Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Как оценивать человека?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

   "Этот человек - хороший, а этот - превосходный. Этот человек - плохой, а этот - негодяй". Как же нам всем хочется научиться быстро и безошибочно оценивать людей! А раз такое желание есть, спрос рождает предложение. Поэтому всевозможные учителя предлагают нам множество способов, как этого добиться. Кто-то предлагает для оценки человека всего лишь определить, к какой группе людей он относится. Кто-то призывает обратить внимания на то, что человеку нравится. Кто-то предлагает смотреть на поведение человека в трудных и опасных ситуациях. Кто-то считает, что самое главное - биография человека: воспитание, образование, занятия, достижения и т.д. И ещё много подобных "безошибочных" методов оценки. В результате оказывается, что все они в большинстве случаев работают очень плохо, а порой даже дают совершенно неверные ответы. Так как же понять, какой оценки заслуживает человек? Попробуем разобраться.
  
   Прежде всего отметим, что хороший человек - это не просто симпатичный, удобный или полезный лично вам. Объективно хороший - это честный, порядочный, выбирающий добро и отказывающийся от зла. И точно так же по-настоящему плохой человек - это бесчестный, непорядочный, выбирающий зло и отказывающийся от добра. При этом не стоит забывать, что любой человек имеет свободу выбора между добром и злом в каждый момент времени. Поэтому люди в течение жизни нередко меняются. В результате полностью хороших и полностью плохих людей очень мало, за всю свою жизнь таких можно и не встретить. И потому речь может идти только о том, к какой оценке человек ближе - к хорошей или к плохой и насколько.
  
   Окончательно и беспристрастно оценить жизнь человека может только Бог на посмертном суде. Ведь Богу известны абсолютно все поступки человека (мысли, слова и дела), поэтому он может сравнить сумму сделанного человеком добра с суммой сделанного им зла. Нам же такая информация недоступна в полном объёме. Поэтому мы вправе оценивать не человека в целом, а всего лишь его отдельные поступки. И только потом на основании оценок поступков можно формировать общую оценку человека. При этом чем дольше мы изучаем человека, тем ближе будет наша оценка к объективной. И конечно, наше мнение будет верным только в том случае, если мы сами правильно отличаем добро от зла. Так что всё далеко не так просто.
  
   Рассмотрим несколько примеров.
  
   Допустим, человек открыто говорит горькую правду о недостатках нашей жизни. Но мы-то знаем, что раньше он был замешан в воровстве, что сейчас он служит какому-то негодяю, что раньше он много врал. И что же, мы однозначно должны считать его нынешние высказывания ложью? Вовсе нет, ведь правда даже в устах последнего негодяя остаётся правдой. Возможно, этот человек встал на путь исправления. Возможно, он говорит правду, только чтобы напакостить своим врагам. Возможно, он хочет бороться с выявленными недостатками ещё более убийственными для людей методами. Но он сказал правду, когда кругом - океан лжи, и это ему зачтётся, за это он заслуживает благодарности. Хотя общая его оценка всё ещё остаётся отрицательной.
  
   Допустим, выясняется что некий великий учёный, писатель, композитор был замечен в каком-то грехе: пьянстве, разврате, предательстве близких, презрении к людям и т.д. Да, это несомненно должно понизить оценку его жизни, оценку его как человека. Но было бы глупо только на этом основании сразу объявлять его последним негодяем, более того, решительно отбрасывать все его заслуги, всё его творчество, принёсшее огромную пользу людям. Окончательную и правильную оценку даёт только Бог.
  
   Допустим, некий жестокий диктатор, погубивший многие тысячи жизней, призывает людей отказаться от какого-то порока: гомосексуализма, алкоголизма, курения, наркомании и т.д. Что это означает? Только то, что у данного человека не всё так уж безнадёжно плохо, у него есть и хорошие, похвальные черты. Да, общая оценка его жизни наверняка будет отрицательной, мы не должны обманываться. Но и не учитывать его правильные поступки, ведущие к оздоровлению общества, мы тоже не имеем права. И тем более глупо назло этому самому диктатору старательно культивировать осуждаемые им грехи и пороки.
  
   Допустим, какой-то компетентный, честный, смелый специалист (журналист, экономист, врач и т.д.) вдруг заявляет, что он оправдывает тяжелейший грех, например, массовые убийства людей. Что мы теперь должны о нём думать? Только то, что в данном случае он совершенно не прав, что он не так уж и хорош, как принято считать, как следует из его профессиональных качеств. Но из этого не стоит делать вывод, что вообще все его высказывания ложные, что он смело говорит нам правду исключительно с какой-то вредной и опасной целью, что слушать его глупо.
  
   Вот так. Каждый новый поступок человека должен только корректировать его оценку. Сделал он добро - оценка повышается, сделал зло - понижается. А каждый раз заново устанавливать оценку человека просто нелепо. Например, так: сегодня он сделал добро - он прекрасный человек, завтра сделал зло - так он, оказывается, последний негодяй. Для нас должна быть важны только сумма добрых поступков и сумма злых поступков, ведь именно так оценивает человека Бог.
  
   Если же о каком-то человеке пока ничего не известно, то довольно легкомысленно слепо доверяться своему первому впечатлению, первым известным нам поступкам. Всегда надо помнить, что идеальных людей крайне мало, как мало и законченных негодяев. Поэтому не стоит сразу очаровываться человеком, но не стоит и сразу разочаровываться в нём.
  
   А вот то, к какой группе людей данный человек относится, не имеет особого значения. Не важно, какие у него раса, национальность, гражданство, пол, возраст, знак Зодиака, имя, вероисповедание, идеология, политическая партия и т.д. Любому человеку Богом дана полная свобода выбора между добром и злом, так что никакая группа не может заставить его выбирать добро или предпочитать зло. Поэтому на нашу оценку человека должны влиять только его собственные поступки, а вовсе не поступки других членов его группы. Ведь даже в самых лучших группах встречаются негодяи, а в самых худших - очень неплохие люди.
  
   И предпочтения человека тоже не должны служить основанием для его оценки. Он может любить любую еду, одежду, любые хобби, любые цвета, любую музыку и т.д. К его оценке всё это не имеет прямого отношения. Важны только поступки данного человека, а не его изменчивые и противоречивые вкусы.
  
   И проявляется сущность человека совсем не только в трудных ситуациях: войны, репрессии, голод, трудные и опасные походы, бытовые конфликты и т.д. Выбор между добром и злом мы делаем каждую секунду, и каждый наш выбор повышает нашу оценку или понижает её. Например, скромный честный трудяга, всю жизнь заботящийся о своих родных и делающий важную для людей работу, может заслуживать гораздо более высокой оценки, чем тот, кто лишь однажды спас кому-то жизнь. А то многие почему-то ошибочно считают, что все наши трудности и беды специально посылаются нам Богом, чтобы он мог лучше понять нашу сущность. Жизнь на Земле в любом случае - это большое и трудное испытание, трудная учёба и важная для нас и мира работа. Каждый наш поступок имеет значение и обязательно будет учтён Богом.
  
   И не имеют принципиального значения для оценки человека его воспитание, образование, профессия, награды и звания. Например, не стоит искать объяснение всем поступкам человека в его детстве, в промахах или успехах его воспитания. Взрослый человек вполне может освободиться от детских впечатлений: из милого ребёнка стать мерзавцем, а из хулигана стать примером для всех. Точно так же и никакое образование однозначно не определяет путь человека к добру или к злу. Ведь среди самых высокообразованных, как и среди совсем необразованных встречаются как негодяи, так и превосходные люди. И уж совсем не могут служить основанием для оценки человека его звания и награды. Возможно, он получил их незаслуженно: за деньги, по блату, за преданность власти. Возможно также, что его однажды оценённые реальные заслуги меркнут в сравнении с тем большим злом, которое он делает регулярно.
  
   Таким образом, с оценкой любого человека не нужно спешить. Более или менее правильную оценку мы можем сформировать только для тех, кого мы хорошо и долго знаем. А для повышения достоверности своей оценки мы должны и сами постоянно очищаться от зла, слушать свою совесть. В этом случае наша оценка будет близка к истинной, которую даёт только один Бог.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"