Аннотация: Вместо продолжения "Раскрытия системы" мне - вдруг - ПРИСПИЧИЛО - сделать вот это. И с какого ихтиозавра?
ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ
по одноимённому произведению братьев Стругацких (раскадровка)
Эпизод 1. звуковой фон един для всего эпизода: птичьи голоса, шум леса.
Кадр 1. Общий план. Над лесным массивом движется серебристая точка дискообразного летательного аппарата. Вид сверху. 4 секунды.
Кадр 2. Общий план. Вид снизу. На берег лесного озера приземляется вышеуказанный аппарат. 4 секунды.
Кадр 3. Крупный план. Человеческие руки из открытого проёма в борту аппарата подают в принимающие руки стоящего на земле три арбалета. 4 секунды.
Кадр 4. Небольшая надувная лодка движется по поверхности воды. Антон, Пашка на вёслах, Анка на руле. Оружие лежит в середине. 6 секунд.
Кадр 5. Антон и Анка идут рядом по лесу. Анка смотрит во все стороны. Антон смотрит на Анку и улыбается. Вид по пояс, спереди. Камера движется с их скоростью. 6 секунд.
Кадр 6. Антон и Анка идут по лесу, камера снимает со спины ростовые фигуры. Разговор. Во время произнесения слов голова говорящего поворачивается к собеседнику. Слушающий смотрит вперёд.
Анка: А где Пашка?
Антон: Пашка сейчас крадётся по сайве, а потом будет ждать нас в засаде.
Анка: А мы её не пропустим?
Антон: Бесшумных засад не бывает. Разбойников выдаёт скрип тетивы, серые штурмовики неудержимо рыгают от скверного пива, баронские дружинники алчно сопят и гремят железом, а монахи - охотники за рабами, - шумно чешутся.
Анка: Вы так хорошо всё выучили?
Антон молча пожимает плечами.
Анка: А кто сейчас Пашка?
Антон повторяет жест. Время - 30 сек.
Кадр 7. Пашка в засаде. Позиция за деревом, рядом с тропинкой. Изготовка к стрельбе лёжа. Вид сверху. Пашка негромко откашливается в кулак и нарочито грубым голосом кричит:
- Стой! Бросай оружие - ты, благородный дон, и ты, дона! 6 секунд.
Кадр 8. Вид сзади. Общий план. Антон отталкивает Анку в сторону, сам прыгает в другую. 2 секунды.
Кадр 9. Антон лёжа крутит колёсико натягивания тетивы арбалета, в дерево над его головой втыкается арбалетная стрела. Хриплый нечеловеческий голос сообщает:
- Дон поражён в пятку!
Антон стонет и подтягивает одну ногу.
- Да не в эту, в правую! - добавляет голос. И хихикает.
Антон вздыхает, меняет местами ноги. Вид сверху. 8 секунд.
Кадр 10. Лесные заросли дальше по тропинке. Крик Пашки:
- Уау! Пощады! Не убивайте меня! 4 секунды.
Кадр 11. Антон вскакивает, вскидывает арбалет, изготовка к стрельбе с колена. Из кустов, пятясь, вылезает Пашка с поднятыми руками. Голос Анки:
- Тошка, видишь его?
- Как на ладони... Не поворачиваться! Руки за голову!
Пашка закладывает руки за голову и объявляет:
- Я ничего не скажу.
- Что полагается с ним делать, Тошка? - голос Анки из-за кустов.
- Сейчас увидишь! - Антон.
Камера смотрит из-за Антона. Звуковой фон тот же. Время - 15 сек.
Кадр 12. Смена позиции камеры, два человека в кадре. Антон оглядывается, садится на пень, кладёт арбалет на колени.
Антон: Я - Гекса Ируканский! Назови твоё имя, презренный!
Пашка изображает спиной презрение и неповиновение.
Антон стреляет. Стрела вонзается в ветку над головой Пашки.
Голос Анки из-за кустов: Ого!!
Пашка: (неохотно) Меня зовут Бон Саранча.
Антон: Известный насильник и убийца. Платный. Кто послал тебя?
Пашка: Меня послал дон Сатарина Беспощадный.
Антон: Вот эта рука оборвала нить зловонной жизни дона Сатарины два года назад в Урочище Тяжелых мечей.
Голос Анки из-за кустов: Давай я всажу в него стрелу?
Пашка: Я совершенно забыл! Меня послал Арата Красивый. Обещал сто золотых.
Антон: Брехун! Арата - великий воин!
Пашка: Между прочим, ты должен истечь кровью. У тебя отстрелена правая пятка.
Антон: Дудки! Во-первых, я жую кору белого дерева, а во-вторых, две прекрасные варварки уже перевязали мне раны. 50 сек.
Кадр 13. После появления нового персонажа камера изменяет своё положение, чтобы кадр был заполнен равномерно.
"Папоротники зашевелились, и Анка вышла на тропинку. На щеке ее была царапина колени были вымазаны в земле и зелени".
Анка: Пора бросить его в болото. Если враг не сдается, его уничтожают.
Пашка опускает руки. Разворачивается лицом к Антону.
Пашка: Вообще-то ты играешь не по правилам. У тебя всё время получается, что Гекса - хороший человек.
Антон: Много ты знаешь! Сайва не шутит, грязный наёмник.
Анка подаёт Пашке арбалет. 20 сек.
Кадр 14. Голова Анки крупным планом.
Анка: Вы что, всегда так палите друг в друга? 4 сек.
Кадр 15. Голова Пашки крупным планом. Камера отъезжает в вид по пояс во время речи.
Пашка: А как же! Мы - студенты Института Экспериментальной Истории! Не ботаники какие! Нам что, кричать "кх-кх" и "пу-пу"? 8 сек.
Кадр 16. Голова Антона крупным планом.
Антон: Например, мы часто играем в Вильгельма Телля. 4 сек.
Кадр17. Голова Пашки крупным планом.
Пашка: По очереди. Сегодня я стою с яблоком, завтра - он. 4 сек.
Кадр 18. Голова Анки крупным планом. Глаза поворачиваются из стороны в сторону, ни мгновения фиксируясь на собеседниках. Говорит медленно.
Анка: Вот как? Интересно было бы посмотреть. 4 сек.
Кадр 19. Голова Антона крупным планом. Иронично.
Антон: Мы бы с удовольствием. Яблока нет. 3 сек.
Кадр 20. Голова Анки крупным планом.
Анка: Яблоко - это условность... 3 сек.
Кадр 21. Пашка стоит у дерева. Красная косынка, бывшая ранее на его голове, свёрнута кульком и лежит у него на макушке. Пашка всё ещё играет.
- Благословляю тебя, отец мой Вильгельм! И благодарю тебя за всё, что бы ни случилось.
4 сек.
Кадр 22. Антон с заряженным арбалетом. Камера смотрит сверху. В кадре голова, руки, арбалет. Напряжённые глаза. Дополнительный звук: удары сердца. Основное изображение статично. В видеоряде меняются только глаза главного героя. Зрачок пульсирует и расширяется. Звук ударов сердца учащается, становится громче и напряжённее. Полностью заглушая фон: звуки леса. Когда звуки леса полностью исчезают на фоне гулких ударов сердца, Антон дёргает арбалет вверх и в сторону. Выстрел. Арбалет опускается.
Антон (глухо): Промазал... 8 сек.
Кадр 23. Пашка с безумно расширенными глазами гулко сглатывает. 3 сек.
Кадр 24. Анка с грустными глазами.
- Так здорово было задумано... Эх, вы!... 4 сек.
Кадр 25. Морфинг. Голова Антона преобразуется в голову Руматы. Выражение лица взрослеет. Меняется причёска: с короткой стрижки на длинные волосы. Поверх волос - широкий обруч с крупным красным камнем посередине. Фон за плечами меняется с лесного на ночное небо с яркими звёздами, незнакомыми созвездиями и двумя лунами. 5 сек.
Эпизод 2. НОЧЬ. Звуковой фон: звуки ночи.
Кадр 26. Отъезд камеры. С крупного плана на общий. Всадник на коне на вершине холма. Под двумя лунами. 4 сек.
Кадр 27. Ночь. Слева на экране уродливое дерево с двумя повешенными на нижних ветвях. Справа приближается всадник. Белеет его лицо. 3 сек.
Кадр 28. То же дерево в правом углу экрана. Налево удаляется всадник. Виден плащ, спадающий на спину коня. 3 сек.
Кадр 29. Человек в плаще у обочины снимает шляпу. Камера смотрит с высоты головы всадника.
Человек: Добрый вечер, благородный дон. Прошу прощения. 5 сек.
Кадр 30. Лицо Руматы. Румата: "В чём дело?" 3 сек.
Кадр 31. Человек кланяется: "Разрешите мне бежать рядом с вами?" 3 сек.
Кадр 32. Румата на коне. С головы до шпор. Румата: "Изволь. Можешь взяться за стремя". 3 сек.
Кадр 33. Всадник и пешеход у стремени сбоку. Общий план. Голоса за кадром.
Румата: Кто ты и откуда?
Человек: Меня зовут Киун. Я иду из Арканара. 5 сек.
Кадр 34. Те же, вид в рост, идут на камеру. Румата немного наклоняется к человеку.
Румата: БЕЖИШЬ из Арканара.
Киун (печально): Бегу. 5 сек.
Кадр 35. Лицо Руматы. Голос Руматы за кадром: "Чудак? Или шпион? Проверить? А надо?" 4 сек.
Кадр 36. Камера смотрит сверху, чуть сзади и сбоку на обоих. Голос Руматы: "Киун. Продавец снадобий и алхимик с Жестяной улицы. Ты его родственник?"
Голос Киуна: "Дальний... Но им всё равно..."
Румата: "И куда же ты бежишь?"
Киун: "Куда-нибудь. Да хоть в Ирукан". 9 сек.
Кадр 37. Румата хватает Киуна за шею сзади, чуть склоняя его голову назад.
Румата: А если благородный дон обожает дона Рэбу? И сейчас повесит тебя? Во имя идеалов? Что молчишь, грамотей Киун? 7-8 сек.
Кадр 38. Камера смотрит снизу, от обочины. Руки пешехода что-то делают под плащом, в сторону камеры летит и падает прямо перед объективом что-то тёмное.
Голос Киуна (отчаянно): "Ну вешай! Вешай, предатель!" 4 сек.
Кадр 39. Вид спереди по ходу перемещения. Румата отпускает Киуна, выпрямляется в седле.
Румата (спокойно): Подбери, что там бросил. Промокнет. 4 сек.
Кадр 40. Всадник и пешеход у стремени. Рысью молча. В центре экрана. С расстояния. 3 сек.
Кадр 41. Вид спереди. Оба надвигаются на камеру.
Румата: Я пошутил, Киун. Не бойся меня.
Киун: Весёлый мир! Все шутят. Одинаково. Даже благородный Румата. 7 сек.
Кадр 42. Лицо Руматы, появляется удивление.
Румата: Ты знаешь моё имя? 3 сек.
Кадр 43. Киун, держащийся за стремя. Вид спереди по пояс.
Киун: Я узнал вас по обручу на лбу. Я так обрадовался, встретив вас на дороге. 4 сек.
Кадр 44. Лицо Руматы. Голос Руматы за кадром: "Так вот что он имел в виду, называя меня предателем!" 3 сек.
Кадр 45. Румата спереди по пояс, на переднем плане часть головы коня.
Румата: Видишь ли, я думал, что ты шпион. Я всегда убиваю шпионов. 4 сек.
Кадр 46. Всадник и пешеход. Камера со стороны пешехода. Рысью, молча. 3 сек.
Кадр 47. Киун, вид спереди по пояс.
Киун (с чувством): Шпион... В наше время легко и сытно быть шпионом. Рядовым осведомителем в таверне "Серая радость". Свой столик. Пива от пуза. Платит дон Рэба, точнее, никто не платит. Иногда я делаю вид, что записываю разговоры. В глазах перепуганных людишек почтительный страх и восхитительное бессилие. А также предложение дружбы и кошелька. Я могу лапать чужих жён на глазах мужей, и те будут только подобострастно хихикать... Какое прекрасное рассуждение, благородный дон, не так ли? Я услышал его от пятнадцатилетнего мальчишки, студента Патриотической школы. 40 сек.
Кадр 48. Румата поворачивает голову. На лице любопытство. Видна макушка Киуна.
Румата: И что ты ему сказал? 3 сек.
Кадр 49. Киун у стремени.
Киун: Я рассказал, что люди Ваги Колеса, изловив осведомителя, вспарывают ему живот и засовывают внутрь перец. А пьяные солдаты топят осведомителей в нужниках. И это правда. Но он сказал, что в школе они это не проходили. 14 сек.
Кадр 50. Румата по пояс. Также макушка коня.
Румата: И что потом? 2 сек.
Кадр 51. Киун у стремени.
Киун: Я записал наш разговор. Для моей книги. А он решил, что для доноса. И обмочился со страху... 6 сек.
Кадр 52. Румата и Киун спереди в рост.
Румата: Ты пишешь книгу? О чём?
Киун: Боюсь, вам это будет не интересно, благородный дон... 7 сек.
Кадр 53. Из-за поворота огни в окнах одноэтажного здания, гул голосов. 3 сек.
Кадр 54. Киун по пояс, спереди.
Киун: Корчма Скелета Бако. Там серый патруль. 3 сек.
Кадр 55. Румата по пояс. Румата (иронично): "Наша серая боевая скотина". 3 сек.
Кадр 56. Пьяный штурмовик на крылечке в обнимку с большим топором, кричит в спину удаляющемуся всаднику, пешехода не видно. "С-стой! Как тя там... Ты, бла-ародный!.." 5 сек.
Кадр 57. Киун спереди, по пояс, расширенный глаза, у стремени.
Киун (напряжённо): Я мог бы идти быстрее, если надо. 3 сек.
Кадр 58. Румата останавливает и разворачивает коня, Киун отскакивает в сторону. Общий план. Голос Руматы за кадром: "Вздор! Было бы скучно проехать столько и ни разу не подраться. Неужели тебе никогда не хочется подраться, Киун?" 7 сек.
Кадр 59. Киун в рост. На фоне всадника. Пятится спиной вперёд.
Киун (сдавленно): Нет. Мне никогда не хочется драться...
Киун разворачивается и бежит на камеру, скрывается из кадра. 4 сек.
Кадр 60. Румата по пояс на коне + макушка коня.
Румата (философски): В том-то и беда... 3 сек.
Кадр 61. Из-за поворота два всадника с топорами наготове.
1-й: Эй, ты, благородный! А ну, предъяви подорожную!
Голос Руматы за кадром: "Хамьё! Вы же не грамотны. Зачем вам подорожная?" 7 сек.
Кадр 62. Силуэт всадника выдвигается на свет. Ярко взблескивает камень в обруче на голове всадника. 3 сек.
Кадр 63. Говоривший штурмовик опускает топор и, растерянно: "Так это что же, благородный дон Румата?"
Второй всадник молча разворачивается и, нахлёстывая коня, галопом уходит прочь. Говоривший вешает топор на луку седла, поднимает вверх пустые руки, начинает мелко и часто кланяться, сидя на коне. Говорит скороговоркой:
- "Прощения просим, благородный дон. Обознались. Ошибочка вышла. Дело государственное, ошибочки всегда возможны. Ребята малость подпили, горят рвением. Время тяжёлое, ловим беглых грамотеев..." 15 сек.
Кадр 64. Румата разворачивает коня. Голос штурмовика за кадром, подобострастно: "Благородному дону - счастливого пути!" 3 сек.
Кадр 65. Всадник на коне. На пригорке. Вдали - шорох кустов, через них продирается фигурка человека. Общий план. Голос Руматы за кадром, с чувством:
"Вот и всё. Целыми днями тратишь душу на пошлую болтовню со всяким отребьем. А когда встречаешь настоящего человека, говорить нет времени. Нужно прикрыть, спасти... И он уходит, так и не поняв, имел ли дело с другом или благородным выродком. Да ты и сам ничего не узнаешь о нём..."
Камера совершает наезд, в кадре только всадник. Он закидывает голову вверх и издаёт волчий вой. Камера, через мгновение, послушно поднимается вверх, как бы следуя за звуком. В небе - непривычные созвездия и две луны. 24 сек.
Кадр 66. Силуэт всадника движется между странных деревьев. Древних, узловатых, поросших мхом. Голос, характерный (в дальнейшем) для компьютеров землян, за кадром: "Икающий лес полон тёмных тайн. Днём по дороге на юг тянутся обозы с обогащённой рудой. А ночью мало смельчаков ходить тут. Говорили, что по ночам с Отца-дерева кричит птица Сиу, которая не простая птица. Говорили, что большие мохнатые пауки прыгают с ветвей на шеи лошадей и мигом прогрызают жилы, захлёбываясь кровью. Говорили, что тут бродит древний зверь Пэх, потеющий ядовитым потом из двенадцати хвостов. А кое-кто даже днём видел, как через дорогу бредёт голый вепрь Ы..." 30 сек.
Кадр 67. Поляна, у дальнего края странная избушка за частоколом из громадных брёвен. Камера постепенно надвигается на избушку. По земле - тень всадника. Тот же голос за кадром:
"Эта изба - самое что ни на есть опасное место в Икающем лесу. Говорили, что в ненастные ночи идолы сами собою выкапываются из земли, выходят к дороге и подают знаки. И видели иные, как в окнах загорается не людской свет, раздаются звуки, и дым из трубы идёт столбом до неба. И запах не людской делает - (шёпотом) тайное..." 20 сек.
Кадр 69. Внутренности избы. В углу - нары с какой-то шкурой. Стол завален объедками. Несколько кувшинов и большая кружка. Полусфера электрического света на потолке.
Отец Кабани (хрипло): Я вас приветствую. 3 сек.
Кадр 70. Румата закрывает за собой дверь. 2 сек.
Кадр 71. Кабани (локти на столе, голова на кулаках), вскидывает голову.
Кабани: Я сам выдумал его! Сам! Зачем?.. А всё-таки я ни причём.. И вообще мы не выдумываем, а чёрт знает что! 10 сек.
Кадр 72. Румата расстёгивает плащ, вешает его, на деревянный колышек возле двери. Голос Кабани за кадром: "Ящик!.. Это мы говорим, что выдумываем. На самом деле всё давным-давно выдумано. Кто-то выдумал, сложил всё в ящик и ушёл... Спать..."
Камера разворачивается, удерживая в кадре обоих. Румата чешет подбородок, задумчиво рассматривая отца Кабани, тот же продолжает:
"Тогда приходит отец Кабани, суёт руку в дыру. Х-хвать! Выдумал! (сопровождает свои слова жестикуляцией): Сую руку. Что? Проволока с колючками. Зачем? Скотный двор от волков! Молодец! Сую - два! Мясокрутка - для нежного мясного фарша. Сую - три. Что? Горючая вода. Сырые дрова разжигать".
Кабани снова роняет голову на руки, Румата меняет позу (руки в боки), начинает пристукивать носком сапога по полу. Затем, сняв пояс с мечами, вешает их рядом с плащом. От этого отец Кабани снова вздрагивает и выпрямляется.
Кабани: "Кто сложил всё в ящик, знал - ДЛЯ ЧЕГО. Колючки - рудники оплетать, чтобы не бегали государственные преступники. Мясокрутка? В Весёлой Башне нежный фарш делает ... из преступников..." 50 сек.
Кадр 73. Румата возле стены расстёгивает камзол, спиной к камере. Голос Руматы за кадром:
"Знаю, всё знаю. Как ты у дона Рэбы в ногах ползал, как молил: "Не надо! Отдай!" Поздно. Завертелась твоя - мясокрутка..." 10 сек.
Кадр 74. Отец Кабани хватает кружку и приникает к ней волосатой пастью. С рычанием глотает. Потом ставит кружку на стол и принимается жевать кусок брюквы. По щекам ползут слёзы.
Кабани (Резко. Отрывисто. Быстро): Горючая вода! Какая же она горючая, если её пить можно? Её в пиво подмешать - цены пиву не будет! Не дам! Сам выпью! И пью. День пью. Ночь. Опух. Падаю... Выдумал, называется, воду для фокусов..." 18 сек.
Кадр 75. Румата у стены, лицом к столу, руки сложены на груди. Справа дверь, за столом, на дальней стене, маленькое оконце, застеклённое.
Кабани (туманным голосом): Какой нынче день?
Румата: Канун Каты Праведного.
Кабани: А почему нет солнца?
Румата: Потому что ночь.
Кабани (с тоской): Опять - ночь... (падает лицом на стол). 9 сек.
Кадр 76. Темнота. Скрип двери. Силуэт в дверном проёме. Голос Руматы: "Свет!" Вспыхивает свет. Камера смотрит от дальней стены помещения поверх самогонного аппарата. Румата мрачно оглядывает всё. 3 сек.
Кадр 77. Камера смотрит через плечо Руматы. Румата протягивает руку, берёт лопату и бьёт по стеклянным трубкам. Делает два шага вперёд. Останавливается перед большим пнём с обрубленными корнями, стоящим в углу помещения.
Голос Руматы: "Полевой синтезатор "Мидас"! Откройся!" 7 сек.
Кадр 78. Пень крупным планом. Передняя стенка замаскированного прибора опускается, преобразуясь в приёмный лоток. На передней панели три светодиоды, вертикально, как у светофора. Красный, жёлтый. Зелёный. Горит жёлтый. Видно, как в раскрывшееся сверху приёмное отверстие лопата швыряет опилки из груды рядом с аппаратом. Две-три лопаты.
Голос Руматы за кадром: "Золотые Арканара".
Желтый огонёк потухает, загорается зелёный. В приёмный лоток начинают падать монеты. 9 сек.
Кадр 79. Отец Кабани храпит на нарах, укрытый шкурой. В избе прибрано. За чистым столом сидит Румата. За окном раздаётся приближающийся гул воздушного винта. Шум замолкает. Дверь открывается. Входит человек, старый и богато одетый, при мечах. Румата вскакивает, раскланивается.
Румата (с выражением): Я приветствую дона Кондора, генерального судью и Хранителя больших государственных печатей торговой республики Соан!
Дон Кондор небрежно машет рукой, скидывает плащ прямо на пол, движется к столу. 12 сек.
Кадр 80. Румата и Кондор по обе стороны стола. Разговор быстрый, деловой.
ДЕТАЛЬ: У всех землян на голове обруч с камнем в центре.
Кондор: Я прилетел. У меня нет времени на путешествие верхом. Что случилось с Будахом?
Румата: Будах исчез. Я ждал его в Урочище Тяжёлых мечей. Два дня. Потом связался с доном Гугом и дон Гуг сообщил, что проводил Будаха до самой границы и что Будаха сопровождает некий благородный дон, которому можно доверять. Следовательно, Будах исчез где-то в Арканаре.
Кондор: Не много.
Румата: Не в Будахе дело. Если жив, найду и вытащу. Дело в другом. Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что положение в Арканаре выходит за пределы базисной теории. Возник новый системный фактор. Выглядит это так, будто дон Рэба сознательно натравливает на учёных всю серость королевства. Это не эмоции, это факты. Если ты умён, образован, сомневаешься, говоришь непривычное, - просто не пьёшь вина, наконец! - ты под угрозой. Любой лавочник вправе затравить тебя насмерть. Тысячи людей объявлены вне закона... Одним словом, в Арканаре скоро не останется ни одного грамотного. Как в Области Святого Ордена после Барканской резни. 60 сек.
Кадр 81. Дон Кондор хмурится, слегка откидывается назад, рыщет глазами.
Кондор: Ты мне не нравишься, Антон. 3 сек.
Кадр 82. Румата за столом.
Румата: Александр Васильевич! Мне тоже не нравится, что мы вынуждены действовать исключительно в рамках теории Бескровного Воздействия. Я знаю ваши возражения и я знаю теорию. Но всё бесполезно. Знаний не хватает, а золото теряет цену, потому что опаздывает. И гибнут люди. Лучшие. Много. 20 сек.
Кадр 83. Дон Кондор опирается локтями на стол, сплетает пальцы перед своим лицом.
Кондор: Антон. Я верю, что положение в Арканаре совершенно исключительное. И жду конструктивных предложений. 7 сек.
Кадр 84. Румата и Кондор за столом, вид сбоку. Кондор сидит уверенной в себе статуей. Румата опускает голову, горбится. Голос Руматы: "У меня нет конструктивных предложений. Но мне очень трудно держать себя в руках". 7 сек.
Кадр 85. Дон Кондор расплетает пальцы, кладёт ладони на стол.
Кондор (мягко): Антон. Нас здесь 250 на всей планете. И всем трудно держать себя в руках. Самые опытные живут тут уже 22 года. И поначалу наблюдателям запрещалось вообще всё. ВСЁ. 20 сек.
Кадр 86. Румата глядит в стол.
Голос Руматы (печально): Вы говорите со мной как с ребёнком. 3 сек.
Кадр 87. Кондор протягивает руку, кладёт свою ладонь поверх руки Руматы.
Кондор (как бы соединяя свою душу с душой Руматы): Нам надо быть ОЧЕНЬ терпеливыми.
Румата, не поднимая головы, печально усмехается. Кондор выпрямляется на своём месте, руки на столе перед собой.
Кондор: Антон. Мы пришли помочь этому человечеству. А ты сейчас хочешь утолить свой справедливый гнев. Если ты слаб, возвращайся домой. Ты не ребёнок и ЗНАЛ, - ЧТО ты здесь увидишь. 16 сек.
Кадр 88. Румата за столом. Кондор у стены с окошком, смотрит наружу, чуть сутулясь.
Кондор (через плечо): Я всё понимаю. Мы все прошли через это. Было время, когда чувство бессилия и собственной подлости сводило с ума. Некоторых - свело. И их сейчас лечат на Земле... 15 лет понадобилось лично мне, чтобы понять, что же самое страшное. Запачкать душу. Ожесточиться. Мы здесь боги, Антон. И самое страшное для нас - это войти в роль. Отождествить себя со своими масками. И превратиться из богов-хранителей этого мира в его демонов. 34 сек.
Кадр 89. Румата за столом по пояс, поднимает голову, говорит спокойно.
Румата: Александр Васильевич, я вас правильно понимаю? Дон Рэба для вас аналог герцога Ришелье, защищающий абсолютизм от феодальной вольницы? 9 сек.
Кадр 90. Кондор отворачивается от окна (в рост). С лёгкой укоризной смотрит в камеру (в комнату).
Кондор: Антон, надо твёрдо понять, что никто из нас не увидит реально ощутимых результатов своей работы. Мы - историки. Наша единица времени - век. И дела наши - даже не посев, а лишь подготовка почвы для посева. А если этого не понимать, то... Компьютер! Открыть файл "Спринтеры с коротким дыханием". 24 сек.
Кадр 91. Полусфера под потолком избы. Прямо под ней в воздухе появляется шар трёхмерного изображения. Приятный, но без эмоций женский голос. Статичные объёмные изображения. Аналог фотографий. Сперва - изображение человека в его "земном" виде. Затем - в местной роли.
Голос: Стефан Орловский. Он же дон Капада, командир роты арбалетчиков его императорского величества. Во время публичной пытки восемнадцати эсторских ведьм приказал своим солдатам открыть огонь по палачам, зарубил имперского судью, был поднят на копья дворцовой стражей. Последние слова: "Вы же люди". Слова были заглушены рёвом толпы: "Огня! Ещё огня!"
Карл Розенблюм. Он же торговец шерстью Пани-Па. Поднял восстание мурисских крестьян, штурмом взял два города. Убит стрелой в затылок при попытке прекратить грабежи.
Джероми Тафнит. Он же друг-конфидент кайсанского тирана. Узурпировал власть, в течение двух месяцев пытался внедрить Золотой Век. Избежал восьми покушений, похищен аварийной командой сотрудников Института. В настоящее время проходит курс лечения на Земле. 60 сек.
Кадр 92. Румата, подняв глаза: Компьютер! Достаточно.... Я понял ваши намёки, Александр Васильевич. 5 сек.
Кадр 93. Общий план. Визгливое ржание за стеной.
Дон Кондор (у окна): Наконец-то! 4 сек.
Кадр 94. Дверь открывается, на пороге - Пашка. Толстый, румяный, с лихо вздёрнутыми усами, улыбкой до ушей, с маленькими весёлыми глазками под буклями каштанового парика. Скрипучий голос дона Кондора за кадром: "Вы сильно опоздали, дон Гуг!"
Гуг (делая жесты): Тысяча извинений! Меня четырежды останавливал патруль короля Арканарского, и я дважды дрался с какими-то хамами!.. Кстати, благородные доны, чей это вертолёт позади избы? 14 сек.
Кадр 95. Кондор у окна: "Это мой вертолёт. У меня нет времени для драк на дорогах". 4 сек.
Кадр 96. Общий план. Гуг, приближаясь к столу: "Итак, благородные доны, мы вынуждены констатировать, что высокоучёный доктор Будах таинственно исчез между ируканской границей и Урочищем Тяжёлых Мечей..." 12 сек.
Эпизод УТРО
Кадр 97. Темнота. В темноте раздаются звуки ударов и визгливые крики: "Мэ-эр-рзавэц!! Ты слижешь эту грязь языком!!" 4 сек.
Кадр 98. Румата в постели открывает глаза. Голос Руматы за кадром: "Доброе утро!" 4 сек.
Кадр 99. Потолок глазами Руматы. Голоса за стеной как бы заглушаются. Слышен звук, но не различаются слова. Рука Руматы поднимается и дёргает витой шнур. Где-то внутри дома раздаётся звук колокольчика. 4 сек.
Кадр 100. Румата лежит, заложив руки за голову, глаза совершают короткие движения. На лице периодически мимические движения мышц. Голос Руматы за кадром.
"Доктор Будах. Крупнейший в Империи специалист по ядолечению. Автор широко известного трактата (следующие слова с чувством и лёгким завыванием): "О травах и иных злаках, таинственно могущих служить причиною скорби, радости и успокоения, а равно о слюне и соках гадов, пауков и голого вепря Ы, таковыми же и многими другими свойствами обладающих". (пауза) Далее - своим тоном: "Человек, чьё имущество - это мешок с книгами. Кому же ты мог понадобиться в Арканаре?.. Налётчики Ваги Колеса прихватили бы тебя как попутчика главной добычи - благородного дона.
Бескровный вариант: дурак-барон захотел попировать с благородным собеседником и затащил сопровождающего тебя дона к себе в замок.
Но самое вероятное - дон Рэба. У него такие неожиданные интересы!.. И тогда ты сидишь сейчас в подземелье под Весёлой Башней..." 50 сек.
Кадр 101. Дверь с визгом отворяется. На пороге Уно - мальчик-слуга.
Уно: Утренний набор благородного дона. Кофе, жевательная кора, письма.
Идёт на камеру. Ставит на колени Руматы кроватный столик и выпрямляется.
Камера отъезжает в сторону, берёт обоих в кадр. Румата садится в кровати, берёт кофе.
Румата: Мылся сегодня?
Уно: Водой грехов не смоешь.
Румата ставит чашку, берёт кору.
Румата: Я тебе про микробов что рассказывал?
Уно (пожимая плечами): Три раза за ночь молился.
Румата поводит головой и глазами, вздыхает, вскрывает первое письмо. Камера наезжает на лицо Руматы, его глаза двигаются по строкам. Голос Руматы за кадром: "Ты навести меня, томящуюся нежно и хм-хм-хм меня прилежно... Что, вот так, сразу?"
Камера отъезжает, в кадре оба. Уно смирно стоит, сложив руки на животе, глаза в пол. Румата взвешивает на ладони письмо. Голос Руматы за кадром: "Идти? Противно. Не идти? Глупо. Окана - фаворитка дона Рэбы, много знает... Отложим пока".
Румата кладёт письмо и конверт на полочку рядом с изголовьем. Вскрывает второе письмо. Двигает глазами. Голос Руматы за кадром: "Бу-бу-бу-бу бу-бу-бу. ... и прошу отсрочить должок из-за вздорных обстоятельств".
Румата вынимает кору изо рта, раздражённо бросает её на поднос, вместе с письмом. Вскрывает третье письмо, но, едва бросив взгляд, тут же комкает и бросает на поднос. Глядит на Уно.