Кто, как и зачем придумал арийскую расу и причем здесь Гитлер?
Многие сейчас недоумевают: как же так, просвещенная европейская нация повелась на речи какого-то ефрейтора про высшую расу и взялась уничтожать «низшие» расы. Досталось и Фридриху Ницше, а именно – его концепции о «сверхчеловеке», хотя он тут совершенно не причем. Попробуем разобраться как все было на самом деле, откуда всё пошло и чем закончилось.
Многие сейчас недоумевают: как же так, просвещенная европейская нация повелась на речи какого-то ефрейтора про высшую расу и взялась уничтожать «низшие» расы. Досталось и Фридриху Ницше, а именно – его концепции о «сверхчеловеке», хотя он тут совершенно не причем. Попробуем разобраться как все было на самом деле, откуда всё пошло и чем закончилось.
Самые ранние использования термина «арий» можно найти в древних персидских и индийских текстах, в частности в Авесте и в Бехистунской надписи. Современная же история использования этого термина начинается во второй половине XVIII века, когда французский востоковед-лингвист А. Анкетиль-Дюперрон, изучая Авесту и древнегреческие источники, установил, что древние персы называли себя ариями. А доказательство родства греческого, латыни, санскрита и персидского, предложенное ещё одним востоковедом Ульямом Джонсом в 1786 году, дало почву для более широкого использования термина «арий» в дальнейшем. Так открытия лингвистов положили начало романтическому национализму. Европейские мыслители, преимущественно немцы начали представлять нацию как естественное культурное сообщество, уходящее корнями в свою историю и связанное общим фольклором, мифами, поэзией и, что самое главное, общим языком. Немецкий философ Фридрих Шлегель, опираясь на открытия лингвистов, предположил в 1808 году, что предками немцев были древние персы – арии. Он взял термин «арии» для обозначения древнего индоевропейского протонарода (Urvolk), который в древности мигрировал из Азии в Европу. Эта теория арийской миграции, или арийский миф быстро стала популярной в Западной Европе, и видные европейские мыслители стали видеть древних персов своими предками. И все же Шлегель и другие ранние сторонники арийского мифа считали, что арийцы отличаются от неарийцев культурно, а не биологически. Но вскоре идея биологического отличия вытеснила идею культурного.
В течение XIX века филологи и лингвисты начали использовать свои теории для доказательства расовых различий, причем языковые особенности стали одним из факторов биологического отличия рас. Ариев стали искусственно наделять характерной только для них внешностью и личностными качествами. Так, в 1823 году немецкий востоковед Юлиус Клапрот утверждал, что древние арии или индо-германцы, как он их называл, были светлокожими, а в 1836 году Фредерик Эйхофф заявил, что «все европейцы однажды пришли с Востока, и это доказано лингвистикой и филологией». А ученик Шлегеля Кристиан Лассен в своём труде «Indische Altertumskunde» (Индийские древности) нарёк арийцев самыми одаренными и совершенными из всех прочих, восхваляя их творчество и силу духа. Любопытно то, что ариям он противопоставил семитов, охарактеризовав их как эгоистов, чьи пороки возобладают над их разумом. Тем самым Лассен заложил основы идеи о дихотомии между семитами и ариями, впоследствии эта концепция развивалась и пропагандировалась такими исследователями, как Эрнест Ренан и Артюр де Гобино. Идеи последнего позже легли в основу нацистской расовой политики.
Позже благодаря трудам Хьюстона Стюарта Чемберлена, который был продолжателем идей Ренана и Гобино, термин «арийский» стал синонимичным понятию «не еврейский». Чемберлен использовал историю древней Персии в качестве демонстрации и предупреждения опасности толерантного отношения к семитам, которая ведет к расовому вырождению. Он писал, что «Благородный персидский царь Кир по наивности своей позволил после взятия Вавилона евреям вернуться в Иерусалим и даже помог им восстановить свой храм». По мнению Чемберлена толерантность Кира обернулась фатальной ошибкой, ибо позволила «семитской крови распространиться по земле подобно яду и стать проклятьем ариев на следующие тысячелетия». Чемберлен пользовался особым благословением Кайзера Вильгельма II, который даже обязал школьных учителей читать «Основы XIX века». В своих письмах Чемберлену кайзер с удовольствием рассуждал о том, что он наследник древних ариев». А в 1923, уже находясь в изгнании в Нидерландах, он объявил древних персов истинными предками современных германцев.
Таким образом уже к XX веку термин «арий» или «ариец» уже имел мало чего общего со своим первоначальным значением, и помимо ученых его начали использовать различные публицисты и политические активисты. В терминологии расовых теорий слово «ариец» или «арийский» повсеместно использовали в качестве синонима «принадлежащий к высшей расе» (а также «нордический» или «нееврейский») с конкретными физиологическими характеристиками, всё это также тесно переплеталось с дарвинизмом (естественный отбор и т.д.). Расовыми вопросами в основном занимались немцы, поэтому вскоре арийский миф стал германским мифом, нордической теорией.
Нордическая теория пришлась по душе разного рода мистикам и эзотерикам вроде Гвидо фон Листа, которые видели ариев как чистых и непорочных созданий, свободных от развращающих идей современного материализма и либерализма. Ученик Листа Йорг Ланц фон Либесфельс развивает все эти идеи и в своем труде «Тезоология» оправдывает также стерилизацию больных и «низших рас», а также их принудительный труд. Журнал, в котором публиковался Либесфельс, постоянно читал молодой Адольф Гитлер.
С приходом к власти нацистов политика расового превосходства стала государственной. Германцы и скандинавы объявлялись пережившими тысячелетия смешения «истинными арийцами», а Иран – древней арийской империей, угасшей, опять же, из-за смешения с «низшими расами» и т.д. В своей книге «Моя борьба» Адольф Гитлер вторил концепциям, которых начитался в свои юные годы. Он пересказывал тезисы о том, что нордическая, она же арийская, раса с античности покоряла чужеземцев и их территории, попутно основывая великие цивилизации, но в конце концов, эта «великая» раса растворилась в других в виду несоблюдения расовой гигиены. Во время войны Гитлер неоднократно ставил в пример персов, как нацию, некогда гордую, которая не избавилась от евреев, и именно поэтому пала и находится в плачевном состоянии. Именно поэтому, чем дольше длилась война и чем очевиднее становилось поражение, тем яростнее в лагерях уничтожались евреи, и не только они.
А́льфред Эрнст Ро́зенберг (нем. Alfred Ernst Rosenberg; рус. Альфред Эрнст Вольдемарович Розенберг; 31 декабря [12 января] 1893[1], Ревель, ныне Таллин — 16 октября 1946 года, Нюрнберг) — государственный и политический деятель нацистской Германии, один из наиболее влиятельных членов и идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП).
А́льфред Эрнст Ро́зенберг (нем. Alfred Ernst Rosenberg; рус. Альфред Эрнст Вольдемарович Розенберг; 31 декабря [12 января] 1893[1], Ревель, ныне Таллин — 16 октября 1946 года, Нюрнберг) — государственный и политический деятель нацистской Германии, один из наиболее влиятельных членов и идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП).
Нацистская Германия вовсю использовала арийский миф на международной арене. За это отвечал Альфред Розенберг, который одновременно занимал должности руководителя внешнеполитического управления НСДАП и уполномоченного фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП. Розенберг был автором множества антисемитских опусов, самым известным из которых является «Миф XX века». Но многие нацистские деятели, включая самого Гитлера противоречиво относились к трудам Розенберга, называя их бессвязными и непонятными.
Стремясь усилить своё влияние на Иран, дипломаты Третьего Рейха под патронажем Розенберга не упускали возможности указать на общую арийскую родословную, очевидно игнорируя при этом тезисы о деградации иранских ариев. В самом Иране местные националисты с энтузиазмом восприняли европейские теории об арийском языке, истории и расе. Впервые они проникли в Иран в поздний каджарский период, сыграв важную роль в формировании национальной идентичности. Размышляя о своем славном древнем прошлом и персидском языке, некоторые националисты нашли арийский миф, распространенный их европейскими коллегами, весьма привлекательным дискурсом. Например, во взглядах одного из ранних националистических мыслителей Ирана Мирзы Фатхали Ахундзаде можно проследить влияние идей Эрнеста Ренана о различиях между арийцами и семитами, и если в Европе под семитами в основном подразумевались евреи, то в Иране это были арабы. В своих работах Ахундзаде любил размышлять о величии иранской нации во времена древних династий и о её упадке, последовавшем за арабским вторжением. Арийский миф послужил удобным объяснением отсталости страны.
После прихода к власти династии Пехлеви, когда начался активный нацбилдинг, арийский миф стал заметно популярнее. На государственном уровне пропагандировалась национальная мифология, а интеллектуалам, использующим идею древнего арийского наследия для укрепления национальной идентичности, всячески оказывалась поддержка государства, вследствие чего многие из них стремились поддерживать легитимность правящей династии, отождествляя её с великим прошлым. Итальянский востоковед Алессандро Баузани охарактеризовал эпоху правления Резы Пехлеви, как «арийский и неоахеменидский национализм». Кульминацией стало решение Резы шаха потребовать от иностранных государств использовать слово «Иран» в качестве официального названия своей страны вместо европейского слова «Персия».
Ключевую роль в продвижении арийского мифа в массы сыграли историки. Один из самых известных учебников истории того времени «Краткая история Древнего Ирана» рассказывал не только о древней арийской миграции, но и о расовых особенностях арийского населения Ирана. Его автор, Хасан Пирния выделял белую, желтую, красную, черную и смешанную расы, подчеркивая, что «белая раса», в которую и входят иранцы, это истинные индоевропейцы. Опубликованная в 1928 году «Краткая история Древнего Ирана» стала первым и обязательным для средних школ учебником официальной истории. Другой учебник по истории, опубликованный политологом Хусейном Фархуди в 1933 году придерживался схожей стилистики. Фархуди подчёркивал, что слово «Иран» произошло от термина «арий», и отождествлял иранцев с ариями по расовому признаку, а не лингвистическому. В учебнике объяснялось, что белая и жёлтая расы обладали наивысшими интеллектуальными способностями, а черная раса состояла из «наименее талантливых людей». Была также перенята у немцев идея о вырождении арийцев, и как следствие, выводилось, что причины упадка Ирана кроются в смешивании иранцев с другими расами.
Также, следуя европейской националистической мысли, их иранские коллеги считали язык ключевой особенностью национальной культуры и расы. Большее число иранских лингвистов начало исследовать индоевропейские корни своего языка с целью очистить его от иностранных, особенно арабских, заимствований и таким образом возродить «чистый персидский», то есть истинный арийский язык.
Реза́-шах Пехлеви́ (15 марта 1878 — 26 июля 1944) — тридцать четвёртый шах Ирана с 1925 по 1941 из династии Пехлеви.
Реза́-шах Пехлеви́ (15 марта 1878 — 26 июля 1944) — тридцать четвёртый шах Ирана с 1925 по 1941 из династии Пехлеви.
Весь арийский дух Ирана закончился в 1941, когда страна за три недели была оккупирована с севера СССР, а с юга Великобританией в ходе операции «Согласие». Несмотря на то, что шах заявил о нейтралитете своей страны, союзники решили не рисковать, а обезопасить нефтяные месторождения Ирана и Азербайджана, а также наладить и обеспечить беспрепятственность путей снабжения Советского Союза в рамках ленд-лиза. Шаха Резу вынудили отречься в пользу его сына Мухаммада Резы. Позже тот нарек себя титулом «Шахиншахом арийцев», но намного более прохладно относился к историям про ариев, особенно после 1945 года.