Никогда не осуждайте человека, пока не пройдёте путь в его ботинках.
Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец) - древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата "Дао Дэ Цзин".
Шестой ранг:
После официального опубликования приказа Министра обороны о демобилизации, отслужившие свой срок, солдаты становятся "гражданами" или "дембелями". Реальная практика прохождения воинской службы предполагает, что между приказом об увольнении 20-ые числа сентября и марта и самим увольнением может пройти неопределённое время.
Это не далее даты окончания текущего призыва, то есть 01 января или 01 июля соответственно. Как правило, дата увольнения определяется непосредственным начальником, в особых случаях - командиром части. В таком состоянии перед отъездом из части они пребывают несколько недель.
Они не занимаются боевой подготовкой, не ходят в наряды и не несут караулов, а также часто не подчиняются офицерам. Не меняется лишь положение отверженных. Даже в день увольнения их могут отправить мыть туалет солдаты из низших статусов.
Распространена порочная практика "дембельских аккордов" - когда командир привлекает дембелей на ударные хозяйственные работы, играя на их желании поскорее уволиться. К примеру, командир собирает всех дембелей и приказывает построить из подручных материалов новый военный объект.
Это - забор или свинарник либо гараж и казарма. Увольнение в запас - по окончании работ. Дембель - это лицо особого статуса. Он уже вне социума, но в центре его внимания. Для характеристики такого состояния лучше всего подходит термин "трансцендентность", то есть переход за некий предел.
В религиозной философии этот термин предполагает отстранённость безусловного авторитета, и это полностью соответствует психологическому состоянию дембеля. Он в своём роде трансцендентный армии субъект, на полном основании соотносящий себя с гражданским обществом. Его обязанности в системе экстремальных групп относятся исключительно к сфере символов.
Он мог бы пользоваться всеми правами, но блага казарменного мира уже не его блага. Элита в лице дембелей фактически полностью игнорирует и уставную форму, и знаки неуставной иерархии - они не стирают одежду, не меняют подворотнички и демонстративно распрямляют бляху ремня и кокарду головного убора, всем видом подчеркивая свою отстранённость и от обязанностей уставщины, и от привилегий дедовщины.
Дембельская парадка изготавливается на основе парадной формы или камуфляжа, которые немыслимым образом расшиваются всевозможными аксельбантами и чеканками с золотыми погонами. На флоте на небольших кораблях и подводных лодках дедовщины почти не было: всё на виду, офицеров много.
Однако на больших кораблях тоже зверствовали старослужащие. Если учесть, что служили на флоте три года, а не два, многоступенчатая иерархия стала ещё жёстче. Прослужившие полгода превращались из духов в карасей, год - в борзых карасей, а через полтора года - в полторашников.
После двух лет службы матроса называли подгодо;к, после двух с половиной - годо;к, ну а потом он становился гражданским. Дедовщину на флоте именовали годковщиной, по названию морских дедов.
Ритуалы "перебивания" здесь господствовали особые: карасей кидали за борт или окунали в прорубь, причём делали это неожиданно, а с гражданского в день приказа срывали и разрывали в клочья всю одежду вплоть до белья.