Миры. Есть наш мир и другие миры. Все миры материальны. Наш мир дан нам в ощущениях. Другие миры - трансцендентны, их пока нельзя воспринять непосредственно органами чувствования и адекватно описать понятиями и терминами нашего мира. Среди них есть сверхтрансцендентный (абсолютный) мир, не поддающийся восприятию ни при каких условиях, и о существовании которого можно судить только по косвенным признакам. Это - Бог.
Субстанциональность. Все объекты нашего мира содержат, как минимум, три первообразные субстанции - вещество, из которого все состоит, энергию, которая всем движет, и информацию, которая всем управляет. Отсюда: чтобы управлять чем-либо надо войти в информационную субстанцию, познать ее, и научиться преобразовывать.
Беспредельность. Все объекты нашего мира бесконечно структурируемы - в нашем мире нет неделимых объектов, составляющих первооснову его строения. Отсюда: абсолютных истин не существует, процесс познания столь же безграничен, сколь безгранично структурное устройство любого объекта; ни при каком, сколь угодно глубоком познании, невозможно дать исчерпывающую характеристику изучаемого объекта; любые законы и любые закономерности в нашем мире относительны в том смысле, что ими отражается некоторая более-менее устойчивая тенденция, на которую можно ориентироваться в своей деятельности, но которую нельзя воспринимать как истину в последней инстанции; не существует одноуровневых и неиерархических объектов, все без исключения объекты нашего мира представляют собой многоуровневые иерархические образования.
Гетерогенность. В нашем мире нет абсолютно одинаковых объектов. Минимально возможная форма проявления гетерогенности - бинарность (двоичность) структурного устройства материи или дуализм в ее восприятии, то есть способность человеческого разума воспринимать лишь разности явлений, но не их действительную сущность.
Сохранение и развитие. Всем объектам нашего мира (физическим, биологическим, социальным), несмотря на их многочисленные и существенные различия, присуща одна общая целевая стратегия с прямо противоположными тенденциями - тяготение к сохранению и одновременно склонность к развитию.
Содержательность. В нашем мире нет пустоты и бессодержательности. Отсюда: любой процесс в нашем мире непременно сопровождается факторами, препятствующими его развитию, а в любом виде человеческой деятельности присутствуют обстоятельства, затрудняющие достижение желаемого результата; в реальных процессах нет лакун - безысходных (тупиковых) состояний, если ситуация созрела, то реакция последует обязательно - адекватная или неадекватная, конструктивная или деструктивная, разрушающая или созидающая.
Управляемость. В нашем мире нет неуправляемых объектов - все объекты, так или иначе, управляемы, а в любом объекте нашего мира можно выделить управляющую и управляемую части, соединенные каналами прямой и обратной связи. В свою очередь, как управляющая, так и управляемая части представляют собой аналогичную структуру более низкого уровня, и так до бесконечности вверх и вниз.
Синэкстремальность. Всё в нашем мире подчинено не экстремальным, а компромиссным принципам, лишь потому, что мы живем не в лучшем из миров.
Разрывность. Наш мир - это вовсе не такой мир, в котором все события прошлого сконцентрированы в текущем, и которое детерминированным, вероятностным или каким-либо другим образом предопределяет будущее. Наш мир - это мир конфликтов, разрывающих и деформирующих связь между текущим и будущим состоянием объектов, и порождающих принципиально новые состояния, которых никогда в прошлом не было. Посему: в нашем мире будущее не содержится в качестве составной части в настоящем, и всякое данное состояние не может быть объяснимо только из непосредственно предшествующего ему состояния.
Конечность. Любой процесс в нашем мире имеет начало и конец, а все его объекты вне зависимости от их субстанциональной сущности обладают конечным жизненным циклом. Конечность порождают конфликты. Причина начала - конфликт, причина конца, тоже конфликт, а между концом и началом проистекает множество конфликтов, каждый из которых может стать последним.
Время. В нашем мире время - тройственно. Во-первых, - это привычное для нас договорное или астрономическое время. Во-вторых, - это параметр, характеризующий внутреннюю цикличность явлений. В третьих, - это оператор преобразования, некое "устройство", воспринимающее сигналы из будущего и преобразующее их в управляющие воздействия, изменяющие текущее состояние явлений и, соответственно, траекторию их развития.
Пространство. Объекты нашего мира "живут" в метрических пространствах и в пространствах состояний. Как те, так и другие пространства, отражая наше восприятие и понимание действительности, по своему структурному устройству подразделяются на векторные, матричные и тензорные. Векторные пространства дают самое примитивное и упрощенное представление о положении и динамики объектов. Более полное представление получается при использовании матричных пространств. И, наконец, наиболее совершенное представление о действительности достигается на тензорных пространствах.