Самодержавие народа - самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества, от темных инстинктов масс. Воля одного, воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех.
Николай Александрович Бердяев (18.03.1874-23.03.1948) - русский религиозный и политический мыслитель, философ, социолог, представитель русского экзистенциализма и персонализма.
На строительстве туннеля организовали два отдельных лагерных пункта: Восточный портал протяжённостью -73 км - мужской и Западный портал - 71 км - женский. Лагпункт (ОЛП - прим. от авт.). Это довольно крупная структура в лагерном хозяйстве. В него могут входить много хозяйственных подразделений, колонн, а также командировок и бригад и т.д.
Мужским лагпунктом - 73 км руководил капитан НКВД - Антонов, а женским лагпунктом - 71 км руководила старший лейтенант НКВД - Мария Ивановна Гладышева. Проходку туннеля начали с двух сторон навстречу друг другу.
Интересный факт - технический проект и генсмету Совет Министров СССР утвердил спустя 09 лет после начало строительства, то есть 09 мая 1948 года. Самым страшным, на мой взгляд, обстоятельством, того времени, является то, что многотысячные строители Дуссе - Алиньского туннеля впрочем, как и все строители БАМа довоенного не имели хоть какой - то правовой защиты.
В этом смысле характерен случай произошедший с главным инженером строительства туннеля Георгием Матвеевичем Квадратовым. По свидетельствам современников, это был очень талантливый инженер.
За строительство Беломоро - Балтийского канала был награждён орденом Ленина, за строительство метро в г. Москве, орденом Красного Знамени за строительство секретного подводного туннеля через реку Амур у г. Хабаровск, орденом Знак Почёта.
Затем был осуждён по доносу как вредитель. Его осудили, а потом, через какой - то срок досрочно освободили и отправили в качестве надзорного на строительство Дусси - Алиньского туннеля, в должности главного инженера.
Досрочно освобождённый, это как бы не совсем свободный. Ему следовало ежедневно отмечаться в НКВД, и за ними был установлен надзор. За любую провинность ему могли дать очередной срок, к которому добавлялся тот, который они не отсидели до этого.
Не имея генерального и технического проекта Г. М. Квадратов начал проходку штолен туннеля в намеченный наркомом внутренних дел срок - 01 мая 1940 года. Проходку вели по рабочим чертежам.
За 12 месяцев работы с 1940 по 1941 годы прошли 311 погонных метров на Западном портале - женском и 200 погонных метров на Восточном - мужском. Забегая вперед скажу, женщины на протяжении всего строительства туннеля всегда находились впереди мужчин.
Чем объясняется этот парадокс, я так и не понял и объяснение этому обстоятельству нигде не нашёл. Может женщины, просто лучше работали мужчин или породы с Восточной стороны хребта были твёрже ?
К несчастью, на строительстве Дуссе - Алиньского туннеля Г. М. Квадратов познакомился и влюбился в девушку, которая оказалась дочкой начальника охраны туннеля В. Кондаурова.
Узнав об этих отношениях, Кондауров попросту застрелил поднадзорного в ранге главного инженера. Говорят, эта любовь была взаимной. Впоследствии его возлюбленная отравилась, и её похоронили рядом с Г. М. Квадратовым.
Повторяю, застрелили главного инженера стройки, что уж говорить о простых заключённых ! Придерживаясь принципа объективности, должен сказать следующее. На похороны Г. М. Квадратова, на самолёте из Свободного, прилетел начальник Амурского железнодорожного лагеря генерал И.Г. Петренко. Г. М. Квадратов похоронили с почестями, на могиле установили достойный памятник из гранита.
Говорят, человек живёт до тех пор, пока его помнят. Если следовать этому принципу, то Г. М. Квадратова убили дважды. В 70-ые годы при строительстве сквозного БАМа, который я его называю БАМ-2 его могилу снесли бульдозером, как и другие могилы строителей, сложивших свои головы при проходке Дуссе - Алиньского туннеля.
Что стало с его убивцем В. Кондауровым, какое наказание он понёс, мне узнать не удалось. В марте 1941 года начальником строительства Дуссе - Алиньского туннеля назначили М.А. Рацбаума. Кто был начальником строительства Дуссе - Алиньского туннеля до М.А. Рацбаума не установлено.