Фехтование: принципы проведения усиленных ударов (усиленный колющий и плетеобразный удары).
Сегодня я хотел бы поговорить о вещах столь очевидных, что их многие не знают. Казалось бы, парадокс - ведь очевидные вещи должны быть известны всем. Однако из-за своей простоты мы часто не обращаем на них внимание. К таковым можно отнести ряд принципов, позволяющих проводить усиленные удары. Частично данный аспект упоминался мною в "Использовании инерции в бою".
Итак, в чем же состоит суть этих самых очевидных вещей? Читая разного рода руководства, смотря на показательные выступления БИ (особенно восточных), у неискушенного зрителя может возникнуть ряд вопросов относительно эффективности некоторых действий, излишней плавности движений, и тому подобного. Особенно в сравнении с европейской спортивной традицией. Однако европейская спортивная традиция направлена на достижения максимальной эффективности в довольно таки ограниченных рамках. Причем эффективности не только в процессе боя, но и в процессе изучения. Как следствие - растет роль ограниченного числа отдельных боевых элементов в ущерб всему остальному. В итоге рисунок боя становится более "рваным". На востоке (за исключением Японии, которая, не смотря на национальный колорит, по своей сути ближе к европейской традиции) впали в другую крайность - стремясь сохранить всю широту традиционного технического арсенала, в восточных БИ большой упор был сделан на длинные тренировочные комплексы, в конечном счете превратившиеся в таолу (показательные выступления), а логика многих действий осталась известна довольно таки ограниченному кругу лиц. К каковым, в частности, можно отнести принцип волны, активно используемый в ряде китайских техник (тай-цзи например). В каноническом изложении действие данного принципа выглядит довольно просто - сначала поддаемся и впитываем в себя силу противника, а затем ее возвращаем. Впрочем, лично я считаю данный принцип упрощенной моделью реальных процессов. Ибо изменить вектор приложения силы на прямо противоположный можно разве что цепью небольших коррекций - а это слишком долго. Также силу противника можно пропустить мимо себя.
В реальности принцип волны - это комплексное использование двух других совершенно различных принципов - принципа поддавков и принципа пружины. По отдельности принцип поддавков состоит в том, чтобы двигаться в том же направлении, что и вектор приложения силы противника. Принцип пружины состоит в том, чтобы представить свое тело в виде пружины, которую сначала необходимо "взвести", дабы "распрямившись" она нанесла усиленный удар. Для "взведения" "пружины" давление противника не обязательно. Однако при ее "распрямлении" приложение силы противником будет весьма кстати, ибо оно приведет к встречному столкновению. В комплексе принцип поддавков и принцип пружины означают следующее - уход от вектора атаки противника совпадает с периодом "взведения" тела, после чего противник налетает на "распрямившуюся пружину". Однако что хорошо для рукопашного боя, в фехтовании выглядит несколько иначе - приходится отказываться от принципа поддавков, ибо давление на меч в наше время - почти бесполезная экзотика. Чем же хорош принцип пружины в фехтовании? При работе с тяжелым оружием мы сталкиваемся с проблемой циклов: ведь оружие требуется сначала "разогнать", а потом "затормозить". Таким образом, скорость и эффективность простого колющего удара с тяжелым оружием заметно ниже скорости и эффективности колющего удара с легким оружием. Основная причина данного явления - не хватает места и времени для разгона тяжелого клинка. Есть два способа решения этой проблемы. Во-первых, можно использовать в качестве разгона инерцию от предведущего удара. Однако для этого придется корректировать траекторию движения клинка, в результате чего придется добавить петлеобразный элемент между ударами. Второй путь состоит из использования принципа пружины. То есть, мы должны вложить в удар не только усилие руки, но и использовать вес своего тела, вложить в удар движение торсом, ну и еще несколько "хитростей". Именно на основе принципа пружины строится знаменитый плетеобразный удар из сабельной техники. Там мы используем разворот торса иногда с шагом вперед, и усилие плеча, в то время как прочая часть руки расслабленна на манер плети. Таким образом мы наносим сильный косой удар снизу. А затем, когда клинок окажется на верху, нам остается лишь с силой опустить его вниз, нанося возвратный удар. Либо сделать петлю и провести горизонтальный рубящий. Другая простая и эффективная связка - усиленный колющий. Здесь мы используем первый удар для подготовки, реализуя сразу и разворот вектора инерции петлеобразной корректировкой, и усиление разгона за счет опускания меча, и использование принципа пружины, и все тот же старый добрый шаг вперед для увеличения дистанции атаки и более полного вложения массы тела в удар. Итак, сначала мы проводим удар снизу по круговой траектории. В принципе, такой удар может быть и плетеобразным, но с тяжелым оружием он не так эффективен, как с саблей. Мы не должны ожидать результата от этого удара - его основная задача - помешать возможной атаке противника и сбить его с толку. Скорее всего, этот удар будет довольно медленным. После проведения удара мы начинаем отводить меч на себя, попутно разворачивая торс, и, возможно, делая шаг назад. Меч же, все так же по касательной выводим на траекторию колющего удара. Таким образом, вместе со "взыодящим" ударом рука с мечом должна описать петлю. А затем, вкладывая весь накопленный потенциал, с разворотом торса и возможным шагом вперед проводим колющий удар уже разогнанным мечом.
Само собой, у любого приема есть свои достоинства и недостатки. Плетеобразная связка довольно эффективна, и удар у нее весьма силен. Но опытный противник по постановке ног и положению торса может его предсказать. Усиленный колющий удар, в свою очередь, не может быть нанесен без подготовки в виде взводящего удара. Кроме того, по его завершению вы окажетесь чуть в более уязвимом и статичном положении, чем обычно.