Аннотация: Выдержки из исследований имперских ученых, посвященных изучению народов Пяти островов накануне пришествия Тьмы. Справочные материалы к циклу.
Спорные моменты истории народов Пяти островов
АЛЬТЫ
***
"Никто не подвергает сомнению то влияние, которое племена альтов оказали на историю Пяти островов. Собственно, даже позднее самоназвание островов - Альтика - установившееся после Второй экспансии и сохранившееся до наших дней, подчеркивает, что именно культура и язык альтов в конечном итоге стали доминирующим фактором в процессе формирования того, что сегодня принято называть Раннеальтийской цивилизацией.
В то же время представляются лишенными должного научного обоснования попытки отдельных исследователей, прискорбно участившиеся в последнее время, пересмотреть взгляды на период истории, предшествующий Падению Тьмы. Означенные попытки имеют своей целью доказать, будто за пределами островов Бри и Хубба альты как таковые не проживали, а имело место только распространение гэльти - упрощенного альтского наречия, долгое время служившего языком международного общения между многочисленными народами, обосновавшимися на Островах.
Действительно у Тангата, Промия Блутарха и Дициона мы встречаем описание народов, именующих себя альтами, но при этом заметно отличающихся друг от друга внешне и в отдельных элементах быта.
Так, если Промий Блутарх описывает северных альтов, как "людей преимущественно высокого роста, смуглокожих и чернобородых", то есть очень похожими на своих соседей-вагров, то Дицион в своих "Записках о западных альтах" дает нам совершенно иные характеристики: "в большинстве своем они среднего роста и русого волоса, но рыжие здесь также нередки и почитаются за люди везучих, отмеченных счастливой судьбой". В "Истории морагов" же Дициона южные альты описываются, как "племена выносливых и неприхотливых людей с соломенными головами, кротких нравом, но пылких в битве".
Нам будто описывают три разных народа.
Однако выводы, которые делают так называемые "исследователи", основываясь на столь вопиющей разнице, кажутся очевидными только если проигнорировать все открытия лингвистов, филологов, археологов и историков, связанные с Раннеальтийской культурой. В сумме этих трудов мы имеем множество доказательств высокого ассимиляционного потенциала альтов, благодаря которому, даже уступая силой оружия соседям, или сталкиваясь с очередным проявлением мощной варварской пассионарности, они со временем поглощали обидчиков, смешиваясь с ними, подчиняя своей культуре и образу жизни.
Чистота крови никогда не была принципиальной для этого народа, который в силу особого менталитета предпочитал объединяться по общности интересов, традиций и культурному коду. В истории альтских царств немало примеров правления чужеземцев, иные из которых захватили власть силой, а других альты сами призвали и вознесли над собой, чтобы избежать внутренних распрей и обрести защитников и покровителей. Достаточно сказать, что один из наиболее известных и почитаемых альтами царь - Бруйн ва Банд, впервые объединивший под своей властью три из пяти островов - был по отцу дунном.
Простота и практичность уклада и нравов, разумность общинного обустройства, а также способность альтов легко адаптировать заимствуемые элементы чужих традиций и чужой культуры привели к тому, что уже к началу Раннеальтийской эпохи почти повсеместно на островах (за исключением вечно стоящего наособицу Вага) мы можем наблюдать единый тип административного устройства царств и социальной организации общества в основе которого лежит система банн - общин, объединяющих несколько хуторов и деревень, расположенных друг от друга.
Впрочем, здесь я не буду вдаваться в подробности и отсылаю вас к трудам своего коллеги Полакии Диза, посвященным становлению Альтии, как единого государства..."
Из лекции профессора Имперской научной коллегии
Вамбруса Офмольда-старшего
***
ХОРТЫ И ХИРДМАННЫ
"Настоящим хочу отметить, что противопоставления хортов, свободных общинников, составлявших основное население банн, и хирдманнов - воинов, созываемых по приказу тэгна является неверным и глубоко ошибочным. Лично я связываю это исключительно с неоправданной популяризацией трудов мошенника от науки Вексия Баки и, в частности, его монографии "Темные времена: цари и хевсхорты".
Имеющиеся источники - письменные и археологические позволяют с предельной точностью установить, что банны не содержали постоянные дружины хирдманнов, как утверждает мошенник и неуч Бака. В Раннеальтийский период истории слово hird, заимствованное из языка морских разбойников фриксов означало не только "строй", но также и "ополчение", которое созывали тэгны для защиты вверенных им территорий. Двойной смысл данного термина породил немало ошибочных теорий, на которых сегодня успешно паразитируют мошенники подобные неучу Вексию Баке.
Меж тем на деле все просто. Обязанностью свободного общинника - хорта - было оставить по зову лорда плуг, взять копье, облачиться в кольчугу и явиться к месту созыва знамен, по возможности (определяемой размерами земельного участка и личным богатством) приведя с собой вооруженных людей.
В этот момент он и становился хирдманном.
Важно отметить, что тали - свободные миряне, обрабатывающие собственные наделы и выплачивающие баннам положенный оброк (талью), либо батрачившие на хортов, также подлежали призывы в хирд, однако хирдманнами не становились. В летописях и хрониках они обычно именуются просто "мужами".
Самым наглядным доказательством этой версии является термин "хевсхорт", происходящий вовсе не от искаженного альтского hearot, то есть "герой", как утверждает мошенник и неуч Бака, а от банального сложения слов heva и hortos, то есть "над" и "хорт" (свободный общинник). Отсюда хевсхорт - "вставший над [другими] хортами".
Первый среди равных. Человек, выделившийся среди прочих не происхождением или богатством, а личными заслугами и доблестью, либо просто пользующийся большим уважением общества".
Из вступления к работе Тука Омры "Военное искусство народов Альтии", оставшейся незаконченной в силу преждевременной и трагической гибели автора на дуэли с В. Бакой (последний скончался через два дня от проникающего ранения в живот).