Как он не хотел отпускать нас в Латинскую Америку к далеким берегам Тихого океана.
А родилось-то наше путешествие еще в позапрошлом году на перепутье из небольшого поселения на севере Израиля в Маалот.
Сентябрьским поздним вечером Полина после занятий возвращалась домой. Как обычно, надеется поймать тремп. После нескольких неудачных попыток около нее остановился запыленный, обшарпанный грузовичок. Молодой парень отворил дверцу, устало спросил: куда, дождался, пока Полина пристегнулась, и поехали...
Слово за слово и мы разговорились, рассказывала потом Полина.
По внешнему виду ему можно было дать лет 16-17. Худощавый, маленький, с огромными черными глазами и длинными, вьющимися волосами, он никак не тянул на солдата, прошедшего воинскую службу в рядах Израильской Армии.
Эяль оказался разговорчивым, и с удовольствием, подробно, легко поведал Полине о своем недавнем, 10-ти месячном, путешествии с друзьями по Южной Америке.
Он выключил музыку, активно жестикулировал свободной рукой, смеялся и замолкал, увлеченно рассказывая о красотах и своеобразии далекого континента.
Эяль так увлекся, что, притормозив у дома Полины, еще некоторое время продолжал повествовать...
Полина, естественно, на следующее утро в компьютере уже ищет форумы туристов далекого континента, рассматривает фотографии...
Прекрасные фотоработы Viki, особенно, лагуна Колорадо в Боливии, довершили, вбили последний гвоздь, в сказ Эяля.
И однажды вечером я слышу:
- Не хочешь ли, окунуться в культуру и природу Южной Америки?
Мой ответ был готов...
Уже после, когда Полина рисовала план нашего путешествия, ее отчаянно пугали серпантины горных дорог, холод высокогорья, меня - проблемы воды, еды, кислородной недостаточности...
"Отступать некуда" - все же решил я, и мы "побежали"...
Я - "per rectum", Полина - через "reflux", а оба - в поликлиники для отъезжающих в экзотические страны.
В древнем городе Акко, что у самого моря, со мной час возились три врача, выпытывая, куда я лечу-еду, когда, какие местности и какие города намерен посетить. В результате - пять прививок и санитарный минимум по еде, гигиене, защитным кремам...
В последние минуты перед отъездом в вопросительных сборах и душевных взрывах, с трудом мы оформили мою страховку, "потеряли" справочник по Перу, "спряталась" от нас банковская карта Полины. Мы опешили. Знать, не судьба! Однако, через мгновение, золотистый кусочек картона высунул "свое личико" из-под батареи...
Мы метнули монету!
И - черт с ней! Все равно летим!
Уселись в автобус, погрузив наши чемоданы в грузовой отсек, настраиваемся в легкой беседе.
И уже четвертый час летим в Боинге 737-800 "Эль Аль" в Мадрид.
Сижу над крылом, разглядываю в иллюминатор дорожки заклепочных швов, тропинки подкрыльцев, загнутый в небо конец крыла с флагом Израиля, а надпись под ней "no step", словно, шепчет мне: не дрейфь, выбран маршрут высокой пробы, иди, будь основателен и уверен...
Рядом с нами сидит 18-летний парень, как оказалось, выходец из Белоруссии, молчаливый, серьезный. Он один едет в Мексику на пару месяцев перед армией.
Надо же, подумалось мне, для молодых израильтян армия, словно старт в неизвестное, зовущее: иди, испытай себя, взгляни на мир...
Я с удовольствием завязал с ним разговор о будущей службе, после того, как Полина выяснила, что у него нет никакого плана путешествия по Мексике.
- Долечу, а там посмотрим,- уверенно сказал он ей.
- Армия не страшит?
- Нет, - ответил он, и неожиданно продолжил, - Знаю: Армия Израиля абсолютно демократична. Смотри, в какой армии мира, официальное обращение по чину применяется только в строю, а форма одежды - у генерала и солдата едина, отдание чести вообще не применяется, а шагистика на десятом месте: нас готовят для боя, а не для парадов. Неуставные отношения? Это взыскания с нерадивых в виде повышенных физических нагрузок в виде рытья траншей "от забора и до обеда", - закончил он улыбнувшись.
Полина, как обычно, бродит по самолету. Вот она остановилась и, конечно, уже беседует с пожилой израильтянкой. Та роется в своей сумочке и протягивает Полине таблетку.
-Так же, как я, плохо переносит самолет, поделилась со мной транквилизатором, и, подивившись нашим планам, спросила, почему мы не едим в Чили, - потом рассказывала мне Полина, - С мужем они долгие годы живут в Чили, он главный раввин Сантьяго.
Я, дурак, в "едовом запое" не прижал язык Полины над трапезой, и сказалось это позже, над Атлантикой...
Мадрид. Остановка на пару часов. Мы идем к нашему терминалу.
Поразил дизайн аэропорта. Мне показалось, что я нахожусь внутри испанской каравеллы под волнообразной крышей с мачтами, весело окрашенными во все цвета радуги, парусами - широкими разлетами крыши, световыми иллюминаторами в перекрытиях, и окнами с видами на самолеты и горы...
Впервые я видел в огромном помещении систему подвесных отражателей искусственного света, парящих в высоте, с зеркальным отражением под полупрозрачной, динамически волнистой крышей, обшитой тонкими бамбуковыми рейками, каньоны - большие дворы света между функциональными зонами, галереи...
Подземным автоматическим поездом, затем, с помощью эскалаторов минут 15 мы движемся к своему, Четвертому терминалу. Визуальные ориентиры превосходны.
Четвертый терминал BaraJas надо видеть. Сегодня наши расстояния измеряются не тысячами километров, а часами полета, стоимостью, временем ожидания...
Так вот. Бродить, ждать в одном из лучших в мире, самом комфортном и привлекательном терминале с явно расслабляющей атмосферой - это большой знак современности.
Полина - аэрофоб, и я никак не мог объяснить: почему она через час так легко, в свободном полете, перенесла 12-ти часовый бросок через Атлантику в Лиму.
Как не поаплодировать команде архитекторов мадридского аэропорта (из которых один, наверняка, русскоязычный - Андрей Салтыков), а другие, если не прямые, но добросовестные и безупречные потомки величайшего Гауди!
17 июля 2012
О здравьи, Государь, велел спросить твоем
И о прибытии дать ведомость своем.
Державин
Лима. Тихий океан. Pl. De Maior. Кафедральный собор. Архиепископский дворец.
Церковь Сан-Франциско-де-Иисус.
Рейсом LA -2707 после полуночи мы вылетаем из Мадрида в Лиму (Перу).
У нас последний ряд кресел, у самого туалета, но и единственное свободное место в самолете.
Полина просматривает перуанскую газету "El Oprimido", ее очень интересует погода на Altiplano в Уюни.
- Смотри. Нашла! Боливийский метеоцентр выдает температуру baJo - 20! Я же тебе говорила.
- Теплая одежда есть, выдюжим, - пытаюсь я успокоить Полину, но куда там...
И пока Полина устраивается, вполне не по-калачевски, на подушках, под одеялом, отрешившись от воя моторов бирушами, я скажу несколько слов о наших приготовлениях к путешествию.
Во-первых, в течение двух-трех месяцев мы активно по интернету по хорошей звуковой программе изучали испанский язык. Полина читала, писала в форуме, осваивала грамматику, получала свои "звезды", а я набирал объем слов, надеясь, что в разговоре они всплывут... Результат?
Полина с блеском могла общаться в Перу, Боливии на бытовом уровне, поддержать разговор, изредка обращаясь ко мне:
- Напомни, как слово...
Превосходный тренинг языка удался Полине незадолго до посадки. Ее заинтересовала красотка, сидевшая через проход, перуанка лет двадцати, в легком белом жакете и с небрежно наброшенном на плечи черным шарфом.
Алессандра рассказала Полине, что учится на инженера, пять месяцев стажировалась в Лондоне, возвращается домой...
Я слышал испанский диалог! Алессандра, как лакмусовая бумажка, взбодрила память, высветила старания Полины, она, кстати, очень подивилась нашей туристской наглости...
Во-вторых, боясь ночных холодов в Уюни, мы запаслись теплыми куртками (они выручали нас не раз), свитерами, шапочками, даже - перчатками...
Короткие пересыпы, еда, питье, медленный моцион по узким коридорам и... ранним утром мы приземляемся в аэропорту Лимы.
В первом же пункте мы поспешили обменять 50 долларов по "грабежному" курсу, и, жаль, забыли приобрести, оплаченные билеты в Мачу-Пикчу...
В аэропорту нас не встретил таксист, обещанный гостиницей.
Ощущение радости и одновременно усталости позволило Полине весело и категорично торговаться с назойливыми перуанскими таксистами. С 25 долларов, предлагаемых одним из первым, до гостиницы "Kussillus Hostel", другой - довез нас с поклажей за 25 солей (1 доллар-2,75 перуанских соля).
Минут двадцать вдоль Тихого океана мы ехали в Мирафлорес, на Ларка 655.
Дверь гостиницы оказалась закрытой. Около семи утра один из постояльцев гостиницы попытался помочь нам, он старательно и долго искал в конторке ключи от двери. И, вскоре, мы расположились в комнате с верандой и подобием окна под потолком.
Как обычно, получили карту района, и через несколько минут уже топаем к Тихому океану.
Утренняя Лима. Зябко и пасмурно. Мутное, молочное небо плавно переливается в океанские, удивительно тихие воды, ровными рядами, они накатывает на берег... Дымка (или смог - гаруа?) заволакивает горизонт, создает воздушную перспективу.
Тихий океан! Так вот ты какой! Я впервые рядом с самым большим, самым глубоким, и древним океаном, дышу его историей (V. N. de Balboa), и благодарен Полине за то, что она для нашего жилья в Лиме избрала океанский Мирафлорес, а не исторический центр Лимы!
Мы постояли на высокой набережной, говорят, она защищает город от цунами.
На такси, количество которых здесь не меряно, за десять солей (мы - уже грамотные "перуанцы"!) поехали в центр города.
Пока мы ехали до Pl. De Maior - старой части города, разговорчивый водитель рассказывал нам о Сан-Марти, о последнем землетрясении в конце января, когда он сам видел, как "раскачивались" здания. Позже мы не раз обращали внимание на желтые круги на асфальте с большой буквой "Z", оказывается, это зоны безопасности во время землетрясений.
Площадь, где была провозглашена в начале XIX века независимость Перу, нарядна и красива. Праздник цвета и только! Она видела парады и корриды, здесь горели костры инквизиции.
По периметру ее окружают: дворец Талье - здание министерства иностанных дел, с ярким, резным портиком, колоннами, и двумя балконами из кедра и красного дерева, архитектура колониальных домов с резными подоконниками, католический Кафедральный собор цвета слоновой кости, а в центре площади - фонтан XVII века из камня, в обрамлении бронзовых зверьков - одно из старейших сооружений в Лиме, и многочисленная команда серьезных стражей порядка.
Заглянем в Кафедральный собор.
Почти пятьсот лет назад первый камень в его основание нес на плечах испанский конкистадор, завоеватель империи Инков Ф.Писсаро. Здесь его саркофаг.
Полина бросила мимоходом: Кровь и память...
В собор мы вошли по шахматному полу через центральную "Дверь Прощения",над которой надпись: "Plus Ultra" - "За пределы" - вызывающий официальный девиз колониальной Испании.
Собор не просто хорош, он прекрасен, и необычен. Полностью отсутствуют нефы, вместо них глубокие ниши с апостолами в натуральную величину.
После многочисленных землетрясений, перестроек различными архитекторами центр испанских колониальных владений предстает перед нами в сводах, воссоздающих звездное небо, деревянном, резном балконе хора, образом Христа, Мадонны в центральной части, прекрасных картин, многочисленных часовен, через одну из которых по Calle de los Jodios ( Еврейской улице) мы покидали его, предварительно осмотрев музей: ризницу с картинами семьи Бассано, галерею архиепископов...
В 12.00 смена караула у президентского дворца за оградой.
Часовые в красочных мундирах минут 15 перестраивались под звуки креольских вальсов.
Мы посидели у фонтана, и перешли на другую сторону площади в Архиепископский дворец.
Это резиденция архиепископа Лимы с шикарной мраморной лестницей, кабинетами, французскими витражами, зеленым двором, характерным для испанских монастырей, и балконами из кедра, прекрасной выделки.
Вообще, мы обратили внимание: балконы (мирадорс), поражающие причудливыми формами, - это Память Перу - культурное наследие колониальной эпохи. Они добавляют гармонии и оригинальности "Городу Королей". Балконов, что курируются муниципалитетом, в городе множество, говорят, о полутора тысячах...
Теперь церковь Сан-Франциско-де-Иисус, обработанная желтой штукатуркой, так полюбившейся голубям.
Две колоколенки с ликом солнца - одно из самых почитаемых и прекрасных сооружений начала XVIII века.
Церковь впечатляет плиткой стен, фресками, картинами, работами по дереву в ризнице - полная симфония позолоты и стиля. В центральной части: балюстрада, алтари, полностью вырезанные из дерева, капелла с позолоченным иконостасом.
Среди почти сорока картин, выделяется "Последний ужин" Ф.Сурбарана с перуанской и европейской кухней.
Лестница под куполом из никарагуанского кедра ведет в прекрасную старинную библиотеку с десятками тысяч книг, свитков.
О катакомбах, первых кладбищах Лимы, напоминающих о временах расцвета колониальной эпохи, разговор особый.
На первых порах власти хоронили себя в специальных местах, выдающийся плебс - на более низких уровнях, остальную толпу - в ямах.
Сегодня определяют десятки тысяч останков...
Мне не по душе, когда кости классифицируют, раскладывают штабелями, выделывают из черепов и мелких костей геометрические фигуры. Не впечатляет меня интерьер из останков наших!
В этой церкви почитаем апостол Иуда. На его праздник процессия монахов выносит стенд в полторы тонны серебра для обозрения. Наверное, чтобы подчеркнуть Память и великую историю инков.
Монастырь имеет красивый внутренний двор, окруженный галереями в форме арок на столбах, и фонтаном в центре. Часть его помещений принадлежит теперь хоспису, полиции.
Полицейские в Лиме одеты ярко, серьезны, и удивительно доброжелательны. Под их защитой на каждом углу - "валютчики" в рельефном жакете с пачками денег разных купюр. Мы быстро смогли обменять нужную нам сумму долларов.
Первое впечатление о Перу?
Это красивые, яркие, черноволосые, с гордым, непотупленным взглядом молодые перуанки - носители национального своеобразия, крутобедрые мамаши в цветастых одеждах, с ребенком за спиной, торгующие леденцами на узкой улице, многочисленные уборщики мусора в лучистых костюмах и респираторах (в Израиле мусорщики на улицах с мощным, ручным воздуховодом этого не имеют!).
Мы поехали в "Крус дель сур" за билетами на автобус.
Затем зашли в супемаркет, что против гостиницы, купили не папайю, а мамайю, она оказалась намного вкуснее.
В 20.00 мы уже спали...
18 июля 2012
Парк Кеннеди. Перелет в Foz do Iguazu.
С раннего утра собираем вещи.
Колониальный завтрак с теплым и невкусным соком папайи, и мы выходим на улицу Ларка, переполненную автобусами и такси.
Небольшой променад к Парку Кеннеди. Парк светел и живописен. Мы прошлись по его аллеям, где я впервые отметился у чистильщика обуви (в форме), Полина обратила внимание на многочисленный "кошачий дом", и ротонду, где шла бойкая торговля сувенирами и антиквариатом.
;
Дорога в аэропорт недолга.
Впервые я видел, как работают кассиры автобусов: ни минуты на месте, в полной готовности стоит у двери, и, не дождавшись остановки, сам ее открывает, выпрыгивает на ходу, выкрикивает маршрут, зазывает пассажиров...
В аэропорту мы пытались проникнуть из международного терминала в перуанский, чтобы приобрести билет в Мачу-Пикчу. Не удалось.
Познакомились с Ирой, молодой женщиной, она пыталась помочь нам. Рассказала, что она родом из Гомеля, имеет здесь свой бизнес в туризме, мужа-перуанца, трех дочек.
В Foz do Iguazu мы прилетели вечером.
Доехали по наводке до "Макдональдса", и пока идем вниз плохо освещенной, с неровной брусчаткой, широкой улицей, где за четвертыи кварталом спряталось наше жилье, я отмечу: в этом путешествии мы столько налетали, что в итоге вышло: каждый день из тридцати мы полтора часа были в воздухе.
Пустая, темная улица, и если бы не молодая мама-перуанка с двумя детьми, которая, не раздумывая, остановила свою машину, посадила, довезла до Your Place Hostel, нам бы пришлось не очень сладко...
Дверь открыла Лилиан, почти девочка с явно восточными корнями, и очень серьезная. Она провела нас в апартаменты на втором этаже, с видом на Амазонию, кондиционером и горячей водой.
Легко перекусив, присыпая, я думаю о завтрашнем дне...
19 июля 2012
Фос де Игуасу. Гидроэлектростанция "Итайпу".
Фос де Игуасу - город небоскребов, двух-трехэтажных домов и вилл пастельных тонов, под "копьевыми" заборами, супермаркетов, деловых контор, и гнездовой планировки.
Утром мы прошлись по его центральной улице - Avenida Brazil, обменяли деньги, и поехали в Итайпу.
Прогуливаясь по широким просторам одной из крупнейших гидроэлектростанций мира, мы узнали, что этот небольшой город, расположенный в районе трех границ, и поселок "Виллы Итайпу", построенный для рабочих, строителей ГЭС, в нескольких километрах от него, росли с колоссальной скоростью в семидесятые годы прошлого столетия, в период отчаянной битвы за электричество.
В настоящее время трехсоттысячный, современный мегаполис Итайпу - один из самых посещаемых бразильских городов туристами всего мира.
А близкая память возвращает меня в тот теплый, солнечный день... Мы подходим к "Центру Визитов" ГЭС.
Полина начинает диалог с приветливой, но не очень понимающей нас служкой (Бразилия -единственная страна Латинской Америки, в которой доминирует не испанский, а португальский язык). После долгих объяснений мы согласно киваем головами, я достаю бразильские реалы, и нам наклеивают на грудь квадратный пластик с указанием номера нашего автобуса.
Через несколько минут мы уже в ресторане, успешно справляемся с куриными шницелями под рисом и овощами. Потом бежим к месту сбора нашей группы, садимся в автобус и...
Конечно, мой взгляд городского жителя устал, обычно он медленно скользил, в основном, по тротуарам и нижним этажам питерских домов, хотя красота всегда наверху... В этом примитивном взгляде на деяния рук человеческих я, наверно, далеко не одинок.
Ни разу в жизни я не почувствовал силу Человека - звезды мироздания, а, тем более, - мощь матушки Природы.
Здесь же я впервые испытал эту неразрывную связь в полной мере.
После просмотра небольшого фильма мы сели в автобус и устремились к гидроэлектростанции Итайпу.
Ее возвели на легендарной, южноамериканской реке Парана.
В 160 км от нее в устье реки Игуасу, незадолго до ее впадения в р.Парану - всемирно известные водопады, к которым мы поедем завтра.
А пока, первая остановка у "рукотворного водопада". Зрелище предупредительного водосброса, рева падающей воды настраивает на серьезный лад.
И хотя турбины на следующей смотровой площадке скрыты от нас бетоном, можно себе представить их размеры по высоте плотины - зданию в семьдесят этажей. Я, как советовали, приложил руку к желобам, по которым вода падает на турбину, и скажу вам: почувствовал сильную вибрацию.
Незаметно переезжаем из Бразилии в Парагвай. Автобус взбирается на вершину плотины. Отсюда лучше виден ее мягкий подковообразный изгиб. И захотелось взглянуть на эту громадину с птичьего полета. Ее размеры поражают.
Железа и стали в "Итайпу" хватило бы на возведение 400 Эйфелевых башен, а выкопанной земли - построить 8 туннелей Ла Манша.
Специалисты не зря присвоили Гидроэлектростанции Итайпу статус "современного чуда света".
Это - не "лампочка Ильича", а 120 000 000 электрических лампочек, и смелый социально-экономический проект Бразилии и Парагвая, примиренных общим, очень важным для жизни обоих стран, делом. Проект потребовал максимального напряжения инженерной мысли, слаженной работы 40-тысячного коллектива, и - дорогой цены - ушедших навсегда под воду пахотных земель в 100 квадратных км, гибели нескольких тысяч видов животных, уникальной фауны, обжитых ферм, домов...
Что делать? За все надо платить!
Чтобы возвести рукотворное чудо "света" пришлось пожертвовать чудом Природы - самыми мощными каскадными водопадами в мире - Гуайра - Сент-Кедас.
Этот гигант из 7 каскадов, который вы видите, сбрасывал с высоты около 40 м свыше 30.000 куб. м воды в секунду - в 6 раз больше, чем Ниагарский водопад.
И сегодня не слышен рев исчезнувшего каскада великолепных водопадов, который совсем недавно разносился вокруг на десятки миль.
Гуайра - Сент-Кедас навсегда ушел в основание дамбы под стометровое зеркало водохранилища "Итайпу".
17 января 1982 года тысячи туристов, жителей ближайших городов и поселков устремились к водопаду с прощальным визитом. Не выдержали, рухнули деревянные мостки и 80 человек навсегда прижались к его камням.
Нам не показали отводной канал могучей реки Параны. Это было начало строительства - май 1974 года, и двухкилометровый канал в 150 метров шириной, вырубленный в скале, остался, по-моему, превосходным памятником силы человеческого духа, красоты природы и людской трагедии.
Мы стоим перед семикилометровой плотиной. Трудно представить себе заливку этого 61 000 000 - тонного, полого монстра. Каждые 20 минут в течение нескольких лет самосвал сбрасывал в его чрево 40 тонн бетона. Для борьбы с палящим солнцем, чтобы избежать трещин, мощные холодильные установки поливали его водой и обдували воздухом. При появлении в основании плотины породы крошащихся камней, ее пломбировали бетоном, как кариозный зуб.
Я закрываю глаза и вижу, как в хорошо отрепетированном танце, в пыли, в жару и дождь кружатся тысячи машин, людей...
Да на весы жизни были брошены дареная сила природы, цивилизованный свет для всего Парагвая, бразильских городов Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, и гибель 145 строителей. Сколько погибло рабочих при строительстве Днепрогэса - неизвестно, хотя качество бетона одного из первых детищ ГОЭЛРО сегодня оценивается, как высокое, ведь рабочие страны советов его месили ногами...
Мы колесим по смотровым площадкам, откуда открываются превосходные виды на высоту дамбы, водосбросы, паутины многочисленных линий электропередач.
Бразильскую часть плотины оборудовали рыбопропускным каналом. Нам его показали. Выполняет ли он свою цель? Не знаю. Но я хорошо помню куцый, рыбопропускной канал на Верхне-Туломской гидроэлектростанции недалеко от Мурманска. Мощные моторы только пытались создать в канале для семужьих стад подобие сопротивления течением, которое привыкла преодолевать рыба, идя на нерест. Заполярная семга до сих пор "не понимает", почему течение быстро слабеет, и лезет в месиво турбины...
Гидроэлектростанция "Итайпу" в окружении базальтовых хребтов впечатляет прекрасным парковым дизайном с пасущимися на лужайках стадами диких животных.
Разработаны и реализуются экологические и социальные программы. У берегов водохранилища, привлекательной курортной зоны, высажены миллионы деревьев, воссозданы рыбные запасы Параны.
В переводе слово "итайпу" означает "поющие камни", так окрестили бразильские индейцы местность за своеобразный шум, создаваемый Параной.
В этом приятно-коварном шуме мы слышим, как растет власть человека над природой. В Итайпу человек дисциплинировал под себя движение могучей Параны.
Но многое в деятельности человека сегодня выходит за пределы предсказуемого, даже, если оно необходимо и гуманно.
Озеро "Хула" на севере Израиля. Около 25 тысяч лет назад глыбы застывшей лавы преградили путь горным ручьям, и впадина стала заполняться водой. Природой была создана временная стоянка с кишащим рыбой озером для огромного количества пеликанов, журавлей, аистов, мигрировавших из холодной Евразии в теплую Африку.
В пятидесятые годы двадцатого столетия начались мелиоративные работы, призванные ликвидировать малярию, лихорадку, отнять у природы пахотные земли. Озеро осушили. Стало тихо, птицы теперь пролетали мимо материнской стоянки. Питьевое озеро Кинерет стало загрязняться нитратами из торфяных почв Хулы. Торфяники теперь горели ежегодно. Почва стала проседать...
Через сорок лет проект осушения Хулы признан ошибочным и был реализован новый - по восстановлению водных запасов Эмек А-Хула. И это принесло плоды: сократился ущерб от пылевых бурь, прекратились возгорания торфяников, 200 видов птиц снова ежегодно отдыхают у воды.
Уроки экологических кризисов! Они призывают Человека и Природу к разумному, гармоничному взаимодействию...
Путь от Израиля до "Итайпу" не близок: около двадцати часов полета, через Мадрид, Лиму. Но увидеть Бразилию, одно из "семи чудес современного мира", право, стоит, к тому же нас завтра ждет продолжение - "жемчужина" - водопады Игуасу.
 
20 июля 2012
Caratas del Iguazu. Аргентинская сторона. Gargante del Diablo. Встреча с носухой.
Утром после завтрака в бразильском Hostel, в сопровождении его хозяйки, Лилиан, в 7.30 мы вышли к автобусу. Наша цель - водопады Игуасу.
Один из крупнейших в мире водопадов расположен вблизи точки, где сходятся государственные границы Бразилии, Аргентины и Парагвая ( Tripl Frontier) - на карте в окружающих ее границах точка виделась мне мячом, который бразилец бьет через себя.
Десяток минут езды на "Viacao Itaipu" по просторной трассе, современному красивому мосту "Братства" - Ponte Tancredo Neves, двухминутное оформление документов на границе, и незадолго до пересадки на аргентинский автобус мы сошли, чтобы пройтись по небольшому, зеленому, с какой-то необыкновенно легкой атмосферой, аргентинскому городку Пуэрто Игуасу.
Конечно, "зарисовали" его в своей памяти и в очередной раз обменяли валюту.
Когда вошли в автобус, несколько подростков повскакали, предлагая свои места. Но мы, поблагодарив их, отказались. Оплатили проезд - 55 песо (1 доллар-5,5 песо), стоим.
Рядом оказались две русские девушки и мы "зацепились". Екатерина и Анна - санкт-петербуженки, экономисты, живут и работают в Москве, путешествуют по Аргентине. Мы друг другу легко осветили картины наших шествий.
У входа в Национальный парк взяли билеты на два дня (второй день - за половину стоимости).
И вскоре идем нижним маршрутом, петляем по тропинкам среди пышных, тропических растений, пальм, деревьев, среди которых я вдруг замечаю знакомого - аспидосперму квебрахо - высокое дерево с тонкими, вислыми ветвями.
Откуда я его знаю? Хорошо помню великого терапевта - Симона Михайловича Рысса и его дивные лекции в институте. Однажды, рассказывая о нарушениях кровообращения (я в те дни курировал больного с мерцательной аритмией и, конечно, сразу насторожился), он использовал в качестве "опорной точки" это лечебное дерево серовато-желтого цвета, живущее в Южной Америке. На следующий день я уже сидел в "публичке", что на Фонтанке, и рассматривал на фотографии желтоватую кору дерева, которую, как рассказывал профессор, мельчат, заливают сухим белым вином, готовят неделю и принимают по рюмке четыре-пять раз в день до еды...
Пока мы идем, разноцветные, гигантские бабочки напомнили мне о германском "Острове цветов". И здесь они также приветливы, часто усаживались мне на руку, плечи и долго не улетали, словно спрашивали:
- Ну, как тебе?
Слух улавливает нарастающий гул... Кажется, даже земля слегка подрагивает... Знать, недалеко "готовый вспыхнуть водопад"... Еще немного и...
Водопады... Сколько величия в свободно падающей воде, сколько красоты и мощи! Дух захватывает!
Вихри сверкающих брызг сразу притягивают, и не отпускают.
Фантастически красивое зрелище многочисленных, разноцветных радуг - водяная пыль сияет огромными, радужными кругами (на это обратила внимание Полина). Впечатляющая картина!
Только теперь я могу рассмотреть, пытаюсь сосчитать падающие с шестидесяти-семидесятиметровых базальтовых уступов потоки воды реки Игуасу, которая родилась в горах Сера-ду-Мар, тысячу километров неслась среди девственных лесов, чтобы со страшным ревом обрушиться в двухмильную расщелину каменного плата, созданную вулканическим взрывом...
"Бедная, несчастная Ниагара" - сказала "первая леди всего мира Анна Элеонора Рузвельт, увидев каскады водопада Игуасу.
Я не видел Ниагарский водопад, ни африканский монстр Викторию, я уже никогда не увижу самую мощную в мире Гуайру, но кажется мне, что "южную американку" сегодня превзойти невозможно.
Впечатляющее, сумасшедшее творение первозданной природы, неподдающееся описанию зрелище амфитеатром летящей с высоты воды, облако брызг в лучах солнца, прекрасного рева - завораживающая, пугающая картина!
Лучше Державина (его великолепная словесная живопись - ода водопаду Кивач на реке Суне в Олонецкой губернии) сказать трудно:
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Я был у водопада Кивач в студенческую пору ранним, летним утром. Ловил рыбу. Клевали окуни и красноперки. Я отчаянно дрожал от холода, поглядывал на шумные, падающие воды десятиметрового водопада, но поплавок не упускал из вида...
Мы продолжаем наше путешествие, переходим с одной смотровой площадки на другую. Останавливаемся, фотографируем, везде невероятные виды, я испытываю воистину первобытный восторг, не могу, не хочу покидать эти шумящие потоки в море брызг.
- Что ты видишь? - Спрашиваю я Полину, надеясь, что ее музыкальное ухо уловит тонкие обертоны, а женский глаз иные, чем я, зарисовки...
- Я вижу изящество водных струй, а слышу, слышу - страстные, низкие всхлипы стихии.
Величие водопада Игуасу описать невозможно, его надо видеть и слышать!
Мы идем по подвесным мостикам, тропинкам уже верхнего маршрута, я пританцовываю от нетерпения, пытаюсь подобраться к водопадам настолько близко, чтобы стена брызг окатила меня, оставив вечную память...
А воздух вокруг... Воздух настолько чист, что каждой своей клеточкой ощущаешь, как он наполняет тебя силой, и так хочется взлететь... А, уж, взмахни рукой, точно - услышишь хрустальные колокола. И кажется мне, что хирургические операции здесь у водопадов можно делать, не рискуя занести инфекцию.
Воздух и космически прозрачен - я отчетливо вижу каждую струйку танцующих потоков воды...
Мне посчастливилось побывать в горном Алтае, одном из самых удивительных мест на планете, я люблю и до сих пор слышу хвойный аромат краславских лесов, но здесь у меня, жителя зеленого Маалота, закружилась голова. И запахи пышной тропической зелени я, по остроте обоняния очень далекий от грызунов, отчетливо ощущал, подобно радуге, полосами.
Вид водопада, красота окружающей природы, жемчужные капли в чистейшем воздухе, снимают напряжение, наполняют тело бодростью и благодатью. Недаром почти все картины для релаксации связаны с водопадами и водой... И будь я психотерапевтом, для снятия напряжения я бы широко использовал один из самых уникальных пейзажей в мире - красоту танцующих потоков воды Игуасу!
Да, друзья, жизнь прекрасна сильными впечатлениями!