Глава. 57 Строительство Дуссе - Алиньского тоннеля.
Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
Сократ - греческий философ
Лично для меня оказалась памятной поездка с ребятами на продовольственный склад за продуктами питания в воинскую часть, расположенную в долине Дуссе - Алинь. Местные жители окрестили это место как - Долина смерти !
Географически долину сжимают высокие горы полукольцом с трёх сторон и соответственно видео и радиосигналы сюда просто не могут проникнуть и пробиться по законам физики.
Даль свободна от дымки и тумана. На север и восток открывается обширная панорама гор, облитых снежной белизною. Слева, из - за ближней сопки, вырисовываются отроги Дуссе - Алиньского хребта, отмеченного полосами тёмных скал и зубчатыми рядами.
Невысокие утесы, сбегая вниз, теснятся по краям извилистых ущелий. Правее же, насколько видит глаз, раскинулись волнистые отроги высоченных сопок. Тёмными пятнами выделяются хвойные участки леса, по гребням лежат руины скал.
Изломанные контуры вершин исчертили край синего неба. Мне бросилось в глаза, что территория воинской части была ограждена заржавевшей колючей проволокой видавшей виды, а смотровые вышки для часовых почти сгнили и развалились.
Местные жители пояснили мне, что это бывшая зона для заключённых, строивших здесь в 40-х годах ХХ-го столетия железнодорожное полотно.
Первоначально пробивавших заключённых в Дуссе - Алиньский туннель погибло великое число. Точные данные погибших и умерших уточнить не представляется возможным лишь по одной причине - якобы все архивы по этой части уничтожены.
Как-то вождь народов товарищ Сталин проронил краткую, но ёмкую фразу: "Когда погибает один человек - это трагедия, а когда миллионы - это статистика". Находясь на территории части за колючей проволокой мне представилось, что вот сейчас мы вернёмся в недалёкое прошлое.
На горизонте, вдруг появятся колонны оборванных и смертельно уставших, от непосильного труда зэка. Они едва передвигают натруженные до кровавых мозолей ноги. Вокруг заключённых звучно загремит бешенный лай собак - овчарок надрывающих до глухой хрипоты на поводу сопровождаемых вблизи охранников.
Я явственно осознал, что в большинстве погибшие зэка и похороненные в общих братских могилах на соседнем кладбище являются невольными трудовыми героями. Оболганные по чьим - то лживым наветам они не по своей воле прибыли по этапу в Долину смерти.
Они в не человеческих экстремальных условиях, совершили настоящее чудо - за несколько лет подручными средствами, а именно: ломами, кирками, лопатами и тачками пробили Дуссе - Алиньский туннель.
За строительство туннеля зэка заплатили неоправданно высокую цену в несколько десятков тысяч своих бесценных жизней. Хребет Дуссе - Алинь является одним из "Семи чудес" Хабаровского края. Он находится в самом центре Хингано - Буреинского нагорья.
Он уникален по своей красоте: необычен его рельеф, обилие уникальных природных объектов - озёр, водопадов и отвесных скал. К тому же, он крайне труднодоступен, а его западные склоны являются частью территории Буреинского заповедника.
Все эти факторы и определили репутацию этой части нагорья как своего рода "Затерянный мир". Дуссе; - Али;нь горный хребет на Дальнем Востоке России в Приамурье, на территории Хабаровского края, определяемый как продолжение Буреинского хребта.
Его длинна 150 км., максимальная высота - 2 175 метров. Эта горная страна, которая является водоразделом рек: Бурея, Селемджа и Амгунь. Она стала серьёзным препятствием для прокладки рельсов БАМа. Ниже речь пойдёт о строительстве туннеля, который был построен за 25 лет до того, как к нему пришли первые воины железнодорожники.
Сразу оговорюсь, здесь я не являюсь первым, кто пишет об этом уникальном, сооружении. Более того, были попытки некоторых журналистов ещё в 70-ые годы опубликовать очерк или репортаж об увиденных остатках лагерных подразделений и огромных захоронениях.
Однако их не только не печатали, но вызывали этих авторов в "компетентные органы" где им настоятельно рекомендовали не только не писать, но вообще забыть об увиденном, ради их же благополучия. Поскольку железная дорога в СССР являлась полувоенной организацией и имела стратегическое значение для страны, значительная часть документов, в том числе технической документации, особенно по ИССО была засекречена.
Под эту категорию подходили все туннели, большие мосты и другие сооружения. Практически все туннели на БАМе находились под круглосуточной охраной, которую осуществляли внутренние войска МВД СССР.
Многое сегодня уже не является тайной, но есть вещи, связанные с оборонными вопросами, которые я не имею право раскрывать и сегодня.
Этот очерк, как и другие из серии "Неизвестный БАМ" посвящаются первым строителям БАМа, в частности, Дуссе - Алиньского туннеля. К сожалению первых строителей БАМа уже практически не вспоминают.