. Они внушали вождям мысль о необходимости установления единоличной монархической власти и закрепления в частной собственности вождей земельных участков.

В 1839 г. под воздействием миссионеров Тауфаахау издал первый свод законов, имевший силу в пределах островов Хаапаи и Вавау, находившихся под его властью. Согласно законам тонганские вожди обязыва­лись наделять землей общинников. Урожай использо­вался на обеспечение семьи самого земледельца-общин­ника, а также для уплаты дани вождю н подати церкви. Существовавшая ранее собственность на землю, кото­рой только номинально распоряжались вождя, теперь превращалась в частную собственность вождей, а об­щинники обязывались нести повинность в пользу вож­дей и церкви. Законы 1839 г. ставили низшую касту тонганцев, туэ, в экономическую зависимость от вож­дей.

Рубежной вехой в тонганской истории явился 1845 год. В этот год, после смерти своего двоюродного деда, держателя титула туи-Канокуполу, правителем Тонга стал Тауфаахау-Георг. Коронация состоялась в местечке Пагаи на острове Тонгатапу под тем деревом, где в течение двух столетий верховные вожди облека­лись властью. Под именем Георга (Сиаоси, как произ­носят тонганцы) Тупоу I он правил страной до 1893 г.

За время правления Георга Тупоу I были заложены основы современной тонганской государственности, про­изошли глубокие изменения в социальном строе тонганцев. Был совершен переход от раннеклассового об­щества к развитой феодальной монархии.

Власть Георга Тупоу I была признана большинст­вом вождей архипелага. Лишь на острове Тонгатапу вожди районов Пеа и Хоума отказались подчиняться новому правителю и объявили о своей независимости. В 1852 г. были подавлены и эти два последних очага сопротивления. Власть короля с тех пор стала призна­ваема повсеместно на Тонга.

За 40 лет междоусобных войн страна, некогда по­разившая Дж. Кука своей ухоженностью и изобилием, оказалась запущенной. Брошенные участки заросли тро­пической растительностью, многие тонганцы были пере­селены из родных мест. Военная удача стала цениться выше труда земледельца. В 1850 г. Георг Тупоу I издал закон, обращенный к тонганцам-мужчинам, в котором говорилось: "Вы должны упорно работать для того, что­бы содержать семью, так же хорошо, как и самого се­бя. Вы должны трудиться и для того, чтобы расплатить­ся с хозяином земли, поддержать миссию и торговать. Если же кто-либо не захочет работать, то его никто не будет кормить, никто ему не будет помогать. Нет поль­зы от подобных людей ни земле, ни жителям, ни друзьям".

Вскоре принимается подобный закон, обращенный к женщциам-тонганкам. "Ты должна работать, женщина! Ты должна шить одежду для мужа и детей. Незамуж­ние должны приносить пользу своим близким и роди­телям. Если же они не будут работать, их не будут ни кормить, ни помогать им. Поддерживать лентяя -- грех".

Из текста законов, всего их смысла и стилистики видно, что авторами их были веслеянские миссионеры. Вводя новые нормы и понятия, законы способствовали изменению традиционного порядка. Если ранее права вождя на землю лишь подразумевались, то теперь вождь стал называться "хозяином земли", и ему тонганский крестьянин-общинник должен поставлять продукты. От­менялась и родственная взаимопомощь: никто теперь не обязан делиться продуктами с сородичем, что по нор­мам традиционного общества было обязательным. За­то вводились новые стимулы для полезного труда, обус­ловленные церковной моралью и понятием о греховно­сти праздности.

Исключительно значимая роль в создании тонганской государственности принадлежит веслеянскому про­поведнику -- преподобному Ширли Бейкеру. Он появил­ся на Тонга в 1860 г. и оставался здесь до 1890 г. -- целый исторический период, ознаменовавшийся глубо­кими реформами. Деятельность его неоднозначно оце­нивается историками. Если некоторые из них считают, что Бейкер был единственным в своем роде (из числа европейцев) поборником независимости и чести Тонга, то другие относят его к тому известному в Океании ти­ну честолюбивого авантюриста, который стремился к подчинению островов и личному обогащению, не оста­навливаясь перед тираническими методами правления,

Характерен отзыв об отношениях между Ш. Бейкером и королем Тонга Георгом Тупоу I, содержащийся в письме британского верховного комиссара в западной части Тихого океана Гордона к министру колоний лорду Дерби. Как образно написал Гордон, отношения эти напоминали взаимоотношения между королем Франции Людовиком XIII и его первым министром кардиналом Ришелье. Король Тонга "...мучится от его (Бейкера -- Авт.) тирании, но не может избавиться от этого. То, что он не любит его, достаточно ясно, но он связан с ним -- отчасти из-за боязни, отчасти из чувства благодарности и уважения, Бейкер, который является врачом, духов­ником, премьер-министром и банкиром короля Георга, внушил ему уверенность, что он обязательно умрет, если Бейкера не будет под рукой".

Первой заботой Бейкера было укрепление монархи­ческого строя на Тонга, В 1862 г. был издан закон, со­гласно которому "все вожди и народ фактически осво­бождаются от всякого рода крепостной зависимости и всякого вассалитета. И если какой-либо вождь или другое лицо захватывает силой или властью в соответ­ствии с тонганским обычаем что-нибудь у кого-либо, это отныне не будет иметь законной силы". Ликвидировав этим пунктом независимость и традиционную самостоя­тельность вождей в пределах их округов, закон далее устанавливал: "Все вожди и народ будут отныне пла­тить налоги правительству, а король будет выплачивать плату всем тем, кто служит правительству. На первый год налог будет доходить до трех долларов для каждого мужчины, достигшего 16 лет и выше".

Закон 1862 г. наносил удар по традиционным соци­альным отношениям и вводил нормы, заимствованные из британской конституционной системы. Вожди и рядо­вые общинники становились равными перед законом, общинники освобождались от принудительного труда на вождей и получали права на частную собственность. Был основан парламент, совещательный орган при ко­роле, в котором были представлены как вожди, так и общинники. Центром политической системы, установ­ленной на Тонга, становилась монархия,

В результате последующих реформ в стране была подготовлена и принята 4 ноября 1875 г. конституция Тонга, действующая и до сего времени. Конституция провозглашала Тонга парламентской монархией. Гла­вой государства объявлялся король, личность которого признавалась священной. При короле образовывался личный совет и кабинет министров. Действовали Законодательная ассамблея -- тонганский парламент и су­дебные органы.

Конституция провозглашала: "Отныне будет единый закон на Тонга для вождей и общинников, для европей­цев и тонганцев.

Все люди свободны исповедовать ту религию и отправлять те богослужения, которые соответствуют их убеждениям; они могут говорить, писать и публиковать то, что думают. Не будет существовать закона, кото­рый бы ограничивал их свободу. Будет свобода слова и печати для всех".

Конституция, принципы которой были заимствованы из английской политической системы, фактически уси­ливала власть короля и верховной знати. Король объ­являлся верховным собственником земли Тонга. Он, в свою очередь, наделял верховную знать крупными уча­стками земли, которые делились на более мелкие и пе­редавались в аренду крестьянам. Личный совет при ко­роле формировался исключительно из ближайших род­ственников королевской крови. Кабинет министров, от­ветственный перед парламентом, состоял из членов Лич­ного совета и премьер-министра, которым, за редким исключением, являлся сын короля -- наследный принц.

В Законодательной ассамблее преобладала родовая знать. В состав парламента входили члены Личного со­вета, 7 вождей, избранных представителями знатных семей, и 7 общинников, избранных в округах.

Первым премьер-министром Тонга стал сын короля Тевита Унга, а после его смерти в 1879 г. на этом посту укрепился Ш. Бейкер, сосредоточивший в своих руках значительную власть. Он являлся, кроме того, минист­ром иностранных дел, министром по земельным делам, министром образования и председателем суда. При стареющем короле, вступившем в восьмой десяток лет, Бейкер действовал как фактический правитель Тонга, и многие называли его тираном с непомерно раздутым честолюбием.

В 1885 г. Ш. Бейкер отказался подчиняться руковод­ству веслеянского центра в Австралии, наслаивавшему на отзыве Бейкера с Тонга. Вместе со своим сторонни­ком Ваткином он создал "Свободную веслеянскую цер­ковь Тонга" как противовес веслеянским миссиям. Но­вая церковь ничем не отличалась от прежней, но она пользовалась государственной поддержкой, Бейкео начал кампанию преследования тех тонганцев, которые не пожелали присоединиться к "Свободной веслеянской церкви". Его действия вызвали негодование многих лю­ден. В 1886 г. четверо бежавших из заключения тонганцев попытались убить Бейкера, но покушение не удалось. Были ранены только сын и дочь премьер-ми­нистра. В ответ Бейкер организовал карательные экс­педиции против тех, кто оставался приверженцем преж­ней религии -- факаонго. Несколько сотен факаонго были насильственно переселены на необитаемые остро­ва архипелага и выселены на Фиджи. Не избежала репрессий даже дочь короля Георга I.

Все эти события стали широко известны. Европейцы, жившие на Тонга, обратились с посланием к английско­му губернатору на Фиджи, которого они просили ока­зать воздействие на Бейкера и Ваткина. Но у британ­ской администрации в Океании не нашлось решимости вмешаться во внутренние дела на Тонга из-за опасе­ния осложнить отношения с Германией, имевшей на ар­хипелаге свои интересы.

Германская компания "Годефруа и сын" основала на острове Лифука свою факторию и весьма успешно вела торговые операции. Фон Шлейнитц, командир пер­вого германского военного корабля, посетившего Тонга в 1875 г., сообщил агенту компании Веберу, что пра­вительство Тонга "всячески способствует германской торговле". С этой фирмой Бейкер был связан какими-то подозрительными посредническими отношениями. Он явился инициатором заключения тонгано-германского договора 1876 г.

Договор между Тонга и Германией был вторым до­кументом, заключенным между островным королевст­вом и европейской державой. Первым соглашением был договор между Тонга и Францией, заключенный в 1855 г. Этот акт провозглашал "вечный мир и дружбу короля Георга 1 с императором Наполеоном III". Целью договора было обеспечить свободу деятельности католических миссионеров на островах. "Члены общины бу­дут обладать всеми привилегиями, предоставленными протестантам", -- подтверждалось в договоре. Прави­тельство Тонга должно было также обеспечить защиту личности и собственности французских граждан и, кро­ме того, предоставлять помощь французским судам в врдах. Тонга,

Тонгано-германский договор 1876 г. также деклари­ровал признание независимости Тонга и суверенности короля Георга I. По договору Германия добилась пре­доставления ей широких торговых прав на островах, а также права постройки морской базы.

Сведения о растущем германском влиянии на Тонга вызвали беспокойство у английского правительства. Верховному комиссару Великобритании в юго-западной части Тихого океана Гордону было рекомендовано про­тивопоставить германским притязаниям на Тонга уси­ление позиций Британии на архипелаге.

В 1879 г. был заключен англо-тонганский договор. В нем содержалась фраза, ставшая уже стереотипной, о вечном мире и дружбе между Великобританией и Тон­га. Король Георг I обязывался не предоставлять ника­кому другому государству более широких прав и при­вилегий, чем Англии. Британские подданные получали статус наибольшего благоприятствования.

Последний договор из этой серии соглашений с ве­ликими державами был заключен в 1888 г. между Тон­га и США. Документ подтверждал суверенитет Тонга и предоставлял американцам право торговли на остро­вах, а также устройства морской базы для флота США. Создание сети международных договоров, как это показывал опыт других государств, возникших в Океа­нии в XIX в., не гарантировало страну от опасности ко­лониального порабощения. Лавина колониальных за­хватов островов Тихого океана нарастала со второй по­ловины XIX в. и до начала XX в. В 1853 г. была аннек­сирована Новая Каледония, в 1874 г. -- Фиджи, в 1880 г. -- Таити, в 1884 г. -- Новая Гвинея, в 1888 г. -- острова Пасхи и Науру, в 1889 г. -- острова Кука, в 1892 г, -- острова Гилберта и Эллис, в 1899 г. -- Са­моа.

Однако Тонга вплоть до начала XX века оставалось на положении независимого государства. Причиной это­го являлось не только отсутствие полезных ископаемых и незначительность земельной площади (европейские государства захватывали и менее крупные острова), а, скорее всего, то, что Тонга рассматривалось как за­пасной вариант в колониальном торге.

В 80--90-х годах основное соперничество между Гер­манией, США и Англией развернулось за обладание островами Самоа. По договору 1899 г., заключенному этими тремя державами, Самоа было поделено между Германией и США, а за Англией было признано исклю­чительное "право" на Тонга, Ниуэ и Соломоновы ост­рова.

В 1890 г. пришел конец десятилетнему пребыванию Ш. Бейкера на посту премьер-министра. Недовольство его тираническим правлением накопилось как у тонганцев, так и в среде европейских поселенцев. Веслеянской церкви удалось отозвать Бейкера с Тонга, Вместо него на острова Тонга был прислан британский чинов­ник Бэзил Томпсон, получивший должность помощника тонганского премьер-министра Тукуахо,

В 1893 г. в возрасте 96 лет скончался король Тонга Георг Тупоу I. Новым королем стал его правнук -- Ге­орг Тупоу II, вступивший на трон в возрасте девятнад­цати лет. Он унаследовал пустую казну и множество других проблем, включая англо-германское соперниче­ство на островах Тонга. Получив свободу действий пос­ле заключения трехстороннего договора по Самоа, Ве­ликобритания приступила к установлению своего про­тектората над Тонга, Сюда был вновь направлен Б. Томп­сон для заключения договора "о дружбе" между Бри­танией и Тонга, который поставил маленькую островную страну в зависимость от британской короны. Договор был подписан 18 мая 1900 г. и ратифицирован 16 фев­раля 1901 г.

Согласно договору 1900 г. Тонга получило статус са­моуправляющегося государства, находящегося под по­кровительством Англии. Великобритания получила пра­во иметь при тонганском правительстве своего постоян­ного представителя -- консула.

По условиям соглашения английский консул не дол­жен был вмешиваться во внутренние дела тонганского королевства, но имел право контроля за его внешними сношениями. Официальные представители Великобрита­нии, как об этом договорились стороны, могли выпол­нять роль советников в том случае, если это будет не­обходимо королю или тонганскому правительству.

Это положение дало возможность британскому кон­сулу уже в первые годы существования протектората вмешиваться в финансовую деятельность Тонга, а затем узаконить эту практику специальным соглашением 1905 г, По изменениям, внесенным в англо-тонганский договор, британский консул получал право вето на иностранные дела Тонга.

В годы первой мировой войны позиции Германии на островах Тонга были подорваны окончательно. Король Георг Тупоу II аннулировал договор с Германией 1876 г. и запретил деятельность германских предпри­нимателей на Тонга.

В 1918 г., после смерти Георга Тупоу II, на престол взошла его дочь -- королева Салоте Тупоу III. Ее муж Уилиаме Тунги с 1923 по 1941 г. занимал пост премьера. Королева Салоте, являясь главой "Свободной веслеянской церкви", попыталась примирить тонганцев, придер­живающихся разных конфессий. Она предложила объ­единить 12 тысяч последователей "Свободной веслеянской церкви" с 4 тысячами приверженцев ортодоксаль­ного веслеянства. Однако эта религиозная реформа одержала лишь частичный успех, ибо около 6 тыс. тон-ганцев не захотели присоединиться к церкви под ко­ролевским патронажем и образовали новую организа­цию "Свободную церковь Тонга".

Дремотная жизнь в островном королевстве, где в межвоенный период чуть ли не главным событием ста­ла церковная реформа, была нарушена в годы второй мировой войны. Опасность вторжения японцев нависла над Тонга, которое, хотя и оставалось в стороне от не­посредственных военных действий, но приняло участие в боевых сражениях на тихоокеанском театре. На Тон­га была сформирована воинская часть в 2 тыс. человек, сражавшаяся в составе войск Новой Зеландии с япон­скими войсками на Соломоновых островах, чем тонганские ветераны войны очень гордятся. На острове Тонгатапу была создана военно-морская база, куда прибы­вали войска из Новой Зеландии и США. Был построен также военный аэродром в Фуаамоту.

Следующий случай напомнить миру о своем сущест­вовании представился правящей королеве Салоте в июне 1953 г., когда она нанесла двухмесячный визит в Лондон по случаю коронации английской королевы Ели­заветы II. В свою очередь, королева Елизавета и гер­цог Эдинбургский посетили с ответным визитом Тонга в декабре 1953 г.

Новый договор о дружбе между Королевством Тонга и Великобританией был подписан в августе 1958 г. и ратифицирован в мае 1959 г. Он ужесточал контроль метрополии над протекторатом. Согласно договору 1958 г. все законодательные распоряжения тонганского правительства, касающиеся проблем обороны, банков­ского дела, денежной системы и внешнеторгового обме­на, вступали в силу лишь после соответствующего одо­брения их английскими официальными представителя­ми, В статье 4 договора Великобритании было предо­ставлено исключительное право на руководство вопро­сами обороны, а также право на размещение британ­ских вооруженных сил на островах. Губернатор Фид­жи, осуществлявший контроль над Тонга, отныне име­новался верховным комиссаром Соединенного королев­ства на Тонга, а его представитель на месте -- британ­ским комиссаром и консулом. В 1965 г. британский ко­миссар и консул на Тонга был подчинен напрямую Бри­танскому государственному министерству колоний.

В декабре 1965 г. королева Салоте Тупоу III сконча­лась, и на трон взошел нынешний король Тонга -- Тауфаахау Тупоу IV. До своей коронации он носил имя наследного принца Тунги и с 1949 г. занимал пост премьера, возглавлял правительство страны. Младший брат нынешнего монарха принц Туипелехаке был на­значен премьером и совмещал эту должность с постами министров иностранных дел, образования, сельского хо­зяйства и труда.

Договор о. дружбе между Королевством Тонга и Ве­ликобританией был в последний раз перезаключен в 1968 г. В дополнение к условиям всех предыдущих со­глашений в нем было заявлено право Великобритании представлять интересы Тонга в ООН и других между­народных организациях. Но уже два года спустя Ве­ликобритании отказалась от прав державы-протектора.

4 июня 1970 г. Королевство Тонга стало полностью независимым государством.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"