Романовский Андрей Иванович : другие произведения.

Золото Скифов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Многие древние тексты выглядят сейчас как шифрованные послания. Некоторые из них не прочитаны, а другие до сих пор не поняты. Там скрыты знания о том, что пришлось сделать, пережить и придумать предкам. Записи благороднейших человеческих мыслей пылятся в библиотеках и читают их немногие специалисты. А ведь все должны читать лучшее, что есть в литературе: памятники общечеловеческой мудрости. Но к ним проявляется чрезвычайно слабый интерес. Причин этого несколько. Главные из них - это утрата давней литературной образованности, и высокое (предвзятое) мнение о современном уровне знаний. Составитель написал об этом несколько книг. Сокращенное изложение некоторых текстов из них использовано для данных "Заметок". Оказывается, древние следовали давней литературной традиции, когда использовался специальный язык образов, символов, знаков и меток с известным значением и смыслом. Сообщения на таком языке, как аппликации, вплетались в ткань обычного текста. Предлагаемые "Заметки" позволяют выявить истинную суть некоторых старинных текстов.


     ЗОЛОТО СКИФОВ
   СОДЕРЖАНИЕ
   стр.
   От составителя.............................................................1
   Предисловие........................................................... .2
   Первый раздел: Дым и человек-олень..............................4
   Фригийские корни.................................................... -
   Древнегреческая историческая литература..................5
   Ея........................................................................ 7
   Кипарис............................................................... .9
   ☺ Аристей.................................................................-
   Царство Аида........................................................ 10
   ☺ Легенда скифов.................................................... 12
   Второй раздел: Дары скифам................................... 13
   ☺ П л у г........................................................... ...... 13
   ☺ Вольга и Микула.....................................................-
   ☺ Колодец святого Андрея...........................................14
   ☺ Я р м о ................................................................. 15
   ☺ Люлька.......................................................... ...... 16
   ☺ Т о п о р............................................................... .19
   ☺ Афина.................................................. ...................-
   ☺ О все видавшем................................................. ... 20
   Остров Огигия........................................................................21
   ☺ Ч а ш а.................................................................................22
   ☺ Храм Артемиды Эфеской..................................................23
   ☺ Актеон..................................................................................25
   Третий раздел: "Золото скифов"....................................... 29
   ☺ Мед Аристея............................................................. -
   ☺ Названный отец..................................................... 33
   ☺ Выводы........................... .................................. .36
   Примечания составителя............ ............................ 37
   Перечень имен...................................................... 39
   Использованная литература по разделам..................... 40
  
   ☺ Символом обозначены главы, использованные для статей и комментариев Музея Отображения Сложных Явлений или размещённые как самостоятельные произведения. Статья "Выводы" опубликована в виртуальном журнале http://www.stories.pageforyou.ru/show.php?pagen=38
   САМИЗДАТ 2006 год. 20 экз.
     
      От составителя
     
      В "Заметках" отобразились попытки составителя разобраться в некоторых общих вопросах далекого прошлого жизни людей. Помочь в этом должна История. Что же понимается под словом "история"? Общепризнанно, что это разного рода сведения (документы), сохраненные в веках, благодаря возникновению письменности. Однако множество древних текстов выглядят сейчас, как шифрованные послания. Что хотели сообщить цивилизации, оставившие потомкам плоды, в которых до сих пор еще не до конца разобрались? Можно ли из остатков былого бытия, осколков исчезнувшего мира сложить истинную картину и дать ее точное истолкование? Как проникнуть в смысл шифрованного кода, разгадать иносказания и извлечь уроки из прошлого? Современная наука, как и ученые предшествующих веков, пытается разгадать древние притчи, аллегории и загадки давних письмен. Однако тот факт, что большинство текстов до сих пор так и остается темными для понимания, свидетельствует о том, что давно утеряны "ключи" для открытия смысла.
      Прошлое - достояние каждого живущего на Земле. Нужно искать истинный смысл написанного. Методы поиска возьмем из древней науки герменевтики.1. Наука поставила себе задачей толкование рукописных и печатных текстов, в первую очередь древних.
      Возьмем из этого учения идею об осознание языка и системы понятий, в которых осуществляется истолкование, догадки о прочтении косвенных знаков и чтении между строк.2.
      Вспомним также Сократа, который говорил, что текст - это душа, в которой писец набрасывает смысл, а живописец - картины к нему. Гегель писал об особой пригодности для образования изучения мифа и языка древних.
      Приходим к мысли о необходимости понимать письменную традицию, следованию указаниям условленных меток и знаков, символов, образов и ключей, и даже об изобретении древними какого-то универсального языка. Ведь, говорили древние "не для не образованных пишем".
      В результате, обобщив накопленный материал, проявляется "Горный язык" - повествования мудрецов, в котором используются образы, символы и знаки с известным смыслом. А у мудрецов, как заметил еще трагик Еврипид, два языка, из коих один говорит правду, а другой разглагольствует сообразно времени и обстоятельствам. Этот язык подобен приемам купцов для тайного общения в многолюдном месте, когда условные, непонятные для других фразы помогали и обмануть простака, и предостеречь товарища по профессии от встречи с разбойником.3.
      Составитель "Заметок" разработал "Подтекстовый словарь языка мифов", который может быть использован для прочтения древних исторических текстов. Примеры, иллюстрирующие толкования с помощью этого словаря, можно найти в книгах А. И. Романовского, список которых помещен в конце брошюры. Там же помещены "Примечания составителя", "Список имен" и "Перечень использованной литературы по разделам".
      Предисловие
     
      Основная цель "Заметок" - дать краткое пояснение слов и терминов, употребленных творцами, и указать на огромные "Исторические Залежи", которые ждут еще своего прочтения и толкования.
      Свидетель времени, свет истины, бессмертие памяти, наставница жизни, вестница прошлого - такими эпитетами люди награждают эту область знаний. Ведь ежеминутно пропадают миллиарды фактов, кроме небольшого числа тех, которым дает жизнь записанное слово (книга).
      Есть на ее счет и высказывания другого рода: История учит людей лишь тому, что она их ничему не учит.
      Думается, что эти слова могли придумать невежественные и ленивые люди, для которых представляет большой труд прочитать книгу. "Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждете, и, может быть, не хотите. Власть книги огромна", - говорят одни.
      "Книга то учит, - не возражают другие, - но жизнь на планете (в т. ч. людей) развивается по своим регуляторным правилам, которые не зависят от воли людей. Мы знаем, что за зимними морозами придет весенняя оттепель, но нам не дано определить день появления первой ласточки".
      Третьи выражаются еще иначе: "Читая эту книгу, ничему не научаешься, но чем-то стаешь".
      Эти недоговаривают, что есть книги, от прочтения которых чувствуешь себя невеждой или умником.
      Нужно просить Бога, чтоб он не ввел нас во-искушение иллюзии понимания и избавил от лукавства заблуждения (предвзятого мнения).4.
      "Ведь есть вещи, которые познаются только с помощью фактов, доказательств и подтверждения доказательств", - писал Рене Декарт.
      Есть у него и такое: "Следует читать книги древних, поскольку огромным благодеянием является то, что мы можем воспользоваться трудами столь многих людей как для того, чтобы узнать о тех вещах, которые уже некогда были удачно открыты, так и для того, чтобы напомнить себе о тех остающихся во всех дисциплинах вещах, которые еще надлежит придумать".5.
      Что же предлагается в наше время читателю?
      Это и хронико-простое перечисление событий (известное нам как летописи). Это "история" экономическая - описывающая производство материальных благ. Есть ведь "история" юридическая, изучающая эволюцию общественно политических институтов. "История" культуры. "История" военного дела, этническая "история" и множество подобного.
      В этих "Заметках" излагаются не исторические факты, которыми так любят заниматься историки, а нечто другое. Оно по названию подобно науке "Историческая геология", а, по сути - это "Исторические залежи".
      Наука пытается узнать все об ископаемых останках живых существ на Земле и связать эту былую жизнь со своей временной шкалой (кембрий, девон, юра и т.п.). Живые существа появились более миллиарда лет назад.
      Мы же будем пытаться обнаружить свернутую информацию в письменных источниках о прошлой жизни людей. Ведь люди обитают на планете уже два миллиона лет, а наши исторические источники почему-то не углубляются далее десяти тысяч лет.
      За образец (эталон) отображения множества сведений возьмем географию с ее глобусом - зримой моделью земного шара, картами - символами земной поверхности и координатной сетью из долгот и широт. Поищем, нет ли в старинных писаниях подобных объектов для отображения прошлого человечества. На такую мысль нас наводит и Библейская мудрость:
      "Последовать примерам сокращенного изложения. Ибо как строительство нового дома подлежит заботиться обо всем строении, а тому, кто должен заняться резьбою и живописью, подлежит изыскивать только потребное к украшению, так и мы думаем и о себе. Углубляться и говорить обо всем и исследовать каждую частность - свойственно начальному писателю истории. Тому же, кто делает сокращение, должно быть предоставлено преследовать только краткость речи и избегать подробных изысканий".6.
      Возможно, слово "дом" и есть искомое сокращение. Ведь и сейчас мы говорим: государство - дом людей.
      Не без оснований предполагаем, что старинные письменные произведения должны содержать в себе исторические факты.
      Подобранный материал рассчитан на любителей исторического жанра. Его назначение - быть справочником при чтении старинных текстов.
     
      Раздел первый: Дым и человек-олень
     
      Фригийские корни
     
      Углубимся в прошлое. Отец истории, Геродот, сообщает, что самими древними людьми принято считать фригийцев, потомки которых - армяне и сербы - живут и поныне. Находим самое старое из описаний жизни этих людей в "Метаморфозах" Овидия. В мифе о стародавних фригийцах, так выглядит их жилище:
      В образе смертного отец богов зашел туда; с ним же -
      Сын его, крылья отложив и жезл, - потомок Атланта.
      В сотни дверей они стучали, утомленные: на ночь просились -
      Сотни дверей тех глухими были, и лишь одни отворились -
      Хоть деревянные, низкие, под козырьком из прутьев и соломы.
      В хижине той пара стариков жила - Филемон и Бавкида.
      Боги древних греков и римлян олицетворяли умственные способности людей (там ведь были богини мудрости, глупости, памяти).
      Богов соседей греки обозначали тоже на свой лад.
      Зашли в дом боги, Зевс и Гермес (рим. Юпитер и Меркурий). Отец богов персонифицирует разум человека, а его сын (внук Атланта по линии матери), бог торговли, - олицетворяет здравый смысл людей. Он зашел без своего жезла и крыльев. Это говорит нам, что свою выгоду (усыпляющий жезл), мечты и фантазии (крылья) бог реалист оставил за пределами дома. Соответственно, Филемон и Бавкида предстают перед нами фригийцами, исповедующими культ Разума. Эта пара стариков представляет теоретическую науку (старуха) и прикладные знания (дед).
      Если "дом" может быть образом прошлого людей, то "дверь" - его символ.
      В хижине стариков заметим столик:
      Наконец, боги возлегли. Подпоясавшись, Бавкида, трясясь,
      Столик до них подвигает, что ножку имел третью короче.
      Выровнял их черепок: хозяйка его под эту ножку
      Быстро подложила. Зеленою мятой столик натерши,
      Девы Минервы двухцветный плод подала к обеду -
      Терн осенний, что был заготовлен в мусте винном;
      Зеленый цвет в мифах указывает на предвидения, дева Минерва (Афина) - мудрость, дающая людям полезные советы. Вино связано с богом Дионисом (рим. Вакх), который олицетворял откровения (открытия).
      Здесь Овидий говорит об откровении (муст винный), о мудрости предвидения будущего и опорой всему этому является столик с его тремя ножками. Предполагаем, что в образ его двух ножек вложены две известные науки: этнография (этнология) и археология (ее символом является черепок). А третья ножка - это до сих пор не сформировавшаяся отрасль знания, которую знают, как звать (мифология), но не наполнили содержанием. А ведь речь здесь идет об истории бесписьменного времени. Народная память в мифах, легендах и сказках хранит бесценные обломки прошлого так же надежно, как земля обломки материальной культуры. Надо лишь извлечь эти обломки из старых и новых записей, рассортировать их, постоянно сверяясь с информацией уже добытой археологией, антропологией и этнографией и сложить картину жизни древнего общества. И такой столик (объединивший все учения о прошлом людей) подвигает старуха богам. О том, что еще подается на столик, скажем позже.
      Обратим внимание на одно живое существо в мифе.
      Был там один лишь гусь, их усадьбы маленький сторож.
      Вот они и хотят пожертвовать ним для богов милостивых.
      Он не давался однако: вырвался из-под рук их и долго
Крыльями бил, гоготал, и, наконец, старых утомив,
      Как-то забежал к гостям. Не дали они погубить птицу.
      Возьмем на заметку гуся (к нему тянулись руки, а руки в мифах - это указатели, на что нужно обратить внимание). Птицей в мифах представлены люди обладающие талантом и исключительными провидческими способностями. Этой домашней птицей древние называли поэта, который обладает даром представлять сложные процессы в образной доступной зрению форме. Очевидность - один из краеугольных камней истинности.
      Гусь - сторож у фригийцев, гусь - первый среди птахов, слова этого гуся вещают успех и счастье (так говорили древние индийцы), гуси спасли Рим (дошло к нам выражение от латинян).
      Возьмем на заметку для дальнейшего. В одной индийской сказке гуси рассказывают:
      В прошлом рождении были мы простыми воронами. Да однажды бились мы меж собой за остатки жертвы в пустом храме Шивы, попадали в священный пруд и утонули. Вот по этой причине и родились мы золотыми гусями. 7.
      Этот текст служит подсказкой, что слова языка мудрых для обозначения одного и того же могут со временем меняться.
      Закончим свое путешествие к стародавним фригийцам комментарием еще одного сообщения. Безбожных соседей Филемона и Бавкиды постигла печальная участь, а стариков боги спасли: вывели их на верхогорья.
      Оглянулись оба и видят:
      Низину затянуло тиной; над ней - только их домик.
      Пока, потрясенные, тихо оплакивают соседей,
      Дом старый, что и для двоих тесен был, - их пристанище,
      Храмом великолепным становится: где подпорки были, там колонны.
      Где была крыша соломенная гнилая - уже поблескивает дорогое золото,
      В мрамор подворье оделось, а резьбою хвалятся двери.
      Из того, что известно о храме Зевса с описаний, остановимся на храме в Олимпии. О седьмом чуде света (там в храме колоссальный Фидиев Зевс держит у себя на ладони двухметровую статую богини Нике-Победы) известно уже достаточно много из мифов и исторических источников. Вывод из всей информации о храме такой: у человечества есть только единственный путь для спасения - все достижения должны приноситься на алтарь Зевса (Разума) и на базе этих побед нужно строить жизнь людей. Те народы, которые не пускали в свой дом этих богов, погибали в болоте невежества.
      Храмами Разума в наше время называем не только культовые сооружения, в которых сосредотачиваются архитектурные, скульптурные, живописные, музыкальные и технические достижения, но и академии, университеты, библиотеки, театры, музеи, выставочные экспозиции.
      В конце жизни Филемон и Бавкида зазеленели и превратились в могучий дуб и липу. Уже в виде деревьев их увидел Лелег, рассказавший про них греческому герою Тезею.
      Двинемся дальше в своих поисках исторических осколков прошлого бытия людей. Знание о стародавних фригийцах сберегли лелеги, а от них были переняты древними греками.
     
      Древнегреческая историческая литература
     
      "Общественный интерес изменяется с течением времени. Но есть сочинения, к которым общественный интерес сохраняется во все времена, - писал Гельвеций. - Это золотой фонд человечества".
      Все старинные источники (античная традиция) единогласно указывают на произведения эпического греческого поэта Гомера, который в своем творчестве отобразил знания своего времени и давних времен. Жил он около трех тысяч лет тому, а его сочинения были записаны 2700 лет назад, когда у греков появилась письменность. От греков переняли письменность наши предки.
      С домом, дверью и столом встречаемся на острове Ея в "Одиссее" Гомера.
      Предстало перед нами одно место поэмы, где служанки Цирцеи угощали Одиссея. Показалось, что оно подтверждает наши догадки.
   "Девы, служанки проворные, все учреждавшие в доме;
   Все они дочери были потоков, и рощ, и священных
   Рек, в необъятное лоно глубокого моря бегущих.
   Дева одна, положивши на кресла подушки, постлала
   Пышные сверху ковры, на ковры ж полотняные ткани.
   К каждым креслам другая серебряный чудной работы
   Стол пододвинула с хлебом в златых драгоценных корзинах.
   Третья смешала в кратере серебряной воду с медвяным,
   Сладким вином; на стол же поставила кубки златые.
   Светлой воды принесла напоследок четвертая дева:"
     
      Стол серебряный. Древние египтяне говорили в своих сказках: "жизнь - серебро". Тогда эту мебель можно представить образом жизни людей.
      Девами древние называли мудрость (науку). Тогда о каких четырех науках может идти речь? Первая наука занимается влиянием Высшего Разума на жизнь людей (на коврах, сотканных Афиной и Арахной, были изображены сцены из жизни богов). Другая дева ответственна за этнологию, археологию и мифологию (стол) и хлеб.
      Хлеб - это истинные мировоззренческие представления. Слово часто встречается в старинных текстах и чувствуется, что речь там не всегда идет о хлебе насущном. Селянам хорошо известен сложный процесс от пахоты и сева зерен до сбора урожая, помола зерна, муки, замеса теста с дрожжами и брожения и, наконец, выпечки хлеба. Древние мудрецы увидели в технологии получения хлеба аналогию другого сложного процесса, а именно, выработку истинных представлений. Давно бытует выражение "зерно истины" для обозначения чего-либо правильного в многочисленных, разнообразных мнениях о сложных явлениях или предметах какой-нибудь науки. Нужны усилия многих умов и время, чтобы из мнений выкристаллизовалось нечто правдоподобное. Этот процесс действительно подобен брожению. И, наконец, из "зерен истины" складывается картина знания и понимания изучаемого объекта.
      Думаем, что именно такой смысл вложили мифотворцы в слово "хлеб" в своих сочинениях.
      Золотые корзины для хлеба ("здоровье - золото", говорили древние египтяне) - означают, что представления о здоровом образе жизни уже были установлены предшествующими поколениями. К примеру, знание о недопустимости браков между близкими родственниками, давно прочно вошло в обиход. Такая же опасность для вырождения людей, возможно, существует и при межнациональных браках, иначе до нашего времени не дошли бы малые и большие народы с их языками, культурами и набором национальных особенностей. Человечество давно уже должно было стать однородным. Однако наука, занимающаяся этой проблемой, не дала еще окончательный ответ на данный вопрос.
      За образом третьей девы скрыты знания о жизни и здоровье людей. "Мед" - продукт труда пчел - означает духовные ценности, собранные людьми.
      Четвертая дева ведает мудростью (советами), которую накопили предшествующие поколения. "Водой" древние обозначили свои сочинения.
      Упомянем еще скамейку для ног, стоящую у богатых кресел. Эта опора позволила представить Одиссея сидящим на белом полотне, а под ним - ковер
      и далее - подушка. Гомер называет своего героя могучим мужем.
      Понятно, что одним из направлений в исторической литературе должны быть деяния великих мужей. Это соображение не будем упускать из виду.
      Становится понятным, что угощение для богов у фригийцев и для Одиссея у греков разное. Бавкида подает на стол (среди многих перемен) яйца, спеченные в горячем пепле. Они символизируют основы (начала) наук поседевших от времени (пепел всегда седой). Были там плоды яблонь. О яблоне - дереве знания известно из Библии. Вино и мед у стариков подобно медвяному вину третьей девы у Цирцеи.
      Нужно внимательней приглядеться к острову Ея и к тому, на что указывает Гомер. Подозреваем, что Поєт образной картиной острова представил что-то большее, чем История. Начнем по порядку.
     
      Эя?
     
      На острове Эя, обитает сестра Ээта, дочка Гелиоса, богиня богинь Цирцея. Достигнув острова, Одиссей отправляется разведать, куда они попали. Вот его рассказ:
      "Став на вершине утеса, я взором окинул окрестность,
      Дым, от земли путеносной вдали восходящий, увидел
      Я за широко разросшимся лесом в жилище Цирцеи."
      Вооружён он был копьём и двуострым мечом. Этим копьём герой сразил огромного оленя, которого какой-то демон выслал на него из чащи. Связав ноги оленя тростниковой верёвкой, которую сам сплёл, продвинул голову между ног и, взвалив себе ношу на плечи (иначе не смог бы его донести, слишком уж тяжёл был олень), Одиссей вернулся к спутникам. Те тоже дивились несказанной величине зверя. Разделали тушу. Приготовив еду, поели, и Одиссей поведал, что неизвестно, куда они попали:
      "С этой крутой высоты я окрестность окинул глазами;
      Остров, безбрежной бездной морской, как венцом окруженный,
      Плоско на влаге лежащий, увидел я; дым подымался
      Густо вдали из широкорастущего темного леса."
      Посоветовавшись, решили разделиться на две дружины. Одна пойдет к жилищу Цирцеи, другая с Одиссеем - останется. Собрались и в путь. Скоро за горами увидели обитель Цирцеи. Дом ее был из тесанных камней и стоял на открытом месте. Около дома толпились горные львы и лесные волки. Они миролюбиво подбежали к пришельцам и завиляли хвостами, их чародейным питьём укротила Цирцея. Из дома доносилась песня богини. Она ткала какую-то божественно тонкую ткань.
      Заметив пришельцев, нимфа отворила блестящую дверь и пригласила их к себе. Угостила едой и вином, подсыпав туда волшебного зелья, от которого рассудок остается, а память об отчизне пропадает. Не поостереглись товарищи Одиссея, волшебница коснулась каждого жезлом, и они превратились в свиней.
      Вожак отряда, Еврилох, родственник Одиссеев, не входил в дом. Он затаился и все видел. Прибежал на берег и рассказал обо всем. Одиссей кинулся спасать товарищей, попавших в беду.
      Не миновала бы героя участь его спутников, если б не помог Гермес. Бог дал ему растение разрушающее силу чар дочки Гелиоса и научил, как вести себя с нимфой. С помощью моли, так звалось растение (у него корень был чёрный, а цветки - белые), Одиссею удалось избегнуть чар волшебницы и спасти спутников. Богиня вернула им человеческий облик.
      Остановимся в пересказе, чтобы понять, на что обращает внимание Гомер
      и отгадать хоть некоторые подсказки Гомера. Ведь что-то он хотел сообщить, обращая внимание на громадного оленя, на миролюбивых хищников, на жезл чародейки и многое другое.
      Не укрылась подсказка родства волшебницы с царем Колхиды, Ээтом. Повествование о полном приключений плавании героев Эллады на корабле "Арго" за "Золотым Руном" - известно. Заходил корабль аргонавтов и на остров Цирцеи. Там экипаж судна волшебным зельем был очищен от безвинно пролитой крови царевича Апсирта.
      Здесь приведем два соображения. Первое касается известного издавна утверждения о том, что "искусство может прятать искусство (скрытые или явные цитаты из других произведений, соединение разных текстов одного и того же автора, воссоздание чего-либо по признакам)". "В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь".8. Вводя скрытую или явную цитату, писатель надеется, что читатель знает или прочтет упоминаемую книгу.
      Другое. Титан Гелиос у греков олицетворял "время", "дочками", "сестрами" в языке древних мудрецов называли сочинения (книги) имеющие одного "отца". Поэтому сообщение Гомера читается так: Цирцея - сочинение (книга) рожденное временем.
      Где же еще можно очиститься от крови, как не в исторической литературе? Разве человек, пьющий чародейный обман из таких описаний, не уподобляется свинье, поглощающей то, что для нее приготовлено, сидящей в своем закуте и бездумно ждущей, когда какой-нибудь хищник ею поживится?
      Почему Гомер заставляет героя видеть с утёса одно, а рассказывать - другое? В этом проявляется известное историкам разделение фактов на факт-событие и факт-сообщение.
      Где львы-завоеватели (древние герои) и волки-хищники (тираны) предстают ручными и мирными?
      Конечно, такими их можно узреть лишь в приукрашенных описаниях.
      А растение моли? Не скрыты ли в его корне черные замыслы агрессора, прикрываемые сверху белым цветом благих намерений?
      Хотя наиболее верным в образе "моли" будет следующее: белый цвет - признак образованности, он, как белым днем, позволяет увидеть все вокруг, черный цвет, как ночная темнота, скрывает истинную картину бытия. Тот, кто извлечет на свет Божий скрытые причины явлений, не попадет под действия чар волшебницы.
      Жезл волшебницы подобен слову "раб": назвали так и уже не человек, а скот.
      Живёт Цирцея в доме из тесаных камней - это еще одна подсказка творца, что древние сочинения основательно подработаны.
      Однако, как быть с выполнением трех законов Истории, которые сформулировал еще Цицерон:
      1. - Не сметь сказать никакой лжи. 2. - Не сметь умолчать ни о какой правде.
      3.- Чтобы написанное не вызывало никакого подозрения ни в пристрастии, ни во враждебности.
      Решают эту проблему историки, как и ученые других наук, путем ввода своих определений, терминов и понятий (своего особого языка).
      Теперь, зная, что находимся на острове "Историческая литература" (дым - знак этого места), выясним, с каким оленем встретился герой, какая огромная добыча к нему сама прибежала? Известен миф Овидия, в котором есть большой олень.
     
     
      Кипарис
     
      Среди деревьев, приходивших слушать Орфея, был кипарис (были там и могучий дуб с липой). В дерево то превратился юноша, любимец Феба.
      Жил в старину на Картейских лугах гигантский олень. Страха, породе своей присущего, этот олень не имел. Заходил на подворья, охотно будь кому подставлял шею, вымогая ласки. Очень любил оленя Кипарис, первый красавец с острова Кэоса. Он провожал оленя на новые пастбища, к родниковой, прозрачной воде. Бывало, сев на него, как на коня, ездил на нем то туда, то сюда для забавы. Как-то знойным летом олень прилег на траву в тень дерева и тут Кипарис нечаянно попал копьем ему в самое сердце. Видя то, как он гибнет от раны, юноша решил погибнуть сам. Феб, как только мог, уговаривал Кипариса, но напрасно.
      "Грустно вздохнул тогда бог: Оплаканный нами, ты и других
      Будешь оплакивать, - молвил, - спутник людской скорби".
      Об огромной добыче, которая сама попалась Одиссею на острове Эя, можно лишь догадываться. Можно предположить, что эта заготовка Гомера связана с древними народами. Их творец увидел в образе оленя. Миф об олене может повествовать о трагических событиях в жизни обитателей Земли, которые случились десять тысяч лет назад. Гигантские благородные олени (а также шерстистые носороги и гигантские муравьеды и многие другие животные) исчезли после окончания последнего ледникового периода. Возможно и охотники на этих непугливых животных, лишившись источника пропитания, тоже погибли. Осталась о них лишь память в виде дерева скорби.
      Однако здесь мифотворец демонстрирует образ юноши на олене. Эта картина говорит о том, что сам Кипарис и является оленем. В мифах есть сведения об одном персонаже, который, умирая, превращается в оленя, а, воскресая, становился человеком. Человек-олень - соперник Орфея, преследующий нимфу Эвридику, ставший впоследствии созвездием "Водолей" называется Аристеем.9.
      Если предположить, что нимфа Эвридика есть искомая наука о свертывании информации, то она желанна не только певцам и поэтам (их в мифах олицетворяет Орфей), но и пасечнику, и виноградарю Аристею.
      Нужно узнать об Аристее больше, тем более что о нем, как живом, пишет Геродот 10 и упоминает о "меде Аристея" Овидий. 11.
     
      Аристей
     
      13. Аристей, сын Каистробия, проконнесец, в своем эпическом произведении рассказывает, что он, вдохновленный Фебом, прибыл к исседонам, а за исседонами живут одноглазые люди аримаспы, а еще дальше за ними есть грифы, которые охраняют золото, а там дальше около моря живут гипербореи. Все они, кроме гипербореев, начиная от аримаспов, постоянно нападают на своих соседей. Аримаспы вытеснили с земель исседонов, а исседоны скифов,4* а киммерийцев, которые жили около южного моря, скифы вынудили покинуть страну. Вот же, и это предание не согласуется с тем, что рассказывают скифы о своей стороне.
      14. А откуда родом был этот Аристей, который сложил такой эпос, уже было сказано, а о том, что я слышал о нем в Проконнесе и в Кизике, я скажу. Говорят, что Аристей был там за своим происхождением не ниже любого из граждан. Войдя в Проконнесе в сукновальню, он там умер. Изготовитель сукна (сукновал) закрыл мастерскую и пошел сказать родственникам умершего. Уже в городе разошелся слух о смерти Аристея, когда один кизиканец, что пришел из города Артаки, поддал сомнению правдивость этого слуха, сказав, что он встретил Аристея, когда тот шел в Кизик, и даже разговаривал с ним. И он настаивал на своем сомнении, а родственники умершего пришли к мастерской, имея при себе все необходимое для похорон. Но когда они открыли мастерскую, то не нашли ни живого, ни умершего Аристея. А когда минуло шесть лет, говорят, Аристей появился в Проконнесе и сложил там то сочинение, что его эллины называют теперь Аримаспией, а составив его, он исчез второй раз.
      15. Вот так говорят в двух городах, а следующее, мне сказали, случилось у жителей Метапонта в Италии спустя двести сорок лет после второго исчезновения Аристея, как я подсчитал, сопоставив то, что случилось в Проконнесе с тем, что было в Метапонте. Метапонтийцы рассказывают, что в их крае появился тот самый Аристей и велел им соорудить жертвенник Аполлону, а возле него поставить статую с именем на ней проконнесца Аристея, потому что, сказал он, лишь до них италиотов, а больше ни к кому не приходил Аполлон и что сам он его сопровождал, но тогда, когда он сопровождал бога, он был вороном. Так он сказал, по словам метапонтийцев, и исчез, а они послали людей в Дельфы и спросили пророческое святилище, что это за явление было того человека. Пифия ответила им, чтобы они послушались и сделали все, как им было сказано тем явлением и, если они его послушаются, это будет им на добро. Они послушались и все исполнили. И правда, теперь около статуи Аполлона стоит еще одна статуя с именем Аристея, а вокруг растут лавровые деревья. Статуя поставлена на агоре. Вот же, хватит теперь об Аристее того, что я сказал...
      Муза эпической поэзии Мельпомена и эпический поэт Аристей позволяют связать воедино наши знания о вороне и гусе, о хижине, доме, двери и храме Зевса, о Гермесе, о боге Аполлоне, носящем эпитет Феб, такой же, как и у Гелиоса (Блестящий). Гомер в своих сочинениях неоднократно повторяет, что "Гелиос - бог, который все видит, все слышит и все знает". Конечно, таким уникальным свойством обладает только "время". Все эти слова являются метками о принадлежности старинного текста к историческим произведениям, и нужно искать слова-зацепки, слова-намеки, чтобы стало понятным скрытое в нем содержание или выйти на другие рассказы, где отражается продолжение темы. И такие слова известны. Слово "грудь" - знак того, что сообщение может быть понято из самого текста, а слово "шея" - метка того, что нужно в тексте увидеть намек, в какое сочинение нужно направляться.
      Понятно, что Аристеями в мифах названы люди, профессионально занимающиеся вопросами прошлого человечества, т. е. выполняющие одну и ту же работу. Когда они живы, то собирают и обобщают информацию о прошлом, а, уходя в мир иной, становятся сами добычей (оленем) для живых.
      Теперь нам становится известно, что можно обнаружить за блестящей дверью Цирцеи. Продолжим пересказ о пребывании Одиссея на острове Эя.
     
     
     
      Царство Аида
     
      Напугал герой Цирцею своим двуострым мечом, и та предложила Одиссею жить с ней. Он согласился, ибо такой совет ему дал Гермес. Целый год прожил странник у богини. Она знала, какой путь предстоит пройти Одиссею. Подсказала ему, как найти прорицателя Тиресия в царстве мертвых и обо всем, что интересует, его расспросить. Одиссей со спутниками сел на корабль и в путь. Правда, одного товарища он все же лишился. Молодой Ельпенор спал на плоской крыше дома Цирцеи и спьяну свалился на землю. Свернул шейные позвонки, и дух его покинул. Случилось это как раз перед отплытием в царство Аида.
      Пока корабль со странниками плывёт, попробуем понять, какой смысл заложил Гомер в образ Ельпенора на крыше дома Цирцеи. Наверно этот юноша и есть создатель жилища богини. Словом "юноша" (уже не "мальчик", но еще не "муж") древние называли выдающегося человека, обладающего стратегическим умом. Упоминание о "шее" означает отсылку в другие источники, из которых проявится сущность того, что хотел сообщить автор.
      Долго искать не приходится, так как понятно, что нужно следовать за Одиссеем в царство Аида. Древние разместили его на земле киммерян.
      "Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;
      Там киммерян печальная область, ..."
      Встретился Одиссей в царстве мертвых с Эльпенором (тот опередил корабль), с прорицателем Тиресием, с тенью своей матери, с тенями жен и мужей, персонажами древнегреческих мифов.
      Почти все мифы, которые сейчас для нас известны по многочисленным изданиям, легко угадываются за тенями - призраками, которые по очереди подходили к герою. Так что литература трех тысячелетней давности сейчас хорошо известна. А содержит ли она исторические сведения? Несомненно. К примеру, за мифом о деловом и предприимчивом царе Коринфа, Сизифе (его видел Одиссей в Аиде) и его большим камнем стоит реальность строительства города, которое начинается каждый раз с нуля после очередного разрушения. И это подтверждается современной историей города Коринфа, который неоднократно разрушался до основания катастрофическими землетрясениями. Но, выгодное место, плывущее само богатство (с Ионического и Эгейского морей) заставляет жителей забывать об опасности, таящейся в их земле.
      Справедливый царь острова Эгины, Эак (он тоже упомянут), назначен Зевсом судьей в Аиде. Его молитвами был снова заселен остров после страшного мора, погубившего все население. Зевс превратил в людей муравьев и заселил Эгину. За мифом об этом персонаже также стоит реальность. Только трудолюбивый, бережливый, домовитый (умеющий сберечь накопленное) и храбрый народ (подобие сообщества муравьев) способен переживать катастрофические события. И в этом проявляется Высшая Справедливость и награда за праведную жизнь.
      Поля с цветами, по которым бродят некоторые тени, означают, что выдающиеся открытия и изобретения людей (цветы) тоже должны найти свое отражение в "Исторической литературе".
      Наше внимание привлекла просьба Эльпенора установить на его могиле весло, с которым он так долго был неразлучен на корабле. Одиссей, при прибытии вновь на остров Эя, выполнил его волю.
      Думаем, что "веслом" обозначена вся собранная Эльпенором информация о прошлом, и он с ней уйдет в вечность как Историк.
      Тиресий напророчил Одиссею ходить с веслом на блестящем плече, пока не встретит людей, которые спросят, "что за лопату ты несешь иноземец".
      Здесь мы имеем случай, когда одно и то же у разных народов названо различно. Оказывается, наши предки назвали греческие мифы лопатой. Вспомним сказку об Ивасике Телесике. Он плавает по воде с помощью серебряного весла и ловит рыбу для деда и бабы с золотого челнока. Его образ верхом на гусенке говорит, что он и есть гусь, а сажает Телесик в печь на лопате змеючку Аленку (конечно, это греческая Елена Прекрасная), которая может быть знаковым образом мифической литературы. Да и деревянная лопата, на которой еще недавно наши селяне сажали в печь хлеб, подобна веслу.
      Печь - пламя - огонь - свет. Такими словами в древней литературе обозначалось образование (учеба), а богом образованности (света) был бог Аполлон. Поэтому жуткая картина сжигания Аленки всего лишь означает совет нашего Телесика, что греческие мифы нужно использовать в целях образования.
      Поскольку местом нахождения историчного наследия Гомер называет землю киммерян, а (по Геродоту) их вытеснили скифы, то среди многих рассказов отца "Историй" об этом народе выберем вначале самый короткий. 12.
     
      Легенда скифов
     
      5. Скифы говорят, что их народ самый молодой среди всех народов, и вот как это произошло. Их земля была пустынна и первый человек, что там появился, был такой, что назывался Таргитаем. Родителями этого Таргитая, как они говорят, но я этому не верю, были, по их утверждениям, Зевс и дочка бога реки Борисфена. От них произошел Таргитай и у него было три сына: Липоксай, Апроксай и младший Колаксай. Когда они были царями, с неба упали на скифскую землю изготовленные из золота плуг, ярмо, топор и чаша. Первый увидел их старший и приблизился, чтобы их взять, но все это золото, когда он подошел туда, начало гореть. Он удалился и тогда к ним подошел второй. Но с золотом стало то самое. Вот же так своим пламенем прогнало их золото. Зато, когда до него приблизился третий, младший, золото погасло, и тогда он взял его себе и пошел с ним домой. И старшие братья, после того, что они увидели, согласились передать все царство младшему.
      Археологи, занимавшиеся раскопками скифских курганов-могил на юге Украины, говорят, что почти в каждом захоронении им встречались миниатюрные изображения небесных даров. Топор, чаша и плуг - культовые предметы древнеиранских племен. Несомненно, что дары представляют собой символы какой-то исторической информации, иначе, зачем их надо было нести в "дом".
     
      Примечания к разделу первому.
     
      1. В ее названии видно греческого бога торговли, Гермеса, в обязанность которого входило помимо множества других дел истолковывать смертным веления богов и передавать богам просьбы людей.
      2 Итогом явилось учение об искусстве понимания текстов, изложенное
      в книге Х. - Г. Гадамера "Истина и метод" (М. Прогресс, 1988). Основы философской герменевтики.
      3. Такой словарь составлял В. И. Даль.
      4. К. А. Свасьян "Иоганн Вольфганг Гете", М., "Мысль", 1989, с.93
      "...внутренние враги: воображение, нетерпение, поспешность, самодовольство, косность, формализм мысли, предвзятое мнение, лень, легкомыслие, непостоянство...".
      5. Рене Декарт "Сочинения", М., "Мысль", 1989, т.1, с.82.
      6. 2 Маккавейская.
      7. Сомадева. "Океан сказань", К., "Днiпро", 1984, с.46.
      8. Парадокс О. Уайльда.
      9. Сведения из "Мiфологiї" Яна Парандовского.
      10. Истории Геродота, книга IY, "Мельпомена".
      11. Овидий в своих "Письмах с Понта", М., "Наука", 1982.
      12. Истории Геродота, книга IY, "Мельпомена"
     
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"