Человек может помереть только один раз. А если раньше помрёт, значит, чуть дольше будет мёртвым, вот и всё.
Мариуш Щигел -польский писатель и журналист.
Мой брат Юра вспоминал: "Трудности встречались на БАМе на каждом шагу. Зимой от сильных морозов трескался даже металл. В ковшах экскаваторов ломались зубья и рвались тросы. Приведу лишь единичные примеры. Сложными оказались работы по восстановлению Дуссе - Алиньского тоннеля.
Тоннель пробили в начале 50-х годов 20-го столетия. Подземный коридор длиной 1 800 метров, протянувшийся сквозь скалы и вечную мерзлоту, все эти годы бездействовал. Время не пощадило его. Пришли в ветхость и непригодность дренажные устройства, а также на смотровые колодцы наползли ледяные породы, закрыв и запечатав их напрочь.
На протяжении более двух десятков лет вели разрушительную работу грунтовые воды и жестокие морозы. Тридцать две тысячи кубометров льда лежало в тоннеле. Воинам - железнодорожникам предстояло возродить тоннель и проложить в нём рельсы. Работы в тоннеле велись беспрерывно - днём и ночью.
Реконструировались дренажные сооружения, которые в будущем должны были приостановить образование наледи. Тоннель очистили ото льда в четыре раза быстрее, чем это предусматривалось первоначальным проектом.
Подчинённые офицера Нестеренко В.Г. за двое суток проложили в тоннеле рельсы и по ним вскоре прошли рабочие поезда". Далее брат Юра вспоминал: "Удивительными являлись некоторые методы эксплуатации самой железной дороги. Так как многие участки БАМа и мосты возводились военными, то качество этих объектов находилось не на надлежащем уровне.
По этой причине на трассе очень часто случались крушения поездов. Поэтому гражданские железнодорожники в те времена на магистрали двигались с особой осторожностью.
Чтобы переправить товарный состав через опасный мост, железнодорожники действовали хитро и изобретательно, словно разрабатывая полноценную войсковую операцию. Перед ненадёжным мостом машинист предусмотрительно останавливал поезд, выходил из кабины и передвигался пешеходным способом на другой конец моста.
В это время помощник машиниста врубал самый тихий ход и тут же спрыгивал на землю перед мостом. Состав тем временем медленно передвигался по мосту без людей. На противоположном конце моста в него запрыгивал машинист, который останавливал состав и ждал прибытия своего помощника.
И только после этой процедуры они снова двигались в путь. Народ приезжал "на трассу" самый разный. Среди БАМовских рабочих попадались и абсолютно асоциальные и дикласированные личности: бродяги, бывшие зеки, уголовники, хронические алкоголики, а также люди без документов, скрывающиеся от правоохранительных органов и просто опустившиеся на самое дно.
На трассе их называли "бичами", а места, где они обитали, назывались "бичарни". Власти и военные бичей и других уркаганов побаивались, ибо никто не знал, чего от них ожидать. Проживали бичи с уркаганами небольшими обособленными колониями, организуя такие же замкнутые и закрытые бригады, которые очень жёстко конкурировали между собой из-за денег".
По дороге на станцию Сулук на одном из привалов местный водила, отслуживший уже более года и гордо величавший себя "Черпаком", поделился с нами, как на БАМе они строили автомобильные дороги. "Сначала расчищали просеку будущей трассы сплошной вырубкой леса, а стволы поваленных деревьев наскоро обрабатывали и плотно, бревно к бревну, укладывали в первый слой будущей дороги.
Сверху на это сооружение насыпали грунт, а затем вновь укладывались брёвна, и снова грунт. И так по несколько слоёв подряд". "Всё дело в том - продолжал он, что Восточный участок БАМа расположен в уникальной в своём роде местности.
Здесь сплошь и рядом, куда ни кинь, вечная мерзлота. Что такое вечная мерзлота ? В летний период, поверхностный слой земли оттаивает на глубину не более 130-150 см. А дальше - лёд ! Сам по себе слой мерзлоты около трассы БАМа до 300 метров глубиной. И стоило нарушить её, как начались протайки.
Порой они бывали очень глубокими - на десятки метров ямы и ямищи. Термокарстовый процесс. Он, как ржа металл, поражал большие территории...
"Был случай, вспоминал брат Юра, что за одну ночь в районе 315-го моста в направлении Зейска, почти полностью ушла под землю насыпь, метров 70 высотой и метров 200 длинной. Бесшумно так - оп ! И ушла в недра.
А рельсошпальная решётка над этими чудовищными ямами просто провисла. Жуть ! После этого чухнулись. Прилетела бригада учёных из "Гипротранса" страны, ходили, разводили руками...
Поэтому при возведении насыпей под ж/д полотно и обычных дорог строители стремились всеми возможными способами не нарушить это царство вечного льда". Необходимо объективно признать, что БАМ в то время находился по снабжению на высшей категории по отношению с другими масштабными стройками СССР.