Странно, как непостижимо странно обращается с нами Всемогущий ! Как часто ужасные тяжести висят на тонких, почти невидимых нитях !
Фридрих Шиллер (10 ноября 1759 - 09 мая 1805) - немецкий поэт, драматург, философ, теоретик искусства и историк.
В декабре 1945 года Совет Министров СССР принимает решение о продолжении строительства БАМа. На Восточном крыле, длиной в 503 километра, началось строительство участка Ургал - Комсомольск.
В мае 1946 года Амгуньское строительное управление развернуло широким фронтом работы по постройке железнодорожной линии Комсомольск - Ургал.
В состав управления входили 3 отделения и 68 лагерных пунктов. В архивных документах имеются данные о том, что в период с 1946 по 1948 годы, в строительстве принимали участие более 17 000 японских военнопленных.
В начале 1947 года было принято решение о продолжении работ на Дуссе - Алиньском туннели. В составе Нижне - Амурского строительства создали специализированное туннельное отделение. Строительство вновь возглавил вышеупомянутый М. А. Рацбаум.
Но вернёмся к туннелю. Уже в феврале - марте 1947 года к туннелю потянулись бесконечные этапы с заключёнными. Эти этапы отличались от довоенных лишь тем, что появилась новая прослойка зеков - фронтовики. Их сажали всё по той же 58 статье.
В этот период начальником Нижне - Амурского лагеря был генерал НКВД И.Г. Петренко, который часто посещал строящийся туннель. Работы возобновились в полном объёме.
В 1950 году выходит совершенно секретное Постановление Совета Министров СССР от 05 мая 1950 за No 1795-702сс "О строительстве железной дороги Комсомольск - Победино на Сахалине, туннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив".
Требовалось большая пропускная способность для перевозки войск и воинской техники на остров Сахалин. Но ! На Дальнем Востоке СССР уже никто не угрожал, милитаристскую Японию разгромили в 1945 году. Но факт остаётся фактом.
Забегая вперёд необходимо сказать, что после смерти Сталина эту дорогу даже не законсервировали, а бросили на произвол судьбы. Кстати, там тоже погибло очень много людей, в ранге "врагов народа", но это уже, другая история. Вернёмся к туннелю.
Дело в том, что это обстоятельство напрямую коснулось Дюссе - Алиньского туннеля. В соответствии с Постановлением СМ СССР от 09 мая 1950 года за No 1911 и приказом министра МВД от 13 мая 1950 года за No 321 совещание приняло решение: Нижне - Амурскому строительству МВД СССР на ближайшие два года с 10.10.1950 года по 10.10. 1952 года произвести консервацию Дуссе - Алиньского туннеля и железнодорожного участка Дуки - Ургал, а освободившуюся рабочую силу перебросить на строительство железной дороги Комсомольск - Селих- мыс Лазарев.
В ноябре - декабре 1950 года консервацию произвели. Осенью 1952 года к многострадальному Дуссе - Алиньскому туннелю вновь потянулись многотысячные этапы с бедолагами - заключёнными. Строительство туннеля возобновилось в полном объёме.
Некоторые источники утверждают, что в строительстве туннеля принимали участие японские военнопленные. В это мало верится. Потому, что жена, одного из начальников отделов специальной службы БАМ ж.д., в "НОД-4" Ургальского отделения, работала председателем сельсовета одного из пристанционных посёлков, на станции Сулук.
Она рассказывала, что в 1992 году, после развала СССР, к ним в посёлок неожиданно нагрянула высокопоставленная краевая комиссия из Хабаровска. Оказалось, что через Японское консульство, пришёл запрос из Японии.
В нём выражалась просьба к краевым властям, по оказанию помощи в розыске захоронений японских военнопленных, умерших на территории Дальнего Востока СССР. После розыска и обнаружения этих захоронений, на могилы хотели приехать, их родственники.
Видимо военнопленные каким-то образом умудрились послать весточку родным. В запросе указывался район Дуссе - Алиньского туннеля. Предварительные поиски японского кладбища, оказались безуспешными. С одной стороны уже выросли деревья в обхват, с другой, скорей всего их не существовало в природе.
Видимо всех умерших или расстрелянных и наших заключённых и японских военнопленных сваливали в одну яму. Сверху ямы засыпали грунтом, на котором ставили колышки с номерами. Но кто и сколько их под этими колышками лежит, никто не знает.