Ого-Блин : другие произведения.

Марксизьм и прочая социальная философия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В последнее время мне частенько приходится встречаются субъекты, исходящие желчью, либо неумеренными восторгами, услышав заветное слово - "марксизм". Конечно, марксистский дискурс слегка устарел, он уже не претендует на статус "единственно верного", и занял свое, пусть достаточно весомое и патриархальное, но все-таки место одного из многих, постепенно врастая в систему современного общественнонаучного знания. Но поскольку большинство настоящих отечественных марксистов зачастую в силу возраста не владеют интернетом, а всякие неумеренные "критики"/восхвалители относятся к категории "книгу не читал, но скажу", то специально для них предназначена эта light-версия. Это не окончательный вариант, который будет корректироваться и дополняться.

  1) Методологическая основа: системный (структурно-функциональный) подход (Кто может предложить лучшую альтернативу, предлагайте, но излагайте полностью, от начала и до конца, и сами) и прекрасно дополняемый им социальный дарвинизм (ибо что было хорошо для классиков, сойдет и нам). Опционально - формационный, цивилизационный, и мир-системный подходы.
  2) Для начала немного об общих принципах, чтобы избежать дурацких вопросов. Система - совокупность элементов, связанных (взаимодействующих) друг с другом. Системы бывают открытые и закрытые, т. е. первые имеют сообщение с окружающей средой, а вторые - нет, полностью замкнуты. Далее, системы могут быть статичными и динамическими. Соответственно, статичные системы являются неизменными, динамические - в процессе постоянных изменений. Далее, система стремится к равновесию. Соответственно, равновесие, внутренний баланс сил, изменяется, когда в системе появляется некомпенсированная и не сбалансированная энергия, достаточная для того, чтобы привести систему в движение, но не достаточная для того, чтобы вызвать ее разрушение. В контексте системной теории конфликта, источником конфликта и выступает эта самая энергия, вызывающая структурный дисбаланс системы (Об этом есть довольно неплохая книжка под авторством В. А. Светлова "Конфликт: модели, решения, менеджмент"). Поскольку открытые системы взаимодействуют с окружающей средой, оттуда идет постоянный приток этой самой энергии, вызывающей структурный дисбаланс и заставляющий систему искать новую точку равновесия. Поскольку статичное равновесие в открытой динамической системе труднодостижимо, проявляется тенденция к поиску подвижного равновесия, выражающегося в стабилизации процесса обмена системы и окружающей среды, а также в стремлении к стабилизации процессов, протекающих внутри самой системы. Открытые динамические системы, подобными свойствами не обладающие, соответственно не способны обеспечить свое продолжительное существование, тем самым отсеиваясь в процессе естественного отбора. Поскольку окружающая среда также имеет свойство меняться с течением времени, тем самым влияя на интенсивность поступающей в систему энергии, а также порождая иные внешние воздействия, возникает необходимость в методах адаптации. Соответственно, те открытые динамические системы, которые оказывались не способны адаптироваться, также исчезали в процессе естественного отбора. Ну и наконец, наибольшей выживаемостью в процессе естественного отбора обладают те открытые динамические системы (в дальнейшем, ОДС), которые имели способность самовоспроизводится. В общем, если у кого возникнет желание спорить по мелочам по п. 2, то вам к специалистам по синергетике.
  3) Исходя из пункта 2, мы можем отнести к ОДС практически все формы жизни на матушке земле. И для них, соответственно, характерна доминирующая системная функция -стремление к выживанию (как индивидуальному, так и видовому), для обеспечения которой используются: а) экспансия (при наличии свободного ареала), б) механизмы локальной адаптации, в) механизмы видовой адаптации посредством естественного отбора.
  4) При этом наиболее выделяются два направления эволюционной адаптации: а) эволюция средств адаптации (клыки, когти, чешуя, и т. п., в общем, прочее "железо") и эволюция инстинктов, рефлексов, моделей поведения (словом, всякого "ПО"). Также стоит отметить выработку механизмов адаптационного реагирования (например, нервной системы), и появление специализированного органа, ответственного за эффективное осуществление управленческих функций в рамках этого самого адаптационного реагирования (например, мозга). В общем, выстраивается своеобразная пирамида адаптационных процессов, где в качестве основания выступает процесс жизнедеятельности ОДС, а в качестве более высоких ступеней - различные механизмы адаптационного реагирования. Принципы работы этих адаптационных механизмов ничем не отличаются от тех, что были описаны в пункте 2. Т. Е., в случае возникновения некого раздражителя, ОДС, выступая в качестве внутренней среды, генерирует импульс, который поступает в отвечающую за реагирование подсистему, создавая в ней структурный дисбаланс. Стремясь вернуться к состоянию стабильности, адаптационный механизм реагирует. Если он не способен ликвидировать раздражение, в дело вступают адаптационные механизмы более высоких уровней.
  5) В результате эволюционных процессов ОДС появляются проточеловеки. Обладающие: а) достаточно развитым мозгом, б) набором социальных инстинктов, в) способностью к осуществлению коммуникаций. Поскольку естественная эволюция - процесс достаточно неспешный, а приспосабливаться как-то надо, проточеловеки начинают активно юзать подручные средства типа палок-копалок, и т. п. Подручные средства приносили немалый профит проточеловекам, ну а поскольку проточеловеки были существами социальными, и какая-никакая протокоммуникация у них имелась, то опыт использования подручных средств закрепляется в традиции. Более того, поскольку папаше-естественному отбору и мамаше-эволюции насрать, какими методами ОДС будут осуществлять свое выживание, то мухлеж с использованием подручных средств проканал. Более того, поскольку у проточеловеков были не только традиции, но и мозги, то к матушке-эволюции подключается дядюшка-научно-технический прогресс. Самым первым научным методом - методом тыка. В общем, все строго по дедушке Марксу.
  6) В общем, популяции протолюдей активно юзали подручные средства, которые потихоньку эволюционировали в протоинструменты, жили себе племенами-популяциями в своих ареалах, и никто особо не заметил, как появилось общество. Ибо чем совершеннее были инструменты, тем больше профита извлекало все племя, и тем лучше было каждому его отдельному члену. Не говоря уже о том, что максимальный профит извлекался командной игрой, ибо в одиночку мамонта хрен завалишь, а если и завалишь, то хрен все утащишь, и хрен все сожрешь. Особенно если в руках только камень и палка-копалка, поскольку быть охотником, и быть специалистом по колке камней/обработке костей - это совсем разные вещи. В общем, возникает профспециализация, обменные отношения, нужда в арбитраже, необходимость сохранения и передачи социальных и технических знаний. В общем, общество, с момента своего возникновения, состояло из ОДС, само по себе являлось ОДС, и преследовало ту же функцию, что и прочие из рассмотренных нами ОДС по тем же самым причинам. А именно, обеспечивало свое выживание и экспансию, адаптируясь и эволюционируя. Отсюда растут ноги самоорганизации и социальной динамики.
  7) Поскольку искусственные средства адаптации обладали максимальной скоростью этой самой адаптации в сравнении с естественными методами, практикуемыми матушкой-эволюцией, тем самым принося наибольший профит на ниве выживания, то именно вокруг них, инструментов технических ("железо") и инструментов социальных ("ПО"), все и начинает вращаться. Качественные изменения в инструментальной сфере приводят к изменению ролей в командной игре. Старые роли исчезают, новые появляются. Ну а поскольку совершенствование технических средств приводит к увеличению да хотя-бы профессиональных ролей, не говоря уже о количестве задействованных в процессе жизнедеятельности общества хомо сапиенсов, то результатом является неизбежное усложнение социальной структуры. И отсюда проистекает идея общественно-экономической эволюции, на которой построен формационный подход (привет Марксу). Логика формирования социальной структуры соответствует тому, что было описано в пунктах 2, 3, 4.
  8) Однако описанная Марксом взаимосвязь научно-технического прогресса и развития производственных сил хоть и является одним из наиболее значимых факторов, объясняющих эволюцию общества и сопровождающие ее процессы, однако является отнюдь не единственным. Так-как, во-первых, еще остается влияние внешней среды и взаимодействие с другими человеческими популяциями (обществами), во-вторых, собственно, социокультурные (цивилизационные) процессы, подчиняющиеся своей логике. Соответственно, наложение обозначенных выше факторов и описывает логику социальной динамике на макроуровне. Проводя аллегорию с тем же ПК, формационный подход задает логику зависимости драйверов и ОС от используемого железа, цивилизационный подход рассматривает процесс накопления всевозможных ошибок, битых ссылок, информационного мусора, и т. п., постепенно снижающих эффективность функционирования системы, и в конечном счете, вызывающих отказ работоспособности. А под внешним воздействием подразумевается воздействие всего того, что исходит из вне системы. Начиная вандалом с киянкой, и заканчивая вирусной атакой.
  9) Теперь перейдем непосредственно к тому, что из себя представляет общество. Итак, в самом широком смысле его можно определить, как популяцию людей, проживающих в определённом ареале обитания. Эти люди в массе своей объединены языком, культурой, в некоторых случаях - религией, идеологией, или фенотипической близостью. Более того, эти люди связанны друг с другом плотной сетью экономических, информационных, и регулятивных отношений. Также эти люди объединены в различные институциональные структуры. Эффективность функционирования институциональных структур и системы отношений определяется в первую очередь эффективностью обеспечения процесса выживания данной человеческой популяции (см. пункты 2 и 3). Однако в связи с тем, что анализ всего общества, как совокупности отдельных уникальных индивидуумов, или даже совокупности конкретных социальных, экономических, и политических институтов (в условиях современных обществ) - дело мало перспективное - а) интеллектуальные возможности человека ограничены б) люди и институты находятся в процессе постоянных изменений. По этой причине построение моделей, особенно статических моделей не представляется возможным (парадокс Штомпки). Соответственно, социологи по примеру Толкотта Парсонса берут на вооружение принцип абстрактного функционализма. Социальные органы общества выделяются не по конкретным структурным элементам, чьи функции нестабильны, а по их функциональному наполнению, которое достаточно статично и неизменно, ибо проистекает из природы эволюционного процесса ОДС (см. пункт 2). Если сложить модели Парсонса, Истона, и Алмонда, то мы получим следующие структурные элементы:
  А) Внешняя среда и существующие в ней другие общества. Из внешней среды общество извлекает ресурсы, и туда же оно отправляет свои отходы. Ну и взаимоотношения с другими обществами: конкуренция, симбиоз, паразитизм.
  Б) Адаптационная подсистема. Осуществляет функцию защиты, функцию агрессии, а также функцию извлечения и преобразования ресурсов. Одним словом, адаптация и обеспечение жизнедеятельности.
  В) Внутреннее окружение. Собственно, человеки, как отдельные индивиды. Могут быть объединены в базовые социальные кластеры (семья, клан, и т. д.). Выполняют рецепторную функцию, создавая импульс раздражения.
  Г) Социокультурная подсистема. Выполняет интегративную функцию. Отвечает за социализацию и формирование мировоззрения социализирующихся индивидов. Соответственно, можно выделить культурную подсистему (информационный контент), и социальную подсистему (механизмы социализации и интеграции). Оказывает сильное влияние на процесс формирования импульсов-раздражителей социальным окружением.
  Д) Политическая подсистема. Тот самый "нервный узел", отвечающий за осуществление управленческих функций в рамках процесса адаптации, и реагирующий на импульсы раздражения социального окружения. Если в текущем своем виде политическая подсистема не справляется, то внутри нее происходят качественные изменения (например, смена политической элиты в рамках революционного процесса). Также не стоит забывать о действии "железного закона", сильнее всего проявляющегося в достаточно стабильных для политической подсистемы условиях. Также мы можем выделить ряд режимов, в которых может функционировать политическая подсистема, и которые зависят от интенсивности и вектора генерируемой социальным окружением социальной активности.
  10) Теперь перейдем к рассмотрению отдельной личности в качестве системообразующего элемента. Для него также характерно стремление к выживанию, как индивидуальному, так и видовому. Отсюда базовые мотивы человека можно разделить на альтруистические и эгоистические. Альтруистические мотивации также делятся по их локализации - семья, этнос, единоверцы, народ, соотечественники (как граждане одного государства), человечество, и т. д. На соотношение альтруизма и эгоизма оказывает значительную роль социализация, внедряющая алгоритмы, содержащиеся в культуре. Исходя из этого, вектор и интенсивность социальной активности могут быть измерены по шкале социальность/антисоциальность. За точку 0 берется социальная апатия (абсентеизм), за крайнее отрицательное значение - социальная активность человека в условиях сильного психологического стресса, подстегнутого действием инстинкта самосохранения в условиях потери самоконтроля и падения социальных ограничений. За максимальное положительное значение - мессианский фанатизм. Процессам формирования социальной активности и проблеме культурного дрейфа посвящены целые разделы в социальной психологии, существует довольно много различных теорий и подходов, поэтому от более подробного рассмотрения данного аспекта я воздержусь. Отмечу только, что в процессе своего выхода социальная активность может изменяться под действием институтов-формираторов (семья, клан, и т. п.). То есть, чем сильнее базовые социальные кластеры, тем выше деформация индивидуальной социальной активности. В клановых обществах уровень деформации будет весьма значителен, и в условиях дифференцированной клановой системы именно клан будет выступать базовой единицей, формирующей потоки социальной активности, в то время, как в индивидуалистическом обществе влияние подобных структур на социальную активность будет незначительно в следствии плюральной ролевой лояльности.
  11) Таким образом, адаптационная пирамида общества выглядит следующим образом. Внешнее окружение создает угрозу, ее пытается компенсировать адаптивная подсистема, если же это не получается, то социальное окружение формирует импульс раздражения (как ответ на нехватку получаемых ресурсов (фрустрация, депривация) в процессе жизнедеятельности общества), либо ощущая внешнюю угрозу. Характер этого импульса будет определяться существующими в культуре мировоззренческими установками, и, возможно, факторами социобиологической природы (спор, ведущийся вокруг идей Л. Н. Гумилева). Социальная активность может поступать напрямую от индивида, либо она может изменяться, проходя через формираторы базовых социальных кластеров. В самой политической подсистеме она также проходит определенные метаморфозы - агрегация, артикуляция, форматирование под стандарты политической подсистемы. Действия политической подсистемы (в первую очередь, институционализированной политической элиты, стремящейся погасить угрозу общественного недовольства, а также реализовать свои эгоистические/альтруистические интересы (в зависимости от уровня олигархизованности по Михельсу этой самой политической элиты)) могут решить, а могут и не решить проблему. В последнем случае возможно формирование революционных движений, приводящих к смене состава политической элиты (третий уровень адаптационных процессов).
  
   Семенов Виталий Андреевич, СПб, 2013.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"