Аннотация: Приложение к роману "ПЛЕННИК МИФА". (C) Copyright: Борис Алферьев, 2005 Свидетельство о публикации N2512130084
БОРИС АЛФЕРЬЕВ
БЕЛАЯ РЫСЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 К РОМАНУ.
ДЕЛО В ЭКС-АН-ПРОВАНСЕ И ВТОРАЯ ЭПИДЕМИЯ ВЕДОВСТВА: МАССОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЗЕРГИНОВОЙ КИСЛОТЫ В КАЧЕСТВЕ НАРКОТИКА.
История о Экс-ан-Прованском деле будоражила умы различного рода мыслителей не одно столетие: слишком много в нем было с одной стороны странностей и мистики - это, впрочем, в описаниях его, а с другой - дело было настолько детализовано, и ему было столько свидетелей, что подозревать подлог, или массовую мистификацию, не представляется возможным. Эксское дело убедило решительно всех в Европе в целой эпидемии одержимости Дъяволом людей, возродило угасающую уже активность инквизиционных следствий, и еще сорок лет, до процесса Урбена Грандье, проведенного по приказу Ришелье, и списанного нерадивыми следователями с Эксского дела, от чего и получился скандал, давало пищу нездоровым умам и паникующим теософистам. Впрочем, Элифас Леви достаточно много написал об этом деле, выражая, так сказать, "официальную" версию событий, а В.М.Бехтерев рассматривал Эксский случай как типичный случай массового гипноза. Будучи в настоящее время досужим, доживающим свой век человеком, я решил сам расследовать это дело, и выводы свои излагаю ниже.
Итак, дело началось с того, что к инквизитору Михаэлису, который находился в Марселе, и был довольно болен - судя по описаниям, у него была желчно-каменная болезнь с частичной непроходимостью протоков, явились настоятельница женского монастыря св.Урсулы, что возле Экс-ан-Прованс, и духовный священник этой обители, который занял эту бенефицию после того, как священник Лоис Гофриди отказался от нее, и ее продал. Проблема, которая была представлена Михаэлису для решения, состояла в том, что в обители две девицы постоянно проявляли неправильное поведение. Вот как говорит об этом один из источников, доставшийся отделу исторических изысканий "АЕ" в 1940 году:
"Дело же было в том, что вот уже более месяца как в монастыре св. Урсулы, в котором, надо сказать, содержались девицы из самых знатных фамилий Прованса, разразилось нечто, совершенно никакому описанию не поддающееся, только наводящее пожалуй на мысль о биче божием, за грехи наказующем смиренных овец господних в ранее благополучном Экс-ан-Прованс: две монахини - Луиза и Магдалена в одночасье сошли с ума, и их одержали дъяволы во множестве совершенно немыслимом - настолько, что монахини забесновались, и стали вытворять в смиренной и тихой обители всякие богомерзейшие ужасы. Все сие происходило почти постоянно, к вящему огорчению почтенной настоятельницы обители св. Урсулы, покровительницы Прованса.
Одержимые и терзаемые бесами монахини то бесновались, принимая позы самые жуткие и невообразимые, то впадали в буйство, вцепляясь в волосы своим сестрам по обители, то в язвительность, понося сестер самыми поносными выражениями, да еще и обвиняя многих в противоестественном грехе женолюбия - что вызывало слезы и причитания оскорбленных голубиц, то громко требовали подать себе мужчин, да еще не просто так, а во множестве, а бывало, что и изрыгали кощунства, бредили, и поносили святыни Римской Католической Церкви, а то впадали в совершенное оцепенение. Все это делали, само собой, бесы, сидящие в девицах, а не сами девицы, так что обвинять в бесчинствах кроме врага рода человеческого, сиречь того, кого обычно называют Диаволом и Сатаною, было некого, но все равно - греховные эти деяния производили на окружающих впечатление самое развращающее, и отвращающее от св. Веры, чего Диавол, собственно, и добивался. Поначалу буйства монахинь навели местного духовника на мысль об обычном буйном ведовстве, и он уж порешил вызвать монахов из монастыря св. Франциска (из тех, кого называют "наблюдающими орденский устав" - мужей жизни самой святой и примерной), и с этими монахами он бы девиц, пожалуй, и сжег как ведьм, но вскоре все припадки стали сопровождаться такими противоестественными телодвижениями, что у духовника обители возникли серьезнейшие подозрения на предмет истинных признаков одержимости Дъяволом девиц Капо и де ла Палю, и от сожжения их духовник предпочел воздержаться, главным образом по двум причинам: во-первых, демоны одержали девиц насильственно, и потому девицы сами по себе не были виноваты ни в чем, так как сами были околдованы; а во вторых, одержимость - зараза хуже чумы, и непременно должна была перейти после сожжения одержимых на других монахинь, а то и на тех, кто стал бы одержимых девиц сжигать - такие случаи были еще на памяти, особенно - в Германии, где наряду с ведьмами было сожжено множество одержимых, и надо сказать, что местные фемы поплатились за это весьма жестоко.
Почтенный патер-духовник прочитал над монахинями все ему известные молитвы, но это привело только к тому, что девушки, по его словам, принялись бесноваться еще пуще, выкрикивая при этом целые фразы на никому не известном языке, и пытались, между прочим, покусать почтенного святого отца. Духовник и действительно едва не пострадал: сам он рассказывал, заикаясь от не прошедшего еще ужаса, как к нему вплотную приблизился Нечистый, угрожая духовника задавить, и задавил бы, так как духовник греховно усомнился в могуществе Слова Божия, и только святой водою почтенному патеру удалось отогнать беса прочь. Штаны патера при этом промокли со страху хоть выжми. Девушки, или, вернее - демоны, сидящие в девушках, торжествующе хохотали.
У духовника от испуга случился припадок нервной горячки, и его отнесли в постель. Три дня святой отец пролежал в бреду, причем ему казалось, что его поджаривают на медленном огне неисчислимые полчища демонов. Духовник говорил о том, что это было чистое колдовство, и всячески отрицал предположение доктора Юлиана-Маркуса о том, что у патера-духовника было воспаление мозга. После трех дней острой горячки патер-духовник пришел в чувство, но при каждом упоминании о нечистой силе он немедленно пугался настолько, что начинал трястись всем телом, и разражался обильными слезами. Остальные были перепуганы не меньше. Все перечисленные события и побудили пострадавшего духовника и почтенную абатису обратиться за помощью к инквизитору Михаэлису - общепризнанному специалисту по дъявольским воинствам, кои, как известно, имеют особый чин при епархиях, и именуются среди святых отцов экзорцистами."
Итак, первое: за происходящим следил некий врач, по имени Юлиан-Маркус. Духовнику он поставил диагноз: нервная горячка, или острый менингит, прошедший в абортивной форме. За это говорят и последующие симптомы: слезливость, эмоциональная неустойчивость, нервные реакции. Или это менингит, или хорея, которую тогда называли "пляской св.Витта".
Запомним это хорошенько, и обратимся к источнику дальше:
"Патер Михаэлис, как уже было сказано, хворал, однако принял просителей благосклонно, пообещав им заняться их делом, как только здоровье, и Провидение божье позволят ему заняться этим, ибо спешка здесь дела не улучшит, а промедление - не ухудшит, даже наоборот: вид одержимых вселяет страх божий в сердца праведных. Диавол не может вселиться в тех, кто ему неподвластен, кто чист душой и телом, кто не грешит страстями, любостяжанием, или роскошью. И ежели в обители появятся еще одержимые, так что ж - это поможет нам выявить тех девиц, которые как-либо грешны, и вам не исповедались, или же тайно лелеют греховные желания.
Они так и договорились, но пришло известие, что третьего дня бесноватые девицы подняли в монастыре уж совсем невообразимый содом, так что Михаэлис, внемля слезным просьбам абатисы, решился ехать немедленно".
Дорогой Михаэлис, и несколько его подручных начинают опрашивать абатису и духовника, собственно, начав уже следствие по горячим следам. Михаэлис выразил удивление тем, что и абатиса и священник прибыли разом, не оставя в обители сколько-нибудь сведущих духовных лиц, поскольку там опасные бесноватые, обращаться с которыми нужно умеючи. Почему, собственно? Священник после пережитого собственной тени боится, не только что оставаться в монастыре, в котором бесноватые, а абатиса - это единственное лицо, которое вообще может вести с инквизитором подобные переговоры. Однако, ответ Михаэлисом получается следующий: "Мы оставили дела в обители на духовного священника ордена. Он и исповедник многих наших девиц. Собственно, это и мой исповедник, так что я могу ручаться - человек это знающий, и нам всем известный".
На вопрос, кто таков этот священник, Михаэлис получает ответ, что это патер Лоис Гофриди, и что это человек весьма ученый и обходительный, и, кстати, в его присутствии бедные девушки как бы утихают и не беснуются.
Михаэлис начинает выяснять мнение абатисы и священника о Гофриди, хотя сам очень хорошо его знает. Ему говорят, что Гофриди ежедневно умерщвляет плоть, и не ест мясного никогда - ни каким образом. Пост у него как у картезианца. Но Михаэлис не верит этому - у него другая информация о нравах и привычках Лоиса Гофриди.
Были ли они раньше связаны? Возможно. Во всяком случае, и это мы берем на замету.
Теперь опишем о том, каковы были нравы среди тогдашнего французского духовенства: ничего особенно нового, все в духе Бокаччо, только с французским акцентом. Педерастия и педофилия. Лесбиянство. В монастырях воспитывается полно незаконных детей не только от священников, но и от лиц куда повыше, даже и королевской крови, и их отцы открыто им выказывают свою протекцию. И сорок лет спустя именно Грандье сказал, что во французских монастырях всякая монашка была раз тридцать беременна, а то и побольше.
Но что же делали монахини со своими беременностями? За роды их постигали строгие наказания, впрочем, все равно рожали. Но чаще избавлялись от беременностей подручными средствами. И среди этих средств самым распространенным была спорынья.
Спорынья применялась с античных времен и врачами, и народными лекарями как метротоническое средство как при маточных кровотечениях, так и для прерываний беременности. Эрготомин и эрготоксин до сей поры одни из самых эффективных средств для этого. И беременные монахини принимали именно спорынью - а что им еще было делать? Выкидыш на любом сроке - это же абсолютно ясно! Как бы ни сами матери-настоятельницы им это и советовали, в нашем случае это даже подтверждается ниже.
Спорынья содержит еще и лизергиновую кислоту, которая действует как сильнейший наркотик, вызывает галлюцинации, и не просто обычные галлюцинации, но галлюцинации с индукцией окружающим, при условии, что они потребляют то же вещество, так что бред отравленных принимает очень скоро характер массового. И мы вполне можем допустить, хотя вопросы зависимости от лизергиновой кислоты еще хорошо не изучены, что многие, употреблявшие спорынью, испытывали от лизергиновой кислоты, во всяком случае, психическую зависимость, или получали императивные, демонические, или иные другие психически активные мании.
Ничего, кстати, нового: алкоголики в состоянии галлюциноза или белой горячки переживают практически одинаковые галлюцинации и иллюзии, независимо друг от друга, и невзирая на расстояние или время, их разделяющие. Опиумные наркоманы так же испытывают практически одни и те же ощущения, и одни и те же видения. Если сравнить дневники двух заведомо незнакомых друг с другом опиумных наркоманов, это становится абсолютно ясно. Тишина, черный колодец, Человек без лица, и многое другое.
Кроме того, часто является и Дъявол. Мартин Лютер видел Сатану тогда, когда ему прописали опий как болеутоляющее средство.
Кокаинистам рано или поздно начинает являться Черный Человек.
Эксперименты в лагере 200/14 показали, что у молодых женщин лизергиновая кислота вызывает именно те симптомы, что и описываются в документальных источниках о бесноватости, совпадает до мелочей. Кроме этого, при долгом употреблении лизергиновой кислоты воля человека страдает настолько, что он становится полностью внушаем даже без гипноза, и совершенно покоряется любой воле. Память лизергиноманов при этом значительно страдает, и сведения о прошлом их после приемов лизергиновой кислоты замещаются бредовыми или внушенными сведениями - возникают псевдореминисценции.
Допустим, что две монахини, забеременев, применили отвар спорыньи, что привело к выкидышам, и к временному умопомешательству. Допустим, это логично. Они дружили, так что их бред мог индуцироваться от одной к другой, и обратно, равно как и по кольцу. Но состояние это было временным, оно бы скоро прошло, зачем было вызывать инквизитора, и предавать все огласке? Или спорынья девицами принималась постоянно, и скандал уже разразился, так что надо было принимать срочные меры к легендированию того, что постоянно происходило в монастыре?
Спорынью употребляли бы и как наркотик, но часть ее алкалоидов настолько токсична, что ее просто опасно принимать. При недостаточном питании она вызывает артериальные облитерации и некрозы - "Антонов Огонь", а так же хорею - "Пляску св. Витта". А теперь припомните, как мы обращали внимание на то, что у священника обители были симптомы острого помешательства, а потом наблюдался хореальный синдром. Случайно ли это?
С другой стороны, резонен вопрос: зачем священнику было принимать спорынью, ему-то беременность не грозила! Но ведь мы сейчас говорим о сознательном приеме, а если прием был не сознательным? Если священника просто подпоили? Возможно. Но кто?
Итак, расставим пока точки: Михаэлис сам страдает от непроходимости желчевыводящих протоков, и ему дают настойку опия как болеутоляющее и снотворное средство. Дают давно, поэтому он, даже не испытывая наркотического опьянения - а его письма говорят о том, что он его именно испытывал - все равно, даже не испытывая наркотического опьянения, Михаэлис находится в состоянии так называемого "измененного сознания".
Священник перенес отравление спорыньей. Пережитое его напугало, он стал суеверен, и стремится устраниться от этого дела как можно скорее, веря во что угодно. Но синдром прошел, а некрозов не появилось. Так, может быть, не спорынья?
Возражения два: священник во Франции, да еще бенефициат, не мог плохо питаться. И еще: все, что мы говорили выше о токсичности спорыньи, относится к спорынье неочищенной. Так ли уж сложно было, при тогдашнем развитии алхимии, научиться ее очищать, хотя бы настолько, чтобы нивелировать токсические синдромы?
Отложим пока эти вопросы, и вернемся к источнику:
"Приехали в пятом часу вечера, и едва въехали в монастырские ворота, как были встречены толпою монахинь, выведших навстречу достойным отцам бесноватых девиц. Как выяснилось, бесноватые сами сообщили, что в монастырь едут святые мужи изгонять из них бесов, и точно назвали час их приезда - еще с утра. Уже и это всех в монастыре перепугало, да тут еще и девицы разразились торжествующими воплями, поминутно повторяя: "Господа приехали, хозяева!"
- Магда кое-что принесла тебе, святой отец! - Магдалена подбежала к носилкам, на которых несли обездвиженную Луизу Капо, рванула ремни, которыми та была привязана, освобождая ее, а потом так же бегом подбежала к карете, и бросилась перед ней на колени. Михаэлис хотел было благословить ее, но та схватила его руку, до крови укусила, и с такой силой рванула святого отца к себе, что почтенный инквизитор вылетел вон из кареты, и рухнул оземь.
По глазам Михаэлиса было видно, что он более удивлен, нежели испуган, и самообладания отнюдь не потерял: тут же он сам, сидя на земле, извлек из кармана сутаны мешочек пороху, и немедленно прижег свою кровоточащую рану - дабы бесноватая девица не занесла через укус и ему какой-нибудь демонской заразы.
- Sapermillemento da Christi! - завопила девица, гримасничая, и хватая почтенного инквизитора, слишком занятого своей раной, за ворот сутаны."
Обратите внимание: Михаэлис прижигает укус. Значит, он сам еще не полностью верит в одержимость, и принимает меры против все того же менингита, или бешенства, которое тогда было довольно распространено.
"Девица тем временем трясла почтенного инквизитора как грушу, но делала это, как я отметил, достаточно осторожно, словно бы опасалась нанести ему серьезное увечье. Луиза же замерла, стоя на четвереньках возле своих носилок в позе такой, будто бы она вознамерилась пощипать траву".
Поза пасущейся коровы, и вообще стремление есть траву - обычный симптом при долгосрочном приеме больших доз лизергиновой кислоты. Именно это подтверждается документальными материалами 1 лаборатории в лагере 200/14.
"Тем временем Магдалену схватили под руки, и стали вязать. Она обвисла в руках, как мешок.
- Убейте ее! - закричала Луиза, - Убейте нас! Мы обречены Врагу рода человеческого!
- Да они истые ведьмы! - закричали в толпе монахинь, - В огонь их!
- Да-да, в огонь нас! И раскаленными клещами! Но мы вернемся масками, и будем пить вашу кровь!
- Распорядитесь сложить два костра во дворе! - крикнул патер Михаэлис, но тут же Луиза вырвалась, упала на колени, и в голос заплакала:
- Пощадите нас, пощадите! Это не мы, это не мы! Это они заставляют нас поступать так!"
Вот так вот. Во первых, девицы, похоже, если не симулируют симптоматику, то, пожалуй, значительно аггравируют ее. Во вторых, как только они чувствуют опасность, они сразу довольно разумно отказываются от всего. И еще: они верят в первые же угрозы, следовательно - легко внушаемы, или находятся в состоянии все того же "измененного сознания".
Далее Михаэлис распоряжается каждую из бесноватых запереть в отдельную келью, никуда не выпускать, кормить соленой пищей, пить не давать, и к каждой поставить стражу. Соленая пища - дело обычное: считалось, что бесы боятся соли, а ведьмы вообще не могут есть соль. Но почему не давать воды? Пытка жаждой? Но девицы не подследственные. Чтобы не могли спать? Но зачем? Это еще ухудшает их психическое состояние, собственно, и ухудшило, судя по дальнейшему. Почему не давать питья?
Может быть, все же, затем, чтобы девицы не смогли выпить какого-нибудь отвара?
Но тогда что, Михаэлис знал, с чем именно он имеет дело?
Почти сразу по прибытии в монастырь, Михаэлис пишет следующее письмо:
"Ad majorem Dei gloriam.
Писано г. Эксе в обители сестер во Христе св. Урсулы
Слава Господу нашему Иисусу Христу во веки веков, аминь!
Как и было Вами мне указано, начинаю посылать Вам, Монсиньор, отчеты о том, какие события происходят по Божьему попущению в несчастной обители св. Урсулы в городе Эксе. Доношу Вам, что были над одержимыми девицами Палю и Капо прочитаны первые моления, особой обладающие силой к изгнанию Дъявола и его приспешников.
Во время произнесения нами всех предписанных возглашений девицы вели себя тихо, но когда подошло все благополучно к концу, с Магдалиной случилось следующее: она сжала колени, напружинилась, поджала кулаки к груди; лицо ее странным образом исказилось, и она вдруг запела, да нет, завыла низким, мужским, с надрывом, голосом:
"Я, владыка Ада и темного дела, повелитель мертвецов и чудовищ, бес великий, во тьме ходящий и в затмении радующийся, царь жаб и всяких червей; я, вездесущий Молох, Антихрист, и Враг Рода Человеческого, плюющий на Тело Господне, я подниму полчища живых мертвецов и козлов, и черных котов, я нашлю змей и мух, и блох, я, желающий их души и тела, говорю вам: отступитесь, или же горе вам!"
Я, смиренный, принялся, убоявшись Нечистого, читать "Credo", а патер Николя поднялся, и вопросил так:
"Кто ты? Как твое имя?"
"Я назвал себя" - ответил Дъявол устами Магдалины.
Я стал снова читать каноны, и от этого случилось, что демон вышел из Магдалины в незримом виде - хохот разнесся на алтарем, переместился через всю капеллу, и загремел под сводом ее. Потом демон обратился к нам с такими словами:
"Мое имя - Бааре, слышали вы его, святые отцы? БААРЕ. Мне больше ничего не нужно - примите только это к сведению."
"Убирайся в ад, и будь там вечно заперт: ты проклят!" - приказал демону отец Николя.
Но демон отвечал с наглостию так:
"Если я проклят, то пусть на том дереве, что стоит в саду, вырастут мертвые головы! Pactum... Sacerdos... Finis... Если я проклят, то пусть на головах ваших вырастут рога, святые отцы! Во имя духа Преисподней! Пусть лица ваши покроет парша и проказа, если вы меня проклинаете - это слово Бааре. Да отсохнут ваши языки, чтобы невмочь больше было произносить слова проклятия и порицания!" - кощунствовал демон.
А отец Николя сказал ему так:
"Во имя Господа Всемогущего: прекрати свои диавольские речи! Во имя Иисусово приказываю тебе замолчать!"
"Очень я тебя испугался" - загоготал демон.
"Замолчи! Ты здесь в нашей власти! Ты знаешь, что мы можем с тобою сделать?"
" Я только сейчас здесь, а потом не здесь, - отвечал демон, - Я везде и нигде. А с этими девками можешь сделать все, что хочешь - хоть на кол посади. А не хочешь на кол, так посади..." - тут демон произнес такое непотребство, чего я, Монсиньор, повторить никак не решаюсь.
"Изыди" - снова стал изгонять его отец Николя.
"Ухожу, не кипятись, а то лопнешь, - сказал демон, - однако вы знайте, что месть моя будет ужасна! И что бы вы ни сделали, они мои!"
И тут, Монсиньор, я заметил, что более всего, как то мне показалось, была поражена сама девица Палю: лицо ее выражало такое удивление, словно она впервые услышала со стороны то, что произносят ее уста; она завизжала, села на корточки, зажала свою голову между колен, и забормотала какую-то долгую тарабарщину на никому не известном языке.
Когда патер Николя приказал ей это прекратить, она рывком опрокинулась на спину, и тем же мужеским голосом крикнула:
"Последний раз предупреждаю вас всех - отступитесь, или же готовьтесь к худшему!"
А отец Николя ответил демону так:
"Что ты пугаешь меня? Господь мой со мною - кого убоюсь?"
"Тогда, - сказал демон, - до встречи через 333 года... В День Гнева..."
"В День Гнева ты будешь низвержен" - сказал отец Николя.
Но демон более ничего не ответил, и мы на мгновение увидели темную тень, которая пробежала по капелле, подбежала к Магдалине, и что было силы ударила последнюю в живот. Магдалина охнула, согнулась, и раскрыла рот, тщетно пытаясь вздохнуть. Демон сунул ей в рот нечто вроде змеи или червя, хотя отец Николя утверждает, что то был фаллус, только чрезвычайно длинный и гибкий. После этого демон тотчас исчез, сопроводив свое исчезновение звоном разбитого стекла: цветной витраж западного окна целиком вылетел вон, и разбился о камни.
Магдалина же, все это время висевшая в падающей позе, словно муха в густом масле, со стуком рухнула на пол.
Увидев, что она неподвижна, мы с отцом Николя направились к выходу, наказав брату Гийому присмотреть за Магдалиною, и, когда она придет в себя, приказать унести ее, если, конечно, будет тиха. Но не успели мы подняться по лестнице, как услышали истошные вопли брата Гийома, призывавшего на помощь.
Явившись обратно, мы увидели Гийома, бегавшего по капелле, и пытающегося отбиться от Магдалины, гонящейся за ним, и шипящей, как кошка. Увидев нас, Магдалина прыгнула в центр капеллы, и остановилась там как вкопанная.
Отец Николя подошел к ней с крестом, защищаясь его изображением от возможного нападения демонов, и заклиная многократно ее не двигаться, быстрым и точным движением вложил ей в уста причастную облатку.
Магдалина согнулась дугой через спину и встала на лоб и пятки; язык ее вывалился чудовищно и распух, а к кончику языка прилипла облатка - девица отчаянно пыталась коснуться облаткой пола, дабы осквернить ее, и чтобы облатка потеряла от того свою чудесную силу.
"Во мне сидят шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть дъяволов! - так хрипела Магдалина при этом, - Они сотрут вас в порошок, святые отцы!"
А мы речей диавольских не убоялись, но продолжали.
Наконец облатка отстала от языка, и Магдалина повалилась на пол, пытаясь вновь зажать свою разлохмаченную голову меж коленами.
"Приказываю - встань!" - сказал ей отец Николя.
Но Магдалина потянула ворот рубашки своей с сосцов, а затем и подол на голову, полностью оголив бедра, ягодицы, и поясницу.
Отец Николя снова повелел ей встать.
И тут меня, Монсиньор, поразило жало плоти нашей - и в голове моей зароились греховные мысли, при диавольском наущении, конечно - в чем я вам откровенно признаюсь и каюсь. Господи, спаси нас, грешных! И ведь того и нужно было Сатане: Магдалина тотчас же вскочила, торжествующе воздев кверху руки.
Отец Николя тем временем подошел к ней, и протянул крест к ее губам с тем, чтобы она его поцеловала. Магдалина же отвернулась. Отец Николя попытался развернуть ее за плечо, но она стремительным ударом выбила у него из рук крест, а протянутую руку засунула себе меж ног, в место запретное, обитель греха и причину погибели, и так накрепко сжала колени, что отец Николя руки высвободить не смог, а только поскользнулся, и вынужден был подхватить Магдалину под талию, а та тотчас перегнулась у него на руке головой вниз, подтянула ноги, согнутые в коленях и разведенные в стороны к животу, и пустила в мою сторону такую струю мочи, какой я сроду не видывал у людей, разве только у коров и кобыл! От той струи я едва увернулся, хотя и стоял на другой стороне капеллы. В руках моих была книга Евангелия, а две прочие священные книги были залиты зловоннейшей мочой, и теперь так смердят, что их и в руки взять невозможно, Господи, прости нас, грешных!
Отец Николя бросил в расстройстве девицу оземь, но она в ответ хохотала, и изрыгала кощунства. Потом она бросилась на меня с кулаками, но как подкошенная упала на половине пути, и осталась лежать в оцепенении, точно мертвая.
Так закончился для нас всех этот ужасный и злополучный день.
Обязуюсь всячески сообщать Вам, Монсиньор, все новости касательно дела несчастных эксских урсулинок и в дальнейшем.
Брат Ордена Иисуса Христа VII года
МИХАЭЛИС.
Извольте видеть: описывается совершенно фантастический сюжет. И не кому-нибудь, а резиденту иезуитского Ордена: мало того, что из письма мы явно заключаем, что Михаэлис и сам был тайным иезуитом, он еще и держит в курсе дела орденскую резидентуру. Ордену Иисуса были выгодны подобные дела, это бесспорно, но, однако, писать заведомую ложь и мистификацию орденскому резиденту - это слишком смело. Стало быть, Михаэлис, и не только он, а и еще один священник - некий отец Николя - видели и переживали подобные видения. Как это возможно?
Возьмем на замету дополнительно то, что ни в каких источниках до этого письма никакой отец Николя не упоминается. Однако, Михаэлис о нем говорит, и, к тому же, видимо, оба священника видели и переживали с определенными допущениями сходные события.
Вообще, описание классическое: оно почти калькировано с "Молота Ведьм", каковое сочинение было тогда в большом ходу. Это наводит на определенные размышления. Известно, что поклонники А.Дюма в наркотических снах видели, например, казнь Карла I, или осаду Ла-Рошели. Но, однако, до конца это предположение описанного выше не объясняет.
Однако, в дальнейшей переписке кое-что проясняется: так, например, резидент отвечает Михаэлису пространным письмом, полным намеков, и объясняет некоторые политические события в стране, и пишет, буквально, следующее:
"Не забывайте, что для паствы надо подавать дело так, чтобы ей было понятно. А нам и самим здесь до конца ясно не все. Подайте народу дело в виде несколько упрощенном. Все, что мы делаем, одобрено епископом."
Заметьте, это - картбланш.
Далее резидент неожиданно продолжает так:
"Я видел святых отцов, что поддавались искушению Нечистого, и вступали с одержимыми девицами в греховное соитие, да не просто вступали, а бросались на них, словно звери - стоило им только юбки задрать. Доктор вас осматривал ли? Надеюсь, для вас последствий не скажется? И что вы намерены делать далее?"
Вот оно! Если Михаэлис лжет, то вот почему: во время изгнания бесов, пользуясь тем, что никто не присутствует при этом, кроме него самого и одержимых, Михаэлис мог совершить с одной из них, или с обеими сексуальные акты, которые впоследствии залегендировал мистификацией. Возможно. Как об этом узнал резидент, иное дело, но он узнал, и вот в своем письме под конец преподнес Михаэлису этот "подарок". Что же, Михаэлис становится вполне подконтролен. Он отвечает следующим образом:
"Я намерен послужить к пользе нашей Веры и Церкви, и к вящей славе Господней. Случай этот мы назовем случаем особо тяжелым, но и особо характерным. И сколько таких еще будет! Самое главное, чего мы достигли, это того, что заставили бесов отвечать нам.
Я скажу далее, Монсиньор, что девицы эти не просто одержимы - они околдованы, поскольку от них исходит колдовская сила, но колдуньями они не являются. Стало быть, где-то есть и околдователь. И пока мы этого околдователя не найдем, дела на лад не пойдут.
Есть подозрение, что околдователь - священник Луи Гофриди, так как я всегда обращаю первостепенное внимание на того, при ком бесноватые сразу утихают - это ведь неспроста. Кроме того, он ведь был исповедником обеих девиц, и они долго, очень долго порой задерживались с ним в исповедальне. Далеко ли тут до греха? Голубицы были очень красивы, и соблазн был велик. Да мало еще того, какая-то из голубиц может от такого оказаться беременной - сами понимаете... избави, конечно, Бог, но какое дитя может породить несчастная бесноватая? - только диавольское дитя. Такое не пристроишь в семью, как это делается обычно - это же, сами понимаете, преступление!
Зачать можно и в исповедальне, но такой плод греха - все равно проклят. Могло быть и так, что они именно в исповедальне грехам и предавались! Ежели как животные - а что от них еще и ждать - так места там достаточно, я думаю.
При поступлении в Обитель девицы были обе беременны - грех случился, ну и обе же, конечно, родили. Хотя, слышал я, можно установить, были ли сношения в последнее время, и еще только мы приехали, я просил доктора сделать девицам осмотр. Доктор сказал, что они, в общем, здоровы, но они однозначно были недавно брюхаты, и они обе выкинули. Как он там это определил, я не знаю.
Кроме Гофриди сюда мало кто из мужчин был вхож. А теперь и Гофриди обители этой избегает."
Вот и виноватого нашли! Того мало: вот и подтверждения того, что девицы Луиза и Магдалена были беременны, и выкинули. Как? Спорынья. А Михаэлис становится управляем всеми, кто знает о его грехе с девицами. И кто-то ему подсказал про Гофриди.
Кто? Кому это нужно?
Резидент отвечает так:
"Да ведь грех плоти - это мало ли таких случаев? Он сознается в этом с легкостью - что ему грозит такого особенного? А наказать надо. И как следует."
Михаэлис:
"Наказать надо, Монсиньор, это верно. Грех плоти - от него один шаг до Сатаны, и его воинства. Сделан ли этот шаг? Будем считать, что да, сделан. А философы так и говорят: Сатана - есть плоть, алчущая сладострастия. Впрочем, это мы пока оставим. Когда демоны вполне начнут нам подчиняться, мы их прямо о том и спросим."
Ну, разве не понятно, что эти "демоны", как хорошие дети, ответят все, что у них будут спрашивать?
По этому поводу Михаэлис даже трактат писал, так вот там он объясняет такую послушность демонов следующим образом:
"Демон отвечает правду, ибо не может лгать перед лицом Господним. А если бы даже и мог? Зачем ему это? Он ведь уже погубил душу колдуна, а больше ему ничего и не требуется. Не защищают демоны своих слуг - они обманщики, это прежде всего."
Неизвестный очевидец описывает произошедшие впоследствии события следующим образом:
"В первом часу пополудни благочестивым отцам донесли, что монахиня Луиза Капо впала в сильное оцепенение, и практически недвижима, однако, на задаваемые ей вопросы отвечает связно, толково, и вполне разумно. Патер Михаэлис распорядился перенести Луизу в капеллу, и, в присутствии многочисленных свидетелей из обители, а так же из Священной Канцелярии, и пред очами самого епископа, прибывшего в этот день в обитель св. Урсулы, приступил к ней со святым Словом.
Луизу Капо принесли в капеллу на носилках недвижимую, но в капелле она смогла сесть, и сидела не двигаясь, и даже не моргая глазами, молча; из раскрытого рта у нее текла слюна.
- Дочь моя, - начал Михаэлис, - я заклинаю тебя Господом Богом и двенадцатью апостолами его отвечать на наши вопросы.
- Вопрошайте, - сказала Луиза Капо.
- Отчего ты беснуешься и богохульствуешь?
- Я одержима адскими духами.
- А сейчас ты говоришь от своего лица?
- Да, они оставили меня. Но ненадолго.
- Ты сказала, что одержима духами, а не духом. Их больше, чем один?
- Их три, и все они дъяволы.
- Что ты понимаешь под дъяволами?
- Это главные из бесов.
- Ты знаешь их имена?
- Знаю.
- Назови их.
- Первого зовут Веррин, и он добрый.
- Добрый? Разве дъявол может быть добрым?
- Он добрый. Он упрашивает других не мучить меня.
- Внушает ли он тебе смрадные желания?
- Нет, я же говорю - он добрый.
- Чего он хочет?
- Научить меня любви.
- Так он - инкуб?
- Что это?
- Это дъявол, лежащий сверху.
- Он не лежал на мне сверху!
- Говорил ли он тебе, что любит тебя?
- Нет.
- Хотел ли он сделать тебя своею супругой?
- Нет.
- Называл ли своею невестой?
- Нет, нет, нет.
- Имел ли он с тобой прелюбодеяние?
- Мне стыдно.
- Отвечай!
- Да! Да! Да!
- Чем же он соблазнил тебя?
- Он не соблазнял. Он налетел, как дикий зверь, я ахнула - и он был уже во мне.
- Где - в тебе?
- Там. Там, глубоко...
- И что он там делает?
- Щекочет. Он делает мне приятно...
- Опусти рубашку, дочь моя, - приказал Михаэлис, - И продолжай.
- Вопрошайте.
- Почему этот дъявол так добр к тебе?
- Он - католик.
- Дъявол? Католик?
- Он - католик, ставший дъяволом из-за несчастной страсти.
- А кем же он был, пока не стал дъяволом?
- Святым отцом.
- Как его звали?
- Отец Жорж Лонже.
- Он был грешник?
- Нет он не грешник. Он - легкий...
- Легкий? Что это значит?
- Не знаю. Но он легкий.
- Может быть, ты хочешь сказать, что он принадлежит к чину воздушных демонов?
- Именно так.
- И что он делает?
- Он носится по свету, и играет, играет... Он говорит: "то, что для вас - жизнь, для нас - игра!"
- Где он находится?
- Я же показала - вот здесь...
- Да не в теле твоем, несчастная! Он в аду?
- Не знаю. Я больше ничего не знаю.
- А второй - кто он?
- Его имя - Левиафан.
- Каков он к тебе?
- Он злой, он мучает меня.
- Мучает? Говорит ли он тебе какие-нибудь кощунства?
- Нет.
- Подвигает ли он тебя на греховные желания?
- Нет, нет, нет!
- Что же он делает?
- Корчи.
- Корчи? Почему?
- Потому что я не согласна с ним.
- Он что, спорит с тобой?
- Он любит рассуждать, и заставляет меня по ночам спорить с ним.
- И когда ты с ним не соглашаешься, что он тогда делает?
- Он бесится.
- Каким образом?
- Он заставляет меня биться головой о стены.
- По ночам, или в любое время?
- Только по ночам. А днем он может вызывать только корчи.
- Он протестует еще против чего-нибудь?
- Да, против вас, святые отцы.
- Он грозит тебе чем-нибудь?
- Говорит, что убьет меня, если я не стану слушаться его. Это все.
- Кто третий?
- Его зовут "Похоть". Но это не есть его имя, а только его назначение - он дух нечистых помыслов. Он по ночам рассказывает мне о мужчинах, и показывает их части. И ваши тоже, святые отцы.
- Какой чин он имеет?
- Я больше ничего не знаю.
- О ком он чаще всего нашептывает тебе?
- О патере Луи.
- О каком патере Луи?
- О Лоисе Гофриди.
- А почему, ты думаешь?
- Потому, что патер Луи - чародей.
- Так это он наслал на вас демонов?
- Да, он наслал демонов.
- И каким образом?
- Отравленными розами, и дуновением изо рта своего.
- Где?
- Не знаю... - Луиза замерла, к чему-то прислушалась, забеспокоилась, испустила отчаянный крик, какая-то сила вывернула ей руки в локтях, и она скатилась с носилок на пол.
Его высокопреосвященство тихо обратился к присутствующим:
- Прошу всех, кто здесь находится, сохранять пока виденное и слышанное здесь в тайне. Это очень важно. И я...
Луиза дико крикнула, и завизжала нечеловеческим голосом, явно пытаясь продолжить мысль епископа:
- ... Отлучу каждого, кто разгласит тайны этой капеллы, и тем самым сотворит потворство уличенному вероотступнику Лоису Гофриди!
Епископ, который собирался сказать именно это, вскочил с места, и вытаращил глаза.
- Встань! - приказал отец Михаэлис Луизе, простирая к ней руку.
Но Луиза не встала. Вой ее загремел под сводом капеллы, и она забилась в корчах, что и было отмечено многочисленными свидетелями."
Ну, как говорится, комментировать нечего. Особых чудес нет, кроме чтения мыслей епископа. Очень убедительно. Теперь и епископ верит полностью в это дело.
И имя Гофриди тут же, как по заказу, названо! Описан и метод, и мотив. Как все удачно, не так ли?
Но зачем это Михаэлису?
А ему ли?
Следующее письмо Михаэлиса, быть может, что-то и разъяснит:
Слава Господу нашему Иисусу Христу во веки веков, аминь!
Желаю довести до вашего сведения, Монсеньер, последние события, происшедшие в обители св.Урсулы в г.Эксе, которые лично довелось мне наблюдать, и в которых пришлось мне принять участие, ради исцеления и изгнания дьяволов, одержащих монахинь девиц Капо и де ля Палю, к пользе Церкви, и к вящей славе Господней.
С самого начала дня мы отчаянно сражаемся с целым легионом демонов, что вселились в одну только Магдалину де ля Палю. Сия девица Магдалина вообще не поддается экзорцизму Церкви, в отличие от Луизы Капо, каковая экзорцизму поддается, но большее время находится в оцепенении; Магдалина же в оцепенении находится меньше, и больше беснуется, и от этого тоже может быть польза - можно выспросить у нее очень многое, ежели, конечно, знать что выспрашивать; в этом видим мы великую пользу, даже большую от того, чтобы немедленно изгнать этих дъяволов, ибо знанием о них вооружаемся против них, дабы изгнан был злой дух, полный лжи и беззакония, исчадие лжи, изгнанник из среды ангелов; змей, носитель хитрости и бунта, изгнанный из рая, недостойный милости божией, сын тьмы и вечного подземного огня, хищный волк, волк из-за моря; полный невежества черный демон, дух ереси, исчадие ада, приговоренный к вечному пламени, вышедший из вечного пламени, и стремящийся в вечное пламя, негодное животное, худшее из всех существующих, обезьяна Царя небесного, козлиный повелитель, Бегемот, Левиатан, и крокодил, князь саранчи и повелитель мух, вшей, клопов, крыс, и пауков, сороконожек и сколопендр, скорпионов и червецов, соблазнитель человеков, подземная жаба, зверь, волчище, вепрь; Сатана - вор и хищник, полный сладострастия и стяжания, дикий вепрь, разрушающий вертоград господень, аггел сатанинский, жало плоти праведных, злой дух, приговоренный к вечному мучению, грязный обольститель и пьяница, корень всех зол и преступлений, изверг рода человеческого, злой насмешник, полный лживости и возмущения; "мессир говоришь, но не делаешь", враг правды и жизни, источник несчастий и раздоров, бешеная собака, подлая змея, диавольская ящерица; ядовитый скорпион, подлый дракон, черное чудище, полное злых козней; лакей Бельзебуба, привратник Ада; козлище, страж свиней и вшей, зараженное страшилище, черная ворона, рогатая гадина, лжец коварный, поганый, зачумленный, полный всяческой скверны Сатана!
И вот, после долгих уговоров и подобных вышеприведенному заклятий девица Магдалина стала давать нам свои показания. Среди таковых, большинство коих мерзостны необычайно, она так же показала, что ее испортил своими чарами недостойный называться патером и клириком колдун и еретик Луи Гофриди, и в перерывах между припадками умоляла нас поскорее избавить ее от населяющих ее в великом множестве дъяволов, одним из которых является сам Бельзебуб! Тут же отец Николя и начал заклинать Бельзебуба, требуя от него, чтобы сей Бельзебуб покинул тело девицы Магдалины.
Во время заклинания Бельзебуб продолжал терзать Магдалину, то с силою бросая ее на живот, то опрокидывая на спину; до трех или четырех раз он принимался душить ее за горло. За обедом демоны продолжали истязать ее, пригибая ей голову к земле, а за ужином они ее пытали в течение целого часа, выворачивая ей руки и ноги с такой силой, что у нее кости трещали, и все внутренности переворачивались; окончив истязания, они погрузили ее в такой глубокий сон, что она казалась мертвою.
Отец Николя, дабы проверить, что именно демоны вселились в Магдалину, подготовился, и многие вопросы задавал ей на латинском, греческом, немецком, и даже еврейском языках. Отвечала Магдалина по-французски, но толково, связно и правильно, что доказывало, что сидящие в ней демоны вполне понимают задаваемые вопросы. Отвечала она и на мысленные приказы, вслух не произнесенные, что окончательно убедило нас, Монсеньер, в истинной одержимости обеих монахинь.
Но когда отец Николя приказал демонам поднять Магдалину на воздух, они отказались это сделать, из чего отец Николя заключил, что случай этот не настолько тяжел, каким кажется, и справиться с ним можно, ежели желать этого, и найти правильный подход. Самым же главным условием успеха отец Николя посчитал изобличение и казнь окаянного колдуна Луи Гофриди, священника-вероотступника.
Еще отец Николя сказал, что нужно нам ночью удалиться в капеллу без девиц, и особыми молитвами, кои писаны когда-то были папою Львом в книге "Энхиридион", потребовать от Бельзебуба если не освобождения девиц от демонов, так хотя бы чего-то, окончательно изобличающего колдуна Гофриди, ибо известно, что как только колдун бывает осужден и сожжен, так все его чары распадаются, и более силы не имеют.
Ночью мы с отцом Николя удалились в капеллу без девиц, и отец Николя, взяв "малый Энхиридион" (есть и большой), произвел все необходимые к этому случаю заклинания. Бесы взволновались невероятно, что явствовало из того, что по капелле принялся гулять невесть откуда взявшийся ветер, и огни свечей задрожали, пока ветер их совсем не задул; и случилось следующее: капелла осветилась неровным красноватым сиянием, распахнулись двери (к нашему ужасу, так как двери пред этим были заперты лично мною, и весьма основательно), и в капеллу медленно вплыла Магдалина, по воздуху, в сбитой до подмышек рубахе, и с развевающимися волосами. Магдалина повисла в воздухе в самом центре капеллы, подтянула ноги к животу, и развела их, демонстрируя нам то, что находилось у нее между ними; но мало этого - оттуда глядела ужасающего вида демонская рожа, отвратительно ухмыляясь при этом!
Я, будучи испуган, не нашел ничего лучшего, как швырнуть в мерзкое исчадие чернильный прибор, который демонская пасть без всякого затруднения и заглотала. Я был близок к беспамятству, а отец Николя, присутствия духа не потерявший, сотворил молитву, и тут же видение распалось искрами, словно его и не было, а чернильный прибор мой неизвестно откуда со свистом влетел в наш круг, и хватил меня в голову с силою, с которой молотобоец смог бы и быка свалить; и я тут же рухнул без памяти.
Когда же я пришел в себя, отец Николя решил упросить меня повторить заклинания, и я, невзирая на то, что лицо мое было залито кровью и чернилами, согласился. Было снова произведено заклинание, и задрожал от этого пол, и задрожали своды капеллы, и вновь двери распахнулись, и подобно вихрю в капеллу влетела Магдалина, отчаянно вопящая, и охваченная пламенем.