Аннотация: Политическая история небольшого архипелага Тонга малоизвестна для большинства неспециалистов.
Первые относительно достоверные сведения из тонганской истории относятся к рубежу I--II тысячелетия нашей эры. По-видимому, именно тогда началась централизация власти на архипелаге, объединение мелких территориальных образований, возглавлявшихся местными вождями в единое государство. Традиция относит начала объединения островов к середине X в. Династия вождей-объединителей получила титул туи-Тонга (правитель Тонга).
По преданию, первый туи-Тонга Ахо-Эиту был сыном земной женщины и бога Тангалоа. Э. Гиффорд, исследователь тонганской истории и мифологии, считает его потомком какого-то вождя-иммигранта. Власть туи-Тонга постепенно, в результате внешней экспансии тонганцев, распространилась на всю территорию современного государства. В разное время им подчинялись острова Уоллис, Футуна и Ротума на северо-западе, фиджийские острова Лау на западе, Ниуэ на востоке. При Мо-мо, десятом туи-Тонга (примерно конец XII в.), тонганцы захватили острова Самоа. В царствование Талакаи-фаики, пятнадцатого туи-Тонга, самоанские вожди Туна и Фата начали войну с захватчиками и в решающей битве при Нуусунгале на западе острова Уполу одержали верх. Туи-Тонга был восхищен храбростью самоанцев и в прощальной речи поклялся, что тонганцы никогда не нападут более на Самоа. "Малиэ тау, малиэ тоа" ("Славная битва, славные воины"), -- похвалил он противников. Именно с этого времени ведет свое происхождение род знатнейших самоанских вождей Ма-диэтоа, который, по самоанским преданиям, получил свое название после этой битвы.
Особенно сильным и продолжительным было тонганское господство на островах Уоллис. Местный язык увеа, первоначально близкий самоанскому, вобрал такое количество тонганских заимствований, что, по существу, превратился в тонганский диалект. Тот же процесс шел па островах Ниуа, где исконный язык в конце концов был вытеснен тонганским. (Древний язык, близкий к самоанскому, частично сохранялся на Ниуатопу-тапу по крайней мере до начала XVII в.)
Периоды социального и политического процветания чередовались на Тонга с временами нестабильности и междоусобиц. Наиболее серьезные события происходила, в конце XV в., при двадцать третьем туи-лауа. Большим влиянием в это время пользовался Лоау -- вождь местности Хаамеа на Тонгатапу, отважней воин, мореплаватель, реформатор. По-видимому, он занимал высокое положение при дворе туи-Тонга; именно ему приписывается разработка принятой до сих пор торжественной церемонии питья кавы. Считается, что Лоау был в курсе всего, что происходит в стране, его мудрость вошла в поговорку. До сих пор про всеведающего человека тонганцы говорят: "Он обладает знанием из Маананга" (так называлась резиденция Лоау). Сам Лоау и все его потомки загадочно исчезли с политической сцены Тонга. По одной из легенд, он не вернулся из дальнего плавания. Вполне вероятно, что исчезновение его не было случайным: такая сильная личность составляла очевидную конкуренцию правящей династии. Сам туи-Тонга Така-лауа погиб насильственной смертью; его убийцы сразу же скрылись с Тонгатапу, но Кау-улу-фонуа-фекаи, наследник титула, отправился в погоню. По преданию, он гнался за ними на север до Ниуафооу, ловил их на Футуне и Фиджи, пока не настиг на островах Уоллис. Злодеи были доставлены на Тонгатапу и казнены. Лишь после этого набальзамированное тело туи-Тонга похоронили.
Став туи-Тонга, Кау-улу-фонуа-фекаи произвел важную административную реформу: оставив за собой духовную власть н жреческие функции, он ввел наследственную должность светского правителя государства -- хау. Первым хау стал младший брат тун-Тонга, Моунга-мотуа. В честь отца он получил титул туи-Хаата-калауа {"правитель наследник Така-лауа"). Считается, что эти события происходили около 1500 г.
В начале XVII в. Моунга-тонга (шестой туи-Хаата-калауа) решил отойти от государственных дел и передал должность хау одному из своих сыновей, Нгата. По названию местности на юго-востоке Тонгатапу Нгата получил титул туи-Канокуполу и стал основателем новой династии. Наследники титула Хаатакалауа считались более знатными. Формально этот род продолжая удерживать в своих руках часть светской власти (в частности, руководство сбором податей в пользу туи-Тонга) до начала XIX в., но, по существу, верховная власть в государстве навсегда перешла к обладателям титула туи-Канокуполу.
Наследники титула туи-Тонга по-прежнему были духовными владыками страны; божественные почести воздавались им до принятия христианства в середине XIX в. Во времена расцвета традиционной тонгавской культуры авторитет туи-Тонга подкреплялся также династическими браками. По обычаю, старшая дочь хау становилась главной женой туи-Тонга.
Что же представляло собой тонганское общество до его контактов с европейцами, по каким законам оно жило? Многие сведения о нем можно почерпнуть из преданий тонганцев, кое-какие секреты хранят археологические памятники эпохи расцвета традиционного общества, но повседневная жизнь тонганцев известна нам во многом благодаря первым свидетелям-европейцам.
У тонганцев было сильно развито сословное деление. Простые общинники (туа) были основной производительной силой общества: она обрабатывала землю, ловили рыбу, занимались ремеслом. Жизнь рядового человека была окружена массой религиозных запретов, наг рушение которых каралось порой, смертью.
Аристократы не занимались производительным трудом. Их прерогативой было распределение земель между общинниками (собственником всей земли считался туи-Тонга), руководство общественными работами, перераспределение продуктов труда простых людей, суд над нарушителями законов. Только вожди могли принимать участие в торжественной церемонии употребления кавы -- священного пьянящего напитка из корня перечного растения. Упоминание кем-нибудь в своей речи имени вождя, а тем более верховного владыки, требовало употребления особо высокопарных слов. Это относилось не только к употреблению пышных титулов, заменять приходилось самые обычные слова.
Власть аристократии над простыми людьми не имела границ. Простолюдины почитали за великое счастье целовать след от ноги вождя, отец с радостью приносил в жертву своего ребенка1, чтобы продлилась жизнь престарелого аристократа. Лишь благородных тонганцев после смерти ожидала жизнь в загробном мире, Наиболее одаренные в каком-то роде деятельности общинники имели возможность стать тофунга -- мастерами-ремесленниками, но в целом положение тофунга было скорее наследственным: каждая семья хранила свои секреты. Пожалуй, наибольшим почетом пользовались строители лодок (огромные тонганские двухкорпусные катамараны вмещали до 200 человек) и мастера навигации. К числу тофунга относились также талантливые сказители, артисты, атлеты и пунаке -- лица, совмещавшие роль поэта, композитора и хореографа. По преданию, знание тайн мастерства часто исходило из заморских стран, из подземного царства Пулоту, а то и от самих богов. Наиболее известные кланы тофунга существовали столетиями и имели длинные генеалогии.
Своеобразным "служилым дворянством" были мата-пуле. Их положение было наследственным, но благодаря личным качествам достигнуть его мог и не знатный человек. Многие семьи матапуле вели свое происхождение от иностранцев (самоанцев, фиджийцев). Основная обязанность матапуле -- личная служба высоким вождям, произнесение речей от их имени, присмотр за работами в пользу аристократии, сбор податей и т. д. Положение и слава каждой семьи матапуле определялись рангом того рода, при котором они состояли. Наиболее высокое положение занимало семейство Фалефа, служившее тонганским владыкам, начиная с первого туи-Тонга. Естественно, и авторитет, и власть этой семьи были очень высоки.
Аристократические семейства (хоуэики) значительно рознились по знатности, хотя все так или иначе находились в родстве с туи-Тонга. Внешним выражением знатности служили длина генеалогии и положение основавшего ее предка, а материальным подтверждением-- поместья, которые туи-Тонга выделял в наследственное пользование обладателям титулов. Те же, в свою очередь, распределяли землю между своими родственниками, матапуле, тофунга и туа.
Для понимания механизма функционирования тонганского общества центральными оказываются два понятия: тапу и мана.
Мана -- это таинственная сила, сверхъестественные способности, которыми боги от рождения наделяют знатных людей. Мана дает аристократии власть над людьми. Благодаря своей мане матапуле и тофунга достигают успехов в присущих им занятиях. Тапу (или, по-европейски, табу) -- это священные запреты, исходящие от богов или же от их представителя на земле -- туи-Тонга. Нарушения тапу грозило страшными карами и утратой маны. Особенно велика была мана верховных владык Тонга: все, к чему они прикасались, становилось тапу для простых людей. Если туи-Тонга посещал жилище своего подданного, то хозяин больше не мог им пользоваться, оно становилось тапу. Эта система социальной организации восходит к глубокой древности, к общеполинезийской эпохе. В Восточной Полинезии она получила предельное развитие. Там наставления богов делали жизнь монарха подчас просто невыносимой. На острове Таити, например, государь вынужден был передвигаться верхом на своих подданных, поскольку он не должен был касаться земли, чтобы не лишить остальных людей права пользоваться ею.
Нарушитель тапу непременно получал заслуженную кару. Считалось, что праведного человека не может постигнуть ранняя смерть. Если болезнь могла быть просто результатом коварных козней зловредных духов, то смерть (тем более раннюю) всегда посылали боги.
Социальная организация традиционного тонганского общества изучена достаточно хорошо, а о естественнонаучных и религиозных воззрениях его известно гораздо меньше -- они быстро исчезли под натиском европейской культуры.
Бесспорно, значительны были тонганские знания в области прикладной астрономии, иначе дальние плавания были бы невозможны. Отправляясь на север, к островам Ниуа, навигаторы ориентировались на созвездие Капакау-о-Гафахи (вероятно, Волосы Вероники), следуя указаниям Ао-а-Увеа, можно было смело плыть далее на северо-запад до островов Уоллис. Еще севернее, к островам Тувалу, вели три звезды, называвшиеся Тупа-а-Ваитупу. Другие звезды безошибочно приводили мореплавателей на родину.
Своеобразная каменная обсерватория была сооружена на Тонгатапу еще при туи-Татуи, одиннадцатом тун-Тонга (около 1200 г.). Это арка, состоящая из двух блоков-оснований трехметровой высоты, вес каждого оценивается в 30--40 т. В верхней части их имеются пазы, в которых закреплена восьмитонная перекладина длиной почти 6 м. Этот полинезийский Стоунхендж1 называется Хаамонга-а-Мауи ("Ноша Мауи"). Долгое время считалось, что сооружение имеет чисто мемориальный характер, но недавно ученым удалось установить, что зарубки на перекладине помогают определить день весеннего равноденствия н другие календарные даты. Год у тонганцев делился на тринадцать лунных месяцев, сутки начинались с заходом солнца. Вероятно, это связано с полинезийским мифом о творении вселенной: всему сущему предшествовали Ночь и Абсолютная Тьма. Далее следовала длинная вереница переходящих друг в друга абстрактных сущностей: Ничто, Пустота, Бесконечность, Протяженность, Пространство, Даль, Мысль, Дума и т. п. Затем появляется верховное божество Тангалоа. Оно создает Океан, затем отдельные острова; часть их оно с грохотом сбрасывает с неба, часть выуживает с морского дна. Интересно, что именно этим отличаются вулканические острова от коралловых. Затем Тангалоа создает человека. Тангалоа многолик: существует Тангалоа-творец, Тангалоа-прори-цатель, Тангалоа-мастер, Тангалоа-посланец, Тангалоа-воин, Тангалоа-мудрец, Тангалоа-правитель и т. д. Соотношение этих ипостасей Тангалоа не вполне ясно.
Мир, созданный Тангалоа, был несовершенен. Исправлением его занимается Мауи, пришедший из подземного царства. Мауи отодвигает на должную высоту землю, вылавливает новые земли, доставляет людям огонь и ряд растений. Мауи и сейчас живет в Подземном мире. Если он особенно старательно начинает обрабатывать свой подземный огород, то на Тонга происходит землетрясение. Подвиги Мауи хорошо известны на многих островах Океании. Другие герои древних времен приносят на Тонга полезные растения из дальних земель или похищают их у божества Хикулео, владыки страны мертвых.
Тонганский пантеон населен огромным множеством божественных существ: одни покровительствуют строителям, другие рыбакам, третьи земледельцам. Каждое явление природы -- особое божество.
К числу сверхъестественных существ, почитавшихся тонганцами, относятся небесные божества, их духи, вселившиеся в животных, рыб, деревья, Скалы, а также духи предков. Все они следили за точным исполнением разнообразных предписаний-тапу. Менее могущественны, но более вредны в повседневной жизни были духи недавно умерших людей.
Значительных храмов на Тонга не было. Богам посвящались малаэ -- небольшие открытые площадки посреди поселков, па которых воздвигались небольшие культовые сооружения. Совершать кровопролитие на малаэ было непростительным грехом для всех, не исключая и высшую знать. Поэтому малаэ служили убежищем для всех опасавшихся мести и гнева властей. Малаэ своеобразно совмещали в себе роль церкви и клуба: здесь не только происходили моления и совершались жертвоприношения, но проводились также состязания борцов, певцов, сказителей, выступали ораторы. Разумеется, все святилища языческих богов были уничтожены первыми миссионерами.
Единственные немые свидетели древней тонганекой истории, сохранившиеся до наших дней, это развалины оборонительных сооружетгий и гробницы аристократов. Наиболее внушительны ланги -- усыпальницы тун-Тонга, прямоугольные, террасой поднимающиеся вверх могильники, сложенные из огромных, плотно пригнанных друг к другу каменных блоков. Еще не так давно, до 1966 г., на Тонга жил последний живой свидетель прошлого -- к сожалению, безгласный -- гигантская галапагосская черепаха, подаренная тонганским правителям Джеймсом Куком.
Об островах Тонга европейцы впервые узнали в XVII в. 9 мая 1616 г. в северные воды архипелага вошло голландское судно "Эпдрахт", ведомое опытным шкипером Виллемом Схаутеном и начальником экспедиции Якобом Ле-Мером. Были открыты два небольших острова Тафахи и Ниуатопутапу. Местное население гостеприимно встретило моряков. Их угощали кокосовыми орехами, бананами, ямсом, снабдили пресной водой. Голландцы пробыли па островах всего пять дней, до 14 мая. Но их пребывание было омрачено стычкой с островитянами па о. Ниуатопутапу. Вину за нее голландцы возложили па местного вождя и, покидая остров, дали ему название Веррадерс Эйландт (Остров Предателей).
Значительно более важные открытия совершил в здешних водах Абель Тасман, известнейший голландский мореплаватель. В ходе экспедиции 1642--1643 гг., снаряженной Ост-Индской компанией для поиска южного континента, А. Тасман открыл главные острова архипелага Тонга -- Тонгатапу, Эуа и Номуку, назвав их соответственно: Амстердам, Миддлебург и Роттердам. Корабли экспедиции "Хемскерк" и "Зсхайн" с командой в 100 человек пробыли в водах Тонга одиннадцать дней с 19 января по 1 февраля 1643 г., в течение которых они познакомились с островами Тонгатапу и Номука и жизнью населяющих их тонганцев.
На голландцев большое впечатление произвели двойные парусные каноэ тонганцев, которыми они искусно управляли. А. Тасман отметил, что земля на островах превосходно обработана. Экспедиция пополнила запасы продовольствия, выменивая мелкие гвозди на кокосовые орехи. Местные вожди преподнесли гостям в подарок свиней и различные плоды. Впоследствии островитяне, снабжая иностранных моряков свежей провизией и водой, спасли от голода и болезней не однужизнь европейских мореплавателей и этим (косвенно) содействовали успеху исследовательских экспедиций в Тихом океане.
В XVIII в. контакты между тонганцами и европейцами стали более частыми. Вслед за португальцами, испанцами и голландцами на просторы Тихого океана вышли корабли англичан, французов и американцев. В 1767 г. английский капитан Сэмуэль Уоллис, прославившийся открытием о. Таити, совершил вторичное открытие северных островов тонганского архипелага -- Тафахи и Ниуатопутапу, которые он назвал соответственно Босковен и Кеппел (под этими названиями острова более столетия значились на всех европейских картах).
Наибольший вклад в изучение Тонга внес прославленный английский мореплаватель Джеймс Кук. Онтрижды побывал на Тонга. В ходе второй экспедиции Дж.Кука в Тихом океане (1772--1775 гг.) ведомые им корабли "Резолюшн" и "Адвепчер" 1 октября 1773г. подошли к острову Миддлебург (Эуа). На следующий день, найдя удобную бухту, корабли стали на якорь. "Нас немедленно окружили десятки каное, переполненные туземцами, которые тут же принялись менять на гвозди куски ткани и фрукты", -- записал первые впечатления в своем дневнике Дж. Кук. Англичане высадились на берег, где их "приветствовала громкими возгласами несметная толпа туземцев. Все островитяне были без оружия -- верный признак их мирных намерений".
Дж. Кук указал па бескорыстие и честность тонганцев при обмене товарами с моряками: "Они склонны были больше давать, чем получать. Нередко они бросали нам куски материи и удалялись, не требуя ничего взамен". Английские моряки были приняты вождем острова Туини. "К вечеру все возвратились на судно, восхищаясь красотой острова и исключительным радушием его обитателей, которые, казалось, соревновались друг с другом в желании сделать наше пребывание на их земле приятным и памятным", -- отмечал капитан.
На следующий день, 3 октября, простившись с вождем острова, англичане подняли паруса и отплыли к соседнему более крупному острову Амстердам (Тонгатапу), где Дж. Кук намеревался пополнить запасы овощей, фруктов и особенно мяса. Экспедиция оставалась здесь до 7 октября, и как сообщает Дж. Кук: "За краткое пребывание на острове Амстердам мы приобрели 150 свиней, 300 птиц и большое количество бананов, кокосовых орехов и плодов хлебного дерева".
Дж. Куку принадлежит первое подробное описание жизни тонганцев. Он пришел к заключению, "что вся земля на Тонгатапу находится в частной собственности, и на земле этой, как и на Таити, сидят зависимые от вождей люди -- слуги и рабы, не имеющие собственных наделов". В подтверждение своего вывода Дж. Кук приводит следующее рассуждение, актуальное и для наших дней: "Неразумно было бы предположить, что здесь в стране, где так хорошо обработаны земли, имеется общность имущества. Ведь личный интерес воодушевляет людей и способствует предприимчивости, и мало кто согласился бы обрабатывать и возделывать землю, если бы заранее знал, что не воспользуется плодами своей работы и что трудолюбивый человек может оказаться в худшем положении, чем лентяй и бездельник".
Чувство восхищения не покидало англичан. "Мне казалось, -- записал Дж. Кук, -- я очутился на самых плодородных полях Европы. Тут не было ни дюйма пустующей земли. Дороги занимали не больше места, чем это было необходимо. Изгороди отставали всего лишь на 4 дюйма от обочин, н даже пространство между ними и полотном дороги не терялось даром: полезные растения и деревья насаждались и здесь. Такую картину можно было наблюдать повсеместно. Нигде природа с помощью небольшой доли человеческого знания не являлась с большим блеском, чем на этом острове".
По предположениям Дж. Кука, "бразды правления островом находятся в руках одного человека... Имеется король или великий вождь с титулом "арике", ниже его следуют другие вожди -- властители отдельных округов и, может быть, землевладельцы, которым подчиняются прочие туземцы, Есть особы третьего ранга, также наделенные властью..."
В следующем, 1774 г., экспедиция продолжила изучение архипелага Тонга. С 25 по 30 июня Дж. Кук обследовал острова в центральной части архипелага и останавливался для пополнения запасов пресной воды и фруктов на о. Номука. Отношения англичан с островитянами были не столь дружественными, как годом ранее на о. Тонгатапу. Во время высадки на берег у корабельного лекаря, а затем и лейтенанта Клерка были похищены ружья. В ответ Дж. Кук распорядился стрелять из пушек, высадил отряд вооруженных матросов и захватил несколько островитян и каноэ как заложников. "Один из островитян пытался оказать сопротивление, -- отметил Дж. Кук, -- но я избавился от этого туземца, разрядив в него заряженный дробью мушкет". К счастью, раны оказались не глубокими, ружья были возвращены и "дело таким образом было улажено к обоюдному удовольствию".
Самым продолжительным пребыванием Дж. Кука на островах Тонга стал третий (и последний) визит в 1777 г., в ходе третьей экспедиции Дж. Кука в Тихом океане (1776--1780 гг.), С 28 апреля по 17. июля, то есть два с половиной месяца, гостили на островах Номука, Лифука, Тонгатапу и Эуа английские моряки с двух кораблей "Резолюшн" и "Дискавери". За это время было собрано много исключительно ценных сведений о повседневном быте тонганцев, их общественном устройстве, обычаях и обрядах. Значительная часть знаний о порядках на Тонга в XVIII в. основана на дневниках такого любознательного и внимательного наблюдателя, каким показал себя Дж. Кук,
Уже в ходе этих ранних контактов тонганцев с европейцами происходил взаимополезный обмен. Островитяне, как уже отмечалось выше, снабжали моряков продовольствием и водой, получая взамен железные орудия труда (топоры, мотыги, пилы, ножи, рашпили, гвозди), а также ткани, украшения. Дж. Кук привез на Тонга коз, овец, крупный рогатый скот, индюков и собак, семена и саженцы различных плодовых культур. Островитяне, в свою очередь, сообщали мореплавателя" сведения о новых островах, неизвестных европейцам. Возможно, что эти ранние контакты способствовали еще большему возвышению местных вождей, накапливавших в своих руках предметы, полученные у европейцев, ибо, как указывал Дж. Кук, вожди часто выступали посредниками в меновой торговле.
Завершить открытие архипелага Тонга довелось испанскому мореплавателю Франсиско Антонио Маурелю. В 1781 г. на пути с Филиппин в Мексику он обнаружил островную группу Вавау, о которой тонганцы рассказывали Дж. Куку. Маурель положил на карту острова Фонуалеи, Лате и Вавау, где он провел две недели, пополняя запасы провизии для дальнего пути.
Блистательные рекомендации, выданные Дж, Куком тонганцам, очевидно, сыграли роль своеобразной рекламы, пользуясь которой европейские экспедиции стремились на острова Тонга для пополнения припасов и отдыха команд, В 1787 г. на островах Ниуатопутапу, Вавау и Тонгатапу побывал Жан Франсуа Лаперуз -- выдающийся французский исследователь, чья жизнь трагически оборвалась у острова Ваникоро из группы островов Санта-Крус в 1788 г.
Драматические события разыгрались в водах Тонга в апреле 1789 г. Главным их участником явился лейтенант Уильям Блай, командир британского судна "Баунти". История мятежа на "Баунти" изложена во многих книгах, экранизирована в ряде кинокартин. Здесь лишь кратко изложим сюжет этой истории.
У. Блай, участник третьей экспедиции Дж. Кука в Тихом океане, в сентябре 1787 г. был направлен на Таити за саженцами хлебного дерева, которые он должен был перевезти в английские колонии на острова Вест-Индии. В октябре 1788 г. "Баунти" прибыл на Таити, где задержался на пять месяцев. В апреле 1789 г. корабль зашел на острова Тонга, где У. Блай уже бывал вместе с Дж. Куком. В 30 милях от острова Тофуа вспыхнул мятеж. Команда восстала против жестокого капитана, свирепо наказывавшего матросов за мелкие провинности. Расправа со штурманом корабля Флетчером явилась искрой, приведшей к взрыву недовольства. 28 апреля 1789 г., ночью, заговорщики схватили У. Блая, посадили его и 18 членов команды, отказавшихся присоединиться к мятежу, на баркас. После расправы с капитаном "Бауити" направился обратно на Таити. Часть мятежников высадилась здесь в надежде, что британский морской трибунал проявит к ним милосердие. Л остальные во главе с Флетчером, взяв на борт шесть таитян и двенадцать таитянок, отбыли в неизвестном направлении в поисках необитаемого острова. Лишь в 1808 г. они были найдены американским судном "Топаз" на острове Питкерн. К этому времени в жестоких усобицах погибли все таитяне и большинство англичан. К 1808 г. в живых остались лишь один матрос Александр Смит, принявший имя Джона Адамса, и несколько таитянок. Потомки мятежников и таитянок до сего времени проживают на острове Питкерн -- последнем британском владении в Океании.
Что же касается судьбы У. Блая и его восемнадцати спутников, то им пришлось перенести немало лишений. У них не было ни карты, ни огнестрельного оружия. Крайне ограничен был запас пресной воды и продовольствия. У. Блай попытался высадиться на острове Тофуа, однако тонганцы встретили их крайне враждебно и даже убили одного из матросов. Блай не решился искать убежища на других известных ему тонганских островах. Путь баркаса пролегал мимо островов Фиджи и группы островов Банкс, однако, опасаясь островитян, У. Блай нигде не разрешил подойти к берегу. Только на тридцать второй день изнурительного плавания команда баркаса достигла Торресова пролива. Здесь, на одном из маленьких островов, была сделана первая остановка. Впервые моряки смогли получить воду и свежие плоды, но на следующий день островитяне изгнали пришельцев. В конце концов У. Блай и его спутники добрались до острова Тимор и в 1790 г. возвратились в Англию.
В 1791 г. в водах Тонга появилось британское судно "Пандора" под командованием капитана Эдварда Эдвардса, посланного для поисков и захвата мятежников "Баупти". А двумя годами позднее, в 1793 г., архипелаг Тонга посетила другая поисковая экспедиция под командованием известного французского мореплавателя Д'Антркасто, посланного на поиски Лаперуза, следы которого затерялись в Южных морях после того, как он покинул место последней стоянки в январе 1788 г. в Ботани-Бей на австралийском берегу.
Последнее посещение Тонга европейцами (до того как первые из них поселились на архипелаге) связано с экспедицией двух испанских судов "Дескубиерта" и "Артевида" под командованием капитана Алессандро Маласпина. В 1793 г. на два месяца позже, чем Д'Антркасто, А. Маласпина высадился па острове Вавау. Основываясь на испанском приоритете в открытии этой группы северных тонганских островов, А. Маласпина объявил их владением испанской короны. Соответствующий документ был запечатан в бутылку, зарытую на острове. Однако испанское правительство не приняло этого подарка от ретивого капитана.
Европейцы уже, вероятно, считали, что маленький островной мир Тонга стал частью того большого мира, в котором жили они сами, но для тонганцев проблемы и заботы внешнего мира пока оставались совершенно чуждыми. Местное общество жило по собственным законам. XVIII век оказался для Тонга периодом всевозраставших по своему драматизму событий: к концу века кровавые междоусобицы на островах переросли в гражданскую войну, затянувшуюся на всю первую четверть XIX столетия. Первопричины кризиса тонганского общества находились, видимо, в сфере экономики, поскольку традиционные экстенсивные методы хозяйствования по-прежнему кормили выросшее население, но уже с трудом удовлетворяли возраставшие аппетиты тонганской знати.
В этот период усиливаются тонганско-фиджийские контакты. Тонганцы всегда высоко ценили оружие, посуду и лодки фиджийского происхождения. Лучшим украшением считались алые перья фиджийских попугаев. О XVIII в, среди тонганской молодежи, не находившей должного применения своим талантам на родине, стало модно отправляться на военную службу к фиджийским вождям. После нескольких лет, проведенных в боях на чужбине, аристократическая молодежь силой пыталась утверждать свои права у себя на родине. Возвращение каждой новой крупной военной партии тонганцев на родину знаменовало обострение междоусобиц. У фиджийцев был заимствован обычай поедания побежденных противников, и борьба за власть приняла исключительно жестокий и кровавый характер.
Прежде столетиями функции верховного правителя, несмотря на имевшую иногда место смену династий, обычно переходили от отца к сыну. В конце же XVIII столетия началась настоящая чехарда. Чтобы не утомлять читателя длинным рядом имен и запутанных событий, перечислим лишь, в какой степени родства последовательно находились в это время наследники титула туи-Канокуполу к своим предшественникам: брат, племянник, сын, двоюродная сестра, двоюродный брат, дядя, сын, четвероюродный брат, племянник.
Наиболее кровопролитные события начались в 1797 г., когда титул туи-Канокуполу получил Тукуахо, прославившийся в юности на Фиджи своей беспощадностью. Современники рассказывали, что это был самый жестокий правитель. Его нрав характеризует, например, отданный им как-то приказ отрубить левые руки своим двенадцати поварам с единственной целью иметь возможность лучше их отличать в толпе остальных подданных.
Именно в это время на островах появились миссионеры. До этого европейцев на Тонга не было. Лишь в 1796 г. здесь обосновалось шестеро матросов, дезертировавших с американского судна "Оттер".
Лондонское миссионерское общество вынашивало величественные планы по обращению язычников Океании ь христианскую веру. Им было снаряжено специальное судно "Дафф", на котором миссионеры отправились в Южные моря. В 1797 г. "Дафф" прибыл на Тонга, где высадились десять проповедников, а основной центр был открыт на Таити, Вскоре миссионеры разъехались по нескольким островам архипелага. Однако обстановка на Тонга мало способствовала христианской деятельности: здесь как раз начиналась гражданская война. Поначалу взаимоотношения миссионеров и европейцев складывались хорошо. Но вскоре беглый каторжник, появившийся здесь из британской колонии в Австралии, распустил слух, что миссионеры молятся своим богам, чтобы те наслали болезни на тонганскнх вождей. К несчастью, за первые три месяца пребывания миссионеров действительно умерло четыре высокопоставленных вождя, и недовольство миссионерами все возрастало. Трое из них погибли на Тонгатапу, шестеро поспешили покинуть архипелаг и переселились в австралийский город Сидней подальше от опасностей и ярости тонганцев. Лишь один англичанин, из этой группы, Джордж Вейсон, забросив миссионерскую деятельность, остался на Тонга и прожил здесь до 1804 г. Впоследствии он опубликовал книгу о своих приключениях.
Между тем среди аристократии зрел заговор против Тукуахо, к заговорщикам присоединились туи Тонга и туи Хаатакалауа. В 1799 г, во время важной религиозной церемонии подношения даров туи-Тонга Тукуахо был убит. Во главе заговора был Финау-Улукалала, не имевший особенно высоких титулов, но претендовавший на роль правителя островов Хаапаи. Сторонники убитого Тукуахо терпели одно поражение за другим и наконец укрылись в святилище, справедливо полагая, что Финау не решится нарушить табу и не тронет их. Но Финау приказал англичанину Вейсону поджечь святилище, полагая, что на чужеземца гнев тонганских богов не мог обрушиться. Те немногие, кому удалось вырваться из пламени, были съедены победителями.
Не желая сам принимать высокий титул, Финау определил на должность туи-Канокуполу свинью, а ее представителем на Тонгатапу назначил одного из подчиненных ему вождей. Сам Финау отправился на острова Хаапаи, сокрушил оппозицию, а всех непокорных, связав, погрузил в дырявые лодки и отправил в открытое море. Затем он захватил острова Вавау. Местные вожди вынуждены были спасаться бегством на Самоа. Команды немногих европейских и американских кораблей, появлявшихся в эти годы у берегов Тонга, подвергались смертельной опасности. В 1802 г. на Тонгатапу было захвачено американское судно "Дьюк-оф-Портланд". Команда корабля была перебита, и находившаяся на нем Элиза Мосей досталась местному вождю в качестве одной из жен. Через два года ей удалось спастись: она вплавь добралась до бросившего здесь якорь судна "Юнион". Благодаря Элизе, сообщившей о гибели капитана и сошедших с ним на берег матросов, остальные матросы на "Юнионе" смогли избежать мучительной смерти.
Вожди Тонгатапу подняли восстание против Финау. Его сторонники потерпели поражение, сотни из них были съедены, В течение нескольких лет Финау ограничивался редкими диверсионными набегами на Тонгатапу, по в 1807 г. он, воспользовавшись пушками с захваченного им ранее у берегов Хаапаи английского китобоя "Порт-о-Пренс", устроил здесь очередную резню. Некогда процветающий богатый остров быстро превращался в пустыню. Вскоре Финау умер, но кровавые междоусобицы в стране не прекращались.
Со смертью в 1820 г. Тупоутоа, семнадцатого туи-Канокуполу, в течение семи лет титул оставался вакантным. Еще ранее (к1810 г.) надолго освободился титул туи-Тонга, а последний туи Хаатакалауа был убит в 1799 г. В 1820-е годы постепенно утверждается авторитет вождя Тауфаахау, сына Тупоутоа, получившего по наследству власть над островами Хаапаи. В 1826 г. он побеждает войска Лауфилитонга, наследника титула туи-Топга, решившего было включиться в борьбу за светскую власть. Когда в 1833 г. Улука-лала III -- правитель островов Вавау -- завещает свои владения в пользу Тауфаахау, на пего начинают делать основную ставку и миссионеры-методисты.
Методисты впервые появляются на Тонга в 1822 г., когда Веслеянское миссионерское общество, организованное в Австралии методистской церковью, послало сюда преподобного Уильяма Лоури с группой миссионеров. Однако островитяне встретили их враждебно. "Эти белые люди -- шпионы, за ними придут другие и захватят остров", -- утверждал один из тонганских вождей. Веслеянцы пробыли на архипелаге с 16 августа 1822 г. по 3 октября 1823 г., а затем Тонга покинули все миссионеры, кроме Ч. Тиндала. В 1826 г. на Тонга была предпринята неудачная попытка поселить двух миссионеров из миссионерского центра, созданного на Таити. За ними прибыли два веслеянских проповедника Джои Томас и Джон Хатчисон.
Весленнская миссия была основана на юге острова Тонгатапу (в местечке Хихифо), но вождь этого района Ата был крайне враждебно настроен к миссионерам.
Когда в 1827 г. Хихифо посетил французский мореплаватель Дюмон-Дюрвиль, миссия была заброшена, а проповедники нашли себе пристанище у соседнего вождя Тубо. На протяжении трех лет Томас и Хатчисон безуспешно стремились обратить тонганцев в христианство. Они действовали грубо, попирая местные обычаи, уничтожая символы старой веры, запрещая церемонии и обряды. Не удивительно, что тонганцы отворачивались от новой религии, и миссионеры направляли в Сидней весьма пессимистические отчеты.
В 1828 г. Веслеянское миссионерское общество прислало на помощь своим проповедникам дополнительную группу миссионеров во главе с энергичным и опытным Натаниэлем Тернером, уже показавшим свои способности к распространению христианства в Новой Зеландии и на других островах Полинезии.
Н. Тернер разработал план постепенного внедрения христианства в тонганское общество, сделав упор на привнесение отдельных норм христианской морали инравственности. Он искал союзников среди тонганскик вождей и уже в 1829 г. обратил в христианство Алеа-мотуа, за два года до этого избранного верховным вождем архипелага. Вслед за ним обряд крещения приняли остальные вожди островов Хаапаи и Вавау, а также и простые общинники, обязанные подчиняться распоряжениям вождей.
Н. Тернер (что, несомненно, следует поставить ему в заслугу) впервые создал тонганскуго письменность, использовав латинскую графику. Он перевел на тонганский язык Библию, открыл несколько десятков воскресных школ и учебное заведение по подготовке учителей из тонганцев.
Алеа-мотуа, принявший христианское имя Джозиа Тупоу, заключил союз с веслеянскими миссионерами в расчете па поддержку европейцев в борьбе за власть на Тонга. Особенно ему досаждали вожди острова Тонгатапу, отказывавшие признать верховенство Алеа-мотуа. Со своей стороны веслеянцы поддерживали Алеа-мотуа, справедливо полагая, что расширение его власти будет способствовать распространению их учения и па южных островах Тонга.
По отзывам современников, Алеа-мотуа был довольно слабым и безвольным человеком. Гораздо более властным и честолюбивым являлся Тауфаахау, унаследовавший в свои двадцать три года от умершего отца титул вождя островов Хаапан (в 1820 г.). В 1834 г. Тауфаахау принял христианство. Несколько ранее была обращена в новую религию его жена. Они взяли христианские имена -- Георг и Салоте (так тонганцы произносят имя Шарлотта), в честь британского короля Георга III и его супруги. В своей политике на Тонга веслеянские миссионеры в дальнейшем сделали ставку на Тауфаахау-Георга, всячески поддерживая его в борьбе за власть над архипелагом.
Знаменательно, что вскоре борьба христиан и язычников на Тонга переросла в борьбу последователей двух христианских учений: протестантизма, представленного последователями веслеянства, и католицизма. Представители римско-католической церкви пытались проповедовать свое вероучение на островах Тонга уже в начале XIX в., но открыть свою миссию на острове Тонгатапу они смогли только в 1842 г. Фактически же за борьбой двух религий на Тонга скрывалось соперничество Англии и Франции за влияние на архипелаге.
Как протестанты, так и католики пытались использовать визиты европейских кораблей для помощи "своим" вождям. В 1840 г. веслеянская миссия предложила американской экспедиции под командованием Уилкса оказать помощь в борьбе с мятежными вождями южных островов, на что последовал твердый отказ. Более сговорчивым оказался английский капитан Крокер, командовавший бригом "Фаворит". Он согласился поддержать отряды Тауфаахау-Георга против вождей Тонгатапу для того, чтобы заставить последних признать власть Алеа-мотуа. Крокер высадил половину экипажа на остров и лично повел их против мятежников. Итог был плачевен. В завязавшемся сражении у местечка Пеа на острове Тонгатапу Крокер и два других офицера были убиты, девятнадцать матросов ранены.
Со своей стороны миссионеры-католики призывали на помощь корабли Франции. После одного из таких визитов, когда в 1844 г. в тонганских водах появился корабль "Адольф", верховный вождь Алеа-мотуа обратился с посланием к королеве Англии, в котором просил защитить Тонга от домогательств Франции.
Упорно и последовательно веслеянские миссионеры вели дело к тому, чтобы создать теократическое государство на Тонга. Они внушали вождям мысль о необходимости установления единоличной монархической власти и закрепления в частной собственности вождей земельных участков.
В 1839 г. под воздействием миссионеров Тауфаахау издал первый свод законов, имевший силу в пределах островов Хаапаи и Вавау, находившихся под его властью. Согласно законам тонганские вожди обязывались наделять землей общинников. Урожай использовался на обеспечение семьи самого земледельца-общинника, а также для уплаты дани вождю н подати церкви. Существовавшая ранее собственность на землю, которой только номинально распоряжались вождя, теперь превращалась в частную собственность вождей, а общинники обязывались нести повинность в пользу вождей и церкви. Законы 1839 г. ставили низшую касту тонганцев, туэ, в экономическую зависимость от вождей.
Рубежной вехой в тонганской истории явился 1845 год. В этот год, после смерти своего двоюродного деда, держателя титула туи-Канокуполу, правителем Тонга стал Тауфаахау-Георг. Коронация состоялась в местечке Пагаи на острове Тонгатапу под тем деревом, где в течение двух столетий верховные вожди облекались властью. Под именем Георга (Сиаоси, как произносят тонганцы) Тупоу I он правил страной до 1893 г.
За время правления Георга Тупоу I были заложены основы современной тонганской государственности, произошли глубокие изменения в социальном строе тонганцев. Был совершен переход от раннеклассового общества к развитой феодальной монархии.
Власть Георга Тупоу I была признана большинством вождей архипелага. Лишь на острове Тонгатапу вожди районов Пеа и Хоума отказались подчиняться новому правителю и объявили о своей независимости. В 1852 г. были подавлены и эти два последних очага сопротивления. Власть короля с тех пор стала признаваема повсеместно на Тонга.
За 40 лет междоусобных войн страна, некогда поразившая Дж. Кука своей ухоженностью и изобилием, оказалась запущенной. Брошенные участки заросли тропической растительностью, многие тонганцы были переселены из родных мест. Военная удача стала цениться выше труда земледельца. В 1850 г. Георг Тупоу I издал закон, обращенный к тонганцам-мужчинам, в котором говорилось: "Вы должны упорно работать для того, чтобы содержать семью, так же хорошо, как и самого себя. Вы должны трудиться и для того, чтобы расплатиться с хозяином земли, поддержать миссию и торговать. Если же кто-либо не захочет работать, то его никто не будет кормить, никто ему не будет помогать. Нет пользы от подобных людей ни земле, ни жителям, ни друзьям".
Вскоре принимается подобный закон, обращенный к женщциам-тонганкам. "Ты должна работать, женщина! Ты должна шить одежду для мужа и детей. Незамужние должны приносить пользу своим близким и родителям. Если же они не будут работать, их не будут ни кормить, ни помогать им. Поддерживать лентяя -- грех".
Из текста законов, всего их смысла и стилистики видно, что авторами их были веслеянские миссионеры. Вводя новые нормы и понятия, законы способствовали изменению традиционного порядка. Если ранее права вождя на землю лишь подразумевались, то теперь вождь стал называться "хозяином земли", и ему тонганский крестьянин-общинник должен поставлять продукты. Отменялась и родственная взаимопомощь: никто теперь не обязан делиться продуктами с сородичем, что по нормам традиционного общества было обязательным. Зато вводились новые стимулы для полезного труда, обусловленные церковной моралью и понятием о греховности праздности.
Исключительно значимая роль в создании тонганской государственности принадлежит веслеянскому проповеднику -- преподобному Ширли Бейкеру. Он появился на Тонга в 1860 г. и оставался здесь до 1890 г. -- целый исторический период, ознаменовавшийся глубокими реформами. Деятельность его неоднозначно оценивается историками. Если некоторые из них считают, что Бейкер был единственным в своем роде (из числа европейцев) поборником независимости и чести Тонга, то другие относят его к тому известному в Океании тину честолюбивого авантюриста, который стремился к подчинению островов и личному обогащению, не останавливаясь перед тираническими методами правления,
Характерен отзыв об отношениях между Ш. Бейкером и королем Тонга Георгом Тупоу I, содержащийся в письме британского верховного комиссара в западной части Тихого океана Гордона к министру колоний лорду Дерби. Как образно написал Гордон, отношения эти напоминали взаимоотношения между королем Франции Людовиком XIII и его первым министром кардиналом Ришелье. Король Тонга "...мучится от его (Бейкера -- Авт.) тирании, но не может избавиться от этого. То, что он не любит его, достаточно ясно, но он связан с ним -- отчасти из-за боязни, отчасти из чувства благодарности и уважения, Бейкер, который является врачом, духовником, премьер-министром и банкиром короля Георга, внушил ему уверенность, что он обязательно умрет, если Бейкера не будет под рукой".
Первой заботой Бейкера было укрепление монархического строя на Тонга, В 1862 г. был издан закон, согласно которому "все вожди и народ фактически освобождаются от всякого рода крепостной зависимости и всякого вассалитета. И если какой-либо вождь или другое лицо захватывает силой или властью в соответствии с тонганским обычаем что-нибудь у кого-либо, это отныне не будет иметь законной силы". Ликвидировав этим пунктом независимость и традиционную самостоятельность вождей в пределах их округов, закон далее устанавливал: "Все вожди и народ будут отныне платить налоги правительству, а король будет выплачивать плату всем тем, кто служит правительству. На первый год налог будет доходить до трех долларов для каждого мужчины, достигшего 16 лет и выше".
Закон 1862 г. наносил удар по традиционным социальным отношениям и вводил нормы, заимствованные из британской конституционной системы. Вожди и рядовые общинники становились равными перед законом, общинники освобождались от принудительного труда на вождей и получали права на частную собственность. Был основан парламент, совещательный орган при короле, в котором были представлены как вожди, так и общинники. Центром политической системы, установленной на Тонга, становилась монархия,
В результате последующих реформ в стране была подготовлена и принята 4 ноября 1875 г. конституция Тонга, действующая и до сего времени. Конституция провозглашала Тонга парламентской монархией. Главой государства объявлялся король, личность которого признавалась священной. При короле образовывался личный совет и кабинет министров. Действовали Законодательная ассамблея -- тонганский парламент и судебные органы.
Конституция провозглашала: "Отныне будет единый закон на Тонга для вождей и общинников, для европейцев и тонганцев.
Все люди свободны исповедовать ту религию и отправлять те богослужения, которые соответствуют их убеждениям; они могут говорить, писать и публиковать то, что думают. Не будет существовать закона, который бы ограничивал их свободу. Будет свобода слова и печати для всех".
Конституция, принципы которой были заимствованы из английской политической системы, фактически усиливала власть короля и верховной знати. Король объявлялся верховным собственником земли Тонга. Он, в свою очередь, наделял верховную знать крупными участками земли, которые делились на более мелкие и передавались в аренду крестьянам. Личный совет при короле формировался исключительно из ближайших родственников королевской крови. Кабинет министров, ответственный перед парламентом, состоял из членов Личного совета и премьер-министра, которым, за редким исключением, являлся сын короля -- наследный принц.
В Законодательной ассамблее преобладала родовая знать. В состав парламента входили члены Личного совета, 7 вождей, избранных представителями знатных семей, и 7 общинников, избранных в округах.
Первым премьер-министром Тонга стал сын короля Тевита Унга, а после его смерти в 1879 г. на этом посту укрепился Ш. Бейкер, сосредоточивший в своих руках значительную власть. Он являлся, кроме того, министром иностранных дел, министром по земельным делам, министром образования и председателем суда. При стареющем короле, вступившем в восьмой десяток лет, Бейкер действовал как фактический правитель Тонга, и многие называли его тираном с непомерно раздутым честолюбием.
В 1885 г. Ш. Бейкер отказался подчиняться руководству веслеянского центра в Австралии, наслаивавшему на отзыве Бейкера с Тонга. Вместе со своим сторонником Ваткином он создал "Свободную веслеянскую церковь Тонга" как противовес веслеянским миссиям. Новая церковь ничем не отличалась от прежней, но она пользовалась государственной поддержкой, Бейкео начал кампанию преследования тех тонганцев, которые не пожелали присоединиться к "Свободной веслеянской церкви". Его действия вызвали негодование многих люден. В 1886 г. четверо бежавших из заключения тонганцев попытались убить Бейкера, но покушение не удалось. Были ранены только сын и дочь премьер-министра. В ответ Бейкер организовал карательные экспедиции против тех, кто оставался приверженцем прежней религии -- факаонго. Несколько сотен факаонго были насильственно переселены на необитаемые острова архипелага и выселены на Фиджи. Не избежала репрессий даже дочь короля Георга I.
Все эти события стали широко известны. Европейцы, жившие на Тонга, обратились с посланием к английскому губернатору на Фиджи, которого они просили оказать воздействие на Бейкера и Ваткина. Но у британской администрации в Океании не нашлось решимости вмешаться во внутренние дела на Тонга из-за опасения осложнить отношения с Германией, имевшей на архипелаге свои интересы.
Германская компания "Годефруа и сын" основала на острове Лифука свою факторию и весьма успешно вела торговые операции. Фон Шлейнитц, командир первого германского военного корабля, посетившего Тонга в 1875 г., сообщил агенту компании Веберу, что правительство Тонга "всячески способствует германской торговле". С этой фирмой Бейкер был связан какими-то подозрительными посредническими отношениями. Он явился инициатором заключения тонгано-германского договора 1876 г.
Договор между Тонга и Германией был вторым документом, заключенным между островным королевством и европейской державой. Первым соглашением был договор между Тонга и Францией, заключенный в 1855 г. Этот акт провозглашал "вечный мир и дружбу короля Георга 1 с императором Наполеоном III". Целью договора было обеспечить свободу деятельности католических миссионеров на островах. "Члены общины будут обладать всеми привилегиями, предоставленными протестантам", -- подтверждалось в договоре. Правительство Тонга должно было также обеспечить защиту личности и собственности французских граждан и, кроме того, предоставлять помощь французским судам в врдах. Тонга,
Тонгано-германский договор 1876 г. также декларировал признание независимости Тонга и суверенности короля Георга I. По договору Германия добилась предоставления ей широких торговых прав на островах, а также права постройки морской базы.
Сведения о растущем германском влиянии на Тонга вызвали беспокойство у английского правительства. Верховному комиссару Великобритании в юго-западной части Тихого океана Гордону было рекомендовано противопоставить германским притязаниям на Тонга усиление позиций Британии на архипелаге.
В 1879 г. был заключен англо-тонганский договор. В нем содержалась фраза, ставшая уже стереотипной, о вечном мире и дружбе между Великобританией и Тонга. Король Георг I обязывался не предоставлять никакому другому государству более широких прав и привилегий, чем Англии. Британские подданные получали статус наибольшего благоприятствования.
Последний договор из этой серии соглашений с великими державами был заключен в 1888 г. между Тонга и США. Документ подтверждал суверенитет Тонга и предоставлял американцам право торговли на островах, а также устройства морской базы для флота США. Создание сети международных договоров, как это показывал опыт других государств, возникших в Океании в XIX в., не гарантировало страну от опасности колониального порабощения. Лавина колониальных захватов островов Тихого океана нарастала со второй половины XIX в. и до начала XX в. В 1853 г. была аннексирована Новая Каледония, в 1874 г. -- Фиджи, в 1880 г. -- Таити, в 1884 г. -- Новая Гвинея, в 1888 г. -- острова Пасхи и Науру, в 1889 г. -- острова Кука, в 1892 г, -- острова Гилберта и Эллис, в 1899 г. -- Самоа.
Однако Тонга вплоть до начала XX века оставалось на положении независимого государства. Причиной этого являлось не только отсутствие полезных ископаемых и незначительность земельной площади (европейские государства захватывали и менее крупные острова), а, скорее всего, то, что Тонга рассматривалось как запасной вариант в колониальном торге.
В 80--90-х годах основное соперничество между Германией, США и Англией развернулось за обладание островами Самоа. По договору 1899 г., заключенному этими тремя державами, Самоа было поделено между Германией и США, а за Англией было признано исключительное "право" на Тонга, Ниуэ и Соломоновы острова.
В 1890 г. пришел конец десятилетнему пребыванию Ш. Бейкера на посту премьер-министра. Недовольство его тираническим правлением накопилось как у тонганцев, так и в среде европейских поселенцев. Веслеянской церкви удалось отозвать Бейкера с Тонга, Вместо него на острова Тонга был прислан британский чиновник Бэзил Томпсон, получивший должность помощника тонганского премьер-министра Тукуахо,
В 1893 г. в возрасте 96 лет скончался король Тонга Георг Тупоу I. Новым королем стал его правнук -- Георг Тупоу II, вступивший на трон в возрасте девятнадцати лет. Он унаследовал пустую казну и множество других проблем, включая англо-германское соперничество на островах Тонга. Получив свободу действий после заключения трехстороннего договора по Самоа, Великобритания приступила к установлению своего протектората над Тонга, Сюда был вновь направлен Б. Томпсон для заключения договора "о дружбе" между Британией и Тонга, который поставил маленькую островную страну в зависимость от британской короны. Договор был подписан 18 мая 1900 г. и ратифицирован 16 февраля 1901 г.
Согласно договору 1900 г. Тонга получило статус самоуправляющегося государства, находящегося под покровительством Англии. Великобритания получила право иметь при тонганском правительстве своего постоянного представителя -- консула.
По условиям соглашения английский консул не должен был вмешиваться во внутренние дела тонганского королевства, но имел право контроля за его внешними сношениями. Официальные представители Великобритании, как об этом договорились стороны, могли выполнять роль советников в том случае, если это будет необходимо королю или тонганскому правительству.
Это положение дало возможность британскому консулу уже в первые годы существования протектората вмешиваться в финансовую деятельность Тонга, а затем узаконить эту практику специальным соглашением 1905 г, По изменениям, внесенным в англо-тонганский договор, британский консул получал право вето на иностранные дела Тонга.
В годы первой мировой войны позиции Германии на островах Тонга были подорваны окончательно. Король Георг Тупоу II аннулировал договор с Германией 1876 г. и запретил деятельность германских предпринимателей на Тонга.
В 1918 г., после смерти Георга Тупоу II, на престол взошла его дочь -- королева Салоте Тупоу III. Ее муж Уилиаме Тунги с 1923 по 1941 г. занимал пост премьера. Королева Салоте, являясь главой "Свободной веслеянской церкви", попыталась примирить тонганцев, придерживающихся разных конфессий. Она предложила объединить 12 тысяч последователей "Свободной веслеянской церкви" с 4 тысячами приверженцев ортодоксального веслеянства. Однако эта религиозная реформа одержала лишь частичный успех, ибо около 6 тыс. тон-ганцев не захотели присоединиться к церкви под королевским патронажем и образовали новую организацию "Свободную церковь Тонга".
Дремотная жизнь в островном королевстве, где в межвоенный период чуть ли не главным событием стала церковная реформа, была нарушена в годы второй мировой войны. Опасность вторжения японцев нависла над Тонга, которое, хотя и оставалось в стороне от непосредственных военных действий, но приняло участие в боевых сражениях на тихоокеанском театре. На Тонга была сформирована воинская часть в 2 тыс. человек, сражавшаяся в составе войск Новой Зеландии с японскими войсками на Соломоновых островах, чем тонганские ветераны войны очень гордятся. На острове Тонгатапу была создана военно-морская база, куда прибывали войска из Новой Зеландии и США. Был построен также военный аэродром в Фуаамоту.
Следующий случай напомнить миру о своем существовании представился правящей королеве Салоте в июне 1953 г., когда она нанесла двухмесячный визит в Лондон по случаю коронации английской королевы Елизаветы II. В свою очередь, королева Елизавета и герцог Эдинбургский посетили с ответным визитом Тонга в декабре 1953 г.
Новый договор о дружбе между Королевством Тонга и Великобританией был подписан в августе 1958 г. и ратифицирован в мае 1959 г. Он ужесточал контроль метрополии над протекторатом. Согласно договору 1958 г. все законодательные распоряжения тонганского правительства, касающиеся проблем обороны, банковского дела, денежной системы и внешнеторгового обмена, вступали в силу лишь после соответствующего одобрения их английскими официальными представителями, В статье 4 договора Великобритании было предоставлено исключительное право на руководство вопросами обороны, а также право на размещение британских вооруженных сил на островах. Губернатор Фиджи, осуществлявший контроль над Тонга, отныне именовался верховным комиссаром Соединенного королевства на Тонга, а его представитель на месте -- британским комиссаром и консулом. В 1965 г. британский комиссар и консул на Тонга был подчинен напрямую Британскому государственному министерству колоний.
В декабре 1965 г. королева Салоте Тупоу III скончалась, и на трон взошел нынешний король Тонга -- Тауфаахау Тупоу IV. До своей коронации он носил имя наследного принца Тунги и с 1949 г. занимал пост премьера, возглавлял правительство страны. Младший брат нынешнего монарха принц Туипелехаке был назначен премьером и совмещал эту должность с постами министров иностранных дел, образования, сельского хозяйства и труда.
Договор о. дружбе между Королевством Тонга и Великобританией был в последний раз перезаключен в 1968 г. В дополнение к условиям всех предыдущих соглашений в нем было заявлено право Великобритании представлять интересы Тонга в ООН и других международных организациях. Но уже два года спустя Великобритании отказалась от прав державы-протектора.
4 июня 1970 г. Королевство Тонга стало полностью независимым государством.