БЕРЛИОЗ Михаил Александрович - редактор толстого художественного журнала и председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой Массолит.
Берлиоз самый значительный представитель правящей советской верхушки ("номенклатуры") в романе. Вряд ли Булкагов мог из-за цензуры изобразить в романе более высокопоставленных лиц.
В Берлиозе находят черты многих крупных руководителей советской культуры 20-30-х годов: Леопольда Авербаха, Михаила Кольцова, Демьяна Бедного и даже Анатолия Луначарского (народного комиссара просвещения, участника диспута о существовании Бога с митрополитом Введенским) и др.
Перечень возможных "прототипов" можно продолжить, так как в Берлиозе собраны типические черты советского идеолога.
Фамилия БЕРЛИОЗ напоминает читателям о французском композиторе Гекторе Берлиозе (1803-1869), авторе "Фантастической симфонии" (1830 г.) с ее "Шествием на казнь" и "Адским шабашем" (вторая и третья часть симфонии) и, таким образом, постепенно подводит читателей к теме Христа и дьявола.
Эта тема романа Булгакова перекликается и с некоторыми другими произведениями Гектора Берлиоза: сцены из "Фауста", трилогия "Детство Христа", опера-оратория "Осуждение Фауста".
Например, Берлиоз в романе Булгакова имеет как бы 12 апостолов-учеников. Это члены правления МАССОЛИТа, которые тщетно ожидают его к своего рода "вече'ре" в "Доме Грибоедова".
В образе Берлиоза подчеркнута духовная пустота руководителя советских писателей, не имевшего времени и не сумевшего задуматься над "необыкновенными" явлениями" жизни. Его рассуждения о Христе в разговоре с Иваном Бездомным обнаруживают отчасти недостаточную осведомленность в вопросе, по которому он взялся "просвещать" невежественного поэта, отчасти - намеренное искажение фактов. Он просто повторяет общие места советской пропаганды.
Конец Берлиоза оказался поистине пророческим: насильственная смерть и забвение выпали на долю большинства его прототипов.
И почему ему отрезало именно голову? И почему эта голова потом пропала на похоронах? Потому что тоже не хотел разбираться в важных для него вопросах, думать этой самой головой. Вот её и отняли...
(Продолжение следует)
Литература:
[1] Внутренний предиктор СССР. "Мастер и Маргарита": гимн демонизму, либо Евангелие беззаветной веры?
[2] Владимир Козаровецкий. "Шекспир - Пушкин - Булгаков"
[3] Альфред Барков. Роман Булгакова мастер и Маргарита: альтернативное прочтение
[4] Георгий Лесскис. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: "Белая гвардия"; "Записки покойника"; "Мастер и Маргарита". Комментарии.