Стремясь к тому, о чем не можешь знать, Поберегись, чтоб шею не сломать.
Прежде всего надо пояснить, что в данной главе имеется в виду под словом "мистика". Это понятие очень многозначно и используется различными людьми совершенно по-разному, каждый вкладывает в него свой смысл. Так вот, здесь этот термин обозначает все загадочное, непонятное, необъяснимое, неизвестное, поражающее воображение. Именно это называет мистикой большинство людей, не вкладывая обычно в это слово ни положительного, ни отрицательного смысла, а просто констатируя, что имеет место что-то непривычное, выходящее за рамки обычной жизни.
В наше время интерес к мистике во всех видах огромен. Многочисленные книги, журналы, газеты, связанные с ней, выходят громадными тиражами и раскупаются быстрее, чем горячие пирожки. Темы их самые разнообразные: НЛО, экстрасенсы, спиритизм, гадания, ясновидящие и яснослышащие, колдуны, целители, шаманы, привидения, призраки, духи, магия... Всего и не перечислить. Сюда же нередко попадают самые различные религиозные учения, а также астрология, но они все-таки занимают совершенно особое место. Именно поэтому в данной книге им посвящены специальные главы.
С чем же связано такое большое внимание к мистике? Конечно же, в первую очередь с тем, что еще совсем недавно об этом предпочитали молчать. И хотя довольно регулярно в прессе появлялись сенсационные и будоражащие людей статьи о непонятных феноменах, за ними обычно сразу же следовали чрезвычайно компетентные отзывы титулованных и не очень ученых, которые авторитетно заявляли, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда, что все это объясняется хитро продуманным обманом, галлюцинациями или вполне естественными и хорошо изученными физическими причинами. Люди (почти все) верили, успокаивались и... ждали следующей публикации. И вдруг все переменилось. Гласность проникла и в эту сферу. Выяснилось, что подобных фактов гораздо больше, чем могли представить себе даже самые фанатичные сторонники их существования. Оказалось, что мир вокруг нас совсем не так прост, не так понятен как внушали нам ученые. Оказалось также, что и среди самих ученых есть те, кто тайно или открыто исследовал непонятные явления. Все это было ново, свежо и интересно и для многих людей остается таким до сих пор. К тому же здесь сказывается сладость прежде запретного плода. Заметен также накопившийся у многих протест против этих всезнаек ученых, которые считают себя самыми умными, но не могут объяснить некоторых вещей.
Но приведенные соображения объясняют далеко не все. Важен также психологический фактор. Люди узнают больше о себе, о своих скрытых способностях, о потрясающих сверхспособностях других, о глубинных слоях подсознания, о жизни души после смерти, о тайных механизмах воздействия на психику, то есть они открывают для себя новый мир -- самого человека. Им открываются совершенно также неизвестные ранее законы мира, часто опровергающие все прежде казавшееся незыблемым. А что может быть интереснее познания человека и мира?
Можно также вспомнить и то, что в смутные времена и кризисные периоды интерес к мистике всегда резко возрастает, так как у многих людей в это время рушится прежнее представление о мире, и происходит полная переоценка ценностей, и поэтому они ищут для себя нового объяснения всего происходящего. А так как прежние авторитеты рушатся, не удивительно, что многие пытаются найти некоторые скрытые, необычные, таинственные причины всего происходящего. Ведь гораздо проще признать то, что ты в принципе не мог этого предвидеть, чем то, что ты доверялся лживым учениям и авторитетам, не выдержавшим испытания временем.
Но и этих объяснений мало. Почему, например, люди стремятся приобщиться не к религии, а именно к мистике? Что их так прельщает в ней? Ведь религия тоже до недавнего времени была на полулегальном положении, о ней тоже предпочитали молчать. Дело, наверное, в том, что некоторые люди, обратившись сначала к религии, не нашли в ней ничего принципиально нового. Ведь религия предлагает все те же вечные ценности, о которых все мы уже слышали и не раз, все те же понятия о добре и зле, те же моральные принципы, те же четкие и довольно жесткие требования к человеку. А это устраивает далеко не всех. И тогда они ищут в мистике те самые обходные пути, которые позволят более просто, без лишних усилий достичь тех же самых целей, к которым призывает религия, или даже еще более привлекательных (для них). Ради этого они зачастую готовы поверить во что угодно, даже в явный бред, готовы совершать самые безумные обряды, поклоняться каким угодно людям, идолам, сущностям и т.д. А выбор обходных путей различные мистические учения предлагают поистине огромный. Здесь вполне можно найти утверждения, что добро и зло -- это только кажущиеся понятия, что, следуя предлагаемым путем, вполне можно встать по ту сторону добра и зла, стать выше их, вне их. Можно найти и откровенно сатанинские утверждения о том, что миром правит зло, и что так будет всегда. Эти обходные пути, кстати, сближают мистику с философией, в которой тоже многие ищут замену приевшейся религии.