Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

Что в действительности представляет собой интеллект?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чтобы усомниться в том, что интеллект человека и есть его ум, или сознание, стоит сопоставить его с искусственным интеллектом. Тогда становится понятным, что интеллект и сознание в целом существенно разнятся и следует сделать попытку прояснить сущность интеллекта и его связь с сознанием вообще и человеческим сознанием, в частности.

  
  I
  До сего времени в большинстве умов господствует заблуждение, связанное с приравниванием интеллекта (от латинского intellectus - познание, понимание, рассудок) уму, который в свою очередь ассоциируется с сознанием.
  Несколько десятилетий назад в США даже в качестве теста на сообразительность, под которой понимался уровень умственного развития, был использован так называемый коэффициент интеллекта IQ (intelligence quotient), который впервые ввел в обиход немецкий исследователь Вильгельм Штерн в 1912 году.
  Этот коэффициент, по мнению ряда ученых, количественно показывает уровень интеллекта, а стало быть, как они полагали, и ума, по сравнению с уровнем ума среднестатистического человека. Среднестатистическим человеком считается тот, который имеет тот же возраст и развитие, что и человек, у которого этот коэффициент измеряют, то есть IQ показывает соответствие или отклонение уровня интеллекта от среднего.
  Иначе говоря, с помощью этого показателя сделана попытка выявить степень глупости или ума у данного человека с помощью определенных методик (тестов), в которые включаются задания на рассуждения, память, логику, приобретенные знания. Средний балл считается равным 100, а тесты разрабатываются так, с чтобы большинство результатов соответствовали этому показателю. С этим средним результатом сравниваются результаты тестируемых.
  Результаты менее 70 баллов считаются признаком отсталости в умственном развитии, а результаты выше 130 баллов показывают якобы повышенные умственные способности. По данным одного из исследователей (Стюарт Ричи - США - привел их в книге "Интеллект: всё, что имеет значение") среднему уровню IQ соответствовало 68,2% тестируемых, а высокий уровень интеллекта имелся только у 2,2% тестируемых.
  Предполагается, что интеллект способствует познанию и решению различных задач, включая в себя ощущения, восприятия, память, представления, мышление и воображение.
  Полученные исследователями данные не позволяют однозначно связать интеллект с национальностью, расой, наследственностью, полом, характеристиками мозга, что само по себе указывает на сомнительность IQ в качестве адекватного показателя оценки ума испытуемых, хотя исследователи в этом не признаются.
  Как оказалось, единственно, что отражает величина IQ по результатам исследований С. Ричи, это то, что персоны с более высоким IQ быстрее улучшают свои навыки и чаще становятся профессионалами [1].
  Несмотря на явную несостоятельность ориентирования на IQ в определении ума или глупости, в США довольно долго тесты на IQ использовали для выявления детей, которых имеет смысл обучать по более сложной программе или же давать им только минимально необходимые знания.
  Однако практика использования этих тестов в США привела к тому, что с течением некоторого времени число креативных персон в этой стране сократилось до того предела, что пришлось заманивать в эту страну специалистов высоких технологий из тех стран, в частности, из Индии и России, где IQ не использовался в процессе оценки ума и способностей детей при их обучении, то есть, где в соответствии с ним не отсекались дети, якобы со слабым умственным развитием.
  Неадекватность использования IQ для определения умственных способностей сравнительно недавно (2012 год) была подтверждена Эдриеном Оуэном, Адамом Хэмпширом и Роджером Хайфилдом [2].
  Эти исследователи обнаружили, что интеллект человека определяется в основном возможностями кратковременной памяти, способностью логически рассуждать и адекватно излагать собственные суждения.
  То есть их вывод о возможностях IQ представлять интеллект как человеческий разум был пессимистичен в силу экспериментально проявившихся ограниченных возможностях IQ.
  Действительно, эти исследователи показали своими экспериментами, связанными с IQ, что интеллект отнюдь не равноценен уму, или мыслительным способностям, или сознанию.
  Что же тогда представляет собой интеллект, если он не разум, под которым авторы "Толкового словаря русского языка" понимают способность творчески и логически мыслить, обобщать результаты познания [3], и не сознание, если под ним те же авторы понимают способность к воспроизведению действительности в мышлении [3].
  Авторы философского энциклопедического словаря [4] так же полагают, что разум выступает как творческая, познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности, а сознание они трактуют в качестве генератора новых идей, продуктивного воображения и управления практической деятельностью.
  В том же словаре Ожёгова С. И. [3] интеллект определен как мыслительная способность, умственное начало у человека. Философский энциклопедический словарь, в сущности, дает аналогичное определение интеллекту: способность мышления, рационального познания [4].
  Таким образом, конечные результаты эксперимента с IQ довольно наглядно показали, что интеллект, если его понимать в трактовке ряда исследователей как характеристику ума человека, в действительности к разуму, или к сознанию как познавательной деятельности в том или ином объеме отношения не имеет, поскольку интеллект характеризуется всего лишь тем или иным быстродействием, той или иной кратковременно памятью, и сцеплением образов (символов) того или иного вида в понятную для потребителя этих образов картину, но не более того.
  Получается, что интеллект может быть лишь более или менее действенным вспомогательным орудием для некоего потребителя информации, который способен ее оценить и использовать.
  Чтобы проиллюстрировать дополнительно сугубо технический принцип действия интеллекта человека, как, впрочем, и интеллекта остальных живых существ, имеет смысл начала обратиться к робототехнике, которая основывается на применении искусственного интеллекта, причем некоторые исследователи, в частности, Марк Ридл (Mark Riedl) считают, что искусственный интеллект обладает способностью к творческому мышлению, хотя экспериментально доказать этого не смогли [5]. И это не удивительно, если проанализировать сущность искусственного интеллекта, что отражено, например, в моей статье "Губителен ли для нас искусственный интеллект?" [6, часть 3, ј1].
  II
  Под искусственным интеллектом, по-видимому, следует понимать способность машинного (электронно-вычислительного, квантового или иного) мозга решать поставленные задачи, предоставлять запрашиваемую информацию и, используя датчики, управлять разнообразными устройствами путем моделирования ситуации в соответствии с поставленной целью.
  Основными характеристиками этого мозга являются объем памяти и быстродействие по использованию введенных в него программ, превышающие те же характеристики человеческого мозга, и тем самым позволяющие эффективно замещать человека как в решении разнообразных задач, так и в управлении сложными процессами.
  В частности, искусственный интеллект используется в математических доказательствах, анализе данных, при планировании, прогнозировании, переводе, систематизации знаний, обучении, распознавании, взаимодействии с внешней средой в соответствии с показаниями датчиков (манипулирование объектами, навигация, регулирование технологических процессов, диагностика заболеваний, обслуживание клиентов в финансах и торговле, охрана объектов, управление транспортом, вредные производства, развлечения и т. д).
  Чтобы понять, способен ли искусственный интеллект выполнять креативные функции, отметим некоторые его особенности.
  Искусственный интеллект способен лишь воспринимать поставленную ему цель, но не может сам ставить ее, и он не понимает смысла получаемых данных, которые после расшифровки превращаются в информацию для человека.
  Искусственный интеллект не способен превратиться в сознательное существо любого уровня потому, что он распознает те или иные данные по матрицам, вложенным в него человеком для человека, а не для самого себя, не понимая причину постановки задачи и ее существо, но предлагая те или иные варианты решений в соответствии с имеющимися матрицами, не выходя за их пределы. Из отобранных искусственным интеллектом вариантов человек-потребитель может выбрать наиболее действенный по его мнению.
  Искусственный интеллект не имеет самостоятельной жизни, за которую любому живому существу приходится бороться, и он не имеет возможности продолжить себя в потомстве.
  Искусственный интеллект способен работать только при посредстве человека, но вместе с тем для него не требуется обязательная коммуникация с другими искусственными интеллектами. В этом отношении он является обычной вещью, не интересующейся ничем и не интересной никому, пока ее не подключат к источнику энергии и не введут соответствующие целям человека программы, тогда как ни одно живое существо не способно жить в изоляции, и "отключается" от жизни только после смерти, то есть - ухода из тела сознания.
  Искусственный интеллект способен пользоваться только правилами формальной логики в рамках решения поставленной ему задачи, в частности, он может производить новую информацию, лишь комбинируя известную ему информацию, но не способен производить принципиально новую информацию иным способом. В частности, ему недоступен интуитивный подход и у него отсутствует воображение.
  Сравнение человеческого интеллекта с машинным (искусственным) показывает, что основными характеристиками обоих типов интеллекта является быстродействие, объем оперативной памяти, использование формальной логики для создания моделей.
  Главное отличие естественного интеллекта от искусственного состоит в несамостоятельности искусственного интеллекта, который работает на внешнего потребителя, и который, к тому же, может постоянно меняться, тогда как естественный интеллект работает на совершенно определенное живое существо: в данном случае - на конкретного человека.
  Из-за полной несамостоятельности искусственного интеллекта по сравнению с естественным (природным), который не имеет жесткой программы действий, вытекает следующее отличие: искусственный интеллект обрабатывает только те сведения, которые передаются ему по желанию потребителя только в рамках программ, заложенных в него, и искусственный интеллект не способен уклониться от желания потребителя, тогда как природный интеллект обладает определенной автономностью в своих действиях, в частности, он способен решать задачи не только по стандартным программам, но и применяться к некоторым изменениям параметров среды, окружающей живое существо, а также оперировать разнообразными и во многом произвольными сигналами, попадающими в органы чувств и от них к нему.
  Более того, искусственный интеллект не понимает смысла поступающих данных, обрабатывая их по вложенным в него матрицам. Он не понимает и цель этой обработки, предоставляя результат обработки информации потребителю в виде связанных определенным образом данных, например, сводки погоды или перевода текста на другой язык. Точно так же - механически - искусственный интеллект участвует в управлении подчиненными ему системами, например, контролируя движение конвейера или работу робота на Марсе.
  То есть искусственный интеллект является быстродействующим и хорошо организованным болваном, поскольку не только не понимает смысла своих действий, но и не заинтересован в собственном существовании, раз он функция внешнего потребителя, и этот потребитель в любой момент может отключить робот или компьютер по своему желанию.
  Именно по причине собственной бессмысленности в любой деятельности, но по виду - разумной работы (в его разум подавляющее большинство населения и даже многие ученые свято верят), запрограммированной на самом деле внешним потребителем для получения плодов его трудов, искусственный интеллект не способен быть креативным, в то время как естественный интеллект не имеет жесткой программы действий, оперируя разнообразными и во многом произвольными сигналами, попадающими в органы чувств и от них к нему, для решения задачи удержания собственного носителя (живое существо) в состоянии непосредственного потребления ощущений, в результате чего живое существо оказывается способным, как минимум, действовать по методу проб и ошибок в меняющейся обстановке. До креативности тут далеко, но всё же смысл в действиях естественного интеллекта имеется, поскольку он, как неотъемлемая часть индивидуального сознания, заинтересован в сохранении ощущений, которые дают жизнь всей системе любого организма, в том числе и ему.
  Таким образом, работая на живое существо, и находясь во внутренней структуре потребителя, интеллект становится его органической и неотъемлемой частью - своего рода блоком обработки информации и блоком управления функциями организма в его взаимодействии с окружающей средой, самостоятельно соображая в рамках подобного функционирования, без чего живое существо обойтись не может.
  Но вместе с тем живое существо не может обойтись и без другой своей части, которая принимает решения уже не по в значительной степени стандартным взаимодействиям с окружающей средой и работе каждой клетки организма, раз эта сфера действий большей частью отлажена (запрограммирована), а по решению задач коммуникации с аналогичными организмами, врагами, союзниками, по выбору более подходящего и приятного для жизни окружения и т. п., то есть тех задач, которые, если сравнить действия живого существа с работой искусственного интеллекта, решает его внешний потребитель, а не искусственный интеллект.
  Значит, любое живое существо, кроме интеллекта, который, по сути, технически обрабатывает поступающие через органы чувств сведения, управляя функционированием собственного организма, то есть превращая эти сведения в понятную для использования живым существом информацию, начиная с клеточной структуры, обязано иметь руководителя-потребителя этой информации уже для ее использования так или иначе не по обеспечению функционирования организма в окружающей среде с потреблением ощущений, а для стремления к приобретению наиболее приятных ощущений, которые можно получить, улучшив свое положение в занимаемой нише при стечении благоприятных обстоятельств.
  III
  Без этого невидимого внутреннего руководителя, распорядителя и потребителя информации ни один организм, даже если его собрать в виде точной биологической копии с геномом, не становится живым, в чем ученые уже убедились по результатам целого ряда экспериментов.
  В частности, и интеллект любого организма, представленный блоком обработки информации и блоком управления функциями организма (своего рода биологический внутренний компьютер) не включается без этого "внутреннего" руководителя и потребителя поставляемой информации.
  Другими словами, этот невидимый потребитель информации и руководитель действиями живого существа заставляет интеллект в форме биологического внутреннего компьютера работать только в момент собственного проявления в существе, точнее, в его зародыше, что тут же делает это существо живым (активным, а впоследствии и способным к размножению), а при исчезновении этого потребителя, или хозяина живого существа, либо серьезном сбое в нем или в его носителе, например, разрушение нейронных цепей, органов чувств или болезнь других важнейших органов, интеллект этого организма, несмотря на сохранение его органической структуры, лишившись своего руководителя, теряет свою активность - прекращает действовать (смерть существа) или же информация, поставляемая интеллектом этому руководителю-хозяину, не находит должного применения (сумасшествие).
  Что же касается "невидимости", точнее, почему не удается хоть как-то зафиксировать и измерить сознание, то это невозможно потому, что оно есть не что иное как голограмма [см., напр., 7, часть 1] в виде бесконечного целого, "находящегося" вне текущей реальности, которое, тем не менее, "содержит" индивидуальное сознание каждого живого существа, совпадающего с этим целым. Это целое посредством своих частей способно обеспечивать выход себе из состояния вне текущего времени в состояние текущей реальности вследствие объединения своих частей в качестве активного с пассивной материей, образующих живые существа, которые уже обладают способностью формировать текущее время, сливая в себе последовательные сигналы от бесконечности вне времени, которые формируются в голограмме, в меняющуюся картину бытия.
  Иначе говоря, каждое индивидуальное сознание, оставаясь в голограмме, представляющей единое сознание, формирует текущее время посредством живого существа, не присутствуя в нем буквально, но создавая его каждый миг, благодаря чему обеспечивается постоянная связь между индивидуальным сознанием живого существа и единым сознанием голограммы. Поэтому живое существо, являясь производным сознания, вместе с тем есть его орган, не только имеющий самостоятельную жизнь, но формирующий бытие, обеспечивая выход сознания в жизнь.
  То есть получившаяся структурированная и живая материя любого организма есть каждый момент обновляющееся образование, которое формируется сознанием как бы извне, и оно в этом образовании присутствует своего рода пекарем, который печет пирог - без него пирога быть не может, - но и в пироге пекаря явственно нет, но есть все необходимые биологические составляющие для жизнедеятельности этого "пирога", которые пекарь обновляет и контролирует их активность.
  Единое сознание голограммы также обеспечивает функционирование информационного "моста" между вневременной бесконечностью и каждым индивидуальным сознанием в запрограммированной органике. При этом тело с имеющимися в нем сенсорами и центром обработки информации является основой для процесса отбора и обработки поступающий сведений по этому информационному каналу.
  Так что, если даже собрать идеально клетку с геномом, то она никогда не оживет без вхождения в нее сознания, которое есть не что иное, как частица единого сознания голограммы, никогда не теряющая связи с ней, а значит и с вневременной бесконечностью, создавая соответствующий информационный "мост", без которого никакой жизни быть не может.
  Вместе с тем, если каждое индивидуальное сознание есть и самостоятельная частица единого сознания голограммы, и вся голограмма со всеми ее ресурсами, то тело является носителем сознания для проявления этих ресурсов в формируемом каждым живым существом времени.
  В результате, каждое индивидуальное сознание с помощью единого сознания находит соответствующую его уровню развития и искомым изменениям программу в том или ином зародыше, и начинает жизнь сначала в поисках обновленного себя с разной долей успеха, но непременными находками, которые так или иначе обнаруживаются на бесконечном пути сознания.
  Таким образом сознание не путешествует после гибели тела по каким-то закоулкам потустороннего "мира", что невозможно, так как там отсутствует текущее время, формирование которого начинается с органов чувств.
  Поэтому каждое индивидуальное сознание любого существа вынуждено возвращаться в зародыш новой жизни, находя опять себя в ней обновленным в ином теле, но без памяти о прошлой жизни.
  Как только наступает смерть тела, то есть его окончательный распад, сознание оказывается в текущей реальности, как будто оно эту реальность и не покидало, но в новом теле, точнее, его зародыше, поскольку на нем лежит обязанность не только собственного развития, но и развития единого сознания, а также удержания мироздания в стабильном состоянии вечного изменения, а всё это обеспечивают не что иное, как события, которые могут случиться с сознанием только во времени, или в бытии, которые и называется событиями и бытием от выражения "быть в делах".
  То есть индивидуальное сознание не "задерживается" в голограмме, хотя и является ее частицей. потому что оно всегда "присутствует" в ней, мало того, оно и есть не только частица голограммы, но и само единое сознание голограммы, но проявиться это сознание может только во времени, или в живом. Поэтому сознание после смерти организма тут же оказывается в новом теле для новой жизни.
  IV
  Этот как бы внутренний неосязаемый активный руководитель, оживляющий определенные структурированные компоненты материи с внесенной в них программой действий, потребляет сведения, которые поступают от органов чувств и обрабатываются соответствующими центрами живого существа, представляющими овеществленный интеллект. Таким образом, интеллект дает тот или иной уровень сообразительности этого существа, причем нельзя отрицать, что в результате действия этих центров некоторая сообразительность присуща даже бактериям.
  Тем самым этот руководитель действиями организма получает необходимое для жизни знание, которое всегда ему сопутствует, видоизменяясь и пополняясь. Поэтому данного невидимого активного руководителя и потребителя информации, и как результат, инициатора и организатора действий любого живого существа, имеет смысл именовать со-знанием, или просто сознанием.
  Именно присутствием сознания - некоей активной сторонней сущности, как бы покрывающей то или иное биологическое структурированное образование в форме зародыша с геномом (программа функционирования, роста и развития организма на белковом носителе), оживляя его, - определяется отличие даже самого совершенного робота, являющегося зависимой и нежизнеспособной системой, от самого простого живого существа, которое, тем не менее, способно самодеятельно существовать и размножаться в подходящих условиях.
  Сознание невозможно зарегистрировать, поскольку оно в отдельности не способно находиться в реальном мире (бытии), представляющем текущее время в форме настоящего, которое мы считаем пространственно-временным измерением мироздания.
  Сознание неразрывно с живым существом, точнее, сознание его непрерывно обновляет и формирует в качестве живого, в результате чего теряя сознание, тело превращается в груду обычной органики. Через органы чувств живого существа его же сознанием при поддержке единого сознания (см. ниже) производится формирование собственного времени в виде себя же и своего окружения, а также, посредством всей своей совокупности живые существа формируют общее текущее время, приобретающее форму всего бытия, в которое как бы вписывается каждое живое существо вместе со своим окружением.
  Иначе говоря, мир вокруг нас есть результат действия своего рода объединения сознания (активного) и вещественных компонентов (пассивного), в едином организме, не имея возможности проявиться без этих живых существ, и нужный только для них, точнее, для сознания в них, которое только, через живые существа оказывается способным воспринимать и использовать окружающее для собственного развития.
  Таким образом, проявление активного (сознание) в качестве действующего субъекта возможно только в форме живого существа, обеспеченного соответствующей инфраструктурой, в которой оно совместно с аналогичными существами может размещаться и проявлять себя в действиях.
  В некотором упрощении и огрублении активное (сознание) аналогично программе компьютера, но программе, способной на самостоятельную корректировку для всех видов активного и даже на креативность для высшей степени активного, в отличие от известного нам искусственного интеллекта.
  Поэтому активное, являясь как бы софтом, не может обойтись без железа - пассивного, которое, являясь бесформенным и представляя собой материю, лишенную сознания, принимает только те формы, которые нужны активному для собственного существования и развития, то есть пассивное как внутренне и внешнее окружение активного должно составлять своего рода материальный фон, точнее, инфраструктуру, или упорядоченную в том или ином отношении окружающую среду для развития и действий активного, а элементы этой среды должны быть структурно связаны и взаимодействовать друг с другом не самодеятельно, а в соответствии с закономерностями, определенными активным, которое, раз оно так или иначе соображает (перерабатывает информацию), следует признать сознанием.
  Таким образом, мироздание потенциально содержит Всё вне времени как вневременная бесконечность, но это Всё есть лишь слитое вместе и скрытое активное и пассивное, не способное к действию.
  В подобном "состоянии" Всё представляет собой Ничто, или небытие, и никоим образом выразить себя не может, если только оно не обладает проекцией, в которой Всё способно разделяться в виде копий активного и пассивного в той или иной длительности, причем копии активного "занимаются" в этой проекции тем, что обновляют как себя, так и копии пассивного, поскольку имеют соответствующую связь с вневременной бесконечностью.
  Однако процесс обновления копий активного и пассивного в проекции вневременной бесконечности является всего лишь промежуточным, поскольку сам по себе он смысла не имеет. На самом деле он есть преддверие конвертирования как активного, так и пассивного из последовательных информационных пакетов-копий во время, характерное меняющимися и движущимися в пространстве объектами (текущая реальность).
  Одна часть этих пакетов-копий проявляется как различные формы объединения в единое целое активного и пассивного в форме живого, то есть сознательного существа, способного к развитию, другая часть оказывается инфраструктурой без присутствия жизни, формирующаяся для обеспечения существования живого. Обе эти части составляют в совокупности бытие (текущую реальность).
  В свою очередь, функцией живого является отбор и восприятие своими сенсорами (рецепторами) по соответствующим программам (геном) распознанных сведений из окружения, расшифровка полученных данных в соответствующих центрах обработки информации и конвертирование расшифрованной информации в текущую реальность подобно преобразованию сигналов от передатчика (аналог бесконечности вне времени) через эфир (аналог проекции бесконечности вне времени) в телеприемнике (аналог живого организма) в движущееся изображение на экране монитора (аналог окружающей среды).
  Поэтому невозможно поставить проекцию вневременной бесконечности на ведущее место в мироздании, так как эта проекция есть своего рода информационный мост между вневременной бесконечностью и текущей реальностью, реализуемый живым. Именно сознание в живом "запрашивает" через проекцию формы для собственного обновления и обновления инфраструктуры из вневременной бесконечности.
  Данная система функционирует бесконечно, то есть ей не требуется начинаться и заканчиваться.
  Подобная система-мироздание "содержит" вневременную бесконечность с проекцией. Ничто этой бесконечной проекции, в отличие от Ничто вневременной бесконечности, носит интегральный характер, то есть проекция способна проявлять себя в собственных отдельных частях, но в совокупности частей, или в целом, эта проекция равна нулю, имея противоположные знаки своих частей.
  То есть мироздание имеет "базу снабжения" информацией (вневременная бесконечность) живого, представляющего собой объединенное активное и пассивное в текущей реальности. Информация по запросам живого, находящегося в текущей реальности, являющейся производной проекции вневременной бесконечности, поступает к живому через проекцию вневременной бесконечности. Проекция обеспечивает "проникновение" сигналов от живого во вневременную бесконечность, контроль функционирования живого в текущей реальности, бесперебойную передачу информации живому по его запросам для формирования бытия и сосредоточение вырабатываемой живым информации в своих базах данных.
  Проекция вневременной бесконечности и текущая реальность функционировать друг без друга не могут, являясь сторонами одной и той же медали, точнее, феноменом курицы и яйца, и их "обязанности" распределяются так: проекция вневременной бесконечности несет функцию информационного "моста" (его роль исполняет единое сознание проекции) между вневременной бесконечностью (источник информации) и бытием (потребитель информации в форме живого). Вместе с тем обработка информации, поступающей от вневременной бесконечности в бытие через проекцию вневременной бесконечности и конвертирование информации во время, то есть в текущую реальность со всеми ее атрибутами, в которой живое уже способно производить информацию, лежит на живом, но сосредоточение вырабатываемой живым информации обеспечивается единым сознанием проекции в соответствующих базах данных.
  Эта способность живого производить и потреблять (улавливать) информацию появляется благодаря объединению копий активного и пассивного, "поставляемых" проекцией вневременной бесконечности, конечные формы которых имеют программы действий, рецепторы и центры обработки информации. В этом отношении бытие является производным образованием проекции вневременной бесконечности.
  Подобное объединение активного и пассивного обеспечивает посредством генома запрограммированный рост, метаболизм, размножение и развитие организмов в подходящей инфраструктуре (окружающей среде).
  Ключом представленной модели мироздания является проекция вневременной бесконечности, обеспечивающая связь вневременной бесконечности и бытия, а также хранение вырабатываемой живым информации; "энергией" этой системы является активное (сознание), а материалом - бесформенное пассивное.
  Такой проекцией вневременной бесконечности может быть только голограмма [см., напр., 7, часть 1]: в голограмме любой ее участок повторяет целое. Сама же голограмма представляет собой высокочастотное образование как продукт наложения нескольких когерентных волн, дающего стационарную интерференционную картину, поскольку разность фаз волн не меняется.
  В голограмме каждая частица активного не теряет единства со всей едино-множественной бесконечной совокупностью активных частиц и поэтому может, в частности, с помощью этого единства распознавать, считывать и копировать из вневременной бесконечности имеющимися у неё средствами необходимые для собственного существования вещи в их связи, распознавая их в соответствии с имеющимся у него интеллектом вкупе с формообразующими способностями так, как хочет и может, обновляя каждый "момент", то есть дискретно, но бесконечно, голографическую проекцию как квазивременную основу для собственного существования в текущей реальности в виде живого в этом информационном процессе.
  Частицы-копии активного (сознания) в объединении с копиями пассивного в текущей реальности способны тем самым получать из вневременной бесконечности "нужные" им копии вещей (пассивное) для замены ими имеющихся копий вещей в бытии, в том числе и для замены собственной вещной основы, а также обновлять себя же.
  Этот информационный процесс взаимодействия вневременной бесконечности, где всё слитно, и голографической проекции, где активное и пассивное разделены, требует для их взаимодействия между собой, а также с вневременной бесконечностью искусственного объединения активного и пассивного в ту или иную форму (живое), основным отличием которой от всего прочего является способность переводить отдельные последовательные пакеты данных, несущие закодированную информацию, в объекты текущей реальности для их обновления, включая и сознание в живом. Эти пакеты подобны импульсным сигналам от передатчика через эфир к телеприемнику, в котором они преобразуются в меняющуюся оформленную картину на экране [7, разделы 2.1 и 2.2].
  V
  Однако, искусственный интеллект телеприемника в виде соответствующего преобразователя последовательных сигналов от антенны, способен лишь на перевод этих последовательных сигналов (пакеты информации) в столь же искусственную меняющуюся картину на экране, которую можно прервать, изменить, записать и воспроизвести вновь.
  Интеллект же живого существа входит в структуру сознания, а не существует отдельно от него, базируясь, тем не менее, для достаточно развитых существ в соответствующих нейронных комплексах. Поэтому он имеет возможность передавать обработанные сигналы не на экран, а своему потребителю, частью которого он является, - сознанию. Сознание, в свою очередь, с одной стороны, в форме интеллекта так же как и телеприемник, способно преобразовывать отдельные импульсные последовательные сигналы, содержащие информацию, в непрерывно меняющуюся картину вследствие определенной инерционности обработки сигналов, которая в сознании любого живого существа нивелирует паузы между поступающими пакетами информации (позициями обновления), создавая непрерывность изменения всей картины, а с другой стороны, каждое индивидуальное сознание живого существа имеет связь с единым сознанием, объединяющим в голограмме каждую индивидуальную форму сознания всех живых существ, составляя едино-множественную голограмму, в которой любая часть совпадает с целым и поэтому каждое индивидуальное сознание в живом существе обладает формообразующими способностями, вследствие чего может конвертировать посредством собственного интеллекта, представленного блоками переработки информации и управления, частотные информационные копии активного и пассивного в объемно-реальные - более или менее "плотные" - объекты, создавая тем самым как себя, так и собственное локальное окружение, которое как бы вписывается в общую среду, формируемую вкупе всеми прочими живыми существами, и в этой среде уже можно жить и размножаться [7, раздел 2.1].
  То есть мощная энергия сверхвысокочастотных волнообразных структур голографической проекции вневременной бесконечности, которые несут в своих гармониках соответствующую закодированную информацию, преобразуется в массу и энергию объектов текущей реальности, которые соотносятся между собой в соответствии с известной формулой E=mc².
  Тот факт, что сознание живого существа вследствие определенной инерционности передачи сигналов (пакетов информации) от органов чувств к интеллекту, представленному в организме блоком обработки информации и управления функционированием тела от клеток до органов, не может фиксировать паузы между принимаемыми последовательными сигналами в силу физиологической организации любого живого существа, ведет к созданию непрерывности процесса поступления информации для сознания живого существа, тогда как первоначально пакеты информации в форме соответствующих сигналов, поступающие один за другим последовательно в органы чувств с определенной частотой, имеют между собой разрыв.
  В результате, для сознания каждого живого существа формируется текущее время с пространством, в котором могут перемещаться и взаимодействовать объекты, приобретающие массу благодаря энергии сверхвысокочастотных волнообразных структур голографической проекции вневременной бесконечности.
  Поэтому мировое время, которое, по человеческим представлениям, существует в мире отдельно от сознания, является абсурдом, но чисто внешняя объективность этого времени не подвергается сомнению в науке, так как обратного экспериментально ей доказать не удается, но тем не менее, кроме эксперимента можно использовать наблюдение и способность анализировать определенные события. Как следствие, появляются работы, вроде этой и некоторых других, в которых показаны иные горизонты, тем более что мир без живых существ не может обнаружить своё существование. И в этом смысле, есть он или нет его - безразлично. Вместе с тем невозможно отрицать вневременную бесконечность, которая сама по себе проявиться не способна, но всё же проявляется в форме известного нам бытия. И тут же возникает вопрос: каким образом безвременное превращается в темпоральное (временное). Подробнее об этом можно прочитать в книге "Человек как голограмма" [7, раздел 2.1].
  Отметим также, что несмотря на то, что реальность для сознания живых существ проявляется в виде текущего времени, но находятся они всегда только в настоящем времени, а прошлое существует в том же настоящем в виде памяти, а будущее может проявляться тоже только в настоящем в виде воображения.
  Этот факт нахождения живых существ всегда сугубо в настоящем, или в их "сейчас", объясняется частотным характером последовательных сигналов, поступающих в органы чувств каждого живого существ от вневременной бесконечности через ее голографическую проекцию, в результате чего происходит незаметное для живого существа столь же частотное обновление реальности: она каждое мгновенье исчезает незаметно для сознания живого существа и возникает вновь в несколько измененном виде, создавая для сознания живого существа процесс изменения реальности в виде плавно текущего времени, в котором прошлое незаметно переходит в будущее.
  Именно в настоящем накапливаются сведения о прошедшем, к которым можно обратится тоже только в настоящем. И в том же настоящем имеется возможность прогнозировать будущее, но только по повторяющимся событиям в прошлом.
  Таким образом, каждое мгновенье, уступая место следующему мгновенью, остается в "настоящем" в виде той памяти, которая может быть в любой момент воспроизведена в соответствующем мгновении настоящего. Настоящее для любого сознания, в том числе и для человеческого сознания содержит в себе всё потому, что оно им же и формируется в конкретной длительности и необратимой последовательности [8].
  Формированием текущего времени, заключенного на самом деле в одно настоящее, в котором происходит обновление реальности, способен заниматься только "внутренний биологический компьютер" каждого живого существа - его интеллект, который, в отличие от искусственного интеллекта, входит в состав сознания, имея через него связь с единым сознанием голограммы. Каждый миг обновления интеллект черпает оттуда энергию для удержания всех обновляющихся объектов бытия во времени, необратимо текущем для каждого сознания в живом.
  Поэтому соображения о том, что сознание проявилось в виде живых существ само собой в ходе некоего объективного времени, когда неживая материя вдруг ожила, в сущности, объективирует случайность или некое высшее живое существо, которому стало скучно одному.
  Всё это выглядит совершенно неубедительно, особенно если вспомнить, что воспринимать, распознавать и использовать для себя определенные сведения, переводя их в информацию, способны только живые существа, в которых имеются соответствующие сенсоры (органы чувств), производящие ощущения; центры обработки поступающих данных (интеллект) и способности к созданию на основе полученной информации определенных форм.
  Получается, что без живых существ, которые представляют сознание в бытии, выбирать некие сведения и облекать их в понятную для использования форму, то есть информацию с возможностью конвертировать ее в иные материальные формы, просто некому.
  Отсюда мы снова приходим к тому, что в произведении и потреблении информации должны принимать участие, как минимум, две составляющих мироздания - активная и пассивная, известные нам как соответственно высшая форма материи - сознание, и низшая форма материи, которую можно обозначить в качестве вещественной.
  Пассивное способно быть только носителем информации, которая для него остается недоступной в силу отсутствия у него инструментария для распознавания ее, но и активное способно воспринимать, производить, нести и использовать информацию только через определенные формы пассивного, из которых оно "строит" живой организм для себя, точнее, облекается в "одежды" организма.
  Поэтому проявиться в форме бытия, в котором имеется и активное, и пассивное, обе эти составляющие мироздания могут только совместно - сознание формирует и обновляет как себя, так и собственную пассивную оболочку (тело), производя живой организм как из себя же и пассивной материи; в то время как безжизненные объекты бытия формируются и существуют не сами по себе, а они формируются в качестве инфраструктуры сознанием в облике живых существ, обеспечивая жизнь всех этих разнообразных существ.
  Естественно, для подобного существования требуется текущее время (меняющаяся реальность) в двух формах: собственное время каждого живого существа и их общее время. И то, и другое время со всеми объектами, находящимися в соответствующем пространстве и изменениях (бытие), формируется живыми существами на основе, как это было показано выше, вневременной бесконечности и ее голографической проекции.
  Если допустить, что сознания когда-то отсутствовало вообще, то кто же тогда формировал текущее время, то есть преобразовывал добываемую информацию в мир с меняющимися и движущимися в пространстве объектами?
  Ведь только живые существа имеют соответствующий инструментарий, точнее, органы, с помощью которых они способны выделять сведения, которые могут распознавать, то есть информацию, фиксировать ее и использовать для решения собственных задач, а человек - и в собственных целях.
  Для сознания нет вечности как непрерывного течения времени. Время формируется сознанием посредством конечного живого как собственное время каждого живого существа, так и общее (регулярное) время всей локальной совокупности живых существ, в которое "вписывается" собственное время каждого конкретного живого существа.
  Тем не менее, постоянное существование только настоящего в текущем времени, которое живые существа ощущают и способны действовать в нем, совсем не означает отсутствие изменений в самом сознании, поскольку каждый момент настоящего имеет длительность, в течение которой из памяти живого существа, может быть запрошена и получена та или иная информация, наподобие получения информации из баз данных компьютера. Эта информация добавляется к вновь поступающей, в совокупности меняясь непрерывно. Правда, только человек, которому доступны абстрактные формы мышления, может вообразить возможное будущее, спроектировав дальнейший ход событий, но всё же только на основе событий прошлого. Однако это проектирование тоже происходит в настоящем, а не в будущем.
  Путаница в этих понятиях возникает в результате представления настоящего мгновенья эфемерной границей между прошлым и будущим, тогда как "настоящее" есть определенная длительность, в течение которой происходит получение и обработка не только информации от источников, окружающих сознание в живом, но и уже накопленной информации, которая доступна для сознания в данный момент. Этот процесс идет последовательно - от одного мгновенья к следующему - без остановки для сознания, которое не успевает технически зафиксировать паузы между мгновениями.
  Если кратко определить "настоящее" любого живого существа, в том числе и человека, который может, в принципе, понять, что оно существует, то настоящее - это информационный процесс, представляющий изменение материальных объектов через необратимую последовательность дискретных мгновений, сливающихся внутри сознания живого существа в непрерывный поток [8].
  VI
  Особенностью воздействия сознания на структурированный материал тела является распределение этого воздействия, как минимум, на два уровня.
  Один уровень - фундаментальный - относится к функционированию каждой клетки и всей совокупности клеток организма в режиме, обеспечивающем как пребывание в окружающей среде - питание, метаболизм, так и удержание данной формы жизни в текущем времени путем ее размножения и изменения в соответствии с программой, заложенной в геноме. Подобное воздействие сознания на организм является автоматическим и обеспечивается единым сознанием голограммы в течение всей жизни любого организма через интеллект каждого индивидуального сознания, который представлен блоком обработки информации и блоком управления функционированием тела.
  В этой части интеллект обращен к организму, контролируя его адекватное функционирование, а в своей другой - внешней - части интеллект формирует локальную текущую реальность, преобразуя дискретный процесс поступления пакетов информации в непрерывно текущее время.
  Сбои в этом автоматизме могут носить внутренний и внешний характер.
  Внутренние сбои связаны со случайными ошибками в виде мутаций в геноме и нарушением клеточного обмена.
  Внешние сбои в автоматическом функционирования внутренней структуры организма возникают из-за отклонения от привычного режима, а также вследствие внезапного изменения окружающей среды, что проявляется в болезнях и трудностях в размножении.
  На этом уровне сознание в части собственного интеллекта просто-напросто предоставляет возможность организму существовать и размножаться, насколько это возможно в имеющемся окружении, то есть оказываться способным к существованию и продлению рода в подходящей среде. Тем не менее, на фундаментальном уровне сознание как хозяин организма способно вмешиваться в автоматическую работу собственного интеллекта, например, пытаясь восстановить работоспособность организма при его заболевании, вызванном внешними причинами, с помощью того или иного вида лечения или изменения обстановки.
  Заметить это фундаментальное воздействие сознания на тело, делающий его живым, можно в период спячки некоторых животных, во время обмороков, а также сна, то есть в то время, когда активная жизнь существа замирает по разным причинам (болезнь, шок, усталость, перенапряжение, стресс, неблагоприятные условия для активности, перерыв для отдыха и т.д.). Сознание в данном случае временно переходит на фундаментальный уровень функционирования, на котором управление жизнедеятельностью организма в этом "спящем" режиме осуществляется автоматически единым сознанием через интеллект каждого индивидуального сознания.
  Получается, что интеллект любого живого существа - от бактерии до человека - одинаков по принципу действия и запрограммированной функциональности.
  Мало того, по функциональности, которая определяется соответствующими программами; отсутствием самостоятельности; зависимости от оперативной памяти интеллект живого существа аналогичен искусственному интеллекту.
  И всё же, интеллект живого существа отличается от искусственного интеллекта.
  Во-первых, тем, что он является неотъемлемой частью своего хозяина - сознания, без которой сознание не способно функционировать, поскольку интеллект живого существа не только отвечает за функционирование каждой клетки организма и всего организма как единой системы, но и по сигналам от единого сознания использует формообразующие способности, заложенные в его программу, для формирования собственного времени, то есть локальной текущей реальности.
  Если по каким-то причинам интеллект организма перестает действовать, то сознание выпадает из текущего времени в собственную основу - голограмму, что означает для данного живого существа смерть. Но, поскольку от сознания в каждом живом существе зависит всё - от проявления вневременной бесконечности в форме бытия, так как оно участвует в формировании времени, до организации жизни в этом бытии, - постольку ему приходится искать подходящий его уровню развития зародыш для роста и развития вновь. И всё повторяется сначала - от рождения до нового рождения. Впрочем, подробнее об этом рассказывается в работе "Почему невозможно распознать сущность сознания?" [9, раздел 6].
  Во-вторых, естественный интеллект не имеет жестких программ действия, которые в результате мутаций генома меняются в соответствии с воздействием окружающей среды. Поэтому интеллект способен более или менее оперативно применяться к изменениям некоторых параметров среды, а также оперировать разнообразными и во многом произвольными сигналами, попадающими в органы чувств и от них к нему, для решения задачи удержания собственного носителя (живое существо) в состоянии непосредственного потребления ощущений.
  В противоположность отношению естественного интеллекта и сознания человека, слитых воедино, отношение живого существа в виде человека и искусственного интеллекта таково, что человек жил и может жить вполне сносно и без искусственного интеллекта, который, безусловно, способен облегчать его существование, но вместе с тем и довольно быстро приводит к краху всю его цивилизацию. Об этом подробнее говорится в работе "Губителен ли для нас искусственный интеллект?" [6, часть 3, ј1].
  Конечно, уровень развития интеллекта для простейших и сложных по структуре организмов разнится, но принцип действия этого биологического компьютера, его функции, реализующиеся по программам, соответствующим устройству организма и наличию у него тех или иных органов чувств, остаются неизменными.
  На другом уровне воздействия сознания на структурированный материал тела сознание в виде своей особой части организует внешнее взаимодействие организма с окружающей средой, как минимум, для выживания в ней в борьбе с конкурирующими особями, а также, при благоприятном стечении обстоятельств, придает организму стремлении к занятию в сообществе аналогичных организмов места, наиболее выгодного с точки зрения получения ощущений, желательно, наиболее приятных, вследствие всегдашней неудовлетворенности существа настоящим, вынуждающая искать лучшие условия.
  На этом - открытом - уровне в основном проявляет себя уже не единое сознание голограммы через интеллект, а другая часть индивидуального сознания каждого организма, которую можно назвать природным сознанием, решающая текущие проблемы существования в какой-то степени свободным (незапрограммированным) выбором в своей реакции на вызовы окружающей среды, который может быть ошибочным, но, в целом, именно он способствует развитию живых существа вместе с их сознанием. И помощником в этом процессе взаимодействия живого существа со средой для природного сознания является его интеллект, который предоставляет природному сознания соответствующую информацию по его запросам, как текущую, так и из памяти.
  В данном процессе взаимодействия с окружающей средой этой части сознания живого существа приходится решать разные типы задач, проявляя соответственно различные мыслительные способности, которые заключаются не только в быстроте принятия решений с использованием сохранившихся в памяти данных, подходящих к решению появившейся проблемы, но и в поиске новых - более благоприятных - условий для жизни, то есть соображать, как минимум, на низшем уровне креативности, проявляя любопытство (см., напр., статью "Почему и за счет чего проявляется интерес и интересное?"), помогающее добывать новую информацию, которая способствует, в частности, выживанию [6, часть 1, ј4], а также искажать информацию о себе (обман) для конкурентов и союзников (см., напр., статью "Истоки хитрости и ее отличие от креативности"), стремясь создать наиболее благоприятные условия для собственного существования в форме приятных ощущений [9, раздел 9].
  Иначе говоря, этой составляющей индивидуального сознания каждого живого существа - природному сознанию - приходится реагировать на вызовы собственного окружения, то есть в той или иной форме соображать, как повысить вероятность выживания, выбрать наиболее предпочтительное время для размножения, занять выгодное положение в собственное нише существования и т. п. Подобный мыслительный аппарат на основе ощущений может распределяться, в частности, по разным нейронным цепям и решать по-своему появляющиеся проблемы существования.
  Этим самым природное сознание стремится обеспечивать максимально возможное приспособление организма к окружающей среде при его открытом взаимодействии с ней.
  Правда, природное сознание, практически. не выходит за рамки инстинктов и рефлексов, в результате чего живое существо оказывается способным в основном действовать по методу проб и ошибок в меняющейся обстановке, часто погибая, но передавая потомству свойства, необходимые для жизни в новых условиях.
  Дополнительный уровень воздействия сознания на собственный организм, а также на процесс взаимодействия этого носителя сознания с другими существами, характерен из всех организмов только для человека, заключаясь в присущем ему самосознании, обеспечивающем уже использование окружающей среды в своих целях на основе понимания собственного взаимодействия с ней не только для приспособления к этой среде, но и для ее искусственного преобразования, которое постепенно дает всё больше свободного времени, предоставляя каждому человеку соответственно больше возможностей для общего развития, которое ранее тормозилось проблемой выживания.
  Эту двойственность человеческого сознания довольно четко отметил А. Шопенгауэр в своем фрагменте "Об интеллекте без разума" [9, с. 78], по-видимому, понимая под термином "интеллект" именно все мыслительные способности организма, то есть, по сути, сознание: "... у животных есть простой интеллект, у нас же - двойной, именно - наряду с созерцательным еще и рефлективный, и операции обоих часто совершаются независимо друг от друга: мы созерцаем одно, а мыслим другое, хотя часто эти операции пересекаются друг с другом".
  Действительно, в человеке проявляется как действие природного сознания, решающего с помощью интеллекта в основном проблемы выживания и наилучшего приспособления к собственному окружению, так и действие самосознания, решающего большей частью проблемы улучшения собственной жизни и состояния человеческих сообществ не только прагматически, но и преследуя в своих лучших представителях альтруистически-культурные цели, переводя собственное самосознание постепенно на более высокий уровень, то есть расширяя возможности существования до самых высоких его образцов. При этом, самосознание, так же как и природное сознание, использует интеллект в качестве поставщика информации для решения собственных проблем управления поведением человека.
  Подобная разнонаправленность решаемых задач в одном и том же сознании человека не только предполагает непредсказуемость его действий, но и непрерывную борьбу этих составляющих сознания, решающих различные задачи, что означает появление в этой форме живых существ новой движущей силы развития сознания, существенно ускоряющей развитие сознания вместе с развитием человеческих сообществ.
  Детальнее о самосознании человека можно узнать, например, из статьи "К чему привело и приведет осознание себя?" [6, часть 3, ј5].
  
  Библиография
  
  1. Stuart Richie. How clever is it to dismiss IQ tests? https ://aeon.co/ideas/how-clever-is-it-to-dismiss-iq-tests.
  2. Adrien Owen, Adam Hampshire Adam Hampshire and Roger Highfield. Scientists debunk the IQ myth: Notion of measuring one's ...
  www.sciencedaily.com »releases» 2012/12.
  3. Ожёгов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 2003.
  4. Философский энциклопедический словарь. Изд-во "Советская энциклопедия". М. 1983.
  5. Mark O. Riedl. The Lovelace 2.0 Test of Artificial Creativity and Intelligence". Association for the Advancement of Artificial Intelligence, 22. 10. 2014.
  6. Низовцев Ю.М. Всё наоборот. Ответы на каверзные вопросы об интересном (сборник). 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru.
  7. Низовцев Ю.М. Человек как голограмма. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru.
  8. Низовцев Ю.М. Что такое время? как и для чего оно формируется? 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru.
  9. Низовцев Ю.М. Ключ к непознаваемому (сборник). 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru.
  10. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Том 2. 1999 г. Минск. Издательство ООО "Попурри".
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"