Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

Теория ноосферы как неудачная попытка очеловечивания биосферы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что случится с ноосферой (сферой разума), и какова ее роль в феномене человека, а также, наоборот, какова роль человека, как и всего живого, в мироздании?

  
  
  
  Ключевые слова: мироздание, бог, живое, человек, предназначение, жизнь, сознание, голограмма, информация.
  
  Наука, в виду прогрессирующего воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, не могла не отреагировать на него в позитивном ключе, но, естественно, неудачно, поскольку не только предпочитает не замечать противоречивость психики человека, как такового, а значит, и неоднозначность его поступков, но и конечность его сообществ.
  Такого рода позитивность проявилась наиболее рельефно в теории В. И. Вернадского о биосфере, преобразующейся под воздействием разумной деятельности человека в ноосферу, или сферу разума: "...в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетарное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе... Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного" [1].
  Таким образом, Вернадский результат человеческой деятельности на планете обозначил как новую ступень эволюции биосферы, преобразованную научной мыслью социального человека: "Человек своим трудом - и своим сознательным отношением к жизни - перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни - биосферу. Он переводит ее в новое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу... Лик планеты меняется глубочайшим образом. Создается стадия ноосферы" [2].
  Однако подобный взгляд не нашел полного одобрения в научных кругах.
  В частности, историк природоохраны Д. Винер отозвался о теории ноосферы как об "утопической и научно несостоятельной идее" [3, с. 645-646].
  Действительно, современные катаклизмы наглядно показывают несостоятельность оптимистичных идей Вернадского о недалеком "равенстве людей всех рас и религий; исключении войн; свободы научной мысли; увеличении роли народа в решении политических вопросов и т. д.", тем более что налицо уже катастрофическое загрязнение окружающей среды.
  Поэтому можно констатировать, как минимум, беспомощность науки в создании реальных проектов улучшения жизни на Земле и предотвращении надвигающихся планетарных катастроф.
  Тем не менее, Вернадский понял невозможность только усилиями человеческого разума преобразовывать биосферу, и представил эти усилия как действие некоей космической силы, но словно испугавшись этой идеи, свел ее опять же к разуму и воле человека как существа общественного.
  Кроме него, некоторые мыслители, понимая недостаточность одного лишь человеческого разума, пытаются найти нечто запредельное, в определенной мере контролирующее этот разум.
  В частности, Пьер Тейяр де Шарден, придерживающийся идеи абиогенеза и полагающий, что человечество возникло как закономерный продукт эволюции, всё же понял, что сфера человеческого разума не может быть развивающейся бесконечно и, как он предположил, должна в итоге раствориться в Боге: "Если хотите весьма реальный, но абсолютно закономерный "пантеизм" (в этимологическом значении слова), ибо если в конечном счете мыслящие центры мира действительно образуют "единое с богом", то это состояние достигается не путем отождествления (бог становится всем), а путем дифференцирующего и приобщающего действия любви (бог весь во всем), что совершенно ортодоксально с христианской точки зрения" [4].
  Иначе говоря, справедливо не удовлетворившись земным в качестве исходного и итогового, де Шарден указал на иномирное в виде всепроникающей сущности, назвав ее Богом.
  Вот тут и возникают вопросы к де Шардену.
  Почему Бог не удовлетворился только созданием одной косной материи и игрой с ней?
  Для какой конкретной цели или целей Бог создал человека и, вообще, всё живое, - если создал, и какую роль в этом играла косная материя?
  Как, в связи с этим, можно охарактеризовать самого Бога, и верны ли свойства, которыми наделили его люди?
  Де Шарден не дал удовлетворительного объяснения появлению живого, ограничившись ничего не объясняющим абиогенезом.
  Если Бог не удовлетворился только созданием одной косной материи, то, очевидно, без живых существ, в том числе и человека, его существование невозможно и, более того, бессмысленно.
  Поэтому, хотя бы гипотетически, следовало бы определить эти цели и, соответственно, свойства Бога.
  Главной теоретической ошибкой теологов было помещение этого высшего существа в потустороннее ничто.
  Обычная логика указывает на то, что в ничто можно "быть" лишь ничем, и тем более, из этого ничто невозможно непосредственно и произвольно сотворить вдруг бытие.
  Если Бог является разумным и живым существом, то в соответствии с этим определением он должен жить сознательной жизнью наподобие того, как живут люди, то есть участвовать в различных деяниях, развиваться, сознательно изменять окружающее в ходе тех или иных событий, менять себя самого, то есть формировать своё "настоящее".
  Спросим себя, возможно ли всё это до того, как Бог создал мир?
  Вне времени и пространства живое и разумное, да еще в единственном числе, проявиться никак не способно.
  Тем не менее, если даже допустить существование в ничто одинокого, по определению, разумного высшего существа, то, как известно, разум может проявляться только в общении с аналогичными разумными существами, - без общения разум, сознание ни проявляться, ни развиваться не в состоянии, - но их нет. Кроме того, жить Богу, который, по определению, живой, вне времени и пространства нет никакой возможности потому, что в ничто нет предметов, нет событий, значит, не может быть не только жизни, но и обычного движения, да и нечего там делать.
  Однако, Бога, создавшего всё, нельзя признать неразумным.
  По-видимому, придуманный теологами Бог был помещен в ничто вследствие того, что они встали перед необходимостью полностью отделить это существо от суетного мира, сделав его необыкновенным, и им было не до учета всех возникавших при этом противоречий.
  Как бы то ни было, но, чтобы избежать указанной противоречивости, Богу, если он есть, необходимо быть бесконечным и вместе с тем проявляться в конечном, то есть быть как вне времени, так и во времени.
  Живой и разумный, по определению, Бог не может быть неизменным, поскольку сама жизнь есть непрерывное изменение, а разум есть сознательный участник этого изменения жизни, которая протекает в рамках пространственно-временных измерений, или в бытии.
  Отсюда следует, что, либо Бог является изменяемым и находится в этих измерениях, либо он не имеет ни жизни, ни разума, то есть его нет.
  Бог не может быть всемогущим в силу парадокса Рассела.
  Его суть состоит в следующем: "Пусть К - множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли К само себя в качестве элемента? Если предположить, что содержит, то мы получаем противоречие с "Не содержит себя в качестве своего элемента". Если предположить, что К не содержит себя как элемент, то вновь возникает противоречие, ведь К - множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента, а значит, должно содержать все возможные элементы, включая себя" [5, гл. II. ј 4, 5].
  Следствием этого математического парадокса для множеств является парадокс всемогущества, который заключается в том, что если существо выполнит действие, которое ограничит его способность выполнять действия, то это ограничит его собственную способность выполнять действия, следовательно, существо уже не будет всемогущим. Если же существо не может ограничить свою способность выполнять действия, то оно не может выполнять самоограничивающие действия и поэтому не является всемогущим [6].
  Бог не может быть вездесущим, поскольку он, по определению, считается неизменным, значит, он не может разделяться. Следовательно, он не может предоставить какие-то частицы, которые проникали бы всюду, во все измерения бытия.
  Если Бог признается разумным, то он не может быть всеведущим, поскольку сущность любого живого разума состоит в стремлении к бесконечному познанию, развитию, но никак не к знанию заранее всего, следствием чего является ненужность познания, как такового, для Бога. Но ведь он - живое существо?
  В подобной теологической интерпретации Бог есть сущность, надуманная несовершенными, ограниченными, смертными людьми, которые желают в таком противоречивом существе реализовать себя в виде бессмертного, всемогущего, всеведущего существа, которое, тем не менее, было бы таким же живым и сознающим, как они, не принимая в расчет того, что всё живое и, тем более, сознающее, существует только потому, что совместно, а не в одиночестве, действует, так или иначе, во времени и пространстве в подходящих для жизни условиях.
  Таким образом, признание Богом такого противоречивого и, тем самым, совершенно фантастичного существа выглядит неадекватным.
  Вместе с тем отрицание существования творца, или Бога, как это прокламируется атеистами, тоже несостоятельно вследствие того, что они своим отрицанием высшего, или бесконечного существа автоматически признают высшим созданием разумного, но конечных человека и человечество, что само по себе - нонсенс, поскольку конечное, в данном случае как человек, так и человечество, по определению. не может быть вечным и вездесущим.
  Вернемся всё же к некоему надмирному, или потустороннему, в котором теологи "разместили" Бога.
  Действительно, Бог не может быть конечным и ограниченным во времени жизни.
  Поэтому он должен "располагаться" во вневременной бесконечности и/или быть бесконечным во времени.
  Если в этой божественной бесконечности отсутствует время, то Бог в ней представляет собой всё, и оно должно быть единым, слитным, и вместе с тем - скрытым, или непроявленным, то есть это божественное Всё совпадает с Ничто.
  Если Бог только таков, то он равноценен небытию, поскольку бытие невозможно без текущего времени.
  Тем не менее, бытие, как мы знаем и чувствуем, вполне себе существует, что означает присутствие Бога, если он есть, и во времени, которое его никак не ограничивает, что намекает на то, что время он и производит.
  Предположим, что все объекты мироздания можно свести только к двум категориям - активному и пассивному.
  Действительно, к активному можно отнести все материальные объекты, обладающие субъектностью, то есть - той или иной степенью сознания, позволяющей им организовывать как себя, так и собственное окружение, питаться, размножаться и действовать в этом окружении, приспосабливаясь к нему для более-менее комфортного существования.
  Для этого активное должно иметь программу собственного развития и действия (геном), те или иные рецепторы, центры, обрабатывающие поступающую информацию, а также формообразующие способности, представляющие окружающее в удобоваримой для существования этого активного форме.
  Но всё это невозможно без базы, в которой активное должно размещаться и действовать.
  В некотором упрощении и огрублении активное аналогично программе компьютера, но программе самодеятельной и креативной, если она относится к человеку, в отличие от известного нам искусственного интеллекта.
  Поэтому активное, являясь как бы софтом, не может обойтись без железа - пассивного, которое, являясь бесформенным и представляя собой материю, лишенную сознания, принимает только те формы, которые нужны активному для собственного существования и развития, то есть пассивное составляет фон - упорядоченную в том или ином отношении окружающую среду для активного, и элементы этой среды структурно связаны и взаимодействуют друг с другом не самодеятельно, а в соответствии с закономерностями, определенными активным, которое, раз оно так или иначе соображает (перерабатывает информацию), следует признать сознанием.
  Таким образом, во вневременной бесконечности "находится" Всё, но это Всё есть лишь слитое вместе и скрытое активное и пассивное, не способное к действию.
  В подобном "состоянии" Всё представляет собой Ничто, или небытие, и никоим образом выразить себя не может, если только оно не обладает проекцией, в которой Всё способно разделяться в виде копий активного и пассивного в той или иной длительности, причем копии активного "занимаются" в этой проекции только тем, что выводят пассивное из вневременной бесконечности так же в виде информационных копий, что возможно изначально лишь благодаря объединении активного с пассивным уже в виде живого как опоре для себя.
  Иначе говоря, "заводит" всю эту сдвоенную систему мироздания активное проекции вневременной бесконечности.
  Подобной проекцией вневременной бесконечности может быть только голограмма [7]: в голографической картине любой ее участок повторяет целое. Тем самым каждая частица активного не теряет единства со всей едино-множественной бесконечной совокупностью активных частиц и поэтому может, в частности, с помощью этого единства распознавать, считывать и копировать имеющимися у него средствами необходимые для собственного существования вещи в их связи, распознавая их в соответствии с имеющимся у него разумением из вневременной бесконечности так, как хочет и может, обновляя каждый "момент", то есть дискретно, но бесконечно, голографическую проекцию как основу для собственного существования в этом информационном процессе.
  Частицы-копии активного, или частицы-копии сознания в объединении с копиями пассивного, таким образом, способны получать из вневременной бесконечности "нужные" им копии вещей (пассивное) для замены ими имеющихся копий вещей.
  Этот информационный процесс взаимодействия вневременной бесконечности, где всё слитно, и голографической проекции, где активное и пассивное разделены, требует для взаимодействия между собой и с вневременной бесконечностью их объединения в определенной искусственной форме (живое), основным отличием которой от всего прочего является способность переводить отдельные последовательные информационные копии (дискретные пакеты информации), подобные импульсным сигналам от передатчика к приемнику, в меняющуюся оформленную картину (текущее время) подобно изображению на экране телеприемника, производящейся из расшифрованных импульсов передатчика, то есть живое так же способно преобразовывать отдельные импульсные сигналы, содержащие информацию, в непрерывно меняющееся изображение вследствие определенной инерционности обработки сигналов, которая в сознании любого живого существа нивелирует паузы между поступающими пакетами информации (позициями обновления).
  В результате, для сознания живого существа возникает в движении меняющийся событийный мир - бытие, в котором уже можно жить в собственном настоящем, но в рамках общего времени.
  Иначе говоря, информационный процесс взаимодействия вневременной бесконечности и ее голографической проекции не может обойтись без локальных, временных, искусственных и запрограммированных образований из активного и пассивного, для действия которых, в свою очередь, требуется соответствующее окружение (бытие), то есть то макроскопическое и микроскопическое (тёмная материя и энергия, звезды, планеты, космос, галактики, излучения, элементарные частицы, молекулы и т д.), что известно нам.
  Сами же вещи остаются во вневременной бесконечности в слитном состоянии, так же как и активное, или сознание (непроявленный Бог вечности), и вместе с тем посредством копий частиц активного (сознания) проявляются в итоге в виде среды (бытия), окружающей частицы сознания снаружи и изнутри, которые в своем единстве в голографической проекции представляют собой уже проявленного Бога времени, поскольку в бесконечной голографической проекции как частотном образовании уже имеется длительность.
  То есть в проявленной через голографическую проекцию реальности (бытии) объекты из вневременной бесконечности не появляются, как таковые, но они все же присутствуют в этой реальности в виде копий, которые постоянно обновляются посредством активного голографической проекции, так как через нее в живое последовательно поступают соответствующие его свойствам (особенностям органов чувств, центров обработки информации, формообразующим способностям-программам) пакеты информации.
  Сама голографическая проекция не может не быть материальной. По определению, она является частотной.
  Множественные копии единого сознания (проявленного Бога времени), которые обладают самосознанием, имеют одну частотную структуру, другой частотный спектр имеет просто живое (только рефлекторно-инстинктивное по действиям и поведению), а распознаваемые частицами сознания в живом вещи (неживое) из вневременной бесконечности в виде их информационных копий представляют собой наиболее простые частотные структуры, составляя вещное (предметное) окружение живого в бытии.
  Голографическая проекция вневременной бесконечности, как и сама эта бесконечность, не может не представлять собой Ничто, поскольку сверхвысокочастотные колебания, составляющие эту проекцию вневременной бесконечности, находятся в противофазе, то есть интегрально равны нулю.
  Вневременная бесконечность в сочетании с собственной бесконечной проекцией из конечных обновляющихся образований составляют равновесное единство временного, конечного в бесконечности, и бесконечного, вневременного, скрытого, что удерживает всю систему в существовании, несмотря на то что ее по материальному балансу не существует.
  Формируемая едино-множественным сознанием (проявленным Богом времени) голографическая проекция не имеет движения, но, как это ни парадоксально, является изменяющейся, точнее, последовательно обновляемой сверхвысокочастотной картиной вследствие неразрывной связи активного (сознания) в своем множественно-едином выражении в проекции с вневременной бесконечностью (непроявленным Богом вечности), в которой всё слито вместе, но может быть "выделено" в виде неподвижных информационных копий каждый момент обновления благодаря действиям активного в форме живого из бытия посредством проекции голограммы.
  Активное (сознание) через голографическую проекцию получает жизнь и возможность меняться в последовательности формируемых им в виде живого обновлений всех объектов бытия, а скрытая вневременная бесконечность (непроявленный Бог вечности) "выходит" тем самым в реальное бытие, как бы оживая во времени и удерживаясь от падения в небытие, в котором ничего происходить не может.
  Тем самым Бог в дуальной системе мироздания имеет две ипостаси: непроявленный Бог вечности и проявленный Бог времени.
  При этом, движения нет ни во вневременной бесконечности, ни в её голографической, обновляющейся проекции. поскольку частотные копии объектов из вневременной бесконечности двигать сознанию не нужно, - их достаточно лишь обновлять в информационном процессе распознавания в необратимой последовательности на основе вневременной бесконечности, в которое у единого сознания голографической проекции (проявленный Бог времени) есть доступ, и оно как бы просматривает её в соответствии со своими намерениями и программами.
  Подобное соотношение вневременной бесконечности и ее голографической проекции может быть реализовано только на основе взаимодействия активного и пассивного из вневременной бесконечности через их разделенные копии в проекции, которые в ее производной (бытии) искусственно объединяются, составляя в этом бытии живое.
  Именно это искусственное изначально и конечное живое в своем сочетании активного (сознания) и пассивного (неорганического) в производном от голографической проекции бытии удерживает не имеющую ни конца, ни начала дуальную систему мироздания, состоящую из вневременной бесконечности и ее временной голографической проекции, в равновесии, и создает условие для вечного, но дискретного развития сознания (активного) в бытии.
  Так какими же атрибутами должно обладать Высшее существо, которое, как мы показали, есть множественно-единое сознание голографической проекции, проявляющееся в бытии в качестве просто живого, и живого, осознающего себя в текущем времени, и вместе с тем это Высшее существо есть непроявленная сущность всего?
  Надо полагать, такое Высшее существо, должно обладать вечным сознанием, и в этом отношении быть бесконечным и вневременным, составляя потенциально Всё, что было, есть и будет в бытии, - и активное, и пассивное. Поэтому Высшее существо в этой ипостаси можно назвать непроявленным Богом вечности.
  Вместе с тем это же Высшее существо должно находиться и в иной ипостаси, связанной с временем.
  Оно должно обладать возможностью распространения собственного сознания как на голограмму, так и на производное от нее бытие, то есть быть всепроникающим для того, чтобы проявлять его в пространстве и времени, и тем самым, брать это бытие на себя, использовать его для развития собственного сознания.
  Поэтому Высшее существо не может не находится во времени и должно быть постоянно меняющимся, а не неизменным, то есть в этой ипостаси оно проявляется как Бог времени голограммы, в котором каждая частица активного совпадает с целым активным, и которое вследствие как собственной единичности, так и охвата всех своих частиц тем самым можно обозначить как Бог времени.
  Вместе с тем голограмма содержит в себе и пассивное. Поэтому проявленный Бог времени охватывает каждый "момент" в голограмме Всё - и прошедшее, содержащееся в базе данных, и настоящее, то есть то, что было, и то что есть, так как любой ее участок совпадает со всей голограммой.
  Раз это Высшее существо всё время меняется, оно не может быть всеведущим и всемогущим, но может в вечности стремиться к этому, постигая все неисчислимые и многообразные оттенки бытия, ошибаясь и исправляя содеянное в своих активных частицах в живом, находя именно в этом прелесть и смысл собственного существования, точнее, жизни в этом вечно меняющемся бытии.
  При этом, для собственной реализации это Высшее существо должно быть разделенным, чтобы действовать через свои частицы в конечных (смертных) существах, временно оживляя их и делая разумными в той или иной степени, но не знающими, что они функционируют, хотя и по собственной воле, но при представительстве того же Бога в каждом таком разумной существе.
  Всё же остальное (пассивное) в бытии является базой и условием для развития частиц Высшего существа, или Бога, и он должен быть как разделенным и вездесущим, так и единым и целостным, что вполне возможно на разных уровнях, поскольку нам известен соответствующий этому голографический принцип [7].
  Таким образом, для этого Высшего существа не требуется непонятно какого надмирного места и непонятной бестелесности, и оно является высшим, то есть сознательным и, в определенной степени, ведущим звеном вечно и многообразно меняющегося в создаваемом им через живое общем текущем времени бытия и собственного времени каждого из бесчисленных живых существ, или со-бытия для этого Высшего существа.
  Это Высшее существо можно обозначить как Единое сознание, или Бог в двух ипостасях - непроявленной (вневременной) и проявленной (временной).
  Единое сознание само и без какого-либо давления формирует копии вещей из вневременной бесконечности в виде являющегося так, как оно может их распознать в соответствии с имеющимся у него на данный момент и на данном уровне развития разумением: в это являющееся само Единое сознание уже в качестве каждого индивидуального сознания может углубляться в дальнейшем.
  Тем самым единое в своем множестве сознание само устанавливает порядок вещей.
  Однако сознание тут же подпадает под этот, им же установленный порядок. "Спасает" ситуацию от дурной бесконечности то, что Единое сознание "работает" с конечным и может начать свою работу заново, так же как и любое индивидуальное сознание может попытаться исправить содеянное им ранее в ходе последующих стадий развития.
  Таким образом, сознание как единое, так и в качестве каждого индивидуального и выпадает из порядка, и вместе с тем следует ему.
  Сознание для собственного развития само "заключает" себя в рамки порядка, необходимости, но только для того чтобы преодолевать этот порядок, освобождаться от него, в чем в его высшем выражении проявляется свобода сознания, всегда стремящегося куда-то и всегда "недовольного" как сущим, так и собой.
  Как бы то ни было, сущность сознания в каждом его высшем индивидуальном выражении (человек), в отличие от вещей, не позволяет ему находиться в "русле" этого порядка, а напротив, требует нарушать его в поисках нового себя в иных сущностях, что исходит от перманентной неудовлетворенности сознания собой, или свободы.
  Сознание в голографической проекции вневременной бесконечности способно формировать копии вещей на основе пассивного из вневременной бесконечности не только вследствие своей активности, но именно благодаря своей материальной сущности более высокого уровня, чем материальная сущность вещи.
  Материальное сознание имеет в себе вместе с пониманием себя и активными стремлениями еще и формообразующие способности. Всё это реализуется в живом через голографическую проекцию, которая представляет собой дискретно обновляемые сознанием частотные структуры разных порядков. То есть сознание, как материальная структура, в своих частицах может взаимодействовать с другими частицами более низкого порядка, которые оно же формирует, "обращаясь" к вневременной бесконечности в поисках нужного ему и предоставляемого вневременной бесконечностью, потому что во вневременной бесконечности есть потенциально всё.
  Копиями вновь найденных (распознанных) объектов из вневременной бесконечности сознание каждое условное мгновенье заменяет, незначительно видоизменяя каждый импульс, наличные информационные копии вещей. Единое сознание ничего не производит и не уничтожает. Оно всего лишь каждое мгновенье обновляет частотную структуру голографической проекции на базе вневременной бесконечности, проявляя её в себе как источник всего сущего, и вместе с тем удерживая эту вневременную бесконечность от падения в небытие.
  Иначе говоря, в своей основе мироздание остается неизменным и вместе с тем обновляется.
  Объяснение наличия бытия, производного от голографической проекции, может быть только в том, что оно формируется самим сознанием искусственно посредством живого через голографическую проекцию, и существует только для развития сознания, а не вообще почему-то.
  Проблема проявления вневременной бесконечности активным (сознанием) состоит в том, что сознанию для развития, а пассивному для участия в жизни сознания требуется выход из неподвижного, скрытого состояния, если таковым можно признать вневременную бесконечность, в конечные меняющиеся миры, но вместе с тем вневременная бесконечность есть противоположность конечному, множественному и переменчивому, и должна остаться таковой, то есть вечной и неизменной.
  Сознание эту проблему решает с помощью привлечения механизма собственного информационного влияния на пассивное из вневременной бесконечности, поскольку сознание в качестве активного из вневременной бесконечности способно быть и единым, и множественным в виде собственных частиц-копий в двойнике вневременной бесконечности - голографической проекции.
  Каждая частица-копия активного голограммы содержит информацию обо всей обновляющейся голографической картине. Поэтому единое сознание может дискретно осуществлять "выход" в собственную голографическую проекцию копий объектов из вневременной бесконечности посредством собственных копий на замену, точнее, - обновление прежних копий.
  В результате, как производное голографической проекции во времени, существуют меняющиеся миры, или бытие, но вместе с тем сама, проявляемая таким образом основа, то есть вневременная бесконечность, содержащая и сознание, остается такой же вечной и неподвижной.
  Если определить информацию как сведения о состоянии материальных объектов, которые сознание способно распознавать при сканировании им окружающего имеющимися в его распоряжении средствами, то она является ключевым звеном, связывающим сознание, действующее в голографической проекции (проявленный Бог времени), с вневременной бесконечностью (непроявленный Бог вечности).
  Благодаря информации, как ответной реакции на запрос сознания в живом к вневременной бесконечности, происходит обновление голографической проекции, и вместе с тем, так же обновляясь, формируется окружение каждого индивидуального сознания в бытии.
  Каждое такое "преобразование" производится путем сканирования сознанием имеющимися у него средствами (у человека для этого имеются органы чувств) собственного окружения с получением копий только тех объектов из вневременной бесконечности, которые данное индивидуальное сознание способно распознавать через свои ощущения и "конвертировать" их в образы, понятные для каждого индивидуального сознания в живом, посредством управляющих центров.
  Посредством этого информационного процесса происходит последовательное и дискретное проявление соответствующих состоянию сознания и имеющихся у его носителя органов чувств вещей из вневременной бесконечности в виде копий, точнее, данное проявление означает обновление имеющейся картинки для множественно-единого сознания, и обновление окружающего его, и вместе с тем проявление "настоящего" для каждого индивидуального сознания. Этим самым формируется время, в результате чего, а также - последующего выпадения паузы между позициями обновления, для каждого индивидуального сознания возникает текущее время, то есть появляется в движении меняющийся событийный мир - бытие, в котором сознание в субъекте может переживать, мыслить, действовать, то есть жить в своем "настоящем".
  Способность сознания к определенному отделению от пассивного, состоящая в его высшем выражении (человек) в понимании себя и своих возможностей в целевых действиях и даже в проявлении креативности в текущем времени, означает соединение с вневременной бесконечностью уже на основе собственных соображений и действий ради целенаправленного изменения окружающей реальности.
  В конечном счете сознание решает, что собой представляет доступное для него во вневременной бесконечности, выделяя и связывая соответствующие фрагменты из вневременной бесконечности имеющимися у него средствами в соответствующем информационном процессе их распознавания, уже имея в голографической проекции копии, которые заменяются, точнее, обновляются последовательно.
  Иначе говоря, сознание проявляет, открывает вневременную бесконечность только так, как оно может в данном своем состоянии.
  Сознание (активное) не существует самостоятельно и не может проявляться вне мира, вне времени, поскольку этому свободному, динамичному, думающему, решающему, общающемуся, созидающему и развивающемуся образованию без вещей не к чему приложить свои силы и многочисленные способности, негде реализовать их. При этом сознание не бесплотно, так как в этом случае никакого взаимодействия с вещами у него произойти не может.
  Поэтому сознание есть не что иное, как активный, материальный, живой, мыслящий и в определенном отношении производящий эшелон мироздания (проявленный Бог времени).
  Однако лицезреть сознание, то есть присутствие Бога времени в любом живом существе нет возможности, точно так же как у бабочки отсутствует возможность увидеть себя в собственной куколке.
  Дело в том, что сверхвысокая частота обновления голографической проекции с показателем степени в несколько порядков, составляющая свойство активного, не может быть зафиксирована никакими приборами, да и сама проекция недоступна для бытия, поскольку последнее появляется каждый миг только благодаря функционированию голографической проекции.
  Вне сознания вещи и явления как отдельное, множественное и связное не способны существовать как материальные формы, поскольку они как бы растворены в скрытой вневременной бесконечности, из которой "извлечь" их в виде копий способно только сознание.
  Это означает, по существу, что кроме сознания, точнее, вместе и нераздельно с ним во вневременной бесконечности имеется нечто пассивное, которое только одно активное (сознание) может проявлять в определенных им формах и приводить в порядок в соответствии со своими возможностями посредством временной голографической проекции, предоставляя себе в итоге развитие и жизнь в меняющемся мире событий (бытии).
  Причем сознание в каждой своей частице-копии, в отличие от пассивного, или от вещей-копий, сохраняет все накопленное из своих конечных жизней в своей памяти, и тем самым одухотворяет мироздание в целом, удовлетворяя себя и его.
  Пассивное, теряя форму в конечном (бытии), восстанавливает тем самым форму активного при их взаимодействии. Активное, таким образом, не теряет свою основную форму и формообразующие способности за счет разрушающегося пассивного в бытии, но оно же, "вызывая" пассивное из вневременной бесконечности в виде информационных копий на время существования данного конечного, восстанавливает форму пассивного и изменяет ее.
  Так, с помощью обращения к конечному в виде теряющего форму пассивного, активное становится вечным по форме, свойствам и может удерживать всю систему мироздания в актуальном существовании.
  Таким образом, конечное и живое необходимо бесконечному не только для функционирования дуального мироздания как вневременной и вместе с тем временной системы, которая этим самым удерживается в равновесии, но и для стабилизации активного (сознания) в мироздании, что делает активное неизменным и вечным по своей сущности, но вместе с тем бесконечно меняющимся: в бытии формообразующее активное подпитывается теряющим свою форму в конечных образованиях пассивным.
  Отметим также, что непроявленный Бог вневременной бесконечности (непроявленное Единое сознание, или Бог вечности,), представляет собой всё, что было, есть, и всё чего еще нет, но не отдельно, а в неразрывной связи со своей ипостасью - проявленным, бесконечным Богом голографической проекции (проявленное Единое сознание, или Бог времени), формирующим "настоящее" каждого индивидуального сознания в виде его собственного времени через его же организм, а также общее настоящее время - всей локальной совокупностью живого каждой вселенной. Проекция проявленного Бога времени содержит всё, что есть (настоящее), и всё, что было в своей памяти.
  Проявленный материально-частотный Бог переводит время в движение посредством временного носителя сознании - живого существа, и определяет всё в формирующемся бытии (множестве вселенных на различных стадиях) в изменениях через общее время, то есть проявляет бесконечное через конечное бесконечно, но дискретно в виде бытия для собственного развития, жизни и выражения, удерживая вместе с тем свое едино-множественное голографическое образование, обновляющееся со сверхвысокой частотой, в равновесии с вневременной бесконечностью в качестве дуального мироздания посредством формирования общего времени через себя как живого, образуя тем самым пространство и движущиеся в нем вещи.
  Вечное, но дискретное обновление и удержание мироздания в равновесии производится через конечные живые существа, являющиеся как обладателями органов чувств, так и владельцами сознания.
  Этот процесс происходит в результате взаимодействия темпоральной голографической проекции и вневременной бесконечности посредством активного.
  При этом, информация является тем мостом, который соединяет обе составляющие мироздания, и через нее в итоге формируется как окружающий живые существа мир, так и сами живые существа. Бесконечное при этом выражается в конечном бесконечно, но дискретно.
  Не проявляться в виде подобной голографической проекции, составляя тем самым двойственную - вневременную и вместе с тем временную - систему, Бог не может, так как вне этого образования вневременная бесконечность - не что иное, как небытие.
  Таким образом, активное (сознание) и пассивное (вещи) во вневременной бесконечности нераздельны, и вместе с тем в определенном отношении разделяются в голографической проекции.
  Поскольку общее время формируется проявленным Богом голографической проекции через собственные частицы в живых существах не вообще, а для собственного развития, жизни и выражения, что возможно лишь в сообществах, постольку в рамках общего времени каждая частица Бога времени (единое сознание) формирует в каждом персональном носителе (живое существо) собственное время, совпадение которого в том или ином значении ведет к различного рода объединениям живых существ в группы и сообщества..
  Бог времени объединяет в процессе формирования каждым живым существом собственного времени вещные компоненты и сознание в единое целое на ограниченное время жизни существа, предоставляя ему возможность действовать в соответствии с уровнем имеющегося у него сознания - высший уровень в этом отношении соответствует существам с самосознанием, обладающим тем самым свободой воли.
  При этом, каждое живое существо из их бесчисленного множества является таковым в результате обладания генетического кода (программы), обеспечивающего тип, способ функционирования и размножения организмов как в качестве существ низшего сознания (одна программа), так и существ, сознающих себя, то есть существ, обладающих дополнительной программой самосознания.
  Вместе с тем Бог времени в течение жизни каждого существа сохраняет с ним связь со своей стороны, но отключает ее со стороны живого существа, обеспечивая тем самым автономность действий каждого индивидуального сознания в собственном носителе: связь со стороны Бога времени с каждым индивидуальным сознанием сохраняется в течение жизни живого существа как основное свойство голограммы, становясь односторонней в момент рождения существа, и со снятием этого ограничения в момент смерти живого существа, приобщая тем самым данное индивидуальное сознание к себе (Богу времени) в виде частицы голограммы только для того, чтобы снова объединить эту частицу активного (сознания) вновь с эмбрионом живого для дальнейшего развития, формирования времени, стабилизации собственного ядра и удержания дуального мироздания в равновесии. И процесс этот неизменен на и бесконечен всех уровнях живого.
  Формирование собственного времени каждым живым существом из их бесконечного множества автоматически конвертируется в формирование общего времени, то есть, создание каждым существом своего собственного окружения создает всем этим множеством, точнее, воссоздает бесконечно, но дискретно всё мироздание каждый импульс высокочастотного обновления голографической проекции вневременной бесконечности.
  В заключение следует отметить, что мироздание квалифицируется современной наукой как материальная Вселенная (бесчисленный ряд вселенных), в которой с течением времени появляются условия для образования живых существ из органики, а далее - и разумных существ.
  Однако, ответа на вопросы: каково основание мироздания, вечно мироздание или нет, как появились живые существа, то есть существа с геномом, а также - как из неразумных тварей образовался человек, наука до сих пор не дала, тогда как представленная нами модель позволяет это сделать, судя по возможности объяснить целый ряд феноменов, ранее не поддававшихся объяснению и не подпадающих под сферу действия известных закономерностей [8, гл. 5, 7, 8, 9].
  Мы полагаем, что мироздание не одинарно, а также считаем, что мироздание нельзя представить только в виде ряда аналогичных вселенных. Мироздание есть проявление некоей глубинной реальности - непроявленного Единого, или вневременной бесконечности.
  Вместе с тем Единое имеет проекцию в виде дискретно обновляющейся частотной волнообразной структуры - голограммы, основное содержание которой составляет активное (сознание), являющееся копией активного из Единого. Дискретное обновление проекции активным (именно потому, что оно есть активное) означает появление "разрывов" в проекции вневременной бесконечности и появление длительностей, что можно квалифицировать как прототип времени.
  Таким образом, мироздание есть не одинарная, а двойственная (дуальная) система.
  В основе дуальной системы "находится" вневременное, бесконечное Единое, в котором активное и пассивное слиты в нераздельное целое. Единое "выходит" в текущее время посредством собственной проекции в виде частотной волнообразной структуры - голограммы.
  Безначальный и бесконечный процесс обновления проекции включает в себя информационную составляющую: активное из проекции посредством информационного влияния, которым оно, как разумное, обладает в отношении Единого, поскольку оно находится в нем в оригинале вместе с пассивным, имеет возможность копировать фрагменты пассивного из Единого в соответствии с формообразующими способностями частиц-копий активного как отдельных, представленных в бытии в виде живых существ, так и единого целого, представленного всей совокупностью живых существ, то есть, формируя собственное время каждой собственной частицы и вместе с тем - общее время всей структуры (бытия) благодаря своей голографической сущности (целое и часть совпадают).
  Частицы активного в голографической проекции Единого, таким образом, копируя фрагменты пассивного из Единого, объединяются с ними индивидуально и как целое, и через себя формируют текущее время, пространство и вещи в движении.
  Тем самым объединение активного с пассивным в рамках формирующегося (производного от проекции Единого) континуума-бытия и есть то живое, которым являются в известном нам измерении как люди, так и все остальные живые существа. Все они располагаются в формируемом объединенным активным (единым сознанием) бытии.
  Это бытие проявляется в виде звездных систем с планетами, часть которых на определенном этапе развития оказывается пригодной для существования и развития живых существ самого разного типа в соответствии с имеющейся у них программой, закодированной в геноме, позволяющей копировать себя размножением того или иного типа. Эти организмы имеют органы чувств, обрабатывающие информацию центры, они обладают способностью к размножению, метаболизму, и они не существуют вне сообществ.
  При этом каждое живое существо формирует в соответствии с имеющимся у него органами чувств и обрабатывающими информацию центрами собственное время, а вся их совокупность, составляющая в голографической проекции единое целое, формирует общее (внешнее) время) [8, гл. 6].
  Подобная дуальная система позволяет Единому выходить в существование, а активному (сознанию) жить и развиваться в конечном, временном, иначе говоря - развиваться дискретно, но бесконечно.
  Из этой преамбулы ясно, что живые существа дают в себе сознанию конечную жизнь, перерыв в которой (смерть) означает всего лишь обновление каждого индивидуального сознания.
  Вместе с тем живые существа являются основанием всего бытия, без которого оно существовать не способно, поскольку только через них фрагменты пассивного из Единого преобразуются в вещи, то есть в известное нам материальное бытие.
  Таким образом, нет нужды гадать, каким чудесным образом образовался геном, без которого живое существо невозможно, и который самособраться мог примерно с той же вероятностью, с какой мог самособраться авианосец со всеми самолетами на борту.
  Жизнь есть основа мироздания, которое без нее не существует.
  Поэтому бессмысленно утверждение о происхождении жизни из неживой материи. Жизнь и вещи неспособны существовать в бытии самостоятельно по отдельности, поскольку бытие строится на их взаимодействии, являясь непрекращающимся проявлением пассивного из Единого через активное голографической проекции Единого.
  Объединение активного и пассивного в бытии, то есть во времени, собственно, и составляет бесконечный, но дискретный процесс развития и выражения активного (сознания) в среде из сопротивляющихся вещей (пассивного) при конкуренции представителей сознания в этой среде.
  Голографическая сущность проекции Единого трансформируется в бытии не только на совпадении каждой частицы бытия с целым - всей голограммой, но и, в частности, внешне выражается в подобии наиболее простых структур бытия и во фрактальности ее более сложных структур.
  Вечность, бесконечность могут выходить из собственного вневременного состояния только через конечное, то есть через бесконечную череду длительностей, в дискретном обновлении которых в итоге можно устроить жизнь и развитие того, что составляет активность мироздания посредством взаимодействия этого активного с пассивным.
  Бытие, содержанием которого является соединение активного с пассивным, есть устойчивое производное голографической проекции Единого, в котором не может доминировать пассивное, то есть не могут иметь самостоятельного существования время, пространство, вещи (неживая материя).
  Это устойчивое производное голографической проекции Единого "устраивает" для себя активное, проявляя себя через различные конечные симбиотические образования с пассивным (неживой материей) в длящейся так или иначе жизни в рамках обеспечивающего ее бытия.
  Высшим продуктом активного в конечном может быть только существо, понимающее себя и пытающееся понять остальное вокруг себя.
  Поэтому венцом проявления активного в конечном является существо, способное отделять себя от всего прочего для того, чтобы посмотреть на себя со стороны, удивиться, и попытаться изменить себя хоть как-то, благо, вокруг много вещей и подобных существ, осознающих собственное существование.
  Это означает, что активная составляющая такого существа получает наиболее быстрое изменение, опыт, новые переживания и разнообразные предметы для размышлений, и действий.
  Что же еще нужно для развития? Тем более что это индивидуальное активное (сознание) может благодаря обязательно случающейся смерти тела получать обновление в каждой следующей жизни бесконечно, сохраняя себя именно своей жизненной активностью, в отличие от распадающихся в итоге пассивных компонентов тела.
  Каждое индивидуальное сознание, как и любая вещь (пассивное), тоже частотная волнообразная в своей основе структура, и так же, как кажется, должна быть подвержена деформации, потере устойчивости и, стало быть, - утере своей особенности, или качества.
  Как же тогда оно сохраняет в бесконечном прохождении через конечные образования свое индивидуальное качество, то есть является вечным?
  Безусловно, частотные сбои, меняющие структуру индивидуального сознания, не могут не случаться в обновляющейся голографической проекции и, как следствие, в каждом его сосуществовании с телом-носителем.
  Но, если вещь не способна сознательно корректировать происходящие с ней изменения - у нее как пассивного отсутствует стремление так или иначе сохранять свою особенность, которой она не сознает, у вещи имеются лишь простейшие механизмы обратной связи, предотвращающие ее хаотичный распад, - то любое живое существо, а не только самосознающее существо, всеми возможными способами, которых у него достаточно, цепляется за жизнь. Тем самым сознание сохраняет свою основную особенность - активность, или неизбывное стремление к изменениям в себе и вокруг себя.
  Собственно, "погружение" сознания в конечное, живое существование раз за разом и есть решение проблемы сохранения себя в качестве активного.
  Вещные копии распадаются, но тем самым "подпитывают" сознание, предоставляя ему вечную, но дискретную жизнь в измерениях, производных от проекции Единого.
  Существование в вещах и среди вещей, а также рядом с иными сознаниями в виде живого, с одной стороны, позволяет сознанию по реакциям окружающего на свои действия корректировать структуру собственного ядра, чтобы не утерять способность к стремлениям по сохранению своей коренной особенности - активности, а с другой стороны, позволяет пытаться использовать изменения, которые оно способно так или иначе ощущать и/или осознавать, с пользой для себя, а не во вред.
  Разнообразие ситуаций в каждом конечном существовании для любого индивидуального сознания означает обретение им среди бесконечного числа частиц сознания только одному ему присущего лица.
  Из этого видно, что человек, хотя и является венцом творения, есть лишь орудие сознания, конечное образование в отношении его тела.
  Полная потеря сознания (смерть) превращает человека в быстро распадающуюся вещь.
  Поэтому волей-неволей приходится признать, что конкретная человеческая личность в жизни есть проявление соответствующего индивидуального сознания в его бесконечном развитии, и эта личность неотделима от сознания.
  Что же касается сознания человека, то, как известно, оно двойственно.
  Двойственность сознания человека состоит в том, что в человеке прежде всего действует низшее сознание, обеспечивая человеку существование, но вместе с тем всячески препятствуя достижению им высшей гармонии в смысле всеобщего добра и справедливости, то есть того, чего больше всего желает высшее сознание.
  Тем самым создается непреходящее противоречие, вызывающее внутреннее напряжение в каждом человеке, выражающееся в его собственных разнообразных и часто противоположных стремлениях, а также в аналогичных отношениях людей друг с другом, являющееся непременной базой для развития как самих этих существ, так и их сознания.
  Поэтому, несмотря на все умствования философов и ученых, утверждающих, что гармоничное существование человечества в бытии возможно (золотой век, коммунизм и т.п.), надежды простых людей на счастливый и справедливый финал в бытии повисают в воздухе.
  Лучшее - враг хорошего. Вспомнив это выражение, можно сказать, что человек - обладатель низшей и высшей форм сознания - получает не так уж мало, а именно - жизнь, в которой он может проявлять свою сообразительность и свои чувства.
  Мысль же о достижении гармонии в бытии приходится оставить, поскольку гармония возможна лишь с исключением из человека низшего сознания, но, человек без низшего сознания теряет и тело, и ощущения, и обрабатывающие информацию центры, то есть он теряет возможность взаимодействия с окружающей средой. Тем самым он лишается пищи, звуков, дыхания, осязания, интеллекта, словом, и чувств, и разума. В результате, у него пропадает и предмет для размышлений. То есть человек превращается в ничто, но этого не может быть, так как он в своем сознании со всей совокупностью живых существ удерживает в существовании всё мироздание, которое всегда находится в нем и воочию перед ним.
  Если признать, что сознание вечно, то человек в своем сознании так же вечен, поскольку совокупность всех жизней, в которой проявляется сознание каждого человека, равна дискретной бесконечности.
  Трудно придумать лучший способ выразить сознанию себя в вечности.
  Если вспомнить мысль де Шардена о слиянии человека с Богом, то она далека от конкретики, поскольку, как это было указано выше, человек лишь орудие сознания. Поэтому речь может идти только о его сознании, которое в части каждого индивидуального сознания всегда удерживается в бытии - как бы, в его "рабочем состоянии", поскольку, полностью соединяясь с голограммой, то есть выпадая из текущего времени лишь в момент смерти тела, оно тут же попадает в соответствующей этому индивидуальному сознанию зародыш, продолжая тем самым свое пребывание в текущем времени.
  С позиции представления времени как информационного процесса бег событий с развитием цивилизации должен ускоряться. Иначе говоря, настоящее время каждого человека, как и всего сообщества, уплотняется с увеличением потребляемых ими информационных потоков, что является неизбежным следствием сознательной деятельности человека, захватывающей все большие пространства.
  Это ускорение собственного времени человеческого сообщества (цивилизации), сказывающееся в уплотнении значимых событий, начинает особенно явно проглядываться с этапа промышленной революции, когда медленно тянувшиеся в своих сравнительно незначительных изменениях сотни лет времени средневековья начинает существенно убыстряться: уже только через несколько десятилетий с изобретения паровой машины, железных дорог по автострадам поедут автомобили, в небо поднимутся самолеты, а затем в течение еще меньшего промежутка времени взлетят ракеты, расплывется гриб взрыва атомной бомбы, появятся компьютеры, планету охватит своими щупальцами интернет.
  Однако постоянный рост объема информации, поступающей в сознание людей и сказывающийся на внешнем выражении этого информационного процесса - ускорении собственного времени цивилизации, - должен вписываться в существующие возможности человеческого сознания, поскольку конечные (стратегические) решения принимает человек, а не компьютер. Поэтому неизбежно наступает момент, когда основные центры цивилизации перестают справляться с лавинообразным потоком поступающей информации - скорость обработки информации начинает отставать от ее поступления. В этот растянутый момент (точка сингулярности) собственное время системы цивилизации завершается - крах цивилизации. Иначе говоря, система теряет свое качество, поскольку она не способна функционировать прежним образом.
  Таким образом, экспоненциальное ускорение времени, или постоянный рост информационных потоков, проходящих через сознание человека, приводит в конечном итоге к невозможности функционирования цивилизации в ее прежнем виде, поскольку человек, как управляющая всем система, более не способен "переваривать" эти потоки, справляться с ними. И все возрастающая мощность связанных компьютерных систем оказывается уже не помощником человека, а угрозой для него. Информационный коллапс в виде выхода системы управления из сферы непосредственного и адекватного контроля человеком прекращает функционирование цивилизации.
  То, что происходит в дальнейшем можно лишь предполагать, но цивилизация, как и любая сложная система, в конечном итоге распадается с появлением на ее месте чего-то нового; или же после определенной паузы при подходящих природных условиях на прежнем месте возникает и начинает развиваться цивилизация, подобная прежней, формируя уже свое ускоряющееся время [8, гл. 5].
  Данный факт является весьма прискорбным для обыденного сознания хотя бы потому, что наша обычная жизнь в сравнительно удобной цивилизации кончается, а истинным в данной ситуации этот факт является потому, что развитие человеческого сообщества в виде ограниченной системы цивилизации не бесконечно.
  Человеческая цивилизация конечна и должна исчезнуть. Но, с другой стороны, цивилизация, раз появившись, может возникнуть вновь при подходящих условиях, и так может продолжаться бесконечно.
  Таким образом, осознанная деятельность человеческих сообществ, особенно в период существования цивилизации, в отличие деятельности остальных живых существ, с каждым столетием и десятилетием захватывает всё больше информационных потоков, что приводит, по крайнем мере, ядро цивилизации, к ускорению собственного времени, поскольку текущее время есть информационный продукт.
  Естественно, ускорение собственного времени этого ядра не может быть бесконечным, о чем не задумывались авторы теории ноосферы.
  Поэтому в случае избыточного притока информации, то есть той, которую уже невозможно адекватно обработать имеющимся средствами, наступает информационный коллапс (точка сингулярности), и собственное, или настоящее время этого сообщества или альянса сообществ прекращается, что выражается в остановке их функционирования, то есть - в потере качества (8, гл. 3, 4), что свидетельствует об исчезновении данной цивилизации как раз в результате человеческой деятельности, но не биосферы в целом, и о начале нового цикла самоорганизации разумных существ ради всё того же - развития сознания.
  
  Библиография
  
  1. Всемирная энциклопедия. Философия. М., АСТ. Мн. Харвест. Современный литератор. 2001.
  2. Вернадский В. И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы // Проблемы биогеохимии. М.Л.: Издательство АН СССР, 1939. Вып. 2. С. 2.
  3. Винер Д. Р. Культ Вернадского и ноосфера. В. Д. Вернадский.: pro et contra - СПб. 2000.
  4. П. Т. де Шарден. Феномен человека. Резюме: Феномен социальности. М. "Прогресс". 1965.
  5. Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? Гл. II. ј 4, 5. М.: МЦТМО, 2001. ISBN 5-900916-45-6.
  6.Suber P. Paradox of Self-Amendment. A study of Law, Logic, Omnipotence, and Change/ Peter Lang Publishing. 1990).
  7. 1980. David Bohm, Wholeness and the Implicate Order, London: Routledge, ISBN 0-7100-0971-2
  8. Низовцев Ю.М. Чудеса в решете. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"