Волна - это процесс передачи колебания от одной частицы упругой среды к другой частице. В этом процессе должна быть обязательно упругая среда и должен быть обязательно процесс передачи колебаний от одной частицы к другой по направлению распространения волны.
Поэтому волны бывают только акустическими и могут происходить только в упругой среде. Колеблется сама среда, и это назвали звуком (звуковой волной).
А теперь постараемся ответить на вопрос: могут ли волны быть поперечными?
Акустические волны бывают только продольными, так как распространяться колебательный процесс в среде может по всем направлениям и только последовательно вперёд. Поперечные колебания передаваться вперёд не могут. Поэтому легко представить, что поперечных волн в природе не может быть. Поперечные волны - это абсурд.
ПРИМЕЧАНИЕ. Волна на поверхности воды - это не акустическая волна, а колебательный процесс поверхности воды, связанный с гравитацией и упругостью. Акустические волны, которые мы называем звуком, и поверхностные волны (колебания поверхности воды) - это разные процессы. Желательно такую волну называть 'поверхностной волной'.
За счёт того, что скорость распространения акустической волны постоянна и сама акустическая волна продольная, то возможен процесс механического сжатия или растяжения волны. Сжать или растянуть можно только продольную волну. Этим свойством объясняется акустический эффект Доплера. Суть эффекта Доплера - это изменение длины волны пропорционально скорости объекта.
Утверждённая программа образования заставляет всех называть электромагнитное излучение (фотоны) - электромагнитной волной. И это ещё не всё. Ещё всех заставляют процесс дифракции и интерференции называть волновым свойством. И это ещё не всё. Ещё всех заставляют электромагнитный эффект Физо называть акустическим эффектом Доплера.
Но электромагнитное излучение - это самостоятельные, не связанные друг с другом частицы фотоны. Излучившись, фотоны летят прямолинейно. В полёте фотон совершает поперечные колебания своими структурными частицами - фотониками. Подлетая к дифракционной щели, фотон в зависимости от фазы поперечного колебания, цепляется за край щели и отклоняется от прямолинейного направления движения, рисуя за решёткой интерференционную картинку.
Вы заметили, что фотон - это не среда, а самостоятельная частица. Эта частица колеблется сама и никому не передаёт свои колебания. Поэтому существует принцип: нет среды, нет и волны. Фотон не волна, а частица.
Колебания частицы фотона в полёте и распространение акустической волны в среде - это не одно и то же. Процесс дифракции и интерференции не является волновым свойством. А поперечные колебания частиц фотонов в полёте сжать или растянуть нельзя. И поэтому называть электромагнитный эффект Физо акустическим эффектом Доплера очень невежественно. Так как сжать или растянуть поперечные колебания нельзя, то эффект Физо, который Вас заставляют называть эффектом Доплера, нельзя объяснять эффектом Доплера. В эффекте Физо изменение частоты фотонов связаны с изменением скорости света (фотонов), которая алгебраически складывается со скоростью источника и приёмника света. Эксперимент с электромагнитным эффектом Физо доказывает, что скорость света не постоянная, а зависит от скорости источника и приёмника.
Волны бывают только акустическими и только продольными. Поперечных волн в природе нет. У фотонов поперечные колебания, а это не одно и тоже. Сжимается или растягивается только акустическая продольная волна.
Таким образом, термин 'электромагнитная волна' служит элементом для запутывания физики и одурачивания людей.
Но как хочется аферистам от науки, чтобы фотон был волной, да ещё сжимаемой и растягивающейся волной, чтобы можно было применять к фотонам (электромагнитному излучению) эффект Доплера. Зачем? Чтобы скорость света, также как и скорость звука, считалась постоянной. Ведь, если узнают, что скорость света не постоянная, а зависит от скорости источника и приёмника, тогда теории Эйнштейна ошибочны. А если быть точным, придуманы для одурачивания людей, утверждены программой образования и обязательны для всех. Вот как о Вас заботятся, чтобы заучивали только то, что Вам прикажут.
Не разрешайте себя зомбировать утверждённой программой образования, думайте о том, что Вас заставляют заучивать. Там очень много ошибочного, специально для Вас подсунутого.