Музей гладиаторов в Риме я почему-то в интернете не нашел, да и в книге записей посетителей там очень немного росписей, из чего делаю вывод, что музей этот малоизвестен. Мне он показался любопытным и я решил немного про него написать.
Текст постараюсь снабдить фотографиями, к качеству которых прошу отнестись снисходительно - я не мастер фотографии и снималось не архисуперским оборудованием. Тем не менее, как иллюстративный материал, фото могут быть полезны.
Все предметы в музее - новодел, плод труда реконструкторов, но у образцов есть либо оригиналы, выкопанные археологами, либо срисованные с многочисленных античных барельефов, мозаик и так далее. Потому мне было интересно глянуть на то, как доспех и оружие выглядели "вживую". Кроме того, в музее представлены и римские образцы, наглядно позволяющие понять - почему Рим нагнул всех вокруг и стал Великим. Когда смотришь экспонаты, понимаешь - с военной машиной Рима справиться соседям было невозможно. Практичность и еще раз практичность - вот что такое Рим античный. При этом римляне ( в отличие от своих нынешних потомков) обладали еще и вкусом.
Находится экспозиция на глубине порядка 10 метров. За время своего существования Рим насыпал мусора под себя (культурного слоя, как изысканно говорят археологи) до 12 метров. Так вот музей стоит на старой мостовой, еще того Рима, который был Великим.
Был на Марсовом поле стадион, весьма популярный.
Потом на его основе христиане организовали площадь (там, где была арена), а на основе трибун пошли ляпать дома. Сейчас в Гугле отлично видно овальность площади. (К слову Ватикан тоже на старом римском стадионе построен).
И, собственно в подвалах новостроенных в Средневековьи домов и размещен музей.
Долго распространяться о гладиаторах (мечниках) не вижу смысла, думаю, что люди и так ориентированы неплохо. Началось с боев при похоронах, этакие кровавые жертвы кровавым богам, дальше нашлись смекалистые люди, понявшие, что это может дать много денег (а римляне и тогда были азартны) и понеслось.
В принципе большая часть используемых видов гладиаторов был довольно жестко классифицирована на тяжелых и легких.
Типовые для первых - мурмиллоны, вроде как носившие на шлеме изображение рыбы (там аллюзии к посылке к Харону рыбу ловить в подземном Стиксе)
Вот такой красавец с барельефа.
Реконструкции шлемов. Рыб так и не нашел.
Доспех. Справа - снаряжение фракийца. Национально ориентированного типа гладиаторов, показывавшего любопытным римлянам - а кого, собственно только что разгромили доблестные легионы. Не факт, что в наряде выступал именно уроженец тамошних областей, вполне мог быть и любой другой гладиатор, а то и вообще приговоренный преступник.
Бой двух тяжей - мурмиллон против "братика" - гопломаха.
Легкие - типовой представитель - ретиарий. Практически никакого доспеха, трезубец или копье, сеть. В некоторых случаях - лассо. Бегает быстро, гоняться за ним тяжу - накладно.
Классика - ретиарий против тяжа секутора.
Против скиссора - тот не мог своим оружие зарезать сразу и качественно, зато наносил болезненные и сильно кровоточащие резаные раны.
На витрине доспехи и оружие секутора, оружие скиссора и ретиария. Трезубцы оказались весьма грубыми железяками. Железный цилиндр с серповидным лезвием - оружие скиссора.
Со временем кроме "классических" вариантов наплодили массу всякого разного. Некоторые мне не известны - например чем занимался провокатор - и почему его так назвали - я не знаю. Может быть тем. что кроме меча ему полагался и острый язык для того, чтобы троллить врагов?
Впечатляющие тролли были, наверное. Вполне могли шуткой убить. ну или мечом. К слову на витрине спереди лежит деревянный меч - с ним обучались, с ним выступали для затравки специально обученные люди перед большой настоящей кровью, и такой меч получал гладиатор, которого решением народа рима считали достойным стать из раба - свободным человеком, вольноотпущенником за мастерство в боях и доставленное публике удовольствие.
За деревянным мечом - матерчатый поддоспешник и войлочный подшлемник.
Что характерно - в Колизей не пускали бывших гладиаторов (как зрителей, тренеры-то проходили со служебных входов). Видимо, чтобы не подсказывали тем, кто на арене. Еще, к слову к чистой публике на представления категорически запрещалось проходить на зрительские ряды еще двум гнусным категориям жителей Рима - а именно могильщикам - и актерам. Эта сволочь уж совсем презиралась.
Начались гладиаторские бои с самнитов. Характерный шлем, имеющий общие черты с многими гладиаторскими шлемами.
Доспехи тоже узнаваемые.
Потом, правда как таковые самниты пропали с арен, зато появилось много чего другого, что приходило в Рим с завоеванных территорий.
Шлем вилланова - носился не как кокошник, тут вид сбоку.
Беотийское и халкидикийское снаряжение.
Шлемы оттуда, имеющие сходство с пастушьими шляпами.
Типовой греческий доспех. Почему-то аннотация гласит, что в таком выступал не гладиатор, а обреченный к смерти преступник.
Более достойный доспех эллинский - из кожи.
Тот самый гоплитский полотняный многослойный, прошитый и пропитанный.
Шлемы даков.
Фракиец против гопломаха.
Фракиец против мурмиллона
Снаряжение гопломахов. Впечатляют поножи.
Легкий шлем с наносником.
Шлем из Помпей.
Второй такой же - оттуда же с реконструированным кинжалом и ножиком последнего шанса.
Нехарактерные шлемы секутора и мурмиллона. Не прижившиеся новации.
Легкодоспешный венатор - это и дрессировщик и укротитель и боец с зверями. Часто под зверей выставляли преступников, надо ж было кем-то зверюшек кормить. Христиане в частности так употреблялись. Такие недоделанные венаторы назывались бестиариями.
Рядом шлем, щит и кожаный доспех эквита - тут, мне кажется речь не про свободного всадника, а конного бойца - гладиатора.
Два провокатора сцепились.
Предтеча закованного в броню рыцаря - круппелярий и роскошно украшенный лучник саггитарий - подозреваю, что их пользовали и как конных гладиаторов.
Помимо кровавой резни гладиаторов на стадионе проводилась и масса других соревнований: от соревнований в беге, где носились голые легкоатлеты, борьбы, перед которой опять же голые борцы щедро обмазывались салом, становясь весьма скользкими, что обостряло борьбу, всяких метаний дисков, копий, лучных соревнований, до более суровых состязаний типа панкратиона с мощным мордобоем, конноспортивными соревнованиями и опять же гонками на колесницах.
Снаряжение для панкратиона, особо обращаю внимание на предтечу боксерских перчаток. Рядом два щлема, которые местные умельцы делали для фильма Гладиатор.
Наряд колесничего команды "зеленых". Рядом - музыкальные инструменты - кифара, плектр и тимпаны, КМК.
Шлемы для конноспортивных выступлений.
А теперь - по Римской армии.
Тот самый знаменитый солдатский римский доспех, сделавший Рим великим. Полосы из самого паршивого железа, скрепленные между собой заклепками - составляют три части - нагрудник- наплечник, на который на крючки вешаются две половинки трубы-кирасы, соединяемые спереди и сзади шнуровкой. А теперь просто прикиньте - как это дырявить тем самым оружием, что лежало на предыдущих витринах? Солоно было врагам Рима.
Ранние шлемы - пехотный и конный.
Более поздние.
Более поздний монстр. Попутно очень интересный римский перочинный "швейцарский" ножик - с ложкой, шильцем и прочим. Еще обращает на себя знак-медаль тому, кто первый забрался на вражескую стену при штурме.
Кавалерийский шлем.
Он же сбоку.
Кавалерийский шлем
Сбоку
Кавалерийский шлем, найденный в Германии и дакского образца шлем.
Солдатский и офицерский доспех легионеров. также обращает на себя внимание убероружие того времени - пилумы.
Императорские доспехи Диоклетиана.
Вот такая экспозиция. Мне лично дало многое - в частности понимание - как воевали воины того времени.