"Жизнь - это история рассказанная идиотом: в ней много слов,
страсти, нет лишь смысла." В.Шекспир, "Макбет"
Действующие лица:
Алекс- фотограф - А
Элен - редактор - Э
Ник - художник - Н
Сумасшедший режиссер - С
Девушки из модельного агентства - М
Телефонные голоса.
Голос за сценой.
Места действия: мастерская Ника, фотостудия Алекса и комната, которую арендует Элен.
Текст произносится либо от лица персонажа, либо от лица актёра, его играющего.
Режиссер - эксцентричная личность, психическое состояние которого внезапно и немотивированно меняется. Участвует в действии жестами и мимикой, иногда разрушая его. Возможно, возит за собой кресло на колёсах с лампой и подставкой для текста, в котором иногда полулежит.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Картина первая
На сцене появляется С, недоверчиво ощупывает себя, затем вcматривается в публику. За ним появляются Алекс, Ник и позже Элен.
С- Нет, я не такой, каким вы меня видите. Внутри я совсем другой... да, да. Не могу поверить тому, как я выгляжу, и уж, тем более, привыкнуть... Душа с удивлением выглядывает из моего тела и ничего не может понять ... Так и существует отдельно... Летит, парит над всем этим... Ей жалко моё бедное тело, которое мучит её... Почему душа не живет отдельно, без тела? (Скорбно оглядывая себя), мне оно совсем не нравится... Даже мешает... -(Смотрит по сторонам.) Я уже здесь? Или мне это только кажется? - (Видит вошедших актеров) - Да.., я уже здесь... Включите телефонный текст.
Н-Он еще не записан.
С- Алекс, тебе придеться его читать.
А- А свой? У меня же с ней диалог. Это ведь не театр одного актера...
С-Каждый человек - это театр.
А-Так, может быть мне за всех читать- за Ника, за тебя...
С- Нет, нет. Я и сам-то с трудом понимаю, что здесь происходит... Элен, возьми текст.
Э-Я не могу, у меня с ней вражда.
С-Ник, ты, ведь, ей сочувствуешь?
Н- Мне просто жалко всех женщин.
С- Да, да... Их жаль даже больше, чем бродячих собак... Начинай.
Ник читает, имитируя ту, чьи слова произносит.
Н- За что ты убил меня? Потому что я выпала из твоих "хочу"? Ты не можешь этого не понимать, тебе не может не быть стыдно и больно...
А-Что ж, мне - задушить себя?
Н -Ты предпочел убить меня. Ты так безволен, что предпочел убить, лишь бы устраниться!
А -Ты презираешь меня и мои чувства...
Н -Чувствуй! Но так, чтобы не причинять никому зла. Пойми, твои эмоции сильнее помрачненого рассудка, а рассудок только оправдывает эмоции.
А -Тебя всегда восхищали сильные страсти.
Н -Оставь литературный пафос. Тебе приятнее упиваться возвышенным стилем, чем реально спасти человека. Жизнь - это не бульварное чтиво.
А -Сжечь свою душу? Стать равнодушным, мертвым... Таким бы ты хотела меня видеть? Ты согласилась бы иметь рядом человека без души?
Н -Куда занесет тебя твоя, без руля и без ветрил, ослепленная душа, в какие дебри и тьмы? В какие тупики и клоаки? Я хочу спасти тебя, очистить, сберечь...
А- О, да, только твое Царствие и есть Спасение...
С.-Не надо иронии, не надо... Боги не дремлют. Любовь - это дыра, проваливаясь в которую, человек мечется, как глухонемой в огне..!
А-Но он хочет вырваться из этого пламени!
С.-Каждый. Сопротивляется. Своей судьбе. Дальше.
Н - Когда-то ты стоял передо мной на коленях и, плача как ребенок, говорил: "как я люблю тебя". Неужели эти слова ничего не значили? Вся жизнь разнесена в щепки, сердце- в кровь, все чувства - в боль! Какое право ты имеешь ввергать меня во все это?
А -Я же не бросил тебя на растерзание диким зверям!
Н-Ты поступил хуже: за физическое убийство тебя бы судили, но за то, что ты совершил, не наказывают. А ведь это пострашней. Тебе не будет ни покоя, ни счастья, ни радости... Да, ты и сам себе покоя не дашь, как не имеешь ты его сейчас, от того, что причинил зло самому близкому человеку. Проснись, опомнись, скажи, что ты увидел страшный сон, о том, как ты меня убил... . Хотя мог бы спасти. Ты - врач, который отказывается лечить больного. Ты - убийца.. Тебе нет прощенья!
С.- Да! Да! Полюби только душу! Чистую, возышенную душу, вознесенную над чадом оргий, в блеске всепобеждающего света, освобожденную от тягот бытия... Полюби только душу и будешь вечно свят. Зачем тебе тело? Оно гнетет и губит... Я говорю: полюби душу без тела. Это лучше, чем любить тело без души... Поверь, поверь я это знаю, я это испытал... Где ты, душа моя, где ты? С кем ты сейчас, я так жду тебя.. Хорошо ли тебе? Счастлива ли ты?
С. (обращаясь к Элен): - Где она? Ты знаешь, где она сейчас?!
Э-Мы же решили никогда к этому не возвращаться. Ты так странно одет...
С-Какая разница как я одет, если душа моя стенает! Разве ты не видишь того, что вокруг тлен, омерзенье, ложь и обман!
Э -Успокойся, постарайся отвлечься.
-От чего? От жизни? Ник, помоги мне отвлечься от жизни!
-Не спеши. Так трудно было родиться.
-Да-а.., правда...О чем мечтала моя бедная мать, когда пела мне колыбельную? О каком счастье? Сбылось оно или не сбылось? Сбылось - не сбылось, нашлось, спеклось... Алекс, чего ты там притаился? Не молчи, это так мучительно... Признайся, у тебя что: вкривь, вкось или авось?
А.-Мои мысли и желания страшнее жизни...
С.- Не надо хитрить: мысли и желания - это и есть жизнь.
А. -У меня неприемлемые для жизни желания.
С - Дай им волю! Даже если они кровавые и дикие! Дай им волю..! Боишься?
А - Не за себя. За то, что может случится.
С - Все равно случится.
А -Да?
С - Все только и ждут, когда что-нибудь случится.
Э-(подходит близко к Алексу).- Пойми, я не хочу, чтобы ты уходил от нее. Я не собираюсь быть с тобой. Я предпочитаю, чтобы ты, находясь с ней, думал обо мне, а не наоборот. У нас с тобой ничего не будет и этому есть одна маленькая причина: ты ее любишь. Но тяжело видеть, как ты унижен, раздавлен, какой ты жалкий. По твоему состоянию всегда видно - разговаривал ты с ней или нет.
А.- Мне нужно выдумывать какие-то нереальные, фантастические доказательства тому, что все происходит не так, как ты представляешь...
Э.-Я бы тоже хотела жить в тумане. И видеть только то, что приятно.
А - Не нужно меня мучить тем, что я не такой, каким должен быть. (Алекс остаётся один, высвеченный лучем света). Легко быть решительным и твердым в борьбе с врагом, жизнь которого тебе ненавистна. Но как воевать с человеком, охваченным одиночеством и любовью? У меня надрывается сердце от того, что я не могу преодолеть сгустившуюся толщу воздуха, мешающую пройти сквозь разделяющее пространство и прикоснуться к ней.., прижаться к ее щеке... Забуду ли я, как родная и близкая женщина со скорбным, измученным взглядом, в дождливый сумрачный вечер, с нежностью и заботой спрашивала: "Почему ты не идешь домой? Почему?" И еще не веря себе, не постигнув того, что произошло, осталась одна в промозглой тьме... Как с этим жить?
Н.- С чувством вины? Так и живи. За то есть надежда, что ты не поступишь хуже.
А -Почему я так чудовищно холоден, беспощаден, почему скрываю подлинные чувства? Какая истина движет мною? Ах, банальная, отвратительно банальная истина, в которой и признаться-то мерзко - я испытал новое чувство, которое сжигает меня, уносит... не дает покоя... Прав ли я, если душа моя уже совращена, отравлена новым желаньем и не остановимо рвется в неведомые пределы..? Прав ли я? Перед Богом -да. Перед ней - нет. Какие кастраты могут осудить меня? Или только остудит отрава, способная обморочить душу ...
Э-Подумай,.. мы сможем встречаться, но... это будет формально. Потому, что от любви к ней ты никогда не избавишься, а жертвы мне не нужны. Как я страдала, когда ты описывал ее красоту и рассказывал, как любишь ее... Для меня было тяжелым ударом узнать, что ты женат... Я никак не предполагала этого по твоему поведению...
Впрочем, ты вполне обходишься без меня. Прописываешь дозы меня, которые тебе необходимы. А дозировать меня нельзя, по моим меркам, конечно... Ты идешь ко мне, чтобы потом уйти.
А-Я потерял ориентиры, меня разрывают обстоятельства...
Э -Нет. Есть человек и есть обстоятельства, которые проявляют сущность человека. Твоя двойственность - проявление твоей сущности. Я просто хочу услышать от тебя: "Ты мне не нужна".
А- Я в таком состоянии, что даже не понимаю, что ты говоришь...
Э- То есть, ты согласен меня потерять?
А- Нет, не согласен. Но чувствую, что мое смятение бесит тебя и, что не имею права тебя мучить...
Э-А-а, так ты встречаешься со мной из благодеяния? Заботливый какой... Я тебе нужна не навсегда, а порциями. Ты все время даешь мне понять, что я временный вариант, барышня, а дом у тебя там. Вот и иди, не мучь меня...
А- Я не знаю, как это называется, прости меня.
Э- Никто тебе этого не простит. Ты видишь, мы не можем быть вместе.
А- Мы вместе.
Э- Нет. Тебя здесь нет. Я думаю, что держу твою руку в своей ладони и вижу: в ней пусто...
С -Все мы сироты в этом мире... Всем нам не хватает душевного тепла... И не может соединиться душа с душою... Помнит ли детскую веру свою... И летит...в бездонной тьме, и обманывается и плачет и снова хочет обмануться... Или зачерствеет так, что и узнать нельзя, душа ли была когда-то?
Вторая картина
В студии звонит телефон. Алекс, измученный Ее звонками, не решается подойти к телефону. Настойчивый звонок заставляет его поднять трубку.
- Алекс? Срочный заказ! Вечером снимок должен быть в редакциии. Алекс мрачно отвечает: -ОК.- Она едет к тебе. Снова телефонный звонок, Алекс:-Алло!
Н- Милый мой, родной, бедный и злой человек, добрый и жестокий, беспамятный и болящиймне навсю жизнь, -( Алекс расставляет съемочную аппаратуру. С помогает ему).- почему твое сердце не взорвется от ужаса, почему ты можешь жить, ходить по тем же улицам, есть, пить? Почему ты не умираешь от горя, зная, что я вижу те же деревья, что и ты, слышу те же звуки вокруг, что мы слышали вместе... если несудьба была такой хорошей, то какой же должна быть судьба? Помоги мне разобраться в судьбе и несудьбе... Почему нет счастья ни тебе, ни мне, если мы так правы? Что будет с нашими душами, из которых уходит жизнь? Увидишь на дороге дерево - это буду я. Сядь под ним, я обниму тебя, потому что я всегда с тобой...
А- Прости меня, пришли клиенты.
Н-Она твой клиент?
А- Я должен работать.
В студию входит девушка, Алекс расставляет осветительные приборы, устанавливает на штатив камеру. Съёмка представляет собой процесс поиска поз, состояния модели, раккурсов... Когда снова раздается телефонный звонок, Алекс говорит девушке: иди, переоденься и она выходит.
Н-Ты напоминаешь мне человека, который был моим любимым... У него был такой же голос. Я бы так хотела его увидеть, как хотят увидеть человека, который уже умер. Хочется встретиться с ним хотя бы во сне... Я была с ним очень счастлива. Если увидишь его, передай, что я не могу без него жить, никогда не любила и не буду любить никого, как его. Ни один человек не знает, как я страдаю. За что Бог обидел меня, за какие прегрешенья наградил меня такой болью, ты не знаешь? Почему ты плачешь? Это не имеет к тебе никакого отношения. Почему тот мальчик так поступил со мной, для которой он был дороже всего на свете и не будет больше никогда даже через сто лет. Я ни в чем перед ним не виновата... Где летит его душа? Я больше смерти боялась его потерять...
С -Бедная ее душа не может вырваться из тела, которое помнит другую жизнь, несмотря на унижения... Мучающаяся и мятущаяся душа, в сущности, известная только ей и потому одинокая...
А- Я пытался сохранить то, что, как мне казалось, существует помимо наших воспаленных чувств.
Н -Можешь ли ты сделать, чтобы крохи милосердия - они же в тебе есть - дали нам сохранить друг друга. Не рушь, не убивай то, что есть. И не говори о любви, мы еще о ней ничего не знаем. Подумай, сможем ли мы жить, уничтожив прошлую жизнь? Я - нет. Я жду тебя, потому что мир ужасен и пуст без тебя. Приходи, живи как хочешь, только будь рядом...
Н -(актер, обращаясь к С)- Как он к ней вернется? Будет в роли санитара, она, что, ему бабушка? Чем он собирается врачевать эти раны? Присутствием? Брак на жалости не построишь. Для этого нужен другой строительный материал. Это ведь не та болезнь, которая требует просто внимания и заботы. Это болезнь, которая требует любви, и потому неизлечима...
С-Она говорит о милосердии, ты слышал?
Н-Милосердие - величайшая вещь, но от него требуют либо душевной измены, либо сохранения формы - быть рядом, безжалостно раздавливая душу, и тогда милосердие оборачивается жестокостью к его чувству. (Алексу)-Ты позволишь этому свершиться? Ты же не отнимаешь у нее жизнь. Отдели милосердие от всего, что у тебя к ней есть и посмотри, что останется. Можно ли с этим жить?
А - Это правда, я связан с ней, хотя не так как прежде. Я пытался это понять, но все рассуждения оскорбительны для прежних чувств. Вернувшийся - я человек достойный. Не вернувшийся -подонок. Значит, сам по себе я - Ничто. Только с ней я - Есмь!
С -Ты раб, вышедший из повиновения и потому должен быть казнен.
А -Что-то изменилось во мне... Это изменение и есть Измена. Некоторые ее свойства потеряли для меня привлекательность, потом стали мучительны ... я долго отмахивался от этого, понимая, что есть между нами нечто более важное, чем они... Но... постепенно они заслонили это важное, и еще не осознавая, я ощутил желание ... вырваться. Какого-то обновления ... Это преступление?
С- Отвратительно. Убрать этот текст. Больше энергии! Даже если тебя все осудят, ты должен хотеть, как и он, этого безумия... Тем более, что от человека нельзя требовать любви... Можно требовать долга, чести, денег, но не любви же... Ладно, заканчиай съемку, клиент ждет.
Девушка, которую он снимает, говорит, подражая манере гадалки:
-Ай, тебя бабы доконают, добьт. Не щадят они тебя. Ты потухший человек, без жизненных сил, нет у тебя радуги за плечами. Бабы живучи. Найди третью. Я обычно на стороне баб, но глядя на тебя, вижу: ты погибаешь... Я бы поостереглась тебя. И гадать тебе не буду. Лучше тебе ничего не знать... (Уходит)
Картина третья
Алекс гасит свет и переходит в комнату, где находится Элен.
Э- В моих снах ты уже очень далеко... A когда приходишь - это всегда неожиданная радость.
А- Меня угнетает постоянное чувство вины перед тобой.
Э- Вина разъедает человека, как туман разъедает снег. Я хочу, чтобы ты был совершенно свободен. Чтобы тебя ничто не угнетало, не отягощало... Чтобы твои поступки, мысли, желания были желаниями освобожденной души. Я тебя очень люблю и говорю о твоих свойствах не для того, чтобы упрекнуть или изменить. Просто мне кажется, что в тебе скрыты какие-то невостребованные достоинства...
А- Пока я знаю только одно: ты мне нужна. Я не могу без тебя!
Э-Из чего ты сделан? Из какого-то лунного света... Ты не понимаешь элементарных вещей, как инопланетянин. У тебя есть только потребность во мне. Но не необходимость, подумай...
А-Как ты это определила?
Э-Для тебя важен комфорт чувств, удовольствие чувств, а для меня это ад... По большому счету мне не тебя жалко, а твою беспомощность...
A-Мне нужно идти.
Э- Иди. Я благодарна тебе за то, что ты потратил на меня свое время... Если бы тебе что-нб еще надо было, ты бы остался.. Я не нужна тебе... Я не насущна... Нужна как шоколад, а не как хлеб... Господи, я буду ждать того, кому я стану нужна как хлеб..! Я не хочу быть тебе в тягость. Буду встречаться с кем удастся. Хоть крохи любви, так хочется ее. Если это не так, зачем жить. Господи, как все у меня переплелось... Не следует этого тебе говорить... Так мучительно с Максимом... Он развелся и предлагает замужество. После моей сумасшедшей и безответной любви к нему в университете, он вдруг стал ухаживать за мной... Я так была влюблена в него, что зная его ничтожество, призналась в любви, в своем чувстве... А он испугался... Он всегда пугался, когда мы оставались вдвоем. А я вижу то, чего раньше не замечала: его корысть, униженность... Так неестественно и одновременно естественно... Но во всем этом присутствует маленький пустяк: я люблю тебя, хотя знаю, что наша связь безперспективна...
Картина четвертая
Алекс переходит в студию. Телефонный звонок.
Н-Ты - Господин бессилие. Ты бессилен над собой, надо мной, ты бессилен над добром... Ты всегда бессилен.
А-По какому праву ты судишь меня?
Н-По праву любви. Только некоторые этого суда не выдерживают.
С-Э, нет, нет! Так судят только по праву собственности! Ярость - это выражение собственнической любви!
Н-Собственнической?
С-А разве бывает другая?
Н-Не знаю...
С-Читай дальше.
Н-Твоя слабость - быть жестоким ко мне, но не к себе.
А-Быть сильным, значит поступать вопреки чувствам? Ты этого ждешь от меня? Ты вообразила себя богиней правосудия.
Н-Да, я Фемида! Иди туда, где тебя не судят. Ты - как солнечный зайчик - убрали зеркало и тебя нет!
А-А мне казалось, что ты, знающая великие человеческие трагедии, великую стихию, сжигающую человеческие сердца, могла бы... могла бы... посочувствовать.., понять.., подняться над своим самолюбием... Мне бы так хотелолсь, чтобы ты поняла, что произошло со мной.., чтобы ты помогла мне, каким бы это не казалось диким... помогла мне... Тогда, быть может, тебя бы не жалели, не отводили глаз, а восхищались бы...
С- Жалкая философия! Смехотворные рассужения! Кармен в искусстве - царица и Хосе - принц. А жизни Кармен - шлюха и Хосе - убийца.
А-Ты хочешь правды и не приемлешь ее. Мне горько говорить тебе это.
Н-Мне эта правда не по силам... Я только знаю, что любовь - святое дело, ради неё других не убивают. А ты это делаешь...
С- Убивают, убивают. Любовь - корыстная штука. Не в тюремном же кодексе записано: "Не убий!", а в Библии для добрых и ласковых христиан..!
А-Занимаясь искусством, приходиться нарушать все десять заповедей. Может быть, поэтому актеры были отлучены от церкви?
Э- Конечно, на сцене позволено делать всё, что ты не осмелишься делать в жизни и знать, что имеешь на это право!
Н.- Я бы хотела посмотреть тебе в глаза, чтобы понять: чувствуешь ли ты то же что и я? Не могу поверить, что ты можешь меня избегать... Ты любил сильнее меня.
С- Да, да. Я любил тебя сильнее! Поэтому ты ушла? Как легко отделится от бытия в небытиё... Так мучительно ждать подолгу, ждать до следующей жизни... (Обращаясь к ввошедшей Элен) В чем я провинился перед ней? Разве я не был предан ей до конца моих сил?
Э-Прошу тебя, успокойся, ты ни в чём не виноват. Святость не вознаграждается любовью.
С-А чем?
Э-Цирком, мой дорогой, цирком.
С-Каким цирком?!
Э-Одиночеством акробата, идущим по проволоке высоко над землей - вот, что такое святость. А не аплодисменты, как бы тебе хотелось.
С-Ник, нарисуй мне одиночество!
Н-Избитая тема.
С-Что-то не припомню таких картин.
Н-Все картины изображают бегство от одиночества.
С-И твои тоже?
Н-Я даже не пытаюсь бежать.
С-А я пытаюсь, пытаюсь, и не могу оттуда вырваться... На чем мы остановились?
Н.-В нашей игре твоя любовь - был единственный козырь. Не могу поверить, что мы с тобой - не мы с тобой. Что должно было случиться, чтобы эта неправда стала правдой? Никто не понимает той близости, которая была между нами, даже ты сам.
А -Почему же?
Н.- По твоим поступкам. Меня анестезировали твои слова о любви. Ты жил моими мыслями, моими чувствами и был этим счастлив! Я идеализировала нашу исключительность, подлинность которой была твоя искренность. Но оказалось, что она не была гарантией надежности, а моя - была. Может быть, мне это только кажется, как два человека, вдруг стали оборотнями и в том же обличьи, в котором любили, стали убивать друг друга... Доброму сердцу надо научиться ненавидеть, чтобы разлюбить.... Я так оберегала тебя от нелюбви. Я бы хотела быть с тобой незнакомой. Встретить тебя и снова полюбить. Я бы могла тебя любить в десять раз сильнее, если бы это было тебе нужно. Обнимаю тебя нежно и горько на всю оставшуюся жизнь.
А.-Кровоточит душа, я признаю всю глубину принесенных ею страданий, но я бессилен... Того, который был прежде, уже нет, а она ждет именно его... Как я любил ее, Бог ты мой, как боялся ее потерять и, наверное поэтому, во мне так долго жила надежда сохранить то, что существовало между нами помимо любви.
Н-А что это такое? О чем ты говоришь? Не уловка ли это очередная? Ты хочешь отделить тело от души? Это еще никому не удавалось. Можно, конечно, вообразить такое... Это наверное то, о чем ты мечтаешь... Душа плавает в пространстве, никому не принадлежа, а тело... тело лежит мертвое.
С-Душа чаще всего и плавает одиноко, никому не принадлежа...
Н-В любви - душа прирастает к другой душе.
С-А тело..? Оглянись, посмотри. Сколько ходит мертвых тел.
А- Каждый твой разговор со мной был желанием заставить меня ужаснуться и... отказаться от себя...хотя еще осталась - наша привязанность.., но... ты и ее сжигаешь...
Н- Для тебя все это - печальный факт с оттенком элегической грусти.., а для меня трагедия... И если с этой неутолимой болью придеться жить до конца, все теряет смысл, заглушаясь этим ужасом. Это не ужас одиночества, а страх смерти. Если бы ты только осознал это, если бы ты закричал от ужаса, это было бы понятно, но ты...
А- Меня били о край стола, как тряпичную куклу, в надежде, что я не выдержу и, наконец, скажу: "Хватит! Я - твой!" Я долго еще не понимал, что со мной происходит. У меня останавливалось сердце, судороги парализовали ноги, страх вселялся в мою душу, страх постоянной вины: не сметь! Не чувствовать! Думать только обо мне!! Ты это видела, ты казнила меня, видя, что я страдаю. Ты вообразила себя жертвой, но сжигаешь меня на жертвенном огне.
Н-Под пытками люди говорят не свойственное им. Не бойся моих слов, они ничего не значат по сравнению с твоими поступками. Я тебя казню не за то, что ты перестал любить, а за то, что предал, ускользнул.
А-Разве это не одно и то же? Если бы у тебя была возможность распоряжаться моей душой, что бы ты сделала со мной? Музыкальную шкатулку - вот кем бы я был! Конечно, из милосердия, из лучших побуждений, из высших принципов! Я несу кару за то, что не был достаточно изворотлив, слишком прямодушен... Чего же ты хотела, начитанная кровавой классикой? Чтобы я вернулся послушным, сломленным, благопристойным? И все бы умилялись: "Ах, какая прелесная, романтическая пара!"... Мне хотелось, чтобы душа имела самостоятельную ценность...
Н.- Ах, душевность? Тебе мало душевности, тебе плоть подавай! Ты не смог иметь жену и любовницу!
С-Значит, так, Алекс. Смотри, что происходит: ты успокаиваешься, но как только она звонит - ты взвинчен. Она элементарно гипнотизирует тебя. Знает, что ты в её власти и не щадит. Любовь, милосердие - это всё где-то за границами страха остаться одной. В ход идут любые приемы, чтобы тебя вывести из ненавистного ей состояния, понял? Переходите в соседнюю комнату. Элен, твой текст.
Картина пятая
Э - Посмотри на себя в зеркало, на тебя смотреть противно. Как ты смеешь с таким лицом приходить ко мне?! Иди, спасай ее. Для нее это будет благом. Ты еще не угробил ее так, как убиваешь меня. Подумаешь, он устал, у него неприятности! Так сделай над собой усилие, придай лицу хоть какое-нибудь приятное для меня выражение. У меня нет неприятностей, я не устала? Кто еще это может себе позволить? Зачем ты пришел?
А-Я пришел посмотреть, как ты себя чувствуешь...
Э-Ах, вот как? Я тут умираю, а ты пришел посмотреть! Ну смотри! Спать ты будешь с другой, а на меня смотреть будешь? Спасибо.
Э-Ты и любить- то не умеешь. Ты думаешь обо мне, потому что тебе плохо без меня. А тот, кто истинно любит, думает о том, как плохо тому, кого любит и старается облегчить его жизнь. Всякий раз, как пружину часов, я подзавожу себя на неделю, оживляя наши отношения... Но, чувствую, еще поворот и заведенная до отказа пружина лопнет.
-Но что-то же есть между нами
-Подумай, что ты говоришь? Мне не нужны осколки. Осколки собирай там. Мне не нужно подавать на бедность. Господи! Не хочу быть женщиной! Не хочу быть товаром! Моя сущность требует, чтобы меня любили... Я не могу освободиться от этой своей сущности... Мне стыдно, что я никому не нужна. Мне не хочется жить. Кому нужен этот мой огонь? Найти бы кому он нужен. Так и несешь его, чтобы кто-нибудь прикурил и пошел дальше... Никому он не нужен, а так бы хотелось, чтобы был нужен. Неужели птица, которая томится в моей груди так и не расправит крылья? Не взлетит легко и свободно, не увидит красоты мира?.. Случайный взгляд в глаза, и, может быть, это судьба? Вдруг это он? А ты ему не ответишь... И так во всём... Я ведь привыкла отдавать. Это мое нормальное состояние. Может быть, найдется кто-нибудь, кому нужно будет мое тепло, кто захочет погреться у моего очага? Если бы не ты, я бы пошла по рукам.
А-Боже мой, почему?
Э-Очень давнее и сильное желание любить... Мои прежнеие встречи приносили больше горечи, я старалась не замечать многое, но слишком сильно желание любви (горько плачет). Ты мне скажешь, когда я тебе надоем?
А-Я бы не хотел, чтобы это случилось... Но так непредсказуемы превращения, которые происходят с нами...
Э-Ты ждешь каких-то новых проявлений моих чувств, больших, чем я испытываю? Неужели я эксплуатирую ситуацию, твои чувства?...
А-Ты винишь меня за раздвоенность...
Э-Хочешь избавиться от меня? Убей. Я буду тебе очень благодарна.
А-Тебе легче будет, если мы расстанемся?
Э-Э.., нет, я не подскажу ответ, решай сам. Это тебе домашнее задание.
А-Ненавижу домашние задания.
Э-Ты плохо представляешь, что такое страдание... Вообрази мою смерть, например, под машиной - и я вижу: переживать ты это будешь как неприятность, в пределах своего дискомфорта. А для моей матери это будет ужас... Ты будешь рыдать на груди своей умиротворенной жены... Для меня это совершенно ясно.. Пойми, если ты не будешь меня мучить только потому, что не хочешь причинять мне муки -это смешно, мой дорогой... Совсем другое, если бы ты берег меня от сердечной боли... Даже, если ты не будешь меня мучить только от того, что не хочешь причинять мне страдания, а не по велению души и сердца -так мне этого не надо. Может быть, это надо твоей жене, чтобы ты притворялся, что все в порядке и это, судя по всему, ее устраивает -так делай это. Мне так страшно было встретить, узнать тебя и... получить всю горечь этого узнавания. Не хочу играть на твоих слабостях, как она. Не хочу таким путем получить тебя. Я очень боюсь тебя потерять... Мне становится страшно только от одной мысли, что тебя может не быть со мной... Никого не нужно в этом мире, кроме одного человека... и все равно я ему говорю: иди. Какие тут могут быть права и бесправие? Мне снился сон: ты даришь мне воздушный шарик, я беру его... и меня уносит, я улетаю ... (Уходит)
Картина шестая
У Алекса в студии.
Н- Ты совершил убийство, но я еще не умерла. Испытываю дикую боль, ощущая под пальцами пульсирующую, недобитую жизнь, а ты не можешь остановиться, продолжаешь... Самый родной человек убил меня... Как ты поживаешь после убийства, мальчик? Как смотришь в глаза людям? Как вообще убийцы живут на свете? Я бы хотела, чтобы ты остался один. Совсем один. Вот тогда ты бы почувствовал подлинный страх и осознал бы как нужно дорожить теми, кто тебя любит...
А-Дорожить -да. Но ты требушь большего. Тебе нужна моя душа и ты ворвалась в нее с кнутом. Ты всегда права, но твоя правота насильна. Ты говришь "Я люблю" и мне позволено существовать, ты говоришь "Ты - преступник" и я осужден без права на помилование, ты говоришь "Ты умер" и я стерт с лица земли... Я должен казнить себя?
Н-Ты казнил меня. А казненная не знает за что. За что? Что я не додала, что не долюбила? Я ощупываю пространство рядом с собой и не нахожу тебя... Что случилось? Почему тебя нет? Мы развелись? Как это произошло? Мы так любили друг друга... С кем ты? Жизнь такая короткая. Теперь тебе лучше, чем было со мной? Я не понимаю...
С - Вот ее письмо, найденное в коробке со старыми фотографиями: "Родной мой, мы уже выбрали друг друга и быть вместе - это лучшее, что предоставлено нам Богом. Я жду тебя, чтобы беречь и любить. Я стала твоей и невозможно представить, что могло быть иначе. Твоей теплобокой, ехидной, упрямой, вспыльчивой, страстной, витающей в облаках. Все такое ненастоящее в своей неповторимой прелести, как сон и так верится тебе, как никогда. Невесомые, мы уносимся с тобой в небо, как на полотнах Шагала, и только чувствуем прикосновение друг к другу. А в глазах, сквозь прикрытые веки, кружатся радуги. Наверное такого цвета счастье. Неужели у нас никогда не иссякнет жажда видеть и ощущать друг друга?"
Н -За такую любовь можно и жизнь отдать...
С- Да...Это её письмо к своему первому мужу... Вот так... Здесь нужно, пожалуй, вставить какой-нибудь дивертисмент. Потанцуем, отвлечемся. Совершенно не понимаю, что после этого нужно делать?.. С одной стороны это безумно банально, с другой, каждый раз - потрясение... Вы пока продолжайте что-нибудь делать, а я постепенно привыкну.. Мне не нужно всерьез переживать за каждого, иначе я не выдержу... (Обращаясь к актерам)- Актер не должен быть чувствительным, он должен только изображать чувства, чтобы не заболеть... нервным расстройством... Ник, у тебя ее письмо к подруге? Читай.
Н-"Почему мне понадобился человек, который любит фотографию? Кажется, он любит не только фотографию, но в этой области царит полный хаос. Что и кого люблю я, сказать трудно, так как здесь тоже неразбериха, ибо дома все неблагополучно. Я - ненормальная, это я знаю твердо. И даже то, что мы хотим быть вместе - дела не меняет. Сейчас "и сладко и горько", а что будет завтра, Бог знает. Но я узнала то, чего не знала никогда. И на том спасибо. Мужа мне жаль. Но что можно сделать? К черту мораль. Она не греет никого. Словом, прости эту фантасмагорию. Сама не знаю, что пишу и что делаю. Муж хороший очень, но он мне, прости Господи, так надоел, что я готова на стенку лезть."
С-О, Боже, как все быстро меняется, как в кино. Я не успеваю соображать. Может, это всё пропустить..? Хотя.., "к черту мораль" и "надоел" надо где-то использовать...
Н-Тебе придется убить одну из них. Мораль требует однозначности, а значит, жестокости. Как жить без них ты не знаешь. Чтобы спасти себя, тебе придёться кого-нибудь казнить, иначе тебе не выжить.
С.-Человеку предписывается иметь одну женщину на всю жизнь. Если ты не соблюдаешь этого предписания, будешь пороклят или посажен в тюрьму, а может быть, расстрелян. За то, что ты только подумал о другой женщине с вожделением!! Расстрел! Тогда на земле будет порядок. И рожать надо точно по списку: мальчик - девочка, тогда всем хватит еды и автомобилей.
Н-Что бы ты ни сделал, что бы ни сказал, всё будет фальшиво, потому что в глубине души ты сам с собой. Собственно, у тебя трагическая ситуация, потому что сильные люди распоряжаются тобой.
С-Выколдоть глаза, вырвать язык, сделать калекой, напустить порчу, чтобы только страсть к ней сжигала тебя, а другую превратила в пепел!.. Устроим ему суд: свидетелей найдется бездна, и засудим его на пожизненное проживание с ней. Шаг вправо и шаг влево - расстрел! Дайте немножко музыки, я не выдержу... Перерыв!
Э-Я подумала, не обязательно нам возвращаться к любви. Возьми меня в любовницы. Сможешь? Но, что об этом говорить... лучше даже не думать... так вдруг поднимается все... Назначь мне хотя бы один точный день. Пятница так пятница. Тебе ведь хорошо со мной? Я тебе могу дать столько, сколько тебе нужно, даже больше. На сдачу можно еще кого-нибудь угостить. Но я не хочу, чтобы меня обнимали по телефону... Впрочем, мне теперь уже все равно... Пойду по рукам... Хочу хоть кого-нибудь, все равно кого, предамся пороку, только чтобы никто меня не пытал, не лез в душу, а так просто: встретились и разошлись... Я не хочу порционных блюд. Лучше я буду ходить голодной...
А- О, Боже, что ты говоришь!
Э -Да, ничего не случилось... Будешь ходить ко мне, когда захочешь. Кстати, ты будешь ко мне приходить, если я буду встречаться с другими? Молчишь. Значит, что-то уже решил.
А.- Ты же видишь, что со мной происходит...
Э.- А ты должен хоть что-нибудь видеть? Хоть что-нибудь, что происходит с другими? Ты создал патовую ситуацию: находясь со мною, ты хочешь к ней, находясь с ней, хочешь ко мне.
С.-Да, да, ты - король в шахматной игре! А-ха-ха-ха! Ты - самая слабая фигура, но за победу над которой возникла вся заваруха и без которой нет игры..!
Картина седьмая
Там же.
А- "Друг мой, друг мой, я очень и очень болен... Сам не знаю откуда взялась эта боль..."
Н.- Драма существует только в твоем сознании! Ты ее выдумал из жалости к себе. Вообразил. Потому что всегда за каждой невероятной сложностью скрыта простая мысль: не в свои сани не садись. Или: назвался груздем - полезай в кузов. Если ты любовник - плати, если ты муж - отвечай. А ты - никто! Ты - паразит. И только потому, что тебя любят. А что ты даешь взамен?
А- Я не могу быть здесь и там одновременно... Невозможно каждой сделать хорошо.
Н- Пока двоим от тебя плохо. Возьми ответственность на себя, сделай себе плохо. Ты не принимаешь решения, потому что не хочешь брать на себя ответственность, не привык и не хочешь. Не хочешь отвечать ни за одну, ни за другую. Так и скажи себе, будь с собой честен. Это не легко, но нравственно. Ты думаешь: само как-нибудь рассосется.., то есть, кто-нибудь за тебя решит, так? Ну, признайся же, так? Думай не о себе, думай о них. Так ты мучаешь двоих. Уменьши количество мучимых тобой людей вдвое.
А-Я думаю, вообще, лучше остаться одному.
Н-Вообще уйти от ответственности?! Не обременять себя ничем, ну, ничем! И думать: какой я необыкновенный и исключительный! Да, пойми, ты до слез обыкновенный и, зная это, ты можешь кому-нибудь облегчить жизнь.
А-Один и тот же шаг делает добро и зло.
Н-Сильный делает много добра, слабый - мало. Но есть еще паразиты...
А-Как было бы просто, если бы мы были... равнодушны...
Н-Верно. Равнодушие - это обезболивающее для души.
С- Я думаю, нужно, чтобы было так: если человек полюбил, надо чтобы и его сразу полюбили! А когда разлюбил, то и его сразу разлюбили... Тогда не будет этих драм и комедий... Вот и всё, правда?
А -А если тебя полюбит ведьма старая и злая?
С- Для любви это не имеет значения.
А-А если три ведьмы сразу?
С-Для любви это не имеет значения.
А-Элвиса Пресли любили миллионы, как тогда быть?
С- Миллионы? Что ж тогда достанется каждой?
А- Ничего не достанется. Это как в компьютере, виртуально... Ты пробовал любить девушку в компьютере?
С-Нет. Я не умею.
А-Это так же легко, как видеть сны.
С-Так можно всю жизнь проспать.
А-Это случается со многими. Они живут чужой жизнью, а не своей...
С-Да? А я живу чьей жизнью? Я беден, стар, несчастлив, так я еще живу чужою жизнью? Где ты, моя жизнь? (долгая пауза, лицо его меняет выражение) Я должен быть жесток.
А-К кому?
С-Ко всем.
А-И к себе?
С-К себе? ....Да, уж куда больше..? Алекс, разве может судьба быть ко мне еще более жестока? Посмотри на меня... Разве я недостаточно наказан?!.. (Пауза). Впрочем, что это я всё о себе и о себе... Что там дальше у тебя Алекс?
А - Меня уже не остановить.., даже если это пресыщение прекрасным, это все равно пресыщение... Об этом тяжело думать и рассуждать. Унизительно копаться в окровавленных внутренностях... Душа моя уже откатилась, она стенает и болит, но остановить ее уже нельзя, она стремится к новым, неизведанным желаниям... Это водоворот, стихия, вызванная долго копившимся жаждой, сменой ощущений, неосознаваемыми, неуправляемыми, иногда пугающими непредвидимыми последствиями, сломанными судьбами, но... я уже перешел ту грань, за которой ничего не страшно...
Н.-Это, может быть, самое удивительное время в твоей жизни - ты становишься самим собой и позже будешь вспоминать об этом как о счастье.
А -Ты знаешь, что такое счастье?
С- Ни слова о счастье, ни слова! Есть запретные темы, как СПИД. Нужно ненавидеть человека, чтобы спрашивать его о счастье... Даже, если он мечтает о нем... Это оскорбление, которое смывается кровью!
Картина восьмая
Алекс входит в комнату Элен.
Э-Что случилось, почему ты решил вернуться?
А-Я не могу без тебя...
Э-Ну, если ты так быстро изменился, значит, это скоро пройдет...
А-Почему нужно всё извращать? Зачем эти слова?
Э-Какое значение имеют слова... Я не хочу привыкать к тебе. Просто не приходи. Тебе ведь этого не надо так, как мне.