Выходной усилитель - однотактный на 6Н2П и 6П14П в ультралинейном включении, с глубокой обратной связью, номинальной мощностью 2 Вт.
Встроенная акустическая система на двух фронтальных 4ГД-28 и двух боковых 1ГД-28.
Стоила "Ригонда" 141 рубль.
Название "Rigonda" взято из романа Вилиса Лациса "Потерянная родина" (1941).
Радиола "Ригонда" матушка последнего поколения ламповой радиоприёмной аппаратуры, использующее печатный монтаж, пальчиковые радиолампы.
Схема лампового усилителя радиолы Ригонда.
Слева-потенциометр регулировки громкости, внизу потенциометр НЧ и потенциометр ВЧ.
Шасси в сборе,вид сбоку.
Справа, под лампой-индикатором, виден корпус "родного" потенциометра, до реконструкции.
Шасси в сборе, вид сзади, до реконструкции.
Вид спереди, узел рукоятки потенциометра громкости и переключателя магнитной антенны.
Шасси, вид снизу на монтажные платы.
Это фото на ручную пайку покрупней, хорошо видны контактные площадки, размеры пропаянных соединений и лаковое покрытие толщиной не менее 0,3мм.
...
Плата УНЧ.
Блок питания.
ЭПУ-электропроигрывающее устройство Ригонды.
Стояла она лет ~30лет без работы, взгляд притёрся и никто на неё не обращал внимания
А тут вдруг возник интерес к ламповой технике.
Но купить современный ламповый усилитель(не Китай)... проще и дешевле на Луну слетать.
Посмотрел я на Ригонду и думаю - симпатичная дама, вполне себе ничего.
Стереть с неё пыль и включить.
Нашёл ворох пластинок на антресоли, отёр пыль и включил.
Она ответила дурным голосом.
Ручку влево - хрипит... ручку вправо - хрип и смена голоса от двойного forte... до щелчков и свистящего шёпота.
Залез в интернет - результат неутешительный.
Потенциометр, заведующий громкостью, имеет специальную конструкцию.
и в природе больше практически не встречается... да и толку с того, если бы и нашёлся.
Он был бы такой же древний и такой же угольный, а значит неработоспособный.
Сначала я подумал: нужно найти аналог и наплевать на удобство в работе.
Вытащить аналог на проводах и управлять звуком хоть как-нибудь.
В то же время, мне было ясно, что это очень плохой вариант - провода, контакты, не все знают, как с этим обращаться и кто нибудь, обязательно "попадётся" - плохо!
Еще меня смущало то обстоятельство, что внутри все навесные элементы за три десятка лет обросли толстым слоем пыли.
В интернете я нашёл смелый совет, как справиться с этой проблемой одним махом.
Советчик проделал этот опыт, и всё у него сошло удачно.
Он вытащил шасси, снял пальчиковые лампы и промыл шасси тёплой водой душевой головкой, не поливая только силовой трансформатор..
Чего мне терять?
Гаджет все равно не работает, - вымыть старушку и всё!
Притащил шасси в ванну и, поставив его "на попа" трансформатором вверх, аккуратно, с не очень сильным напором, продушевал его с двух сторон и так, в вертикальном положении отнес её сушиться на балкон.
Интернетный советник советовал сушить даму не менее четырёх суток... да хоть неделю, дело было летом---- пускай сохнет!
Как водится, когда долго думаешь над решении какой то проблемы - ответ приходит во сне.
Так повелось ещё с самого раннего детства.
Старый разбитый дом, напротив моего дома, недалеко от савёловки, стоял с запертыми дверями
Но проникнуть на чердак не представляло труда, и нам мальчишкам, там было всё очень интересно.
Полутьма, стропила, балки - отличное местечко для игр.
Ещё было интересно смотреть через большие щели в деревянных перекрытиях на артефакты давно прошедших времен.
На разбитые полы, стены в масляных разводах, на забытую и брошенную старую утварь.
Среди прочих, совершенно ненужных предметов, мы заметили металлические кругляшки, которые по размерам, т.е. по диаметру и толщине идеально подходили для такого ультраценного для нас тогда предмета - как бита.
Тогда старшие ребята научили нас играть в расшибалку и эти безхозные кругляшки для нас стали заветной мечтой.
Дом мы облазили со всех сторон, но бдительные работники ЖЭК(а) работу свою знали и сделали так, что ни юркие мальчишки, ни бездомные бедолаги не смогли использовать старые хоромы для своих, возможно небезопасных действий.
Все двери и все окна были заколочены насмерть.
Видит око да зуб неймет... залезем посмотрим, а этих кругляшек на полу было штук 8...т.е. - хватило бы на всех... но добыть не можем.
Однажды ночью, мне приснилось, что я на чердаке и, наклонившиcь над щелью, которая будто нарочно точно проецировалась на место клада, спускаю через щель подковообразный магнит привязанный на верёвке.
Cлегка раскачивая верёвку, вылавливаю заветные, толстенькие кругляшки одну за другой и поднимаю их наверх.
Я проснулся и пошёл искать этот магнит, он у меня был -именно такой, как во сне.
Еле дождавшись утра, мы залезли на наше место и выловили железные символы власти и могущества, которые сделали нас богачами в глазах мальчишек нашего района.
...
Для тех, кто не знает как играть в 'расшибалку'.
Участники игры, обычно не больше десяти человек, договариваются о ставках и кладут свои монетки столбиком на 'кон' - здесь первая "чира" - черта ранжирующая участников на право
бить монеты.
От этой черты, отсчитывается десять шагов до второй "чиры", от которой выполняют броски биты.
Бита - это круглая, обязательно стальная пластина, диаметром от 25 до 30 мм толщиной 2-3 мм, слегка вдавленная и представляет собой сегмент сферы.
Игроки по расчету ----- (эники, беники, ели вареники...) выполняют броски, целясь в столбик монет стоящий на кону.
Тот кто попал в этот столбик и рассыпал его - забирает все монеты без всяких разговоров и пререканий.
Но это случается достаточно редко.
Обычно ситуация для каждого выглядит так: ------ недолёт... перелет.
У кого бита падает перед "чирой" кона, тот выбывают из текущего сета.
Остальные распределяют места от первого... до последнего, в соответствии с положением места падения своей биты.
Положение падения отмечают короткими рисками на земле и условными символами игрока.
Обычно первой буквой имени.
Бита у каждого своя и это главный инструмент игры.
Дальше, каждый игрок, в установившемся порядке, садится на корточки и бьёт монеты, стараясь перевернуть их на 180 градусов, те обратной стороной.
Это продолжается до первой неудачной попытки, когда выбранная монетка от удара подскакивает, но не переворачивается.
Все внимательно смотрят за действиями и результатами своего товарища.
Каждая удача и неудача подогревается криками:- то восхищения... то разочарования.
При неудаче, текущего выколачивания богатства одним из игроков, на его место садиться следующий... и так продолжается до тех пор, пока монеты не перекочуют с кона в карманы тех, кому в этот раз больше повезло....
Никто при этом из нашей команды не терпел урона.
Объем казны был незначительный и фиксированный:- монетки перемещаясь из кармана в карман были подобны воде в сообщающихся сосудах.
...
Примерно так же, во сне... постоянно думая о том, что наверняка есть какой-то нестандартный ход, я увидел решение проблемы лечения голоса Ригонды.
Надо использовать конструкцию сдохшего потенциометра, но всего лишь как
приводной валик, который станет вращать новый, исправный потенциометр.
Сказано - сделано.
Приобрёл в "Чип и дип"-е подходящий переменник и изготовил несложную конструкцию.
Рисунок установки и привода нового потенциометра.
Рисунок выполнен в ACAD-е и преобразован черeз---инструмент "plot" -в формат: JPG
т.ё. - он выполнен строго в масштабе.
Ручка потенциометра, специально спроектированная для "Ригонды" и "Уралов", с нестандартным выносом по длине ---- 56мм.
Используется для установки на одной оси: - ручки управления громкостью и ручки магнитной антенны.
Сакраментальная формула:----------отличается тем, что:
родной (старый) потенциометр разобран и доработан для использования его в качестве механического привода нового потенциометра, установленного на дополнительном кронштейне, соосно с первым и соединённый с ним посредством комбинации поводка и ручки-втулки, снабжённой пазом на оси нового потенциометра.
Фото сделаны за день до заливки в "самиздат".
Кронштейн я сделал из компьютерной заглушки и установил на него новый потенциометр.
Старый потенциометр разобрал, оставив только ходовую часть.
Контакт, который скользил по угольному слою напылённого сектора, разогнул на 180 градусов и уменьшил его сечение, обработав с двух сторон сначала напильником, а потом надфилем.
Получился поводок, которым можно вращать подходящую круглую деталь.
В качестве такой детали я использовал ручку с пазиком на переднем торце, которую приобрёл там же в "Чип и дип"е
Пазик этот на ручке, предусмотрен для обозначения положения при вращении ручки, а мне этот паз пригодился в качестве элемента передачи вращательного движения.
Поскольку конструкция, с точки зрения биения при вращении, отнюдь не идеальная, наличие зацепления, в котором ведущий пальчик может слегка вертикально перемещаться в пазу ручки, гарантирует работу механизма без заедания.
Можно пойти дальше.
Не использовать конструкцию старого потенциометра, а изготовить две новые детали:
1.Валик с фланцем
2.Латунную втулку.
Втулку смонтировать на шасси с помощью гайки и вставить в неё валик, зафиксировав его штифтом 2.
Во фланец валика запрессовать штифт диаметром 1,5 мм, - этот штифт будет служить поводком для вращения ручки нового потенциометра.
Что касается замены двух потенциометров, применяющихся для регулировки тембра,-там всё намного проще.
Потенциометры эти обычной конструкции и их можно найти и поменять.
Но интенсивность их использования гораздо меньше, чем потенциометра громкости, поэтому я поменял только один - для регулировки высоких частот и зафиксировал его в среднем положении.
Разумеется, пришлось почистить, смазать оси и обезжирить приводное обрезиненное колесо, входящее в зацепление с планшайбой электро-приводного устройства ЭПУ радиолы.
Понимая, что иголки на звукоснимателе-старые стёртые зубы, я отыскал в Москве место, где были в наличии новенькие ,-это магазин "Кристалл", на Буженинова,16
Звучит Ригонда очень чисто и очень узнаваемо, это тот самый звук:
"Во дворе, где каждый вечер всё играла радиола, где пары танцевали в ряд, ребята уважали очень Лёньку Королёва и присвоили ему званье короля"...
Отдаёт Ригонда звук не только лампами дышащими аналоговым бустом, 180 миллиметровыми
динамиками с бумажными диффузорами, давшими возможность миллионам людей услышать Каллос, Синатра,
Армстронга, Пресли, Лемешева,-но и всем своим телом, включая акустический блок объёмом -45 литров.
Теперь я могу, помимо своего компьютерного HD, слушать забавные винтажные вещи:
Мой Вася, ты самым первым будешь на луне;
Ты весь день сегодня ходишь дутый, даже глаз не хочешь поднимать;
Романсы с голосами Лемешева и Козловского,
А ещё мою одну из любимейших вещей, но, естественно, после casta diva... увертюру к "Травиате"...
...и всё это голосом Ригонды на тёплом ламповом звуке...