Глава. 98 Первые шаги в новой должности и возникшие трудности.
Всех благ возможных тот достиг,
Кто дух судьбы своей постиг.
Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) - русский поэт, писатель, переводчик. Родился 19 февраля (02 марта) 1800 года в селе Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии.
Реакция узбека - часового была мгновенной, сбросив флажок предохранителя на сектор ведения огня "очередь" он хлёстко ударил из автомата.
Длинная очередь точно легла под ноги, взметнув фонтаны взрыхлённой земли к верху, и чеченец остановился словно завороженный.
Узбек не дал ему времени опомниться и тут же ударил длинной очередью сверху над головой и чеченец рухнул на землю как подкошенная трава под литовкой опытного косца.
Как не крути, но жить - то всем хочется и инстинкт самосохранения, у полноценных "Гомо сапиенс" действует безотказно. И здесь началось самое интересное нарушитель, лёжа резко развернувшись, стал отползать по-пластунски из опасной зоны поражения в противоположную сторону.
Причём двигался, оттопырив к верху задницу. Со стороны наблюдать и смотреть на эту картину, было смешно и интересно, но как ни странно никто не смеялся. Неожиданный инцидент в учебной части сразу приобрёл серьёзный резонанс.
Строгая представительная комиссия, провела тщательную проверку, но удивительно не выявила превышения полномочий этого воина на посту. Отцы командиры, первоначально прилюдно чтобы успокоить страсти пожурили бойца.
Но позднее объявили благодарность и предоставили ему краткосрочный отпуск продолжительностью 10 суток с выездом на свою Родину - Узбекистан. Вот такая поучительная история.
Меня назначили заместителем командира взвода, куда вошли около 80% личного состава призывников из Средней Азии и лишь несколько чеченцев и ингушей.
Командира взвода молодого лейтенанта я почти три месяца до присяги не видел. Вся основная тяжесть нагрузки по воспитанию молодого пополнения легла на мои плечи и трёх моих соратников младших командиров отделений.
Если молодёжь из Азии, несмотря на плохое знание русского языка сразу оперативно включилась в службу, то с чеченцами и ингушами возникли определённые трудности.
Они категорически заявили, что мыть полы и чистить картошку в наряде им запрещает - священный коран, и их кавказские традиции. Дело принимало тупиковый характер. Отцы - командиры не знали, как поступить. Посидев, подумав и поразмышляв, я пришёл к простому, но гениальному решению.
Я отдельно пообщался, с каждым новобранцем из Чечни и Ингушетии при этом подробно расспросив у каждого о здоровье родителей, а также о братьях и сёстрах и самое главное об их традициях и обычаях на Родине.
На военном языке это звучит как проведение разведопроса. Тогда я впервые узнал, что чеченцы живут не по конституции и законам СССР, а по адатам, то есть многовековым национальным традициям.
Кроме того мне стало известно, что название чеченец по паспорту "Нохчо", а территорию Чечни населяют около 100 горных тейпов и около 70-ти равнинных.
Причём некоторые тейпы имеют враждебные отношения между собой из-за многовекового противостояния и мести - канлы.
Чеченский тейп - это классическая самоуправляемая территориальная община, состоящая из одного или нескольких сёл и делегировавшая часть своих полномочий ассоциациям более высокого уровня.
В условиях полного распада государства и уничтожения государственных институтов тейп стал выполнять функции защиты и охраны прав личности, собственности, а также обороны и обеспечения экономических условий существования.
В период становления тейпа как социальной структуры в него входили: некъи и гары, то есть фамилии и ветви и другие кровнородственные организации, а самой крупной из которых являлся вар - род.
В XIX-ом веке на юге Российской Империи насчитывалось около 130-ти только чеченских тейпов, несколько веков назад объединившихся в более крупные военные союзы - тукхумы (по количеству их 9 - прим. от авт.).
Помимо этого существовало ещё около 50-ти ингушских, аккинских и других тейпов. Поскольку по нахским законам браки внутри одного тейпа категорически запрещены во избежание кровосмешения и рождения больного потомства, невест брали из неродственных родоплемённых образований.
По этой причине в структуре чеченского общества есть и тейпы, которые можно условно назвать русскими. Так представители тейпа - Арсалой часто заключали браки с русскими и переняли часть их культуры.
Отличие "русских" от других тейпов то, что тейп Арсалой считается русским, не говорит о том, что он полностью состоит из русских по национальности граждан. Таких в тейпе очень мало.
В Арсалой входят осетины и потомки смешанных браков. Также условно русскими считаются тейпы: Гуной и Орси, по происхождению хазарские.
Есть мнение, что Арсалой и Орси образованы с участием беглых русских солдат. Представители крупнейшего тейпа - Гуной считаются потомками терских казаков.