Глава. 96 Внезапная служебная командировка в г. Жлобин.
Правдивость - не порок.
Мольер (15 января 1622 - 17 февраля 1673) - французский драматург, актёр. Родоначальник современной комедии, один из крупнейших представителей классицизма.
Прибыв с командировки в Брянск в расположение в/ч 44057 я встретился со своим другом Мишей Новиковым. Его в моё отсутствие перевели в 5-ую автороту. Мне было тоскливо расставаться со своим корешом.
Мы договорились с ним по возможности встречаться для общения. В конце ноября наша вторая рота приступила к работам на ж/д станции Бежица.
Через некоторое время в часть пришла шифрограмма со штаба Минской бригады куда входила и наше подразделение.
Она предписывала направить в г. Жлобин младших командиров из сержантского состава для принятия свежего пополнения и участия в проведении курса у молодых бойцов.
Выбор командного состава сразу пал на меня и младшего сержанта - Кораблева Юру уроженца г. Рыбинска. Мы с ним без лишних разговоров выехали в Белоруссию.
По моему субъективному мнению в нашей стране существует два места, где каждый человек по - настоящему проверяется на прочность и твёрдость. Это - тюремная зона и действующая армия.
Если на гражданке многие понтуясь выгибают пальцы веером, то призвавшись в армию особенно на первом году службы, они отчего - то ведут себя очень тихо и застенчиво, а некоторые и вовсе "ломаются".
Проходя службу в армии, ты каждые 24 часа в сутки у всех на виду и окружающие тебя просвечивают, словно рентгеном насквозь, постоянно проверяя на принадлежность к высочайшему статусу и званию - Человек !
К сожалению, в условиях слабой мотивации военнослужащих, при невнимании и попустительстве командования дедовщина в армии практически неискоренима.
Выезжая в Жлобин с сидорами или вещмешками на плечах с дневной нормой сухого пайка мы с Кораблевым ещё не знали, что нам придётся столкнуться с молодым призывом из Чечни и Ингушетии, а также выходцами из Средней Азии.
За два года службы в армии я многократно соприкасался с чеченцами, ингушами, дагестанцами и осетинами, но как ни странно всегда находил с ними общий язык.
Сейчас анализируя прошедшие события, прихожу к твёрдому мнению, что с ними, как и другими нациями можно достойно жить, работать и нести службу.
Итак. Не будем бежать впереди паровоза и всё по порядку. В Жлобин прибыло около ста чеченцев и ингушей и почти такое же количество призывников со Средней Азии, и они сразу показали свой характер.
Когда старшина роты в звании прапорщика построил их на обед и повёл в столовую, то некоторые из них по ходу движения начали кричать:
- Да здравствует Чечня ! - и вся толпа дружно подхватывала этот возглас.
Все старания старшины утихомирить их ни к чему не привели. Они вели себя таким образом, что словно попали не в армию, а в детский сад на прогулку.
О том, что наша армия являлась настоящей школой жизни и в ней бок о бок служили, защищая свою Родину, представители разных народов, слышали все, кто жил при Советской власти.
Безусловно, в этих словах есть правда, и имелись в Советской армии части, в которых неукоснительно соблюдался принцип интернационализма и строго пресекались неуставные отношения.
Но, тем не менее, следует признать, что неуставные отношения всё - же случались чаще. И они отнюдь не всегда носили характер дедовщины. Иногда они принимали форму землячеств. Что такое землячество в армии ?
Землячество - это объединение по национальному признаку. Их создают люди одной национальности, оказавшиеся в силу разных причин за границей.
Люди объединяются, чтобы поддерживать друг друга в новых условиях, да и просто иметь возможность поговорить на родном языке. Создавались такие объединения, абсолютно неформальные, разумеется, и в Советской армии.
В нашей большой стране действовал принцип экстерриториальности, то есть солдат, призванных на срочную службу, стремились максимально удалить от родного дома.
Вероятно, это делалось для того, чтобы местные связи и взаимоотношения не вторгались в армейскую структуру связей. Основной причиной все, кто исследовал это явление, считают - национализм.
Представители других народов - нерусские, украинцы и белорусы - в воинских частях, как правило, оказывались в меньшинстве и зачастую терпели все "прелести" дедовщины, замешанной к тому же на национализме.
Уничижительные клички: чурка, хачик, которыми награждали выходцев из Средней Азии или Закавказья, имели в СССР широкое хождение. Они в какой-то мере отражают отношение между лицами славянской национальности и лицами прочих национальностей.