Наш мир подобен колесу: то вверх, то вниз влечёт судьба. Верх падает, и вновь ему взнестись настанет череда.
Иоанн Ерзынкайский (настоящие имя и фамилия Ованнес Илуз) (1250 - около 1326), армянский поэт.
В 1975 году, к тоннелю, бросили уже не заключённых - железнодорожные войска. Воины железнодорожники из подразделения СУ No 935 приступили к очистке туннеля. Ранее, Ленгипротрансмост подготовил проект по восстановлению туннеля. Но он не устраивал военных железнодорожников.
По проекту предусматривалось проходка отбойными молотками, транспортировка вагонетками и всё вручную. Если придерживаться проекта, то работы могли затянуться на год и более, а путеукладчик ждали уже через полгода. Воины приняли грамотное взвешенное решение растопить лёд специальным оборудованием.
Буровзрывники снесли ледяную тридцатиметровую гору у западного - женского портала. За три с небольшим месяца, применив специальную технику, воины разморозили и очистили туннель ото льда и гальки. После очистки, специалисты СибЦНИИСом обследовали монолитный бетон обделки свода туннеля.
Реконструировали и достроили туннель по проекту Ленгипротрансмоста, и 02 июня 1977 года началась укладка пути в западном - женском портале Дуссе - Алиньского туннеля. В 1975 году военные железнодорожники его очистили ото льда и достроили пришедшие в негодность туннельные обустройства.
Дело это было сложным, поджимали сроки, и воины - железнодорожники действительно проявили героизм. Мне известно, что несколько военнослужащих отличилась при этих работах. Честь им и слава ! На двух погостах мы насчитали 5 810 могильных холмиков с палками - столбиками.
Перед нами предстала панорама грандиозного лагеря, покинутого при амнистии 1953 года". От себя хочу добавить, что описываемый эпизод происходил в июле 1964 года. И ещё, в сталинских лагерях, заключённых по одному в могилы, не закапывали, а загружали десятками. Сверху насыпи вбивали колышек с номером.
Это был номер записи в особой книге, где указывались фамилии заключённых, их количество и другие сведения. Эшелоны привозили тысячи заключённых, если бы их закапывали по одному, места захоронений растянулись бы на сотни километров !
Кроме того, имелись и тайные массовые захоронения, где покаются расстрелянные. В лагерные структуры Дусси - Алиньского туннеля входили и подсобные подразделения, которые содержали крупный рогатый скот, свиней, птиц, на возделанных огородах выращивали овощи.
Кстати, об этом факте постоянно упоминают при описании событий на строительстве БАМа в 30-ые годы. Только почему то не говорят, что пользовались плодами труда заключённых другие. Сельхозпродукция поступала на стол сотрудников НКВД, их семьям, охране да бесконечно приезжающему с проверками начальству.
В 70 - ые годы при строительстве БАМа при помощи бульдозера сравняли с землёй многотысячные захоронения строителей Дусси - Алиньского туннеля.
Можно лишь догадываться, что тогдашние власти намеревались таким образом похоронить навечно истинную историю строительства Дусси - Алиньского туннеля, впрочем, как и всего БАМа до военного, строительства вторых путей на Транссибе и прочих объектов.
Стыдливо молчат и власти нынешние, словно известная птица, спрятав голову в песок. Я считаю справедливым, что каждый человек, прочтя эту книгу, хотя бы мысленно искренне поблагодарил этих людей за то, что бесценными плодами их труда мы пользуемся и сегодня !
Самое обидное то, что нет обозначенных мест захоронения этих первых строителей БАМа, нет памятников, а также нет памятных дат в календаре и нет самой памяти об этих несчастных людях. Правда есть несколько научных исследований для узкого круга специалистов, да редкие книги энтузиастов.
Я горжусь тем, что в эту грандиозную стройку вложена частица и моего труда. Я считаю, что нам бамовцам, повезло, мы пережили и испытали в своей жизни такое, чего другим не дано. Мы оставили после себя след на земле, снести который не удастся в веках, если бы даже этого кто, то сильно захотел !
Туннель однопутный, односкатный, с уклоном 15,2 градуса в западную сторону - женскую, в плане на прямой. На протяжении туннеля имеются две вытяжные шахты, одна из которых без реконструкции работает и сегодня, Участок Ургал - Комсомольск - Сортировочный и сегодня не электрифицирован.
Длина туннеля 1 852 метра. Здесь повсеместно встречается бурый медведь. лось, а северные олени - Согжои пасутся по долинам рек. Из хищных встречаются: волки, росомаха, рысь, горностай и соболь. Из отряда заячьих до 51№ с.ш., обитает заяц дальневосточный.
Из птиц, кроме каменного глухаря и дикуши, в горах изредка видна белая куропатка. Наиболее характерные: кедровка, трясогузка, пеночка и снегирь. Из пресмыкающихся надо отметить живородящую ящерицу.
Много различных бабочек: монашка и сибирский шелкопряд. В гольцовом поясе гор распространена высокогорная фауна с характерными аркто - альпийскими видами: черношапочный сурок, лемминг - Огнева, горный конёк и завирушка альпийская. В пресноводных водоёмах обитают: таймень, ленок и хариус, а также другие виды рыб.