ЗЕРКАЛО СВЕТА. ДРЕВНЕАРИЙСКОЕ УЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Человек и мир
Как человек воспринимает мир? Картины (модели) мира, предлагаемые различными учениями Сравнение моделей мира Личные модели мира и особенности их смены
Глава 2. Немного об истории древнеарийского учения
Мифы об Арктиде и ариях Гипотезы о царстве Хайрат на Урале История зороастризма в Иране Зороастризм в наши дни
Глава 3. Выбор точки отсчета
Шкала нравственных ценностей Древнеарийское учение о добре и зле Особенности добра и зла Борьба с внешним и внутренним злом Практические выводы
Глава 4. Древнеарийское учение и наука
Место науки в современном мире Миф о прогрессе в природе и обществе Были ли наши предки глупее нас? Особенности современной науки и ограничения, присущие ей Наука в понимании древних ариев Практические выводы
Глава 5. Древнеарийское учение и религия
Религия в наше время Вера, религия, духовность Принципы сравнения различных религий Древнеарийское учение и современная классификация религий Атеизм, сатанизм, манихейство Грехи человека Некоторые практические выводы Техника религиозной безопасности
Глава 6. Древнеарийское учение и астрология
Астрология сегодня Происхождение астрологии В чем упрекают и обвиняют астрологию? Суть астрологического метода Элементы азбуки астрологии
Глава 7. Древнеарийское учение и философия
Философия как область деятельности человека Место философии в наши дни Что объединяет различные философские учения? Древнеарийское учение и философские проблемы Астрологический метод и философские системы
Глава 8. Древнеарийское учение и психология
Современное понимание психологии Человек как микрокосмос Проблемы индивидуального подхода в психологии Астрология и психологические теории Практические выводы
Глава 9. Древнеарийское учение и мистика
С чем связан интерес к мистике? Мистика и противостояние добра и зла Голоса из космоса: можно ли им верить? Целители: правила техники безопасности
Глава 10. Древнеарийское учение, люди и общество Законы общества и законы мира Принципы оценки состояния общества Древнеарийское учение о выделенности человека Семья как основа общественного устройства
Краткий словарь имен и терминов
Послесловие
----------
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга не совсем обычная.
Сейчас появилось множество различных книг, посвященных древним традициям. Но все они могут быть разделены на две большие группы. Книги первой группы, написанные, как правило, учеными историками, обращаются к древним учениям для того, чтобы оценить их с современных позиций, выделить из них что-то интересное и полезное для нас и отбросить то, что сейчас считается совершенно невозможным. Книги второй группы рассказывают о древних учениях, не выходя при этом за их пределы. Они пересказывают мифы, описывают обряды, излагают взгляды древних, ничуть не заботясь о том, чтобы хоть как-то связать все это с современностью. Мол, были такие традиции, по-своему цельные и интересные, но они уже давно умерли или умирают, не оставляя никакого следа.
Объединяет все эти книги убежденность их авторов в том, что в древности люди были менее совершенными, чем сейчас, поэтому учиться у древних нам практически нечему. И следовательно, все, что им, нашим далеким предкам, казалось откровением, мы, современные люди, легко можем разделить на то, что действительно существует и имеет естественные причины и то, что было рождено исключительно их неуемным воображением.
В данной книге предлагается другой подход, можно сказать, противоположный наиболее распространенному, общепринятому. Здесь сделана попытка оценить как раз современность с точки зрения древнейшего духовного учения человечества, учения древних ариев, и его прямого наследника, религии зороастризма, которые, кстати, сейчас почти никому не известны. То есть читателю предлагается увидеть себя и своих современников в зеркале древнего учения, которое вполне заслужило такие эпитеты, как "религия Света и Огня", "праматерь всех религий человечества", "добрая религия", "благородная религия", "религия нравственной чистоты", "рациональная религия", "религия здравого смысла". Причем интересно, что эти и многие другие восторженные эпитеты используются не последователями учения, что было бы вполне естественно, а его внешними исследователями, серьезными учеными, простыми людьми, только соприкоснувшимися с обширнейшим и сложнейшим материалом учения.
Однако не стоит ждать от этой книги сколько-нибудь подробного изложения хотя бы основ учения. Это не ее задача. Интересующимся можно порекомендовать обратиться к источникам, приведенным в списке литературы. Если же говорить обо всем материале учения, хотя бы и в том усеченном виде, в котором оно дошло до нас, то даже для поверхностного знакомства с ним потребовалось бы множество книг, подобных этой. Здесь же приводятся только самые основополагающие, ключевые принципы учения, которые, тем не менее, позволяют оценивать практически все проявления окружающего мира.
С другой стороны, не стоит пытаться найти в этой книге подробного анализа сиюминутных конкретных событий современности, ежедневно привлекающих к себе всеобщее внимание. Это не газетная публицистика. Задача книги несколько другая. Здесь анализируется общее состояние современного общества, оцениваются наиболее распространенные, устойчивые, сложившиеся взгляды, заблуждения, стереотипы, рассматриваются наметившиеся тенденции развития. Конечно, современный мир чрезвычайно сложен и многообразен, в чем-то он постоянно меняется, поэтому охватить все его стороны и явления невозможно, но будем надеяться, что приведенные здесь методы и подходы позволят читателю в дальнейшем и самому делать правильные выводы.
Автор данной книги ни в коей мере не претендует на высокую роль духовного учителя, совершенно не стремится обратить читателей в новую веру, не является каким-нибудь авторитетом в учении или профессиональным его исследователем. Просто данное учение благодаря своей ясности, четкости, последовательности, непротиворечивости, благодаря своему жизнелюбию и оптимизму никого, наверное, не может оставить равнодушным и не может не вызвать желания поделиться с другими полученными знаниями. А универсальная система этих знаний, предлагаемая учением, позволяет нам гораздо лучше и глубже понять многие современные проблемы, чем все современные научные и ненаучные системы. И это несмотря на то, что появление учения отделяют от нас многие и многие тысячелетия, и проблемы у нас, казалось бы, совсем другие, чем были в столь далекой древности. Все это и стало основной причиной написания данной книги.
Особенное значение древнеарийское учение имеет для нашей страны, России, которая в далеком прошлом стала для ариев второй родиной, из которой оно затем распространилось по всему свету, и в которой несмотря ни на что кое-какие элементы этого учения все-таки сохранились. Так что обращение к учению древних ариев для нас -- это не дань моде, не увлечение экзотикой, не расширение кругозора, это прежде всего возвращение к своим глубинным корням, к самым истокам своей духовности. А поняв их, мы сможем лучше понять самих себя, понять, кто мы есть, какова наша цель, куда нам стремиться.
Несколько слов о структуре данной книги.
Первая глава может рассматриваться как введение в обсуждаемую тему, как общие соображения о характере и особенностях нашего мировосприятия.
Вторая глава содержит краткий очерк истории учения. К сожалению, об этой истории известно гораздо меньше, чем хотелось бы.
Главы с третьей по десятую посвящены обсуждению современного положения в различных областях человеческой деятельности с точки зрения основных принципов учения.
В конце книги приведен краткий словарь имен и терминов.
----------------
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК И МИР
Тот мир, в котором ты живешь, Во многом на тебя похож.
Вернуться к истокам... Обратиться к корням... Такие призывы -- не редкость в наше время. Разочарование в идее научно-технического прогресса, который не сделал людей ни лучше, ни счастливее, приводит к мысли о необходимости остановиться и оглянуться, понять, кто мы такие, зачем живем, к чему должны стремиться. В самом деле, ведь, несмотря на все успехи науки, мы почему-то нисколько не приблизились к ответу на вечные вопросы о смысле жизни, о назначении каждого человека и человечества в целом, о глобальных принципах строения мира, о месте морали и нравственности в нашей жизни. Более того, сейчас считается даже как-то неприлично вспоминать о них. Но, к счастью, ситуация начинает медленно меняться, и интерес к этим проблемам за последние годы все возрастает. Поэтому неудивительно, что многие люди пытаются найти ответы на свои вопросы в давно, казалось бы, забытом прошлом, когда эти вопросы никому не казались предосудительными. Возможно, это всего лишь быстро проходящая мода, но хотелось бы, чтобы она продержалась подольше. Вреда от этого точно не будет, а польза может быть огромная.
Особенно характерна данная ситуация для нашей страны, где осознание пагубности пути всей современной цивилизации в целом совпало с крушением старой идеологической системы. Еще недавно многим казалось, что хорошо заметная ложь этой системы -- это что-то поверхностное, наносное, не меняющее в общем-то правильной глубинной сути. Однако чем больше мы узнавали правды о нашей недавней истории, тем яснее становилось, что вся провозглашавшаяся незыблемой идеология была похожа на то яблоко, небольшие темные пятна на глянцевой кожуре которого говорят о полностью гнилой мякоти и сердцевине. Разоблачение этой лжи и привело к крушению коммунистических режимов и коммунистической идеологии в целом (правда, не для всех, но о них мы говорить не будем). Вот только вместо того, чтобы спокойно разобраться в своем прошлом, понять истинную природу всех сделанных нами больших и малых ошибок, мы захотели сразу и быстро решить все проблемы, позаимствовав целиком и без всякой переработки казавшийся таким привлекательным зарубежный опыт.
И что же мы получили взамен рухнувшей идеологической системы из ставшего вдруг открытым "цивилизованного мира"? Полную разноголосицу мнений, неприятие любых авторитетов, цинизм и вседозволенность. Сначала это казалось многим единственно приемлемым. Это было чем-то непривычным и необычным, а потому заманчивым. Это было противоположно всему тому, на что мы ориентировались ранее, и, следовательно, должно было преодолеть наши недостатки. Но затем стало понятно, что "там" тоже нет глубокого понимания мира и человека. И вся современная наука здесь ничем помочь не может. Как результат -- большой интерес к прошлому человечества, попытки поиска ответов на главные вопросы в древних учениях.
Однако здесь тоже далеко не все так просто, как кажется на первый взгляд. Стоит только всерьез начать изучать историческое наследие, как выясняется, что никакого единства мнений нет и там, что существует огромное количество различных учений, философских систем, религий и т.д., созданных в разное время и в разных странах, которые предлагают свои взгляды на мир и на место человека в нем и часто противоречат друг другу. А ведь свое понимание этой проблемы предлагается еще во множестве научных теорий, в литературных произведениях (из тех, что так или иначе объясняют мир и учат жизни, а не из тех, что помогают убить время), в других трудах авторитетных людей прошлого. В результате понимаешь, что не то что разобраться во всем этом потоке информации, но даже сориентироваться в нем очень сложно, если не невозможно. Тем не менее попытаться, наверное, все-таки стоит, и высказанные здесь соображения могут оказаться полезными для тех, кто решится рискнуть.
Кстати, для любого исследователя велик соблазн разработать некое собственное учение, в которое надо будет включить все самое ценное, самое бесспорное из различных источников, немного переработав его с точки зрения современного понимания, и отбросить все малозначащее, второстепенное и явно ошибочное. Конечно, ведь мы, современные образованные люди, легко можем понять, в чем прежние учения заблуждались, чего недопонимали, а в чем были, как ни странно, правы. Это тоже возможный путь, но при этом не существует абсолютно никакой гарантии, что созданное нами учение будет хоть сколько-нибудь лучше тех, которые легли в его основу. Проверка учения на практике -- зачастую крайне сложная, длительная и трудновыполнимая задача. Поэтому мы будем все-таки ориентироваться на то, что доказало свою жизнеспособность за многовековую историю.
Интересно, что при знакомстве с учениями прошлого обычно все происходит по известной пословице: "Новое -- это хорошо забытое старое". То есть в данном случае это самое хорошо забытое старое воспринимается современным человеком как нечто новое, доселе неизвестное, непривычное и непонятное. Причем чем более старое учение мы возьмем, тем более новым оно нам покажется. И как всякое новое оно зачастую встречает сопротивление, неприятие и активное противодействие. Бывает, однако, и прямо противоположная ситуация: люди, восторженно и без всякого критического анализа принимающие любые новшества просто потому, что они отличаются от общепринятого, очень легко становятся последователями неизвестных им ранее древних учений. Но при этом они зачастую обречены на повторение многих ошибок прошлого. А такие ошибки, конечно же, были. Идеализировать все прошлое без разбора все-таки не стоит. Людям во все времена свойственно ошибаться.